На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  наук Российской Федерации
Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия
Кафедра управления и социальной работы
 
 
 
 
Выпускная квалификационная работа
Особенности профилактики семейных отношений  у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социальной работы
Исполнитель: Новоселова Т. В.
          Руководитель: Калашникова О. В., доцент кафедры управления и социальной работы,
кандидат психологических наук
          Рецензент: Турчанинова В. Н., доцент кафедры управления и социальной работы,
кандидат педагогических наук 

Работа  допущена к защите:
Зав. Кафедрой____________
«      » 2011 г. 
 

Нижний  Тагил 
2011
 

   СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
  Глава I:  Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
         1.1 Семья, имеющая  признаки социального неблагополучия  как объект социальной работы……………………………………………………….7
         1.2 Особенности профилактики  социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
         1.3 Специфика организации  профилактической работы  с семьями,  имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
  Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
         2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
         2.2 Модель психосоциального  сопровождения семей, имеющих  разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
         2.3 Методические рекомендации  специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК  ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….89 

 


  ВВЕДЕНИЕ 

   Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Одной из основных причин появления данной проблемы является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
   В 2000 году реальные доходы населения  составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз [2, с. 74-89].
   Социальное  неблагополучие проявляется в распаде  семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. На сегодняшний день в неполной семье воспитывается каждый седьмой российский ребенок. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав [2,  с. 145-214].
      Постоянную тенденцию к увеличению  имеет социальное сиротство, то есть ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками. В среднестатистическом детском доме из 100% детей-сирот 85 % являются сиротами при живых родителях [2, с. 20-87]. 

      Сложившаяся система социально-профилактической  и коррекционной работы  не  справляется с  сегодняшней усложняющейся ситуацией.  
     Актуальность данного  исследования обуславливается тем, что на сегодняшний день не сформирована оптимальная социальная  модель профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, в связи с этим необходимо создание специализированной системы учреждений для  детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
   Модель  профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства носит межведомственный и комплексный характер. Система профилактики представляет собой сплоченную, командную работу специалистов учреждений (образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальных служб  и т.д.) по обмену информацией и опытом работы. Только единовременная комплексная помощь, оказываемая неблагополучным семьям педагогами, психологами, юристами, специалистами социальных служб, и в частности специалистами социальной работы, может дать положительную динамику в решении проблемы семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности и социального сиротства.
   В данной работе объектом исследования является профилактика семейных отношений в социальной работе.
   Предмет: особенности профилактики семейных отношений  в деятельности специалиста социальной работы.
   Цель – определить особенности  профилактики семейных отношений  у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.                                                       
   Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:                                  
      Изучить литературу по данной проблеме.
      Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
      Проанализировать опыт работы  с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
      Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.                             
      Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
   В соответствии с задачами исследования в работе используются следующие методы:
    Наблюдение
    Комплексный анализ
    Мониторинг
    Анализ статистических данных
    Диагностический метод
     Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений системы профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства, а также разработанные рекомендации могут быть использованы  специалистами социальной работы в своей практической деятельности: в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе, осуществляющих профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
   В работе  нами выдвинута гипотеза – возможно, что профилактика межличностных взаимоотношений в семьях, имеющих признаки социального неблагополучия, будет более эффективной, если объектом такой работы считать несовершеннолетних и выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы изменения социальной модели поведения проходили на уровне несовершеннолетних, а детско-родительские отношения приобретали форму сопровождения со стороны специалиста социальной работы.
   База  исследования: Территориальная комиссия Верхнесалдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав (ТКДН и ЗП) г. Верхняя Салда Свердловской области.
     В выпускной квалификационной работе использовались учебные пособия по психологии и педагогике,  теории  и технологии социальной работы с семьей и детьми, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы печатных СМИ, а также материалы практики.
     Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды учёных: Е. И. Холостовой,  М. В. Фирсова, Б. Н. Алмазова, М. И. Буянова и т. д.
      Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   
   Глава I: Специфика социальной работы  с семьями, имеющими признаки неблагополучия 

   1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как
   объект социальной работы
   На  сегодняшний  день социальная работа с семьей имеет огромное значение для России, так как современная семья переживает сложный период развития. Возрастает число разводов (распадается второй – третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15 %  по стране; обострилась проблема детской инвалидности; увеличилось количество детей, страдающих психическими и психосоматическими заболеваниями; растет детская и подростковая преступность. Так неутешительно выглядит только неполная социально-демографическая характеристика российской семьи [41, с. 245-261]. К сожалению, можно констатировать факт, что в  современной юриспруденции нет четкого определения термина «семья». Исходя из этого, в своей работе мы будем придерживаться трактовки данного термина, опираясь на семейный кодекс Российской Федерации и учебные пособия по социальной работе.
     Семья – это основанная на браке  и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [41, с. 245].
     Семьей также называют  социальный  институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть  их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья, кроме того, - это сильнейший  источник эмоциональных реакций. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества [41, с. 245-261].
     Вся  человеческая деятельность  на всех уровнях социальной  организации в той или иной  степени  пронизана социальными  рисками: политические и экономические кризисы, экологические катастрофы не обходят ни одну социальную группу, в том числе и семью [36, с. 15-17].
     Без риска в современном мире невозможен прогресс, движение  вперед. Старая его трактовка в словаре В. Даля как «свойство необдуманных действий, наобум или на удачу, готовности идти вслепую на «неверное дело», то есть неподкрепленное рациональной оценкой, в современных подходах претерпевает изменение в сторону отказа от противопоставления нерациональных  решений осторожным, осмысленным, которое опосредуются рассуждениями. По словам психиатра Буянова М. И., познавательные, эмоциональные и волевые возможности человека позволяют ему удовлетворить  критерий ограниченной рациональности, существовать в сложном мире [12, с. 122-246].
     Семья и дети находятся в настоящее время на острие основных противоречий и рисков. Они попадают во власть как объективных условий, а значит, внешних по отношению к ним опасностей и угроз, так и субъективных, индивидуальных, что значит «собственных» рисков. Став важнейшей характеристикой современного образа жизни, риск определяет особенности поведения большинства семей, характер их взаимоотношений  с обществом и друг другом [15, с. 19-26].
   Риски проникают в современную жизнь  семей в виде явных и  потенциальных угроз (здоровью, благополучию, воспитанию детей, целостности семейной группы) и, пронизав ее, пугают, ставят в тупик, вынуждают определять позицию, благодаря которой одни семьи активно адаптируются к трудностям, другие – прибегают к испытанным тактикам и стратегиям поведения. Третьи вообще игнорируют реальное положение вещей, уходят от действительности в свой внутренний, ирреальный мир [21, с. 95-99]. 

   Из  вышеуказанного следует, что целью социальной и, в частности, психосоциальной работы является поддержание равновесия между индивидуальным функционированием личности и  ее межсистемных связей с обществом на протяжении жизнедеятельности.
   В сфере особого внимания как социальной, так и психосоциальной работы в контексте изучения рисков находятся неблагополучные семьи. Под «неблагополучными семьями» понимаются семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно. В результате этого семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные возможности существенно снижены [26, с. 38-39].
   Их  собственная  отрицательная активность (или, напротив, пассивность) может включать в себя элементы неопределенности, непредсказуемости, ненадежности для социума, так и для них самих, а поэтому они автоматически причисляются к особым, потенциально проблемным группам риска.
     В понятии «группа риска» отражается не просто возможность исходящей опасности или множественности угроз (для здоровья, благополучия, развития, воспитания), но и взаимосвязь этих угроз с деятельностью и поведением, с фактом существования и функционирования людей. Попадание семьи в группу риска обусловлено насыщенностью их жизни такими реалиями как противоречия [43, с. 205-244].
     Несмотря на все разнообразия  семей группы риска, их проблемы  имеют ряд общих сущностных характеристик, а именно:
    выход, и часто очень резкий, за пределы нормы;
    насыщенность семейных событий прогрессирующими изменениями и новыми ситуативными проявлениями, требующими немедленного разрешения, но скорее всего не разрешающимися;
    прогрессирующие негативные  изменения условий жизни семьи, ее межличностных отношений.
    возрастающие усложнения и эскалация проблем;
    насыщенность  ситуаций напряженностью, опасностями и угрозами (полный разрыв отношений в семье, бегство детей из дома, совершение тяжких преступлений);
    нарастание неопределенности для субъектов из-за невозможности самостоятельно осмыслить происходящее, принять решение.
     Рассмотрим основные  факторы  риска по степени их социальной  значимости и влиянию на положение семей и детей в нашей стране.
   Первый  и наиболее влиятельный фактор –  это снижение качества жизни населения, особенно страдают семьи с детьми, хуже всего приходится многодетным и моносемьям. У 63% семей  доходы на сегодняшний день ниже среднего уровня, 24,5% из них находятся в бедности, 33,2%  семей с несовершеннолетними детьми относятся к категории « хронически бедных». В условиях снижения уровня жизни семья вынуждена экономить на питании, в результате чего дети, к примеру, из трехдетной семьи получают в два раза меньше наиболее биологически ценных продуктов для растущего организма, чем в однодетных семьях. Сокращение доли расходов на питание в семейном  бюджете становится причиной роста такого заболевания у детей, как туберкулез. Первичная  заболеваемость им в возрасте до 14 лет возросла с 8,4 на 100 тыс. детей в 1991 г. до 15 в 2003г. и составляет уже 16, 2 в 2007г.  Также недостаточное количество витаминов и материалов приводит к нарушению памяти, проявляется ситуативность мышления. Нарушение познавательной деятельности – неспособность к решению задач, требующих внутренних операций.
   Фактором  риска, возникшего в последние годы вследствие экономических реформ, является безработица. О ее влиянии на положение семей и детей красноречиво свидетельствуют следующие цифры: в 2003г. 901 тыс. семей с несовершеннолетними детьми имела одного безработного родителя, причем у 75 тыс. семей безработным был единственный кормилец. На сегодняшний день ситуация не улучшается. Несомненно, низкий уровень жизни напрямую отражается на состоянии здоровья детей, но, к счастью, не всегда обуславливает качество их воспитания. Большинство безработных родителей – социально здоровые люди и не перестают заботиться о детях, стараясь решать экономические проблемы без ущерба для воспитания потомства. Риск  для детей и семейных отношений в аналогичных условиях усиливается из-за алкоголизации как следствия безработицы родителей. В 2004 году был установлен диагноз «алкоголизм и алкогольный психоз» у 173 200 человек. В семьях с алкоголизированными родителями дети находятся без надзора   [15, с. 11-338].
   Вообще, безнадзорность – отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо замещающих их лиц. Безнадзорность и отсутствие контроля за ребенком является прямым шагом к беспризорности. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает такое определение: беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и места пребывания [59].
   Также в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети голодают, подвергаются психологическому и сексуальному насилию. Именно алкоголизм становится причиной производственных травм, различных соматических заболеваний, гибели родителей – в результате чего дети остаются без семьи и пополняют детские дома. У таких детей наблюдается на фоне педагогической запущенности задержка психического развития (ЗПР) или умственная отсталость (олигофрения) [18, с. 58-62].
     Значимый фактор риска для  семей – это внебрачная рождаемость. Работающие одинокие женщины в возрасте старше 30 лет в условиях экономических реформ и массовых увольнений оказываются первыми кандидатами в безработные. Внебрачная рождаемость выступает сегодня исключительным показателем социального неблагополучия и риска. При росте числа детей, рожденных вне брака, увеличивается число детей у несовершеннолетних, так называемых «маленьких мам». Такие дети чаще всего являются отказниками и передаются на государственное воспитание в дома ребенка [17, с. 143-145]. 

     Фактором риска, обуславливающим  незащищенность детей, являются нестабильность брака и разводы. Все заметнее в последние годы становится и такая опасная тенденция, как неуклонное сокращение числа зарегистрированных браков. Процесс дестабилизации традиционной семьи, безусловно, отрицательно влияет на ее положение в целом и на положение детей, которые в ней живут и воспитываются: мало того, что они растут в неполных семьях, с одним родителем, материальные  условия их жизни ухудшаются, а проблемы с самоидентификацией обостряются. В дальнейшем это может быть гомофилизм, феминизм, агрессия к противоположному полу, букет всевозможных комплексов и фобий. Сегодня в каждой пятой семье отсутствует один из родителей [22, с. 30].
   Процесс общения со взрослыми у таких  детей характеризует особая напряженность. С одной стороны, они проявляют по отношению к взрослым агрессивность, с другой – своего рода потребительский интерес, что так же объясняется психологическими причинами. Прежде всего, это следствие неудовлетворенной потребности в родительской любви. У таких детей не удовлетворены так же и все другие социальные потребности – в  неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале [24, с. 46-52].
     Знание факторов современной  семьи позволяет выстроить эти  риски в иерархизированном порядке  по трем уровням:
    «нормальные», то есть определяющие области их терпимости  и соответствия сложившемуся в семье и обществе балансу безопасности;
    повышенные, задающие сферу желательного снижения;
    чрезмерные, указывающие области их недопустимости.
     В своей работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети»   [23, с. 117-165].
      С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние  на развитие личности ребенка,  неблагополучные семьи мы условно  разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
      Первую группу составляют семьи  с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности – неполные).
      Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.    Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
   Виды  неблагополучных семей в современном  обществе
       Отличительной особенностью семей  с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира, переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
      Среди внешне неблагополучных  семей наиболее распространенными  являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейное заболевание, семейная проблема [10, с. 18-48].
   Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают ученые, взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными [26, с.  68-79].
     Жизнь детей в подобной семейной  атмосфере становится невыносимой,  превращает их в социальных  сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
      Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
     Важнейшие особенности процесса  взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в следующем:
    Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место, и доверять людям нельзя.
    Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками.
    Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.
    Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях.
    Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей.
        Родители с аддиктивным поведением  могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они. Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком.
     Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
     Среди явно неблагополучных семей  большую группу составляют конфликтные семьи или  семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия [24, с. 46-52].
      Естественно, конфликтной семья  становится не сразу, а спустя  некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивный или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости
      «Конфликтными супружескими союзами,  – отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, – называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи» [24, с. 95-278].
       Независимо от того является  ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
      В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтами или ссорой скрывается неумение общаться.
     Конфликтные семьи более «молчаливы»,  чем бесконфликтные, в них супруги  реже обмениваются информацией,  избегают лишних разговоров. В  таких семьях практически никогда  не говорят «мы», предпочитая  говорить только «я», что свидетельствует  о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог [45, с. 48-437].
     Дети, пережившие ссоры между  родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных [41, с. 38-194].
     Своеобразным индикатором семейного  благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным.
   Внешне  урегулированные отношения в  семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов.
   Следствием  такого семейного воспитания детей  довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
   В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В. В. Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» – этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия [44, с. 294-356].
   «Недоверчивая»  семья». Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
   Такая позиция родителей формирует  и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются  подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
     «Легкомысленная» семья». Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
   Дети  в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
   В «хитрой» семье», прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного: законы и нравственные нормы. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное — не попадаться.
   Существует  множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное — душевное одиночество детей [45, с. 86-92].
     Перечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль – положительная или отрицательная – она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии [45, с. 112-114].
     Кроме того, семейное благополучие  явление относительное и может  носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
     Вместе с тем, есть значительное  число не осознающих свои проблемы  семей, условия в которых, тем  не менее, столь тяжелы, что  они угрожают жизни и здоровью  детей. Это, как правило, семьи  с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.
     С учетом достаточно большого  количества причин, обусловливающих  функциональную несостоятельность  семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используем характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.
     Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
     Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей [45, с. 112-117].
     Наибольшую опасность по своему  негативному воздействию на детей  представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.
     Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.
     На практике к асоциально-аморальным  семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации [45, с. 112-117].
   Таким образом, семьей, имеющей признаки неблагополучия в социальном поведении можно считать семью с низким социальным статусом, с отклоняющимся поведением, аморальным образом жизни, с нарушением репродуктивных и воспитательных функций посредством влияния факторов риска; искажением эмоционального фона и детско-родительских отношений; практически полным отсутствием социально положительных связей в обществе [27, с. 50-57].
   Специфика социальной, и в частности, психосоциальной работы с семьей, имеющей признаки неблагополучия, заключается в выявлении факторов, приводящих к социальному неблагополучию. Нами приведена классификация факторов неблагополучия, ориентируясь на которую, специалисты социальной работы  смогут акцентировать  внимание  на неуклонно расширяющихся проблемных зонах и опасностях, угрожающих не только семье, но и детям. Следовательно, зная специфические особенности детей каждой категории неблагополучных семей, можно с большой гарантией эффективности составить индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего и его семьи. И если не удается спасти семью, то необходимо дать шанс к нормальной жизни детям. Тем самым попытаться снизить количество беспризорных и безнадзорных детей, а также уменьшить число социальных сирот в детских домах. 

   1.2 Особенности профилактики  социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб
   Термин  «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия. [38, с. 209]. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
   Под профилактикой подразумеваются  прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия специалистов, в том числе и специалиста социальной работы,  направленные на:
    предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
       Выделяется несколько уровней  профилактической деятельности  специалиста социальной работы:
      решение социально-экономических, культурных и других задач по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
      меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
      индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков [38, с. 209-217].
   Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
   Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на появление таких явлений как беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие.
   Именно  первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения подобных негативных явлений.
   Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социальных  и прочих мер, направленных на работу с семьями и детьми, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Решение вопросов по жизнеустройству ребенка. Рассмотрение вопросов о лишении родительских прав.
   Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
   Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.
   Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в будущем ребенка, например обсуждение возможных проблем подросткового возраста.
   Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, профилактика подросткового суицида и т.п. [33].
   Субъекты  системы профилактики стремятся  не столько реагировать на проблемы, сколько предотвратить их появление. Но как показывает практика,  социальные службы сталкиваются с необходимостью вторичной профилактики, потому как не всегда семейное неблагополучие носит явный, открытый характер.
   Одним из важнейших направлений в профилактической деятельности   специалиста социальной работы является психопрофилактическая работа.  
     Психопрофилактическая работа с  детьми и подростками  определяется  необходимостью своевременного  предупреждения  возможных нарушений  в личностном и интеллектуальном  развитии детей, создания  условий  для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно психологами, педагогами,
   Технологии  профилактики с  детьми и подростками, имеющими предпосылки к возникновению безнадзорности, беспризорности, отличаются особым свойством. Они могут  сохранить жизнь, здоровье, достойный уровень жизни детей. В большинстве случаев именно проблемы в семье являются причиной побегов у подростков, а также чувство ненужности, безысходности, одиночества, беспомощности и т.д. [28, с. 5-7].
   На  сегодняшний день главная цель органов  системы профилактики – воспитание и проживание ребенка в родной семье, если его жизни и здоровью ничего не угрожает. Также  в семейной политике приоритет  остается за кровной семьей.
   Обусловлено это в первую очередь тем, что в процессе воспитания детей все приоритеты у кровной, родной семьи. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.  Ребенок чувствует, видит, слышит не только как надо жить и что нужно знать, но и какова жизнь в действительности, как люди ведут себя на самом деле: их отношения друг к другу и к другим людям, их оценки и суждения, переживания и размышления. На формирование личности ребенка решающее влияние оказывает как раз то, что «на самом деле», поэтому «...разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» [44,  с. 167-214].
   Особенность семейного воспитания состоит в  его эмоциональном характере, который «основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. В воспитании детей раннего и дошкольного возраста родственные эмоциональные связи (матери и ребенка в первую очередь) имеют огромное значение. Мать и ребенок – самые близкие друг другу люди, которые способны понять с полуслова и уловить эмоциональный настрой. Порой такие отношения не поддаются логике, а основаны на интуиции, предчувствиях и догадках. Фундаментальной основой детско-родительских отношений являются такие чувства как любовь, доверие, уважение.
   Психологи и педагоги единодушно утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, – то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания. Они рассматривают его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.  Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность   [44,  с. 167-214].
   Таким образом, основные условия развития личности – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения, по справедливому утверждению ученых, становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, а также культурные традиции данного общества.
   Традиции  семейного воспитания складывались на протяжении веков. Они формировались  стихийно, отражали особенности быта и культуры народа и, конечно, были тесно связаны с характером самой семьи. До сравнительно недавнего времени семья обычно была патриархальной, обширной по составу и включала представителей трех, а то и четырех поколений.  Правила воспитания детей передавались новым поколениям как незыблемые, освященные временем каноны, менявшиеся очень медленно и постепенно.
   Но  в последние сто лет нарастающий  темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, уступают место так называемой нуклеарной семье (родители и дети), количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между ее членами становятся ломкими и непрочными.
     Причиной данного явления могут служить следующие факторы: снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственных ценностей, ослабление воспитательных возможностей семьи и т.д.  [40,  с. 245-254].
   В  итоге, мы имеем разрушенные и  неполные семьи, нежелание иметь  детей и воспитывать их, асоциальный образ жизни членов семьи и отклонение родителей от выполнения родительского долга, увеличение числа социальных сирот, переполненные приюты и детские дома, рост подростковой преступности.
   Так, например,  территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  при работе с неблагополучными семьями осуществляют свою деятельность в соответствии с календарными планами, которые составлялись с учетом предложений всех субъектов профилактики и предусматривали проведение совместных мероприятий, принимались меры по обеспечению практического взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, по организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.
   Территориальными  комиссиями Горнозаводского округа изучены и проработаны вопросы, связанные  с организацией  профилактической работы с несовершеннолетними, с условиями их содержания и воспитания в учреждениях государственного воспитания, социальной защиты [50].
   Вопрос  о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении находится на постоянном, ежедневном контроле территориальных комиссий,  обеспечено соблюдение всеми органами и учреждениями системы профилактики требований ст. 9 Федерального закона  от 24.06.1999 года № 120 -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  [57].
     Основной задачей территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации профилактической индивидуальной работы по  адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, является обеспечение современного раннего выявления семейного неблагополучия детей, и организация  комплексной профилактической реабилитационной работы с семьей и ребенком на межведомственном уровне, в соответствии с требованиями законодательства и с участием органов и учреждений системы профилактики [51].
   Значительная  роль в организации индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, принадлежит государственным областным учреждениям социального обслуживания «Центрам социальной помощи семье и детям» и « Социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних» [42, с. 145-193].
   Анализ  ситуации по количеству несовершеннолетних, проходивших курс реабилитации в  учреждениях социального обслуживания семьи и детей, свидетельствует о существенной потребности территорий в них.
     Комплексный межведомственный подход  специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей к решению проблемных вопросов, в том числе  о лишении родительских прав, недопущении ТКДН и ЗП направления исков в суд, о лишении родительских прав до тех пор, пока в полной мере и в соответствии  с индивидуальными программами реабилитации не будет реализован весь комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий с родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, привел к положительной динамике снижения количества родителей, лишенных родительских прав в Горнозаводском округе  в 2009 году на 1,5%.
   Комплексный и межведомственный подход, используемый в индивидуальной работе с неблагополучными родителями и асоциальными семьями, выполнение задачи по сохранению ребенка в биологической  семье, постоянный межведомственный контроль положения детей в таких семьях приводит к снижению количества семей, стоящих на персонифицированном учете.
   Важнейшим фактором, способствующим профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, является обеспечение руководителями учреждений, где обучаются или содержатся несовершеннолетние, исполнения законодательства в отношении детей, а также профессионально организованная работа с детьми.
   Эффективность деятельности по профилактике семейного неблагополучия Горнозаводского  управленческого округа обеспечивается на нормативно-правовом, организационно-управленческом, социально-педагогическом, психологическом и кадровом уровне, что позволяет комплексно формировать единую модель социально-реабилитационного пространства в работе с неблагополучными  семьями.   
   Координатором межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики является  окружная комиссия Горнозаводского  управленческого округа по делам несовершеннолетних и защите их прав.
   Определен механизм взаимодействия субъектов  профилактики с территориальными комиссиями, который в себя включает несколько этапов: выявление, направление карты в ТКДН и ЗП, обсуждение на заседание ТКДН и ЗП, принятие решения, разработка индивидуальной программы реабилитации, направление программы исполнителям, контроль ее исполнения, коллегиальное принятие решения о продолжении работы или снятии с учета.
   На  территории  Горнозаводского управленческого  округа работа с детьми из неблагополучных семей начинается еще до поступления детей в первый класс.
   Специалисты социальной работы и педагоги школы  обеспечивают обход микрорайона  и выявляют таких детей. Необходимо отметить тесную связь учреждений социального обслуживания семьи и детей и общеобразовательных школ с дошкольными образовательными учреждениями.
   Таким образом,  можно сделать вывод, что профилактикой семейного  неблагополучия занимается целая система органов и  учреждений профилактики, но, к сожалению,  она не в силах искоренить из нашего общества такие явления как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность, нищенство и попрошайничество.
   Какую бы форму ни имело семейное неблагополучие, оно обязательно скажется на поведении  ребенка. Намного легче выявить  семейное неблагополучие, чем проводить работу по  исправлению последствий его влияния. Но на практике мы сталкиваемся уже с последствиями, и все силы прилагаем к искоренению именно последствий, не пытаясь устранить источник и причину появления социального неблагополучия семьи. А для того чтобы искоренить причину нужно «перевоспитать» общество, а для этого нужны годы.
   Задача  специалистов социальных служб  заключается  в том, чтобы помочь детям из неблагополучных семей адаптироваться к нормальной жизни в обществе, заставить их поверить, что они (дети) сами ответственны за свою судьбу, научить их элементарным социальным ролям. Показать модели нормальных межличностных взаимоотношений в семье, где супруги проявляют заботу и любовь как в отношении друг друга, так и в отношении своих детей. 

   1.3 Специфика организации  профилактической  работы с семьями,  имеющими признаки неблагополучия
   В связи с последствиями общественной трансформации России в начале 90-х  годов приобрела особую остроту  проблема перестройки деятельности органов социального обеспечения. Были приняты указы Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной семейной политики по вопросам обслуживания семей и детей. В законах говорилось о том, что государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений. Эту помощь предполагалось осуществлять  в следующих формах: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи. Одно из решающих направлений принятых документов – формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребенка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства к семье и детям, в том числе и в кризисных ситуациях.
   Так началось формирование целенаправленной работы  по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, отдельные элементы которой составили систему профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних.
   Стали создаваться  центры социальной помощи семье, психолого-педагогическое консультирование, органы усыновления, опеки и попечительства, центры планирования семьи, социальные приюты  и реабилитационные центры для несовершеннолетних.
   Развитию  учреждений системы профилактики способствовали изменения действующего законодательства об уголовной и административной ответственности, а также закон Президента РФ  от 24 июня 1999 г № 120 – ФЗ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ определил систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития  специализированных учреждений  образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения [57].
   В настоящее время в Российской Федерации сложились и действуют  несколько моделей социального обслуживания  семьи и детей: государственные социальные службы, смешанные службы, коммерческие службы, благотворительные фонды, общественные и религиозные организации. Но на сегодняшний день проблемы семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности не теряют своей актуальности.
   Преобладающей моделью государственной службы являются территориальные центры социальной помощи семье и детям, входящие в систему субъектов профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Профилактикой социального неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних занимаются в основном психологи центра и специалист социальной работы.
     Общие критерии неблагополучия  семьи: 
   1. Асоциальное поведение (аморальный  образ жизни, алкогольная или  наркотическая зависимость родителей,  антисанитарные условия, судимость  родителей  и т. д.),
   2. Ненадлежащее выполнение родительских  обязанностей (педагогическая запущенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.),
   3. Насилие в семье (психологическое, физическое, сексуальное).
   Эти  критерии касаются не только родителей  непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие  благополучной или неблагополучной  семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная [35,  с. 15-17]
   Существуют  также факторы, которые могут  привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска:
   1)медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный периоды развития);
   2)социально-экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители);
   3)социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;
   4)факторы социального риска (материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);
   5)психологические  (отчуждение от социальной среды,  неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей);
   6) педагогические (несоответствие содержания программ образовательных учреждений и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.).
      Характерными чертами неблагополучных  семей является внутренняя нестабильность, неосознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
      Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всеми специалистами системы профилактики и социальными службами, в частности, встаёт вопрос о том, как помочь ребенку устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями [27,  с. 50-57].
   Главный метод помощи специалистов социальной работы неблагополучным семьям – сопровождение.
   Сущностной  характеристикой сопровождения  в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист социальной работы создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями». [38, с. 124-136].
   Методический  анализ позволяет утверждать, что  на сегодняшний день сопровождение  – это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции и профилактики, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта.
   Таким образом, ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах социальной работы.
   Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:
   – во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;
   – во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов воздействия;
   – в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.
   В сопровождении, как в разворачивающемся  во времени процессе, можно выделить три основных компонента:
   – диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
   – отбор и применение методических средств;
   – анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход   профилактической работы.
   Принципами  работы специалиста социальной работы с социально неблагополучными семьями определяются:
    презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
    индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса);
    систематичность и последовательность (специалисты социальной работы  обеспечивают постоянный контакт с семьей);
    доверительные, равнопартнерские отношения между специалистами социальной работы и членами педагогического коллектива учреждений, где обучается и/или воспитывается ребенок;
    уважение  и ценностей семьи;
    ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
    адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов социальных служб.
   Этапы в работе с семьей:
   1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
   2. Изучение семьи (определение внутрисемейных  проблем и затруднений в воспитании  детей).
   3. Просветительский (оказание помощи  в семье в ситуации кризиса).
   4. Коррекционно-профилактический (решение  конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая  и психосоциальная работа в семье).
   Основные  критерии оценки степени социального  благополучия семьи:
   1.Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
   2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические  условия, условия жизни ребенка в семье).
   3. Физическое здоровье (диагностика,  хронические болезни, профилактика, гигиена).
   4.Духовное  и моральное здоровье (вредные  привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
   5. Воспитание детей (стиль воспитания  в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
   6. Внутренние и внешние коммуникации  семьи (открытость семьи, тип  семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами). [41, с. 34-72].
   Виды  и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как  социального института в целом  и в каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, то есть направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная  помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие ее членов.
   Рассмотрим  виды  экстренной помощи  при  наличии  внутрисемейной жестокости. Следы жестокости и насилия могут  иметь явный и скрытый характер. К явным признакам жестокости и насилия  относятся  следы побоев, ссадины или ожоги на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови и спермы на одежде.
   Совокупность  таких признаков  должна стать  причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Как правило, есть необходимость немедленного удаление несовершеннолетнего из семьи  и помещение его в учреждение социальной реабилитации – это находится  в  компетенции местных органов  опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к несовершеннолетним, неконтролируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о  лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении [40, с. 255-261].
   Деятельность  специалиста социальной работы, направленная на улучшение детско-родительских отношений,  в своей основе опирается на технологии профилактики и социальной диагностике. В ходе такой работы проводится социально-психологическое  консультирование семьи с целью устранения  взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях с социальной средой.
   Большое значение имеют также психокоррекционные  мероприятия,  изменение  самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и  собственно социальные компоненты, например, помощь оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном муниципальном образовании).
   Социальная  работа с семьями, страдающими зависимостями, на начальных этапах носит диагностический характер. Важно выявить основные причины злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами и сопутствующие обстоятельства. Их анализ необходим, т.к. в основном не пьянство и наркомания  являются причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к ним прибегают именно для того, чтобы такими  способами (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программы работы с наркозависимыми  и алкоголезависимыми лицами, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно социально-трудовая реабилитация как самого зависимого, так и его семьи. Особенностью социальной работой с такими семьями является  формирование мотивации клиента и его семьи к здоровому образу жизни без алкоголя и наркотических веществ; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы [40, с. 255-261].
   Таким образом, зная проблемы постановки неблагополучной семьи на профилактический учет в ТКДН  и ЗП, специалист социальной работы, психолог, классный руководитель и другие специалисты органов и учреждений субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на основе данных методических указаний  по каждому типу неблагополучия могут более эффективно и грамотно выстроить профилактическую работу с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении, а также составить индивидуальны программы реабилитации несовершеннолетних и семей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.