На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Динамика социально-экономического развития регионов РФ, проблемы и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики 
 

ДИНАМИКА  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ
Курсовая  работа по дисциплине «Экономическая теория» 

Студент     гр. 014А90                ___________________                Ю.А. Багданова
             (номер группы)   (подпись)
                              ___________________
        (дата)
Руководитель                 ____________________             Л.М. Борисова
                                    (подпись)
                             ____________________
                                    (дата) 

Томск - 2010
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………….................3
    Теоретические основы регионального развития Российской Федерации………….........5
      Теории регионального развития: сравнительный анализ, практическая приложимость……………………………………………………………………...........5
      Региональное развитие: исторические корни и формирование вектора развития.....9
    Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации…….....13
      Особенности социально-экономического развития г. Москвы……….....................13
    2.2. Особенности  социально-экономического развития  респ. Дагестан……………….15
    2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области………..17
    Социально-экономическое региональное развитие Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………….............21
      Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития....21
      Механизмы регионального социально-экономического развития………………....25
Заключение.………………………………………………………………………………..........36
Список  использованной литературы…………………………………………………….........37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Какое значение мы придаем понятию «развитие»?  В общем смысле его можно обозначить как усовершенствование, движение вперед по нарастающей. Тогда какой смысл у того же понятия в контексте рассмотрения экономики и общества? По всей видимости, под социально-экономическим развитием понимается улучшение совокупности демографических, производственных и экологических признаков.
     В Российской Федерации, как в государстве, расположенном на обширной территории и устроенном на федеративных началах, региональный фактор играет чрезвычайно  важную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом  развитии страны1.
     Процесс перехода к рыночной экономике, изменение  схем поступления ресурсов, необходимых  для развития экономики, развитие товарных отношений, миграция населения и  пр. поставили перед регионами  проблему самоопределения в общей  экономической системе всей страны2.
     Необходимость управления экономическим развитием  в регионе обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, её нацеленностью  на получение экономического эффекта  и игнорированием проблем  социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономической системы в той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, её природно-климатических и этнографических особенностей.
     На  современном этапе в России формируется принципиально новое, не имеющее аналогов ни за рубежом, ни в ещё совсем недавнем советском прошлом, территориальное пространство. Оно характеризуется уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем, среди которых особенно ярко выделяются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, кардинальное изменение условий размещения производства и функционирования районов. Происходит кардинальная смена функционального и геополитического значения отдельных регионов в структуре оставшейся в Российской Федерации части бывшей территории СССР3.
     Социально-экономическое  состояние современной России заставляет критически подойти к основам  и стереотипам, лежащим в основе современной экономической теории, и заново их осмыслить. Выявление характерных черт современного социально-экономического развития регионов Российской Федерации может осуществляться через анализ его динамики. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.
     Объектом исследования явилось социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. Предметом исследования стали факторы, обусловившие то или иное региональное социально-экономическое развитие.
     Целью работы явилось выявление факторов, которые вызвали изменение социально-экономического развития регионов, и проблем их развития.
           В соответствии с  целью, объектом и предметом работы были определены задачи исследования:
    раскрыть теоретическую базу понятий «региональное развитие», «теории регионального развития»;
    поэтапно проанализировать социально-экономическое развитие некоторых регионов Российской Федерации;
    дать характеристику и оценку современному социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.
     Методом исследования послужило изучение научных источников: учебных пособий, исследовательских работ центра РАН, монографий и аналитических докладов докторов и доцентов экономических наук, электронных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы регионального развития
        Теории регионального развития. Сравнительный анализ. Практическая приложимость
     Первоначально необходимо дать определения некоторым  важнейшим понятиям в рамках затронутой темы. Под социально-экономическим развитием подразумевается:
    рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;
    существенные сдвиги в социальной, институциональной, административной структурах общества;
    перемены в общественном сознании;
    перемены в традициях и привычках;
    повышение уровня образования, улучшение здоровья и т.д.4
     Существует  несколько методов рассмотрения классификации теорий регионального развития.
     О.В. Кузнецова5 в первую очередь обращает внимание на соотношение понятий «рост» и «развитие». Она приходит к заключению, что «в рамках региональных теорий и тем более при практической реализации мер региональной политики речь идет преимущественно об экономической росте, а не развитии». Автор обусловливает это тем, что экономический рост поддается количественному измерению и сравнению, а также обладает большей наглядностью.
     Итак, при этом подходе можно выделить две основные группы теорий регионального роста:
    Неоклассические  теории, которые основаны на производственной функции.
    Теории кумулятивного роста, являющиеся синтезом неокейсианских, институционалистских и экономико-географических моделей.
     К неоклассическим теориям относятся:
    теория Х. Зиберта;
    теория, объясняющая общенациональный экономический рост через ресурсы и технологии (Дж. Бортс);
    теория об особой стоимости местоположения региона (А. Маршалл).
     К кумулятивным теориям можно приписать:
    теорию о росте регионов через специализацию и эффект масштаба (Г. Мордаль);
    модель, в которой главная роль принадлежит региональной агломерации (Х. Ричардсон);
    модель экономического роста исключительно в городах (Дж. Фридман);
    схему «диффузии нововведений» (Т. Хэгерстранд);
    концепцию осей развития (П. Потье);
    концепцию «полюсов роста» (Р. Будвиль);
    эконометрические теории;
    теории, основывающиеся на институционалистских подходах;
    «Новую теорию регионального роста» (К. Криген-Боден, Х. Зиберт, Э. Боде) и др.
     Второй  метод классификации теорий регионального  развития имеет ярко выраженную специализацию. О.А. Андреев формулирует довольно обширную и развернутую классификацию теорий развития региона, основываясь на достижениях исследователей из зарубежных стран6:
    по функции:
      морфологические, описательно-пространственные;
      функциональные, объясняющие причины изменений;
    по принадлежности:
      пространственно-экономические:
    теория сельскохозяйственного штандорта (Й.Тюнен);
    модель индустриальных районов (Маршалл);
    индустриальное местонахождение (Вебер);
    центральное место (Кристаллер и Лёш);
      социально-поведенческие:
    индустриально-региональный подход (Сторпер);
    инновационная среда;
    групповой и сетевой подход (Портер).
     О.А. Андреев также рассматривает различные сферы экономической  социальной деятельности, в результате чего формулирует более полную классификацию, делая акцент на том, что «первичная категоризация содержит большое количество подходов и объясняет, что теории регионального развития являются результатом социального развития общества нашего времени» 7. Итак, автор составляет наиболее полный перечень теорий регионального развития.
     Таблица 1 - Классификация теорий регионального развития
Подход Основная  идея Политическое  применение
Теория  поиска баланса Ориентация  на поиск выгоды Отсутствие  каких-либо мер, кроме инвестирования
Технологии  и инновации Технологии  и инновации как источник изменений Вклад в науку  и технологии
Инновационная среда Регион может  стать инновационной средой Обучение, научные  исследования, инвестирования в инфраструктуру с целью поддержать инновации
Глобальный  капитализм Накопление  капиталов в регионах с высокой  степенью отдачи Сокращение  стоимости производственных факторов
Теория  регулирования Роль государственного вмешательства Роль в государственном  регулировании
Институционализм Акцент на культурную базу общества как на фундамент развития Адаптивная  практика, изучение
Ресурсы и физическая среда Местонахождение и наличие натуральных ресурсов как главный фактор регионального развития Политика передвижений, давление среды соответственно подходящим условиям развития
Кейнсианский подход Акцент на мультиэффекте развития Политика, направленная на рост центров
Теория  жизненного цикла продукта Оптимальное место  для производства определяется жизненным  циклом продукта Политическое  регулирование согласно жизненному циклу продукта
Политика  снабжения Инвестиции  в инфраструктуру должны привлекать ещё больше инвесторов Ослабление  регулирования, инвестирование, развитие проектов и партнерства
Экология  человека и управление охраной окружающей среды Рост важности факторов окружающей среды в процессе принятия производственных решений Регулирование, налогообложение
Проблемы  защиты окружающей среды Принятие во внимание промышленным сектором факторов окружающей среды Меры, принимаемые  в пользу экологического развития
 
     Каждая  теория относится к определенным региональным процессам и определенным региональным условиям. Таким образом, теории имеют определенное влияние на социальные и экономические условия развития общества конкретной местности в конкретное время.
     Изложенные теории регионального развития помогут с определенной точностью и направленностью подобрать нужный подход к принятию властями решений о планировании развития того или иного региона в зависимости от уровня его социального и экономического состояния, географического положения (удаленность от федерального центра, климатические и географические условия) и т.д. Каждая из изложенных концепций имеет право на то, чтобы быть опорным пунктом анализа и планирования регионального развития. В вопросе о выборе той или иной концепции стоит исходить из характера выраженности регионального признака; задачей, целей и приоритетов развития; степени срочности планирования развития и др.
     Таким образом, на основании вышеизложенных концепции стоит определить практическую приложимость теорий регионального развития. Теории регионального развития позволяют провести:
     1. анализ происходящей ситуации в регионах;
     2. аргументирование региональной политики;
     3. региональное (территориальное) планирование. 

     
      Региональное  развитие: исторические корни и формирование вектора развития
     Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело  в настоящее время к заметному  расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.
     Однако, хотя региональная экономика – сравнительно молодая наука, нельзя сказать, что  она формируется только сейчас. Подобно  тому, как политическая экономия начиналась с классической политической экономии – Адама Смита и Давида Рикардо, региональная наука имеет своих классиков: немецкие ученые Иоганн Тюнен, Альфред Вебер, Вильгельм Кристаллер, Аугуст Леш, русские ученые Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и др8.
     Теперь  стоит подробнее разобрать некоторые  из вышеизложенных теорий для наглядности  и тщательного раскрытия теоретического аспекта работы.
     Итак, далеко не последнюю роль в становлении  теорий о региональной науке сыграл немецкий экономист Й. Тюнен. Возникновение теории размещения (локализации) принято связывать его именем. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Он доказал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделанных им допущений) — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство, и чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
     Одновременно  Й.Тюнен обосновал основные постулаты теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму земельной ренты9.
     Другой  теорией в рамках поставленного  вопроса стала теория индустриального  местонахождения А. Вебера. Фактором размещения («штандортным» фактором) Вебер называет ту экономическую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта, что означает возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом.
     Факторы размещения являются общими, а не специальными, относящимися к отдельным отраслям промышленности. Существуют факторы региональные и агломерационные. Региональные факторы - те, которые формируют структуру регионального размещения промышленности, т.е. размещения по географическим, индивидуально-определенным пунктам земной поверхности. Агломерационными же являются такие, которые в рамках основной сети, уже созданной региональными факторами вызывают сосредоточение производства в большем или меньшем числе пунктов, определяя таким образом степень производственной концентрации его независимо от того, где образуется географическая основная сеть промышленной ориентации. Также Вебером выделяются факторы природно-технического и культурно-общественного характера.
     Следующим исследователем данного вопроса  является В. Кристаллер с его теорией центральных мест. Основной её постулат заключается в том, что размещение экономической деятельности главным образом определяется условиями спроса и предложения. Однако реальное географическое пространство крайне неоднородно, и такие факторы как рельеф, население, транспорт играют важнейшую роль, но для того, чтобы проверить влияние только спроса и предложения необходимо упростить остальные факторы и сделать допущение "при прочих равных условиях". Для теории центральных мест это упрощение заключается в том, что район рассматривается как однородная равнина с одинаково плодородными почвами, однородно распределенным населением, для которого характерны одинаковые запросы и предпочтения. Предполагается также транспортная доступность во всех направлениях. Таким образом, теория центральных мест Кристаллера основана на идеализированной территории, т.н. изотропной поверхности. На такой территории издержки снабжения поселения будут зависеть только от расстояния между местом производства товара и этим поселением. За принцип построения модели размещения центральных мест Кристаллером был принят "поведенческий" принцип - минимум времени, сил и средств для достижения населением меньших населенных пунктов своего центрального места10. Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуга и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.)
     Альфреду  Веберу (1868—1958) удалось в 1909 г. решить задачу оптимального размещения только одного производителя при прочих заданных условиях, и это достижение оставалось непревзойденным более четверти века. Лёш решил задачу одновременного размещения нескольких производителей, имеющих к тому же разную специализацию11. Август Лёш был первым ученым, предложившим теорию размещения производства в условиях рыночной экономики, где главная роль отводилась не снижению издержек (сырьевых и транспортных), а максимизации прибыли. Интегрируя опыт предшественников, Лёш создает собственную концепцию экономического ландшафта, в котором определяющим фактором являются сбытовые зоны предприятий разного уровня, образующие сеть экономических районов с узлами в городах. Идеальная форма сети - шестиугольные соты, в реальности ячейки имеют форму треугольников или четырехугольников. В отличие от аналогичных построений, предложенная Лёшем модель была моделью рыночного равновесия, а не плановым предписанием, фактически представляла собой модель территориальной самоорганизации общества и его экономической жизни12.
     Формирование  вектора развития
     Предприятия, корпорации, фирмы всей логикой функционирования рыночного механизма выдвигаются в центр назревших и необходимых перемен, связанных с проявлением устойчивой заинтересованности общества в высокоэффективных нововведениях.
     Сопоставительный  анализ тенденций и форм мирового и отечественного процессов экономической  и социальной динамики убеждает, что  одним из наиболее значимых свойств глобального расширенного воспроизводства стало органическое присутствие в нем фактора науки и обновляющихся технологий. Благодаря именно этому экономическое развитие в целом приобретает в динамичных странах инновационный характер13.
     В интересах успешного перехода на путь инновационного развития на первый план выдвигается задача выработки  и реализации региональных моделей  инновационной политики и стратегии, которые базируются на оптимальном  сочетании форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных экономических рычагов  и стимулов.
     Следует исходить из того, что региональная инновационная политика и стратегия  являются органической составной частью федеральной государственной социально-экономической  и научно-технической политики России. Соответственно, и общая целевая направленность региональной инновационной политики предопределяется рубежами и генеральными целями социально-экономического развития всего российского общества.
     Анализ  и обобщение отечественного и  зарубежного опыта позволяет  выделить следующие основные направления совершенствования организации управления процессом проведения региональной инновационной политики и стратегии14:
                Консолидация и наращивание мощи инновационного потенциала в регионах;
                Формирование регионального рынка инновационной продукции и его инфраструктуры;
                Адаптация предприятий и организаций к условиям перехода к инновационному типу развития;
                Повышение конструктивной роли региональных органов власти в организации инновационной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава 2. Этапы социально-экономического развития регионов Российской Федерации
     Для анализа социально-экономического развития регионов Российской Федерации  был выбран постсоветский период вплоть до 2008 г.
     Общеэкономический фон, на котором происходили процессы территориального расслоения и выравнивания, был существенно различным в течение рассматриваемого срока. Так, в 1991-1998 гг. – заметное и монотонное сокращение производства, которое привело к экономическому кризису. Между 1999 и 2000 гг. в России произошел перелом в экономической динамике: после значительного падения валового внутреннего продукта начался его рост. В сравнении с 1998 г., когда в результате дефолта экономические и социальные показатели оказались самыми низкими за весь период рыночных трансформаций, в 2003 г. ВВП был выше на 38%. Объем промышленного производства соответственно поднялся на 45%, продукции сельского хозяйства – на 24%. Инвестиции в основной капитал увеличились на 57%. Возросший экономический потенциал позволил несколько улучшить жизнь россиян. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2003 г. повысились в сравнении с 1998 г. на 33%. Это было обеспечено как за счет заметного роста заработной платы, так и увеличения пенсий, стипендий и других государственных пособий.15 В 1999-2004 гг. – экономический рост, независимо от причин, его инициировавших16. Дальнейшее развитие экономики осуществлялось довольно стабильно, без резких скачков.
     Для рассмотрения динамики регионального  социально-экономического развития были выбраны некоторые регионы и  субъекты федерального значения Российской Федерации, отражающие наиболее различные особенности регионов. Ими стали:
    г. Москва, представляющий собой центр самого развитого экономического района страны;
    респ. Дагестан, являющаяся депрессивным регионом;
    Вологодская область – регион со средним уровнем социально-экономического развития (на 2002 г.);
     2.1. Особенности социально-экономического развития г. Москвы
     В 1990-е гг. в Москве, как и в  России в целом, происходил спад производства. Москва потеряла 60% объема промышленного  производства. Но уже в 1999 г. индекс производства промышленной продукции составил 114 % к уровню 1998 г. Правительство Москвы принимает меры для оживления промышленного производства: оказывает помощь пищевой, легкой, электротехнической, автомобильной промышленности. Как известно, начало реформ привело к развитию внешнеторговых связей предприятий столицы. Но в результате предпринимаемых правительством Москвы мер во внешнеторговой деятельности ситуация улучшается. Темпы роста внешней торговли в Москве опережают средние по стране. В экспорте России на Москву приходится 16% и в импорте – 18% (1999 г.)17.
     Приватизация  производственных объектов началась в  Москве в 1992 г. путем продажи небольших  предприятий, вначале, главным образом, в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания; часть предприятий  была акционирована. Уже к концу 1990-х практически все (99%) предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания стали частными или смешанной форм собственности.
     В 1990-е гг. в Москве начались принципиально  новые экономические преобразования, которые, в свою очередь, определили индивидуальные изменения в социальной сфере столицы. Среди кардинальных изменений в комплексах Москвы в 1990-е гг. можно выделить18:
    институциональные преобразования (процесс разгосударствления, акционирования, приватизации недвижимости и других материальных ценностей);
    коренные изменения в структуре хозяйственного комплекса столицы (сокращение значимости промышленности, а также науки и научного обслуживания; стремительное развитие, упрочение финансово-кредитной сферы и ряда обслуживающих отраслей, прежде всего торговли, с широким развитием частного предпринимательства);
    проведение масштабной и результативной социальной политики защиты, помощи и поддержки населения Москвы, не имеющей по объему и относительным размерам аналогов в практике других субъектов Федерации;
    негативные изменения экологической и демографической ситуаций в связи с их резким ухудшением в 1990-х гг. и небольшие позитивные сдвиги в этих сферах развития города со второй половины 1990-х гг. и др.
     В период с 2001 года по 2006, доля Москвы в  формировании валового регионального  продукта (ВРП) по субъектам Российской Федерации увеличилась с 19,1% до 23,1%. ВРП Москвы на душу населения в 2006 году составил 493,2 тыс. рублей, что более чем в 3 раза превосходит аналогичный показатель по Российской Федерации, в целом. В 2007 году рост ВРП Москвы продолжился.
     Не  менее динамично развивалось и промышленное производство Москвы. В период с 2001 года по 2006, среднегодовой темп роста промышленного производства составил 115,6%. Москва относится к числу наиболее развитых и подготовленных к инновационной деятельности субъектов Российской Федерации. Показатель инновационной активности в столице (18,1%) – является самым высоким по стране. В 2007 году в Москве удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, составил 11,6%, что превышает общероссийский уровень (8,5%). Малое предпринимательство играет огромную социально-экономическую роль в жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города, и в их деятельность вовлечены все социальные группы москвичей. 
     В 2006 году в Москве действовало 207,8 тыс. малых предприятий (20,1% от общего числа  малых предприятий России), которые  имели оборот в 3999,4 млрд. руб.(33,1% от общероссийского показателя). В 2007 году в Москве действовало уже 214,4 тыс. малых предприятий (18,8% от общего числа малых предприятий России), которые имели оборот в 4641,5 млрд. руб.(30,0% от общероссийского показателя).
     Город Москва занимает ведущее положение  среди регионов Российской Федерации  по привлечению иностранных инвестиций. В период с 1991 года по 2007 год в  нефинансовый сектор экономики столицы  поступило 192,6 млрд. долл. США или 49,1% всех иностранных инвестиций, поступивших  в страну. В 2007 году в Москве объем поступивших прямых иностранных инвестиций на душу населения составил 1499,24 долл. США, в то время, как общероссийский показатель в том же периоде составил всего 195,45 долл. США.
     Москва  играет важную роль во внешнеторговой деятельности Российской Федерации. В 2007 году, в результате торговых операций с 200 странами, внешнеторговый оборот города составил 83,4 млрд. долл. США, что составляет 14,3% от внешнеторгового оборота страны.   

     2.2. Особенности социально-экономического развития респ. Дагестан
           Изменение в 1990-е  гг. политического и экономического курса страны, переход к рыночным отношениям привели к кризису  сложившейся экономической системы  Дагестана. Особенно пострадали промышленные производства, работавшие на привозном сырье, материалах и комплектующих изделиях. С распадом СССР были разорваны связи, межотраслевая и межрегиональная кооперация, потеряны рынки сбыта. О глубине спада промышленного производства в Дагестане свидетельствует показатель производства промышленной продукции на душу населения, составлявший в 1996 гг. 7,8% от среднего показателя в России и 7,4% ? в 2000. Падение промышленного производства произошло с 1991 г., когда валовый выпуск промышленной продукции составил 85,4% от показателя 1990 г., а в 1997 г. достиг только 18% от уровня 1990 г. Одна из причин такого резкого падения производства заключалась в том, что большинство промышленных предприятий, построенных на территории республики, не соответствовали местным условиям.
     Основным  из источников дохода горцев являлось сельское хозяйство, народные промыслы и отходничество (миграция). В 1990 г. художественными народными промыслами занимались 15 тыс. чел., к концу 2000 г. – 4,7 тыс. чел., так как они оказались неприспособленными к рыночной экономике в том виде, в котором она сложилась к концу 90-х гг., к конкурентной борьбе19. Численность экономически активного населения увеличилась с 739,6 тыс. чел. в 1992 г. до 916 тыс. чел. в 2002 г (на 23,9%). Но в пределах этого периода число занятых в экономике увеличилось с 640,4 тыс. до 697 тыс. чел. (всего на 8,8%), при существенном росте численности безработных с 99,2 тыс. до 219 тыс. чел. (в 2,2 раза). Самая главная прослеживаемая здесь тенденция – это соотношение численности занятых в экономике в частном и государственном ее секторах. Если в начале анализируемого периода численность занятых в госсекторе превышала численность занятых в частном секторе, то в 2002 г. численность занятых в частном секторе превысила численность занятых в государственном на 37,8%. В этом как раз и проявляются результаты государственной экономической политики, заключающиеся в формировании эффективной многоукладной экономики, в развитии частного предпринимательства.
     В период 2001-2004 гг. товарообмен Дагестана  с другими субъектами Федерации  значительно сократился и стал еще  более пассивным (соотношение  между  импортом и экспортом изменилось в сторону увеличения импортной  продукции). Если в 1992 г. объем вывоза материальных ресурсов, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в другие регионы России составлял 45,3% от объема ввоза, то через 10 лет этот показатель по важнейшим видам продукции составлял немногим более 10%20.
     Республика  Дагестан занимает в России одно из первых мест по уровню рождаемости  и естественному приросту населения. На фоне Южного Федерального Округа Дагестан выделяется самым высоким естественным приростом населения и его пестрым национальным составом. На начало 2002 года численность населения Дагестана составила 2166,4 тыс. человек, в том числе городского - 870,4 тыс., сельского - 1296,0 тыс.
     Во  время перестроечных процессов, сопровождавшихся локальными конфликтами  на этно-политической почве, направление миграций изменилось. Из республики теперь выезжает, в основном, русское население, а возвращаются дагестанские народности. Среди прибывших, например, в 1997 году, представители коренных народов составляли 76%, а среди выбывших - 47%. Прибывающие в Дагестан обосновываются на постоянное жительство, в основном, в сельской местности. Так, по общему размеру миграционного прироста в 1994 году Дагестан уступил только Краснодарскому краю, а миграционный прирост в сельской местности республики оказался самым высоким в России. И это на фоне недостатка пахотных земель и аграрного перенаселения21. 

     2.3. Особенности социально-экономического развития Вологодской области
     Вологодская область является регионом с двумя  центрами – г. Вологдой (областной центр) и г. Череповцом. В советское время индустриальный Череповец рос быстрее областной столицы, но в переходный период ситуация изменилась: за годы между переписями 1989 и 2002 гг. население Вологды выросло на 4,5%, а Череповца — почти не изменилось. Вологда оказалась более притягательной для мигрантов, в том числе из северных регионов, хотя ее экономическое положение хуже по сравнению с Череповцом. Областной центр имеет другие преимущества — более низкую стоимость жизни, развитую сферу услуг и привлекательную городскую среду. Касательно проблем сельского расселения, каждое десятилетие, начиная с 1970-х годов, более 10% деревень Вологодской области исчезают, потеряв последних жителей. В последние десятилетия исчезновение малых деревень, где живут немногочисленные пенсионеры, происходит из-за естественной убыли. По данным переписи 2002 г., из 8 тыс. сельских поселений области только 9% имеют более 100 жителей, на одну вологодскую деревню в среднем приходится 49 жителей, что в 5 раз меньше среднего показателя по стране. Нежизнеспособность малых деревень в сочетании с демографическими проблемами и низкой транспортной доступностью еще в советское время превратили сельскую местность области в кризисную зону.
     На  примере Вологодской области  особенно ярко видна зависимость  экономической ситуации в регионах России от отраслевой структуры экономики. Благодаря одному из крупнейших металлургических холдингов страны — "Северстали" — Вологодская область входит в группу регионов — экономических лидеров. В межбюджетных отношениях область со второй половины 1990-х годов является регионом-донором и не получает трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов. Значимость "Северстали" подтверждается и тем фактом, что она дает свыше 70% всех налоговых поступлений в бюджет области. Благодаря переориентации черной металлургии на экспорт с середины 1990-х годов, спад промышленного производства в Вологодской области был менее сильным, чем в других регионах Северо-Запада и в целом по стране, а в 2004 г. промышленное производство восстановилось до 91% от уровня 1990 г. (в среднем по стране — до 71%). Но опора на одну отрасль не обеспечивает устойчивого развития: по темпам роста Вологодскую область уже обогнала Ленинградская область и приближается Новгородская. В 2003–2004 гг. промышленность Вологодской области росла медленней по сравнению со средней динамикой по стране. Моноотраслевая структура экономики, сложившаяся в переходный период, усугубляется тем, что области пока не удалось преодолеть сильный спад в лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроении, текстильной отрасли.
     В целом по области ситуация на рынке  труда выглядит благополучной —  экономическая активность (67%) и уровень  занятости населения превышают  среднероссийские показатели. В отраслевой структуре занятости произошли изменения, типичные для всех регионов в переходный период: более чем вдвое выросла доля занятых в торговле при почти двукратном сокращении занятости в строительстве, несколько увеличилась и занятость в бюджетных отраслях.
     По  сравнению с подавляющим большинством регионов Северо-Запада и страной в целом Вологодская область почти весь переходный период имела более низкий уровень общей безработицы, измеряемой по методологии МОТ. В 2003 г. уровень безработицы сократился до 4,5% (1995 г. – 9%, 1998 г. – 13%), это один из самых низких показателей среди регионов России.
     За  период 2001-2007 г.г. доля населения с доходами более 15 тыс. руб. в месяц (в ценах 2007 года) увеличилась с 1,3 тыс. человек до 222 тыс. человек – а это каждый пятый житель области. А доля граждан с доходами менее 3000 рублей  соответственно снизилась за этот период с 67,9 % в 2001 году до 8,5 % в 2007 году22.
     При менее сильной отраслевой и территориальной  дифференциации заработной платы (за исключением  Череповца) меньше и неравенство  населения по доходу, поэтому область  со второй половины 1990-х годов сохраняла  более низкий уровень бедности по сравнению со среднероссийским. Только при сильных экономических шоках, каким было постдефолтное снижение доходов, доля бедного населения стремительно повышалась, но на короткий срок. Динамика 2001-2003 гг. показывает, что с каждым годом добиваться дальнейшего снижения бедности все сложнее, лимитирующими факторами являются относительно невысокие доходы населения по сравнению с другими экспортными регионами и средние темпы роста доходов в эти годы. Именно поэтому к 2003 г. уровень бедности в области снизился незначительно — до 21%, и сравнялся со среднероссийским23. 

     Итак, в результате проделанной работы можно выявить факторы, обусловившие именно такую динамику социально-экономического развития регионов:
    спад социально-экономического развития регионов России в начале 1990-х был вызван распадом СССР и децентрализацией государственной власти;
    дальнейшее успешное развитие субъектов Федерации с высоким уровнем докризисного состояния было вызвано проведением эффективной политики: институциональных преобразований, вложения значительных средств в восстановление экономики и поддержания уровня жизни;
    невысокий же уровень развития депрессивных регионов не был достаточным образом восстановлен и в начале XX в.: из-за еще большего ухудшения состояния экономики из депрессивных регионов прослеживалась миграция населения в результате аграрной перенаселенности, спад промышленного производства в результате несоответствия предприятий местным условиям и нуждам, низкого уровня развития внешнеторговой деятельности;
    в тоже время переход к рыночным отношениям повлек за собой развитие регионов за счет привлечения капитала для развития предпринимательской деятельности. В этом как раз и проявляются результаты государственной экономической политики, заключающиеся в формировании эффективной многоукладной экономики.
     С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось в основном двумя  комплексами причин. Во-первых, действием  рыночной конкуренции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактическим неравенством субъектов федерации в экономических отношениях с центром.
     Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам  населения) дифференциации24.
     Таким образом, рассмотренная динамика диспропорций в региональном развитии усиливает актуальность разработки и реализации государственной региональной политики, адекватной новой региональной ситуации и тенденциям ее развития. Эта политика должна иметь четко определенное и общепризнанное содержание (как самостоятельный предмет государственно-регулятивной деятельности), требующей для своей реализации специальных организационных структур и обеспечиваемой необходимыми финансовыми и иными ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Социально-экономическое  региональное развитие Российской Федерации  на современном этапе
     3.1. Проблемы и перспективы регионального социально-экономического развития
     Стабилизация  бюджетной системы страны и экономический  рост дал государству необходимые  ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно  констатировать, что административные и институциональные механизмы  государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.