На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование иностранных инвестиций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
      ГЛАВА 1 ГАРАНТИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………...7
      1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность………………….7
      1.2 Формы инвестиционной деятельности……………………….11
      ГЛАВА 2 ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………18
      2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………………..18
      2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь………………………….23
      ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………….32
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….44
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………47 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Белорусская экономика развивается достаточно динамично. При этом увеличиваются не только количественные ее темповые показатели, но и улучшаются отдельные качественные параметры. Укрепляется белорусский рубль, сокращается инфляция, увеличиваются валютные резервы, на приемлемом уровне находится внешний долг. И вместе с тем в экономике по-прежнему не решаются воспроизводственные проблемы, что в дальнейшем может стать серьезным препятствием для устойчивого социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
     Несмотря  на то, что рост заработной платы и доходов расширяет потребительский спрос и, таким образом, стимулирует экономический рост, столь форсированный рост этих факторов за относительно короткий период может привести к увеличению стоимости белорусской продукции (особенно с учетом значительных налогов на зарплату) и соответственно к снижению ее ценовой конкурентоспособности в условиях укрепления белорусского рубля, сокращению других элементов добавленной стоимости (прибыли, амортизационных отчислений и, как следствие, инвестиций за счет собственных средств), к увеличению складских запасов готовой продукции, росту инфляции.
     С другой стороны, рост доходов неизбежно  придется «связывать» через банковскую систему, но тогда окажутся дорогими кредитные ресурсы, особенно долгосрочные. При существующей низкой рентабельности и убыточности реального сектора эффективно разместить их не удастся. Придется увеличить кредитование той же зарплаты, будет расти ее задолженность. В такой ситуации возможность для инвестиций за счет собственных и заемных средств будет ограничена.
     Следует иметь в виду и тот факт, что  поддержание высоких темпов роста  производственных инвестиций при одновременном  достижении других целевых установок (по росту заработной платы, ВВП и  т.д.) во многом будет предопределяться благоприятными внешнеэкономическими условиями, объемами привлечения внешнего финансирования, рациональным использованием внутренних ресурсов.
     Перспективным представляется привлечение инвестиций через банковскую систему и использование  такого подхода, как передача в трастовое доверительное управление банкам предприятий реального сектора (по примеру Приорбанка); ускоренное развитие сферы услуг (коммуникационных, информационных и т.д.) и привлечение в эту сферу иностранных инвестиций; расширение продажи высоколиквидной собственности на основе решения проблем прозрачной и относительно быстрой ее оценки; использование финансового лизинга; вывод из эксплуатации устаревших самортизированных незагруженных производственных мощностей.
     Поддержание экономического роста и инвестиционной активности немыслимо без развития малого и среднего бизнеса, приватизации, реформирования ряда секторов и отраслей народного хозяйства. И, наконец, главным вектором устойчивого экономического роста и улучшения воспроизводственных процессов должны стать структурные и институциональные преобразования, включая оздоровление и санацию убыточных предприятий, реформирование АПК и ЖКХ, переориентацию финансовых и инвестиционных ресурсов в перспективные секторы экономики.
     Актуальность  и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
     Объектом  работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования гарантий государства в отношении иностранных инвестиций.
     Предмет исследования составляют, в первую очередь, законодательные акты (как национальные, так и зарубежные), регулирующие инвестиционную деятельность, отдельные позиции ученых и практиков по проблемам инвестиций и др.
     Целью настоящей работы является выявление  практических, правовых проблем регулирования гарантии государства в отношении иностранных инвестиций и предложение путей их решения.
     Указанная цель обусловила постановку и решение  следующих задач:
    определить понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
    рассмотреть гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
    изучить обеспечительные гарантии в отношении иностранных инвестиций;
    проанализировать гарантии правовой защиты в отношении иностранных инвестиций.
     Методологическую  основу работы составляют общенаучные методы: метод системного, сравнительного, логико-юридического, конкретно-социологического анализа, обобщения нормативных, научных и практических материалов, исторический метод; частно-научные методы: сравнительный, логический, технико-юридический и другие.
     Вопросы инвестиций и проблем регулирования  инвестиционной деятельности исследованы  в отдельных работах белорусских  авторов-экономистов, а также рассмотрены  в некоторых публикациях у  таких авторов как : Е. А. Реуцкая, О. М. Куницкая, М. И. Брагинский, А. Науменко и др. 

 

      ГЛАВА 1
     ГАРАНТИИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМ  ИНВЕСТОРОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность 

     Основная  цель предпринимательской деятельности – получение прибыли – достигается не в процессе владения различными средствами, а в результате их инвестирования (англ, «invest», нем. «investieren», лат. «investire» - облачать, вкладывать) в объекты этой деятельности – товары, работы, услуги, удовлетворяющие потребности общества. Наличие денег, например, не принесет дохода, если они не будут вложены в прибыльный проект. Механизм инвестирования – основное условие непрерывности производства, являющегося фундаментом экономики, поэтому потребность в инвестиционных ресурсах имеется постоянно. С другой стороны, посредством регулирования инвестиционных потоков осуществляется формирование структуры экономики как на микро-, так и на макроуровне. Прирост ВВП любого государства зависит от объема поступающих в него инвестиций, как внутренних, так и иностранных. Мировой опыт свидетельствует, что если прямые иностранные инвестиции составляют менее 0,3% от ВВП любого государства, то его прирост неизбежно падает. Если же эти инвестиции в год превышают 3%, происходит прирост ВВП, как минимум, на 2,5%. В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в 2001 – 2005 гг. достиг 3 млрд долларов США в год. Однако этих средств достаточно лишь на простое воспроизводство основных фондов. Для обеспечения расширенного воспроизводства требуется довести объем инвестиций до 5 млрд долларов США в год. Начиная с 2003 г. планировалось ежегодно привлекать иностранные инвестиции в основные производственные фонды на сумму 0,9 – 1 млрд долларов США, а в 2006 – 2010 гг. – на сумму от 1 до 2 млрд долларов США [31]. Решение этих задач зависит от политической и экономической стабильности в государстве, соответствующих организационно-правовых предпосылок, гарантирующих благоприятные условия для инвесторов. Формирование законодательства Республики Беларусь об инвестиционной деятельности, и в особенности об иностранных инвестициях, достаточно полно отражает проблемы и противоречия переходного периода в развитии экономики государства. В этой сфере сталкиваются разноречивые политические и социальные интересы, связанные с движением страны, до недавнего времени существовавшей по законам командно-бюрократической системы, к рыночной экономике. Основой правового регулирования инвестиционной деятельности является ИК, представляющий собой комплексный нормативный правовой акт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового, налогового, таможенного, валютного и иного законодательства. Он определяет такие базовые элементы механизма инвестирования, как субъекты, объекты, формы инвестиционной деятельности, правовой режим инвестиций, государственные гарантии, включая гарантии от принудительных изъятий, а также от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, порядок возмещения убытков инвесторам в случаях национализации или реквизиции инвестиций и т. д.
     В качестве инвестиций может выступать  любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 1 ИК) [13]. Как видим, перечень средств, которые могут выступать в роли инвестиций, имеет достаточно обширный и открытый характер, в связи с чем возникает необходимость поиска признаков, совокупность которых позволит относить вкладываемые материальные и нематериальные блага к инвестициям. В юридической литературе называют следующие признаки инвестиций:
    вложения осуществляются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, т. е. не используются для личного потребления;
    целью вложений является получение прибыли и (или) достижение иного значимого результата;
    субъект, который осуществляет вложение указанных благ, должен быть собственником или обладателем иного вещного права;
    деятельность субъекта характеризуется самостоятельностью и инициативностью;
    вкладываемые блага получают статус инвестиций посредством подписания инвестиционного договора.
     Перечень  материальных благ, вкладываемых инвестором в объекты инвестиционной деятельности в указанных в ст. 1 ИК целях, включает имущественные права. Имущественные права являются одним из элементов имущества как объекта гражданских правоотношений. Кроме того, в ст. 210 ГК имущество называется в качестве объекта права собственности. Отсюда возникает вопрос – является ли имущественное право объектом вещных прав, обладателем которых должен быть инвестор по отношению к имуществу, указанному в ст. 1 ИК? Другими словами, допускает ли действующее законодательство возможность существования права собственности на «право»? Анализ норм ГК позволяет дать положительный ответ на поставленный вопрос, например, в случаях, когда имущественное право включено в состав предприятия как единого имущественного комплекса (ст. 132 ГК) или когда речь идет о купле-продаже доли в общей собственности (п. 1 ст. 253 ГК). В последнем случае имущественное право рассматривается как бестелесная вещь. В соответствии с п. 6 ст. 63 ГК вкладом в имущество хозяйственного товарищества или хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. По мнению М. И. Брагинского, все они в силу ст. 214 ГК признаются собственностью юридического лица [3, c. 234].
     Е. А. Суханов также считает, что  «в состав имущества граждан, принадлежащего им на праве собственности, могут  входить и отдельные обязательственные  права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава имущественных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса» [8, c. 511].
     На  наш взгляд, следует согласиться  с тем, что «слишком широкое понимание  имущества как особого объекта  права собственности гражданина, юридического лица или публичного образования вряд ли обоснованно. Каким бы единым этот комплекс ни казался, он объективно распадается на отдельные входящие в его состав вещи (автомобиль, дача), обязательственные и иные права и т. п. По той же причине защитить его как единый объект права собственности с помощью вещно-правовых способов защиты невозможно».
     В свою очередь, буквальное толкование ст. 17 ГК дает основание сделать вывод  о том, что право собственности  является имущественным правом. Такой  вывод подтверждается также соотношением вещей и имущества как части и целого.
     Таким образом, в действующем гражданском  законодательстве используется двоякий  подход к соотношению вещных и  имущественных прав, а также, что  является самым важным, к содержанию последних. На наш взгляд, этот вызвано смешением объектов вещных прав и объектов обязательственных прав, что влечет смешение правового режима вещей и правового режима прав. Вещи являются объектами вещных прав, а имущественные права – объектами обязательственных либо корпоративных прав.
     В литературе также высказывается  мнение о происходящем в действительности взаимопроникновении и «смешении» вещных и обязательственных прав и существовании таких прав, которые  обладают одновременно признаками и  тех и других. Следовательно, указание на вещные права или даже и на вещные, и на смешанные является указанием на все (любые) имущественные права [28, c. 347].
     Однако  вещное право реализуется действиями управомоченного лица, в то время как для реализации обязательственного права необходимо совершение определенных активных действий обязанным лицом. Нельзя рассматривать акционера как собственника прав, выраженных акциями, и применять этим правам правила о реализации и защите права собственности. Лишь в исключительных, перечисленных выше случаях, действующее гражданское законодательство предусматривает возможность существования права собственности кредитора на принадлежащее ему право требования. 

     1.2 Формы инвестиционной деятельности 

     Классификация инвестиций, а, следовательно, и инвестиционной деятельности, может быть произведена по различным основаниям.
     В зависимости от формы собственности  инвестиции подразделяются на: частные; государственные.
     С точки зрения национальной принадлежности субъекта, осуществляющего инвестиции, они делятся на: внутренние; иностранные. Со стороны объекта, в который осуществляются инвестиции, выделяют:
    инвестиции в недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
    инвестиции в ценные бумаги;
    инвестиции в интеллектуальную собственность. В зависимости от приобретенных в результате вложения инвестиций прав, различаются:
    инвестиции, направленные на приобретение вещных прав;
    инвестиции, направленные на приобретение обязательственных прав [1, c. 216].
     В зависимости от наличия или отсутствия контроля за использованием вложенного капитала, инвестиции подразделяются на: прямые; портфельные.
     Легальное определение указанных разновидностей инвестиций дается в валютном законодательстве, в частности, в Правилах проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденных Постановлением Правления Национального банка от 28 апреля 2001 г. № 100. В соответствии с подл. 1.1 и 1.2 указанных Правил прямые инвестиции – приобретение резидентом доли, пая (в том числе в форме приобретения акций при их первичном размещении) в уставном фонде нерезидента, а портфельные инвестиции – приобретение резидентами у нерезидентов ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их первичном размещении [29].
     Портфельные инвестиции представляют собой вложение капитала в ценные бумаги с целью получения или увеличения дохода, но они не предоставляют возможности контроля за использованием вложенного капитала. В этом случае инвестор полагается в сфере управления активами субъекта предпринимательской деятельности на других.
     Отличительной чертой прямых инвестиций является их: производственное назначение; долгосрочность; способность обеспечить инвестору управленческий контроль за субъектом предпринимательской деятельности.
     Инвестиционная деятельность представляет собой действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) либо их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 2 ИК).
     Исходя  из цели инвестиционной деятельности возникает вопрос о ее соотношении  с предпринимательской деятельностью. Другими словами, является ли инвестиционная деятельность предпринимательской? Положительный ответ на этот вопрос означает, что любое лицо, вкладывающее средства в ценные бумаги, осуществляет предпринимательскую деятельность и, следовательно, обязано получить статус предпринимателя посредством государственной регистрации. Для квалификации инвестиционной деятельности в качестве предпринимательской она должна обладать всеми признаками последней. Лицо, вложившее средства в ценные бумаги (инвестор) получает часть прибыли лица, эмитировавшего эти ценные бумаги, т. е. предпринимательскую деятельность осуществляет эмитент, а не инвестор. Таким образом, инвестиционная деятельность может не всегда иметь статус предпринимательской.
     В соответствии со ст. 5 ИК она может  осуществляться в следующих формах:
    создание юридического лица;
    приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
    доли в уставном фонде юридического лица;
    недвижимости;
    ценных бумаг;
    прав на объекты интеллектуальной собственности;
    концессий;
    оборудования;
    других основных средств [13].
     Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, под которыми понимаются юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, осуществляющие инвестиционную деятельность в формах, определенных ст. 5 ИК.
     В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей регулирования деятельности инвесторы  подразделяются на национальных и иностранных.
     Иностранными  инвесторами в соответствии с  ч. 4 ст. 3 ИК в Республике Беларусь признаются:
    иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
    международные организации;
    иностранные юридические лица;
    иностранные граждане;
    физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь [13].
     Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть собственные, заемные  и привлеченные средства. Инвестор имеет права, несет обязанности  и риски, связанные с вложением инвестиций (ч. 2 ст. 3 ИК).
     ИК  предоставляет инвесторам следующие  гарантии:
     права собственности и иных вещных прав, а также имущественных прав, приобретенных  законным способом, и защиты этих прав;
     равенства прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;
     равной, без всякой дискриминации, защиты прав и законных интересов инвесторов.
     стабильности  прав инвестора, установленных ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;
     защиты  инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь в соответствии со ст. 13 ИК инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены  меры, равные указанным по последствиям. Реквизиция и национализация – это случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости этого имущества. В соответствии со ст. 234 ГК реквизиция допускается только при обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т. д.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных органов. Национализация – это принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц (ст. 245 ГК) [10]. Она допускается лишь на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации имущества и со своевременной и полной компенсацией собственнику не только стоимости этого имущества, но и всех причиненных убытков. ИК предусматривает возможность национализации и реквизиции инвестиций лишь при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. При этом компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Компенсация должна также включать процент, исчисленный согласно курсу соответствующей валюты, а именно установленный Национальным банком Республики Беларусь – для национального инвестора и на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) – для иностранного инвестора, за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации.
     Компенсация стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества национальному инвестору  выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции (ст. 12 ИК);
     от  незаконных действий (бездействий) государственных  органов и их должностных лиц. В соответствии со ст. 13 ИК действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.
     Вред, в том числе убытки, причиненные  в результате указанных в ст. 13 ИК действий (бездействия) государственных  органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда. В гражданском праве понятия «вред» и «убытки» не совпадают. «Вред» - более широкое понятие, обозначающее умаление, уничтожение личного или имущественного блага, т. е. вред может быть неимущественным и имущественным. Денежную оценку имущественного вреда называют убытками, которые в соответствии со ст. 14 ГК включают реальный ущерб и упущенную выгоду. Исходя из буквального толкования ст. 13 ИК при указанных в ней обстоятельствах возмещению подлежит как имущественный, причем в полном объеме, так и неимущественный вред. Порядок его возмещения в соответствии с ч. 3 ст. 13 ИК определяется актами законодательства Республики Беларусь.
     Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в ИК отдельно не конкретизированы и зависят от специфики формы  этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности [33, c. 198].
     В качестве объектов инвестиционной деятельности, т. е. материальных и нематериальных благ, в которые может быть осуществлено инвестирование, выступают:
    недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
    ценные бумаги,
    интеллектуальная собственность (ст. 4 ИК). Представленный в ст. 4 ИК перечень объектов является закрытым. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 ИК нахождение определенных объектов, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только в собственности Республики Беларусь не исключает вложения инвестиций в эти объекты. Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь. Таким актом является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» [19]. Согласно ч. 3 ст. 3 этого Закона, юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства, что исключает возможность осуществления в отношении таких объектов инвестиционной деятельности в некоторых формах, предусмотренных ст. 5 ИК. Не случайно, ч. 5 ст. 3 этого же Закона устанавливает, что объекты, находящиеся только в собственности государства, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь, могут являться объектами концессий. Поскольку данный Закон принят в развитие положений ч. 6 ст. 13 Конституции и в силу этого является программным Законом, его нормы имеют приоритет над нормами ИК [13].
     Таким образом, инвестиции выступают одним из основных факторов, воздействующих на рост валового национального продукта. Вместе с тем следует отметить, что действие этого фактора не подчиняется какому-то строгому регламенту. Инвестиции очень изменчивы, причем эта изменчивость гораздо подвижнее, чем изменчивость валового национального продукта. 

 

      ГЛАВА 2
     ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОТНОШЕНИИ  ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 

     2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности 

     В сфере инвестиционной деятельности государство выступает как инвестор и как носитель властных полномочий, что обусловливает формы и методы государственного регулирования этой деятельности.
     Целями  государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:
    стимулирование деятельности инвесторов;
    привлечение в республику иностранных инвестиций;
    защита прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в соответствии со ст. 8 ИК осуществляется в формах:
    прямого участия государства в инвестиционной деятельности;
    создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
     Первая форма реализуется посредством.
    принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;
    предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Они предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности;
    предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Под гарантией Правительства Республики Беларусь понимается обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, нести ответственность перед кредитором за исполнение обязательств заемщика (инвестора).
     Гарантии  Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях  привлечения а) иностранных кредитов или б) кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;
    проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Цель ее проведения – подготовка заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях: а) реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; б) использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; в) участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями; г) предоставления индивидуальных льгот по налоговым и таможенным платежам. Правительство Республики Беларусь также может определять условия, при которых экспертизу инвестиционных проектов осуществляет только республиканский орган государственного управления (объединения), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо иной уполномоченный республиканский орган государственного управления (ст. 20 ИК);
    предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. В соответствии с ИК объектами концессий, наряду с отдельными видами деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, могут являться недра, воды, леса, земли, а также объекты, находящиеся только в собственности государства [13].
     Как известно, концессии частным лицам  для организации промыслов предоставлялись  еще во времена Петра I. При Советской  власти в 1920 г. был принят Декрет о  концессиях. В числе гарантий он предусматривал, что вложенное концессионером имущество не будет подвергнуто национализации, конфискации и реквизиции, а также говорил о «недопустимости одностороннего изменения каким-либо распоряжением или декретом правительства условий концессионного договора».
     Законами  Республики Беларусь, которые на данный момент утратили свою силу, от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [20] и от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» [21] инвесторам было дано право осуществлять концессии. Однако правовой механизм реализации этого права отсутствовал.
     Под концессией понимается договор, заключаемый  Республикой Беларусь с концессионером, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в республиканской собственности (ст. 50 ИК).
     Концессионер  не приобретает права собственности  на объект концессий, а лишь пользуется им, уплачивая государству вознаграждение за это пользование по договору. Вместе с тем по тому же договору инвестор получает право собственности на произведенную им продукцию в полном объеме (полный концессионный договор) либо на ее часть (концессионный договор о разделе продукции) или получает вознаграждение за оказываемые услуги (выполненные работы) (концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ)).
     Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется посредством:
    оказания инвесторам государственной поддержки. Инвесторы имеют право получать государственную поддержку в процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов. Согласно ч. 3 ст. 14 ИК инвестиционный проект представляет собой совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени. Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления: а) льгот по налоговым и таможенным платежам; б) гарантий Правительства Республики Беларусь; в) централизованных инвестиционных ресурсов. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам (ст. 15 ИК); защиты интересов инвесторов;
    создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон. Порядок создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон предусмотрен Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» [23]. Свободная экономическая зона в соответствии с указанным Законом представляет собой часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Специальный правовой режим в свободных экономических зонах – это совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности:
    определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
    принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;
    определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
    содействия развитию рынка ценных бумаг;
    проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
     В процессе государственного регулирования  инвестиционной деятельности могут  использоваться и другие формы и методы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Инвестиционная  политика нашей страны определена в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Беларуси на период до 2010 года. Документ был направлен на мобилизацию, в первую очередь, отечественных ресурсов и на максимально возможное привлечение иностранных инвестиций для модернизации стратегически важных отраслей и производств, создание ресурсосберегающих технологий.
     Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2010 г. № 660 утверждена Государственная инвестиционная программа на 2011 год.
     Привлечение в экономику страны иностранных  инвестиций сегодня является наиболее острой проблемой. Иностранные инвестиции могут сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса и привнести в него, вместе с новыми технологиями, более современные методы организации и управления производством, существующие в развитых странах мира. Это также позволит создать оптимальные условия для роста объема белорусского экспорта.
     Потенциальная потребность Беларуси в иностранных  инвестициях на период до 2010 года оценивалась $15,5 млрд. Это составляло 40% от валового внутреннего продукта. В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы этот показатель был предусмотрен на уровне 31% от ВВП.
     В 2015 году прогнозируется рост удельного веса инвестиций в основной капитал до 37,5 процента от ВВП и удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал – не менее 21 процента.
     Беларуси  необходимо проводить активную политику поощрения иностранных инвестиций, привлекаемых на инновации, создавая для них особые условия. На законодательном уровне должны быть решены проблемы надлежащего оформления деятельности иностранного капитала на территории республики. Кроме того, должна быть реально гарантирована неприкосновенность и беспрепятственность вывоза из страны нерезидентами зарубежных капиталов и прибыли.
     В настоящее время структура вложений иностранных инвестиций по секторам экономики выглядит следующим образом. В промышленность инвестировано  более $1 млрд., в сельское хозяйство  – $22 млн., в транспорт – $85 млн., в строительство – $34 млн., в связь – $200 млн., в торговлю и общественное питание – $309 млн., в материально-техническое снабжение – $30 млн., в ЖКХ – $17 млн., в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – $18 млн. Как видно из этих цифр, наибольший объем накопленных иностранных инвестиций сосредоточен в трех отраслях экономики – промышленности, торговле и общественном питании и сфере связи. На их долю приходится 83,2% общего объема иностранных инвестиций. Основными инвесторами в Беларуси являются Россия, Германия, Великобритания [30]. 

     2.2 Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь 

     Одним из важнейших направлений государственной  инвестиционной политики, определенной Президентом Республики Беларусь, является привлечение национального и иностранного капитала для развития экономики. Поставлена задача последовательного улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, основу которой должны составлять взвешенная макроэкономическая политика, стабильное законодательство, а также эффективная правовая защита инвесторов на территории Беларуси. Правительству, другим государственным органам поручено осуществлять мероприятия по более широкому разъяснению проводимой в стране инвестиционной политики.
     Известно, что правовое регулирование инвестиционной деятельности и судебная практика относятся  к числу факторов, реально влияющих на оценку инвестиционного климата.
     Основными путями и средствами привлечения инвестиций в национальную экономику, как считают специалисты, являются: собственные средства юридических лиц, государственные инвестиции (республиканский и местный бюджеты), кредитно–инвестиционная деятельность банков, иностранные инвестиции, развитие свободно–экономических зон (далее — СЭЗ), разгосударствление и приватизация государственной собственности, развитие фондового рынка, средства населения и другие.
     Посмотрим на отдельные из них через призму судебной практики хозяйственных судов  нашей страны.
     Первое: выполнение договорных обязательств юридическими лицами между собой, в части пополнения собственных средств, и во взаимоотношениях с государством.
     Общеизвестно, что собственные средства юридических  лиц являются важнейшим источником инвестиций. В нашем государстве он составляет более 50 процентов в общем объеме инвестиций. Еще 15 процентов — это прямые инвестиции, финансируемые из государственного бюджета.
     Все мы привыкли вспоминать, как строились  эти отношения между купцами: договорились устно, ударили по рукам, приступили к исполнению. Какова эта же цепочка во многих случаях сейчас? Протокол о намерениях заключить договор, заключение самого договора, напоминание об исполнении договора, обращение в хозяйственный суд за защитой своих интересов, решение суда, принудительное его исполнение с многочисленными ходатайствами об отсрочках, рассрочках, отложениях и т.п. Более 80 процентов от общего количества дел, ежегодно рассматриваемых хозяйственными судами, составляют дела о неисполнении договорных обязательств, в т.ч. неплатежи. Так и напрашивается закрепление на нормативном, научном, идеологическом, психологическом и других уровнях золотого правила: долг платежом красен.
     Судебная  практика показывает также, что привлечение  инвестиций напрямую зависит от эффективности проводимой в государстве налоговой политики.
     Ежегодно  хозяйственными судами с нарастающим  итогом рассматриваются тысячи дел  о взыскании налогов и других обязательных платежей (кроме того, что взыскивается в бесспорном порядке). Это свидетельствует как о ненадлежащей финансовой дисциплине со стороны субъектов предпринимательской деятельности, так и о несовершенстве налогового законодательства.
     В настоящее время в Республике Беларусь приняты общая и особенная части Налогового кодекса Республики Беларусь.
     Необходимость создания общего рынка товаров и  услуг с Российской Федерацией, другими  странами СНГ требует проведения политики унификации налогового законодательства.
     В этой связи по примеру Российской Федерации целесообразно рассмотреть  вопрос о подготовке государственной программы на ближайшие пять–десять лет с разработкой мер по снижению налогового бремени для субъектов предпринимательской деятельности, независимо от национальной принадлежности и формы собственности.
     Оптимизация (а по существу — снижение) налоговой нагрузки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наряду с сокращением льгот по налоговым платежам, применение всего комплекса мер по взысканию (урегулированию) задолженности перед бюджетом и другими кредиторами, в т.ч. процедуры банкротства — тот путь, который нужен сейчас для оздоровления экономики.
     Второе: кредитно–инвестиционная деятельность банков.
     Этот  важный источник инвестиций мог бы использоваться в Республике Беларусь более активно при условии  минимизации влияния ряда отрицательных факторов.
     Остановимся только на одном из них: кредитный риск. В нашем банковском секторе кредитный риск, связанный с несвоевременным возвратом заемщиками предоставленных банками кредитов, характеризуется высоким уровнем проблемных кредитов (он примерно в три раза выше международных стандартов).
     В настоящее время в хозяйственных  судах на исполнении находится более  двух тысяч исполнительных производств  о взыскании свыше 100 миллионов  долларов (в эквиваленте) невозвращенных кредитов. По многим из этих дел складывается впечатление, что, заключая кредитный договор, стороны думают не об инвестициях, а совсем о чем–то другом. Иначе как объяснить, что в качестве залога указывается неопределенный предмет (например, урожай будущего года) или неликвидное имущество, от которого банки сами же отказываются в случае нереализации его на торгах.
     В качестве гарантов и поручителей  все чаще стали выступать рай–, гор–и облисполкомы. При этом главной  задачей такого гаранта является получение кредита, но не возврат его. Поскольку исполком — это бюджетная организация, то имущества у него под обеспечение выданной гарантии, как правило, нет. Далее следует такой механизм: кредит не возвращается, требования к гаранту оформляются через исполнительную надпись нотариуса (и никто не спорит), а затем все это попадает в хозяйственный суд для принудительного исполнения. Что остается делать судебному исполнителю? Описывать имущество исполкома, что и делается, хотя оно по сути бюджетное. Вот и получается проблемный кредит или попросту — обманный кредит. Полагаю, что здесь нужен правовой нормативный акт, позволяющий государственным органам выступать в качестве гарантов и поручителей, если для этого есть материальное обеспечение (статья расходов в местном бюджете).
     Вдумаемся в слова одного из уважаемых банкиров: все кредиты, получаемые физическими лицами, возвращаются банкам без проблем. Значит кредиты, выдаваемые юридическим лицам, нередко используются с иными целями, нежели развитие экономики государства. Но в этом случае нужно говорить об ответственности, в том числе уголовной [18, c. 23].
     Третье: об иностранных инвестициях. Наиболее значимым источником международных и иностранных инвестиций являются иностранные кредиты под гарантии нашего Правительства. И даже некоторые из таких кредитов стали предметом судебного разбирательства. А такая форма, как прямые инвестиционные или концессионные договоры с частным инвестором используется недостаточно.
     На 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.