На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема понимания и объяснения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение 

1. Понимание  и объяснения как философские понятия
      1.1. Общая характеристика понятия  и объяснения
      1.2. Понимание как интерпретация 
 
 

Заключение 

 Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       О проблемах понимания и объяснения  в последнее время стали много  писать и дискутировать, эта  тематика привлекает специалистов  по теории познания, логики и  методологии различных наук, растет  интерес к этой проблеме в  широких кругах представителей  наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов  и культурологов, историков и  социалистов.
       Современная культура все чаще  имеет дело с ситуациями, когда  возникает необходимость в понимании.
       Как следствие усложнения социальных  отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.
       По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, «в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, «предельными» для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют «фоновые»,  «контекстные» знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху». (7, стр.5)
       Есть основания полагать, что  пониманию свойственны три основные  функции:
    когнитивная, или собственно познавательная;
    регуляторная;
    идеологическая;
 
  Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.
       Под пониманием большинство философов  имеют в виду специфический  способ освоения и познания  человеческой реальности – внутреннего  мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности.
       В реферате по проблемам понимания  и объяснения важна задача  показать понимание как комплексную  проблему теории познания, взгляд на понимание как на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы духовных ценностей общества не современном этапе.
       Понимание и непонимание, стремление  понять или, наоборот, нежелание  понять – обычные явления в  нашей повседневной жизни и  профессиональной деятельности. Как  повсеместные факты межличностного  общения понимание и непонимание  существовали всегда. Сегодня мы  наблюдаем другую картину: понимание  оценивается многими учеными  как чрезвычайно актуальная проблема.
       В настоящее время для человека  чрезвычайно важно использовать  накопленный потенциал научного  знания на благо всех живущих  на земле, так как сегодня  особенно ясно, что наука и  технология опираются на весь  объем человеческой культуры, заложенных  в традициях, языке, восприятиях  реальности, нравственных нормах  и мировоззренческих идеалах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социальное  понимание и социальное объяснение как философские понятия
 
1.1 Общая характеристика понимания и объяснения 

  Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности». (10, стр.493)
       Понимание – личностный процесс,  связанный с особенностями психики,  нервной системы, духовного развития  и т.п., одновременно оно связанно  с его включенностью в различные  коммуникативные системы человеческого  общения.
       Исходные, донаучные виды понимания:
    освоение и понимание языка;
    понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
    понимание социальных знаков, норм;
    понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.
     Основные  виды научного понимания:
    понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);
    интерпретация инокультурных символов и метафор;
    перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
    понимание иных форм жизни;
    понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально- антропологических исследованиях);
    понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).
 
  Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.
     К первому типу понимания можно  отнести то, которое возникает  в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог –  поскольку оба собеседника располагают  приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.
       Второй тип понимания – связан  с переводом с одного языка  на другой, например, с иностранного  на родной язык, когда мы встречаемся  с более сложным процессом  интерпретации.
       В этом случае приходится иметь  дело с передачей и сохранением  смысла, выраженного на чужом  языке, с помощью слов и предложений  родного языка.
  Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.
       Третий тип понимания – относится  к интерпретации произведений  художественной литературы и  искусства, особенно имеющих непреходящее  эстетическое значение. (6, стр. 76-77)
       Таким образом, понимание –  это способность постичь смысл  чего-либо и достигнутый благодаря  этому реальности; это состояние, вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.
       Впервые как обозначение особого  научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868г.). (9, стр.355)
       Позднее понимание было противопоставлено  (в частности, Дильтеем) в качестве  основополагающего метода наук  о духе естественнонаучному методу  «объяснение».
  Немецкий ученый Шпрангер (1882-1963), ученик Дильтея, в большинстве своих работ рассматривал сущность понимания как способ постижения смыслового содержания явлений объективного мира. Он настойчиво ставил перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, так как только они обеспечивают целостность человеческой натуры и характера.
       Объяснение как философское понятие  рассматривается в качестве важнейшей  функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования.
       Объяснение предназначено для  раскрытия сущности изучаемого  объекта.
       В реальной практике исследователя  объяснение осуществляется путем  показа того, что объясняемый  объект подчиняется определенным  законам.
       Объяснение может быть:
    атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать;
    субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;
    генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;
    контрагенетическим;
    структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким.
       По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через  собственный закон и объяснения  с помощью моделирования.
       Объяснение тесно связанно с  описанием – этапом научного  исследования, состоящего в фиксировании  данных эксперимента или наблюдения  в помощью определенных систем, принятых в науке.
       Современный финский философ  Вригт Г.Х. считает, что объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных – каузальное объяснение, т.е. причинное, которое бывает двух видов:
    предсказание;
    ретросказание.
       Обосновывая это свое деление Вригт отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов.
       Ретросказательные объяснения, т.е. пересмотр отделенного прошлого в свете более поздних событий, - они характерны для исторической науки.
       Важно, применяя ретросказательное  объяснение, следует избегать переоценки  прошлого. 

1.2 Понимание как интерпретация 

  В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово «понять» означает «усвоить смысл», «постигнуть содержание». Это же слово употребляется еще в значении «осмыслить», «истолковать», таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.
       Вся наша коммуникативная и  познавательная деятельность теснейшим  образом связана с истолкованием  тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует  теории, логик и математик –  исследуемые формальные системы;  музыкант – интерпретирует исполняемые  им произведения, литературный критик  – анализируемые сочинения, переводчик  – переводимые текст, искусствовед  – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д.  Эти примеры показывают, что интерпретация  не ограничивается только областью  языка, а охватывает широкие  сферы коммуникации и деятельности людей в целом. «Можно сказать, что интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации». (6, стр.205)
     Таким образом, интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми.
       В отличие от интерпретации  обычного языка, интерпретация  текста литературно-художественных  произведений сопряжена с трудностями:
    во-первых, в силу многозначности слов художественной речи;
    во-вторых, зависимости их смысла от контекста;
    в-третьих, личных особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих;
    в-четвертых, влияния на них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит интерпретация.
     Интерпретация и основанное на ней понимание  должны учитывать:
    с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам;
    с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках, тем более в гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего субъекта.
       В какой бы форме ни осуществлялась  интерпретация, она теснейшим  образом связана с пониманием, так как служит его исходной  основой.
       Смыслы, которые индивид приписывает  объектам понимания, он черпает  из своего внутреннего мира  – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания.  Этот мир формируется на основе  языка и чувственных впечатлений,  и включает в себя наглядные  и абстрактные образы, связи между  ними, знания, верования индивида, его  морально-этические нормы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.