Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Микроэкономике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Пр-т и метод микро-ки.Прим-ние и границы микро-ки.Микр-ая теория и практика
М. изуч поведение субъектов хоз. дея-ти,когда они выступают в различ ролях (продавец-покуп-ль) и разных рын-ых сит-ях.Она формулирует принципы, кот-ми руков-тся субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.Изуч-ие поведения субъектов хоз. дея-ти основано на концепции эк-ого рационализма(суть: каждый субъект стремится получить наибол-ую пользу от тех рес-ов, кот. он располагает).М.изуч как субъекты хоз. дея-ти делают оптим-ый выбор при исп-ии различ. рес-ов и испол-ии различ.товаров.В курсе М. изуч-ся процессы ценообраз. на различ рынках. Рассмат-ся как форм-ся цены в разл-ых рын-ых сит-ях или на разных рынках, различ-ся типом конк-ии.М. изучает:как можно мин-ать издержки и макс-ать прибыль,как эк-ая политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти,а также на функц-ие отдел-ых отраслей и рынков.Широко исп-ся:*м-д оптимиз-и *предельный ана-з* функц-ый анализ*м-д опред-ия равн-ия.Цена-норма обмена товара на деньги.Ц.зависит  от расходов на произ-во и доставку товара на рынок,от спроса и пред-ия.Функ-ия цен-содействие правильному распред-ию т/у,ресурсов м/д альтер-ыми вариантами испол-ия.
 

2”Аксиомы ордин-го подхода в анализе оценки потр-ем полезности потр-их благ. Ф-ция полез-ти и кр б потр-ля”.
Пред-ая пол-ть(МU)-прирост TU тов-ого набора при увелич потреб-ия тов на 1 ед. З-н убыв пред пол-ти:увел потр-ия 1 блага-TUрастет медленнее.Пр-ло максим-ии полез-ти:распред-ть доход так, чтоб последующая ден-ая ед приносила один-ую MU.На рынке потреб-ль приобрет.набор тов-в,в к-й мож.входить больш.число благ.Для упрощ-ия анализа поведения потр-аеля сторонники ордин.теории рассм. набор из 2 благ.Аксиомы:1.Ненасышение:потреб-ль предпочит.>кол-во благ меньшему.2.Сравнимости:потр-ль способен срав-ать и оцен-ать потреб. блага. 3.Транзитивность потребит.предп-ний(1>2,2>3=1>3).4.Рефлексивности:не хуже себя.5.Независимость пот-ля.Пусть потреб-ль выбирает набор,в к-м 2 блага:товар А(Q1);товар В(Q2).Тогда набор Q1Q2 имеет опред.полезность(U),тогда U=f(Q1,Q2)-ф-ция полезности. Произв.значение ф-ции можно в виде таблицы(изокванты).Набор благ А и В обеспеч. потребит.равную пол-ть.График кр б-чия. 


К.б.-кривая,любая точка к-й определяет набор благ,обеспе-ий потр-лю одинаковую TU.Имеет отри-ый наклон.Соотношение,в к-м одно благо замещает другое-норма замещения (субституции).
MRSBA =- ?A/ ?B,где MRSBA ? предельная норма субституции благом В блага А, ? ?А-уменьш.блага А;??В-увелич.благаВ.
Она пок-ет, от какого кол-ва блага А надо отказаться,чтобы при увел-ии на 1 доп.ед.блага В полезность комбинации этих благ осталась той же.Двигаясь по к.б.сверху вниз предельн. норма субституции убывает.Геом-ки пред-ая норма замещ =абсолютн.значению тангенса угла наклона к.б. к точке возможного выбора.
Карта кривых безразличия:   

  Карта к.б. –мн-во кр.б.одного и того же набора благ,облад-их разной пол-ью.
 

3 «Бюд-ые огр-ия.Бюд линия потр-ля и ее св-ва.Наклон бюд линии».
Приобретая  набор благ,потр-ль учитывает цены тов-в,входящих в набор и ту ден.сумму,к-ю он может себе позволить расходовать на покупку.Б.О.-показ все комб-ции благ,кот м.б. куплены потре-ем при данном доходе и ценах.I=Px*X+Py*Y.Б.л.-прямая,т-и кот показ-т наборы благ,при покупке кот-х доход потр-ля потратится полностью.Эк смысл:измерение альтернат стоимости товаров. Наклон бюджетной линии=-PB/PA Св-ва б.л.:*цена-const,бюджет-neconst=парал-ный сдвиг;*бюджет- const,неизменная цена=изменяется наклон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Граф-ая интерпретация равновесия потр-ей
Потр-ль находится в равновесии,когда делает опт-ый выбор набора благ. Для этого совместим карту кр б-ий и бюд линию. 

 

MRSBA показывает наклон к б-ия; -- наклон бюджетной линии; MRSBA показывает наклон к б-ия; -- наклон бюджетнойлинии.
Оптимальная рын-ая корзина:*нах-ся на б.л.*лучшая комбинация т.у. 
5. Изм-ие цены товара и сдвиги бюд-ой линии. Кр «цена-потр-ие».Построение кр инд. спроса

Кр  P-C связывает все точки равн-ия при изменении в ценах.С изм-ием цены на 1 товар из набора изменяется и опт-ый выбор потр-еля. Пусть изменяется цена блага В, а цена блага А остается неизменной, тогда на графике посмотрим изменение положения бюд-ой линии.
 Совместим бюд линии и карту  кр безразличия.Кр имеет +наклон, а D-(для норм тов),а для некач-наоборот.
Точки Е – точки равновесия, DB – кривая спроса на благо В.Аналогичная ситуация происходит при изм-ии цены на благо А.
Товар Гиффена-тов,для кот +наклон D сочит с некачест-ю. 
 
 

 

6 Изменение дохода  потребителя и  сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля
Кр I-C пока-ет,как при фиксир-ых ценах меняется потребление индивида с ростом бюджета.
Кривая  «доход-потребление» благ А и В (кривая IC )
На основе кривой IC можно построить кривые спроса.
Кр для норм т-+наклон, для некач т-(-)наклон,для нейтрал т-вертикальна.
Кривые, характеризующие зависимость объема спроса от дохода, - кривые Энгеля.(совпад с IC) Наклон м.б. I/Q
Чтобы построить кривую спроса на благо  А, отражающую зависимость спроса от дохода, на вертикальной оси отложим величину изменяющейся величины дохода, а на горизонтальной спроса. 

 

7. Эффект дохода  и эффект замещения.  Совокупный эффект  цены.
При изменении цены на благо А изменяется спрос не только на это благо, но и на товар В. Измерить это влияние можно с помощью эффекта дохода и эффекта замещения.(ЭД) – воздействие, оказываемое на спрос потребителя на благо В за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага А.(ЭЗ) связан с тем, что подешевевшее благо, на кот снизилась цена, стало относительно дешевле по сравнению с другим благом, входящим в набор, цена на кот осталась без изменения. Правомерно ожидать, что покупатель прирост своей покупательной способности направит в первую очередь на приобретение подешевевшего блага.ЭЗ обусловлен эластичностью спроса по цене на данный подешевевший товар.Суммарный эффект цены=ЭЗ+ЭД
Когда ЭЗ и Эд действуют в одном направлении, мы имеем дело с норм т-ом (НТ) -товары, спрос на кот находится в обратной зависимости от цены.Но есть товары ЭЗ и ЭД, на кот действуют в противоположном направлении, -низшие тов:с увеличением цены на некоторые товары спрос на них не уменьшается, а увеличивается (картофель).С ростом цен на товары низшей категории малоимущие потребители вынуждены заменять др товары на товары низшей категории. В этом случае имеет место положительный эффект замещения над отрицательным эффектом дохода.
2 подхода:*п-д Слуцкого(уровень ден-го  дохода,кот достаточен для приобритен  тов-ов,обеспеч и неизмен уровень реального дохода)-на базе статис-их данных*п-д Хикса(реальрыйдоход измеряется полез-ью благ,на них расх-ся ден дох-д)-на базе потреб предпочт и к.б. 
 
 
 

 

8. Рыночный спрос  и построение кривой  рс.
Спрос:*индив-ый спрос(соответс-ий цене объем благ,кот  пот-ль хо-л купить),*рын-ый спрос(общий объем спроса при данной цене)Фун-ия рын спроса-сум индив кр по гориз. Эф-ты,услож-щие формир-ие рс:*подражания(индивид увел-ет спрос на благо при росте спроса) *сноб(противопол 1)Кр рс имеет меньший наклон,чем кр индив спроса=цена вниз,то объем рс увел больше,чем индив спрос.

 
 
 
 
 
 

      Q 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 Совершенная конкуренция, ее основные признаки.  Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента
Ситуация  на рынке, когда конкуренция совершенная, сейчас довольно редка.Основой конк рынка явл большое число не зависящих друг от друга предприятий производителей (продавцов) ( рынок с/х продукции, рынок наличной валюты – чисто конкурентные рынки)
Фирма производит незначительную часть от общего производимого объема продукции и не может в значительной степени повлиять на цены (на общий объем продукции и на общий объем предложения). Такая фирма – pricetaker.Когда на рынке реализуется идентичная продукция, то покупателю не важно, у какой фирмы покупать продукцию. Отсутст барьеров для вход-выход, полная прозрачность рынка.Цель фирмы:мин убытков(или мах прибыли).Ограничения:1)издержки(*т.к. доступ к инфо+однороди прод-ия=кр долго- и краткосроч одинаковы у всех*безвозвратных изд нет=вход-выход*нет роста масштаба прои-ва);2)спрос(кр спроса на рынке с сов-ой конк-ей совершенно эластична по цене.)Предельный доход фирмы чистого конкурента равен рыночной цене ( MR=P) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (принцип сопоставления общего дохода с общими издержками)
В данном периоде:убытки фирмы=постоянным издержкам(даже если прои-во=0)Конк фирме  нужно  произ-ть,для достижения прибыли или убытков <,чем пост издрТС.Для этого нужно произ-ть V прод-ии,чтоб мах прибыль или мин убытки.В итоге уход с рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками)
Какую прибыль будет получать фирма  – совершенный конкурент в краткосрочном периоде, зависит от соотношения цена (Р) – средние экономические издержки (АС).Р=АС    -- закрытие Р-АС  -- сверхприбыль (экономическая прибыль )АС-Р - убытокРассмотрим эти ситуации на графиках: 


1. Ситуация на рынке, когда фирма – закрываетсяМR=Р=МС              P<AVC
2. Ситуация на рынке , когда фирма  – совершенный конкурент несёт  убытки в краткосрочном периоде.
Р1СКМ – убыток, который несёт фирма;С – цена, необходимая для получения нормальной прибыли;Р -- настоящая цена;Q1 – настоящий объём выпуска;Р2 – минимальная цена, при которой фирме следует продолжать производство.Условие минимизации убытков:  AVC<P<AC
3. Ситуация на рынке, когда фирма  – совершенный конкурент получает  сверхприбыль в кратсрочном периоде.
СР1МК – экономическая прибыль (сверхприбыль);С – цена, соответствующая нормальной прибыли;Р1 и Q1 --  настоящие цена и объём выпуска соответственно.Условие максимизации прибыли: MR=MC.Фирма находится в равновесии, когда она обеспечивает объём выпуска, позволяющий получать экономическую прибыль.Если MR>MC, то фирма должна увеличивать объём выпуска до условия MR=MC. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Предельные издержки и кривая предложения фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
  Кривая предложения фирмы(МС вогнута)выражает функцион зависимость V предл-ия от рын-ой цены.Если цена изменяется,то и равновесный V прои-в.Зависимость определ-ся совокуп-ью точек равновесия-кр пред издер. Кр пред-ия имеет восхо-ий вид и совпадает с отрезком кр пред изжер,кот=ый лежит выше мин-ма AVC. 


Отрасл  пред-ие-суммир-ие кр индив пред-ия.Чем  >фирм,тем >кр отрас пред-ия приобрет обычный вид 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13.Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде
Отрасль в условиях сов конкуренции-это  большое число конкурирующих  фирм,продающих продукт на рынке.Равновесие в отрасли означает,что фирмы  удовлетворены состоянием дел и  не стремятся ее покинуть.Но прибыль в отрасли не привлекает конкурентов из др отраслей.По аналогии с к\срочным периодом фирмы получают макс прибыль прои равенстве цены предельным издержкам.Поэтому в д\срочном периоде расширение объема выпуска может происходить не за счет его роста на предприятиях,а за счет вступления вотрасль новых.Это произойдет,если фирмы в отрасли получают экономическую прибыль,что привлечет новые фирмы.Нулевая эк-я прибыль означает получение норм. Прибыли и отсутствие стимула для входа в отрасльи выхода,т.е. стабильное число фирм-равновесие.(может быть достигнуто при снижении цены до уровня мин. средних издержек.3 условия д\срочного равновесия:1фирмы работают эф-но при оптимал-ом испол-ии мощностей(МС=АТС);2)V выпуска оптимален (МС=Р);3)ресурсы распреде-ы оптимально,т.к. МС=Р=D;4)эк-ая прибыль=0;стимулов для прилива капитала нет(АТС=Р). Обобщив условия получим:MR(P)=MC=min ATC. 

  
 
 
 
 

В точке Е соблюдаются 3 условия д\срочного равновесия.Фирмы получают норм.прибыль.Выше АТС-эк.прибыль+привлечение конкурентов+повысится предложение+цена понизится до равновесной,и наоборот при понижении цены прибыль будет ниже нормальной+отток фирм+понизится предложение.Вывод:в условиях соверш конкуренции эк-я прибыль-временное явление,сигнал для оттока и притока капиталов из отрасли. 

 

14. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
То  есть экономика конкурентных цен  стремится распределить ограниченное количество ресурсов таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.
Действительно, для эффективного использования ограниченных ресурсов необходимо выполнение двух условий:
    Производственная эффективность требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, т.е. с наимен-ми изде-ми. Это наиболее желательная ситуация для потребителя, когда используется наилучшая технология и мин. количество ресурсов.
    Эффективность распределения ресурсов предполагает создание товаров, которые необходимы потребителям, т.е. ассортимент продукции должен наилучшим образом соответствовать предпочтениям потребителей. Это условие выполняется при равенстве цены предельным издержкам.
В условиях чистой конкуренции производство осуществляется до точки равенства  цены предельным издержкам. Произвести меньше означает получение прибыли  меньше максимально возможной для фирмы и недораспределение ресурсов для общества.Если цена превышает предельные издержки, то это будет означать, что общество оценивает дополнительные единицы товара более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы быть произведены из рассматриваемых ресурсов. Производство товара, превышающее точку равенства цены и предельных издержек, означает получение прибыли меньше максимально возможной и излишнее распределение ресурсов с точки зрения общества. Производство в точке, где предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы для производства данного товара используются за счет альтернативных товаров, которые оцениваются обществом выше, чем данный товар.Следовательно, в условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар до того уровня, при котором цена и предельные издержки уравниваются, что и будет означать эффективность распределения ресурсов с точки зрения общества.
Оптимальность по Парето-ни прибыли,ни убытков.(отсутствует  перерасп-ие рес и тов,где улучшен  полож-ия одного не ухудш положение др)
Недостатки  рынка совершенной конкуренции:* в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;* способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;* не может распространяться на производство общественных благ;* вытесняется монополиями и олигополистическими структурами. 
 

 

15Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации.  
Виды монополии. Монопсония.

Чистая  монополия – тип рынка, на котором некоторая фирма является единственным продавцом или производителем продукта, у которого нет субститута. Можно выделить следующие характерные черты чистой монополии:* наличие одной фирмы;* уникальный характер продукции;* жёсткие барьеры (патенты, авто права,нелегальные м-ды,эф-т масштаба);* некоторые ограничения доступа к информации о продукции фирмы.Причиной и условием возникновения чистой монополии является наличие различных серьёзных преград на пути создания новых фирм отрасли.Приз-ки мон-ии:*высо-я конц хоз дея-ти;*доминирующие;*устан-ие мон-ых цен.Виды М.:*закрыт(защ-та от конкур-ии);*открытая(единст поставщик эк блага,нет защ от конкур);*естеств-ая(фирма обслуж весь рынок-LAС мин-ые);*прос-ая М.(одна цена в конкр момент);*организ-ая(кр объед-ия для поддерж-ия цен):+картель(раздел рынка,кол-во продаж,Ур-нь цен);+синдикат(ур-нь цен,кол-во продаж,совмес-ый сбыт и закупка);+трест(полное объ-ие пред-ий).Может также иметь место ситуация, когда монополистом является покупатель. Такое явление называется монопсония. Примером монопсонических рынков являются рынки труда и редких ресурсов.Моноп-ст:намеренное сокра-ие кол-ва продаж-искусс-ый деф-ит:повышение цены.Монопсо-ст:умен-ет закупки у поста-ов - искусс-ые труд-ти для сбыта:вынужд-ое сниж-ие цен.
 

16. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объемов производства в условиях чистой монополии
Чистая  монополия – тип рынка, на кот  одна фирма является единственным производителем или продавцом продукта, у которого нет субститута. В отличии от других фирм, фирма монополист сама устанавливает на рынке цены на свою продукцию, но при этом она должна учитывать платежеспособность населения.
Кривая  спроса на продукцию  чистого монополиста
Если фирма хочет продать больший  объем продукции, она должна снизить цену.Оптимальный размер выпуска, когда предельные издержки = предельному доходу.Условие максимизации прибыли MR<P (в отличии от совершенной конкуренции) MR = MC
P>AC>(MR=MC) 
 

         Объем выпуска и цена монополиста
  С – цена конкурентного рынка (если бы фирма не была монополистом, а реализовала продукцию ну конкурентном рынке);Рм – цена, кот зависит от платежеспособности спроса покупателей.Цена на рынке ЧМ определяется т.F (точка пересечения МС и MR) – определяет чистый доход.
Т. В – определяет платежеспособный спрос покупателя на продукцию и фирма будет стремиться установить цену на этом уровне.Т. Р – цена монополистической фирмы в ЧМ;
Т. В – реальный ограничитель цены.В результате такой политики фирма получит монополистическую прибыль.
Монополистическая прибыль – сверхприбыль, которую  получает фирма-монополист, т.к. она  обладает монополистической власти на рынке.Величина монопольной прибыли = Сумма (Рс, Рм, В, А). Эта сумма показывает общую сумму монопол прибыли, от всей проданной продукции Q (т.е. PmPc?Q).Отрезок ВА – показывает монополист прибыль, которую приносит единица продукции.Монополистическая при-ль ниже конкурентной прибыли – следовательно монополист недопроизводит продукцию (Qm<Qc).Если фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, то и в долгосрочном периоде она будет ее максимизировать, т.к. новым фирмам вход в эту отрасль отсуствует. 

 

17 Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия
1) ЧМ не обеспечивает эффективного распределения ресурсов в отличие от рынка чистой конкуренции.Х – неэффективность фирмы-монополиста.В условиях чистой монополии низкие средние издержки (за счет масштаба производства).
АСм значительно ниже АСс (на конкур. рынке) Фактически, фирма –чистый монополист имеет средние издержки не в точке А, а в точке АСх.Х-неэффективность – внутренняя неэффективность фирмы, связанная с трудностью организации производства на крупном предприятии.Х-неэффективность означает, что фактические издержки монополиста для любого объема выпуска больше, чем минимально возможные.Х-неэффуктивность представлена точкой АСх для Qм – оъема выпуска.2) Кроме того монополисты перераспредляют в свою пользу часть дохода, созданного обществом.Фирмы-монополисты присваивают значительную часть излищка потребителя. Но не только потребители несут потери, но и общество в целом.  
Безвозвратные потери общества от монопольной  власти.Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади фигуры А.
 фигура  А – присваивает монополист;фигура В – теряется (излишек потребителя);фигура С – представляет собой безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя).Безвозвратные потери=В+С 
3)Монополия оказывает противоречивое влияние на НТП. С одной стороны монополист, присваивая значительную часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.

 Регулируемая естественная монополия.Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом;Ра- регулируемая цена;Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв;Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18 Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
ЦД-практика устан-ия разных цен на  различн  ед-цы товара,не оправданная ника-ми разл-ми в изд-ах пр-ва.ЦД имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия  не связаны с качеством. Цель:присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Условия ЦД:*нельзя  перепро-ть;*продавец должен разделять пок-ей на группы.Формы ценовой дискриминации (ЦД):
1) совершенная ЦДредкая: имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.2) ЦД на сегментированных рынках: Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.3) ЦД по объёму продаж: ЦД имеет место, при предоставлении покупателям скидок. 

 

19. Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
Мон-ая конк-ия- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Она имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях,  где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке. Основные признаки:*относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, значит ограниченный контроль над ценой;*сравнительно большое кол-во фирм гарантирует, что тайные сговор (целью повышения, понижения цены и объема выпуска) практически невозможен;*фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;*Дифференциация продукта в различных фирмах: -по качеству(дизайн, мощность и т.д.);-по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта (сервис, послепродажное обслуживание, доставка и т.д.);-по размещению и доступности продукта(супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами);-по рекламе, упаковке, престижу, фирменным знакам.*несовер-ая инфо;*относительно легкое вступление в отрасль, т.к. необходимый для этого капитал невелик;*требуются ср-ва на рекламу и сбыт;*неценовая конк-ия.
Дифф-ия пр-ции:часть покуп-ей нач-ют выделять прод-ию одной фирмы среди аналог-ой др-х.Дп-дает фир-м воз-ть обладать огран-ым влиянием на цены.Стратегии влияния ф V продаж:*ценовая конк-ия;*следовать диф-ии продукта;*примен стратегию в стимул-ии сбыта. 
20: Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

Кр  спроса моноп конк-та-наклон отриц-ый.Т.к.фирма обладает моноп-ой властью(зависит от диф пр-та),то мон конк-т яв-ся ценоискателем и стреми-я устан-ть цену,мах-ю прибыль.Спрос на прод-ию дост эластичен,но убывает.Кр пологая,тк потр-лям легко переклюю-ся на тов-замен-ли при повыш-ии цены.Выбирает Vвыпуска,чтоб MR=MC. Ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.
График  получение прибыли фирмой-моноплолист. конкурентом в краткосрочном  периоде.
 
 

 
 
 
 
 
 

График  мин-ии убытков фирмой-моноплолист. Конк-ом в крат-ом пер-е. 
 
 

 

21Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм
В усл-х мон-ой конк-ции не существует высоких барьеров при входе в отрасль.МКФ выпускает < перод-ии,чем надо для достиж-ия мин-ма средних издержек.Сущ-ет тенденция к получ-ию норм-ой прибыли(безубыточности). 
 
 
 
 
 
 
 

У новых фирм нет мотивов ко входу  на рынок,а у сущ-их нет стимулов к выходу.Св-ва долгоср-го равн-ия:*P>MC,тк отриц наклон;*P=ATC(тк вхо-выход-нулевая прибль).-отличие от ЧМ.В усл-х мон-ой конк-ции фирмы производят <прод-ции,чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22.Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности
Мон-ая конк-ия- это рыночная структура, при  которой относительно большое число  небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Она имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях,  где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента.На рынках не достиг-ся эф-ое исп-ие рес-ов,прои-ая эф-ть.МКФ прои-ят <Vпро-ва,кот-ое осущ-ся с более высокими издержками,должны назн-ть выс-ую цену для достиж-ия норм-ой прибыли.Изб мощ-ть-разница мд ур-ем выпуска и эф-ым Vвыпуска(говорит о неэф-ое испол-ие ресурсов).Для равновесия:*ф может соз-ть и запант-ть прод-т,получив преимущ-ва над конк-ми;*географ выгод-ое место;*испол-ие перед-ых технологий;*увел барьера из-за доп-ых инвестиций,связ-ых  дифф-ей прод-ии и сбытом.Отличие МК от СК:*наценка;*наличие избыт мощ-ти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результатом недогруженности предприятия явл  более высокие уровни средних издержек и цен по сравнению с конкурентными рынками. Избыточные мощности явл платой за дифференциацию продукции.
 

23.Неценовая конкуренция. Дифференциация и совершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Характерной чертой мон-ого рынка яв-ся сочетание ценовой и неценовой конкуренции. На этом рынке особенно велика роль неценовой конкуренции.К неценовым методам относятся:диф-ия пр-та,реклама.Для данного рынка характерна дифференциация продукта ( расцветка, материал, фасон, цена) –разнообразие.Может идти разными напр-ями:упаковка,услуги и условия,кол-во тов.Диф прод-тех-ие инновации,расшир-ие границ потреб-го выбора.Стратегия спец-ции-стр-ия из-зи неодин-ых предпо-ий и потреб-тей потреб-ей.Условия для ее:*разные нужды;*внимание покуп-ей;*нехватка ресурсов.Ее суть:обслужить огран-ый рын-ый сегмент,завое-ть расположение потреб-ей,занять свою нишу.В условиях НТП усиливается предложение новых товаров. Продвигать новые товары на рынке повышать спрос на них помогает реклама. Для фирмы реклама – это дополнительные издержки, которые необходимо приплюсовать к издержкам на производство и реализацию.
Сторонники:*инфо;*развитие про-та;*усиление конк-ции;*поддержание  нац системы связи.Противники:*убеждает,а  не ин-ют;*высо расходы-высок цена;*поощряет монополию. 

  

Влияние рекламы на V пр-ва и сред издержки
Допустим  AC1(первоначальные издержки), если реклама была успешной, то объем увеличения до Q2, а точка M будет определять объем средних издержек(AC2) – в зависимости от эффективности AC2 может остаться неизменной, но может и снизиться.Если реклама неэффективна, то V остается неизменным Q1=Q3, а издержки увеличатся(AC3>AC1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.
Признаки:*нес-ко кр фирм;*однородная(сталь, алюминий) и  разнород-ая(автомобили, компьютеры) пр-ция;*воз-ны препятсвия на входе и выходе;*ограничен доступ к инф-ии.
Причины возник-ия:*слияние фирм;*в рез-те посту-ия кр инве-ий;*жесткая конк-ия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     25”Модель с ломаной кривой спроса. ”
Поведение олигополистов на рынке различ.многообразием.Основн.типы повед.-я олигополистов на рынке:-кооперативное;-некооперативное.Модель лом кр спроса Холл,Хитч,Суизи.
Некооперативн.:Каждая фирма стремится максимизировать  прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в промежутке м/у монопол-им уровнем цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они могут попасть в сит.ценовой борьбы.Способ вытеснения конкурентов с р.-снижение цен.Ломаная кр спроса на пр-ию фирмы-монополиста: 

 

Кривая  спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е  соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим.Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов. 

Кривая  MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При  V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.  
 

26 Модель олигополии, основанная на  тайном сговоре.  Картель
Если фирмы-олигополисты видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издержек) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель. Образуются, главным образом, тайно, так как запрещены законодательно. Тайный сговор означает, что конкуренции на период сговора между олигополистическими фирмами не существует. Таким образом, олигополия превращается в чистую монополию (см. тему 4) с соответствующими последней условиями максимизации прибыли и последствиями:
*уменьшение  объёма выпуска,*повышение цены,*увеличение  прибыли.    
Внутренние  проблемы картеля:1. Различия в спросе и издержках. Различия в издержках и спросе будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы. Очевидно, что не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности достичь компромиссов и уступок, добиться взаимопонимания.2. Число фирм. При прочих равных условиях, чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.3. Контроль за выходом на рынок со стороны других фирм. Поскольку картель устанавливает цену выше долгосрочных средних издержек АС, постольку он действует как магнит для предпринимателей. Следовательно, успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.4. Спад. В этом случае кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой АТС (АС). В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов. 5. Мошенничество. Установление квот на выпуск продукции приводит к тому, что у каждого члена картеля есть стимул обмануть своих коллег, если он уверен, что все играют честно или что все жульничают.6. Правовые препятствия: антимонопольное законодательство. Именно в силу этой причины получило развитие такое менее явное средство регулирования цен, как лидерство в ценах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27 Модели олигополии, основанные на  некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).
  Ценовая сигнализация это форма непрямого тайного сговора. Например, фирма объявляет о повышении цены (возможно, через пресс-релиз) и надеется, что ее конкуренты воспримут это объявление как сигнал, что они должны также поднять цены. Если конкуренты последуют ее примеру, то все фирмы (по крайней мере, в краткосрочном интервале) получат более высокие прибыли.Иногда устанавливается такой порядок, когда одна фирма регулярно объявляет о ценовых изменениях, а другие фирмы в отрасли следуют ее примеру. Эта схема называется лидерством в ценах: одна фирма неявно признается как «лидер», в то время как другие фирмы, «ценовые последователи», приспосабливаются к ее ценам. Ценовое лидерствоситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии (ценовым лидером), поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. тоже принцип картеля – явный). В этом случае проблема координации цен исчезает: каждая фирма просто назначает ту цену, которую требует за свой товар лидер.Лидерство в ценах особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера 

 

Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировки цен делаются редко. Кроме того, ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде. Причина этого заключается в том, что фирмы отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых фирм.  

       Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска)
Крупная фирма может выступать как  доминирующая фирма, назначая цену, которая максимизирует ее собственную прибыль. Другие фирмы, которые могли бы в ее отсутствие обладать небольшим влиянием на цену, в этом случае действуют как совершенные конкуренты: они принимают цену, назначенную доминирующей фирмой, как данность и производят соответствующий объем продукции.

Доминирующая  фирма должна определить свою кривую спроса Dd. Например, при цене Р1 предложение дополнительных фирм в точности равно рыночному спросу; таким образом, доминирующая фирма не продаст по этой цене ничего. При цене, равной Р2 и меньше, дополнительные фирмы вообще перестанут предлагать товар, так что доминирующая фирма окажется один на один с кривой рыночного спроса. При ценах в промежутке между  Р1 и Р2 кривой спроса доминирующей фирмы является Dd .В соответствии с Dd строится кривая предельного дохода доминирующей фирмы МRd. МСd — это кривая предельных издержек доминирующей фирмы. Чтобы максимизировать свою прибыль, доминирующая фирма производит товар в количестве Qd на пересечении МRd и МСd. Из кривой спроса Dd мы аходим цену Pd. При этой цене остальные фирмы продают объем товара Qm таким образом, общее количество проданного товара составляет    Qr = Qd + Qm. 

28 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений. (Модель Курно, Модель «ценовых войн»).
Смысл модели Курно : каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой. Чтобы понять, как работает эта модель, давайте посмотрим на решение об объеме выпуска Фирмы 1. Предположим, что Фирма 1 считает, что Фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса Фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса. На рис. 6.1 она обозначена как D1(0) — это кривая спроса для Фирмы 1, если допустить, что Фирма 2 ничего не производит. Рисунок 6.1 также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства Фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль Фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если Фирма 2 не производит ничего, Фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции.
 
 
 
 


Кривые  реагирования и равновесие Курно 

Кривые  реагирования.
Вывод: объем производства Фирмы 1, при котором ее прибыль максимальна, представляет собой убывающую функцию, которая зависит от того, сколько, по мнению Фирмы 1, будет производить Фирма 2. Она называется графиком кривой реагир. При равновесии Курно каждый из дуополистов производит именно то количество товара, которое максимизирует его прибыль с учетом того, сколько производит его конкурент, так что ни один из них не захочет изменить свои объем производства. 

Ценовая война – последовательная игра дуополистов, предполагающая попеременное снижение цен фирмами для завоевания дополнительной доли рынка. Она продолжается, пока цены не достигают уровня средних и предельных издержек (Р=АС=МС), т.е. отрасль придет в состояние совершенной конкуренции, при которой дуополисты не будут повышать цену, опасаясь потерять долю рынка, и не будут снижать ее, опасаясь разорения.
 

29. Олигополия и  ее эффективность.
(О)—ситуация  на рынке, когда число фирм  в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конк-ов. Обычно о ней говорят, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта (обраб-ая, нефтеперер-ая, добыв-ая пром-ти и др.). Достоинством О рынка явл. его техническая и технологическая эффективность и прогрессивность. При этом олигополисты находятся в ситуации мощной конкуренции, что заставляет олигополиста внедрять новые технологии в новую технику. Олигополист имеет средства для внедрения новшеств. В отличие от чистого монополиста олигополисты заинтересованы обновлять продукцию. Олигополисты склонны к сговорам, поэтому гос. власти, осуществляющие контроль над ними, используют антимонопольное законодательство.Ф в оли-и устан-ют P>MC для функ-ия при V пр-ва<тех,кот желательны для пот-ля.Поэтому О. не достиг эф-ти в распред-ии ресурсов,этим она похожа на монополию.Практика выработала 2 т.зр.определения эф-ти О.рынка: 1)О. по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия их действий примерно аналогичны, 2)Олиг-ие монополии необходимы обществу, им принадлежит знач-ая роль в осуществлении НТП(только они способны финансировать дорогостоящие проекты).
 

30 Монопольная власть, ее источники и  показатели. Проблема  монополизма в  РБ
Рын-ую власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рын-ую ситуацию. Повлиять на рын ситуацию можно повлияв на объем предложения продукции или на цену реализуемой продукции.РВ зависит от парам-ов спроса,вел-ны издержек пр-ва,ур-ня технологии,но это не гарантирует высокие прибыли. Ее вел-на меняется от :*источники со стороны спроса:эластич-ть рын-го спроса,доступность тов-замен-ля,темпы роста спроса,методы осущ-ия покупок,рын хар-ки.*со стор пред-ия:особ-ти техн-ии,юрид барьеры,спец факторы произ-ва,безвозвр издер…Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется:*индекс Лернера( ),L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка;* коэффициенты концентрации(%-ое соот-ие V продаж ф к общему V продаж отрасли);* индекс Херфинделя-Хиршмана(Сум квад-ов рын долей всех ф отрасли,0-10тыс)
В РБ антимонопольный закон (дек 1992) «О противодействии монополистической дея-ти и развитии конкуренции» В наст время обязанности по реализации антимонопольного регулирования возложены на  «Департамент антимонопольной и ценовой политики министерства экономики». Объектами гос антимонопольного регулирования явл субъекты, включенные в гос реестр. В 2002 внесены существенные изменения в закон, а в 2003 принят закон о естественной монополии.+ «Государственный реестр фирм монополистов»+ «Государственный реестр естественных монополий»Критерии, на основе кот предприятия вкл в гос реестр монополистов (Эти критерии различны для производителей товаров нар потребления и товаров производственно-технического назначения)В РБ ? 50 предприятий считаются естественными монополиями (МинГаз, БелПочта, БелТелеком)
   
31. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ар-целенап-ая Дея-ть госорг упр-ия по ослаб-ию и огранич-ию рын власти.Антимон закон-сов-ть законов и правовых норм,кот устан-ют права…В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Антимонопольное законодательство в РБ состоит из:Конституции РБ (статья 13);норм Гражданского кодекса РБ;Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;Закона «О естественных монополиях»  и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является РБ. Закон РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.В мире действует государственная система    антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий  мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере.Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но      громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства  при участии в конкурсах на получение государственного заказа. США:ч з антимон закон-во;З.Евр:ч.з. законод-во в сфере поддерж-ия конк-ии,заложены принципы общеевр-го антимо-го зак-ва;Япония:наличие исключ-ий из антимон-го зако-ва для борьбы с спадами деловой активности или кризисами 
 

 

32 Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Кривая спроса фирмы на ресурс
На  рынке ресурсов объектами купли-продажи  являются:- труд,   - земля,   - капитал.Причины форм-ия:*ден-ые доходы;*распред-ие ресурсов;*мин-ия издержек.Субъекты рынка ресурсов:- продавцы (домашние хозяйства, фирмы),  - покупатели (фирмы/предприятия)Спрос на ресурсы имеет производный характер. Спрос зависит от спроса на товар,от выручки, в пр-ве кот используется данный ресурс.Произ-ый спрос на ср-ва пр-ва—завис-ть спроса на какой-нить фактор пр-ва от спроса на товар.З-н убыв-ей доходности:произ-ть переменного фактора сниж-ся с + к постоя-му+стан-ся отри-ым,если кол-во пр-ии =мах. Концепция предельной доходности ресурса помогает понять, как формируется спрос на ресурс.MRP (предельная доходность ресурса) – это прирост объема выпуска в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.Если товар продается на рынке совершенной конкуренции, то MRP=MP*P . В условиях несовершенной конкуренции MRP=МР* MR
Кр  спроса на рес-сы:кр MR=кр D.Ценов эл-ть спроса:-%-ое изм-ие Vспроса к %-му из-ию цены:*эл-ть спроса по цене для прод-ии отрасли;*взаимозаме-ть факторов произ-ва;*эл-ть пред-ия;*доля в общих затратах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33. Отраслевой и рыночный  спрос на ресурсы.  Эластичность спроса  на ресурсы. Неценовые  факторы спроса на ресурсы.
Ценов эл-ть спроса:-%-ое изм-ие Vспроса к %-му из-ию цены:*эл-ть спроса по цене для прод-ии отрасли;*взаимозаме-ть факторов произ-ва;*эл-ть пред-ия;*доля в общих затратах.
С изменением Р снижения спрос на ресурс. Зависит от коэффициента изменения  предельной доходности ресурса. Чем  менее эластичен спрос (тем медленнее  снижается спрос на ресурс). Неценовые факторы эластичности:-изменение спроса на готовый продукт, в производстве используется данные ресурсы (прямая зависимость);-изменение технологии производства продукции;- изменение цены на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые)
-спрос  на рынке ресурсов зависит от типа конкуренции на этом рынке:1.рынки ресурсов СК 2.рынки ресурсов СК на производстве покупателей обладают монопольной властью на рынках готовой продукции 3. рынок ресурсов с не СК, где продавцы ресурсов обладают монополистической властью 4. рынок ресурсов с не СК где покупатели ресурсов обладают монополистической властью.
 

34.Функционированние конкурентного рынка труда и его эффективность.
Рынок труда можно определить как систему  соц-эконом отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств  производства, предъявляющими спрос  на рабочую силу по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения. На конкурентном рынке труда цена и количество труда, проданного за определенное количество времени, в основном определяется взаимодействием спроса и предложения.РТ:внут-ий(раб внутри пр-тия),внеш(договор).Инфраст-ра рынка:биржа труда,служба зан-ти..Функции:общие интересы,рацио разме-ие раб-ов,объед раб сил,регул-ие дох-ов,кадров резерв,главные:эк-ая(труд в эк-ку),соц-ая(доход раб-ам).Спрос на труд-кол-во рабсилы,кот готовы нанять произ-ли.Простая модель спроса на труд:*цель-мах-ия прибыли,*факторы-труд и капит;*действие на конк-ом рынке благ и труда;*издержки на труд-зарплата. W=P*MPL(W-номин зарп-та, W/P-реал).Факторы сдвига кр спроса:*цена произ-ой прод-ии;*изм-ие технологии;*предло-ие др фактор.Пред-ие труда-кол-во рабвремени,кот нас-ие тратит на работу(эф-ты:замещ-ия и дохода).Особ-ть рыка труда в РБ:центры занятости носят регион хар-р,1-2%безраб,скрытая безраб,переквал за счеи центров занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35. Рынок труда в  условиях несовершенной  конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.
Рынок труда - совокупность эк. отношений  между работодателями и наемными работниками по поводу условий, продолжительности и оплаты труда.Типичная ситуация на рынке труда- несовершенная конкуренция > монополия и монопсония работодателя. В кач-ве монопсониста часто выступает гос-во. 

Рынок труда в условиях монопсонии:
 

Монопсония  на РТ-сит-ия,когда 1 пок-ль.Кривые предложения на монопсон. рынке опред. предельными издержками труда фирмы-монопсониста(MRCL).MRCLлежит выше SL(цена труда на конкур.рынке),т.к.фирма-монополист для привлечения дополнит.работников из др.отраслей  вынуждена устанавливать ставку зар.платы выше тех,к-е были раньше.В то же время увелич. зар.плата и у работников,нанятых ранее =>этим и объясняется,что ставки зар.платы>чем среднеотраслев.расходы самого монополиста.
Чтобы max-ть прибыль,фирма будет уравнивать MRCL и MRPL=>т.b-кол-во нанимаемых работников,т.c-зар.плата на конкур.рынке Wc.=>общество получает меньше прод-ии, и рабочие получают ставку зар.платы <,чем созданный ими предельный продукт в денежном выражении.Если бы =  =>Wb-их зар.плата.
 

Рез-тат  тактики проф.союзов по ограничению предлож-я  труда.
Профсоюз-объ-ие раб-ов,имеющих правона ведение  переговоров с предпри-ем от всех.Основн.задача проф.союза – увелич.зар.платы работников в случае,если увелич.прибыли предприятий или увелич.цены на рынке на потреб.блага.Они воздействуют на спрос на прод-ию данной отрасли,добиваются изменений в законодат-ве,чтобы меньш.предлож.труда.Методы проф.союзов:-снижение
пенсионного возраста;ограниченик имиграции рабочей силы;запрет иммиграции раб.силы;-увеличение отпусков.Когда на рынке труда сталкиваются фирма-монополист и сильный проф.союз=>ситуация двухсторонней монополии. 
 


Рынок труда в усл.двустор-ей моноп-ии .
Дв  мон-ия-рын стр-ра,где 1 про-ец и 1 пок-ель  могут конр-ть цены.Проф.союз добивается ставки зар.платы на уровне Wb и увелич.найма>Qc.Когда обе силы равны=>ставка зар.платы и кол-во работников может быть = на конкур.рынке.
m-монопсонист(до Wm)
  u-профсоюз(до Wb)
 

    36. Заработная плата.  Номинальная и  реальная заработная  плата. Дифференциация заработная платы.
(ЗП) – это цена использования  услуг труда. Её размер определяется  предельной доходностью труда  последнего нанятого фирмой работника   данной специальности, а также  стоимостью средств существования  работника и его семьи, необходимых  для восстановления способности к труду и содержания семьи.Причины различий:разно-ть рат-ов,рабмест,несов-во рынка,дискрим-ия на РТ.Челкапитал…Формы и сис зарплаты-способы устан-ия зав-ти м.д. кол-ом и кач-ом труда,т.е. мерой труда и оплатой.Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни  населения, однако по её величине нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. В связи с этим используются  понятия номинальной и реальной ЗП.Номинальная ЗП – сумма денег, которую получает работник за услуги труда.Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную ЗП).Уровень реальной ЗП находится в прямой зависимости от номинальной ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает покупатель, цен на потребительские блага.WR
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.