На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Менеджмент качества продукции на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра                                                                                   Экономики и           управления производством
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    На  тему: Менеджмент качества продукции на предприятии               (на материалах ОАО "Бобруйсксельмаш") 
 
 
 
 

    Студентка
    ЭУП, 4 курс, 031                                                                      Т.Л. Бунцевич
        

    Руководитель                                                                           Н.Е. Родцевич
      
 
 
 

БОБРУЙСК 2007
    РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 35 с., 5 рис., 3 табл., 11 источников. 

    КАЧЕСТВО, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА, МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ 

    Объектом исследования является система менеджмента качества на предприятии ОАО "Бобруйсксельмаш".
    Цель  работы: оценить эффективность мероприятий  по улучшению системы качества продукции.
    Выпуск  прогрессивной, то есть новой и сертифицированной, продукции очень важен для предприятия, так как обеспечивает высокие финансово-хозяйственные результаты его работы.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие и  менеджмент качества продукции ……………………………….4
1.1. Показатели  качества и оценка его уровня…………………………………4
1.2. Система обеспечения  качества продукции на предприятии  …………….6
1.3. Международные  стандарты в области менеджмента  качества ИСО 9000
        и их применение…………………………………………………………….7
1.4. Организация  системы качества в соответствии  с ИСО 9000…………….10
1.5. Документация  системы менеджмента качества  ………………………….14
2. Система менеджмента  качества на ОАО "Бобруйсксельмаш"…………….18
2.1. Общая, производственная  и организационная структура предприятия ОАО "Бобруйсксельмаш" ………………………………………………………18
2.2. Организация  менеджмента качества на ОАО  "Бобруйсксельмаш" …….20
2.3. Анализ качества  продукции ОАО "Бобруйсксельмаш"  …………………24
3. Основные направления  улучшения системы менеджмента  качества продукции………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Качество  продукции – это сложное явление: в реальности кроме способности  удовлетворять те или иные запросы  оно включает в себя также и цену изделия, и своевременность поставки.
    При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала особенно жесткой, повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом о самом его существовании в силу того, что качество является главным фактором увеличения выручки от реализации продукции. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями вследствие появившихся дефектов, а также за счет снижения затрат потребителя на гарантийный ремонт. Качество становится важным элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющим его производительность и эффективность. При лучшем качестве выпускаемой продукции предприятие получает больше прибыли, которую оно может использовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности и этим самым увеличить или сохранить объем продаж и, соответственно, эффективность своей деятельности.
    Цель  работы: оценить эффективность мероприятий  по улучшению системы менеджмента  качества продукции.
    Задачи: проанализировать показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с 2005 по 2007 гг. и оценить темпы роста объемов  прогрессивной продукции и ее влияние на выручку предприятия.
      Метод исследования: аналитическо-рассчетный. 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 

     1.1. Показатели качества и оценка его уровня   

      Качество  продукции согласно ГОСТу 15467-79 –  это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
      Показатель  качества продукции – количественная оценка одного или нескольких свойств  продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий) и технических условиях.
      Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:
      1. Обобщающие, характеризующие общий  уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, сортность (марочность) (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.
      2. Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией.
      3. Единичные, характеризующие одно  из свойств продукции:
    назначения
    надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости)
    экологичности
    эргономичности
    технологичности
    эстетичности
    стандартизации и унификации
    патентно-правовые
    безопасности и применения
    сертификационные [6; с. 434-435]
      Технический уровень продукции согласно ГОСТу15467-79 – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.
      Оценка  технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.
      Таким образом, технический уровень продукции  зависит от совокупности показателей  технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значений показателей оцениваемого образца с базовым.
      Базовый образец должен сочетать в себе столько  и такие технические и экономические  показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного  рынка на момент предполагаемого  выхода на него с данным товаром.
      Выбор базового образца для сравнения  является сложным решением вопроса  о приведении изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого  потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей  образца и сравниваемого изделия.
      В качестве базовых образцов могут  выступать:
    на стадии разработки:
      базовый образец 1. Перспективная модель машины или оборудования, показатели которой  основаны на самых современных достижениях  науки и техники и будут  наиболее полно отвечать конкретной потребности в реальном будущем;
          базовый образец 2. Поставляемое на товарный мировой  рынок изделие, обладающее наиболее высокими техническими показателями и  имеющее тенденцию к снижению его экономических показателей  на перспективу;
    на стадии изготовления и реализации:
      базовый образец 3. Лучшие зарубежные изделия, поставляемые на конкретный рынок;
      базовый образец 4. Изделие, пользующееся наибольшим спросом на конкретном рынке и  не обязательно обладающее наивысшими показателями.
      Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции. Базовый  образец 1 должен лежать в основе определения  целесообразности проведения НИОКР. Базовый  образец 2 – в основе решения вопроса  о сертификации изделия. Базовый  образец 3 – выявление причин недостаточной конкурентоспособности поставляемого на конкретный рынок товара. Базовый образец 4 – определение конкурентоспособности выпускаемого для внутреннего рынка,  но не поставляемого в данный момент на экспорт товара [1; с. 228-229].  

     1.2. Система обеспечения качества продукции на предприятии 

     Работа  по обеспечению качества продукции  осуществляется в рамках действующей  на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право контроля ее в любое время потребителем или третьей стороной.
     Наличие у поставщика сертификационной системы  качества, основанной на применении международных  стандартов, - залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.
     Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции, сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.
     В соответствии с ГОСТом, управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции [7; с. 114]. 

     1.3. Международные стандарты в области менеджмента качества ИСО 9000 и их применение. 

   Развитие  системного  подхода  к управлению  качеством продукции носит всеобщий характер. В развитых странах фирмы, участвуя в жесткой конкурентной борьбе, вынуждены постоянно повышать качество своей продукции и совершенствовать формы и методы своей деятельности, обеспечивающие себе и потребителям уверенность в устойчивых возможностях поставлять продукцию высокого качества.  Высокоэффективные системы качества на фирмах становятся своеобразным гарантом надежности этих фирм, а требование к надежности фирмы-поставщика диктуется характером современного продукта и производства.
     Многие  виды современной продукции представляют собой сложные технические агрегаты и комплексы. У потребителя особые требования к надежности такой продукции, и если продукция отказывает, то это может привести к серьезным  экономическим или иным последствиям как у потребителя, так и у фирмы-поставщика этой продукции. Причиной же отказа могут послужить простейшая деталь или узел, из которых комплектуется сложный агрегат. Понятно, что фирма-изготовитель продукции заинтересована в высоком качестве закупаемых ею комплектующих деталей и узлов и в надежности систем качества своих поставщиков [6; с. 191].
     Многие  виды производства носят крупносерийный или массовый характер. В целях  сокращения издержек производства изготовители, минимизируя производственные запасы, часто принимают схему, когда комплектующие изделия запускаются в производство сразу же после поступления на предприятие. Такую уверенность фирме дают высокоэффективные системы качества заводов-поставщиков шин. Требование к надежности и эффективности системы качества предприятия-поставщика привело к практике проверки и оценки его системы качества. Массовый характер этого явления в свою очередь привел к необходимости стандартизации требований к системам качества. Так,   в   1987  году  появились международные стандарты   ИСО серии 9000. Основной комплекс этой серии включал ИСО 9000, ICO 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 и ИСО 9004. Стандарты комплекса служат двоякой цели:              
- они  могут служить пособием предприятию  при разработке, внедрении или совершенствовании своей системы управления качеством (эту функцию выполняет стандарт ИСО 9004);
- они  содержат модели, на соответствие  которым может проводиться оценка системы управления качеством предприятия (эту функцию выполняют стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003).
     Из  упомянутых выше стандартов самым емким  является стандарт ИСО 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества.  Руководящие указания». Он содержит философский подход и  наиболее полное описание системы управления качеством. Стандарт изложен в виде рекомендаций.
     В отличие от стандарта ИСО 9004 стандарты  ИСО 9001 - ИСО 9003 изложены нормативным  языком и содержат нормы,  которым  должна соответствовать система  качества предприятия, подвергаемая оценке или сертификации на соответствие стандартам ИСО. В зависимости от характера продукций, особенностей предприятия и потребностей клиента системы качества на предприятиях могут быть различной степени сложности. Эти различия предусмотрены  соответственно стандартами  ИСО 9001,   ИСО 9002 и ИСО 9003.                                                              
     Все три указанных стандарта можно  представить себе в виде матрешки, где большей является ИСО 9001, а  наименьшей — ИСО 9003.                                                       
     ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании и/или  разработке, производстве, монтаже  и обслуживании» используется, когда  система качества поставщика должна обеспечить необходимое качество продукции  на нескольких этапах, которые могут включать проектирование, производство, монтаж и обслуживание продукции.
     ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и монтаже» используется, когда система качества поставщика должна обеспечить необходимое качество в процессе производства и монтажа продукции.
     ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения  качества при обязательности контроля и испытаниях» используется, когда соответствие определенным требованиям обеспечивается путем контроля и испытаний [11; с. 35].                         
     Стандарты ИСО получили очень широкое распространение  во всем мире. В Европейском Сообществе на основе этих стандартов приняты  стандарты EN серии 29000.
     Главное назначение стандарта — способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на всех стадияхот проектирования до поставки. Он применяется в тех случаях, когда доверие заказчика к достижению нужного качества может быть обеспечено поставщиком только путем подтверждения своих возможностей в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании, а технические требования к будущему изделию, разработка которого предусмотрена контрактом, заданы в виде основных эксплуатационных характеристик.
       Разработанные на основе опыта разных стран, стандарты ИСО серии 9000 стали «копилкой» международного опыта обеспечения качества. Это позволяет на постоянной основе совершенствовать и развивать данную серию, что в свою очередь делает ее все более популярной и авторитетной [10; с. 48]. 

     1.4. Организация системы качества в соответствии с ИСО 9000 

     В условиях глобального рынка, в который  интегрируется экономика Беларуси, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами по критериям качества, цены, сроков поставки и т. п. Постепенно приходит понимание, что для выпуска продукции необходимого качества уже недостаточно наличия отдела технического контроля, контролеров в цехах, заводской лаборатории и других специфических органов.
     Все большее число предприятий в  целях повышения своей конкурентоспособности осознает необходимость создать у себя систему менеджмента качества и провести ее сертификацию на соответствие требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000.
     Во-первых, заказчик признает только того поставщика, система качества которого сертифицирована на соответствие этим нормам. Только в этом случае он уверен, что минимальные требования к качеству выполняются или будут выполнены.
     Во-вторых, сертификат на систему качества позволяет  предприятию использовать его в  рекламных целях и таким образом обеспечивать себе преимущество перед конкурентами. Нельзя недооценивать пользу от правильно разработанной и внедренной системы качества, основанной на этих нормах, тем более, что она проявляется не только после сертификации, а уже на пути к ней и продолжает проявляться после ее успешного завершения.
     В-третьих, система качества приносит прибыль  за счет максимального сокращения «скрытого  производства», связанного с доработками, переделками, повторными испытаниями  и т. п.
     И наконец, наличие сертифицированной системы качества — серьезный аргумент в переговорах со страховой компанией при определении условий страхования профессиональной ответственности.
     Многие  руководители предприятий, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000, приходят к выводу: «У нас все это есть». В результате вместо разработки систем происходит упрощенная адаптация комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) к этим требованиям. При этом не учитывается, что по идеологии стандартов ИСО серии 9000 система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество.
Важно, чтобы качество было воспринято всеми  членами организации, а высшее руководство определило и обнародовало политику качества компании. Это определит цели качества для всех производителей и поможет продемонстрировать вовлеченность высшего  руководства.
     Документ  «Политика качества» содержит как  цели, которые компания стремится  достичь, так и обязательства  компании. Перед составлением такого документа важно все его пункты осмыслить на высших уровнях руководства. Политика качества — это отправная точка для программы управления качеством: это означает, что компания должна быть готова выполнять обязательства и будет следовать им в полном объеме и эффективно каждый день.
     Организационная структура системы менеджмента  качества должна базироваться на сложившейся  структуре управления процессами производства, учитывать сложившиеся технологические  связи, традиции и опыт коллектива.
     Руководителем системы качества является директор организации. Он формирует политику в области качества, которая определяет стратегические цели, принципиальные направления деятельности и всю идеологию документов системы менеджмента качества.
     При руководителе системы качества создается совет по качеству — консультационный орган, основной задачей которого является анализ эффективности работы системы.
     Непосредственное  руководство системой менеджмента  качества осуществляет уполномоченный. Его обязанности должны быть определены «Положением об уполномоченном от руководства по системе менеджмента качества».
     В круг его обязанностей входят:
•  обеспечение  разработки, внедрения и поддержания  в рабочем состоянии системы  менеджмента качества;
• контроль за проведением внутренних аудитов системы менеджмента качества, оценка ее готовности к сертификации;
• представление  отчетов директору о функционировании системы менеджмента качества, анализ ее эффективности.
     Оперативную деятельность, связанную с функционированием  системы менеджмента качества, осуществляет специально созданная служба качества.
     В ее задачи входят:
•  координация  работ и непосредственное участие  в разработке, внедрении и эксплуатации системы менеджмента качества;
•  создание базы данных по системе менеджмента качества;
• организация  учета и контроль за выполнением  мероприятий и документов системы  менеджмента качества, проведение внутренних проверок;                                                                        
• подготовка информации руководству о функционировании системы менеджмента качества для анализа ее эффективности;
•  совершенствование  системы менеджмента качества.
     В соответствии с новыми требованиями ИСО 9000:2000 организация должна установить и подробно определить требования к измерению продуктов и/или услуг, включая критерии приёмки. Измерение продукта и/или услуги должно быть спланировано для того, чтобы верифицировать (подтвердить) их соответствие подробно установленным требованиям.
     Применительно к измерению продуктов u/uли услуг требования должны включать:
•  план любого контроля и испытаний;
•  как  организация намеривается верифицировать поставщика продуктов и/или услуги;
•  где  в технологической схеме процесса располагается каждая точка контроля и испытаний;
•  какие  характеристики могут быть проконтролированы и испытаны в каждой точке, каковы процедура и критерии приемки, какие технические приемы и специальное оборудование будут использованы, требуемая квалификация персонала;
•  где  заказчик установил точки для  доказательства или верификации выделенных характеристик продукта и/или услуги;
•  где  требуются испытания для подтверждения  работ;
•  где, когда и как организация намеревается или обязана использовать для  выполнения работ квалифицированную  третью сторону для  выборочных  испытаний,   верификации   продукта и/или услуги, утверждения продукта и/или услуги;
•  сертификацию материала, продукта и/или услуги, процесса, системы менеджмента качества или  персонала;
•  окончательный  контроль для подтверждения того, что все установленные операции контроля и испытания выполнены и приняты;
• выходные данные измеряемого процесса, продукта и/или услуги.                                                                              
     Типичными примерами результатов контроля продукции являются:
•  отчеты о контроле и испытаниях;
•  сопроводительная информация на реализуемый материал;
•  сертификация, когда это требуется.
     Организация должна планировать использование  статистических методов для анализа данных. При анализе проблем причины должны быть определены до начала планирования корректирующих или предупреждающих действий. Информация и данные из всех частей организации должны быть интегрированы и проанализированы, чтобы оценить общее состояние выполнения работ в организации. На основе объективной информации определяются методы и средства для непрерывного улучшения, процессов [3; с.245-247]. 

     1.5. Документация системы менеджмента качества 

     Состав  и количество документации системы  менеджмента качества зависит:
•  от размера и вида организации;
• сложности и взаимодействия процессов;
•  компетенции  персонала.
     Важнейшим документом системы менеджмента  качества является «Политика в области  качества», который формируется  из стратегических целей и задач  организации, принципов, на основе которых  строится политика, а также способов и методов, с помощью  которых она реализуется.
     «Руководство  по качеству» описывает в систематизированном  виде действующую в организации  систему менеджмента качества, ее содержание и структуру, схему управления и порядок ее применения.
     Организационно-распорядительные документы устанавливают полномочия, функции, обязанности и ответственность  подразделений и должностных лиц.
     Методологические  и рабочие инструкции описывают  процессы, рабочие процедуры и  организационно-техническое взаимодействие подразделений и персонала. Они устанавливают, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.
     Стандарты предприятия создают нормативную  базу для проведения работ в организации.
     Рабочие и контрольные инструкции регламентируют порядок проведения работ непосредственными исполнителями,
     Программы качества устанавливают механизм применения требований системы менеджмента  качества к конкретным видам продукции.
     Такая разветвленная структура документации обеспечивает функционирование системы качества на всех этапах жизненного цикла продукции (рис. 1.1).    
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.