На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

       Введение………………………………………………..…………………..3
        Глава 1 Законность — важнейшая правовая категория
        1.1. Понятие законности, ее структура и признаки……….…………......5
       1.2. Принципы и требования законности…………………………….…..9
        Глава 2. Правопорядок как цель и результат правового регулирования
        общественных отношений
        2.1. Понятие правопорядка, его принципы и особенности......................16
        2.2. Соотношение законности и правопорядка……………………..…...22
        2.3. Гарантии законности и правопорядка……………….……………...26
        Заключение………………………………….…………………………..…30
        Список используемой литературы…………………………………….....32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Современная Россия стремиться стать демократическим  и правовым государством, в котором гарантируются закрепленные законодателем права и свободы человека и гражданина. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Именно обеспечение равенства в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства.
     Законность  и правопорядок, как необходимое  условие гармоничного функционирования человеческого общества, стали реальной силой в наше время, когда общественные отношения приобрели новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавлении и угнетения они превратились в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
       Все вышеизложенное и обусловило выбор темы работы.
     Исследование  данных вопросов, прямо или косвенно связанных с   понятиями законности и правопорядка и их соотношением, разработаны в трудах В.К. Бабаева, В.Н. Баранова, В.Н. Кудрявцев. В настоящее время исследование данного вопроса проводится также активно.
      Объектом  настоящего исследования являются законность и правопорядок в современной юридической литературе, их соотношение и гарантии. Предметом исследования – вопросы, касающиеся характеристик сущности, признаков, принципов, требований и гарантий законности и правопорядка,  выявления их места в становлении правового государства и соотношения между ними, анализ основных проблем с их укреплением в обществе на современном этапе развития государства.
     Целью работы является комплексное изучение понятий законности и правопорядка, их соотношений, требований и принципов законности. Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
     1) формулирование определений законности и правопорядка и характеристика их структуры и  признаков;
     2) характеристика основных требований  и принципов законности;
     3) выявление места и роли законности и правопорядка в процессе нормального функционирования правового государства;
     4) рассмотрение соотношения законности  и правопорядка на современном  этапе юридической науки и  практики;
     5) характеристика основных гарантий  законности и правопорядка;
     6) демонстрация значения законности  и правопорядка в современном  обществе.
     Автор использовал соответствующие категории  диалектики; общенаучные и частные  методы: анализ  и синтез, исторический метод, сравнительно-правовой, формально-юридический метод и др.
     Теоретическую основу исследования составили специальная  литература, относящаяся к теме исследования, труды по теории государства и права праву: А.М. Медведев, В.Н. Хропанюк,  С.С. Алексеев.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.  
     Материалы курсовой работы могут быть использованы при изучении соответствующего раздела  теории государства и права. 
 
 
 

Глава 1. Законность — важнейшая правовая категория.
1.1. Понятие законности, ее структура и признаки. 

     Законность  — фундаментальная категория  всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
     Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит  выражение в формальных нормативно-правовых актах — законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных  сборниках. Право реально, прежде всего, потому что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей — граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.
     Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».1
     Эта сторона правового регулирования  охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение  права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. Законность же — комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом.
     В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.
     Исходя  из вышеизложенного можно дать определение  законности. Законность есть строгое и полно осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
     Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
     К структурным элементам законности относятся:
     - цель - достижение строгого и неуклонного  соблюдения и исполнения всеми  участниками общественных отношений  норм права;
     - взгляды и принципы - содержание  и теоретико-мировоззренческая основа  законности;
     - система средств, приемов и  условий, с помощью которых  происходит осуществление идеи  и начал законности;
     - мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
     - критерии оценки поведения субъектов  общественных отношений - действующее  законодательство;
     - юридическая основа законности - право и правомерное поведение  участников отношений.
     Законность  характеризуется следующими основными признаками:
     1) Всеобщность является важнейшей  чертой законности. Требование соблюдать  юридические нормы относится  ко всем, кто находится в пределах  действия права. Никто не может  уклониться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно также, как государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний – задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни;
       2) Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их,  то и здесь не может быть речи о законности.2
     Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие  и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
     Таким  образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие  двух взаимосвязанных факторов:
     1) совершенного, четко отработанного  законодательства, отвечающего потребностям  общественного прогресса;
     2) полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
     Как режим общественно-политической жизни  законность не есть определенный, устоявшийся  порядок отношений. В таком понимании  она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая — к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Принципы и  требования законности. 

     Термин  «требования законности» основательно прижился в научной литературе. В  его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений. Однако требования законности – это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность  является одним из ведущих принципов права.4
     К основным требованиям законности относятся:
     1)  Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Однако регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости, и обеспечивается режим законности;
     2) Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основании закона.
     Наивысшую юридическую силу имеет конституция  — основной закон государства. А  потому в содержании законности как  важнейший компонент выделяется конституционная законность. В конституции подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.5
     Верховенство  закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.
     Только  тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности;
     3) Единство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц;
     4) Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права. Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов;
     5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов. Необходимо отметить, что свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счет прав других граждан государства;6
     6) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма;
     7) Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями – важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране,  наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.7
     Непосредственная  защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
     Рассмотрев требования законности необходимо разобраться  с ее основными  принципами.
     Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Данными принципами являются:
     1) Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.
     Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемления  самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений  от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона;
     2) Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
     Неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.
     3) Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
     Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.8
     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны.
     Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.
     Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.
     Нужно различать законность как систему  формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правопорядок как  цель и результат правового регулирования
общественных  отношений.
     2.1. Понятие правопорядка, его принципы и особенности. 

     С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.
     Наибольшее  распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствуют предписаниям правовых норм. В результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. 9
     Следовательно, правопорядок характеризует степень  упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок — это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования — реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.
     Исходя  из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества10.
     Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.
     В формировании правового порядка  участвуют все элементы механизма  правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь  составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит  конечном счете к установлению правового порядка.
       Рассмотрим особенности данного явления.
     1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
     2) Это порядок, предусмотренный нормами права.
     3) Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
      4) Он обеспечивается государством.
       Как известно, далеко не все  нормы права реализуются повсеместно,  нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.
     Правопорядок  не должное или возможное, а фактическое  состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. В результате этого можно выделить следующие принципы правопорядка:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.