На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  гуманитарно-экономический институт
Калужский филиал 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
студента  группы ЮЗВС-07 юридического факультета
Зубова  Игоря Витальевича 
 
 
 

Учебная дисциплина: Теория государства и права
Тема: Форма государства  и ее правовое закрепление на примере  Российской Федерации
Вариант: 13 
 
 

Преподаватель: Лапшина И.Е.
                                                 Оценка: «    » 
 

«    »                       2008 г. 

2008 год
МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

СТУДЕНТКИ: группы ЮЗВС-09 юридического факультета
Смирновой Натальи Евгеньевны 
 
 
 

Учебная дисциплина: Теория государства и права
Тема: «Форма государства и ее правовое закрепление  на примере Российской Федерации» 
 
 

преподаватель: к.ю.н. Гавриков Вячеслав Петрович 
 
 

г.Калуга 2010 год
Содержание
Введение...................................................................................................................3
    Понятие формы правления...........................................................................5
    Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
    Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
    Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список  литературы................................................................................................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Категория формы государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру  органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
    Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме  определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология –  форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что  форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием1. Forma dat esse rei – форма дает бытие вещи – считали римские юристы.
    Однако  исходной информации в то время было недостаточно и потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.
  Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
    Более полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы  правления, государственного устройства, государственно-правового режима2.
    Объектом  исследования является государство. Предметом  исследования является форма государственного устройства Российской Федерации.
     Целью данной работы является  исследование формы государства  и ее правового закрепления  на примере Российской Федерации.
     В соответствии с поставленной  целью предполагается решение  следующих задач:
    изучить понятие формы государства;
    проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
    дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
    подвергнуть изучению государственный режим.
   Теоретической основой данного исследования послужили  учебники по теории государства и  права отечественных авторов, периодические  издания и материалы многотомных  изданий зарубежных и отечественных  авторов.
   Методологическую  основу исследования составляют научные  труды в области теории государства и права, истории политических учений.
   В работе используется историко-юридический  метод исследования, с помощью  которого рассматривается классификации  форм правления, форм государственного устройства, государственных режимов  на основе опыта мировой истории.
   Также используется системно-правовой метод  исследования, который позволяет  выделять отличия и взаимосвязи  различных элементов в системе, а также позволяет определять правовую основу каждого элемента. 

    Понятие формы государства.
    Для характеристики сущности государства  особое значение имеют философские  категории: содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.
    В настоящее время форму государства  рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.
    В таком понимании форма государства  позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
    Некоторые авторы различают форму государства  в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.
    Особое  значение для понимания формы  государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.
    Наиболее  сложной и неоднозначной представляется диалектика соотношения функций государства, исторического типа и его формы. История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями. Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы. Более того, монархическая форма правления и сегодня продолжает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма3.
    На  становление и изменение формы  того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.
    Близкими  по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов4 и, тем самым, дают повод для их отождествления. Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства. 
 
 
 

    Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.
    Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
    Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на ряд вопросов.
    Во-первых, какой способ лежит в основе организации  высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный — захват власти.
    Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть.
    В-третьих, какова структура высших органов  государственной власти.
    В-четвертых, каким образом разграничена компетенция  между высшими органами государственной  власти.
    В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.
    В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
    Монархия (от греч. monorchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
     Несмотря  на то, что термин «монархия» означает «единовластие», известны исключения из этого правила. Так, в Спарте существовало два царя; Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме –  монархией. И, наоборот, лица, именовавшиеся  монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима5. В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретически были слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике6, а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха.
     Институт  монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной  земельной собственностью, испытывал  влияние раздробленности или  довольно жесткое ограничение сословно-представительными  собраниями.
     Период  расцвета монархии – это рубеж  Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие  монархии от республиканской формы  правления, вырабатываются важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.
     Во  главе государства находится  монарх, который пользуется своей  властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или  иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божией», как обыкновенно  указывается в его титуле, или  в случае избрания – «милостью  божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической ответственности  за свои политические действия – в  «Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила  Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем»7.
     В руках монарха сосредоточена  вся полнота верховной государственной  власти, монарх выступает источником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановления могут  приобретать силу закона.
     Монарх  находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях  с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.
     При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной –  при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или  властей, существующих независимо от монарха.
     Аристотель  в классификации монархий исходил  из психологических оснований –  монархия из «правильной» формы правления  превращается в «неправильную» –  тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом.         В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных  перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов  и т.п.), ему принадлежит право  вето и право неограниченного  роспуска парламента.
     В парламентарных монархиях (современные  Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные  главой государства министры зависят  от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно  ограничено. Даже частные вопросы  государственной жизни, например, помилование  преступника, не могут быть решены без  согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая  служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».
     Как показывает опыт последнего времени, монархическую  форму правления не следует спешить  «списывать» как безнадежную  архаику. Эта форма правления, насчитывающая  не одну сотню лет истории, таит в  себе немало жизненных потенций. В  ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над  политическими страстями, не принадлежит  ни к какой партии, а главное, что  особенно привлекает в условиях сепаратизма  и центробежных тенденций, монарх –  символ единства нации и стабильного  правового порядка. Разумеется, при  этом нужно помнить о том, что  монархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы  и т.д.8, ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лицо.
    Республика (лат. res publica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков. В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности. Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.
    Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.
    В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной  власти, как правило, он равен 4-5 годам.
    В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
    В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.
    Республиканская форма правления закреплена и  в Конституции России (ст. 1 Конституции  РФ). Это означает, что верховная  власть в РФ осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок. Например, глава  государства – Президент РФ –  избирается на четыре года (ч. 1 ст. 81 Конституции РФ), парламент РФ – Федеральное Собрание – состоящий из двух палат, одной из которых является Государственная Дума, которая также избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации – и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
    Устанавливая  республиканскую форму правления  в Российской федерации, Конституция  закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной  властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя  РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или  левого толка; создание государственных  органов на основе согласования интересов  управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных  органов путем свободных выборов  и на ограниченный срок.
    Республики  можно классифицировать по различным  основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей9. Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.
    Классическая  президентская республика характеризуется  следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.
    Сегодня к числу классических президентских  республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.
    Классическая  парламентская республика характеризуется  следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.
    В настоящее время классическими  парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.
    Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют  свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем  совмещения и появления новых  признаков возникают неизвестные  ранее формы, причем эта тенденция  набирает силу. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным10.
    «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь  возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).
    «Чистые»  формы правления наряду с достоинствами  имеют недостатки, присущие форме  как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики. Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).
    Наиболее  характерной чертой полупрезидентской  республики является установление ответственности  перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.
    В настоящее время Российская Федерация  существует в форме полупрезидентской (президентско-парламентской) республики, что выражается в следующих признаках: 1) верховную государственную власть в России осуществляет Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство  РФ и суды РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ); 2) избрание Президента РФ и депутатов Государственной   Думы   производится  непосредственно населением  страны; 3) Правительство РФ возглавляет Председатель, который назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы;        4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который, однако, может не повлечь никаких правовых последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того чтобы отправить Правительство РФ в отставку, Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Но и в этом случае у Президента РФ есть альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.
    Однако, став, в конечном счете, по своему характеру  президентской республикой, Россия по-прежнему сохраняет некоторые  внешние признаки парламентского государства.
    Сочетание признаков президентской и парламентской  республик в Российской Федерации  выражается в наличии сильной  президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской  формы (наличие Председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения  от власти Правительства парламентом  и роспуска парламента Президентом).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Форма  государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление.
     Форма государственного устройства – это  элемент формы государства, характеризующий  внутреннюю структуру государства, его административно-территориальную  организацию, т.е. способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его  составных частей, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.