Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ») 

Факультет Экономический
Кафедра Финансы
Специальность 080109 – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит  
 
 

Курсовая  РАБОТА
      на  тему: Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
      по дисциплине: Аудит 
       
       
       
       

Исполнитель
студент группы        
 

Руководитель 
доцент, к.э.н.                                                                                              
 

Нормоконтроль 
доцент, к.э.н.                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2010 
РЕФЕРАТ
 
 

     Работа  содержит 51 с., 16 таблица, 36 источников 
 

     Аудит расчетов с покупателями и заказчиками, аккредитив покрытый и непокрытый, платежное поручение, договор, аудиторская деятельность, план и программа аудита 

      Аудит расчетов с покупателями и заказчиками - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с покупателями и заказчиками имеют место практически на любом предприятии. Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение                                                      4

1 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками       6

   1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками,        
     некоторые аспекты учетной политики по учету 6

    1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками 10

    1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками                   13

    1.4 Нормативное правовое регулирование и информационная база       аудита
          расчетов с покупателями и  заказчиками 15
    1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности     19
    1.6 Изучение  системы СВК                                                                                  23                     
2 Технология  проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками       27
    2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и  
          заказчиками                                                                                                     27          
    2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками              31
    2.3 Проверка правильности занесения данных счетов покупателей в учетные
          регистры              32
    2.4 Проверка реальности дебиторской задолженности       34
    2.5 Аудит раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности                                                                                        39
Заключение                       44
Библиографический список                      46
        Приложение  А. Тестовые вопросы для проведения оценки системы
                                    внутреннего контроля при планировании аудита расчетов
                                    с покупателями и заказчиками                                                    49 
         
         
         
         

ВВЕДЕНИЕ 

      Аудит расчетов с покупателями и заказчиками - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с покупателями и заказчиками имеют место практически на любом предприятии. Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
      В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
      Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов спо-собствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
      Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях  клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
      Актуальность  курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.
      Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками.
      В соответствии с поставленной целью  можно сформулировать сле-дующие задачи:
      1 Изучить сущность, цель и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
      2 Раскрыть особенности изучения СВК расчетов с покупателями и за-казчиками;
      3 Составить план и программу аудита  расчетов с покупателями и заказчиками;
      4 Охарактеризовать аудиторские процедуры в отношении расчетов с покупателями и заказчиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

      1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и за-казчиками и некоторые аспекты учетной политики по учету
     Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты,  как внутри предприятия, так и вне не-го.
     Многообразие  расчетных операций хозяйствующего субъекта обуславли-вает необходимость их классификации по ряду признаков:
     1) в зависимости от направленности  расчетов они могут быть подразделе-ны на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);
     2) в зависимости от контрагента  расчетов могут быть выделены  расчеты предприятия (организации):
     - с поставщиками и подрядчиками;
     - с покупателями и заказчиками;
     - с различными дебиторами и кредиторами;
     - по кредитам и займам;
     - с бюджетом и внебюджетными фондами;
     - с персоналом по оплате труда;
     - с подотчетными лицами;
     - с персоналом по прочим операциям;
     - с учредителями;
     - внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;
     3) в зависимости от формы проведения  расчетов они могут быть подра-зделены  на:
     - расчеты в денежной;
     - неденежной формах.
     4) в зависимости от характера  операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на:
     - расчеты по товарным операциям;
     - нетоварным операциям.
     В процессе отгрузки и реализации продукции  предприятия вступают в расчетные  отношения с покупателями, банками, дочерними (зависимыми) обществами и  др. Расчеты осуществляются как в безналичном порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаиморасчетов, а также прямого обмена продукцией и товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций, просчетов в управлении дебиторской задолженностью. Возможен рост дебиторской задолженности по следующим причинам: неосмотрительной кредитной политики предприятия по отношению к покупателям и не-разборчивого выбора партнеров; наступления неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей; слишком высоких темпов наращивания объема продаж; трудностей в реализации продукции.
     Это требует пристального внимания аудиторов к проверке расчетных операций, так как правильность организации расчетных операций обеспечивает высокую оборачиваемость средств предприятия и улучшение его финансового состояния.
     В соответствии с Планом счетов учет расчетов с покупателями и за-казчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Хара-ктеристика счета 62 также существенных изменений не претерпела. Практи-чески единственное изменение, обусловленное изменениями собственно Плана счетов, является то, что теперь на счете 62 будут отражаться авансы полу-ченные. Это ведет к изменению учета авансов, а также к изменению учета на-числения налога на добавленную стоимость по суммам полученных авансов.
     При этом построение аналитического учета  должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
     - покупателям и заказчикам по  расчетным документам, срок оплаты  которых не наступил;
     - покупателям и заказчикам по  не оплаченным в срок расчетным  документам;
     - авансам полученным;
     - векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
     - векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
     - векселям, по которым денежные средства не поступили в срок [28, с.23]
     Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:
     - расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована письмом Центробанка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "Положение о безналичных расчетах"), причем, с учетом последних изменений нормативной базы (ред. от 22.01.08) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам - с акцептом и без акцепта;
     - расчеты плановыми платежами; 
     - авансы полученные;
     - векселя полученные.
     На  счете 62, таким образом, должны отражаться следующие основные операции:
     - при авансовой системе оплаты  продукции (работ, услуг):
     Дебет счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса", 52 "Валютный счет") Кредит счета 62 - на сумму полученного аванса под отгрузку продукции вы-полнение работ или оказание услуг;
     Дебет счета 62 Кредит счета 68 субсчет "НДС"- на сумму налога на доба-вленную стоимость по сумме полученного аванса;
     Дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
     Дебет счета 62 Кредит счета 90 субсчет "Выручка" - на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;
     Дебет счета 90 субсчет "НДС" Кредит счета 68 - на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;
     Дебет счета 62 Кредит счета 68 (сторно) - на сумму восстановленного на-лога (ранее начисленного по сумме полученного аванса);
     Дебет счета 62 Кредит счета 62 - на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика;
     Дебет счета 51 (50, 52) Кредит счета 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет.
     В том случае, когда организация  использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость, в части неопла-ченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя-продавца, числится на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
     В случае, когда используется последующая оплата поставленной про-дукции, выполненных работ или оказанных услуг применяется следующая схе-ма бухгалтерских проводок:
     Дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит счета 20 (23, 26 и т.д.) - на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
     Дебет счета 62 Кредит счета 90 субсчет "Выручка" - на сумму задолжен-ности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги;
     Дебет счета 90 субсчет "НДС" Кредит счета 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты) - на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг;
     Дебет счета 51 (50, 52) Кредит счета 62 - на сумму денежных средств,
     поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.
     Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены  проводки:
     Дебет счета 62 Кредит счета 91 - на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;
     Дебет счета 63 Кредит счета 62 - на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры);
     Дебет счета 62 Кредит счета 62 - на сумму номинала векселя полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне.
     Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками по-прежнему может  использоваться счет 76.
     К расчетам с покупателями и заказчиками  непосредственное отношение имеет использование субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с покупателями и заказчиками, поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете, является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются) [24, с.260].
     1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками
     На практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Случается что предприятие заключив договор на приобретение необходимой готовой продукции и оплаты ее стоимости и доставку, не может не получить эту готовую продукцию не разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию готовой продукции покупателю, в течении длительного времени не может вытребовать причитающиеся ему деньги.
     Все это заставляет искать такие формы  расчетов и договором, которые позволяли  бы избежать  подобных ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.
     Аккредитив - самая распространенная форма расчетов во внешней торговле. Он представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет, может произвести платежи продавцу при выполнении им условий контракта.
     Поставщик получит деньги лишь, после того как выполнены заранее оговоренные  условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия и «сигнальное» событие стороны определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.
     Покупатель  формирует эти условию и «сигнальное» событие в заявлении на открытие аккредитива в своем банке. В соответствии с заявлением и договором банка покупателя перечисляет денежные средства в банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные «сигнальное» событие наступило.
     Что является такими документами, стороны  за ранее определяют в договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения (независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной готовой продукции договорному.
       Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются поставщика.
     Аккредитив  считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются  банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.
     У непокрытого (гарантированного) аккредитива  есть и недостаток – плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за покрытый.
       Безотзывный и отзывной аккредитив  представляют собой интерес, прежде  всего для поставщика. При отзывном  аккредитиве банк покупателя  может в любой момент без  уведомления поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно  в случае безотзывного аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика. (рис.3).
     Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву  напрямую зависит от того, на каких условиях открывается аккредитив, а так же от вида аккредитива. 
     У покупателя открытия покрытого аккредитива  отражается на
cубсчете «Аккредитивы» к сч.55 «специальные счета в банках». Для учета, не покрытого аккредитива используется за балансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».
     В заключении отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед  другими формами безналичных  расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.
     Платежное  поручение представляет собой поручения  банку оплатить указанную сумму  с расчетного счета плательщика  и зачислить ее на расчетный счет получателя платежа. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручения плательщика за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщикам лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый  в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо
     Существует  еще одна форма расчетов - по векселям, она проявляется во взаимоотношениях покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой продукции. В этом случае применяется товарный (ком-мерческий) вексель, который имеет двойственный характер, проявляющийся в том, что он функционирует и как ценная бумага, и как средство расчетов, учи-ываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.

     1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками

      Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности  организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.
      Цель  и основные принципы аудиторской  проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ [7].
      Исходя  из общей цели аудита, целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
      Одним из важнейших  моментов, которые характеризуют  финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
      Основными задачами при аудите расчетов с покупателями и заказчиками по мнению Камышанова П.И. являются:
    установление реальности дебиторской и кредиторской задолжен-ности;
    проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской за-долженности;
    установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
    проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
    проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
    проверка правильности и обоснованности списания задолженности.
      И.Н. Богатая и Н.Т. Лабынцев считают, что должны быть решены следующие задачи:
      — проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения мости возникновения дебиторской задолженности;
      — подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
      — оценка правильности оформления и отражения  в учете предъявленных претензий [14, с. 316].
      Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
      Условно аудиторскую проверку расчетов с  покупателями и заказчиками можно  разбить на 3 этапа: планирование аудита, проведение аудита по существу и завершение аудита.
      1.4 Нормативное правовое регулирование  и информационная база аудита расчетов с покупателями и заказчиками
      При аудиторской проверке используются следующие основные зако-нодательные и нормативные документы, систематизированные в разрезе вну-тренних и внешних источников в таблице 1.
      Таблица 1 –  РД 1 -  Нормативная база аудита
Внешняя нормативная база
п/п
Наименование  нормативного правового акта Дата Номер
1 2 3 4
1 Гражданский кодекс РФ (часть первая) 30.11.1994, ред. 29.06.09 51-ФЗ
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) 26.01.1996, ред. 09.04.09 14-ФЗ
3 Налоговый кодекс РФ (часть первая) 31.07.1998, с изм. и доп.01.01.09 146-ФЗ
4 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) 05.08.2000, с изм. и доп. 01.07.09 117-ФЗ
5 Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» 21.11.1996, ред. 03.11.2006 129-ФЗ
6 Федеральный  закон   «Об аудиторской деятельности» 30.12.08 307-ФЗ
7 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ 29.07.1998, ред. 26.03.07 34-н
1 2 3 4
8 Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана    счетов    бухгалтерского   учета финансово- хозяйственной деятельности  организаций    и    Инструкции    по    его применению»
31.10.2000, ред. 18.09.06 115н
9 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» 6.07.1999, ред. 18.09.06 43н
1 2 3 4
10 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 10.01.00
11 Приказ МФ РФ  «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; 13.06.1995 49
12 Приказ МФ РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 08.12.03, ред. 18.09.06 67н
13 Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008» 06.10.2008 106н
14 Постановление Правительства РФ «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности 23.09.2002 696
15 Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 04.07.2003 405
Внутренняя  нормативная база
п/п
Наименование  документа
1 2
1 - Положение  об учетной политике организации,  - протоколы о зачете взаимных требований;
 
      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть  I и II – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, пра-вила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.
      Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.
      В Гражданском кодексе РФ отсутствуют  правовые нормы, регулирующие структуру  договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ).
      Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу пре-зумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в со-ответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сто-рон при заключении договоров.
      К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).
      Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
        При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
      - проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;
      - полноту оприходования материальных ценностей;
      - правильность установления цен на материальные ценности, соответ-ствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
      - правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
      - правильность списания задолженности  с истекшим сроком исковой  давности.
        Федеральный закон «О защите  прав потребителей» в ред. ФЗ  от 07.02.92г. № 2300-1 (с изм. 03.06.09) регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,
        Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. (ред. 03.11.2006) № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.
      Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1,2, устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.
      Из положений особенно важным является Положение - «Учетная полити-ка организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета
        К числу важных документов  относят:
      - план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 18.09.2006 № 115 н.
     Расчеты с покупателями и заказчиками  за товары могут проводиться безналичным  образом (через расчетные счета  в банках). Эти операции регу-лируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, 03.10.02. № 2-п, ред.22.01.08.
      Основными рабочими документами организации являются:
    - документ об учетной политике предприятия;
     - утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    - графики документооборота;
    - утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
    - утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
      Нормативные акты, в которых рассматриваются  вопросы регулирования расчетных  операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бух-галтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.
     1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности
     Оценка  неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса  с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как «низкий» - 1, «средний» - 2, «высокий» - 3. По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.
     В таблице 2 представлен тест для оценки неотъемлемого риска.
   Таблица 2 РД №2 – Оценка неотъемлемого риска
№ п/п Факторы риска Ответ (да/ нет) Оценка
1 2 3 4
1 Инвестиционная  деятельность: - приобретение (реализация) объектов недвижимости
- осуществление  строительных, монтажных
- осуществление  НИОКР
- осуществление  финансовых вложений
- реализация  ценных бумаг
- осуществление  совместной деятельности
 
Да 
 
Да
 
3 
 
2
2 Финансовая  деятельность: - получение  (погашение) кредитов и займов
 
 
Да
 
 
3
3 Осуществление внешнеэкономической деятельности: Да 2
4 Наличие отраслевых методических рекомендаций, имеющих  свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов Нет 1
5 Имеются у организации  налоговые льготы Да 2
6 Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих  целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники) Нет 1
7 Доля расчетов денежными средствами в общем  объеме расчетов - менее  20%
- от 20 до 50%
- более  50%
 
 
 
 
Да
 
 
 
 
3
8 Наличие незавершенного производства и специфика его  оценки: - оценка и инвентаризация запасов и НЗП сложны и специфичны
- запасы  легко поддаются оценке и инвента-ризации
- у организации  отсутствует НЗП и значительная  величина запасов
 
 
 
 
Да 
Да
 
 
 
 
3 
1
 
9 Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих  отдельный баланс: - отсутствуют 
- имеются  обособленные подразделения и  филиалы 
- головная  организация осуществляет функции  расчетного центра (расчеты между  филиалами отражаются в бухучете  головной организации)
 
 
Да
 
 
1
10 Наличие специальной  периодической литературы в организации Нет 3
11 Наличие регулярно  обновляемых справочно-информационных электронных баз Да 3
12 Главный бухгалтер  имеет высшее или среднее специальное  образование Да 2
13 Стаж работы главного бухгалтера в данной должности  - менее  2 лет 
- от 2 до 10 лет
- свыше  10 лет
 
 
Да
 
3
14 Стаж работы главного бухгалтера в проверяемой  организации  - менее  1 года 
- от 1 года  до 5 лет 
- свыше  5 лет 
 
 
Да
 
 
3
15 Средний возраст  работников бухгалтерии и налоговой  службы: - от 20 до 30 лет; 
- свыше 30.
 
 
Да
 
 
1
16 Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее или среднее экономическое  образование  - менее  30%
- от 30 до 65%
- более  65%
 
 
 
Да
 
 
 
3
17 Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, обучавшихся за последний год  на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное образование - от 20 до 40%
 
 
 
 
Да
 
 
 
 
3
18 Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы - высокая  (свыше 40%)
- средняя  (от 10 до 40%)
- низкая (менее 10%)
 
 
Да
 
 
3
19 Наличие информации о нарушениях налогового законодательства Да 3
20 Существует  ли угроза непрерывности деятельности Нет 1
21 Планируется провести или проводилась ли реорганизация Нет 1
22 Имеется ли внешнее  давление на руководителей и персонал (со стороны собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций) Да 3
23 Итоговая оценка неотъемлемого риска Низкая 2,4
 
     Далее аудитору необходимо оценить уровень  существенности, применяемый для определения степени влияния выявленной ошибки на отчетность.
      Уровень существенности  определяется в соответствии ФПСАД №4 «Существенность и аудиторский риск». Приведем пример расчета уровня существенности. Выберем систему базовых показателей для определения уровня существенности (таблица 2).
      Таблица 3 – РД 3- Выбор базовых показателей для определения уровня существенности
Наименование  базового показателя Значение базового показателя в бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Уровень существенности показателя, % Значение, применяемое  для определения уровня существенности, тыс. руб.
Прибыль от обычной деятельности 112340 2 2247
Выручка от продаж 898263 2 17965
Валюта  баланса  891673 3 26750
Внеоборотные  активы 349593 2 6992
Себестоимость продукции 705331 5 35267
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 156520 5 7826
 
   Найдем  среднеарифметическое значение:
    ? = 2247 + 17965 + 26750 + 6992 + 35267 + 7826 = 16175
                                          6
   Находим наименьшее значение, отличающееся от среднего:
   16175 – 2247 =  86%
         16175
   Находим наибольшее значение, отличающееся от среднего:
   16175 – 35267 =  118%
          16175
   Исключаем наибольшее и наименьшее значения, отличающиеся от среднего и берем  в расчет оставшиеся четыре показателя:
    ? = 17965 + 26750 + 6992 + 7826 = 14883
                                 4
     Таким образом, единый уровень существенности для проверки составляет 14883  тыс. руб.  Это значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании  этапа планирования аудита руководителем  аудиторской организации.
     Затем определенный расчетным путем уровень существенности распределяем между значимыми статьями баланса в соответствии с их удельными весами в общем итоге. Оценка уровня существенности и аудиторского риска может отличаться на стадии планирования и после подведения итогов аудиторских процедур (таблица 3).
Таблица 4 – РД 4 - Распределение уровня существенности
Наименование  статьи баланса Сумма, тыс. руб. Доля статьи в валюте баланса, % Уровень существенности, тыс. руб.
Актив      
Внеоборотные  активы      
Основные  средства 154300 17 2530
Незавершенное строительство 3811 0,43 64
Долгосрочные  финансовые вложения 191381 21 3125
Отложенные  налоговые активы 101 0,01 2
Оборотные активы      
Запасы  285754 32,83 4886
НДС 2709 0,30 45
Дебиторская задолженность 217223 24,36 3625
Краткосрочные финансовые вложения 6485 0,72 107
Денежные  средства 29909 3,35 499
Итог  актива 891673 100 14883
Пассив      
Капитал и резервы      
Уставный  капитал 343100 38,5 5731
Добавочный  капитал 2 0,00 0,00
Фонды и резервы  100 0,01 1
Нераспределенная  прибыль 75260 8,44 1256
Обязательства      
Долгосрочные  пассивы 106520 11,9 1771
Краткосрочные пассивы 366691 41,15 6124
Итог  пассива 891673 100 14883
 
     Таким образом, существенность в части расчетов с покупателями и заказчиками будет равна 3625 тыс. руб., и если ошибка будет превышать данную сумму, то бухгалтерская отчетность окажется искаженной существенным образом.
      Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
      Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита.
     1.6 Изучение системы внутреннего контроля
     В процессе получения представления  о системе внутреннего контроля, необходимого для планирования аудиторской проверки, аудитор приобретает знания о структуре этих систем и их функционировании. Например, аудитор может проводить сквозной тест, то есть проследить прохождение нескольких операций через всю систему бухгалтерского учета. В том случае, когда выбранные операции являются типичными для операций, которые проходят сквозь всю систему бухгалтерского учета, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля. Учитывая характер и объем сквозных тестов, выполняемых аудитором, можно сказать, что сама по себе данная проверка не предоставляет достаточных надлежащих аудиторских доказательств в поддержку оценки риска средств контроля, если такая оценка ниже высокой.
     Характер, временные рамки и объем процедур, выполняемых аудитором с целью получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, изменяются в зависимости от многих факторов, в том числе от:
     а) объема и характера деятельности, территориального расположения, структуры  аудиторского лица, а также эффективности  его компьютерной системы;
     б) соображений, связанных с понятием существенности;
     в) применяемых средств внутреннего  контроля;
     г) формы и содержания документирования аудируемым лицом конкретных средств внутреннего контроля;
     д) аудиторской оценки неотъемлемого  риска.
     Понимание аудитором системы внутреннего контроля, которое является важным для аудита, как правило, приобретается на основе предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и дополняется:
     а) запросами к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры аудируемого лица наряду с использованием документации аудируемого лица, такой, как пособия по процедурам внутреннего контроля, описания служебных обязанностей;
     б) изучением документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
     в) наблюдением за деятельностью и  операциями аудируемого лица, включая  наблюдение за организацией компьютерных операций.
     В таблице 5 отражен рабочий документ по проверке СВК и СБУ аудируемого лица. 
 

Таблица 5 – Оценка надежности и СВК
Вопросы Варианты ответа Вариант оценки
1 2 3
     Система внутреннего контроля
Имеется ли у предприятия службы внутреннего  контро-ля? Нет Высокая
Средняя
Низкая  – 1
Да 0
Определены  ли конечные цели системы внутреннего контроля в части учета расчетов с покупателями и заказчиками? Да Высокая
Средняя -3
Низкая
Нет  
Существует  ли для руководителя организации  приоритетность в отношении операций с покупателями и заказчиками? Да Высокая
Средняя
Низкая -1
Нет       
Осуществляется  ли контроль за процессом поведения  операций с  покупателями и заказчиками? Да Высокая
Средняя - 3
Низкая
Нет  
 
Используются  ли технические средства и процедуры  предотвращения утери и изъятия  и неправомерного использо-вания документов расчетов с покупателями и заказчика-ми? Да Высокая
 
 
Средняя – 3
Низкая
Нет  
 
Определены  ли полномочия сотрудников, участвующих  в оформлении и учете опера-ций с покупателями и зака-зчиками? Да Высокая
Средняя -3
Низкая
Нет  
Разделены ли обязанности по санкционированию, юри-дическому оформлению, уче-ту и контролю операций с по-купателями и заказчиками ? Да Высокая
Средняя -3
Низкая
Нет  
Организованы  ли уровни санкционирования операций с  покупателями и заказчи-ками? Да Высокая
Средняя
Низкая-1
Нет  
Существует  ли понимание персоналом своих обязан-ностей и ответственности? Да Высокая
Средняя
Низкая  -1
Нет  
Имеет ли персонал, осу-ществляющий операции с покупателями и заказчиками квалификацию и опыт? Да Высокая
Средняя-3
Низкая 
Нет  
Итоговая  оценка системы внутреннего контроля операций с собственным капиталом Высокая
Средняя
Низкая  –1,9
 
     Оценка  СВК показала, что риск равен 1,9. Это  очень низкий показатель, что связанно с отсутствием на предприятии службы внутреннего контроля
     2.3 Формирование плана  и программы  аудита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С  ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
      2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупа-телями и заказчиками
      Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
      Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
      Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
      При разработке общего плана аудита (таблица 4) аудитору необходимо принимать во внимание:
      а) деятельность аудируемого лица, в  том числе: общие экономические  факторы и условия в отрасли, особенности аудируемого лица, его  деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства;
      б) системы бухгалтерского учета и  внутреннего контроля;
      в) риск и существенность;
      г) характер, временные рамки и объем  процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;  
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

      д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной  работы;
      е) прочие аспекты, в том числе возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;  
существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства [ФПС(А)Д №3].

      Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем  запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.