На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Молодежный рынок труда в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Московский  государственный областной  университет
Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика и социология труда
РЕФЕРАТ
На тему «Молодежный рынок труда в РФ» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила 
ст-ка экономического ф-та
3курса,32 гр. Чуланова Т.Б   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 

Содержание 

Введение
1. Теоретические основы рынка труда и занятости молодежи
2. Молодёжная занятость: проблемы и перспективы. 
3. Специфические особенности молодежного рынка труда.
4. Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи
5.Основные направления совершенствования законодательства в области труда и занятости молодежи
6. Приложения
Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Современный этап развития экономики Российской Федерации
характеризуется в первую очередь тем, что структурная  перестройка
 народного  хозяйства отнюдь не закончена,  полного становления
рыночной  экономики как эффективного способа  функционирования хозяйственного комплекса  страны не произошло. Результатом и  проявлением этого стало общее  продолжающееся падение производства (лишь по некоторым оценкам - стагнация) и явное несоответствие между  спросом и предложением на рынке  труда. При этом молодежь, не обладающая достаточным производственным и  социальным опытом, испытывает значительные затруднения в получении работы, несмотря на безусловно имеющиеся у  нее преимущества, такие как возможность  получения более соответствующей  требованиям дня образовательной  и | профессиональной подготовки, повышенная мобильность, активность и инициативность. Одновременно, обеспечивая условия для образования, трудовой деятельности, решение социальных проблем этой весьма специфичной категории населения, общество создает предпосылки для своего будущего развития, и, напротив, пренебрежение этими проблемами сегодня может серьезно дестабилизировать общественную жизнь в недалеком будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретические основы рынка труда  и занятости молодежи 
 

Существует  несколько определений рынка  труда, имеющих, тем не менее, общие  черты. Рассмотрим ряд определений  рынка труда, существующих в научной  литературе.
Под рынком труда понимается: во-первых, система  общественных отношений, связанных  с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; во-вторых, экономическое и географическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; в-третьих, механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда  между работодателями и наемными работниками.
Главная задача рынка труда - обеспечение  оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение спроса и предложения на рынке труда. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда следующих  функций: 

- организации встречи продавцов и покупателей труда; 

- обеспечения конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; 

- установления равновесных ставок заработной платы; 

- способствования решению вопросов занятости населения; 

- осуществления социальной поддержки безработных.
Величина  спроса на труд определяется совокупностью  вакантных рабочих мест на действующих  и вновь вводимых в действие предприятиях и количеством рабочих мест, занятых  работниками, не удовлетворяющими работодателя и поэтому ищущего им замену.
В зависимости  от соотношения между спросом  и предложением труда возникает  определенная конъюнктура рынка  труда. Она может быть трех типов:
1)трудодефицитной,  когда рынок труда испытывает  недостаток предложения труда;
2)трудоизбыточной,  когда на рынке труда имеется  большое число безработных и,  соответственно, избыток предложения  труда;
3) равновесной,  когда спрос на труд соответствует  его предложению. 

  Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специальности) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.
  Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или контракт.
Важнейшими  категориями рынка труда являются спрос на труд и его предложение.
  Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время.
  Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, которые заняты работниками, не удовлетворяющими работодателя, и которым ищут замену.
  Спрос на труд зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь спроса на труд и его цены - заработной платы - выражается законом спроса на труд, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены.  

  Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как: 

- спрос  на продукты производства; 

- уровень  технологии производства; 

- цена  капитала.
   Предложение труда означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда формируют безработные, лица, впервые ищущие работу, и наемные работники, которые в силу разных причин ищут новое место приложения своего труда.
   Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь предложения труда и его цены - заработной платы - выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены.
    На величину предложения труда помимо уровня оплаты труда оказывают влияние:
- численность  экономически активной части  населения;
- его  профессионально-квалификационная  структура;
- средняя  продолжительность рабочего дня,  рабочей недели, месяца, года.
  Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.
   Новый законопроект «О молодежи», принятый депутатами 8 июля
2009 г., который  внес на рассмотрение мэр Юрий  Лужков, относит к молодежи людей  в возрасте не с 14 до 25 лет,  а с 14 до 30 лет, поэтому при  анализе положения молодежи на  рынке труда мы будем выделять  следующие возрастные группы: от 14 до 18 лет, 18-25, 25-29 лет
  Глава столичного департамента семейной и молодежной политики Людмила Гусева отметила, что проект закона "О молодежи" определяет принципы государственной молодежной политики, среди которых признание интересов и потребностей молодежи, приоритет общественных инициатив при реализации городских мероприятий и программ, касающихся молодежи.      Кроме того, закон направлен на содействие развитию молодежной инициативы и общественного движения, содействие в обеспечении прав молодежи в сфере образования, культуры, научно-технического и художественного творчества, содействие занятости молодежи. Л.Гусева сказала, что документом высшей общегородской формой взаимодействия молодежи, обеспечивающей ее представительство на уровне власти города в целях обсуждения наиболее актуальных вопросов, определен Форум молодежи, созываемый правительством Москвы не реже одного раза в год.        Отдельные статьи законопроекта посвящены Московской ассоциации молодежи, молодежно-студенческим отрядам, трудовым объединениям, студенческому самоуправлению, а также государственной поддержке организаций, участвующих в реализации государственной политики и общественных инициатив, предпринимаемых в целях содействия молодежи.      Помимо этого, законопроект предполагает оказание помощи талантливой молодежи, содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодых людей, вовлечение их в экономическую деятельность, поддержку предпринимательских инициатив молодежи и работодателей, трудоустраивающих молодых. Также законопроект содержит ряд других форм работы с молодежью, их поддержки и поддержки молодых семей. Одобрив документ в первом чтении, депутаты решили взять время на поправки, так как посчитали, что он требует дальнейшей доработки.  

Возрастные  группы молодежи 

Возрастная  группа: 
Подростковая  группа (молодежь 14-18 лет) 
Состав :
Представленная  в основном учащимися общеобразовательных  школ и профессиональных училищ 
Проблемные  аспекты: 
Эта категория, как правило, не вовлечена в трудовую деятельность, однако, нынешний уровень  материального состояния большинства  семей изменяет ее иждивенческую  позицию. Большую часть молодежи составляют учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Однако лишь небольшая часть молодых  людей официально регистрируется в  службе занятости, значительно больше - находят работу, минуя органы государственной  службы занятости, как в легальных, так и нелегальных сферах занятости. Если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой группы, возникнет  опасность увеличения криминального  потенциала общества. 
Возрастная  группа :
Молодежь  в возрасте с 18 - 25 лет 
Состав:
Студенты  и молодые люди, завершающие или  завершившие профессиональную подготовку 
Проблемные  аспекты:
Самая уязвимая группа вступающая на рынок  труда, так не имеют достаточного профессионального и социального  опыта.  

Возрастная  группа:
Молодежь  в возрасте 25-29 лет 
Состав:
Молодые люди этой возрастной группы, сделав профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и гражданский  опыт.  
Проблемные  аспекты:
Они предъявляют  высокие требования к предполагаемой работе, как правило, не совпадающие  с имеющимся на рынке труда  предложением. 

  Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных из срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов (Приложение № 2). Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам. 
 

Молодёжная  занятость: проблемы и перспективы 
 

   Необходимость анализа положения молодежи на российском  рынке  труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых,  молодые  люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что  самое главное, они – будущее  страны,  и  от  стартовых  условий  их  деятельности зависит последующее развитие.
   Молодежь  уже  сегодня  во  многом  определяет политические, экономические и социальные структуры общества.  Вместе  с  тем она во всем мире является одной из особо  уязвимых  групп  на  рынке  труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем,  им уделяется  мало  внимания  в  научных  исследованиях,   средствах   массовой информации, правительственных документах. В моей работе анализируются тенденции спроса и  предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная  ее  часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в  общественной  и социальной сфере.
  На молодежный  возраст приходятся  главные социальные  и демографические события в жизненном цикле человека:  завершение  общего образования,  выбор профессии и получение профессиональной   подготовки, начало  трудовой  деятельности,  вступление  в брак,  рождение  детей.  Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их  положение на рынке труда. Подростковая группа (молодежь до 18  лет)  представляет  в  основном учащихся  средних  школ  и  профессиональных  училищ.  В  основном  они   не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное  снижение  жизненного уровня большей части населения изменило  жизненную  позицию  этой  категории молодежи. Многие из них стремятся  заработать  деньги  основным  путём.  Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую  тревогу. Чаше всего – это  самозанятость вроде мойки автомашин  и  торговли  газетами или   работа   в    "теневом"    секторе    экономики.    Легальный    рынок неквалифицированного детского труда крайне узок.  "Макдональдс"  и  "Русское бистро", естественно,  не  могут  предоставить  возможности  заработка  всем желающим. Поэтому если  не  решить  проблему  государственного  контроля  за занятостью  этой  молодежной  группы,  то  возникнет  опасность   увеличения криминального потенциала общества.
  Молодежь в возрасте 18-24 года  – это   студенты  и молодые люди, завершающие или завершившие в основном  профессиональную  подготовку.  Они являются самой уязвимой группой, вступающей  на  рынок труда,  так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта,  и в силу  этого менее конкурентоспособны.
   В 25-29 лет молодые люди, в основном,  уже  делают  профессиональный выбор,   имеют   определенную   квалификацию,    некоторый    жизненный    и профессиональный  опыт.  Они  знают,  чего  хотят,  чаще  всего  уже   имеют собственную  семью   и   предъявляют   достаточно   высокие   требования   к предлагаемой работе. Важнейшими показателями ситуации на рынке  труда  являются  динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса  и предложения и его структура.
   Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже  регистрируется  на  бирже труда,  чем  люди  в  других  возрастах.  Статистика   позволяет   оценивать тенденции  развития  только  официальной  части  открытого  рынка  труда   и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает  лишь часть  спроса  на  труд  и  предложений  рабочей  силы.  В   результате   не учитывается все многообразие новых явлений в сфере  занятости,  связанных  с особенностями  российских  рыночных  отношений,  и   в   частности   скрытая безработица. Если  принять  во  внимание  спад  производства,  то  ее  можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь. Для  молодых  людей  скрытая  безработица  представляет  не  меньшую опасность, чем зарегистрированная, так  как  именно  они  рискуют  в  первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное  безделье действует  разлагающе  на  несформировавшееся  сознание.  Понятно,  что  в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации  своего трудового  статуса,  пытается  различными  способами  избежать   возможности потери заработка. Как  показывают  исследования,  более  50%  молодёжи,   занятой   на предприятиях государственного сектора, работает по  совместительству,  около 25% - подрабатывает в различных  альтернативных  формах  занятости. 
   Молодые люди активно занимаются предпринимательством:  около  70-80%  регистрируемых предприятий альтернативного сектора  экономики  организуется  людьми  25-30-летнего  возраста.  Собственное  дело  имеют  2.5-3.5%   общей   численности молодёжи. Снижение общего уровня жизни населения  привело  к  сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Но в нашей стране закон разрешает работать молодым людям, достигшим 16-летнего возраста. Поэтому молодёжь, не достигшая такого возраста, сталкивается с проблемой трудоустройства. Работать необходимо, а закон запрещает. Таким образом, они вынуждены подрабатывать на различных работах нелегальным путём, вопреки закону. Возрастает количество предложений рабочей силы за  счет  выпускников учебных  заведений.  Отсутствие  механизма,  регулирующего   трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности  профессиональных,  приводит  к возникновению  серьезных  проблем.     Особенную   тревогу   вызывает   утрата молодежью ценности  профессионализма.  "Деньги  -  любым  путем''  -  такова формула времени для  многих  молодых  людей.
   Проявляется четкая  тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на  социальной структуре российского общества  со  всеми вытекающими отсюда  негативными последствиями. Из-за падения престижа  производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм,  они не  верят в возможность иметь интересную,  содержательную   работу,   оплачиваемую   в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов.      Происходят полярные  изменения  трудовой  мотивации.       Квалифицированные  молодые  кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к  дисбалансу  в профессиональной   структуре   рабочей   силы.   Приоритет    отдается    не содержательному труду на производстве,  а  труду  с  низкой  интенсивностью, направленному на получение значительной  материальной  выгоды  любым  путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны. Уменьшение объемов производства, рост числа  убыточных  предприятий, усиление платежного кризиса оказывают  самое  негативное  влияние  на  спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.    Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый  пятый  – молодой  человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех  обратившихся  в поисках работы  в  службу  занятости  к  количеству  вакансий  (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый  третий  из  них  -  молодой  человек  в возрасте до 29 лет.  Это  свидетельствуют  о  значительном  резерве  рабочей силы,  т.е.  потенциале  безработицы,  в  том  числе   молодежной,   который коррелируется с показателем напряженности на рынке  безработной  молодежи  и его официальном уровнем. В последнее время  безработица  среди  молодежи  все  больше  приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда и усиление разбалансированности  между  спросом  и  предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему  росту  общей  безработицы,  в  том числе молодежной. Особенности      российской      безработицы  определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении  прежних рынков (экономического пространства)  и механизмов  функционирования  хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов  регулирования  и саморегулирования    экономики. Тенденции    формирования     безработицы закрепляются инвестиционным кризисом. В  результате  спада  производства  во  многих  отраслях  увеличился удельный  вес  сырьевых  отраслей  с  низкой  степенью  переработки   сырья. Позитивным  моментом   можно   считать   устойчивый   рост   доли   отраслей непроизводственной  сферы.  Возникли   новые   сектора   экономики:   банки, страховые, консалтинговые,  аудиторские  и  инвестиционные  компании.  Здесь особенно быстро увеличивалась численность  занятых,  причем  именно  молодых людей. Положительная реакция молодежи на возможности  активного  участия  в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий  слой  предпринимателей  и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,  более  2/3  из  них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе  на рабочую  силу  являются  скорее  отражением  кризиса  в  экономике,   а   не структурной перестройки. И, тем  не  менее,  рынок  трансформирует  отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями.       
   Стремительно растет  спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно  в  тех,  которые быстрее коммерциализировались. Если существующие в  настоящее  время  тенденции  в  воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся,  то  в  ближайшей  перспективе  можно ожидать роста безработицы среди  неквалифицированного  населения,  и  прежде всего,   среди   молодежи–выпускников     общеобразовательных    школ, не продолжающих дальнейшего  образования,  не  имеющих  профессии или должной квалификации. Поэтому необходима      рациональная    организация общеобразовательного    и    профессионального     образования     молодежи, согласованного как с развитием национальной  экономики,  так  и  с  мировыми тенденциями на рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает  получение полноценного   образования   необходимым   условием   достижения   желаемого социального статуса и более высокого материального  положения,  определенной гарантией от безработицы.  Профессиональное  обучение  становится  важнейшим элементом  инфраструктуры  рынка  труда,  который  поддерживает  качественно сбалансированный  спрос  и   предложение   труда,   во   многом   определяет эффективность мер по реализации молодежной политики  занятости.  Вот  почему при сокращении  подготовки  квалифицированных  кадров  в  ПТУ   и   средних специальных учебных  заведениях  прием  студентов  в  вузы  из  года  в  год увеличивается. Большое значение имеет  развивающаяся  в  службе  занятости  система профессионального   обучения   незанятого   населения.   Она    способствует профессиональной   адаптации   высвобождаемых   работников   и    незанятого населения,   повышению   их   конкурентоспособности    на    рынке    труда. Профессиональное  обучение  безработных  осуществляется  по  трем   каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации. По мере развития рыночных отношений  и  конкуренции,  ускорения перестройки отраслевой структуры занятости  ценность  общеобразовательной  и социальной   подготовки   работника   неизбежно   возрастет.    Это    будет способствовать  увеличению  занятости   молодежи   на   учебе.   Мировой   и отечественный    опыт    подтверждают     устойчивую     тенденцию     роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления  в  активную трудовую деятельность.
   Одновременно изменяются и  требования  нанимателей  к рабочей  силе.  От  тактики   быстрой   максимизации   сиюминутной   прибыли предприниматели переходят к долговременной  стратегии  получения  устойчивых доходов в  условиях  конкуренции,  поэтому  в  перспективе  у  них  появится потребность в расширении  найма  молодой  рабочей  силы.  В  противоположном направлении  будет  действовать  фактор  роста  цены  рабочей  силы   и,   в особенности,  профессионально  подготовленной.  Поэтому  уровень   занятости среди молодежи будет зависеть от общей  ситуации  на  рынке  труда.  Тем  не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и  меньшими  темпами,  чем  у зрелых работников. На современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства. К ним относятся:
- Отсутствие  требуемого  работодателями  стажа   и  опыта работы и сложность  получения этого опыта
- Наличие опыта   и стажа работы,  желательно  по  специальности,  на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам  на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно,  не  имеющих опыта работы и стажа  в  этом  случае  на  работу  зачастую берут неохотно. Следовательно, некоторые представители Российской молодёжи не имеют не только  опыта  работы, но и возможности получения такого опыта. Решение этой проблемы можно найти в реализации  такого  механизма как квотирование  рабочих  мест  для  выпускников.  В  настоящее  время  эта практика применяется к таким категориям граждан как  инвалиды,  дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация  этих  льгот  носит  добровольно- принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики  на данный момент нет. Альтернативой  практике  квотирования  может  стать  система  условий,   при которых работодателям  было  бы  выгодно  брать  на  работу  выпускников,  в частности - введенная на муниципальном уровне система  налоговых  льгот  для работодателей, принимающих на  работу  выпускников  учебных заведений.  Реализация  этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных  структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи.
     Еще одной  возможностью  получения  необходимого  опыта работы может быть практика временного найма на  разовые  работы.  Такие  как различного    рода    рекламные    акции,    маркетинговые     исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость  на  общественных работах, деятельность в общественных  организациях  в  качестве  волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения  рекомендательных  писем  с мест такой работы.  Временная  занятость  выпускников  в  данном  случае  не только позволит им получить опыт, но  и  заработать  репутацию,  что  играет значительную роль на современном рынке труда. Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В  настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости.  Однако  брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным  даже  при условии того, что половину заработной платы  выплачивает  служба  занятости.
     Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать  получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны  предоставить  ему место для практики. Чтобы реализовать такой  механизм,  необходимо  создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, посредством создания соответствующей странички в Internet. На федеральном уровне необходимо создание и  реализация  программы  создания рабочих мест  специально  для  молодых  специалистов.
Практическая  реализация этой программы пока  маловероятна  из-за  недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас. - Проблема дискриминации женщин при приеме на работу: Проблема  заключается  в  том,  что  при  приеме  на   работу   работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее  желательным кандидатом при приеме на работу оказывается  молодая  замужняя  женщина,  не имеющая детей. Работодатель в данном случае  предполагает  возможную  скорую беременность такой женщины и,  не  желая  нести  лишние  расходы  на  оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов. Изменить ситуацию  крайне  трудно. В данной ситуации можно предложить  следующие решения проблемы. Прежде  всего  -  использование   возможностей   служб   и   курсовой   сети Департамента  занятости  для  предоставления  возможности  женщинам   пройти специальный   тренинг,   позволяющий   впоследствии   взаимодействовать    с работодателем  более  успешно  и  преодолевать   предрассудки,   ведущие   к дискриминации по половому признаку. Другим предложением стало - использовать некие  обходные  пути,  позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить  работу.  Такими  путями могут стать:  работа  на  дому,  разовые  работы,  самозанятость.
     Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой  квалификацией  и  желающих иметь  работу,  позволяющую  раскрыть  их  интеллектуальный   и   творческий потенциал. Еще  одним  решением  проблемы  может  стать  в  перспективе  предоставление кадровыми  агентствами  услуги  по  лизингу  персонала.  Однако  в  условиях современного  налогообложения  использование  этих  услуг  для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения  представляется  в настоящее время проблематичным. Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить  долю  женщин  в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда: Проблема заключается в том, что существует несоответствие между  тем,  какие специальности  на  конкретный  момент  требуются  на  рынке  труда,  и  тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь  идет о том,  что  рынок  труда  в  настоящее  время  даже  приблизительно  сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая  ситуация  в обществе нестабильна. Приобретая,  казалось  бы,  престижную  специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании  вуза  в  связи  с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В  данном  случае  наиболее  важным  представляется  наличие  у  выпускников навыков, позволяющих быстро  адаптироваться  к  изменившейся  ситуации.  Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как  в  семье, так и во время обучения специальности. Другим  механизмом  адаптации  к  требованиям  рынка  является  переобучение специалистов  в  службе  занятости  и  в  вузах.  Для   этого   могут   быть использованы  механизмы  получения  различного  рода  кредитования  обучения студентов  работодателями,  что   позволяет   выпускникам   определиться   с дальнейшим местом работы. Кроме  того,  возможно  налаживание  механизма,  при  котором   вузы   будут заключать  с  предприятиями  прямые  договора   на   обучение   специалистов требуемых специальностей. Создание  информационных  систем,  позволяющих  учитывать  спектр  вакансий, анализировать их и прогнозировать  ситуацию  на  рынке  труда  тоже  улучшит ситуацию. Такая работа уже  начата,  о  чем  проинформировали  представителя муниципальной власти.
     Проблема адаптации на рынке труда  выпускников  вузов,  являющихся  рядовыми запаса российской армии: проблема "вуз-армия-рынок" состоит  в  том,  что  молодые  люди,  получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию  и, возможно, уже имевшееся  место  работы.  После  возвращения  со  службы  эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют  возможности  возобновить свою  квалификацию.  В  результате  рынок  труда  теряет   квалифицированных специалистов,  а  граждане,  отслужившие  в  армии  -  возможность  получить достойную работу. Частично  это  связано  с  тем,  что  в  данной  ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус  безработного  и  встать на учет на бирже труда. В  качестве  возможных  путей  решения  было   предложено   разработать   на муниципальном  уровне  через  департамент  занятости  населения  специальную программу  по  адаптации  на  рынке  труда  выпускников  вузов,   являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации  данной  программы  могли  бы подключиться общественные организации  города.  Одним  из  шагов  реализации подобной  программы  может  стать  создание  при  общественных  организациях консультативных центров  по  вопросам  трудоустройства  для  рядовых  запаса российской армии. Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В  частности - обеспечить этой категории молодых людей  получение  статуса  безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на  федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами - проблема недостатка рабочих мест определённой специальности. В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую  профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения  труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы  трудовой занятости.   
   Необходимость формирования современной  законодательной  базы  в  области государственной молодежной политики определяется сохранением,  а  нередко  и нарастанием  целого  ряда  социальных  проблем   молодежи,   что   негативно отражается  на  социально-экономическом  и  культурно-духовном  аспектах  ее жизнедеятельности  и  перспективах  ее  развития. 
   Предпринимаемые  меры  по повышению образовательного  уровня  молодежи,  ее  трудоустройству,  решению жилищной  проблемы,  развитию  разносторонних  способностей  молодых   людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих  мер,  их  частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности. Правовое регулирование, связанное  с  проблемами  молодежи,  до  активизации нормативно-правовой    деятельности    Комитета    по     делам     молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем  тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или  категорий  населения,  в которые без особого выделения входили и молодые жители  округа  (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и  т.д.).
   В количественном отношении документы, отстаивающие  и  реализующие  принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных  пособий  и компенсаций преобладали.  Несмотря  на  существование  на  тот  период  ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой  молодежи в программах  ее  временной  и  постоянной  занятости,  достаточно  развитую клубную работу, молодежь до  определенного  момента  не  имела  достаточного правового обеспечения своего статуса  в  качестве  субъекта  государственной молодежной политики,  как не имели ее в достаточной степени органы  по  делам молодежи. Однако формирование  сильной  политики,  достижение  устойчивого  управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в  первую  очередь посредством  законодательных   актов,   определяющих   рамки   деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов,  распорядительных  и исполнительных актов. Их  принятие  -  залог  эффективного  функционирования системы государственного управления субъекта РФ.  Важнейшими  документами  с этой точки  зрения  являются  законодательные  акты,  касающиеся  реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов  является установление правовых  основ  государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что  общие  положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в  систему правомерной деятельности окружных органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи  и  ее  укоренение (в том числе связанное  с  ее  жилищным  обеспечением,  а  также  поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер  (досуговая  работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и  молодежных организаций, социально-психологическая  реабилитация  детей  и  т.д.),   не обязательно посредством  законов,  как-то  необходимо  для  стратегических, сложных  направлений:  важными  элементами  правового  регулирования  должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты.
   Отдельных  регулирующих  актов  требуют  и  некоторые  формы   и   механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики:  кадрового (например,  аттестация),  финансового   (формирование   фондов,   конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе  венчурных проектов,   возможности   самофинансирования   и    т.д.),    информационно-аналитического, научно-методического и других его видов. На  федеральном  уровне  основным  нормативным  актом  является  Федеральная целевая  программа  “Молодёжь   России   (2001 – 2005гг.), которая предусматривает необходимость дальнейшего   развития   нормативно-правовой базы,  в том числе и на  региональном   уровне,   финансовой   поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ  в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д.   
  Целью данной программы является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи. Также целью данной программы было создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью. Ожидаемыми результатами должны были стать: повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи. Для этого необходимо было решить ряд задач, одной из которой являлась     реализация   программ   содействия   социальной   адаптации  и повышения  конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и      профориентации      молодежи,      поддержка     молодежного предпринимательства.
   Министерство  образования  Российской  Федерации  осуществляет организацию,  координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит   в   установленном   порядке   предложения   по   уточнению мероприятий       Программы       с      учетом      складывающейся социально-экономической  ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств. Управление   реализацией  Программы  осуществляется  дирекцией Программы,    возглавляемой   заместителем   Министра   образования Российской Федерации. Реализация  Программы осуществляется  на    основе     государственных     контрактов (договоров),   заключаемых   в  установленном  порядке Министерством  образования  Российской  Федерации  с  исполнителями программных мероприятий. Эффективность     реализации    программы    оценивается    по показателям, характеризующим  качество  жизни  молодых  людей,  их социальную интеграцию в общество. Поэтапное решение проблем, поставленных в программе, позволило: повысить  уровень  доходов  молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия; снизить  уровень  безработицы  путем  обеспечения  временной и сезонной   занятости   молодежи,  увеличения  числа  рабочих  мест, повысить деловую активность молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфические особенности молодежного рынка труда 
 

  Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. 

   Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.  

Молодежный  рынок труда имеет свою специфику: 

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью  спроса и предложения, обусловленной  изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением  социальных проблем молодежи, связанных  с коренным изменением социокультурных  и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых  людей, в том числе и в профессиональном плане. 

Во-вторых, специфична для молодежного рынка  труда низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Молодежь подвергается наибольшему  риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой  рабочей силы, вступающей на рынок  труда впервые, сокращаются. Ограничение  спроса на рынке труда снижает  возможности трудоустройства выпускников  учебных заведений. 

В-третьих, молодежная занятость имеет явные  и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться  группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться. 

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется  большой вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным  профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе  недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для  многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый  становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть  молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения. 

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с  женской занятостью: традиционно  среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам. 

Складывающийся  рынок труда предполагает выявление  приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи  с этим возникли теоретические и  прикладные задачи по количественному  и качественному сопоставлению  востребованных рынком труда профессий  и специальностей, по которым ведется  подготовка специалистов в учебных  заведениях. 
 
 
 
 
 

Социальная  поддержка и обеспечение  занятости молодежи 
 

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики  во многих странах является страхование  от безработицы. 

В России в соответствии с действующим  законодательством Закон "О занятости  населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) государство  гарантирует:  

- свободу  выбора рода деятельности, в том  числе с разным режимом труда; 

- охрану  труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу; 

-бесплатное  содействие в подборе подходящей  работы и трудоустройстве при  посредничестве органов служб  занятости. 

Безработным гражданам гарантируется: 

-бесплатное  получение услуг в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по  направлению органов службы занятости; 

- обеспечение  социальной поддержки; 

- компенсация  в соответствии с законодательством  РФ материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению  органов службы занятости; 

-бесплатное  медицинское обслуживание и медицинское  освидетельствование при приеме  на работу и направлении на  обучение; 

- возможность  заключения срочных трудовых  договоров на участие в оплачиваемых  общественных работах, организуемых  с учетом возрастных и иных  особенностей граждан. 

  Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам. 
 

Государство гарантирует безработным: 

- выплату  пособий по безработице, в том  числе в период временной нетрудоспособности  безработного; 

-выплату  стипендии в период профессиональной  подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению  органов службы занятости; 

- возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах; 

-возмещение  затрат в связи с добровольным  переездом в другую местность  для трудоустройства по предложениям  органов службы занятости. 

В системе  мер социальной защиты населения  от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению  органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан  осуществляется с целью: 

- повышения  конкурентоспособности конкретного  человека на рынке труда; 

- сокращения  уровня безработицы; 

-изменения  профессионально-квалификационного  состава трудовых ресурсов в  соответствии с потребностями  экономики; 

- минимизации  финансовых издержек государства. 

Данный  вид деятельности службы занятости - один из главных элементов активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы- несоответствия качественных характеристик  вакантных рабочих мест и безработных  граждан. 

В соответствии с законом эта работа ведется  в тех случаях если: 

- гражданин  не имеет профессии (специальности); 

-невозможно  подобрать подходящую работу  из-за отсутствия у гражданина  необходимой профессиональной квалификации; 

-необходимо  изменить профессию в связи  с отсутствием работы, отвечающей  имеющимся у гражданина профессиональным  навыкам; 

-гражданин  утратил способность к выполнению  работы по прежней профессии. 

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан  осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости. 

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации имеют безработные  инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода  безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии. 

И в  России, и в Содружестве Независимых  Государств текущий год проходит как Год молодёжи. И в центр  внимания вынесены проблемы, которые  связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив. 

Во всём мире и науку, и технологические  достижения делают молодые, поэтому  абсолютно актуальная задача - поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для  их последующего применения, то есть для  коммерциализации. Очень важно впоследствии эти идеи популяризировать, поощряя  состязательность как часть инновационного процесса. 

В этом направлении, кстати, уже сделаны  определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это  вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии - по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские  гранты для молодых кандидатов и  докторов наук - сейчас это 600 тысяч  рублей и один миллион рублей. Впервые  в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались  и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, в том  числе в регионах сейчас создаются  советы молодых учёных и специалистов.  

  Сейчас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при вузах малые инновационные предприятия. Эта мера была предложена как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во-первых, естественно, поддержать инновационную активность в университетах и, во-вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов по их окончании, чтобы не создавать проблемы с трудоустройством, - прямо при университетах должны будут создаваться малые инновационные предприятия.  

  Кроме того, есть вполне дельные предложения, которые связаны с созданием на местах молодёжных школ предпринимательства, есть целый набор грантов, которые предоставляются на открытие молодёжью собственного дела. Эти гранты действуют в различных субъектах Федерации. Я надеюсь, эта работа будет продолжена. 

  Излишне говорить, что становление, социализация сегодняшнего поколения молодёжи пришлась на годы, когда молодёжная политика практически отсутствовала. Это привело к серьёзным проблемам с духовно-нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, к заметному искажению ценностных установок. 

  В Амурской области в 2009-2010 году планируется обеспечить образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования земельными участками, техникой, чтобы молодёжь могла ощутить себя хозяином земли, чтобы повысить профессиональные навыки и почувствовать своими руками, что такое урожай, выращенный в поле. Безусловно, это даст возможность ещё и заработать молодёжи. 

  В среднем 350 тысяч молодых людей, студентов в летний семестр трудилось. Сейчас эта цифра где-то 180-200 тысяч. (« Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах - 2009 г.»). И естественно, только в тех регионах, где губернаторы уделили этому внимание, на крупных стройках таких как Казань, АТЭС, Сочи-2014 - там работают строительные отряды. То есть механизм можно всегда найти. Кто-то скажет: дорого создавать центры по работе с молодёжью по месту жительства, ФОКи. Но если мы не будем их строить, нам придётся не меньше денег вкладывать в реабилитационные учреждения. 

  Как показывает практика, в городах и посёлках, где создаются молодёжные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в пять-семь раз снижается количество правонарушений среди подростков. И примеров таких очень и очень много. Примеры такие можно привести: Республика Мордовия, где 75 процентов бюджета социального инвестируется в строительство подростковых, спортивных клубов. В ряде городов, таких как Губкин в Белгородской области, как Дмитров в Московской области, практически отсутствует преступность или близка к той минимальной норме, которая может быть, когда у молодого человека есть выбор заниматься практически всеми родами деятельности Стенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года, Москва, Кремль. 

   Совместно с Министерством образования и науки утвердили и разработали при поддержке Администрации Президента положение о советах молодых учёных и специалистов для каждого субъекта Федерации как механизм сопровождения таланта, диалога с властью. Сегодня на федеральном уровне выделяется 5350 премий для талантливой молодёжи, 500 грантов молодым кандидатам наук, их научным руководителям, 1000 грантов молодым докторам наук. Но, как показал первый проведённый инновационный конвент, крайне мало проектов, реализуемых при поддержке региональных властей. Необходимо, чтобы система поддержки и сопровождения талантливой молодёжи существовала на региональном уровне в каждом субъекте Российской Федерации. Это позволит привлечь больше молодёжи в науку, инновационную сферу. 
 

   Анализируя работу региональных органов занятости и социальную поддержку молодежи можно выделить несколько недостатков, которые не позволяют эффективно реализовывать программы по улучшению ситуации на рынке труда молодежи: 

-непривлекательность  и отсутствие доверия у молодежи  к службам занятости; 

-отсутствие  четких показателей эффективности  уже реализованных проектов службами  занятости; 

- недостаточно  отлаженная система по сокращению  сроков устройства молодежи на  вакантные места; 

-проблема  ориентации молодежи на рынке  труда и отсутствие необходимой  помощи в «сложный момент»; 

-отсутствие  помощи в адаптации устроенных  впервые молодых людей и т.д. 

   В рамках данной работы возможно раскрыть лишь малую часть проблем и недостатков, которые являются системой и требуют более тщательного анализа. Во избежание препятствий на пути устройства молодых граждан России возможно выделить основные ошибки с одной стороны Службы занятости и с другой стороны самой молодежи и разработать основные направления совершенствования занятости молодежи. 
 
 

Основные  направления совершенствования  законодательства в  области труда  и занятости молодежи
  
 

1.Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи 

  Несмотря на расширение прав службы занятости и усиление их нормативности в отношении субъектов рынка труда, а также развитие института социального партнерства, обеспечивающего основу координации и взаимосодействия, можно говорить о существующем дисбалансе между целью-заданием и возможностями службы занятости. Наработанный же безусловно полезный опыт по социальной поддержке безработных становится фактором противодействия усилению роли службы занятости в системе активного регулирования рынка труда. Проблемная ситуация заключается в том, что политический и макроэкономический фон реализации политики занятости не являются прогнозируемыми настолько, чтобы обеспечить разработку долгосрочной стратегии, с одной стороны, а содержание политики занятости, определяемое в федеральных программах содействия занятости, имеет настолько многоуровневый и вариативный характер, что не позволяет выделить интегральный и специфический показатель эффективности деятельности служб занятости, с другой стороны. 

  Региональный уровень формирования программ занятости в некоторой степени компенсирует социально-экономическую неопределенность, но сохраняет многомерность при оценке деятельности службы занятости. Если исходить из объективного ограничения возможностей службы занятости влиять на фоновые макропроцессы, а также учитывая существующую ситуативную детерминацию деятельности службы занятости, необходимо выделить инвариантный показатель эффективности. Такой показатель должен обладать следующими основными свойствами: 

· опосредованно  отражать состояние рынка труда: рынка рабочей силы и рынка  рабочих мест;  

· отражать параметры процессов, входящих в  сферу компетентности и ответственности  службы занятости, как частично регулируемых;  

· отражать активный характер деятельности службы занятости и регулирующий характер ее деятельности;  

· иметь  интегрирующий характер в отношении  всех направлений деятельности службы занятости и возможность дифференциации по категориям населения, территориям;  

· отражать уровень взаимодействия службы занятости  со всеми социальными институтами  и структурами.  

   Для конкретизации цели-задания службы занятости, которая является одним из реализаторов политики занятости, воспользуемся понятием политики на рынке труда как политики, направленной на улучшение организации и функционирования рынка труда с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий. Основная цель заключается в скорейшем возвращении искателей работы к активному труду, предотвращении их «дрейфа» в длительную безработицу и социальное исключение. 

   В качестве показателя, обладающего в той или иной мере выделенными свойствами, представляется интересным рассмотреть «продолжительность поиска работы». На наш взгляд, это один из самых информативных показателей отражающих деятельность службы занятости, если исходить из понимания «работы» как любой формы трудовой занятости, в том числе предпринимательской деятельности, самозанятости, временных и общественных работ. 

Показатели  регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда (отношение количества вакансий к численности зарегистрированных в службе занятости), связанные с процессами «входа» в безработицу (по Ф.Прокопову), определяются в большей степени контекстными факторами: макроэкономическими тенденциями, субъективной привлекательностью службы занятости как системы поддержки в индивидуальной ситуации незанятости или желанием работодателя предоставить информацию о всех вакансиях. Кроме того, второй показатель является производным от первого, который может регулироваться, в том числе, и административными мерами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.