На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические акцентуации характера

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
 

Введение

 
       Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие  за пределы нормы отклонения в  психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
       У подростков от типа акцентуации характера  зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
       За  последнее время психологами  отмечено существенное возрастание числа акцентуированных личностей. По некоторым данным в нашей стране имеется около 30% акцентуированных личностей, занятых в различных сферах деятельности. У многих людей эти цифры вызывают опасения в связи с антисоциальными процессами в обществе, нестабильностью и т.д.
 

1 Понятия «характер» и «структура личности»

 
     Структура личности, по мнению большинства ученых, - это концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
     В психологии понятие «характер»1 (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
     Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные  и поэтому отчетливо проявляющиеся  в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас”  и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.
     Характерными  можно считать не все особенности  человека, а только существенные и устойчивые.
     Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида  в группе, от того как  он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
     Содержание  характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. 
     Решающим  для понимания характера является взаимоотношение между общественно  и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие  и существенные, задачи. Именно на них  формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
     В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии,  что  эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности, личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
     Показательными  для понимания характера могут  быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов.2 Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
     Люди  со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его,  потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
 

2 Понятие  акцентуации характера

 
       Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные  черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
       Будучи  крайними вариантами нормы, акцентуации  характера сами по себе не могут  быть клиническим диагнозом. Они  являются лишь почвой, предрасполагающим  фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, ре­активных и эндореактивныхпсихозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
       При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут  играть роль предрасполагающего или  повышающего риск заболевания фактора (шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении, циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного психозов).
       В ХХ в. немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард [42] ввел такое понятие, как "акцентуированная" личность. Акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психопатическими и нормальными личностями. Они относительно хорошо адаптированы к социальной среде (компенсированы), если среда не предъявляет повышенные требования к месту наименьшего сопротивления ( lokus minoris resistenciae) данного типа личности. Для каждого типа акцентуированной личности это могут быть самые разные требования. Напимер, для гипертимной личности таким местом является ограничение ее активности формальными рамками общения ( уставными отношениями в армии, в других закрытых учереждениях), для сензитивной личности такой точкой является обвинение в нечестности, в совершении неблаговидного поступка.
       Акцентуации характера – это крайний вариант  нормы, так как индивид, обладающий такими чертами характера не отвечает критериям Ганнушкина-Кербикова. Акцентуация характера по Личко – это та преморбидная почва, на которой может развиваться психопатия, если психическая травма приходится на место наименьшего сопротивления той или иной акцентуированной личности. В таком случае следует говорить о декомпенсации психопатии. Если же психическая травма приложена к другим, неакцентуированным структурам личности, то проявляются компенсаторные механизмы психики.
 

3 Классификации  акцентуаций характера

 
       По  степени выраженности индивидуальных черт Личко  выстраивает следущий дискретный ряд3:
       1) латентные акцентуации;
       2) явные акцентуации;
       3) умеренные психопатии;
       4) выраженные психопатии;
       5) тяжелые психопатии.
       При латентной акцентуации черты  характера выражены слабо, но проявляются в том случае, когда психическая травма адресована к месту наименьшего сопротивления данного типа.
       Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера, однако выраженность этих черт не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Особенности характера хорошо компенсированы. Социальная адаптация нарушается, когда психические травмы предъявляют повышенные требования к точке наименьшего сопротивления.
       Конечно же, такое членение весьма условно, и так же, как нет четкой границы  между психопатией и нормальным характером, нет четких границ и  между выделенными промежуточными типами. Чтобы получился полный континиум  человеческих характеров, этот ряд следует дополнить такими разновидностями, как невыраженные (слабо выраженные) характеры, выраженные и ярко выраженные характеры, обладателей которых называют "личностью" в положительном смысле. В основном типы акцентуированных личностей совпадают с типами психопатий, выделяемых в различных психиатрических школах. Приведем для сравнения таблицу соответствия типов психопатий и акцентуаций характера по П.Б.Ганнушкину, классификацией которого пользуются психиатры у нас в стране; по Курту Шнейдеру, классификация которого легла в основу учения К.Леонгарда; и по А.Е. .Личко, который развил теорию акцентуаций Леонгарда и синтезировал с учением о психопатиях Ганнушкина.
       Таблица 1
       Соответствие  типов психопатий и акцентуаций
Тип психопатии по Ганнушкину
Тип психопатии по Шнейдеру
Тип акцентуации  личности (психопатии) по Леонгарду
Тип психопатии и акцентуации  характера по
Личко
Истерические Ищущие повышенной оценки Демонстративные (истероидный)
Истероидный
Параноические Фанатичные  Застревающие (параноический) Паранойяльный
Эпилептоидные Эксплозивные Возбудимые (эпилептоидный) Эпилептоидный
Психастенические Неуверенные в  себе Педантические (ананкастический) Психастенический
Неврастенические Астенические Тревожные Астено-невротический
Конституциональ-но-возбудимые Гипертимики Гипертимические (гипоманиакаль-ный) Гипертимный
Конституциональ-но-депрессивные Депрессивные Дистимические (субдепрессив-ный) Меланхолический
Циклотимные   Аффективно-лабильные Циклотимный
Эмотивно-лабильные Эмоционально-лабильные Аффективно-экзальтированные Лабильный
Впечатлительные   Эмотивные Сензитивный
Шизоидные Бесчувственные   Шизоидный
Неустойчивые Безвольные   Неустойчивый
Конституционально- глупые     Конформный
Антисоциальные       
 
       Леонгард  разделяет акцентуации на акцентуированные черты личности и акцентуированные черты темперамента, тем самым подчеркивая причину генеза акцентуированных черт: влияния среды или воспитания на формирование ауцентуированных черт личности и влияние наследственности (конституции) на формирование акцентуаций темперамента.
       Демонстративные, застревающие, ананкастические (педантичные) и возбудимые типы он относит к  акцентуациям личности, остальные типы – к акцентуациям темперамента.4

       ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ (ИСТЕРИЧЕСКИЙ) ТИП

       Основными чертами характера у демонстративных личностей являются: легкость вытеснения, демонстративное поведение, контактность, легкость в общении, бахвальство, склонность к фантазированию и лживости, притворство, стремление представить себя лучше, чем есть на самом деле, авантюризм.
       В конфликте всегда выступают активной стороной; виновником конфликтов никогда  не признают себя, а только окружающих, которые страдают от их характера.
       Местом  наименьшего сопротивления являются ситуации, когда они остаются в  тени, на них не обращают внимания, они лишены возможности демонстрировать себя. Готовы даже противоречить общепринятым нормам, хвалить то, что другие ругают, и ругать то, что все хвалят, лишь бы быть на виду, на устах, чтобы о них говорили, их замечали.

       ЗАСТРЕВАЮЩИЙ (ПАРАНОИЧЕСКИЙ) ТИП

       Главными  чертами людей такого характера  являются стойкость (застревание) аффекта, честолюбие, самоуверенность, заносчивость, болезненная чувствительность к  обидам (особенно незаслуженным, задевающим их самолюбие, гордость) а также подозрительность, злопамятность и мстительность. Они склонны к образованию сверхценных идей, на реализацию которых уходит вся их энергия, к борьбе за восстановление общественной справедливости, внедрению в жизнь своих теорий и идей.
       Точкой  наименьшего сопротивления данного типа является противодействие со стороны общества (или его институтов) претворению в жизнь их идей. Ответом на это является усиление деятельности, увеличение активности. Тогда начинают проявлять их отрицательные качества – жестокость, злопамятность и мстительность. Провоцируя своей деятельностью (внедрением в жизнь своих идей) постоянные конфликты, нанося окружающим обиды и оскорбления, тем не менее они считают себя обиженными. Мнимые обиды задевают болезненную чувствительность и также вызывают усиленную деятельность.

       ВОЗБУДИМЫЙ (ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ) ТИП

       Главными  чертами этого типа являются импульсивность, грубость, гневливость, неуправляемость, угрюмость, власть инстинктов, а также  мелочность, ригидность мышления и  реакций. Как и у представителей паранойяльного типа, отмечается стремление властвовать, подчинять своей воле, стремление поучать, переделывать все на свой манер.
       Местом  наименьшего сопротивления этого  типа являются попытки подчинить  его чужой воле, навязать не угодный  ему порядок. Реакцией на это являются бурные и продолжительные вспышки гнева, сопровождающиеся нередко насильственными действиями.

       ПЕДАНТИЧЕСКИЙ (АНАНКАСТИЧЕСКИЙ) ТИП

       В противовес демонстративным личностям  у них плохо развит механизм вытеснения. Главными чертами характера являются неторопливость, усидчивость, чистоплотность, ригидность (инертность) мышления, занудство, формализм. У них, как правило, беспокойный сон, плохой аппетит, пугливость, ипохондричность.
       Точка наименьшего сопротивления: ситуации принятия решения, выбора из двух альтернатив, боязнь ответственности за результаты работы коллектива. Они изнуряют себя частыми самопроверками, проверяют, "хорошо ли все сделали, не забыли ли чего-нибудь". Следствием этого являются плохой сон и аппетит. Если умеренные физические нагрузки они могут переносить длительное время, то тяжелые физические и умственные нагрузки могут вызвать истощение, фобии, обсессии, компульсии или невротические ипохондрические развития. Они склонны к ятрогениям и не склонны к алкоголизму, так как считают алкоголь вредным для здоровья.

       ТРЕВОЖНЫЙ (БОЯЗЛИВЫЙ) ТИП

       Первичные черты характера – застенчивость, робость, пугливость, неуверенность  в себе, обидчивость, стеснительность, слезливость, чувствительность, всегда пониженное настроение, страхи, боязнь темноты , грозы, собак.
       Вторичные черты характера – повышенное чувство долга, ответственность, исполнительность, высокие моральные и этические  нормы.
       Точка наименьшего сопротивления –  потеря опеки, ситуации перед выполнением  ответственного задания: контрольной  в школе, экзамена, выступления перед аудиторией ( даже небольшой). Ситуация ожидания вызывает чувство страха, неуверенности в себе, в своих силах и возможностях. Они боятся не справиться с ответственным заданием, провалиться, опозориться, не переносят насмешек. Упреки и обвинения со стороны других также вызывают у них тревогу, угрызения совести, чувство вины, неполноценности и могут привести к суицидным попыткам. Постоять за себя они не умеют, в конфликты с окружающими стараются не вступать, занимают в них пассивную роль, в их возникновении винят себя.

       ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ (ГИПОМАНИАКАЛЬНЫЙ) ТИП

       Главными  свойствами гипертимиков являются беспечная  веселость, безудержная разговорчивость  и скачка мыслей. У них всегда хорошее настроение, самочувствие, сон и аппетит, сильное и рано пробуждающееся сексуальное влечение. Гипертимы – люди инициативные, активные, деятельные. Они могут с легкостью достичь высокого положения, должности, но с такой же легкостью могут все бросить и начать сначала. Жажда деятельности все время толкает их на поиск нового. При сильной выраженности темперамента они могут легко пройти мимо фактов и событий, на которые следовало бы обратить внимание, отнестись к ним серьезно. Они легко заводят разговор с незнакомыми, умеют развлекать других и любят компании. Блестящие собеседники, они никогда не могут наскучить своими разговорами; свою речь пересыпают веселыми шуточками, анекдотами, хохотом, постоянно собирают вокруг себя людей, легко становятся душой компании, где стремятся занять лидирующее положение; любят командовать. Мысли у них легко сменяют одна другую, вызывая богатство ассоциаций, множество идей, большинство из которых остаются нереализованными. У них наблюдаются нарушения этических норм, утрата чувства долга. Они за все берутся, но ничего не доводят до конца. Богатство идей превращается в пустое прожектерство.
       Местом  наименьшего сопротивления является стремление окружающих ограничить их бурный темперамент строгими рамками  режима, уставов ( армейский режим) и  законов ( тюремное заключение в одиночке), принудить к работе, требующей постоянного внимания и усидчивости.

       ДИСТИМИЧЕСКИЙ (СУБДЕПРЕССИВНЫЙ) ТИП

       В противоположность гипертимам, у  которых отсутствует депрессивная фаза, у дистимиков отсутствует гипоманиакальная фаза, поэтому у них вместо беспечной веселости наблюдается серьезность, минорное настроение, пониженный жизненный тонус, слабая воля, мрачные мысли о будущем ( "я всегда вижу во всем плохое").
       Вместо  безудержной разговорчивости –  замкнутость, в разговорах они почти  не участвуют, лишь изредка ограничиваясь короткими замечаниями. Движения медленные, но не резкие, как у тревожных и педантичных людей, а закругленные, плавные. Вместо скачки мыслей – замедленное мышление. Интеллектуальные способности средние, учение дается с трудом, но учатся они удовлетворительно за счет серьезного отношения к занятиям. Обладают обостренным чувством справедливости и высокими моральными принципами. Дистимики добросовестны, обязательны и альтруистичны. К обязанностям они относятся серьезно, ими всегда довольны окружающие. Они тактичны, справедливы.

       АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ (ЦИКЛОТИМНЫЙ) ТИП

       Главной особенностью этого типа является смена  гипертимных и дистимных фаз  с периодами ровного настроения между ними. Смена фаз может  наступать как без видимых  внешних причин, так и под действием внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии (беспечную веселость, безудержную разговорчивость и скачку мыслей), печальные – подавленность, замкнутость, замедленность реакций и мышления.
       Самооценка  и место наименьшего сопротивления соответствуют фазе, в которой находятся.

       АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП

       Главными  особенностями этого типа являются подверженность сиюминутным настроениям, порывистость, легкость переходов от состояния восторга к состоянию  печали, лабильность психики. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние – от печальных. Скорость нарастания реакций, их внешнее проявление отличается силой, причем сила ответной реакции не соответствует силе раздражителя. Они – бурные, порывистые, возбужденные. Их экзальтация чаще всего мотивирована тонкими альтруистическими побуждениями. Они проявляют жалость к несчастным людям, больным животным. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Они могут быть паникерами, в конфликтах выступать как активной, так и пассивной стороной.
       Точкой  наименьшего сопротивления является склонность в порыве отчаяния к суицидным мыслям или действиям.

       ЭМОТИВНЫЙ ТИП

       Этот  тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Люди этого типа не впадают в такие  крайности, и их эмоции развиваются  с меньшей силой. Для них характерна эмоциональность, впечатлительность, чувствительность и глубокие реакции в области тонких чувств и, наряду с этим, тревожность и боязливость. Их можно назвать "мягкосердечными". Если у демонстративного типа за внешними проявлениями эмоций кроется равнодушие и отсутствие сопереживания, то по мимике эмотивных сразу видно, насколько глубоко их захватывают чувства сопереживания людям и животным. Они впечатлительны, слезливы; любые жезненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. У них обостренное чувство долга, исполнительность. Они бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
       Выделяемые  разными авторами типы психопатий и  акцентуаций в чистом виде встречаются  редко. Как не существует четкой границы  между психопатией и акцентуацией, с одной стороны, и между акцентуацией и нормальными характерами, с другой, так нет и четких границ между отдельными типами. В клинической практике врачи чаще всего сталкиваются с мозаичными, аморфными типами психопатий и акцентуаций, границы между которыми нерезкие, размытые, и один тип плавно переходит в другой. Особенности реагирования зависят от жизненных условий, в которых формировалась та или иная личность, и от психотравмирующей ситуации.5 

 

Заключение

 
       Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
       В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
       Леонгард  разделяет акцентуации на акцентуированные черты личности и акцентуированные черты темперамента, тем самым  подчеркивая причину генеза акцентуированных черт: влияния среды или воспитания на формирование ауцентуированных черт личности и влияние наследственности (конституции) на формирование акцентуаций темперамента.
       Демонстративные, застревающие, ананкастические (педантичные) и возбудимые типы он относит к акцентуациям личности, остальные типы – к акцентуациям темперамента.
       По  степени выраженности индивидуальных черт Личко  выстраивает следующий  дискретный ряд: 1) латентные акцентуации; 2) явные акцентуации; 3) умеренные  психопатии; 4) выраженные психопатии; 5) тяжелые психопатии.
       Леонгард  К. выделяет такие типы акцентуаций  как: демонстративный (истероидный); застревающий (параноический); возбудимый (эпилептоидный); педантический (ананкастический); тревожный; гипертимический (гипоманиакальный); дистимический (субдепрессивный); аффективно-лабильный; аффективно-экзальтированный; эмотивный.
       Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым  позволяет предвидеть факторы, способные  вызвать психогенные реакции, ведущие  к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
       Подростковый  возраст – остро протекающий  переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной  стороны, для этого сложного периода  характерны негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность парня или девушки, более разнообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется сфера общественной деятельности. Данный период отличается выходом юниоров на качественно новую социальную позицию, в которой формируется их сознательное отношение к самим себе как полноправным членам общества.
 

Список литературы

 
    Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 2
    Гамезо М.В., Домашенко И.А.// Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.