На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  университет дружбы народов 

Курсовая  работа 

Тема: «Основные положения «Стратегии 2020» и достигнутые показатели»
Кафедра: макроэкономического регулирования и планирования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 4 курса
Гр. ЭЭ-403
Ахметова  Надежда Салиховна
Руководитель: Михайлов Владимир Анатольевич  
 
 

г. Москва
2010 г. 

Введение: 2
1 глава. Ключевые  моменты среднесрочной  социально-экономической  концепции 4
1.1. Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия. 4
1.2. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития: 8
Глава 2. Выполнение концепции  развития России 15
2.1. Уровень жизни: 15
    2.1.1. Демографическая  ситуация 15
    2.1.2 Уровень зарплаты 16
    2.1.3. Пенсии 17
    2.1.4. Уровень образования. 19
    2.1.5 Уровень здравоохранения 20
    2.1.6. Жилищная ситуация 21
2.2. Предпринимательство  в России 22
    2.2.1. Малое предпринимательство 22
    2.2.2. Демонополизация  рынка 25
2.3. Инновационный сектор 27
2.4.1. Экспорт энергоресурсов 29
    2.4.2. Развитие энергетической  инфраструктуры 32
    2.4.3. Развитие транспортной  инфраструктуры 33
Выводы: 35
Источники: 37
Приложение: 38
 


Введение:

   С февраля 2008 г. в нашей стране идет работа над "Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года". Как  подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев "впервые за долгие годы формируются планы развития страны более чем на десятилетие вперед, и это один из решающих факторов успеха". Данная концепция развития страны предусматривает улучшение ситуации как в экономической составляющей страны (стабилизация или рост соответствующих макроэкономических показателей), так и в социальной: улучшение качества жизни россиян (повышение доходов, увеличение продолжительности жизни, улучшение качества медицинского обслуживания, решение жилищных вопросов и т.д.).
   На  сегодняшний день прошло уже почти 3 года с момента принятия концепции  и не за горами завершение первого  этапа данной концепции (первый этап намечен на период 2008-2012 годы). Практически преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса, макроэкономическая ситуация стабилизировалась. В результате сложились наиболее оптимальные условия для проверки качества выполнения «Стратегии 2020»: при таких условиях можно проверить качество прогноза, сделанного в предкризисный период, осуществление его предпосылок.
   Таким образом, в данной работе автор хотела бы рассмотреть более подробно основные моменты концепции и сделать выводы о возможности или невозможности выполнения их и стратегии развития России в целом.
   Итак, в данной работе поставлены следующие цели:
      Рассмотрение «Стратегии 2020» и выявление ключевых и наиболее значимых целей данной концепции
      Сопоставление прогнозных данных с реально существующей ситуацией в стране
      Выводы о выполняемости данной концепции
   В качестве основных методов исследования в работе использованы специальная экономическая литература, материалы периодической печати, статистические данные. 

1 глава. Ключевые  моменты среднесрочной  социально-экономической  концепции

   Стратегической  целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
      Достижение  этой цели означает формирование качественно  нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.
    Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
    •Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30- 35 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью),
    •Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;
    •Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
    •Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний»;
    •Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
    •Создание разветвленной транспортной сети , обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
    •Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
    •Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
    •Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
   Системное достижение поставленной цели состоит  в переходе российской экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
   Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в  обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные  с развитием инфраструктуры, аграрного  комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение  национальной конкурентоспособности  и эффективности, а не на перераспределение  имеющегося богатства и социальную конфронтацию.
   Инновационный социально-ориентированный тип роста  имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:
•диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);
•повышения эффективности и конкурентоспособности экономикибез существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам – до 4 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 год – 2,5%);
•Активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год – 1 % ВВП);
• повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год – 526 доллара США);
•опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год – 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.
      Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития:
   Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что  России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировом хозяйстве и позволяют  в максимальной степени реализовать  национальные конкурентные преимущества.
   Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с  формированием и нового механизма  социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста  состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов  и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной  ренты – сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Такой  рост благосостояния неизбежно сопровождается усилением экономической дифференциации населения, нарушением принципов социальной справедливости, критически важных для  российского общества. При этом, объективно растут социальные запросы разных социальных групп, в том числе, и не участвующих в распределении и присвоении природной ренты. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса – соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
   Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
   Первое  направление – развитие человеческого  потенциала РоссииС одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:
    преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышения уровня и качества жизни в целом;
    формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
    укрепление связи трудовых пенсий с заработной платой, повышение пенсий, с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений, до уровня, обеспечивающего достойный уровень жизни пенсионеров;
    обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;
    переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех;
    обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
    создание эффективной адресной системы поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
    создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа
    улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение уровня преступности;
    обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.
   Второе  направление – создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:
    создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
    поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартапов), стимулирование развития малого бизнеса;
    снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства;
    улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
    повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;
    обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.
   Третье  направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития:
    формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующию на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
    формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий;
    создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и «экономику знаний»;
    содействие повышению конкурентоспособности отраслей экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства, создания территориально-производственных кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области;
    обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы;
    расширение доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций.
   Четвертое направление – закрепление и  расширение глобальных конкурентных преимуществ  России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка  природных ресурсов):
    обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;
    развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;
    формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;
    укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны,
    реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, при обязательном соблюдении природоохранных требований;
    реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.
   Пятое направление – расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия  в мировом разделении труда:
    расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использования возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов. технологий и квалифицированных кадров;
    поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая превращение России в один из мировых финансовых центров;
    выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
    усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.
   Шестое  направление – переход к новой  модели пространственного развития российской экономики:
    формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
    выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны, сокращение избыточной экономической дифференциации территорий, преодоление зон отсталости и низкого уровня жизни на территории России;
    укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.
 

   

Глава 2. Выполнение концепции развития России

2.1. Уровень жизни:

   На  современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

2.1.1. Демографическая  ситуация

 
   За  последние пять лет Россия поднялась  на три позиции в рейтинге развития человеческого потенциала. Теперь она  занимает 65-е место из 169 стран. Однако прогрессом это назвать трудно из-за того, что ожидаемая продолжительность  жизни в стране сильно уменьшилась.
   Однако, успехи в человеческом развитии возможны даже без роста доходов. Порой технологический прорыв и изменение социальной инфраструктуры помогают беднейшим странам добиваться наибольшего выигрыша. Анализ тенденций за последние 40 лет показал, что Восточная Европа и Центральная Азия развиваются значительно медленнее, чем ожидалось. В России путь прогресса усеян препятствиями в виде демографических проблем: ожидаемая продолжительность жизни упала с 69 лет (в 1970 году) до 67 лет (в 2010). 
   И все же у России есть шансы попасть  в первый эшелон ИРПЧ — благодаря  взаимодействию ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) с политической элитой страны. Доклад стал популярным и у политиков, и у общественных деятелей. Он является необходимой основой для национальных докладов». Сотрудничество ПРООН и России может перейти на новую ступень. Также существует план создать постоянный научно-учебный центр, занимающийся проблемами развития человека..
   В целом же среднемировой ИРПЧ вырос  на 18% с 1990 года, что говорит о значительном общем улучшении показателей  продолжительности жизни, охвата школьным образованием, грамотности и доходов. В тройку лидеров в рейтинге входят Норвегия, Австралия и Новая Зеландия. Завершает список Зимбабве. Разница  в ожидаемой продолжительности  жизни между победителем и  аутсайдером составляет 34 года (81 год  и 47 лет соответственно).
   Таким образом,  мы можем сделать вывод, что согласно существующей программе развития, Россия сильно отстает как от плана, описанного в данной программе, так и вообще от наиболее развитых стран, к показателям которых Россия стремится.

2.1.2 Распределение доходов

   В настоящее время в социальной структуре российского общества мы наблюдаем сосуществование старых, «регламентированных» классов и слоев и появление новых, тогда как современные западные общества базируют свой общественный порядок и парламентскую демократию на институте частной собственности и среднем классе, поддерживаемых системой стратификации, выполняющей роль инструмента собственного контроля. Важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.
   В последних данных Росстата о различиях  в денежных доходах социологи  и экономисты увидели изменения  структуры слоя самых богатых: состоятельные  чиновники вытесняют из него предпринимателей и профессионалов. При этом высокие  доходы получают те самые чиновники, от которых и зависит перераспределение  богатства. Поэтому особых изменений  здесь ждать не следует. Около  трети доходов страны, по данным Росстата, получают сегодня 10% самых богатых, а 10% самых бедных – лишь 1,9% суммарных доходов. Независимые эксперты считают данные Росстата заниженными почти вдвое.
   Официальные показатели расслоения населения по доходам сохраняются на уровне прошлого года. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян  приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов. В 2010 году различие доходов практически повторяет  показатели января–сентября 2009 года.
   Доля  населения со среднедушевыми доходами до 3,5 тыс. руб. в месяц снизилась  на 1,4% по сравнению с январем–сентябрем 2009 года. Также незначительно снизились  доли россиян с доходами от 3,5 до 5 тыс. руб., от 5 до 7 тыс. руб., от 7 до 10 тыс. руб. и от 10 до 15 тыс. руб. в месяц. Доли же россиян с доходами от 15 до 25 тыс. руб., а также от 25 до 35 тыс. руб. в месяц увеличились по сравнению с прошлогодним январем–сентябрем примерно на 2%. Доля населения с доходами свыше 35 тыс. руб. в месяц увеличилась с 7,9% в январе–сентябре 2009 года до 10,1 в январе–сентябре 2010 года.

2.1.3. Пенсии

 
   Пенсионное  обеспечение –  важная часть социально-экономической  системы любой страны. Ситуация в пенсионной сфере в настоящее время и в ближайшей перспективе определяется,  главным образом,  социально-экономическим положением России и успешностью проводимых преобразований. Несмотря на то что, по данным минздравсоцразвития, количество людей которые еще не распорядились накопительной частью своей пенсии сокращается, оно все равно велико. К началу 2010 года пенсионные счета имели около 70 млн россиян, из которых порядка 90% не распорядились накопительной частью (в 2004-м показатель составлял 98,1%). К 1 апреля на счетах находилось чуть менее 800 млрд рублей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.