На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Егулирование внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение…………………………………………………………………….2
     1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………...……….3
     2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
     3. Государственное регулирование внешней торговли………………….7
     4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений…………………………………………………………10
     5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экономике России…...………………14
     Заключение………………..………………………………………………21
     Список  использованной литературы…………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом  хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и  прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно  реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в  мировом сообществе с учетом собственных  интересов и специфических целей  развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической  политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.
          Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
     Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран  мира, торгующих друг с другом.
     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества.
     К традиционным формам внешнеэкономических отношений обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые. 
 

1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
          Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
     Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран  мира, торгующих друг с другом.
     Все взгляды на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:
     а) Свободная торговля - согласно концепции  торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает  наиболее высокого уровня материального  благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной  торговле, то есть при невмешательстве  или ограниченном вмешательстве  государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё  классиками А. Смитом и Д. Рикардо  на основе принципов абсолютных и  сравнительных преимуществ.
     Предполагается, что для международной специализации  стран определяющими факторами  являются природо-климатические факторы, а также различный уровень  экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь  противниками государственного вмешательства  в экономику, сторонники свободной  торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов  свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;
     б) Протекционизм - согласно концепции  протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового  баланса. Сторонники кейнсианства и  институционализма являются приверженцами  концепции протекционизма.
     Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости  от экономических взглядов лиц, ответственных  за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры  эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.
     Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство  может быть просто необходимо.
     Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению  безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения  огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством  и национальным законодательством  всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению  деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы  и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого  необходима протекционистская политика.
     Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и  более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным  странам, в то время как протекционизм  более приемлем для экономически менее развитых стран.
     Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных  актах государства, а также в  международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической  деятельности относятся:
     - внешнеэкономическая деятельность  является составной частью внешней  политики страны;
     - приоритет экономических мер  регулирования;
     - единство системы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за  её реализацией;
     - равенство прав и ответственности  субъектов внешнеэкономической  деятельности и защита их интересов  государством;
     - государственное вмешательство  должно быть оправданным и  не наносить вред участникам  внешнеэкономической деятельности  и населению в целом;
     - обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов страны, а также выполнение  международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
     - единство таможенной территории.
2.Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 

     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества.
     К традиционным формам ВЭО обычно относят  внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое  сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные  формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о  системе внешнеэкономических отношений  в целом, можно выделить следующие  основные направления их государственного регулирования:
     - внешнеторговые,
     - инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию)
     - валютно-финансовые. 

     В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические  отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
     К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование  лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
     Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических  мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного  курса и т.д.
     Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
     Выделяют  протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.
     Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства  подходили очень близко либо к  полному прекращению внешнеэкономических  связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
     Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской  или умеренной внешнеэкономической  политики, которые характерны для  многих развивающихся и стран  с переходной экономикой, вынужденных  защищать собственную национальную промышленность.
     Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических  формах воздействия) характерны и для  промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.
     Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики  и протекционизма.
     Конкретные  методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией  отдельных направлений внешнеэкономической  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственное  регулирование внешней  торговли.
     Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).  

     
 

     Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
     Таможенная  пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
    фискальную - пополнение госбюджета;
    протекционистскую - защита отечественных производителей;
    регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
     Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
     Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.
     Существуют  различные виды классификации  таможенных пошлин. Наиболее распространенными является:
     1) По объекту обложения выделяются:
     -импортные,
     -экспортные,
     -транзитные;
     2) По способу взимания:
     - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара),
     - специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара),
     - комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.
     Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.
     В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие  группы:
    меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
    меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
      совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:
           а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к  упаковке, маркировке, доставке); 
      б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

      совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:
           а) специальные правила импортных  платежей 
      б) множественные валютные курсы 
      в) ограничения на накопление иностранной валюты 
      г) импортные депозиты 
      д) отсрочки импортных платежей 
      е) субсидирование и кредитование экспорта.

     Особое  место в ряду нетарифных методов  занимают паратарифные барьеры.
     3. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара).
     К данной категории торговых барьеров относятся:
    внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
    различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства
    декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.
 
     Всемирная торговая организация (ВТО) стремится  максимально ограничить использование  нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных  товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю.
     Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными  товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.
     В развитых странах ряд видов квотируемой  продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции  ввозимой сверх этих квот, применяются  консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.
     При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется  отдавать предпочтение финансовым мерам.
     Тарифные  и нетарифные методы регулирования  составляют основу протекционистской  политики государства. 
 

4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений.
     Важным  направлением внешнеэкономических  отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).
     Характерной особенностью движения капитала на современном  этапе является включение все  большего числа стран в процесс  экспорта и импорта капиталов. При  этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.
     Однако  если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в  межгосударственном движении капиталов  в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь  место значительные колебания, зависящие  от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве  стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с  опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению  с динамикой развития внутренней экономики.
     С точки зрения регулирования можно  выделить два направления государственного воздействия:
    иностранные инвестиции в национальной экономике;
    инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).
     Первое  направление связано с созданием  определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях  на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.
     Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных  структур и комплексом реализуемых  ими мер, направленных на повышение  эффективности осуществляемой государственной  политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.
     Несмотря  на общую тенденцию к либерализации  режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той  или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет  возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных  инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной  с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).
     Вместе  с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу  воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:
    работающие на привлечения иностранных инвестиций;
    работающие на ограничение иностранных инвестиций.
     К первой группе относятся следующие  меры:
    налоговые и таможенные льготы;
    гарантии против национализации иностранной собственности;
    возможность репатриации прибыли;
    предоставление концессий.
     Ко  второй:
    ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
    определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
    применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
    установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
     В практической деятельности государства  используется обычно совокупность мер  из той и другой группы. В зависимости  от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или  на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство  мер первой группы с отдельными включениями  ограничительных мер, позволяющих  регулировать некоторые стороны  деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В  последнем случае ставка делается в  основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.
     С целью создания благоприятного инвестиционного  климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При  этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных  инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
    Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
    Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
    Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).
     В целом систему мер государственного регулирования можно представить  следующим образом: 

     

     Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.
     Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его  путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем  случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое  явление возникает прежде всего  в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие  налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.