Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль  калькулирования себестоимости продукции в управлении производством 

Введение
Глава1  Общая  характеристика предприятия
      Историческая справка предприятия.
      Технико-экономическая характеристика предприятия
Глава 2  Калькулирование  себестоимости продукции , ее роль в  управлении  производством.
2.1. Роль калькулирования  себестоимости продукции, основные  принцыпи себестоимости.
2.2. Метод «Директ-костинг»  калькулирования себестоимости  продукции. 
2.3. Нормативный  метод калькулирования себестоимости  продукции.
Глава 3  Недостатки и преимущества метода калькулирования  на предприятии.
Заключение
Список литературы
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основы организации  учета труда на  оплату  труда  и социальные нужд.
     1.1 Историческая справка  предприятия
     Полное  фирменное  название: Открытое акционерное  общество «СПИ-РВВК».
     Местоположение  и почтовый  адрес: Россия, 236016, г. Калининград, ул. Черняховского, д. 80.
     Данные  о государственной регистрации: Зарегистрировано Администрацией Ленинградского района г. Калининграда. Регистрационное  свидетельство № 1344 от 28.12.1992г.
     Сведения  об уставном капитале: Уставный капитал  общества, состоящий из номинальной  стоимости акций общества,  приобретенных  акционерами, составляет 50 755 600 (Пятьдесят миллионов семьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот) рублей и разделен на 72 508  обыкновенных именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 700 рублей каждая.
     Количество  акционеров, зарегистрированных в реестре: 161, в том числе:
           Акционеры Количество  акций Доля участия (%)
     1      Юридические лица      S.P.I. DISTILLERIES B.V
     ОАО «Росспиртпром»
     ОАО «Новый форт»
 
     50 387      18 490
     7
 
     69,49      25,5
     0,01
     2      Физические  лица (158 человек)      3624      5
     Таб.1.1.1
     Высший  орган управления: Общее собрание акционеров.
     Основные  виды деятельности:
      Производство, хранение и поставки производственной алкогольной и спиртосодержащей продукции (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков)
     Дополнительные  виды деятельности:
      Розничная торговля (буфет, реализация отходов, реализация прочих материалов, реализация основных средств)
      Оптовая торговля (теплоэнергия, вода);
      Строительство;
      Оказание услуг (аренда основных средств, транспортные услуги, прочие услуги);
      Предоставление прав, возникающих из товарных знаков, патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.
 
Среднегодовая численность работающих – 292 человека, в том числе:
        среднесписочная численность – 280 человек,
        совместители – 2 человека,
        средняя численность несписочного состава – 10 человек.
 
     Калининградский ликероводочный завод был основан 10 октября 1946 года на основании приказа  существовавшего на тот момент Министерства вкусовой промышленности. В 1992 году завод  был приватизирован и переименован в ОАО «Роствесталко». В 1997 году предприятие  вошло в состав международной  группы SPI Group и в следующем, 1998 году переименовано в ОАО «СПИ-РВВК».
     В настоящий момент ОАО «СПИ-РВВК»  одно из самых современных и конкурентоспособных  предприятий отрасли. Предприятие  полностью оснащено и укомплектовано современным технологическим оборудованием, имеющим государственную регистрацию  и соответствующие сертификаты. В ОАО «СПИ-РВК» внедрена и действует  Международная система качества ИСО 9002 в области производства спиртных напитков, что подтверждается Сертификатом TUV CERT; также предприятие имеет  и национальный сертификат соответствия Системы сертификации ГОСТ Р.
     ОАО «СПИ-РВВК» осуществляет поставки ликероводочной продукции, как на внутреннем российском рынке, так и на экспорт (Молдова, Казахстан, Латвия, Германия, Австрия, Англия).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Технико-экономическая  характеристика предприятия  ОАО «СПИ-РВВК». 

     В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в РФ ответственность за организацию  бухгалтерского учета возложена  на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение  к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и  представления для учета документов и сведений.
     Бухгалтерский учет на предприятии ОАО «СПИ-РВВК»  осуществляется бухгалтерией, действующей  на правах самостоятельного структурного подразделения. Бухгалтерия подчиняется  главному бухгалтеру, назначаемому на должность и освобождаемому от должности  приказом руководителя организации. Работники  бухгалтерии осуществляют свои функциональные обязанности в соответствии с  должностными инструкциями, разработанными на предприятии и утвержденными  руководителем.
     Бухгалтерский учет на предприятии полностью автоматизирован  и ведется с применением системы 1С: Предприятие версия 7.7 (сетевая), конфигурация «Производство+Услуги+Бухгалтерия» используемая с компонентами «Оперативный учет» и «Бухгалтерский учет». На предприятии применяется компьютерная технология обработки учетной информации в подразделениях.
     Основными целями деятельности бухгалтерии являются:
      своевременная регистрация всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
      составление и представление заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности достоверной информации об имущественном положении предприятия;
      создание потока экономической информации для внутренних пользователей с целью управления, контроля, анализа, планирования хозяйственной деятельности предприятия и принятия управленческих решений.
     Основными задачами бухгалтерии являются:
      формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, налоговым и финансовым органам, банкам и иным заинтересованным организациям и лицам - пользователям бухгалтерской отчетности;
      обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
      своевременное предупреждение и предотвращение негативных явлений и отрицательных результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
      выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
     Численность и штаты бухгалтерии определяются штатным расписанием, действующим  на предприятии.
     В состав бухгалтерии  входят:
     Касса (бухгалтер-кассир), осуществляет учет кассовых операций; учет расчетов с  подотчетными лицами.
     Материальная  группа (в составе 4-х бухгалтеров) ведет  учет движения ТМЦ, работ, услуг, учет расчетов с контрагентами (поставщиками и покупателями). Данная группа отвечает: за учет приобретения материальных ценностей, их поступление и расходование, учет основных средств, капитальных вложений, финансовых вложений, нематериальных активов; учет услуг, оказанных поставщиками, перераспределение возмещаемых  затрат между клиентами (согласно условиям договоров); учет общехозяйственных  расходов; учет услуг, оказанных покупателям; расчет вознаграждения по договорам (согласно условиям договоров).
     Группа  учета расчетов с персоналом в  составе бухгалтера по заработной плате. Осуществляет учет затрат труда персонала  предприятия, исчисление заработной платы  работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом, Фондом социального страхования  и другими ведомствами, связанными с оплатой труда.
     Группа  учета расчетов в составе бухгалтера по работе с банками и бухгалтера по учету расчетов со сторонними организациями  по полученным и оказанным услугам. Осуществляют: учет движения денежных средств (безналичные расчеты); учет операций в иностранной валюте; сводный  учет и отчетность по движению денежных средств; учет расчетов со сторонними организациями по полученным и оказанным  услугам.
     Общая группа в составе главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, старшего бухгалтера. Ведет регистры налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, составляет бухгалтерскую, налоговую отчетность и оперативную отчетность; контролирует формирование себестоимости (закрытие периодов), содержание договоров; осуществляет общее руководство.
       Структура бухгалтерии ОАО «СПИ-РВВК»  приведена в Приложении №6.
     Функциональные  обязанности работников бухгалтерии  приведены в Приложении №7.
     Динамику  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СПИ-РВВК» в 2009 году можно посмотреть в Приложении 1 (Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2009г).
     В 2009 году ОАО «СПИ-РВВК» осуществляло поставки  ликероводочной продукции как на внутреннем российском  рынке, та и на экспорт (Казахстан, Латвия, Германия, Австрия, Англия).
     Были  заключены договоры на производство и реализацию новых видов продукции (водка «Командирская», коньяк «Командирский», водка «Профессионал», водка «Боевое братство»). Среди новых покупателей продукции – «MESSE COMMERZ GROUP LTD» (Германия), ООО «Русские традиции», ООО Торговый дом «ЭС.ПИ.АЙ.-ТАЛВИС».
     Показатели  деловой активности Общества можно  рассмотреть в Приложении №1. Организационная  структура  управления предприятия  выделена в Приложении №2.
     Основные  экономические показатели деятельности ОАО «СПИ-РВВК». (Единица измерения  – тыс.руб.) 

     Показатели За отчетный период 2009 За отчетный период 2008
     Выручка от продажи товаров за минусом  НДС, акцизов и др. платежей      877 094      646 306
     Себестоимость проданных товаров, продукций, услуг, работ      675 512      516 670
     Прибыль (убыток) до налогообложения      117 468      35 802
     Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода      89 228      22 206
     Таб.№1.1.2.
     Из  данной таблицы  видно, что все  показатели в 2009 году, по отношению к отчетному периоду 2008 года, увеличились, в том числе выручка и чистая прибыль. Полую информацию можно найти в Приложении №3 «Отчет о прибылях и убытках»., Приложении №4 «Бухгалтерский баланс», Приложении №5 «Отчет об изменениях капитала»
       В 2009 году общий объем производства ликероводочных изделий в натуральном выражении по сравнению с 2008 годом увеличился на 7% или на 116,7 тыс. дал. Это произошло, в основном, за счет увеличения объема производства продукции на экспорт на 108,2 тыс. дал, а также за счет роста производства водок и ликероводочных изделий на внутренний рынок на 8,5 тыс. дал.
     Продукция на экспорт производилась и поставлялась в 2008 году согласно заключенным контрактам : с АО «Латвияс Балзамс», г.Рига, компанией  «СПИ Спиритс Лимитед», Кипр, ТОО  «Бриг» Казахстан, ООО «Молинт групп» Молдова, ООО «Моно М» Латвия.
№ п/п Показатели Ед. изм. Факт  2009 г.
Факт  2008 г.
Темп  прироста к 2008 г.
1. Объем продукции  в действующих ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость  и акциза) в том числе
экспорт
внутренний рынок
 
 
тыс. руб.
 
 
869 615 
344 974
524 641
 
 
663 566 
309 690
353 876
 
 
+ 31 % 
+ 11 %
+ 48 %
2. Объем продукции  в отпускных ценах (включая НДС, акциз) тыс. руб. 1 386 336 1 100 895 + 26 %
3. Ликероводочные  изделия, всего в том  числе
экспорт
внутренний  рынок
тыс. дал. 1 910,0 
1 445,7
464,3
1 793,3 
1 337,5
455,8
+ 7 % 
+ 8 %
+ 2 %
     Таб.1.1.3.
     В ОАО «СПИ-РВВК» на протяжении 2009 года производилась и реализовывалась продукция традиционно высокого качества, соответствующая всем требованиям стандартом и потребителей.
            В 2009 г. предприятие прошло  ресертификационную процедуру на  соответствие  стандарту ISO 9001-2008 и подтвердило соответствие систем  управления качества нормам международных  и национальных стандартов в  области качества.
     В течении 2009 года Калининградский центр метрологии, стандартизации и сертификации и Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Калининградской области проводили проверки технического процесса производства, качества выпускаемой продукции. Проверенные в независимой лаборатории образцы соответствовали обязательным требованиям ГОСТов по органолептическим и физико-химическим показателям.
     На  экспорт в отчетном году было отгружено 1 445,8 тыс. дал водки. Доля экспорта в общем объеме поставок продукции составила в 2009 году 75%. От общего объема экспорта  - 99,1% было отгружено в Латвию.
Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя
За  анализируемый   
период
(2009г.)
За аналогичный 
период  
предыдущего года (2008г.)
тыс. руб.  
(гр.2 - гр.3)
± % 
((2-3) : 3)
1 2 3 4 5
1. Выручка  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг 877 094 646 306 +230 788 +35,7
2. Расходы  по обычным видам деятельности 740 644 588 334 +152 310 +25,9
3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2) 136 450 57 972 +78 478 +135,4
4. Прочие  доходы 206 372 177 399 +28 973 +16,3
5. Прочие  расходы 225 354 199 569 +25 785 +12,9
6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5) -18 982 -22 170 +3 188 +14,4
7. EBIT (прибыль  до уплаты процентов и налогов) 117 468 35 802 +81 666 +3,3 раза
8. Изменение налоговых  активов и обязательств, налог на прибыль  и др. расходы из  прибыли 
 
-28 240 -13 596 -14 644 -107,7
9. Чистая прибыль  (убыток) отчетного  периода  (3+6+8) 
 
89 228 22 206 +67 022 +4 раза
Показатели  рентабельности Значения  показателя (в %, или в копейках с  рубля) Изменение показателя
2008г. 2009г. коп., 
(гр.3 - гр.2)
± % 
((3-2) : 2)
1 2 3 4 5
1. Рентабельность продаж по валовой  прибыли (величина прибыли от  продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной  отрасли: 8% и более. 9 15,6 +6,6 +73,4
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина  прибыли от продаж до уплаты  процентов и налогов в каждом  рубле выручки). 5,5 13,4 +7,9 +141,8
3. Рентабельность продаж по чистой  прибыли (величина чистой прибыли  в каждом рубле выручки). 3,4 10,2 +6,8 +196,1
Cправочно
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)
9,9 18,4 +8,5 +87
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5.
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Калькулирование  себестоимости продукции,ее  роль в управлении  производством.
2.1.Роль  калькулирования  себестоимости продукции,  основные принципы  себестоимости. 

     Слово «калькуляция» означает вычисление себестоимости продукции. В современной  экономической литературе калькулирование  определяется как система экономических  расчетов себестоимости отдельных  видов продукции (работ, услуг). В  процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством  выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
     Задача  калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции, заказа, услуги, работы, предназначенных для продажи, а также внутреннего потребьления.
     Конечным  результатом калькулирования является составление кулькуляций. В зависимости  от целей калькулирования различают  плановую, сметную и фактическую  калькуляции. Все они отражают расходы  на производство и реализацию единицы  конкретного вида продукции в  разрезе калькуляционных статей.
     Плановая  калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норм и смет.
     Сметная калькуляция рассчитывается при проектирование новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
     Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
     Калькулирование позволяет изучить себестоимость  полученных в процессе производства конкретных продуктов.
        По видам продукции (работ,  услуг) затраты группируют  для   исчисления  их себестоимости.  В процессе калькулирования   себестоимости  единицы  продукции  учитывают  все  издержки,  связанные  с  выполнением   одного   заказа   или производством  единицы продукции какого-либо  вида.
     Объекты калькуляции – это отдельные изделия,  группы  изделий,  полуфабрикаты,   работа   и   услуги, себестоимость   которых   определяется.   Аналитический   учет   затрат   на производство ведется, как правило,  по  объектам  калькуляции.  Разрешается открывать аналитические счета не  на  каждый  объект,  а на  их  группу.
     Определение себестоимости служит  основой  для  установления  цен,  является базой  для  исчисления  налогов  на  сбыт,  а  также  для   текущей   оценки результатов  деятельности предприятия.
        Задача калькулирования  – определить  издержки,  которые приходятся  на единицу продукции,  предназначенных для реализации,  а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.
        Конкретные функции в процессе  калькулирования издержек:
      . определение  производственной  или  заводской  себестоимости   для  оценки
        запасов готовой продукции или  полуфабрикатов;
      . определение величины себестоимости  для установления и контроля  цен;
      . предоставления данных о себестоимости   продукции  для  оценки  результата
        деятельности  предприятия  и   обеспечения   процесса   принятия   решений
        руководством.
        Конечным результатом калькулирования   является  составление  калькуляций.
     Все виды калькуляции отражают расходы  на производство и  реализацию  единицы  конкретного вида продукции в  разрезе калькуляционных статей.
        Калькулирование позволяет изучить   себестоимость  полученных  в   процессе производства конкретных  продуктов.    Калькулирование  себестоимости  продукции  (работ,  услуг)  условно  можно подразделить  на  три  этапа.  На  первом  исчисляется  себестоимость   всей выпущенной продукции в  целом,  на  втором  –  фактическая   себестоимость  по каждому  виду  продукции,  на  третьем   –  себестоимость  единицы   продукции, выполненной  работы  или  оказанной  услуги.  В   действительности   процесс  калькулирования является более  сложным.
        Калькулирование себестоимости  продукции является  объективно  необходимым процессом при управлении  производством.
        Функционировавшие ранее калькуляционные  системы преследовали одну цель  – оценить   запасы   готовой   продукции   и    полуфабрикатов    собственного
производства,  что  необходимо  для  внутрипроизводственных  целей   и   для составления  внешней отчетности, а также  для  определения  прибыли.  Тем  не менее прежние системы калькулирования  не  содержали  информации,  пригодной  для решения многих управленческих решений.
        Современные системы калькуляции  более сбалансированы. Содержащаяся  в  них информация  позволяет   не  только   решать   традиционные   задачи,   но   и прогнозировать  экономические последствия таких  ситуаций как:
      целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
      установление оптимальной цены на продукцию;
      оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
      целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
      оценка качества работы управленческого персонала.
        Современное калькулирование лежит  в основе  оценки  выполнения  принятого предприятием или центром  ответственности плана. Оно необходимо  для  анализа причин отклонений  от плановых заданий по себестоимости.  Данные  фактических калькуляций  используются для последующего  планирования  себестоимости,  для  обоснования экономической  эффективности   внедрения  новой  техники,  выбора современных технологических  процессов, проведения мероприятий   по  повышению качества  продукции,  проверки  проектов   строительства   и   реконструкции предприятий.  По  результатам  калькулирования   можно  принять   решение   о проведении ремонта  самостоятельно  или  с  использованием  услуг   сторонних организаций.  Наконец,  калькулирование   является   основой   трансфертного ценообразования.   Трансфертная   (внутренняя)    цена    применяется    при коммерческих операциях между  подразделениями одного и того  же предприятия.
        Таким  образом,  производственный  учет   и   калькулирование   является
основными элементами системы управления не только себестоимостью  продукции, но и  производством в целом. 
 

           Принципы калькулирования  себестоимости продукции 
 

     1. Научно обоснованная классификация  затрат на производство.
     Действующими  нормативными документами по бухгалтерскому учету, позволяющими бухгалтеру реализовать  этот принцип на практике, являются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию  себестоимости продукции (работ, услуг), разработанные с учетом их отраслевых особенностей, для организаций и  предприятий сельского хозяйства, рыболовства, нефтедобывающей и  газодобывающей промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного  питания, издательской деятельности, научно-технической  отрасли, электроэнергетике и других.
     Так, строительные организации при калькулировании  руководствуются Типовыми методическими  рекомендациями по планированию и учету  себестоимости строительных работ (утверждено Госстроем РФ 30.11.93 г. № 7-14/187, Минэкономики РФ, Минфином РФ 12.11.93 г.), для научно-технических организаций  разработаны Типовые методические рекомендации по планированию, учету  и калькулированию научно-технической  продукции (утверждены приказом Минэкономики России, Минфина России и Миннауки России от 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46) и пр.
     2. Установление объектов учета  затрат, объектов калькулирования  и калькуляционных единиц.
     Во  многих случаях объекты учета  затрат и объекты калькулирования  не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы  и подразделения предприятия, в  которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).
     Под объектом калькулирования (носителем  затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные  для продажи.
     Выбор объекта учета затрат и калькуляционной  единицы зависит от технологических  особенностей производства, специфики  производимой продукции.
     В качестве  калькуляционных  единиц используются:
      o натуральные единицы – штуки,  метры, киловат-часы и др.;
      o условно-натуральные единицы (обезличенные, укрупненные) – 100  пар  обуви  определенного  вида;  кубический  метр  железобетонных  изделий;  станко-комплект и др.;
      o условные (приведенные) единицы  – спирт 100%-й крепости; сода  каустическая с содержанием 92%-го  едкого натра и др.;
      o  стоимостные  единицы   –  1000  руб.  автотракторных   запасных   частей,
инструментов  и т.п.;
      o единицы работ – одна тонна  перевезенного груза;
      o единицы времени – машино-час,  машино-день и т.п.;
      o эксплуатационные  единицы–мощность,  производительность,   параметры  продукции и т.п.
         Из  всего   комплекса   калькуляционных   единиц   для   калькулирования себестоимости    продукции    используется    один    измеритель,    который рассматривается как основной.
     3. Выбор метода распределения косвенных  расходов.
     Производится  предприятием самостоятельно, фиксируется  в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового  года.
     4. Разграничение затрат по периодам.
     Необходимость выполнения принципа начисления, т.е. отражения  в бухгалтерском учете операций в момент их совершения без увязки с денежными потоками.
     5. Раздельный учет по текущим  затратам на производство продукции  и по капитальным вложениям. 
     Данный  принцип задекларирован в Законе РФ «О бухгалтерском учете» ” от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34-н.
     6. Выбор метода учета затрат  и калькулирования. 
     Метод учета затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции – это  совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической  себестоимости продукции, а также  отнесения издержек на единицу продукции.
     Существуют  различные методы учета затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного  процесса, характером производимой продукции (работ, услуг), ее составом, способом обработки. Выбор предприятием соответствующего метода учета затрат на производство осуществляется самостоятельно и зависит  от ряда факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции, то есть от индивидуальных особенностей предприятия.
     Классификация методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции приведена на рис. 

Методы  учета затрат
По  полноте учета затрат По объектам учета По оперативности  учета
Метод калькулирования полной себестоимости Метод калькулирования  сокращенной себестоимости Попроцессный  метод Попередельный метод Позаказный  метод Метод калькулирования  фактическойсебестоимости Метод калькулирования  нормативной себестоимости
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Директ-костинг 

     Система "Директ-костинг" является одной  из множества систем калькулирования  себестоимости и учета затрат, применяемых в системе управленческого  учета.
     Главное в «директ-костинг» - организация  раздельного учета  постоянных  и переменных затрат.  Поэтому  эту  систему  учета  затрат  называют  variable costing – учет переменных затрат. Сейчас эта  система  предусматривает  учет себестоимости не только  в  части  прямых  переменных  затрат,  но  и  части переменных косвенных  расходов.   
     Переменные  затраты – такие расходы, величина которых находится в более или менее прямо   пропорциональной   зависимости   от   изменения   объема производства, например расход сырья и материалов на изготовление  продукции, заработная плата производственных рабочих и другие (все основные  затраты).
     Постоянные – расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы.  Некоторые издержки представляют собой смесь переменных  и постоянных  затрат  и поэтому их называют – частично переменными (например это плата за телефон).
        Метод «директ-костинг» имеет  два варианта:
      - простой «директ-костинг», основанный  на  использовании  в  учете   данных   только о переменных  затратах;
      -  развитой  «директ-костинг»,  при  котором  в  себестоимость   наряду   с переменными  затратами   включаются  и  прямые   постоянные   затраты   по производству и  реализации продукции.
     Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном  счете и с заданной периодичность  списывают непосредственно на дебет  счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.
     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также и незавершенное производство.
     При системе директ-костинг схема  построения отчетов о доходах  многоступенчатая (табл. 2.1). В них  содержится, по крайней мере, 2 финансовых показателя: маржинальный доход и  прибыль. 
 
 

     
Наименование  показателей. Значение
Выручка от реализации продукции (В) В = 1000
Переменные  затраты (ПЗ) ПЗ = 600
Маржинальный  доход (М) М=В-ПЗ = 400
Постоянные  расходы (ПР) ПР = 200
Прибыль (П) П=М-ПР = 200
     Таблица 2.2.1 “Схема отчета о доходах по системе директ-костинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Важной  особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно  изучать взаимосвязи и взаимозависимости  между объемом производства, затратами  и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рис. 2.1). 
 

 

      Затраты,Доход, Тыс. руб.
                 переменные
         Точка критического      расходы
         Производства  убыточность                     выручка от
                                                                  реализации
                            К       полная себ-ть
       прибыльность  

               Объем продукции, тыс.шт.          
 

     Рис. 2.2.1 Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли. 

     Три главные линии показывают зависимость  переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Этот график и многочисленные его  модификации используют при анализу  и принятии управленческих решений.
     Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются. Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. 
 
 

     Рассмотрим  порядок отражения операций на бухгалтерских  счетах в условиях системы «директ-костинг».
     Прямые  производственные затраты с кредита  счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20 (23). Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем будут отнесены на соответствующие носители затрат, т.е. будут участвовать в калькулировании.
     Постоянная  часть общепроизводственных издержек вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами, рассматриваемыми как периодические, при этом варианте не включаются в  себестоимость объектов калькулирования (носителей затрат), а списываются  на уменьшение выручки от реализации продукции.
     Таким образом, применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части.
     К счету 25 создаются два субсчета:
     25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи»
     Порядок учетных записей на счетах при  учете затрат по системе «директ-костинг» проиллюстрирован на рис. 1. Необходимо обратить внимание на то, что остатки незавершенного производства и готовой продукции, т.е. запасы, оцениваются в этом случае по неполной (переменной) себестоимости. 

     
     Рис. 2.2.2 Схема учетных записей при калькулировании неполной себестоимости по методу “директ-костинг” 
 

     Предприятием  производятся два вида продукции  — А и Б. Прямые затраты на производство продукции А составляют 100 тыс. руб., в том числе прямая заработная плата — 50 тыс. руб. Прямые затраты  на производство продукции Б — 200 тыс. руб., из них заработная плата  — 100 тыс. руб.
     За  отчетный период дебетовый оборот по счету 25 “Общепроизводственные расходы” составил 90 тыс. руб., по счету 26 “Общехозяйственные расходы” — 120 тыс. руб. Для упрощения  расчета предположим, что общепроизводственные расходы состоят только из переменной части.
     Допустим  также, что половина всех произведенных  за отчетный период затрат материализовалась  в готовой продукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, причем за отчетный период произведено 10 единиц готовой продукции  А и 15 единиц изделия Б.
     И еще одно допущение: вся произведенная  продукция реализована. Выручка  от реализации составила 400 тыс. руб.
     Решение:
     Учет  затрат по методу “директ-костинг” иллюстрируется рис. 2. 

     
     Рис. 2.2.3 Схема учета затрат по методу “директ-костинг”, тыс. руб. 

     К счету 20 открыты два субсчета —  для калькулирования себестоимости  каждого вида продукции — 20-А  и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно  на носители затрат: 100 тыс. руб. — на продукцию А и 200 тыс. руб. — на продукцию Б.
     Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально  прямой заработной плате, т.е. в пропорции  один к двум. Таким образом, из общей  суммы общепроизводственных затрат в 90 тыс. руб. 30 тыс. руб. отнесено на продукцию  А, 60 тыс. руб. — на продукцию Б.
     Общехозяйственные расходы как периодические в  сумме 120 тыс. руб. прямо списаны на себестоимость реализованной продукции.
     Видно, что на производство продукции А  в отчетном периоде затрачено 130 тыс. руб. Половина из них — 65 тыс. руб. — себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 10 единиц продукции А. Следовательно, себестоимость одной единицы  — 6,5 тыс. руб. В незавершенном производстве останется продукции А на сумму 65 тыс. руб.
     Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют  оценить готовую продукцию (15 единиц) в 130 тыс. руб. Следовательно, себестоимость  единицы изделия Б — 130 : 15 = 8,7 тыс. руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 130 тыс. руб.
     Себестоимость всей готовой продукции — 195 тыс. руб. (65 + 130). Это — переменная себестоимость. На счете 46 формируется первый финансовый показатель — маржинальный доход; в  данном случае он равен 205 тыс. руб. (400 - 195).
     После списания общехозяйственных расходов на счете 46 выводится второй показатель — прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операционная прибыль равна: 205- 120 = 85 тыс. руб.
     Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным  производством. Его общий размер составляет: 65 + 130 = 195 тыс. руб. 

     
     Рис.2.2.4 Пример учетных записей при калькулировании полной себестоимости, тыс. руб.
 

      Отличие от предыдущей схемы состоит  в том, что в калькулировании  участвуют все расходы, включая  и постоянные.
     Таким образом, между продуктами А и  Б помимо общепроизводственных будут  распределяться и общехозяйственные  расходы. База распределения - прямая заработная плата, пропорция распределения, как  и прежде, - 1:2. Тогда на продукцию  А будет отнесено 40 тыс. руб. общехозяйственных  расходов, на продукцию Б — 80 тыс. руб.
     Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 тыс. руб.; из них половина — стоимость  готовой продукции, а половина остается в незавершенном производстве. Следовательно, 10 единиц готовой продукции А  оценивается в 85 тыс. руб., т.е. себестоимость  единицы — 8,5 тыс. руб. По продукции  Б имеем: изготовление 15 единиц обошлось предприятию в 170 тыс. руб., т.е. себестоимость  единицы составляет: 170 : 15 = 11,3 тыс. руб.
     Себестоимость всей готовой продукции — 255 тыс. руб. (85 + 170). Следовательно, операционная прибыль составит: 400 - 255 = 145 тыс. руб.
     Оценим  запасы незавершенного производства. По продукции А их стоимость — 85 тыс. руб., по продукции Б — 170 тыс. руб. Отсюда себестоимость запасов  составила 255 тыс. руб.
     Результаты  выполненных расчетов сведены в  табл. 2. 

     Таблица 2. Оценка себестоимости, прибыли и  запасов при учете переменных (метод “директ-костинг”) и полных затрат, тыс. руб.
Показатели Учет переменных затрат Учет полных затрат
Себестоимость единицы продукции:    
А 06.май 08.май
Б 8,7 11,3
Оценка  запасов 195 255.0
Прибыль 85.0 145.0
 
     Сравнение полученных результатов позволяет  заключить: себестоимость единицы  продукции, рассчитанная по методу “директ-костинг”, ниже полной себестоимости (по продукции  А — на 2 тыс. руб., по продукции  Б — на 2,6 тыс. руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости  на 60 тыс. руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 - 195). Поэтому себестоимость реализованной  продукции оказывается выше, а  следовательно, прибыль меньше при  методе учета переменных затрат на те же 60 тыс. руб. (145 - 85).
     Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
     В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального  подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменную части. При этом непременно формируется  показатель маржинального дохода. С  учетом цифрового примера отчет  выглядит следующим образом (табл. ). 

     Таблица . Отчет о прибылях и убытках (метод “директ-костинг”)
№ строки Показатели Сумма, тыс. руб.
1 Выручка от реализации 400
3 Переменная  часть себестоимости реализованной  продукции 195
3 Маржинальный  доход (стр. 1 - стр. 2) 205
4 Постоянные  затраты 120
5 Операционная  прибыль (стр. 3 - стр. 4) 85
 
     В отчете, составленном но результатам  калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 4).
 

      Таблица 4. Отчет о прибылях и убытках (метод калькулирования полной себестоимости  продукции)
№ строки Показатели Сумма, тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции 400
2 Себестоимость реализованной продукции 255
3 Операционная  прибыль (стр. 1 - стр. 2) 145
 
     Как уже отмечалось, Международные бухгалтерские  стандарты не разрешают использовать систему “директ-костинг” для составления  внешней отчетности и расчета  налогов. В чем же тогда состоит  практическое значение этой системы?
     Прежде  всего ее использование позволяет  оперативно изучать взаимосвязи  между объемом производства, затратами  и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или  отдельных видов расходов при  изменениях деловой активности.
     В современных условиях управляющие  должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы  за помещение или какова заработная плата у директора и его  помощников. Поэтому одним из принципов  бухгалтерского управленческого учета  является следующий: самая точная калькуляция  не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все  затраты предприятия, а та, в которую  вносятся издержки, непосредственно  обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно, лишь используя  систему “директ-костинг”.
     Система “директ-костинг” позволяет проводить  эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при  недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие  заказы можно до определенного предела, называемого “нижней границей цены”. За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет  системы “директ-костинг”.
     Наконец, данная система позволяет существенно  упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость  становится более обозримой, а отдельные  статьи затрат—лучше контролируемыми. 
 
 

     2.3  Нормативный метод калькулирования
     Этот  метод чаще всего применим на предприятиях массового и крупносерийного  производства с большой номенклатурой  изделий. Имеет следующие этапы:
      составление нормативных калькуляций по каждому изделию до начала производства продукции;
      учет фактических затрат с подразделением на расходы в пределах норм и отклонений от норм;
      определение фактической себестоимости путем суммирования.
     Нормативные калькуляции определяются на основе технических данных и других нормативов. Может составляться двумя способами - путем суммирования калькуляций  для каждой детали, узла и т.д. и  составляться на изделие в целом (этот способ грубее, но технически более  легкий).
     Нормативные калькуляции определяются на основе технических данных и других нормативов. Может составляться двумя способами - путем суммирования калькуляций  для каждой детали, узла и т.д. и  составляться на изделие в целом (этот способ грубее, но технически более  легкий).
     Нормативный  метод  учета   предполагает   предварительное   определение  нормативных затрат по операциям, процессам, объектам  с  выявлением  в  ходе производства  отклонений  от   нормативных   затрат.   Фактические   затраты определяются алгебраическим сложением затрат  по  нормам  и  отклонениям  от них. Этот метод  характеризуется тем, что  на  предприятии  по  каждому  виду изделия   составляется   предварительная   нормативная   калькуляция,   т.е. калькуляция себестоимости,  исчисленная  по  действующим  на  начало  месяца нормам расхода  материалов  и  трудовых  затрат,  которая  используется  для определения   фактической   себестоимости   продукции,   оценка   брака    в производстве  и  размеров   незавершенного   производства.   Все   изменения действующих  норм отражаются в течение  месяца  в  нормативных  калькуляциях.
     Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности   в   условиях   прогрессивной   технологии    и    организации производства. Нормы могут изменяться  (как правило,  снижаться)  по  мере освоения производства и улучшения использования материальных  и трудовых ресурсов.
        Основные принципы нормативного  метода учета:
      1. Предварительное составление   нормативной  калькуляции   себестоимости  по каждому  изделию на основе действующих  на предприятии норм и смет.
     2.  Ведение  в  течение  месяца  учета  изменений  действующих   норм   (для  корректировки  нормативной себестоимости).
      3. Учет фактических затрат в  течение месяца с подразделением  их на  расходы по нормам  и отклонения от норм.
      4. Установление и анализ причин, а также условий  появления   отклонений  от   норм по  местам их возникновения.
      5. Определение фактической себестоимости   выпущенной  продукции  как   суммы нормативной себестоимости,  отклонений от норм и изменений  норм.
        Соблюдение такого алгоритма  учета и  расчетов,  хотя  и  является  весьма трудоемким  процессом,  но  при   этом,   позволяет   получить   достоверную  информацию о  затратах,  пригодную   для  последующего  анализа   и  контроля..
      Чтобы установить нормативные затраты  на продукт, необходимо оценить плановые затрат труда, материалов и накладные  расходы. Затем они суммируются, образуя нормативные затраты  на производство продукта
     Использование нормативов затрат при калькулировании  позволяет избежать вычисления каждую неделю или месяц стоимости единицы (или партии) продукции по данным о фактических затратах. Единожды определив нормативные затраты  основных материалов, трудозатраты и  накладные расходы, можно в любое  время исчислить общие нормативные  затраты на единицу продукции 
     1) Нормы на материалы. Нормативные  затраты основных материалов  определяются умножением нормативной  цены этих материалов на нормативное  их количество. Нормативная цена  основных материалов представляет  собой тщательную оценку затрат  определенного вида основных  материалов на следующий учетный  период. Нормативное количество  основных материалов - оценка ожидаемого  количества, которое будет использовано.
     2) Нормы трудозатрат. Чтобы установить  нормы трудозатрат, необходимо  проанализировать все виды деятельности  по различным операциям. каждую  операцию анализируют и вычисляют  допустимое время, которое требуется  среднему рабочему для выполнения  работы.
     3) Нормы накладных расходов. Процесс  установления нормативных ставок  распределения накладных расходов  для системы калькулирования  себестоимости по нормативным  издержкам. Накладные расходы  рассчитываются по почасовым  ставкам, умноженным на нормо-часы (т.е. время, которое должно  быть затрачено). Время производства  в нормо-часах можно определить, если выяснить, сколько времени  потребуется на производство  каждого вида продукции (Таблица  1). 

Таблица

Расчет  выпуска продукции в нормо-часах 

       Все отступления фактических издержек производства от действующих норм по любой калькуляционной статье затрат рассматриваются как отклонения от норм расходов. Такой подход позволяет  не только организовать достоверный  учет издержек производства и точное калькулирование себестоимости  продукции, но и систематически анализировать  отклонения от норм расходов для принятия управленческих решений по оперативному воздействию на процесс формирования себестоимости.
      Для разработки норм калькуляции на предприятии  создается нормативное бюро, в  котором составляются нормы калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчеты  и анализ отклонения от норм.
     Бухгалтерия на основании первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонения от норм и изменения норм, составляет отчетную калькуляцию по изделиям, анализирует себестоимость. Особенностью нормативного метода считается возможность предварительного контроля за расходами. В случае возникновения отклонений от норм, т. е. их превышения, выписываются первичные документы (требования, наряды) с отметкой отклонений от норм или доплатные листы на зарплату. Эти документы должны быть подписаны лицами, контролирующими процесс производства и его затраты. В них обязательно проставляются коды причин и виновников отклонений от норм.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.