На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФГОУ СПО  «Омский колледж профессиональных технологий» 
 

«История  развития предпринимательства в  России и Сибири» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономика» 
 
 

                                                                                               Выполнила: 
                                                                                               студентка 331 группы                                                                                       
                                                                                               специальности 100106
                                                                              «Организация   обслуживания 
                                                                                       в общественном питании»
                                                                             Потапова Дарья Викторовна
                                                                              Руководитель курсовой работы:
                                                                                              преподаватель ОмКПТ
                                                                                              Мартин Артем Аркадьевич
                                                _____________________
                                                                                               «___»__________20__г.
                                                                                                  
 

Омск 2011
 

Оглавление 

Введение 4
Глава 1. Этапы развития предпринимательства  в России и Сибири 8
1.1.Эволюция  предпринимательства 8
1.2.Современные  этапы развития 9
Глава 2. Объективные и  субъективные трудности  развития малого бизнеса  в России 26
2.1. Объективные трудности развития малого предпринимательства 26
2.2  Субъективные трудности  развития малого  предпринимательства 29
Заключение 31
Список  использованной литературы 33
Приложение 35 
 
 

    Введение

    Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться.
    Независимые предприниматели представляют собой  наиболее многочисленный слой частных  собственников и в силу своей  массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
    Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной  собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные  предприниматели близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности общества.
    В Конституции России определено, что  каждый гражданин имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности. Права и свободы человека и  гражданина, а значит, и право  свободной предпринимательской  деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все  органы государственной власти обязаны  обеспечивать и защищать в своей  деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться  как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Статистические данные свидетельствуют  о том, что предпринимательство  стало заметным явлением в экономике  России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с  численностью постоянно занятых  свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам  и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.
    Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность  антимонопольной политики и успех  рыночных преобразований; во-вторых, малый  бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет  функции, присущие ему в развитых рыночных системах.
    Таким образом, вопрос истории развития предпринимательства  в России вызывает интерес.
    Объектом  исследования в курсовой работе является – предпринимательство в России и Сибири. В свою очередь предметом будет являться – история развития предпринимательства в России и Сибири.
    Итак, целью данной курсовой работы является – проследить историю развития предпринимательства в России и Сибири, определить субъективные и объективные трудности развития предпринимательства.
    Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:
    На основе анализа научной и учебной литературы сформировать понятие предпринимательства;
    Выявить и проанализировать тенденции развития предпринимательства в России;
    Раскрыть роль и место предпринимательства в условиях рыночной экономики.
    Сформулировать рекомендации по ведению предпринимательской деятельности.
    При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
      Анализ
      Прогнозирование
      Наблюдение
Аннотации:
      Арустамов, Э.А.Организация предпринимательской деятельности [текст] / Э.А. Арустамов //  Книга. – 2010. – 334 с.
    В учебном пособии рассматривается  сущность, природа и механизм осуществления  предпринимательской деятельности, функции, методы управления и риски, планирование и финансовое обеспечение, особенности функционирования предпринимательских  структур различных организационно-правовых форм. Даны практические рекомендации по организации предпринимательской  деятельности. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся  по специальностям "Организация  предпринимательской деятельности", "Предпринимательская деятельность", "Предпринимательство", "Основы предпринимательской деятельности", "Основы бизнеса" и др., преподавателей, аспирантов, менеджеров и предпринимателей, широкого круга специалистов, работающих в сфере бизнеса различных  отраслей экономики.
      Горфинкель, В.Я. Малый бизнес [текст] / В.Я. Горфинкель // Книга. - 2011. – 336 с.
    Показано  развитие малого предпринимательства  в России. Приведены виды малого бизнеса, формы его организации. Излагается развитие малого бизнеса  в сфере услуг. Рассмотрена конкурентоспособность  в развитии предприятия. Изложена маркетинговая  стратегия планов предприятия. Представлены региональные аспекты развития малого предпринимательства, освещен зарубежный опыт малого бизнеса. Приведена сущность деловой культуры и делового общения  предпринимателя. Раскрыты особенности  венчурного (рискового) финансирования и налогообложения субъектов  малого предпринимательства. В заключение книги раскрыты проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также менеджеров, руководителей предприятий и организаций.
      Черняк,  В. З. История предпринимательства [текст] / В.З. Черняк // Книга. – 2010. – 607 с.
    Освещаются  различные аспекты истории предпринимательства  в европейских странах и в  России. Рассматриваются основные его  этапы: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Особое внимание уделяется истории российского  предпринимательства. Автор показывает историю предпринимательства на судьбах известных западных и  российских предпринимателей. Книга  насыщена интересными фактами из истории денег и банков, истории  бухгалтерского учета и налогообложения. Для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, а также читателей, интересующихся историей предпринимательства.

Глава 1. Этапы развития предпринимательства в России и Сибири

1.1.Эволюция  предпринимательства

    I  этап — зарождение. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. На Западе предпринимательство возникает несколько раньше и развивается более активно. Сильнее были выражены этапы становления и бурного роста. Значительно раньше Запад вступил в период стабильного развития, который продолжается и в наше время.
    II этап — становление. При Петре I наибольшее развитие 
получила производственная деятельность, а вместе с ней и производственное предпринимательство. Создавались мануфактуры, развивались горная, оружейная, суконная, полотняная отрасли промышленности.

    III этап — бурный рост. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. наблюдалось развитие индустрии: велось строительство железных дорог, развивалась тяжелая промышленность, рос объем ввоза иностранного капитала. 
        IV этап—стабильное развитие. В 90-е гг. XIX в. окончательно 
сложилась индустриальная база предпринимательства, и к началу XX в. оно стало массовым явлением в России. В этот период предприниматель сформировался как собственник, и поэтому получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.

    V этап — ликвидация. Начиная с 1917 г. в России ликвидировались рыночные  экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущества и средств производства.
    VI этап — оживление. В период новой экономической политики 1921-1926 гг. (НЭП) в экономике страны наблюдалась оттепель, а вместе с ней и оживление предпринимательской деятельности.
    VII этап — повторная ликвидация. К 30-м гг. XX в. предпринимательство сворачивалось.
    VIII этап — реанимация. В 90-е гг. XX в. с выходом законов РФ "О собственности в РСФСР" (1990) и "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990), которые в настоящее построения экономических отношений.
    IX этап — возрождение. В настоящее время создаются благоприятные условия для развития предпринимательства. В частности, был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

1.2.Современные этапы развития

    Год 1992-й, первый год официально провозглашенных  рыночных реформ, вошел в историю  страны как период грандиозных, но так  и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство  Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской  деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения  на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления  и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к  осени 1992 г., правительство самоустранилось  от какой-либо активной экономической  политики, ссылаясь на то, что без  государства и, соответственно, без  правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.
    Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам  не надо мешать, а предпринимательские  усилия широких масс населения решат  все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет  создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время  отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.
    Однако, как и ранее, в советские годы, прекрасные слова и лозунги власть предержащих на практике оказались  не более чем красивой идеологической ширмой совсем для других дел. Выяснилось, правда, это несколько позже.
    Тогда же надежды на лучшее в сочетании  со снятием административно-уголовных  запретов на элементарные виды предпринимательской  деятельности способствовали бурному  росту числа малых предприятий  по всей стране: 1992 г. был годом самых  высоких с середины 80-х гг. и  по сей день темпов роста числа  малых предприятий (в 2,1 раза) и численности  занятых на них.
    В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная тогда  либерализация цен и введение налогового прессинга значительно  подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич  инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время.
    Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых  предприятий стала в то время  сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий  возросло в 3,4 раза. Количество малых  предприятий в сфере сельского  хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое  снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост числа малых предприятий  в сфере народного образования (в 2,8 раза).
    Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных реформ российское малое предпринимательство продемонстрировало свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50% малых предприятий.
    Бурное  развитие торгово-посреднической деятельности стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы малое предпринимательство. Либерализация внешней торговли еще в последние годы существования СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любых торговых операций. Падение потребительского платежеспособного спроса в те годы торговое малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень высокого качества (подобных продукции китайского производства), но зато абсолютно нового ассортимента, недоступного российским потребителям при советской власти.
    Следует вспомнить и о повсеместном появлении  вещевых и продуктовых рынков наподобие «блошиных». На пустырях, привокзальных площадях, рядом с  крупными универмагами ежедневно появлялись десятки новых лотков с всевозможным недорогим товаром. Если в начале 1992 г. на прилавках лежало немало товаров, произведенных российскими кооперативами (столь многообещающими в «перестроечные»  годы), то уже к его концу это  был в основном импорт. Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокое налогообложение в сочетании  с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили  на колени всю российскую промышленность. Подавляющая часть продукции  российских предприятий стала совершенно неконкурентоспособной по отношению  к импорту. Крупные и средние  предприятия останавливались одно за другим. Сотни тысяч людей оказывались  без средств к существованию, и в этих условиях мелкая торговля на ярмарках и рынках, а также  посредничество оказывались вполне приемлемым выходом для них.
    Характерен  пример создания Петровско-Разумовского рынка в Москве. Его организовала группа докторов и кандидатов наук из нескольких развалившихся НИИ  военно-промышленного комплекса. Довольно быстро стихийный рынок обрел  вполне цивилизованные формы. Была упорядочена  торговля, появились новые красивые павильоны.
    Торговля  и посредничество давали их участникам доход, в те годы просто несопоставимый с доходами от других некриминальных видов деятельности и, тем более, с мизерными зарплатами работников бюджетной сферы.1
    Все более широкое распространение  получал так называемый «челночный»  бизнес. Десятки тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали  каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров  обратно в страну. В Турции, Китае  возникли целые крупные поселения, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских «челноков» местной продукцией. Быстрая  оборачиваемость мелких торговых капиталов  превращала их в капиталы средних  размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую  социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь  в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.
    К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых предприятий  следует отнести их участие в  создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен  и рядом других факторов («торможение» ВПК, утрата рынков стран Восточной  Европы и пр.) полная закупорка ранее  сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла очень  широкое поле деятельности для малых  фирм по снабжению и сбыту продукции. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой  системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все, же работавших хозяйственных связей.
    Рывок малого предпринимательства в сторону торгового и посреднического дела стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям, поэтому ужесточение налоговой ответственности должно было вызвать у предпринимателей ту или иную реакцию. Но дело в том, что их реакцию усилил явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полном объеме. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы они искали и находили способы сокрытия доходов от налогообложения. Именно торговля и посредничество, ориентированные на работу с наиболее трудно контролируемыми наличными средствами, и открывали большие возможности для неуплаты налогов.
    В 1992 г. произошло существенное сокращение доли малых предприятий в промышленности и строительстве. Но относительное  сокращение производственного сектора  в российском малом предпринимательстве не может оцениваться только как отрицательное явление. Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либерализация цен сделала существование таких малых «производственных» предприятий бессмысленным.
    В целом в 1992г. малое предпринимательство  было составным элементом массового  процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская  Россия.
    В начале 90-х гг. нынешнего века биржи, банки, страховые фирмы, крупные  частные и полугосударственные  акционерные предприятия возникали  по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу  самостоятельной предпринимательской  деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее  было абсолютной монополией государственных  чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для  России ситуации кардинального общественного  перелома.
    Иллюстрацией  к вышесказанному может служить  массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических  зонах и на бедных почвах, где  таких хозяйств с точки зрения экономической целесообразности в  принципе не может быть, даже в самой  развитой рыночной стране. Многие новые, тем более малые, предприятия  создавались не в силу экономической  целесообразности, а лишь в надежде  их организаторов на некую абстрактную  «лучшую жизнь», без какой-либо программы  долгосрочного развития. В определенном смысле психологические ожидания скорого  процветания доминировали над трезвым  экономическим расчетом и даже здравым  смыслом.
    В 1993г. продолжался процесс бурного  «учредительства», выразившийся в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3. 2Причем, в абсолютном выражении прирост малых предприятий превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион человек возросло число полностью занятых в малом предпринимательстве, достигнув рекордной величины в 8,63 млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства.
    В статистических данных тех лет обращают на себя внимание значительные отличия  отраслевой структуры количества малых  предприятий от структуры числа  занятых на них. В рамках последней  абсолютным лидером оказывалось  строительство; ненамного отставала  от него промышленность; на торговлю и  общественное питание, а также общекоммерческую деятельность приходилось менее 30% среднесписочного состава российских малых предприятий. Но этот, казалось бы, странный факт легко объясняется. Все эти различия и статистические противоречия проистекали из повсеместного  уклонения малых предприятий  от учета результатов своей деятельности и, конечно, от контроля за своими доходами, включая заработную плату. Конечно, в сфере торговли и посредничества делать это намного проще, чем  в производственной сфере. Использование  рабочей силы без какого-либо документального  оформления носило тогда массовый характер. Как уже говорилось, скрывать доходы от налогообложения там было также  проще.
    Кроме того, само правительство, как отмечалось выше, сверхжестким налогообложением толкало предприятия на нарушение  налогового законодательства. Складывалась ситуация, при которой почти любого представителя малого предпринимательства можно было привлечь к ответственности за нарушение тех или иных законов или нормативных актов. Правда, такого рода привлечение к ответственности было крайне редким вследствие слабости самих государственных контролирующих структур, включая налоговые органы. Иначе говоря, было что-то вроде всеобщей «езды на красный свет» без каких-либо последствий. Причем, торгово-посредническим предприятиям осуществлять такую «езду» было легче, чем производственным, что ставило последних в заведомо невыгодное положение.
    Это положение, в целом характерное  для исторических периодов первоначального  накопления капитала во всем мире, базировалось на сверхвысокой российской норме прибыли. Не вдаваясь в анализ общих источников сверхприбылей (отметим, что они  не имели никакого отношения к  эффективной хозяйственной деятельности), можно лишь констатировать, что финансовые структуры тогда легко давали фантастический для современных развитых рыночных хозяйств доход в 60 и более процентов годовых в валюте, а торговля приносила невиданный доход в 300-400% годовых. Такая норма прибыли создавала иллюзию всеобщего благоденствия. Реальная конкуренция (борьба) шла в основном между криминальными группами за право контроля над сферами влияния (ограбления малых предприятий) и за регулярный передел этих сфер.
    Для торгово-посреднического малого бизнеса  это были «условно-благодатные» времена. 3Он не очень нуждался в особой государственной поддержке. Основная проблема для таких предприятий в тот период заключалась в нарастании давления со стороны криминала.
    Сказанное подтверждалось, в частности, выступлениями  представителей малого предпринимательства на Первом Международном конгрессе малых и средних предприятий России, в работе которого приняли участие представители российского правительства. Огромный поток чисто экономических жалоб и упреков, обрушившийся на членов правительства, шел от представителей производственных, но не торгово-посреднических малых предприятий. Общие упреки от тех и других сводились к отсутствию дееспособной банковско-финансовой системы и давлению криминалитета. Очевидно, что эти упреки не потеряли своей актуальности и по сей день.
    Как показывает мировой исторический опыт, период «учредительства» всегда ограничен  во времени. В новой России он оказался сверхкоротким.
    В 1994г. резко замедлились темпы  прироста числа малых предприятий  и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная  численность занятых в малом предпринимательстве. После бурного роста резкая остановка в развитии малого предпринимательства произвела эффект абсолютной неожиданности. Тогда шли дискуссии о том, как скоро численность российских малых предприятий достигнет 2-3 млн. с объемом продукции 35-45% ВВП, т.е. о том, когда российское малое предпринимательство достигнет мировых стандартов (число предприятий на душу населения и т.п.). Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование — занятие вообще неблагодарное, но в данном случае оптимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями.
    Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно можно  подразделить на глубинные и лежащие  на поверхности. 4Если начать с последних, то основные из них — это сужение характерных для начала 90-х гг. источников облегченного получения в сфере малого предпринимательства относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий широчайших финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
    Замедление  роста числа новых малых предприятий  можно объяснить еще и тем, что никак не проявлял свою силу — и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица уже тогда была на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» бывших советских предприятиях), пока он действовал, создавал такой социально-психологический эффект, при котором люди не стремились к занятию самостоятельной деятельностью, в том числе пробуя свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ.
    Правда, положительное влияние вялотекущей  безработицы состояло и состоит  в том, что после десятилетий  извращенного отношения к труду  и своему рабочему месту началось постепенное, с минимальным количеством  социальных эксцессов осознание  его ценности, пришло понимание того, что хорошее, высокооплачиваемое рабочее  место требует от работника должной  квалификации и добросовестного  исполнения своих обязанностей. Следует  также отметить, что и вспомогательная, частичная занятость на малых  предприятиях тоже в большой степени  способствовала такому осознанию, так  как связь между затраченными усилиями каждого работающего и  полученным результатом видна на малом предприятии особенно явно. Вполне закономерен результат многочисленных опросов руководителей малых  предприятий, в соответствии с которыми третьей или четвертой по значимости проблемой деятельности своих предприятий (после неплатежей и недостатка финансовых средств) они уже тогда считали  нехватку квалифицированных кадров.
    Что же касается глубинных причин замедления роста числа малых предприятий, то они непосредственно проистекали  из общеэкономической политики нового российского правительства во главе  с B.C. Черномырдиным. Основной упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом в качестве «друга-соперника» при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) на глазах разбухал спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малое предпринимательство было совершенно не нужно. Собственно, этот факт и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на последующие годы.
    В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации капитала, а также  самой хозяйственной деятельности. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.
    В 1995г. впервые началось снижение численности  российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых  на них (на 4,5%). Падение темпов прироста малых предприятий по-разному  проявилось в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших  лет опережающими темпами увеличилось  число малых предприятий в  строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа  предприятий примерно на 10%. В общей  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-посреднической деятельности малых предприятий.
    В науке и научном обслуживании сокращение числа малых предприятий  составило 5,6%. Рушились надежды на достойный  инновационный вклад малых предприятий  в преодоление кризиса российской экономики.
    Общая тенденция на сокращение численности  малых предприятий и занятых  на них продолжилась и в 1996г.
    Следует, правда, признать усиление в период 1995-1996гг. влияния фактора перерегистрации  и ликвидации неработающих предприятий  на динамику малого предпринимательства. В 1995г. был введен в действие новый Гражданский кодекс РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса. Однако не стоит, и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского малого предпринимательства.
    Динамика  численности малых предприятий  в региональном аспекте в 1995г. показала некоторое опережение роста на Северном Кавказе и севере европейской  части России. Но существенных изменений  в региональной структуре малого предпринимательства не произошло. В 1996г. в рамках этой структуры произошла даже еще большая, чем ранее, концентрация малых предприятий в Центральном районе России во главе с Москвой.
    Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые предприятия. До этого к «выживающим» относились предприятия преимущественно производственного сектора. Но в этом были и свои положительные моменты. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, вызвала значительное замедление темпов роста количества малых предприятий, но с другой — имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в рыночной экономике. Появились зачатки нормальной рыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.
    Малые предприятия в борьбе за выживание  учились самостоятельно приспосабливаться  к сложностям рынка. Так, для повышения  своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную  и инвестиционную деятельность. Более  половины предприятий неторгового  профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.
    Впервые за несколько лет в 1995 г. произошло  увеличение численности занятых  на одном малом предприятии —  на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно, величина прироста невелика, но иллюстрирует данные социологических опросов, в ходе которых руководители малых предприятий  говорили о необходимости численного расширения своих предприятий. И, ч-то очень важно, они отмечали то, что  настало время перехода от полулегальной  скрытой занятости на нормальную, адекватную действующим законам, т.е. появились зачатки легализации деятельности «теневых» малых предприятий.
    Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности малого предпринимательства. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.
    В стране начался процесс определенного  реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации  налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под  бандитской «крышей», встала острая дилемма: или полностью легализоваться и  любым способом избавиться от этой «крыши», или совсем уходить в  «тень». Очевидно, что этот выбор  давался очень трудно. В определенной степени выбор именно легального статуса облегчался для малых  предприятий тем, что вследствие падения доходности всевозможных торговых точек мелкие криминальные структуры  стали терять к ним интерес, переключаясь на свою традиционную сферу — проституцию, наркотики. Печать в те годы, имея в  виду ослабление уличного рэкета, писала о «конце криминальной революции  в России».
    Тем не менее, криминализация продолжала негативно  сказываться на малом предпринимательстве, что подтверждает наиболее типичный ответ на вопрос выборочных социологических опросов руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Многие опрошенные отвечали, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В той ситуации такой ответ указывал не на преодоление зависимости малых предприятий от криминальных структур, а, наоборот, на значительную зависимость от них и на страх перед ними.
    В 1994-1996гг. российское малое предпринимательство остро нуждалось в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки малого предпринимательства происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития малого предпринимательства и создавались первые фонды его поддержки.
    На  федеральном уровне первая программа  поддержки малого предпринимательства была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства был принят в 1995г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г. На созданный в 1995г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел не было. Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых предприятий.
    Для кардинального улучшения ситуации в сфере малого предпринимательства требовалось политическое решение самого высокого уровня. С ожиданием такого решения российское малое предпринимательство подошло к Первому Всероссийскому съезду своих представителей.
    Наметившаяся  еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.
    Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих  без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.
    Сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства за эти годы практически не изменилась.
    Непроизводственная  сфера остается для малых предприятий  более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть  малых предприятий работала в  сфере торговли и общественного  питания — 43,2%; в строительстве  и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой  спецификой малого предпринимательства как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе малого предпринимательства за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.
    Августовский  кризис 1998 г. негативно отразился  на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились  или пропали в банках, сократились  рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с  импортом сырья или товаров. В  результате число занятых в этом секторе экономики сократилось  на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению  многих предпринимателей и малых  предприятий. Кроме того, усиливается  существующая опасность замедления простого воспроизводства субъектов  предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению  этого сектора экономики.
    Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора  экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению  с крупными, обусловленной самим  характером их функционирования. Другими  словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это  необходимо и государству, и народу.
    В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены  две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах  проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России государство предприняло  определенные шаги по развитию малого предпринимательства:
    формируется законодательная база;
    были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;
    при содействии государства создана сеть сервисных организаций.
    Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
    Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций  допущены отступления от того, что  уже достигнуто. В частности, не принята  и, соответственно, не финансируется  Федеральная программа поддержки  и развития малого предпринимательства  на 1998-1999 гг. Усиливается налоговый  пресс. Возрастают административные барьеры. Несмотря на все трудности становления  и развития, предпринимательство  к 1995 г. превратилось в заметную экономическую  и политическую силу. Назрела необходимость  перемен в политике государства  по отношению к малому предпринимательству. В качестве инструмента диалога с государством была выбрана форма съезда.
    Первый  Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России, состоялся  в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало  около 3000 делегатов из всех регионов России. Перед съездом ставились  следующие задачи:
    Привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства;
    Добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидировать предпринимателей.
    В работе съезда приняли участие Президент  России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания России. Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес Президента, Федерального собрания, Правительства России, конкретных министерств и ведомств.5

Глава 2. Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России

      Объективные трудности развития малого предпринимательства
    Во  многом решение проблем зависит  от государства. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству.
Данная  поддержка предоставляется в  виде:
    организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
    финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
    имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).
    Трудности развития малого бизнеса  могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут быть субъективными - следствием внутренних для фирмы  решений или объективными - следствием воздействия внешней предпринимательской  среды. Анализ современного состояния  экономики позволяет выделить следующие  причины, приводящие к появлению  трудностей в развитии предпринимательства:
    экономический кризис;
    рост криминализации общества;
    высокие темпы инфляции;
    политическая нестабильность;
    необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
    нечеткость и непрерывные изменения законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
    отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
    отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
    зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
    внеправовое, безграничное вмешательство политиков в экономику;
    резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;
    неустойчивое налоговое законодательство;
    недобросовестная конкуренция
    низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
    Проведенный социологический опрос предпринимателей показал, что опасными для ведения  цивилизованного бизнеса являются следующие факторы, описанные в таблице 1.
    Таблица 1. Факторы риска ведения предпринимательской деятельности.
    Возможные факторы риска     % к числу опрошенных     
    Недобросовестность  российских деловых партнеров     61
    Вымогательство  со стороны государственных чиновников     57
    Политическая  нестабильность     55
    Финансовая  нестабильность     53
    Ущемление прав предпринимателей     государственными  и должностными лицами
    44
    Вымогательство  со стороны криминальных структур     23
 
    Поскольку трудности имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решений самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. В таблице 2 приведены основные внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Трудно установить приоритетность этих факторов, так как они взаимосвязаны друг с другом: изменение одного фактора может вызвать изменение других и, следовательно, взаимоотношения их влияния на уровень риска.
    Внешние факторы (табл.2), влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.
    Таблица 2. Система внешних факторов, влияющих на уровень предпринимательского риск.
    Факторы прямого воздействия       Факторы косвенного воздействия
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность                                  
Политические  условия
Налоговая система                                     Экономическая обстановка в стране
Взаимоотношения с партнерами   Экономическое положение отрасли
Конкуренция предпринимателей   Международные события
Коррупция и рэкет   Стихийные бедствия
Непредвиденные  действия государственных органов и учреждений 
    
     
     
                 

2.2 Субъективные трудности развития малого предпринимательства

    Не  менее многочисленны и  внутренние   факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы  факторов:
      стратегия фирмы;
      принципы деятельности фирмы;
      ресурсы и их использование;
      качество и уровень использования маркетинга.
    Следует заметить, что эти четыре группы  факторов  включают в себя десятки  конкретных, действующих в каждой фирме избирательно  факторов.
    Очень велико влияние на малое предпринимательство  таких  факторов:
      отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы;
      слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы;
      финансовые просчеты;
      плохая организация труда сотрудников;
      утечка конфиденциальной информации по вине служащих;
      плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде;
      недостаток знаний в области маркетинга и др.
    Утечка  конфиденциальной информации — еще один  внутренний   фактор, усиливающий уровень риска   предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными  факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.
    На  практике довольно часто предприниматели  не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая  тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может  влиять на экономическое положение  фирмы, в результате чего  предпринимательский   риск  возрастает.
    Под субъективными трудностями понимают - следствие внутренних для фирмы решений.
    К внутренним факторам предпринимательского риска относятся:
    сам предприниматель;
    его компетентность;
    уровень знаний;
    уровень личных притязаний;
    личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы;
    состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;
    состав наемных работников, их квалификация и материальное стимулирование;
    уровень предпринимательской культуры;
    защита предпринимательской тайны;
    организация управления и производства;
    проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;
    уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;
    качество продукции (работ, услуг);
    строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др.

Заключение

    Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности  и конкуренции.
    В современных условиях предпринимательство  является важнейшим структурным  элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. На пути эффективной предпринимательской  деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических препятствий, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского общества в России.
    Наиболее  показательно предпринимательство  характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.
      К сожалению, у российского  предпринимательства сегодня существует  масса нерешенных проблем: как  чисто экономических, так и  социальных, политических. Эти проблемы  мешают развитию предпринимательской  деятельности, а значит, и тормозят  развитие всей экономики. Однако  с радостью можно констатировать  тот факт, что развитие предпринимательства  в России приобретает все более  и более необратимый характер.
      Это касается как крупного, так  и малого бизнеса. Теперь главное  — четко сформулировать эти  проблемы. Ведь только четко сформулировав  вопрос, можно попытаться ответить  на него.
    Экономический подъем и благосостояние граждан того или иного государства напрямую зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса.
    В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.