На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории. 

Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном  языке слово экономика имеет множество значений.
    Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.
    Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).
    Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.
 
    экономические науки                             экономическая теория
        
    конкретные  экономические науки

    отраслевые                     функциональные                      на стыке с другими
(экономика  машино -          (бух. учет, статистика,             (эконом. статистика,
строительной, лёгкой          менеджмент, финансы             география, история,
промышленности  и др.)       и др.)                                       эконом. учения и др.) 

Функции экономической теории:
    Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются  выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.
    Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.
    Образовательная.
    Практическая (прикладная).
 
Методы  экономического исследования:
    наблюдение и сбор фактов;
    эксперимент;
    моделирование;
    научных абстракций;
    анализа и синтеза;
    системный комплексный подход;
    индукции и дедукции;
    исторический и логический;
    графический.
Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).
Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).
Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).
Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).
Макроэкономика – изучает экономику страны в целом. 

                  индукция                                    дедукция 

    частные
факты
общее положение
    частные выводы
 
 
Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала. 
 
 
Тема 1.2: История развития экономической теории.
 
Этапы развития экономической теории.
 
I меркантилизм        (15-17 века)
II классическая полит. экон.         (16-19 века)
III марксистская пролетарская       (19-20 века)
IV экономик-с  (20-21 века)
 
 
I этап –главные идеи:
1) Главным  богатством общества являются  деньги, сокровища, золото.
2) Источником  этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство  должно активно вмешиваться в  экономику, помогая обогащению  общества.
Стратегия раннего меркантилизма.
Богатство в стране создаётся с помощью  административных мер:
    запрет вывоза денег за рубеж;
    ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);
    наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.
Стратегия позднего меркантилизма.
Создание  богатства в стране, создаётся  с помощью торговли и экономических  методов:
    поощрение внешней торговли;
    колониальная политика;
    судоходство;
    развитие производства экспортных товаров;
    поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).
Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.
 
 
II этап – главные идеи:
    Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».
    Продукты даёт только материальное производство.
    Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.
Идеи  физиократов:
    Источник богатства общества с/х производство.
    Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.
Идеи  классической рыночной школы:
      1.Источник богатства общества  – любое производство.
      2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.
Адам  Смит и Дэвид Риккардо – главные  идеологи.
 Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене. 
 
III этап – главные идеи:
    Капиталистическое производство не состоятельно.
    Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.
    Построение социализма с государственной собственностью.
Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.
 
IV этап – главные идеи:
    Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).
    Курс на исследование чистой экономики.
    Уход от классовых политических оценок и от фронтации.
Идеи  неоклассицизма:
    1. Частнопредпринимательская  рыночная система, способна к саморегулированию.
    2.  Государство лишь создаёт благоприятные  условия условий для её функционирования.
   Автор: Джеймс Маршал.
Идеи  кейнсианства:
    Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.
    Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.
Автор: Джон Кейнс.
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И  ЭКОНОМИКА.
Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.
 
 Основные этапы производства:
    Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.
    Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.
    Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.
    Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.
Производство  предполагает функционирование в каждом обществе определённых  производственных сил, которые включают в себя следующие  элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами  являются:
    Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).
    Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.
 Другие  факторы производства: организация  производства, инвестиции, инновации,  экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.
Все факторы  производства объединяются в абстракции:
1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.
2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.
3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).
Плата за капитал – процент.
4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.
 
Человеческий  фактор производства.
Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.
Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.
Труд  определяется показателем производительности труда, который в свою очередь  рассчитывается количественными показателями:
      выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.
               B=Q/t*ч
               Q – количество продукции (шт.)
                t – период
                ч – человек
               2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество                    труда затрачено на выработку единицы продукции.
                          T=t/Q
                        выработка должна возрастать, а  трудоёмкость снижаться.
Основные  факторы, определяющие  уровень производительности труда:
    уровень образованности, квалификации, профессионализма;
    степень заинтересованности работника в результате труда;
    степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.
    природные условия.
Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.
Работник  нового типа, его  основные черты:
    высоко и всесторонне образованный;
    профессионально компетентный и деловой;
    самостоятельный и творчески мыслящий;
    активно и ответственно действующий.
 
Бальный метод оценок работника  нового типа.
 Метод  состоит из расчёта в среднем  взвешенной величины балла (Б)  и веса (В) наиболее важных показателей  в оценке специалиста.
Оценка  балла работника:  Обалл=?Б*В/?В
Оценка  веса работника: Овес=?Б*В/?Б                                          Б=1, 2, 3, 4, 5.
 
Весовые характеристики сотрудников  фирмы по производству новейших технологий.
 
Характеристики Вес
1. квалификация 8
2. опыт  работы (стаж)                9
3. образование  (способность к самообразованию) 10
4. коммуникабельность               1
5. инициативность 2
6. адаптивность              4
7. качественное  выполнение работы и аккуратность 7
8. трудолюбие  и прилежание               5
9. сообразительность 3
10. ответственность                    6
 
 
 
Оценочный лист сотрудника фирмы.
Ф.И.О.                                                                                                 Смирнов А.С.                                       
                      вес 8 9 10 1 2 4 7 5 3 6
                      эксперты           характеристики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                      1. Иванов 5 4 5 3 3 4 5 4 4 5
                      2. Петров 4 5 5 4 3 4 5 5 4 5
   
Иванов:   Обалл=248/55=4,5                 Овес= 248/42=5,9
Петров:   Обалл= 255/55=4,6                Овес= 255/44=5,6
 
 
Тема 2.2: Производственные возможности общества.
Вмененные издержки.
 
Все экономические  ресурсы (природные, материально-технические, трудовые, финансовые) обладают одним  свойством – ограниченным количеством, т. е. ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие ограниченности ресурсов объём производства также ограничен.  Экономическая теория изучает закон ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Что определяет альтернативность их использования.
 
 

 
 Когда  стоит проблема выбора, то возникают  три главных вопроса экономики:
1) Что производить? - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве должны быть произведены. Определяется голосованием по средствам денег покупателя.
  2) Как производить? – это принятие решения о том с помощью, каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. Определяется конкуренцией между товаропроизводителями и конкурентоспособностью товаров (низкие издержки и цена, высокое качество с применением ресурсосберегающей технологии).
  3) Для кого производить? – это проблема, решающая кому распределяется и кто потребители. Разрешается соотношением спроса и предложения. Спрос указывает, куда направлять ресурсы, а производитель решает куда выгоднее вкладывать ресурсы для обеспечения максимального дохода и прибыли.
Управляя  экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые  обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придётся отказаться.
 
Производственные  возможности общества – это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определённый период времени, при данных ресурсах и технологии.
Возможности производства книг и станков (средств  производства и  предметов потребления).
 
вид продукта
альтернатива
А Б В Г Д
станки  тыс. шт. 10 9 7 4 0
книги тыс. шт. 0 1 2 3 4
 
Задание: на основании данных таблицы построить график, кривая линия которого, отразит границы производственных возможностей (ГПВ).
Может ли данное общество при данных ресурсах производить: а) 5 единиц книг и 2 единицы  станков, б) 2 ед. книг и 5 ед. станков, в) 3 ед. книг и 3 ед. станков, г) 5 ед. книг и 6 ед. станков.
 
             станки
  книги
 
Вывод: любая комбинация продуктов вне линии ГПВ невозможна, а любая комбинация внутри ГПВ возможна, при этом ресурсы используются не полно и не эффективно. Только точки А, Б, В, Г показывают эффективное использование ресурсов.
 
Вменённые издержки  - это то, от чего общество отказывается, когда выбирает из двух наиболее желанных альтернатив.
 
Условный  пример:
Вы идёте  в магазин, но у вас ограниченный доход, который заставляет выбирать из двух альтернатив, например платье и костюм. Если вы выбираете платье, то вменёнными издержками будет являться костюм, от которого приходиться отказываться.
Вывод: таким образом, вменённые издержки – это цена выбора или упущенная выгода при смене производственных альтернатив. При переходе от альтернативы А к альтернативе В общество получает дополнительную одну единицу книг, но при этом лишается одной единицы станков. Потерянная единица станков в данном случае – вменённые издержки производства одной единицы книг.
В экономике  действует закон вменённых издержек, который означает, что по мере увеличения выпуска любого продукта вменённые  издержки производства каждой новой  его единицы растут.
Вменённые издержки производства книг и станков  при смене производственных альтернатив.
 
производственные  альтернативы
вменённые издержки продукции каждой дополнительной единицы
обозна- чение
книги (млн. экз.) станки (млн.  экз.)
книг станков
А 0 4 число единиц станков, теряемых при выпуске дополнительных единиц книг число единиц книг, теряемых при выпуске дополнительных единиц станков
Б 1 3
В 2 2 при переходе: от А  к Б;
от Б  к В;
от В  к Г;
от Г  к Д
при переходе: от Б  к А;
от В  к Б;
от Г  к В;
от Д  к Г
Г 3 1
Д 4 0
 
 

Вывод: главной причиной действия закона возрастания вменённых издержек является далеко не полное взаимозаменяемость факторов производства для изготовления различных продуктов (разные средства производства, технологии специальности рабочих и д. р.)
При смене  производственных альтернатив обществу приходится  переключать на развитие новой отрасли, не приспособленные для неё ресурсы из других хозяйственных сфер. Поэтому стоимость этих ресурсов возрастает на каждую дополнительную единицу продукции.
В примере  нарастающее расширение книгоиздания (от А к Д) потребует переквалификации изготовителей станков, книгоиздателей. Ресурсоёмкость дополнительных книг возрастает, а число снятых с производства станков в расчёте на каждую дополнительную книгу увеличивается.
Если  бы ресурсы были бы полностью взаимозаменяемы, вменённые издержки оставались бы постоянными, а линия ГПВ была бы прямой.
 


 

Расчёт  графиков производственной возможности  при взаимозаменяемых ресурсах, расширений книгоиздательства и станкостроения.
Рассчитать  и построить графики производственных возможностей общества в условиях увеличения ресурсов и технического прогресса.
База  книгоиздания возрастала в 2 раза, а  станкостроение на 40%.
 

В связи  с экономическим ростом возникает  крайне важный для будущего каждой страны момент, т.к. от сегодняшнего выбора той или иной альтернативы производство во многом зависит завтрашние производственные возможности общества.
Разделим  товары на две условные группы:
I  Товары будущего: средства производства, инноваций и научно-технические исследования, образование, обучение кадров, профилактическая медицина.
II  Товары для настоящего: продукты питания, одежда, обувь и др. потребности населения.
Построить графики товаров для настоящего и будущего; А – при разумном использовании ресурсов; В – при использовании ресурсов нерационально.


 
Тема 2.3: Экономические системы, их основные типы.
Типы  экономических систем.
 
1) Традиционная, присутствует в странах с натуральным хозяйством и распределением дохода не в соответствии с трудом, а по национальным традициям или обычаям.
 
2) Централизованная (административно - командная), суть которой в государственном монополизме.
Основные  черты централизованной системы.
- господство  государственной собственности;
- диктатура  государственного плана;
- административные  методы управления;
- финансовая  диктатура.
Плюсы:
- стабильная  экономика;
- меньшее  неравенство в обществе;
- нет  проблем с трудоустройством;
- более  стабильные цены.
Минусы:
- нет  стимула к труду;
- всеобщие  дефициты и неэффективность экономики;
- диктат  производителей над потребителями;
- безынициативность  людей и неудовлетворенная работа  государственной собственности.
3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.
Характерные черты:
- частная  собственность на ресурсы и  средства производства;
- саморегулирование  экономики рыночными факторами;
- свобода  выбора экономических партнёров;
- минимум  вмешательства государства в  экономику.
Плюсы:
- стимулирует  выгодную предприимчивость у  работников;
- отвергает  неэффективное производство;
- не  требует большого аппарата управления;
- даёт  больше прав и возможностей  потребителям.
Минусы:
- усиливает  неравенство в обществе;
- нестабильность  в экономике;
- инфляция;
- безработица;
- отсутствие  государственного регулирования. 
 
4) Смешанная, которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.
 
Сравнительные характеристики централизованной и рыночной экономики.
 
КОМАНДНАЯ признак для сравнения РЫНОЧНАЯ
государственная 1.преобладающая  форма собственности на средства  производства частная
жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства 2.характер экономической  деятельности свобода предпринимательства  и выбора партнёра
централизованное  планирование 3.способ согласования  хозяйственной деятельности рыночное саморегулирование
необходимость выполнения государственных планов и государственных заявок 4.главный мотив  экономической деятельности личная выгода
Справедливое  распределение 5.главная забота  общества эффективность распределен6ия
 
 
 
Монополия и конкуренция.
Монополия – это господство на сегменте рынка одного производителя, продавца или объединения предприятий в целях повышения цен и повышения монопольно высокой прибыли.
Экономическая конкуренция предполагает соперничество между различными производителями на рынке за наиболее выгодные условия производства реализации продукта.
 
Характерные черты основных моделей  рынка.
 
                      Характерный признак Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
                      монополистическая олигополия монополия
                      1.число  фирм в отросли очень много много несколько одна
                      2.доля  рынка очень небольшая небольшая значительная контролирует 100% продажи
                      3.тип  товара Одинаковые  изделия Разная продукция  сходного значения (взаимозаменяющая) Одинаковые  или различные изделия Уникальный  товар, не имеющий заменителей
                      4.возможность  влиять на цены товаров Отсутствует Существует в узких рамках Большое влияние максимальное
                      примеры Рынки с/х продукции, товарные биржи, валютные рынки Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг, товаров  промышленного назначения Металлургическая, автомобильная, бумажная промышленность бытовые приборы Естественные  газа, нефти, электро- энергоснабжения, ж/д и авиа перевозки, водные ресурсы  отрасли
 
Тема 2.4: Собственность как основа производственных отношений.
 
    Собственность - отношение между субъектом с одной стороны и объектами с другой стороны, заключающиеся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, характеризующих принадлежность объекта к какому-либо субъекту.
    Юридическая сущность собственности отражает определённые права собственника на объект, гарантирующие ему возможность владеть, распоряжаться или пользоваться этим объектом по своему усмотрению.
    Право собственности - право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы.
Таким образом, собственность - это еще и доля прав на использование ресурсов.
    Элементы  собственности:
      Право владения;
      Право использования;
      Право управление;
      Право на доход;
      Право суверена;
      Право на безопасность;
      Право на передачу благ в наследство;
      Право на бессрочность обладания благом;
      Запрет на использование способов наносящих вред внешний среде;
      Право на ответственность в виде взыскания;
      Право на остаточный характер.
    Виды  собственников:
      Физическое лицо – это гражданин, как субъект гражданских имущественных и не имущественных прав и обязанностей.
      Юридическое лицо – это организация, предприятие или учреждение, являющееся субъектом, носителем гражданских прав и обязанностей, вступающая в хозяйственные связи от своего имени, как самостоятельная целостная единица.
      Государство и муниципальные образования – это органы местного самоуправления.
Физические  и юридические лица выступают  между собой в правовые отношения  по поводу разных видов имущества:
а) недвижимое;
б) движимое;
в) интеллектуальная собственность.
        Защита и закрепление отношений собственности утверждены УК РФ от января 1997 г. статьи 21 - 23.
    Собственность в экономическом  смысле – сложные хозяйственные отношения между субъектом и объектом, которые существуют в производстве и имеют структуру.
         
 
 
 
                                     Собственность
              частная -                                                                      общественная                                                                                                     
собственность граждан и                                                          государственная и  собственность  созданных                                                           муниципальная   
ими юридических  лиц:                                                                собственность:
хозяйственное товарищество,                                      унитарное предприятие
полное  товарищество,
коммандитное  товарищество,
производственный  кооператив,
унитарное предприятие,
акционерное общество,
ООО, ОДО, ОАО, ЗАО.    
 
Основной  категорией между  объектом и субъектом  являются блага:
 
 
Тема 2.5. Воспроизводство. Парето – эффективность.
 
Процесс производства несёт не одноразовый  характер, а непрерывно возобновляемый, т.е. этот непрерывный процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении потребляемых товаров, называется воспроизводством.
Каждый  цикл воспроизводства имеет и  потребляет в процессе создания нового продукта рабочую силу, станки, оборудование, сырьё и капитал, между которыми должны быть соблюдены определённые пропорции. Нарушение этих пропорций  в организации производства, ведёт к сбою и снижению эффективности.
Воспроизводство может быть простым, расширенным  и зауженным.
Простое воспроизводство – это непрерывно повторяющийся процесс, при котором количество и качество создаваемого продукта и величина действующего капитала на определённом промежутке времени остаётся неизменным.
 

Расширенное воспроизводство – это процесс производства во всё более увеличивающихся размерах. Размеры производимого продукта и количество вкладываемого капитала в каждом последующем цикле возрастает. 
Зауженное воспроизводство – это процесс при котором вследствие каких либо экономических причин происходит снижение количества производимой  продукции и соответственно снижается размер капитала и прибыли.
 
Производственная  функция.
Q = f (L, N, K)                                                                          
Где Q – производство определённого вида товара
            L – фактор земли
            N – фактор труда
            К – фактор капитала
Решая данное уравнение производственной функции, производители стремятся  к оптимизации своего производства и тем самым действуют в  интересах всего общества.
Однако  решить эту проблему возможно только при эффективном использовании  всех ресурсов, т. е. когда каждый производитель  получает наибольшую отдачу при отсутствии потерь в виде упущенной возможности.
Итальянский экономист Вильфредо Парето вывел  закон:
«Ресурсы можно снижать эффективно, а значит оптимально распределёнными при заданном уровне возможности, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других».
Таким образом, Парето – эффективность  – это такое состояние хозяйственной системы при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества.
Если  же существует возможность хотя бы для одного участника рынка улучшить своё положение, не нанеся ущерба другим, то такое распределение экономических благ не эффективно.
 Только  рынок способен обеспечить Парето  – эффективность т. к. оптимально  распределяет ресурсы среди конкурентов.
 
 
 
Раздел 3.   МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 3.1: Сущность рынка, основные элементы рынка, теория спроса и предложения, рыночное равновесие.
 
Рынок – это система, дающая возможность покупателям, (потребителям) и продавцам (производителям) совершать свободную куплепродажу товаров.
  Основные типы  и признаки рынка:
1.Экономическое  назначение товаров:
      1.1. рынок средств производства
      1.2. рынок информации
      1.3. потребительский рынок
      1.4. рынок капиталов
      1.5. финансовый рынок
      1.6. валютный рынок
      1.7. рынок акций, ценных бумаг
      1.8. биржевой рынок
      1.9. рынок услуг
2. По действующему законодательству:
                   2.1.государственный рынок
                   2.2. частный рынок
                   2.3. муниципальный рынок
                   2.4. легальный рынок
                   2.5. теневой рынок
3. По географическому признаку:
                   3.1.местный
                   3.2. городской
                   3.3. национальный
                   3.4. региональный
                   3.5. международный
                   3.6. мировой
4. Уровень насышенности  товарами и ресурсами:
                   4.1. дефицитный
                   4.2. избыточный
                   4.3. равновесный
5. Степень зрелости  рыночных отношений:
                   5.1. развитой
                   5.2. формирующийся
                   5.3.неразвившийся
6. Существование конкуренции:
                   6.1. рынок совершенной конкуренции
                   6.2. монополистический
                   6.3. олигополистический
7. По ассортименту  товаров:
                   7.1. замкнутый (товары только одного производителя)
                   7.2. насыщенный (множество аналогичных  товаров)
                   7.3. широкого ассортимента (несколько  видов товара)
                   7.4. смешанный (наличие разнообразных  товаров не связанных       
                          между собой).
                              Основные функции  рынка:
1) Посредническая – состоит в том, что рынок напрямую соединяет продавцов и потребителей товаров, предоставляет им возможность общаться друг с другом  на экономическом языке цен, спросов, предложений и прочее.
2) Ценообразующая – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.
3) Информирующая – сложившиеся цены сообщают бизнесменам о состоянии экономики, например: ? разброс цен, через их падение или рост. Бизнесмены узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и прочее.
4) Регулирующая – из менее выгодных отраслей, с низкими ценами, капиталы вливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
5) Стимулирующая – рынок стимулирует активных, деловых бизнесменов, которые получают прибыль, т. к. производят товары наиболее нужные потребителям, таким образом, совершенствуют производство, увеличивая производительность и снижая издержки. 
6) Оздоравливающая – «очищает» экономику от ненужной и хозяйственной неэффективной деятельности и производств развивается конкуренция между товаропроизводителями и выживает тот, чья продукция более качественная.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка и их удельный вес в общем, объёме рынка, т. е. это деление всей системы рыночных отношений на специфические группы элементов, определённое по выбранным критериям.
 Рыночная инфраструктура – это совокупность специальных рыночных институтов: банковская и биржевая система, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационно вычислительные центры, рекламное бюро, оптовые и розничные фирмы, аукционы, ярмарки, коммерческие и посреднические центры.
 
Процесс производства новой  собственности.
1) Инновационный  бизнес.
2) Процесс  производства новой стоимости. 
3) Увеличение  новой стоимости.
     Д – Т – Д1
     Д1 = Д + д
     Д – Трсп… - П … Т1 – Д
     Ст = СП - Ср
     Сд = Пв + Зп
     Пр = Рз + Пц + Пц
     Сд = Зп + Рз + Пц + Пц
                                  3 варианта бизнеса
  1) Спекулятивный, т.е. это скупка товаров по заниженным ценам и их перепродажа по завышенным ценам с целью нажива.
2) Криминальный, способ обогащения, основанный  на мошенничестве и др. преступных действиях.
 3)Процесс производства новой стоимости
Д – Т … П …  ТI - ДI
Эргономика – путь повышения производительности труда, - это наука, которая находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду.
К особенностям и возможностям человеческого организма  она облегчает его адаптацию  к усложняющимся условиям современной  технологии, оптимизирует все компоненты системы, при этом учитывается, как  воздействуют на физиологию и психику  людей физические условия труда. Например: t, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.
Изучается влияние режима рабочего времени  на биологические ритмы организма. 
Эргономика  анализирует темп, тяжесть, формирование и содержание индивидуальной и групповой  деятельности, организацию рабочего места и систему контроля над трудом.
 
Основные  элементы рынка: товар, стоимость, цена, спрос, предложение, равновесие.
Товар как экономическая категория является благом, произведённым для обмена.
                               Свойства товаров:
        способность удовлетворять потребность;
        пригодность к обмену;
        обращения на рынке;
        формирование товара в результате индивидуальных затрат труда.
Потребительская стоимость – 1
Меновая стоимость – 2
Рыночная  стоимость – 3
Общественная  стоимость – 4
Стоимость товара возникает в том случае, если товар не пользуется спросом, остаётся невостребованным на складах.
Рыночная  стоимость, выражается в деньгах, является ценой.
Товарноденежные отношения развивались  в три этапа:
    непосредственный обмен различных продуктов труда (Т - Т1)
    из массы производимых товаров выделяют товары эквиваленты (посредники), на которые обменивались другие товары. (Т – Тэ (п) – Т1)
    в роли товара эквивалента стали появляться  драгоценные металлы (золото, серебро), которые далее превратились в деньги (Т – Д – Т 1)
    Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и является посредником в их обмене.
    Полноценные – это деньги, в роли которых выступал денежный товар, имеющий собственную стоимость.
    Собственная стоимость (С) определяется затратами на производство
    Номинальная (нарицательная) (Н) то что на них обозначено.
    У полноценных  денег С = Н.
    Неполноценные – заменители полноценных денег, у которых С?Н
    Виды  неполноценных денег:
    - бумажные  денежные знаки;
    - биллоны  (металлические денежные знаки  в виде монет);
    - кредитные  деньги (векселя, чеки, кредитные  карты).
    В зависимости  от того, какие деньги используются в обращении в государстве, различают  два типа денежных систем:
    1) монетарная  система.
    2) система обращения денежных знаков.
    Функции денег:
      Мера стоимости;
      Средства обращения проявляются, когда деньги выступают как посредник в обмене;
      Средства платежа, проявляются тогда, когда деньги не предполагаются для обмена, а используются для различных выплат (оплата труда, налоги, долги, услуги);
      Средства накопления.  
Вывод: из функций денег, как средства обращения и платежа следует, что в экономике необходимо соблюдение равенства между товарной и денежной массой и денежное обращение подчинено закону.
«Закон денежного обращения»:
«Количество денежной массы в обращении необходимое  в данный момент для обеспечения  товарного обращения в стране М прямо пропорционально произведению цены Р товаров, реализуемых в  стране на объём Q валового (внутреннего), национального продукта (ВНП) и обратно пропорциональна скорости V обращения денег». M=PQ/V На основании данного закона И. Фишер вывел уравнение MV=PQ
Нарушение этого закона отрицательно для экономики  страны, т.к. избыток денег вызывает инфляцию. 
Полезность  товара.
Объективные и субъективные споры полезности материального блага.
Теория  «предельной полезности».
Согласно  теории трудовой стоимости только на рынке при обмене выявляется общественно  необходимый уровень затрат труда, т.е. стоимость создаётся в производстве, а проявляется на рынке.
Без рыночных оценок покупателю не возможно выявить  полезный эффект признанной продукции, т.к. рынок определят «ценность» товара.
В создании ценности товара принимает участие  три равноправных фактора производства:  земля, труд, капитал. Поэтому теория трудовой стоимости имеет расхождение с теорией предельной полезности, которая связана с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей или полезностей.
Вывод: без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ при принятии хозяйственного решения никакая экономическая деятельность была бы невозможна.
Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов достигаемых в результате использования продуктов, товаров и услуг.
Два вида полезностей:
1) Абстрактная – это способность блага удовлетворять какую – либо потребность.
2) Конкретная – означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага.
Субъективная  оценка зависит от двух факторов:
- от  имеющегося запаса данного блага
- от  степени насыщения потребности  в нём.
 
При этом возникают три закономерности самого процента потребления:
    Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.к. постепенно удовлетворяется.
    Переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.
    Напряжённость потребности убывает, полезность блага для потребителя так же убывает по мере роста количества этого блага.
        Существует понятие:
      Маржинальная (предельная) полезность MU это дополнительная  полезность от потребления каждой последующей единицы блага.
    Общая TU – это совокупная полезность от потребления всех единиц блага.
                                       n              
                             ТU=?МU
                                       i=1
Увеличивая потребление  блага, повышается общая полезность, а предельная будет убывать, при  этом рост общей полезности будет  возрастать во всё более замедляющемся  темпе.
Немецкий экономист  Гессен 1854г. впервые сформулировал закон «убывающей предельной полезности», который гласит:
«Чем больше количество потребляемых благ, тем  меньше предельная полезность, получаемая в результате потребления каждой новой единицы благ».
Изменения общей и предельной полезности в зависимости от объёма потребления.
 
Количество  потребляемого товара Q Общая полезность Т.И Предельная  полезность М.И
0 0 40 30
20
10
0
1 40
2 70
3 90
4 100
5 100
 
 
      Построить график маржинальной и общей полезности.

Вывод: общая полезность с увеличением объёма потребления растёт (прямая зависимость) но темпы её роста постепенно понижаются, это вызвано уменьшением предельной полезности.
Теория  спроса, предложения, равновесной рыночной цены.
 
Основным  механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.
С помощью  рыночной системы общество решает, как распределить ресурсы и производимую из них продукцию.
Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течении определённого периода.
Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.
«Закон  спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость.
 
      Шкала спроса на условный товар.
 
цена (Р) за товар  у.е. величина спроса (Q) у.е.  точки на  графике
5
    10
                    С1
4
    20
                    С2
3
    35
                    С 3
2
    55
                    С4
1
    80
                    С5
 
Вывод: при снижении цены увеличивается спрос и (наоборот), но изменение спроса может происходить не только при изменении цены.
 
      Основные  неценовые факторы  изменения спроса.  
1.Изменения вкусов потребителя.
Пример: здоровый образ жизни (пропаганда) ведёт  к увеличению спроса на                спортивные товары и снижению спроса на табачные и алкогольные изделия.                  2.Изменение числа покупателей.
Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары.
3. Изменение доходов потребителя.
Пример: при достижении высшего уровня доходов  потребители могут    заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.
4.Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:
Пример: снижение цен на говядину снижает  спрос на свинину;   
б)взаимодополняющие  товары которые не могут существовать друг без друга.
Пример: машина и бензин, фотоаппарат и  батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.
5.Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.
6.Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.
 
 
Задание: построить график спроса в условиях действий неценовых факторов
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вывод: при увеличении спроса кривая (К2) смещается вверх и вправо. При снижении спроса (К3) смещается вниз и влево.
  Предложение  выражает количество продукта, которое  производитель желает и способен  произвести и предложить к  продаже на рынке по некоторой  цене из возможных в течении  определённого периода времени.
 
Объём предложения –  это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.
«Закон  предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.
 
Неценовые факторы изменения  предложения.
1.Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).
2.Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.
3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.
4.Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).
5.Погодные  условия только для сельского  хозяйства.
6.Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот).
Взаимодействие  спроса и предложения приводит к  установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются  спрос и предложения товаров.
Задание: показать на графике  влияние неценовых факторов на предложения:
Цена  за товар (Р) у.е. Величина спроса (Q) у.е. Величина предложения Точки на графике
1 80 20 С1 П1
2 55 40 С2 П2
3 35 55 С3 П3
4 20 68 С4 П4
5 10 80 С5 П5
 
График влияние  неценовых факторов на предложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эластичность  спроса и предложения.
Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.
Эластичность  спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.
Ed = ?Q/Q : ?Р/Р
?P, ?Q – изменение спроса и предложения.
P, Q – прежняя цена и спрос.
 
Виды  коэффициента эластичности(Ed)

 
Ed Характеристика
¦Ed ¦> 1 Эластичный  спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается)
¦Ed¦= 1 Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной )
¦Ed¦< 1 Неэластичный  спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт)
¦Ed¦= 0 Абсолютная  неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара)
¦Ed¦= ? Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля).
                                                          
Т.к. цена и спрос находятся в обратной зависимости, коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное  значение.
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:
Eg = ?Q/Q : ?Р/Р
Q – предложение
Eg всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.

Перекрёстная  эластичность в системе  цен.
Существует 3 вида взаимодействий в системе цен:
1.Эфект  дополнения – это связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга по своим потребительским свойствам и цены которых изменяются в противоположном направлении.
2.Эфект  замещения – связь между ценами товаров, которые замещают друг друга и цены на которые изменяются в одном направлении.
3.Эфект  дохода – это связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потребителей.
Перекрёстная (косвенная) эластичность позволяет  измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А и % изменению цены на продукт В.
Коэффициент перекрёстной эластичности равен отношению изменения количества продукта А и изменению цены продукта В.
Еаб = ?Qа/?Рв
 
Еаб характеристика
Еаб 0 > 0 продукты а  и б взаимозаменяемы
Еаб 0< 0 продукты а  и б взаимодополняющие
Еаб = 0 продукты а  и б независимые друг от друга
 
Закон убывающей предельной полезности.
Согласно  теории трудовой стоимости только на рынке при обмене выявляется общественно  необходимый уровень затрат труда.
Расхождение «теории предельной полезности»  с «теорией трудовой стоимости» связано  с проблемой соизмерения разнородных  потребительных стоимостей иначе названных  полезностей, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта, тех или иных материально – духовных благ при принятии хозяйственных решений никакая экономическая деятельность была бы невозможна.
Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов, достигаемых в результате использования продуктов, товаров, услуг.
Выделяют  два вида полезностей:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.