На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа IPO: мировой опыт и российская практика

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ  НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «IPO: мировой опыт и российская практика» 
 

студентки  5  курса
финансово-экономического факультета
очной формы обучения
Латыповой Гузель Юнировны
Специальность  Мировая экономика
Специализация Международные
валютно-кредитные  отношения 

Научный руководитель
к.п.н., доц. Распопова Татьяна  Владимировна 

«Допустить  к защите»
Заведующий  кафедрой
_____________Чайников  В.В.
                                                                          «_____»______________200___г. 
 

Москва 2007 г.
 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Если  еще три года назад мало кто  мог вразумительно объяснить  значение аббревиатуры из трех букв –  IPO, то теперь это слово является символом рыночного феномена. IPO как инструмент финансирования все больше входит в моду, а игроки фондового рынка штудируют длинные списки компаний, заявивших о своем намерении выйти на фондовую биржу.
     IPO – длительный и сложный процесс. Нельзя назвать его легким, у него есть свои временные и материальные издержки. На западных площадках более строгие требования к комплекту документов для IPO, поэтому период подготовки размещения занимает в Лондоне от семи-восьми до 18 месяцев, в США – от 10-11 о 24 месяцев, в то время как в России – от трех-четырех месяцев. Кроме того, IPO за рубежом более дорогостояще – от $400 тыс. до $2 млн. (в России – от $100 тыс. до $500 тыс.), тем не менее, стоимость денег, привлеченных через IPO, обычно ниже, чем при альтернативных источниках финансирования.
     Цель  дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.
     Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:
    Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
    Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
    Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.
     Объект  данного исследования – мировой и российский опыт проведения первичного публичного размещения акций.
     Предмет исследования – IPO, т.е. первичное размещение акций на бирже.
     Классическое  определение IPO Комиссии по ценным бумагам  и биржам США: Initial public offering (IPO) имеет  место, когда компания впервые продает свои акции общественности.
     Первая  глава посвящена особенностям размещения ценных бумаг путем первичного публичного предложения. В главе раскрывается понятие Initial Public Offering, выявляются положительные и отрицательные характеристики данного метода. Также представлена поэтапная структура и инфраструктура процесса IPO.
     Во  второй главе представлен анализ мирового опыта проведения IPO, а также рассмотрены различия ведущих фондовых бирж мира.
     Для иллюстрации содержания первой и  второй глав в третьей раскрывается практика российских IPO. В ней представлен общий анализ российского рынка IPO, его основные особенности, тенденции и существующие проблемы.
     В заключении приводятся основные выводы, полученные в ходе исследования, и  предложения по их практической реализации.
     При написании работы анализировались  основные правовые положения Российской Федерации о ценных бумагах и  фондовом рынке, затрагивающие вопросы  первичного публичного размещения ценных бумаг, изучено большое количество аналитических публикаций, фактического материала, касающегося такого метода привлечения инвестиций предприятиями как IPO.
 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO

1.1 IPO как источник привлечения капитала
     В начале этого года было объявлено, что 2007-2008 годы объявлены годами IPO. Что же собой представляет IPO, упоминание о котором в последнее время все чаще и чаще встречается в прессе и деловых кругах? Отчасти IPO является своего рода модным новшеством, которое привлекает к себе внимание. Кроме того, IPO является необходимым инструментом для дальнейшего динамичного развития компании, перехода ее на качественно новый уровень.
     IPO (от англ. initial public offering) — это первичное  размещение компанией  акций на фондовой  бирже, где они  становятся доступными  широкому кругу  инвесторов и превращаются в инструмент биржевой игры. Благодаря IPO компания меняет свой статус с «частной» на «публичную». Чтобы разместиться на бирже, компании должны соответствовать ряду требований: иметь отстроенную систему корпоративного управления, понятную инвесторам структуру активов и денежных потоков, а также раскрывать все существенные факты своей деятельности. Помимо вырученных от продажи акций средств, публичный статус дает компании много других преимуществ: повышается ее деловая репутация и известность на рынке, появляется возможность привлекать кредиты, размещать облигации под более низкие проценты и т. д.
     Согласно  комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), сделка именуется IPO, когда компания впервые продает свои акции общественности. В России понятие IPO имеет более широкое значение и в него согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» часто включают не только первичные, но и вообще всякие размещения акций на бирже, например:
    SPO (secondary public offering) — публичную продажу крупного пакета акций действующих акционеров;
    private offering — частное размещение среди узкого круга отобранных инвесторов с последующим размещением на бирже;
    follow–on — размещение дополнительного выпуска акций.
     Кроме того, существуют публичные размещения от эмитента напрямую первичным инвесторам минуя организованный рынок – Direct Public Offering (DPO), и получение листинга на бирже для акций компании, которыми уже владеют широкий круг инвесторов – представление (Introduction).
     Листинг – это внесение акций компании в список акций, котирующихся на данной бирже. Листинг необходим для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку.
     Так что же включает в себя понятие IPO? Прежде всего, следует обратиться к истории его возникновения. Сама история существования публичного размещения акций насчитывает не одну сотню лет. Становление акционерных обществ и механизма привлечения инвестиционного капитала в бизнес при помощи выхода на фондовый рынок относится к началу XVII века. Именно в это время в Англии и Голландии появлялись первые акционерные компании, привлекавшие средства частных инвесторов, банков и первых инвестиционных трастов, предлагая взамен свои акции на бирже. С течением времени за счет бурного развития рынка частных инвестиций такая практика стала доминирующей в Англии, Голландии и США, потеснив банковский кредит как главную форму финансирования развития крупного бизнеса. В Европе же, в частности во Франции, Германии, Италии, Австрии, а также и в России, рынок первичного предложения корпоративных ценных бумаг развивался не столь активно, и вплоть до недавнего времени банковский кредит оставался (и до сих пор остается) главной формой привлечения необходимого финансирования. Это и объясняет те трудности, с которыми сталкивается отечественный фондовый рынок на современном этапе своего развития.
     Современная же история IPO берет свое начало с 70-х годов XX века, когда, по мнению ряда специалистов, была осуществлена либерализация мирового финансового рынка. С тех пор рынок IPO испытывал взлеты и падения. В 1999 году за счет стремительного развития IT-компаний на мировой рынок IPO вышло около 2000 компаний, привлекших примерно 200 млрд. долл. В то же время рынок IPO испытывал и значительные спады, когда активность выхода эмитентов на фондовые рынки значительно снижалась, а в ряде случаев и вовсе прекращалась. B 2003 году посредством IPO было привлечено лишь около 50 млрд. долл., а на фондовом рынке Германии, например, после бума 2000 года в течение почти двух лет не было проведено ни одного IPO.
     Однако  следует отметить, что 2004 год стал переломным для IPO: на рынок вышло более 1200 эмитентов, которые привлекли в общей сложности 133 млрд. долл. Конечно, публичный рынок в различных странах развивается по-разному. Активность рынка IPO в первую очередь определяется моделью привлечения инвестиций и традициями финансовых систем. Как было отмечено выше, англосаксонские страны (в частности США, Великобритания, Канада и пр.) ориентированы на фондовый рынок, как на основной источник привлечения инвестиций, поэтому там и осуществляется большая часть IPO. На эти рынки устремляются и эмитенты других стран, которые не имеют возможности привлечь необходимый капитал на национальном рынке. Кроме того, такая развитость фондового рынка позволяет выходить на него малым и средним компаниям. Надо сказать, что в целом в этих странах посредством эмиссии акций финансируется до 15-20 % всех инвестиций в основной капитал. Совсем другая ситуация, сложилась в странах континентальной Европы, которые ориентируются на банковское кредитование. Здесь посредством эмиссии акций финансируется до 5-10 % инвестиций в основной капитал.
     Рынок IPO продолжает отражать общие изменения  в мировой экономике, а именно: существенный подъем в странах с  развивающейся экономикой. Ключевой тенденцией 2006 года стал рост объемов IPO в Китае, Израиле, России и Польше.
     Что же таит в себе публичный рынок  и для чего нужно осуществлять размещение акций компании на фондовых рынках? Иногда некоторые руководители придерживаются следующего постулата: «Зачем нужна эта морока с выходом на публичный рынок, если можно привлечь необходимые средства путем простого банковского кредита? Это намного проще, и сумма привлечения может соизмеряться с суммой, которую можно получить на фондовом рынке». Однако необходимо заметить, что выход на публичный рынок — не просто источник привлечения необходимых финансовых средств. Прежде всего, выход на публичный рынок капитала это переход на качественно новый уровень развития компании. Данный шаг не только открывает широкие возможности фондового рынка, но и позволяет компании решать ряд специфических задач, в том числе таких, как обретение рыночной стоимости или возможность выгодного выхода собственников из бизнеса.
     Таблица 1.
     Преимущества  IPO перед другими инвестиционными источниками.
Источники инвестиций и их недостатки      Преимущества  IPO
     Нераспределенная  прибыль:      зависимость от складывающейся экономической конъюнктуры
     Крупное разовое поступление капитала.      Независимость от будущей экономической конъюнктуры
     Бюджетные средства и государственные ссуды:      издержки, связанные с бюрократическими проволочками
     Оперативность поступления ресурсов, отсутствие бюрократических  проволочек.      Отсутствие  обязательств (в том числе и  по социальным программам)
     Банковские  кредиты:      зависимость от одного кредитора;
     возврат привлеченных средств по высоким  ставкам
     Независимость от конкретного финансового института.      Отсутствие  будущих выплат
     Облигационные займы:      обеспечение купонных выплат;
     привлечение средств на определенный срок
     Отсутствие  обязательств по обслуживанию займа.      Неограниченный  срок привлечения капитала
     По  данным таб. 1 можно отметить, что IPO действительно можно рассматривать как серьезную альтернативу другим инвестиционным источникам.
     Более того, в некоторых случаях первичное публичное размещение акций (IPO) может рассматриваться компаниями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Дело в том, что например, к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании. Для перспективных, но небольших компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. В силу неразвитости финансового рынка и малой популярности и изученности процесса IPO компании малого и среднего бизнеса в России не используют этот инструмент для привлечения инвестиций. О возможностях привлечения инвестиций с помощью IPO многие компании даже не подразумевают. Однако в российской практике IPO имеется случай привлечения инвестиций небольшой компанией. В марте 2005 года на ММВБ и РТС было размещено по 5% акций компании «Хлеб Алтая». С помощью IPO компании удалось привлечь более 8 млн. долл. Это IPO является доказательством возможности использования инструмента IPO компаниями среднего бизнеса.
     В следующем разделе проанализируем, какие выгоды получает компания, размещая свои акции на бирже, и какие проблемы её могут ждать.
1.2 Преимущества и недостатки IPO.
     Конечно, каждая компания имеет свою специфику  и свои особенности ведения бизнеса, поэтому для каждого конкретного  случая выход на публичный рынок  может сулить свои положительные и отрицательные стороны. К тому же каждая компания в разной степени готова для такого выхода.
     Основными преимуществами и стимулами IPO являются:
    Доступ к долгосрочному капиталу на выгодных условиях. Частная компания имеет ограниченный доступ к заемному капиталу вследствие своего статуса, отсутствия прозрачности структуры собственности, производственных показателей и других факторов. Как следствие, на некотором этапе развития она начинает испытывать финансовый «голод», что тормозит ее развитие. Статус публичной компании открывает новый источник финансирования – рынок – и, как следствие, облегчает доступ к традиционным кредитным ресурсам. Естественно, что возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для компании самым привлекательным и неоспоримым преимуществом использования IPO.
     Разумеется, со своей стороны, в случае участия  в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении или же наоборот. Но можно представить, ради чего инвесторы осознанно идут на риск. Например, за прошлый год индекс РТС вырос на 65%, то есть, грубо говоря, столько в среднем принесли вложения в российские акции, в то время средняя доходность банковских депозитов составляла 8,5%.
    Улучшение текущего финансового состояния компании.
     Доход от размещения поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия как за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании, так и за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода. Падение курсовой стоимости акций в последующем никак не влияет на эти средства. По данным опроса, 71% британских компаний, разместивших акции на Лондонской фондовой бирже, называли возможность привлечения финансов главной причиной
     своего  решения.
    Обретение рыночной стоимости компании и повышение капитализации. Биржевые котировки отражают оценку рынком текущей стоимости компании. Наличие объективной оценки стоимости важно в следующих ситуациях:
    Расширение бизнеса посредством слияний или поглощений. Участники процесса имеют независимый механизм оценки, что облегчает переговорный процесс.
    Желание первоначального владельца диверсифицировать свои активы и перевести часть своих акций в наличные деньги. При условии ликвидного рынка это можно сделать в любой момент.
    Возможность использовать акции как залог для получения займа. Текущая стоимость акций, их ликвидность определяют условия получения дополнительных средств. Кроме того, использование акций в качестве залога для получения средств гораздо более выгодно для собственников, чем их продажа, так как в последнем случае возрастает вероятность потери контроля над бизнесом.
     Например, листинг акций компании МТС был  организован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия.  Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд.   В этой ситуации и эмитент выиграл, он получил максимум, на который можно было рассчитывать, и в то же время инвесторы получили безопасную бумагу, которая сумела вырасти в разы и стать голубой фишкой.
    Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании. Компания, чьи акции котируются на бирже, становится более узнаваемой, что создает дополнительные конкурентные преимущества ее бизнеса  и может способствовать росту числа потенциальных партнеров и клиентов. Кроме того, повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заёмных средств за рубежом. Региональные компании, благодаря выходу на национальный фондовый рынок, получают хорошую возможность для экспансии в масштабах страны, что особенно важно для компаний, производящих продукцию массового спроса.
     Поэтому, порой для компании, проводящей IPO, первоочередной целью размещения является не окончательная цена акции. 7 ноября 2006г. акции "Северстали" упали на 1,44% при значительном росте остальных "голубых фишек", а 8 ноября, то есть в день объявления официальных результатов IPO - еще на 7,31% к открытию и на 9% ровно к закрытию предыдущих торгов. Компания, ставшая известной всему миру после неудачной попытки объединения с металлургическим гигантом Arcelor, не смогла убедить инвесторов покупать свои акции по высокой цене. Зато главная задача IPO была выполнена - теперь "Северсталь" будет восприниматься как полноценная и цивилизованная компания. Что позволит ей брать более дешевые кредиты и активно участвовать в поглощениях на мировом рынке.
    Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников. Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. После того, как будет сформирован открытый рынок акций компании, руководство сможет успешнее привлекать и сохранять в компании нужные кадры, предлагая им различные компенсационные схемы и планы, связанные с предложением опционов и акций по фиксированным или льготным ценам или предоставлением права переоценивать акции до уровня их рыночной цены при реализации опционов. Такие компенсационные схемы не только сохраняют в компании денежные средства и обеспечивают определенные налоговые льготы, но и стимулируют труд сотрудников и их преданность компании.
    Выгодный выход собственников из бизнеса. Как показывает практика, еще одной немаловажной причиной популярности IPO, особенно в России, является предоставляемая в этом случае собственникам возможность использовать IPO в качестве инструмента для выгодного выхода собственника из бизнеса. Такой выход из бизнеса интересен по ряду причин. Во-первых, грамотное IPO позволяет владельцам получить максимальную цену за свои акции. Во-вторых, IPO дает возможность не только прибыльно выйти из бизнеса, но и не допустить его перехода в нежелательные руки, например конкурирующим структурам. В-третьих, продажа бизнеса через публичный рынок дает возможность не только выходить, но и возвращаться в него.
     Однако  при всех своих положительных  моментах публичного размещения акций  компании существует и ряд негативных факторов. Недостатки, связанные с приобретением статуса публичной компании, о которых я расскажу ниже, должны рассматриваться в контексте целей и задач компании. Во многих случаях при тщательном планировании и эффективной помощи со стороны опытных и квалифицированных консультантов такие недостатки могут быть сведены к минимуму.
     Основными недостатками IPO являются:
    «Прозрачность» компании. К наиболее «чувствительным» областям, на которые компания становится обязанной «проливать свет», относятся: 1) перечень и структура владельцев компании; 2) уровень, размер и объем заработной платы, выплат, компенсаций и вознаграждений руководящего персонала; 3) финансовая информация, характеризующая текущее положение дел в компании.1
    Высокие затраты. Несмотря на то, что выпуск акций не сопровождается появлением долгового бремени для компании, все же осуществление размещения требует определенных расходов, связанных с его организацией. В частности, это затраты на услуги финансового консультанта, биржи, регистратора, андеррайтера, юристов, аудиторов и др., а также на маркетинговую, информационную поддержку.        Андеррайтер -  это сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг. Фактически андеррайтер приобретает ценные бумаги у эмитента и перепродает их инвесторам. Обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк.
     Основные  расходы приходятся на оплату услуг  андеррайтеров. Размер услуг андеррайтеров  разный в зависимости от фондового  рынка, на котором размещаются акции  компании. Самые высокие расходы при размещении акций на американском фондовом рынке. При этом доля таких издержек не зависит от размера компании. Что касается фондового рынка Великобритании, то размер комиссии зависит от размера компании, размещающей свои акции.
     Например, банк ВТБ, планирующий разместиться в 2007 году, заявил о своей готовности потратить на проведение IPO около 4 млрд. руб. ($154 млн) – 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимости. Консультанты и банки-организаторы – Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и "Ренессанс Капитал" – получат 3,2 млрд. руб. ($123 млн.). На рекламу, маркетинг и road show банк рассчитывает потратить 750 млн. руб. ($29 млн.). Расходы, связанные с раскрытием информации могут составить 15 млн. руб. ($580 тыс.).
     Ниже  (таб. 2) представлен один из вариантов перечня затрат на проведение IPO.
     Таблица 2.
     Прямые  затраты на проведение IPO
     Предварительный этап      Собственно  подготовка к IPO
    Час работы консалтинговой компании - $50-400. На практике любое общение выльется как минимум в несколько «чистых» дней.
    Разработка «правильной» структуры и модели управления компанией – около $100000 для предприятия среднего размера.
    Пиар-компания для повышения известности компании - $50000-80000 в год.
    Рекламный бюджет (включая сувенирную продукцию) - $300000-500000.
    Корпоративные мероприятия с целью повысить известность бренда. От $150000 на тысячу человек плюс стоимость идеи.
    Переход на МСФО. Аудит по МСФО – от $40000.
    Совершенствование уровня корпоративного управления, получение рейтинга корпоративного управления – от $50000.
    Создание публичной кредитной истории (путем выпуска векселей и облигаций).
 
     ИТОГО: $700000 – 1000000
     1. Юридические услуги – около  $100000: 
     1.1. Преобразование компании в ОАО;
     1.2. Услуги андеррайтера;
     1.3. Прохождение международного аудита  и составление отчетности в соответствии с международными стандартами;
     1.4. Поддержание ликвидного баланса;
     1.5. Содержание квалифицированного  менеджмента. 

     2. Пиар-поддержка IPO $50000-150000.
     3. Презентация IPO компании потенциальным инвесторам и СМИ. –$100000-150000.
     4. Размещение акций. Общие расходы  - $500000-$1 млн. при размещении в  России, $1-2 млн. на Западе, не считая  комиссии андеррайтера (3-7% от объема выпуска). 

     ИТОГО: $ 750000 - 2400000
 
     
    Потеря  определенного контроля над компанией. Если в ходе IPO компания продает более 50% своего акционерного капитала сторонним инвесторам, первоначальные владельцы могут навсегда потерять контроль над некогда безраздельно принадлежавшей им компанией. Однако, если проданный пакет акций распределен между большим числом акционеров, лишение даже 50% пакета акций позволяет сохранять бразды правления в руках держателей крупных пакетов акций. Как правило, решения о предпочтительной структуре инвесторов, участвующих в первичном размещении принимаются в ходе предварительных консультаций между эмитентом и андеррайтером. Тем не менее, риск недружественного поглощения все равно присутствует.
    Зависимость от конечных результатов. В закрытой и частной компании собственник и менеджер действуют совершенно независимо. Только они могут решать, удовлетворяют ли их результаты деятельности компании, или нет. При этом, под «результатами» они могут понимать как итоговые финансовые показатели, так и любые иные – маркетинговые, производственные, результаты опытно-исследовательских и конструкторских разработок и др. За деятельностью публичной компании ведется постоянный контроль со стороны инвестиционного сообщества, которое следит за каждым движением компании, интересуется финансовыми результатами, намеченными планами и их достижениями и т.п. Это заставляет игроков более взвешенно подходить к разработкам планов развития компании.
     Публичное размещение акций дает множество  преимуществ и открывает огромные возможности, однако цена, которую необходимо за это заплатить, может быть очень  значительной. Согласно результатам опроса, проводившегося среди компаний, осуществивших открытое размещение акций на Лондонской Фондовой Бирже в 2002 году, большинство участников отметили определенные неудобства, связанные с приобретением статуса публичной компании (например, возросли внутренние издержки, стало больше различных административных преград). Однако практически все сошлись на том, что выгоды от статуса публичной компании значительно перевешивают все эти негативные моменты.
     Таким образом, рассмотрев основные достоинства и недостатки IPO, и опираясь на отечественную практику, можно предположить, что достоинства этого источника привлечения капитала превалируют над его недостатками.
     Теперь  рассмотрим этапы реализации и инфраструктуру IPO.
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO
 
     Успешному проведению IPO предшествует комплекс подготовительных мероприятий и процедур, связанных непосредственно с организацией и проведением самого IPO. Рассмотрим процедуру подготовки, организации и проведения IPO компании, желающей привлечь инвестиции через рынок ценных бумаг.
     Продолжительность этапов подготовки и выхода на IPO зависит от многих факторов: состояния и текущей конъюнктуры рынка, уровня проработанности документов, внутренней готовности участников, сложности прохождения бюрократической процедуры и т.д. Процесс в целом можно разделить на три этапа: до размещения, размещение, после размещения.
     I этап. Принятие решения о размещении и подготовка компании. Надо сказать, что точных критериев по поводу того, стоит ли компании трансформироваться в публичную и когда это необходимо сделать, не существует. Такое решение принимается в каждом отдельном случае с учетом всех индивидуальных особенностей компании и состава ее акционеров. Однако в то же время можно выстроить определенный алгоритм стратегии принятия решения, включающий три основных момента:
    Для начала, компании необходимо достигнуть определенных финансово-экономических показателей, что позволит ей осуществить IPO. Как я уже отмечала выше, стоимость размещения достаточно высока и для малых компаний такой источник привлечения финансирования будет неэффективен. Малая компания не будет интересна инвесторам, либо привлечение средств таким способом не принесет успеха, либо цена, по которой инвесторы готовы будут приобрести акции, не удовлетворит запросы владельцев.
    Переход компании на качественно новый уровень своего развития. На этой стадии компания уже обрела тот необходимый «вес», который дает ей возможность проводить эффективное размещение, а также делает ее привлекательным объектом с точки зрения вложения средств в акции компании. Компания начинает разрабатывать крупные инвестиционные проекты, которые требуют привлечения значительных финансовых средств. Рынок уже ждет от нее определенных шагов в сторону публичности, крупный капитал подталкивает компанию к использованию фондового рынка как трамплина к дальнейшему росту.
    Фактически компания начинает осуществлять подготовку мероприятий, предшествующих размещению своих акций на бирже. Осуществляются мероприятия, способствующие эффективному выходу, за счет расширения занимаемого сегмента рынка, повышения эффективности деятельности компании, отсечения ненужных направлений, диверсификации всего бизнеса с учетом вывода компании на биржу и пр.
     К примеру, подготовка компании «Хлеб  Алтая» к IPO началась более чем за год: оптимизировали структуру управления собственностью, стали готовить отчетность по МСФО. Для повышения корпоративной прозрачности было раскрыто много информации. В совет директоров, состоящий из четырех человек, был введен независимый директор. К моменту проведения IPO количество независимых директоров в компании было увеличено до шести. Кроме того, был принят Кодекс корпоративного поведения. Таким образом, основные требования, которые инвесторы предъявляют к компании, были выполнены.
     В табл. 32 представлены действия компании на подготовительном этапе. 

     Таблица 3.
Предпринимаемые компанией действия на подготовительном этапе IPO
     Период      Действия
     1. В течение минимум 3–4 лет  до размещения      Формирование  кредитной истории: использование инструментов кредитования, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств.
     2. За 2–3 года до размещения      Осуществление перехода систем отчетности на международные  стандарты (на US GAAP или IAS (МСФО), — US GAAP более консервативны по отношению к IAS , а значит, открывают путь к большему числу альтернатив среди площадок)
     3. Более чем за 1 год до размещения      Оценка  альтернативных IPO источников финансирования с точки зрения стратегических целей  компании и собственников  
     Выбор банка–андеррайтера  и с его помощью:
    определение параметров размещения: объёма размещения, цены акций (и справедливой стоимости пакета в целом), площадки, структуры сделки, структуры инвесторов
    разработка плана проекта
     Реализация  премаркетинга: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки компаний такого же типа, такой же отрасли, такой же страны на выбранном типе площадки целевыми инвесторами.
     Принятие  советом директоров решения о  выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров.
     Формирование  проектной команды, выбор партнёров. Главным образом это финансовые и юридические консультанты. Обеспечивают компанию грамотными рекомендациями по осуществлению преобразований и формированию ликвидной рыночной стоимости, а также её документальным оформлением. Компания получает  независимую оценку своего бизнеса в рамках становления публичной.
     8. За 11–12 месяцев до размещения      Подготовка  и утверждение решения о выпуске  проспекта ценных бумаг.      Проспект  эмиссии – это  официальный документ, который готовится  компанией-эмитентом, утверждается ее Советом директоров, и содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах. В основном он содержит данные об истории компании, описание ее бизнеса, ожидаемых перспектив и рисков, связанных с инвестициями в данную фирму.                                                                                                                                                                                           
     9. За 11 месяцев и  более до размещения      Подготовка  аналитических отчётов (длительность 6 месяцев) о:
    отрасли и рынке,
    показателях деятельности компании,
    стратегии компании,
    менеджменте компании.
     10. За 10 месяцев до размещения      Проведение  due — diligence.      Due- diligence – это комплексная оценка состояния дел в компании, причем как отдельных активов, так и всего бизнеса в целом. Включает анализ финансовых, юридических, налоговых и других аспектов деятельности компании с привлечением экспертов.
     
     Продолжение таб. 3.
     11. За 9 месяцев до размещения      Государственная регистрация документов в ФСФР (и  в SEC при размещении в США). SEC обязывает компании пройти через «период молчания» до истечения 25 дней после начала торгов по акциям.      Период  молчания – период времени, в течение  которого SEC запрещает компаниям говорить что-либо, кроме того, что входит в их проспект и что может быть истолковано как вздувание цены предложения.
     12. За 5 месяцев до  размещения            Подготовка  проспекта по результатам due — diligence
     Обновление  оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due–diligence и оценки конъюнктуры рынка)
     Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов
     15. За 3 месяца до размещения      Определение диапазона цены. Примерные оценки делаются на основе анализ IPO компаний–аналогов, торгующихся на западных биржах, с использованием различных мультипликаторов.
     16. За 0,5 — 1,5 месяц до размещения      Выпуск  предварительного проспекта эмиссии. Проведение независимого анализа проспекта  аудитором. Их роль имеет существенное значение. Аудиторы выступают гарантами  достоверности предоставленной  эмитентом финансовой и бухгалтерской информации.
     17. За 1–2 месяца до размещения      Организация ознакомительного road-show. Проведение road-show, возможно, является одним из ключевых элементов, определяющих успех IPO.      Road-show – это презентация размещения акций. В рамках проведения road show формируется цена размещения акций компании на рынке, определяется ожидаемый спрос на них итд.
     18. За неделю до размещения      Выпуск  окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта  аудитором
 
     Остается  добавить, что средний срок между  принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет.
     II этап. Размещение акций компании на бирже. На втором этапе происходит непосредственное размещение акций на бирже. Надо отметить, что ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг на биржу решает сама биржа. И именно от биржи зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на данной бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются для продажи на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировальный список и именуются списочными или листинговыми.
     Котировальный список - это список ценных бумаг, отвечающих ряду требований по объемам торгов, ликвидности. Компании-эмитенты этих ценных бумаг должны с определенной периодичностью предоставлять отчетность на биржу. Включение в котировальные списки (листинг) - это своеобразный биржевой знак качества.
     Здесь стоит добавить, что отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов, не позволяющих обеспечить крупные размещения, приводит к тому, что большинство отечественных эмитентов предпочитают размещаться за рубежом. В итоге, согласно Приказу Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) от 12.01.2006 г. № 06-5/пз-н ФСФР обязывает российские компании, выходящие на IPO, 30% выпущенных акций размещать в России. Оставшиеся 70% эмитентам можно продавать за рубежом. Эта квота призвана заставить российские компании развивать внутренний фондовый рынок. Федеральная служба по финансовым рынкам давно ведет борьбу с оттоком фондового рынка на иностранные биржи. Регулятор особенно старается убедить российские компании проводить IPO на местном рынке, а не за рубежом. Но многие компании идут в обход данного ограничения, т.е. проходят обязательный по закону листинг на российских биржах, но формально — сделок с их акциями в России почти не заключается. Однако в то же время ФСФР дает немало послаблений отечественным эмитентам, стремясь по возможности упростить проведение IPO. Например, в 2005-2006 году были введены новые виды котировальных списков – «В» и «И».
     В таб. 43 представлены основные требования ФСФР к акциям из котировальных списков. 

     Таблица 4.
     Требования  ФСФР к акциям на российских фондовых биржах.
Требования А1 А2 Б В И
Заявитель Эмитент Эмитент + УФК
Срок  нахождения акций в котировальном  списке при условии соответствия предъявляемым к акциям и эмитенту требованиям (с даты включения) Нет ограничений Нет ограничений Нет ограничений Не более 6 мес. Не более 5 лет
Max доля обыкновенных акций, находящихся во владении одного лица и его аффилированных лиц (для включения в котировальный список обыкновенных акций) 75% 75% 90% Кол-во размещаемых  акций не менее 10%
Min ежемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 3 месяцев (для включения в котировальный список) * 25 млн. руб. 2,5 млн. руб. 1,5 млн. руб. - -
Отсутствие  убытков по итогам двух лет из последних  трех Требуется Требуется - Требуется -
Капитализация
    обыкновенных акций
    привилегированных акций
10 млрд.руб 3 млрд.руб
3 млрд.руб. 1 млрд.руб.
1,5 млрд.руб. 0,5 млрд.руб
 
- -
(по оценке  УФК) 60 млн.  руб.
25 млн.  руб.
Наличие годовой финансовой отчетности по стандартам IAS или US GAAP вместе с аудиторским  заключением в отношении указанной отчетности на русском языке Требуется Требуется - - -
Min срок существования эмитента (в случае реорганизации юр. лица, срок существования учитывает срок деятельности юр. лица, в результате реорганизации кот. был создан эмитент – только для А1, А2, Б) 3 года 3 года 1 год 3 года -
Обязательство по представлению списка аффилированных лиц  и его регулярному обновлению Требуется Требуется Требуется Требуется Требуется
Соблюдение  эмитентом норм корпоративного поведения, предусмотренных Правилами листинга для соответствующего котировального списка На момент подачи заявления На момент подачи заявления или обязательство  о соблюдении по истечении 1 года со дня включения ценных бумаг в  котировальный список На момент подачи заявления
 
     Котировальный список “И” (инновационные компании) введен в октябре 2006 года для новых эмитентов, бумаги из него могут приобретать паевые фонды и физ. лица, подписав специальную декларацию о рисках. Отметим, что котировальный список под литерой «В» появился на биржах около года назад и тоже по инициативе регулятора рынка. Также как и в новый список «И», в него включаются акции эмитентов-новичков, которые не могут войти в другие списки. Однако за все время его существования в этот список была включена только одна бумага - акции «Роснефти».
     Подробно  различия в требованиях и процедурах прохождения  листинга на ведущих фондовых биржах мира будут рассмотрены в последующих главах.
     III этап. Деятельность во время обращения акций на бирже. Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка сайта компании, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы.
     Таблица 5.
     Предпринимаемые компанией действия после осуществления IPO
Период      Действия
1.      Подготовка  и утверждение советом директоров отчета об итогах выпуска, публикация информации о существенном факте «сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг».
2.      Регистрация отчета об итогах эмиссии в ФСФР
3.      Стабилизация цены акций (в течение 30 дней). Формирование окончательной цены на акции и определение прогнозных показателей в отношении интереса биржевого сообщества.
4.      Организация вторичного обращения акций на бирже (в случае необходимости).
5.      Регулярная  работа с инвесторами, подготовка и  публикации регулярной отчетности, поддержка  корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни  компании, выпуск аналитических отчетов, проведение road shows , организация conference - calls между топ–менеджментом компании и инвестиционными аналитиками, организация выступлений топ-менеджмента на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ–менеджеров с крупными инвесторами или фонд–менеджерами, организация пресс–сопровождения деятельности компании.
     После завершения IPO, с выходом акций  на вторичный рынок появляется возможность  оценить, насколько успешным оно  оказалось. Во-первых, для эмитента очевидным признаком успеха является тот интерес, который акции вызвали у инвесторов – объем спроса, зафиксированный в книге андеррайтера, и превышение окончательной цены над теми оценками, которые были приведены в меморандуме (проспекте).
     Однако  многие считают, что критерием удачного размещения является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены акций на вторичных торгах. Очевидно, что в данном вопросе цели эмитента и инвесторов прямо противоположны, – инвесторы, а зачастую и андеррайтер, заинтересованы в высокой премии за первичное размещение, эмитент же заинтересован в обратном. Следует отметить, что эффект «занижения цены размещения» характерен для всех рынков, и IPO российских компаний не исключение. С другой стороны, можно утверждать, что резкое снижение цены акций компании однозначно расценивается как негативный признак, поскольку даже действия андеррайтера не смогли предотвратить падение цен.
     Кроме того, существуют и другие факторы, на которые следует обращать внимание – например, структура и состав инвесторов. По некоторым оценкам, число инвесторов, обычно получающих акции при типичном IPO, не превышает тысячи человек. Если акции приобрели инвесторы-спекулянты, то вторичный рынок будет ликвидным, но цены могут оказаться весьма волатильными. Если же акции приобрели фонды, то, учитывая длительность их горизонтов инвестирования, это отрицательно повлияет на ликвидность, но стабилизирует цену.
     В заключение, рассмотрим в качестве примера результаты IPO ОАО НК «Роснефть», которое называют главным событием 2006 года в нефтегазовой отрасли России. К сведению, ОАО «НК «Роснефть» является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся российских компаний. Есть все основания полагать, что, являясь одним из лидеров отечественной нефтегазовой индустрии, компания уже в самой ближайшей перспективе войдет в число ведущих международных энергетических корпораций. Итоги размещения ОАО НК «Роснефть» в июле 2006г. позволяют уверенно заявлять: IPO удалось и оправдало себя. То, что размещение акций компании «обречено» на успех, можно было предположить, когда объем первичных заявок превысил в 1,5 раза объем предложения, что давало возможность компании выгодно корректировать цену размещения в сторону ее повышения. Изначально объявленный диапазон стоимости составлял 5,85 —7,85 долл./акцию. Впоследствии диапазон сузили до 7,15—7,85 долл./акцию. Конечная стоимость, равная 7,55 долл./акцию была определена, исходя из средневзвешенной цены поступивших заявок. Таким образом, разместив заявки ближе к верхнему диапазону цены, инвесторы, по моему мнению, определили для себя значительную премию, обусловленную минимизацией налоговых и правовых рисков, а также значительным ресурсным потенциалом. IPO по цене 7,55 долл./акцию позволило ОАО «Роснефть» привлечь гораздо больше средств, чем было необходимо для покрытия «Роснефтегазом» (основным акционером Роснефти) синдицированного кредита иностранным банкам на сумму около 7,5 млрд. долл., собственно, это и было целью размещения. В результате IPO НК «Роснефть» привлекла в общей сложности 10,4 млрд долл., разместив при этом лишь 14,8% своих акций. Полученной суммы с избытком хватило не только для расчетов по кредиту, включая процентные платежи, но и для финансирования части капитальных расходов компании.
     Из  всего этого следует вывод, что  при проведении IPO, особенно в части определения стоимости акций, компании следует руководствоваться не только собственными оценками, но и принимать во внимание ожидания рынка, которые позволяют значительно повысить стоимость компании и эффективно провести размещение на бирже.
ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1.
     IPO - это первое публичное размещение акций компании. Это один из самых привлекательных способов привлечения в компанию крупных финансовых средств, но в то же время и самый затратный. Выход компании на фондовый рынок требует взвешенного решения со стороны своих акционеров. Использование публичности в развитии компании требует от неё определенных шагов и действий, которые не всегда могут соотноситься с желаниями и планами акционеров.
     Данный  процесс имеет длительный характер и требует максимум усилий со стороны компании для эффективного размещения своих акций на бирже. Причем это касается всех сторон этого процесса, начиная от формирования команды, подготовки проспекта эмиссии и заканчивая непосредственно определением цены размещения.
     Другими словами, прежде чем принять решение  стать публичной, компания и её акционеры  должны всесторонне проанализировать его последствия, учесть все положительные  и отрицательные стороны такого шага. В то же время грамотная  стратегия использования публичного рынка даст компании неоспоримые преимущества в развитии, позволит реализовать крупные инвестиционные проекты.
 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO.

2.1 Общая характеристика  мирового рынка  IPO.
     Мировой рынок IPO уже несколько лет подряд демонстрирует рост. Согласно международному исследованию «Эрнст энд Янг», не менее 29 стран привлекли более 1 млрд. долл. США в ходе проведения IPO в 2005 году, в том числе, Россия и Казахстан. В 2005 году объем капитала, привлеченного в ходе публичных размещений, увеличился более чем на 30% и составил 167 млрд. долл. США – рекордный показатель за последние 5 лет. В то же время общее количество размещений в 2005 году практически не изменилось и составило 1537 сделок (в 2004 году их было 1517). По данным Bloomberg, за девять месяцев 2006 года объем первичных размещений составил 357,4 млрд. долл. по сравнению с 305,5 млрд. долл. за аналогичный период предыдущего года.

     Рис. 1. Мировой рынок IPO, 1995-2005 годы
     Одной из ключевых задач, стоящих перед  компанией при проведении IPO  является выбор фондовой биржи. На биржах существуют различные требования, технические параметры, нормативные стандарты и системы отчетности. При выборе биржи необходимо учитывать, насколько она отвечает задачам, связанным с публичным размещением акций, и может ли размещение именно на этой бирже повысить привлекательность акций компании для инвесторов.
     Таблица 6.
     Десятка крупнейших фондовых бирж по капитализации  рынка4
         Биржа
    Рыночная  капитализация компаний, имеющих на бирже  листинг* ($ трлн.)
1 Нью-йоркская фондовая биржа
      15,4
2 Токийская фондовая биржа
      4,6
3 NASDAQ
      3,9
4 Лондонская  фондовая биржа
      3,8
5 Euronext
      3,7
6 Гонконгская фондовая биржа
      1,71
7 Фондовая биржа  Торонто
      1,70
8 Франкфуртская фондовая биржа
      1,64
9 Мадридская  фондовая биржа
      1,32
10 Швейцарская биржа SWX
      1,21
*искл. иностранные компании, разместившие  депозитарные расписки
     Из  таб. 6 видно, что на данный момент крупнейшим центром финансовых ресурсов остается Нью-Йоркская Фондовая Биржа, за ней с большим отрывом следует Токийская Фондовая Биржа. Однако аналитики предрекают, что в ближайшие годы возможна смена лидера вследствие активного развития Лондонской Фондовой Биржи, которая уже является мировым лидером по объему средств, собранных в ходе IPO в 2006 году, а также вследствие бурного роста бирж развивающихся стран.
     Какие факторы определяют выбор торговой площадки? Конечно, прежде всего, компания определяет для себя главный вопрос: на какой площадке осуществлять размещение — на отечественной или на зарубежной. Данный выбор обусловлен во многом теми задачами, которые ставит перед собой компания при выходе на рынок IPO. Успех публичного размещения, достижения эффективности IPO зависит от возможностей каждой конкретной торговой площадки. И здесь на первый план выходит оптимальность размещения, достигаемая за счет минимизации расходов и максимизации отдачи от продажи акций компании широкому кругу инвесторов.
     Итак, рассмотрим факторы, определяющие выбор  той или иной площадки:
    Размер размещения. Надо сказать, что размер размещения предопределяет выбор компании-эмитента. Чем выше планируемый объем привлечения, тем больше вероятность, что размещение будет осуществляться на площадках развитых стран (NYSE, LSE), так как менее развитые фондовые рынки не могут обеспечить компании необходимый объем либо структура инвесторов не будет удовлетворять потребностям компании. Поэтому это первый критерий в отборе площадки размещения.
    Целевая база инвесторов. Зачастую специфика деятельности компании не всем инвесторам может быть понятна, что соответственно отражается на оценке компании. Поэтому для компании имеет значение наличие в них отраслевых инвесторов, которые смогут по достоинству оценить компанию и предложить за нее хорошую цену.
    Законодательство. Немаловажным при выборе биржи является национальное законодательство, которое во многом играет стимулирующую роль в развитии отечественного фондового рынка, защите национальных компаний, проявляет либеральность по отношению к иностранным инвесторам и компаниям-эмитентам. Поэтому, прежде чем выйти на рынок той или иной страны, следует внимательно изучить национальное законодательство, регламентирующее фондовый рынок, корпоративное право и т. д.
    Издержки. Как правило, для многих компаний, особенно не очень крупных, стоимость размещения имеет существенное значение. В 2002 - 2005 годах наблюдалась тенденция сокращения числа иностранных компаний на зарубежных биржах, связанная с тем, что эмитенты предпочитают проходить листинг в той стране, которая предлагает им лучшую цену.
     Таблица 7.
     Количество иностранных компаний на зарубежных биржах.5
    Торговая  площадка
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    Фев.2007
    1
    New York Stock Exchange (NYSE)
    472
    466
    459
    452
    451
    451
    2
    Tokyo Stock Exchange (TSE)
    34
    32
    30
    28
    25
    25
    3
    Nasdaq
    381
    343
    340
    332
    321
    319
    4
    London Stock Exchange (LSE)
    419
    381
    351
    334
    343
    343
    5
    Euronext
    371
    346
    334
    293
    256
    249
    6
    Deutsche Borse
    219
    182
    159
    116
    104
    103
 
    Итого
    1896
    1750
    1673
    1555
    1500
    1490
 
     
    Исторический  опыт. К данному критерию относятся направления развития фондовых бирж в различных странах (отраслевая специфика), их развитость, принятые обычаи делового оборота и т. п.
     Поэтому для принятия решения о том, на какой площадке осуществить размещение компании, следует взвесить все положительные и отрицательные требования к эмитентам и соизмерить их с теми целями и задачами, которые ставит компания путем осуществления IPO.
     Выделим основные общемировые  тенденции рынка  IPO:
     Лондонская  фондовая биржа (LSE) стала мировым лидером по объему средств, собранных в ходе первичных размещений акций (IPO) в 2006 году, обогнав по этому показателю фондовую биржу Гонконга и фондовую биржу Нью-Йорка (NYSE), занявших второе и третье место соответственно. В такой расклад сил внесли свой вклад и многочисленные IPO российских компаний - именно на LSE предпочитает размещаться большинство российских компаний.
     В 2006 году 99 компаний из 25 стран мира провели IPO на LSE, собрав при этом в общей сложности 54,8 млрд. долл. Крупнейшим из них стало размещение акций российской нефтяной компании «Роснефть», собравшей более 7 млрд. долл. Больше  «Роснефти»  в ходе IPO удалось выручить за свои акции только китайским банкам: китайскому государственному банку ICBC (Industrial and Commercial Bank of China) - 21,9 млрд. долл., Bank of China - 11,2 млрд. долл. (вместе с реализованным опционом на продажу). Размещения китайских банков проходили на фондовой бирже Гонконга, на которой предпочитают проводить свои IPO китайские компании. В результате по итогам года на фондовой бирже Гонконга было проведено IPO на 39,5 млрд. долл.
     Третье  место в 2006 году прежнего лидера - фондовой биржи Нью-Йорка - нельзя отнести  к разряду неожиданностей. Причина  снижения привлекательности NYSE являются слишком жесткие требования к компаниям со стороны регулирующих органов, вызванные вступлением в силу закона Сарбейнса-Оксли (2002 год).
     Что касается компаний привлекших наибольший объем средств в ходе IPO (за всю  историю), здесь тоже произошла смена  лидеров. К началу к 2007 года первая четверка выглядела следующим образом:
    1.IPO китайской ICBC в 2006 г. - 21,9 млрд. долл.;
    2.IPO японской NTT Mobile в 1998г. - 18,1 млрд. долл.;
    3.IPO Bank of China в 2006 г. - 11,2 млрд. долл.;
    4.IPO российской  “Роснефти” в 2006 году - 10,7 млрд. долл.
     Бум IPO характерен, прежде всего, для развивающихся  рынков, на развитых рынках происходит обратный процесс - многие компании превращаются из публичных в частные в результате покупки этих компаний фондами прямых инвестиций. Прежде всего, это относится к США и Великобритании. За год фондовый рынок США потерял 55,8 млрд. долл., а размер биржевого капитала британских компаний сократился на 8,4 млрд. долл.
     Рассмотрим  более подробно опыт проведения IPO важнейших биржевых площадок мира.
2.2 Проведение IPO на американском рынке.
     Фондовый  рынок США – один из самых ликвидных  и прозрачных рынков в мире. За последние  несколько лет (на фоне ряда скандалов, в которые были вовлечены крупные  корпорации), были ужесточены стандарты  подготовки финансовой отчетности, отчасти вследствие принятия закона Сарбейнса-Оксли. Этот закон, принятый в США после нескольких громких скандалов с участием известных корпораций, внес существенные изменения, повлиявшие на ситуацию во всем мире. Как это всегда бывает с новыми сложными законами, компаниям и консультантам понадобилось значительное время и усилия, чтобы полностью освоить требования этого закона и начать в них ориентироваться. Возможно, именно это вызвало стагнацию на рынке IPO США. В частности, для некоторых компаний это на краткосрочный период сместило баланс между привлекательностью проведения IPO и осуществлением сделок по слиянию или поглощению. Однако по прошествии трех лет стали ясны и другие последствия принятия закона, равно как и его преимущества и недостатки по сравнению с нормами регулирования других стран.
     Остановимся подробно на двух крупнейших американских биржах - NYSE и NASDAQ.
     1. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) – ведущая мировая торговая площадка с совокупной капитализацией 21 трил. долл. США. На бирже торгуются 447 иностранных компаний из 47 стран с общей рыночной капитализацией 7,5 трил. долл. США. Если бы иностранные компании, зарегистрированные на Нью-Йоркской фондовой бирже, являлись самостоятельным рынком, они были бы вторым по счету крупнейшим рынком ценных бумаг в мире после NYSE.
     Почти 7.5 трил. долл. иностранных компаний, проводивших IPO, выбрали NYSE. Из них большая часть – 58% приходится на регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка):
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Соотношение регионов мира, представленных на NYSE.6
     Преимущества  размещения акций  на Нью-Йоркской фондовой бирже:
     • Допуск к крупнейшему центру финансовых ресурсов.
     Если  сложить рыночную стоимость обращающихся здесь бумаг, то сумма превысит 22,5 триллиона долл., из которых примерно 8 триллионов составляет капитализация неамериканских компаний.
     • Акционерная стоимость увеличивается  путем увеличения спроса на капитал  компании. Многие американские институциональные  инвесторы и большинство розничных инвесторов предпочитают или же обязаны приобретать ценные бумаги, зарегистрированные на американских фондовых биржах. Крупные инвестиционные фонды, напрямую вкладывающие средства в развивающиеся страны, больше заинтересованы в бумагах, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам США и соответствующих американским требованиям корпоративного управления и прозрачности.
     • Признание того, что компания отвечает самым высоким мировым стандартам раскрытия информации, отчетности и  корпоративного управления
     • Торговля ценными бумагами на территории США, право собственности, а также регистрация Комиссией по ценным бумагам и биржам США и приведение финансовой отчетности в соответствие с общепринятыми американскими принципами бухгалтерского учета помогают компании сравнить свои акции с акциями аналогичных американских компаний, что позволяет определить справедливый и наиболее точный курс акций.
     • Нью-Йоркская фондовая биржа – престижная торговая площадка на американском и  международном рынках, что повышает спрос и стоимость акций компании.
     Ценные  бумаги зарубежных компаний выставляются на торги не сами по себе, а в форме американских депозитарных расписок.
     Американские  депозитарные расписки (american depositary receipts, ADRs) - сертификат, выпускаемый американскими банками и подтверждающий владение акциями иностранных компаний.
     Банк, выпустивший ADR, гарантирует инвестору  выплату дивидендов, а также своевременное  предоставление финансовых отчетов. Юридически депозитарная расписка представляет собой свидетельство о депонировании акций или облигаций на счета соответствующего депозитария (Bank of New York, JP Morgan, Citibank). Помимо АДР различают также Глобальные Депозитарные Расписки (ГДР), разница между которыми, в сущности, состоит в географии их распространения. АДР имеют свободное хождение на фондовом рынке США, а ГДР – других стран, но всё же наиболее распространёнными являются АДР.
       ДР помогают упростить торговлю акциями иностранных эмитентов, сократить расходы на операции с ценными бумагами, преодолеть правовые ограничения на непосредственное владение акциями и расширить состав потенциальных инвесторов, в особенности институциональных. Многие крупнейшие компании вошли или предпринимают усилия, чтобы войти в Депозитарные программы Банка Нью-Йорка (ADR/GDR). Банк Нью-Йорка проводит широкомасштабную работу по операционному регулированию процесса включения новых эмитентов в программу депозитарных расписок. Эмитент-нерезидент США, который удовлетворяет требованиям для прохождения листинга Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) или другой фондовой биржи в США, может принять решение о включении своих ценных бумаг в перечень торгуемых на данной бирже ценных бумаг.
     Депозитарные  расписки различных видов обращаются на всех мировых рынках. Они входят в листинги бирж и электронных  торговых систем таких финансовых центров, как Нью-Йорк (OTC, NASDAQ, NYSE), Лондон, Люксембург, Сингапур, Берлин и других. Из названных рынков Лондонский - самый большой по объему. Его объем составляет 23% от общего объема продаж АДР. Выпуск и продажа АДР компаниям, зарегистрированным в США, затруднены, вследствие налагаемых параграфом №144А Федерального закона США “О ценных бумагах” ограничений, который позволяет торговать АДР лишь специализированным участникам рынка (Qualified Institutional Buyers/QIB’s).
     Для включения своих ценных бумаг в торговый перечень фондовой биржи в США любой эмитент должен соответствовать минимальным условиям и другим требованиям для прохождения процедуры листинга, установленных данной биржей, подать заявление о прохождении процедуры листинга на данной бирже, подписать соглашение о прохождении листинга и его оплате и внести начальные и последующие взносы, установленные биржей, и зарегистрировать ценные бумаги для прохождения процедуры листинга в соответствии с Разделом 12(b) Закона о фондовых биржах.
     В таб. 8 представлены основные условия листинга на NYSE.
     Таблица 8.
     Условия листинга на NYSE7
Условие, млн. долл. Американская  компания Иностранная компания
Доход последнего года 2,5 25
Стоимость активов  18 100
Величина  эмиссии, тыс. акций  1100 2500
Рыночная  стоимость эмиссии  18 100
Число акционеров 2000 (не менее  100 акций у каждого)  5000 (не менее  100 акций у каждого) 
 
     Таким образом, в соответствии со Стандартами альтернативного листинга NYSE для компаний-нерезидентов США компания должна иметь, по крайней мере, 5000 держателей 100 или более акций, не менее 2.5 тысяч размещенных по открытой подписке и обращающихся акций с рыночной стоимостью не менее 100 млн. долл. США, чистые материальные активы не менее 100 млн. долл. США и балансовую прибыль не менее 100 млн. долл. в сумме за последние три года. При этом минимальный показатель для любого отчетного года из этих трех не должен быть меньше чем 25 млн. долл. США. Вне территории США, где использование акций на предъявителя затрудняет доказательство наличия необходимого количества акционеров, спонсорская поддержка одной из компаний-членов NYSE относительно ликвидности и глубины рынка акций компании может быть использована вместо документации, отражающей количество акционеров.
     Стоимость получения допуска ценных бумаг к листингу на Нью-Йоркской фондовой бирже:
     • Стоимость допуска ценных бумаг  к котировке на Нью-Йоркской фондовой бирже рассчитывается, исходя из стоимости  акций/АДР, уже находящихся в обращении в США.
     • Минимальная стоимость получения  допуска для первичного размещения обыкновенных акций составляет 150 000 долл. США, максимальная – 250 000 долл. США.
     • Минимальная и максимальная стоимость  поддержания листинга акций ежегодно составляет 38 000 долл. США и 500 000 долл. США соответственно. Эмитенты обязаны выплатить по 930 долл. США за каждый миллион акций, находящийся в обращении на территории США.
     В дополнение к количественным стандартам, на NYSE действуют требования в отношении  таких вопросов, как корпоративная  отчетность и управление. Биржа будет взаимодействовать с эмитентами для установления взаимоприемлемых периодов, в пределах которых компания должна соответствовать требованиям биржи, и исключений, которые могут быть сделаны для некоторых компаний, в случаях, когда выполнение таких требований будет нарушать законодательные нормы или обычаи деловой практики в стране регистрации эмитента. NYSE поощряет обсуждение на
конфиденциальной  основе требований NYSE с потенциальным кандидатом на прохождение процедуры листинга, чтобы установить, подходит ли компания для прохождения процедуры листинга и какие дополнительные требования, если таковые имеются, должны быть удовлетворены в первую очередь. Депозитарные расписки выпускаются непосредственно тогда, когда инвесторы из США решают инвестировать в неамериканскую компанию. Процесс обращения, расчётов, клиринга и перерегистрации АДР аналогичен процессу обращения ценных бумаг американских эмитентов. 

     Сама  процедура листинга на NYSE выглядит следующим образом:
     Таблица 9.
     Процедура листинга на NYSE
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.