На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы формирования оптимальной финансовой политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский  государственный торгово-экономический  университет
Кемеровский Институт (филиал) 

Кафедра экономической теории 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
   по дисциплине «Экономическая теория, экономика»
     на тему: «Финансовая политика государства» 
 
 
 

                                               Выполнила: студентка 1-го курса
                                                факультета коммерции и маркетинга
                     группы  КМс-081
                     Иванова Л.О. 

                  Научный руководитель:
                  Кусургашева Л.В.
                                                                     
                                                             
 
 
 
 
 

Кемерово - 2009 

    Оглавление
        
  Стр.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава I Финансовая политика как часть экономической политики государства 4
       1.1 Содержание и значение финансовой  политики 4
       1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 8
Глава II Типы финансовой политики…………………………………………… 16
    2.1 Классический тип ………………………………………………………… 16
    2.2 Регулирующий тип………………………………………………………... 18
    2.3 Планово-директивный и неоклассический тип 22
Глава III Финансовая политика России на современном этапе…………………. 26
Заключение………………………………………………………………………….. 32
Список  использованной литературы…………...…………………………………. 33
Приложения…………………………………………………………………………. 36
          

    Введение 

    Финансовая  политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой. 
    Во  все времена главной целью  финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества. 
    Финансовая  политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. 
    В настоящее время проблема формирования оптимальной финансовой политики является достаточно изученной в экономической  литературе. Данная проблема является актуальной и активно обсуждается в  специальной литературе и на страницах массовых общественно-политических изданий. Особенно важной становится эта тема во время мирового финансово-экономического кризиса. Вопросы финансовой политики государства становятся интересными не только политикам и экономистам, но обычным гражданам.
   Финансовая  политика государства рассматривается  в курсе «Экономической теории»  в учебной литературе под редакцией В.И. Видяпина, В.Д. Камаева, Е.Ф. Борисова. Однако наиболее полно эта тема представлена в литературе по финансам, в частности, в учебниках и учебных пособиях А.И Деевой, под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, Г.Б. Поляка, М.В. Родионовой. Вопросам финансовой политики государства посвящены целые монографии, в частности  «Финансовая политика России» под редакцией Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова, а также «Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъёму и благосостоянию» под редакцией академика В.К. Сенчагова.
   При написании курсовой работы были использованы публикации из таких журналов,  как «Финансы»,  «Общество и экономика»,  «Российский экономический журнал», в частности статьи А. Кудрина, С.Д. Шаталова, Ю.Князева.
    Целью данной работы является теоретическое  обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
    Основные  задачи  данной работы - выяснение  сущности финансовой политики как составной  части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
 

    ГЛАВА I Финансовая политика как часть экономической политики государства 

      Содержание  и значение финансовой политики
 
    В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач. [23]
    Финансовая  политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы:
    как в конкретных экономических и  социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;
    как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов;
    в каком направлении должно развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
    каковы  те внутренние пружины увеличения национального  богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться, и  каким образом они действуют.
    Финансовая  политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.1
    Заслуживает внимания и другое определение финансовой политики: «Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. [24]
    При выработке финансовой политики следует  исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику  каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так  и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений на проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.
    Элементы  финансовой политики. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
    выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
    определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период; при этом исходят из путей  достижения поставленных целей, предусмотренных  экономической политикой, учитываются  международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
    осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
    Единство  трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. [20]
    Критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определённых государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки  рекомендаций  по её корректировке важно чётко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счёте, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
    Учет  особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта  предшествующего хозяйственного и  финансового строительства, новых  тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
    Финансовая  политика состоит из следующих основных направлений:
    • налоговой политики;
    • бюджетной политики;
    • денежно-кредитной политики;
    • ценовой политики;
    • таможенной политики;
    • социальной политики;
    • инвестиционной политики;
    • внешнеторговой политики.
            В свою очередь финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики – национальное, геополитическое и военное.2
      Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей  и задач использования финансовых отношений.
    Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы, Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. (См. приложение 2).
    Главными  задачами финансовой политики являются:
      обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
      установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
      сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
      достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
      создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
      формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
    Главная цель финансовой политики государства  должна быть единой для всех уровней  власти (федерального, регионального  и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут выступать  только общие интересы всего населения  — повышение благосостояния каждого человека.
    Для оценки финансовой политики данного  правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь  необходимо иметь ясную программу  общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных  групп населения,  характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
    Результативность  финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.
    Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.[7]
    Финансовая  политика в большинстве случаев  дает вполне конкретный результат в  течение короткого периода. В бюджетной сфере он выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.
    Определение эффективности проводимой финансовой политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.3
    Финансовая  политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
    Оценка  результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп,  также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
    При анализе финансовой политики, ее стержневых элементов можно выделить следующие  критерии.
    1. Главный критерий — роль финансов  в экономике и их соотношение  с физической экономикой, материальным производством и услугами нефинансового характера.
    2. Второй субстанциональный критерий  — базисные параметры, определяющие  структуру финансового механизма,  его действующие элементы (прибыль,  чистый доход, ВВП и т.д.).
    3. Третий критерий — роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии. Здесь возможны разные функционально - исторически ориентированные сценарии.
    Первый  сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру и оборону страны, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор.
   Второй  сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений.
     Третий сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т. е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат, и ресурсов стремилась к оптимальным значениям индикаторов. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.
    4. Денежный критерий: устойчивость  рубля и цен как основа устойчивости  финансовой системы и ее важного  звена — государственного бюджета.  Как только обесценение рубля  доходит до критического уровня, доходы государства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрывает мотивацию предпринимательской и любой другой деятельности человека. Расходы, исчисляемые в обесцененных рублях, настолько разбухают, что их невозможно покрыть реальными доходами, в результате чего государство вынуждено прибегнуть к эмиссии.
    С позиции этих критериев весь исторический процесс формирования и изменения  финансовой политики нельзя представить  однозначно как развитие по восходящей линии или как развитие циклического характера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целей экономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которые представляют возможную угрозу геополитическому положению государства.[8] 

      Виды  финансовой политики и механизм её реализации
 
    Cуществуют два вида финансовой политики: дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством и недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.
    Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, т.е. превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
     Ограниченные  возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делают необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают:
      прогрессивная система налогообложения,
      система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
      система участия в прибылях.
     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
      Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.[26]
   Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное регулирование связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.[7]
    Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а  правительство не успело еще принять  ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.4
    Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:
    1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
    Другие  типы пособий, например благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся  к стабилизирующему типу.
    2. Актуальные для развитых стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
    3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг.
    4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
    Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики представляется необходимым.
    Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономическою роста.
     В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.5   
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.[8]
     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики. Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
    Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
      общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
      социальные программы; правительственные закупки; государственные инвестиции;
      изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
      управление налоговым гнетом.
    Существуют  два главных элемента, составляющих финансовую политику:
    1) политика в области государственных  расходов;
    2) фискальная политика.
    Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами, например, общественные работы, которые широко применяются, когда экономике угрожает депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имеют своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными.
    Вторым  инструментом дискреционной финансовой политики служат государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно должно повышать ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является тот факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.
    Третий  из основных рычагов, с помощью которых  осуществляется управление финансами, - правительственные закупки и  инвестиции. Увеличение государственных  инвестиций, как и рост частных  расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.[10]
    Сущность  фискальной политики заключается в необходимости изменений налогового бремени в течение всего экономического цикла. Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на их регулирующих функциях:
      установление и изменение системы налогообложения;
      определение налоговых ставок, их дифференциация;
      предоставление налоговых льгот, т.е. освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
    Важную  регулирующую роль играют значительные изменения ставок налогов. Так, «глобальное» понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов - это обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
    Изменяя налог на прибыль (прямой налог), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.
    Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов.
  Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
     В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.[13]
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.[10]
    Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев  формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.
    Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному.   Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.
    Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[9]
    Как часть хозяйственного механизма финансовый механизм включает:
      совокупность организационных форм финансовых отношений;
      порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
      методы финансового планирования;
      формы управления финансами и финансовой системой;
      финансовое законодательство.
    При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а у каждого налога будет особый субъект, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
    Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
    В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).
    Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.
    Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. (См. приложение 1). Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
    Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти:
      Министерство финансов РФ;
      Министерство РФ по налогам и сборам;
      Федеральная служба налоговой полиции;
      Мингосимущество РФ;
      Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
      Центральный банк РФ;
     Контроль  использования федеральных денежных средств осуществляет Счётная палата РФ. В субъектах РФ  и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.
    Сферы и звенья финансового механизма  отличаются степенью сложности и  разветвленное отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерны система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
    Сочетание элементов финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др.
    Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Министерство финансов РФ и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.
    Подчёркивая роль финансового механизма в осуществлении финансовой политики государства, приведём ещё одно её определение. Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и иных финансовых инструментов, институтов и мер органов государственной власти, обладающих согласно законодательству полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства и регулирующих финансово-кредитные потоки в секторах экономики в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.6
    В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики — финансовых инструментов и финансовых институтов государственной власти.
    Финансовая  политика как органическая часть  экономической политики имеет целевую  направленность. Любой финансовый инструмент связан с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например, ставки налогообложения, уводят часть экономики (выручку, ВВП, доходы и др.) в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов, либо морально устарела используемая парадигма налогообложения, не отвечающая требованиям XXI в. - века гармонизации труда и капитала. [20]
       Исторически всё ХХ столетие в западных странах проходит под знаком «социализации» государства. Начало этого процесса связывают обычно с именами О. Бисмарка и В. Бевериджа, сегодня же практически все развитые страны приняли концепцию государства благосостояния. Поэтому можно сказать, что достижение экономической эффективности деятельности финансового механизма  и эффективности финансовой политики в целом уже не является самоцелью, а скорее становится средством повышения благосостояния общества.7
    Глава II Типы финансовой политики 

    Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими тенденциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Всё это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений. Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три её основных типа: классическую, регулирующую и планово-директивную. Некоторые исследователи выделяют также неоклассический тип.8 

    2.1 Классический тип финансовой политики 

    Государство уже много веков наряду с поддержанием порядка, законности, обороноспособности страны занимается выполнением определенных хозяйственных функций. Так что у государственного регулирования экономики имеется весьма богатая история, в которой можно обнаружить и громкие успехи, и ужасающие неудачи. Уже в период зарождения в Европе капиталистической системы государство осуществляло контроль над процентными ставками, ценами, условиями внешней торговли, качеством производимых в стране и поступающих по импорту товаров и услуг. Господствовавшее в экономической науке в XVII-XVIII вв. учение меркантилизма опиралось на признание государственного регулирования в качестве непременного условия успешного развития промышленности и торговли. Однако по мере развития рыночных отношений укреплявшийся экономически и политически класс предпринимателей начал усматривать в государственном вмешательстве прямую угрозу своей прогрессирующей экспансии в хозяйственную жизнь буржуазного общества. В результате стала формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства.[23]
    Данная  модель основана на признании гармоничного функционирования стихийно-саморегулирующегося  механизма рыночной экономики и  отрицании кризисов перепроизводства и других серьезных нарушений  макроэкономического равновесия. Наиболее видные представители данного направления - А. Смит, Д. Рикардо, Дж .С. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др. - полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и свободная конкуренция. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" подчеркивал, что рынок сам по себе как бы "невидимой рукой" направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели - полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. - достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма.9
    Наиболее  общим основанием для таких выводов является закон Сэя, в соответствии с которым сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный их стоимости. Иначе говоря, предложение товаров порождает свой собственный спрос. Отсюда делается вывод о том, что лучшей экономической политикой является политика невмешательства государства. В соответствии с концепцией экономического либерализма государство должно действовать по принципу: пусть все идет само собой. Именно сторонники государственного вмешательства, по мнению либералов, должны искать аргументы его необходимости.
    По  утверждению Дж. Гэлбрейта, до 30-х  гг. ХХ века принятие или непринятие закона Сэя являлось признаком, по которому экономисты отличались от дураков. Между  тем еще марксистами впервые  была показана несостоятельность идей о полной гармонии рыночной экономики капитализма, были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Дж. Кейнс, К. Викселль и другие экономисты пришли к этой мысли лишь десятилетия спустя. 
    Классический взгляд на проблему взаимодействия финансов и государства преобладал в условиях, когда в экономической теории господствовал микроэкономический подход. Успешная деятельность отдельных фирм отождествлялась при этом с успешным функционированием экономики страны в целом: работая на себя, частный предприниматель тем самым якобы работает и на общество: что выгодно "Дженерал Моторс" - то выгодно и Соединенным Штатам Америки. Экономисты классической школы крайне отрицательно относились к таможенным тарифам, поддержанию стабильного уровня цен, валютных курсов, поддержке правительством крупных монополистических корпораций, его воздействию на уровень заработной платы, процента и т.п. Конечно, по их мнению, общество должно создавать государственные институты - учреждения, наделенные достаточной властью, чтобы охранять жизнь человека и его собственность как внутри, так и за пределами страны, справедливо разрешать споры и т.д. Но не более того. Государству отводится сугубо подчиненная роль некоего "ночного сторожа частной собственности", обеспечивающего охрану правопорядка, национальную оборону, строительство и поддержание ряда общественно полезных сооружений. Главным при этом признается гарантирование экономической свободы - свободы заниматься той или иной хозяйственной деятельностью и принимать решения, свободы конкуренции, свободы торговли. А. Смит подчеркивал, что чем слабее вмешательство государства в экономику, тем меньше деформаций рыночных механизмов и лучше для народного хозяйства в целом.
    За  десятилетия господства классической концепции в науке накопились возражения против нее, связанные с тем, что:
    интерес частных фирм далеко не всегда отражает интересы общества в целом (например, в случае производства оружия, наркотиков и др.), и это неминуемо должно побуждать правительство пресекать случаи расхождения данных интересов;
    закон Сэя крайне упрощает действительность, поскольку получатели дохода вовсе не обязаны и далеко не всегда захотят израсходовать его полностью на покупки других товаров, а вполне могут предпочесть сберегать часть своего дохода. В таком случае сбережения подрывают действие закона Сея, ибо предложение не полностью создает свой спрос, и это порождает перепроизводство, экономический спад, безработицу, снижение доходов и т.д.
   Правда, классики утверждают, что сбережения превращаются в инвестиции, и с учетом возросшего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары спрос опять-таки приравнивается к предложению. Фактором такого уравнивания становится функционирование денежного рынка, гарантирующего якобы через гибкую процентную ставку равенство сбережений и инвестиций. Утверждается, что гибкость ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями. Но экономической теории хорошо известно, что:
    сбережения зависят не только (и вероятно, даже не столько) от процента, сколько от дохода;
    субъекты сбережений и инвестиций весьма различаются: сберегают домохозяйства, а инвестируют фирмы;
    для превращения сбережений в инвестиции необходима отлаженная финансово-кредитная система, и автоматизма здесь нет.
   Великая депрессия 1929-1933 г.г. явилась шоком  для классической теории: объяснить  спад такого масштаба, столь массовую безработицу она не могла. Использование  рецептов классиков - ограничение государственных  расходов и заработной платы - лишь ухудшило ситуацию. Небывалая глубина кризиса поставила под сомнение саму идею саморегулирующейся рыночной системы. Происшедшая в этот период "кейнсианская революция" в экономической теории, а также практический опыт США при Рузвельте и Германии при Гитлере предопределили временное падение авторитета классической концепции взаимодействия экономики и государства.[8] 
 
 

    2.2 Регулирующий тип финансовой политики 

    Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами ещё в XIX веке вопрос об изменении походов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Анализируя экономические процессы конца 20-х - начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели две его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами).10
    Рыночная  экономика не обладает постоянно  функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".
    Основной  фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.
    Кейнсианство  основывается на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций. Кроме того, расширяются покупательная способность населения и спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность не всегда повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а это две наиболее актуальные проблемы для российской экономики в настоящее время.[7]
    Экспансионистская политика требует наличия жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных средств или за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
     Стимулирование  активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.
     Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:
    высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.