На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование страховой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Организация и контроль страхового дела.
       1.1    Организационные формы страховых фондов……………………..5
    1.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в     страховом деле………………………………………………………….....7
    1.3 Государственный надзор за деятельностью страховых компаний…………………………………………………………………10
    1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний…………………………………………………………………12
    Глава 2.  Перспективы развития страхового законодательства.
    2.1  Совершенствование законодательства  в России…………………16
    2.2  Совершенствование государственного  регулирования и внедрение механизмов  самоуправления на страховой  рынок РФ...……………..18
    2.3  Перспективы либерализации страхового рынка РФ……..……...23
    Глава 3.  Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
    3.1 Страховое законодательство зарубежных стран…………………..25
    3.2 Страховое регулирование в странах Европейского союза…………....32
Заключение………………………………………………………………………43
Библиография........................................................................................................45 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Страхование – необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.
  Постепенно  страхование исчерпывает возможности  экстенсивного развития традиционных видов и отраслей, и наступает этап, когда начинается переход к национальной интеграции страхового предпринимательства и перерастанию его в интернациональное, к комплексному оказанию страховых услуг. Складываются национальные и международный рынки страхования в условиях довольно жесткой конкуренции и закладываются основы будущей глобализации страхового рынка.
  В начале XXI в. новый импульс международному развитию страхования придает открытие для иностранных страховщиков крупнейших национальных рынков — Китая и России. Повышение благосостояния населения Индии делает ее страховой рынок все более привлекательным для транснациональных страховых компаний. Борьба за рынки и на рынках этих трех стран будет во многом определять развитие страхования в ближайшие десятилетия.
  Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена  углублением интеграционных страховых процессов, глобализации политики страхового развития, а главное, в момент вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и предстоящего допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок законодатель должен осознать необходимость разработки и закрепления целого ряда до сих пор не существующих у нас законодательных норм на основе уже выработанных положений международной практики страховой деятельности и ее правового регулирования.
  Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования страхования.
  Задачами  является изучение правовых аспектов страхования на примере зарубежных стран и стран Европейского союза  при формировании единого пространства страхового рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Организация и контроль страхового дела. 

1.1 Организационные формы страховых фондов. 

       Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что страховые  фонды неизбежно создаются в  разных организационных формах и  служат для разных целей.
       Государство,  заботясь  о нормальном  существовании  в  развитии общества,  принимает  разнообразные  меры  по ограничению  в сглаживанию последствий чрезвычайных событий для граждан, производительных сил и окружающей среды. Создание условий для нормального воспроизводства  квалифицированной рабочей силы осуществляется в процессе реализации социальной политики государства.  Для решения этих задач формируются  следующие фонды.
       1. Государственные стратегические  страховые резервы предназначены  для предотвращения и компенсации  ущерба от чрезвычайных ситуаций  в сфере государственных финансов, возмещения ущерба и ликвидации  последствий крупных аварий, катастроф,  стихийных бедствий. Стратегические  резервы создаются в денежной  и натуральной форме. В денежной  форме они представляют собой  золотовалютный запас страны, в  натуральной – постоянно обновляемые   запасы продовольствия, топлива,  сырья, материалов. Материальные  резервы находятся в ведении  Российского агентства по государственным  резервам. Финансовыми резервами  распоряжается Минфин РФ.
       2. Государственные фонды социальной  защиты населения включают Государственный  пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования. Данные  фонды формируются в основном  за счет обязательных отчислений  работодателей. Средства этих  фондов используются для обеспечения  социальной защиты граждан в  случае их нетрудоспособности, достижении ими пенсионного возраста, при возникновении потребности в лечении и т.д.
       3. Фонд обязательных резервов коммерческих  банков в Центральном банке  РФ формируется в соответствии  с Федеральным законом «О банках  и банковской деятельности». Каждый  коммерческий банк, принимая рублёвый  или валютный вклад, обязан  перечислять определённый (зависящий  от вида вклада) процент от  суммы вклада в фонд обязательных  резервов. Посредством данного фонда  обеспечивается соответствующий  требованиям закона уровень ликвидности  коммерческих банков, а также  регулируется объем находящейся  в обороте денежной массы.
       4. Фонды самострахования создаются  на предприятиях в децентрализованном  порядке на добровольной основе. Эти фонды предназначены для  обеспечения нормальной, бесперебойной  работы предприятий. Они могут  создаваться и в денежной форме,  но в основном представляют  собой соответствующие запасы  сырья, материалов комплектующих  изделий и т.п. Обязательность  формирования резервного фонда  (причем именно в денежной форме)  законодательно закреплена только  для акционерных обществ.
       Граждане, заготовляя на зиму продовольствие или  приобретая зимой сахар для того, чтобы варить летом варенье, по сути дела, также осуществляют самострахование. Эта же задача решается при создании ими денежных накоплений. Создание фондов самострахования эффективно в тех случаях, когда время  возникновения потребности и  сумма требующихся средств известны заранее и не очень велики.
       5. Фонды страховых компаний создаются  в децентрализованном порядке  за счет взносов заинтересованных  лиц – страхователей. Фонды  имеют только денежную форму  и используются для компенсации  ущерба, причинённого имуществу,  жизни, здоровью страхователей,  а также для создания денежных  накоплений гражданами.
       Опыт  стран с развитой экономикой показывает, что участие в фондах страховых  компаний является для граждан и  предприятий наиболее эффективным  способом ликвидации последствий каких-либо неблагоприятных событий. Кроме  этого, страховщики осуществляют вложения средств страховых резервов по направлениям, определяемым государством. Это превращает фонды страховых компаний в дополнительный и, при достаточном развитии страхования, значительный по объемам источник и  инвестиционных ресурсов, который оказывает  достаточно ощутимое влияние не на экономику страны.
        
1.2 Организационно правовые формы предпринимательства в страховом деле. 

       Страховое предпринимательство может осуществляться в единоличной, групповой (коллективной) и государственной формах. Возможные  организационно-правовые формы страхового предпринимательства в России определены ГКРФ.
       Единоличная форма страхового предпринимательства в Российской Федерации распространения не получила. Частному предпринимателю достаточно сложно создать резервы установленной законодательством величины, а значит, не по силам гарантировать соответствующий уровень страховой защиты.
       Уникальной  формой единоличного предпринимательства  в страховом бизнесе является английская корпорация «Ллойдс». «Ллойдс» имеет многовековую историю и  до сих пор во многих аспектах считается  лидером страхового дела.  Специфика  организации  «Ллойдса» заключается  в том, что это объединение  частых страховщиков, которые называются андеррайтерами. Каждый 113 них проводит страхование «на свой риск», исходя из своих финансовых возможностей. Для расширения этих возможностей андеррайтеры объединены в синдикаты, функционирующие  на принципах сострахования. Прибыли и убытки распределяются между членами синдиката пропорционально долям их участия. Гарантией платежеспособности андеррайтера является достаточно крупный по сумме депозит, открываемый им при вступлении в корпорацию.
       Групповое (коллективное) предпринимательство осуществляется в виде хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, образованных на базе паевого капитала.
       Государственная форма страхового предпринимательства реализуется в тех случаях, когда контрольный пакет акций страховой компании принадлежит государству. В России, например, пакеты акций ОАО «Росгосстрах» и ОАО «Ингоссграх» находятся в руках государства. В общем случае организация государственной страховой компании возможна или через создание се государством, или через национализацию уже действующей страховой компании какой-либо организационно-правовой формы.
       Присущей  только страхованию организационно-правовой формой предпринимательства являются общества взаимного страхования (ОВС). Их специфика заключается в том, что страхователи одновременно выступают и в роли страховщиков, а страховой фонд создается на паевых началах. Данный вид страхования является формой защиты, альтернативной государственному и коммерческому страхованию. Страховые взносы в этом случае обеспечивают только формирование страхового фонда достаточной величины. Получение прибыли не является целью деятельности ОВС, что часто чуть ли ни вдвое снижает стоимость страхования. В ОВС происходит совмещение интересов страхователя и страховщика, что стирает противоречие между стремлением страховщика продать страховую услугу подороже и стремлением страхователя,
который хочет обеспечить свой интерес как  можно дешевле, но при этом с приемлемым уровнем надежности.
       Каждый  участник ОВС вносит авансовый взнос  и участвует в распределении  прибыли или убытка по итогам деятельности за год. Если объем собранных премий превышает сумму выплат за год, расходов на ведение дела и отчислений в  резервные и страховые фонды, то излишки или распределяются между  участниками пропорционально величине их пая, или засчитываются в счет взносов следующего года.
       На  сегодняшний день в странах Европы, США, Японии ОВС занимают ведущее  место в страховании жизни  и пенсионном страховании. В Японии на долю ОВС приходится 89% рынка страхования  жизни, в США – 58%. Максимального  развития данная система достигла в  транспортном страховании. Почти 95% судовладельцев мира страхуют свою о ответственность  перед третьим лицами в ОВС, называемых клубами взаимного страхования. Обращает на себя внимание и то, что  из десяти крупнейших страховых фирм мира шесть являются обществами взаимного  страхования.
       В России на сегодняшний день эта форма  организации страховой деятельности широкого распространения не получила. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие соответствующей  нормативной базы – закона «Об  обществах взаимного страхования». ГК РФ разрешает ОВС страхование  только следующих рисков:
    риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определённого имущества;
    риска гражданской ответственности;
    предпринимательского риска.
       Гражданский кодекс не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности, если ОВС –  некоммерческая организация, которая страхует исключительно  своих членов. Но отсутствие лицензии у ОВС приводит к тому, что они  не имеют статуса страховщиков и  не имеют соответственно их обязанностей и прав. Не являясь страховщиками, ОВС не попадают под наблюдение Департамента страхового надзора Минфина РФ, не имеют законодательно закреплённых правил размещения страховых резервов, на них не распространяются требования по обеспечению платёжеспособности и т.д.  При этом на ОВС не распространяются льготы по НДФЛ и налогу на прибыль на суммы отчислений в страховые резервы, а так же на суммы выплат своим членам при наступлении страхового случая.  Не являясь страховщиком, ОВС не имеет право осуществлять перестрахование, которое является одним из элементов обеспечения платежеспособности при принятии рисков. 

        Государственный надзор за деятельностью страховых компаний.
 
       Необходимость государственного надзора определяется важной ролью страхования в экономической  жизни общества, связанной с ликвидацией  последствий неблагоприятных событий  и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов  страхователей.
       Для обеспечения государственного контроля в этой области в феврале 1992 г. Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 г. функции Росстрахнадзора переданы департаменту страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации.
       В формировании системы государственного надзора Россия опирается на мировой  опыт в этой области, ориентируясь прежде всего на немецкий подход к контролю за страховой деятельностью. Для  Германии характерен жесткий контроль за соблюдением законов по защите интересов страхователей и четкая регламентация страховых операций. Обязательным является лицензирование страховой деятельности, публикация страховыми компаниями отчетов об их работе, законодательное установление и контроль соблюдения нормативов деятельности страховщиков.
       В мировой практике существует также  английский вариант организации  страхового надзора, особенностью которого является  незначительное вмешательство  государства в деятельность страховщиков. Здесь государство осуществляет лишь последующий контроль за законностью  уже совершенных страховых операций.
       Целью деятельности Департамента страхового надзора Минфина России является контроль за соблюдением требований страхового законодательства, обеспечение эффективного развития страхового рынка, защита интересов и прав страхователей, страховщиков, государства и других заинтересованных лиц. Поставленная обществом цель реализуется через закреплённые законодательством права и обязанности Департамента.
       В обязанности Департамента страхового надзора Минфина входит:
    ведение Единого государственного реестра страховых организаций и их объединений, а также реестра страховых брокеров;
    решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности и аудит в страховании;
    разработка правил формирования и размещения страховых резервов, учета и отчётности страховщиков, нормативных актов и инструктивных материалов в области страхования;
    контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховых компаний;
    обеспечение гласности страховой деятельности, проверка достоверности отчетных данных и правдивости информации о финансовом состоянии страховщиков;
    обобщение практики страховой деятельности, разработка предложений по совершенствованию страхового законодательства;
    обеспечение правопорядка в отрасли, для чего Департамент рассматривает нарушения закона, наказывает нарушителей, ограничивая, приостанавливая или отзывая лицензии на осуществление страховой деятельности;
    подготовка и повышение квалификации работников страхового надзора.
       Департамент страхового надзора Минфина России имеет право:
    получать от страховщиков установленную отчётность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также необходимую информацию от предприятий, организаций, банков, граждан;
    проверять соблюдение страховыми компаниями страхового законодательства в достоверность предоставляемой ими отчетности;
    давать предписания страховщикам по устранению выявленных нарушений, а в случае невыполнения ими этих предписаний — приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии;
    обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации страховщиков, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.
 
1.4 Порядок регистрации и лицензирования страховых компаний.  

       Нередко на этапе регистрации и лицензирования страховых компаний проявляются  правовые нарушения, состоящие в  том, что ряду лиц удаётся зарегистрировать фирму как страховую компанию по фиктивным документам или действовать, не имея на это соответствующего государственного разрешения (лицензии). Поэтому при  выборе страховой компании (страховщика) страхователь, зная порядок регистрации  и лицензирования, может установить фиктивность той или иной страховой  фирмы.
       Статья 2 ГК РФ регламентирует: предпринимательской  деятельностью, к которой относится  и деятельность по страхованию, могут  заниматься лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Это положение детализируется в  п. 1 ст. 23 в отношении гражданина, занимающегося предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, в качестве которого может выступать страховой брокер, и в п. З ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ —  в отношении юридического лица (применительно  к рассматриваемой теме — страховая  организация, компания, фирма и т. п.), которое считается созданным  с момента его государственной  регистрации.
       Пункт 1 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое  лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации, в том числе для  коммерческих организаций, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего  ознакомления.
       Как видно из ст. 51 ГК РФ, ссылка сделана  на Закон о регистрации юридических  лиц, который, однако, еще не принят. Поэтому в настоящее время  регистрацию предприятий и предпринимателей без образования юридического лица проводят не органы юстиции, а регистрирующие органы при администрациях населенных пунктов, правительствах городов и  субъектов Российской Федерации. Документы, необходимые для регистрации  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, установлены Положением о порядке  государственной регистрации субъектов  предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной  регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ». Отказ в государственной  регистрации предприятий (предпринимателей), уклонение от неё, а также не предоставление для ознакомления данных Государственного реестра предприятий могут быть обжалованы в суде (общей юрисдикции или арбитражном).
       Общий порядок получения лицензии, виды определяемой ими деятельности и  органы, проводящие лицензирование, установлены  постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а 11 апреля 2000 г. – постановление  Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвердившее Перечень федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В соответствии с  ним лицензирование в сфере страхования  осуществляет Департамент страхового надзора при Минфине России, куда для получения лицензий страховщики  представляют:
       • заявление на получение лицензии;
       • учредительные документы;
       • свидетельство о регистрации;
       • справку о размере оплаченного  уставного капитала;
       • экономическое обоснование страховой  деятельности;
       • правила по видам страхования;
       • расчеты страховых тарифов;
       • сведения о руководителях и их заместителях.
       От  страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно  перестрахование, требуются:
       • заявление на получение лицензии;
       • учредительные документы;
            • свидетельство о регистрации;
       • справка о размере оплаченного  уставного капитала;
       • сведения о руководителях и их заместителях.
       Для получения лицензии на осуществление  обязательного медицинского страхования  организация в соответствии с  постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994г. № 251 «Об утверждении  правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование» должна подготовить:
       • заявление на получение лицензии;
       • нотариально заверенные копии учредительных  документов и свидетельства о  регистрации;
       • документы, подтверждающие оплату уставного  капитала (справку из банка, акты приёма-передачи основных средств и др.);
       • копию баланса на последнюю отчётную дату с приложением отчёта о финансовых результатах;
       • территориальную программу обязательного  медицинского страхования, утверждённую в соответствии с законодательством  РФ;
       • Правила обязательного медицинского страхования, утверждённые органом  исполнительной власти субъекта РФ, к  которым должны быть приложены образцы  договоров со страхователями и медицинскими учреждениями, а также страховые  полисы;
       • сведения о руководителе страховой  медицинской организации и его  заместителях.
       Департамент страхового надзора Минфина РФ должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу могут служить  несоответствия документов требованиям  законодательства и нормативным  документам Департамента. Решение сообщается претенденту в письменной форме  с мотивированием отказа.
       Следует особо подчеркнуть, что лицензия для осуществления страховой  деятельности действует только на определённой территории РФ, заявленной страховщиком, и не имеет ограничения по сроку  действия, если это специально не оговорено  при её выдаче (страховщику может  быть выдана временная лицензия, в  которой указывается срок её действия). 

Глава 2. Перспективы развития страхового законодательства. 

2.1 Совершенствование законодательства в России. 

     Совершенствование законодательства в России происходит в трех направлениях.
     Во-первых, это изменение общего законодательства. В конце 2002 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития страхового рынка РФ. На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" и другие законодательные акты".
     Законопроект  прошел первое чтение в Государственной  Думе РФ и сейчас подготовлен ко второму чтению. Есть очень большая  уверенность, что новые условия  деятельности на страховом рынке  могут быть приняты уже осенью 2003 года.
     Какие революционные преобразования возможны согласно этому законопроекту на страховом рынке России?
     Все страховые компании предлагается разделить  по специализации. Одним из них предоставляется  право осуществлять личное страхование, а другим - имущественное и часть  личного, а именно страхование от несчастных случаев и болезней и  медицинское страхование. Таким  образом, постарались разделить  так называемые "длинные деньги" и "короткие деньги", как уже  давно принято в международной  практике. Конечно, процесс разделения по видам страховой деятельности не пройдет безболезненно для  уже созданных страховых компаний со сложившейся клиентурой. Поэтому  для этих компаний предусматривается  переходный период до 1 июля 2007 года. К  указанной дате процесс разделения должен быть завершен.
       Предлагаемые изменения существенно  повышают устойчивость страховых  компаний, повышая минимальный уставный  капитал в 10 раз, с 3 млн. рублей до 30 млн. рублей. Кроме того, предусмотрены повышающие коэффициенты для компаний, занимающихся страхованием жизни, и для перестраховщиков и страховых компаний, занимающихся перестрахованием.1
       Не  менее важный вопрос - лицензирование. Ранее предусматриваемый законопроектом порядок лицензирования был во многом существенно доработан.  
             В частности, уточнен состав лицензируемых видов деятельности. Деятельность страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров, как субъектов страхового дела в России, может осуществляться только по специальному разрешению и только в определенной сфере - в сфере страхового дела. Что касается страховых актуариев, то хотя им и придается особый статус, деятельность их не предполагается лицензировать. Зато, чтобы стать страховым актуарием, необходимо получить в устанавливаемом порядке квалификационный аттестат, поскольку очевидно, что эта работа требует специальных знаний и квалификации.

     Для страховщиков предполагается несколько  упростить порядок лицензирования. Вводится новая система лицензирования, позволяющая получать лицензию не по каждому страховому продукту, а по 23 видам страховой деятельности. С учетом разделения страховых компаний по видам страховой деятельности, для получения лицензии одни страховщики  будут представлять правила страхования  в пределах 5 видов страхования, а  другие - в пределах 18. Предлагаемый порядок лицензирования значительно  упростит жизнь и страховым компаниям  и органу страхового надзора.
     Во-вторых, активно разрабатываются законопроекты по конкретным видам, в основном, обязательного страхования. К их числу можно отнести законопроекты "Об обязательном страховании ответственности при эксплуатации особо опасных производств", "Об обязательном медицинском страховании", "Об обязательном страховании ответственности производителей товаров (услуг) и работ", "Об обязательном страховании ответственности медицинских работников".
     В-третьих, существенно улучшаются условия деятельности за счет, принятия нормативных актов на уровне Минфина РФ, позволяющих, в частности, вносить изменения в документы в уведомительном порядке, совершенствовать статистическую отчетность и прочее.
     Основные  направления российского законотворчества в страховой сфере на ближайшие 3-5 лет также будут связаны  с модернизацией общего законодательства и нормативных актов по обязательным видам страхования. В перспективе  предстоит пересмотреть главу 48 Гражданского кодекса РФ, разработать законопроекты "Об обязательном страховании ответственности  производителей товаров и услуг" и некоторые другие законопроекты. О страховом кодексе РФ можно  говорить лишь в очень далекой  перспективе только после полного  формирования законодательной базы в страховании и кодификации  всех нормативных актов.  

     2.2 Совершенствование государственного регулирования и внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ. 

     Основной  целью госрегулировании страхового рынка России, в первую очередь, является защита интересов страхователей  и государства, что может выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и платежеспособностью  страховщиков, но и в обеспечении  постоянных налоговых и иных поступлений  от страховой отрасли.
     Страховщики как субъект регулирования ожидают, в первую очередь, не столько надзорных, сколько развивающих страховой  рынок, действий.
     Минфин  РФ занимается именно надзором за страховым  рынком. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе  и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.
     Государство будет оказывать стимулирующее  регулирование на страховой рынок  только в том случае, если это  будет ложиться в канву основной цели - защиты интересов страхователей  и государства. К тому же, отрицательно сказывается разобщенность надзорных  и развивающих функций, притом, что  надзорные механизмы явно превалируют  над стимулирующими. Тем не менее, стимулирующего влияния госрегулирования ожидать можно и нужно.
     Какими  же механизмами обладают для этого  процесса органы власти в России? К  механизмам стимулирующего влияния  государства на страховой рынок  следует отнести:
     Законодательное развитие обязательных видов страхования;
     Предоставление  специальных налоговых  режимов страхователям.
     Законодательное развитие обязательных видов страхования как механизм увеличения показателей страховой деятельности в числе первых отмечен в Концепции развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе. Причем, его действие связано не столько с механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, сколько с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Типичным примером является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
     Правда, многие страховщики в последнее  время задаются вопросом, смогут ли они пережить "критический" на 2-3 год период выплат по этому виду обязательного страхования и  компенсируется ли это дополнительными  продажами полисов по добровольным видам с низкой убыточностью (страхование  имущества и от несчастного случая). О других возможных новых видах  обязательного страхования мы говорили выше.  
Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (полностью при страховании имущества, в установленных, явно недостаточных, размерах на личное страхование, и не предусмотренное для страхования ответственности).

     Не  проработаны механизмы предоставления налогового вычета для физических лиц  в случае приобретения полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию  жизни, добровольному медицинскому и другим социально значимым видам  страхования. Не предусмотрена возможность  выбора между обязательной (государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного обеспечения.
     Несомненно, положительное влияние на госрегулирование окажет и процесс создания в рамках административной реформы в большей  степени самостоятельного органа страхового надзора. Так, возможно будут разделены  нормотворческие (правоустанавливающие) и надзорные (правоприменительные) функции министерств и ведомств, в том числе и Министерства финансов РФ. Планируется, что Департамент  страхового надзора будет преобразован в самостоятельную структуру  и, вероятно, в составе Минфина.
     В соответствии с той же административной реформой разрабатывается законопроект "О саморегулируемых организациях", в том числе и на страховом  рынке. Всероссийский союз страховщиков соответственно готов преобразоваться  в саморегулируемую организацию  с возможностью обязательного членства и расширением функций.
     Предполагалось, что этот закон внесет Правительство  РФ, но оно оказалось не готово к  делегированию части функций  саморегулируемым организациям. В этой связи, в последний день работы Госдумы  более пятидесяти депутатов из разных фракций подписали этот закон  и внесли его.
     Всероссийский союз страховщиков полагает, что единственной альтернативой "заторможенным" механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.
     Основное  преимущество механизмов саморегулирования  заключается в возможности выработки  профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и повышения  доверия со стороны страхователей. Кроме того, саморегулирование позволяет  более гибко реагировать на потребности  страхователей в более качественных страховых услугах.
     Две новых области приложения этого  метода регулирования.
     Во-первых, в России существует более 40 видов обязательного страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного страхования, заложенных в Концепции, к которым относятся усиление контроля за проведением обязательного страхования; введение новых видов обязательного страхования, создания централизованных гарантийных фондов, представляется весьма проблематичным. 
Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект "Об осуществлении обязательного страхования на территории РФ", которому отводилась главная роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклонен Правительством РФ, а в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в закон "Об организации страхового дела в РФ" лишь маленькая статья посвящена этому вопросу. Все это обуславливает изменения подхода к регулированию системы обязательного страхования.

     Актуальность  вопроса регулирования системы  обязательных видов страхования  также определяется тем, что в  Гражданском кодексе РФ (ст. 936) сказано, что "объекты, подлежащие обязательному  страхованию, риски, от которых они  должны быть застрахованы, и минимальные  размеры страховых сумм определяются законом".  
И здесь страховое сообщество, в том числе и орган страхового надзора, попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, вид страхования может называться обязательным, если о нем есть федеральный закон, на данный момент таких только 3 вида: обязательное медицинское страхование, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих.

     С другой стороны, более 40 видов страхования, которые введены "нестраховыми" законодательными актами, также нуждаются  в определении положений, обеспечивающих равные условия осуществления и  гарантии исполнения страховых услуг. 
Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при помощи механизмов саморегулирования. В основу регулирования системы обязательного страхования должен быть положен принцип обязательного членства в профессиональном объединении страховщиков с соблюдением стандартов профессиональной деятельности по конкретному виду страхования.

     Всероссийский союз страховщиков уже предложил  Минфину РФ для введения системы  саморегулирования создать рабочую  группу, состоящую из представителей страхового сообщества и органа надзора, для определения перечня обязательных видов страхования, нуждающихся  в регулировании.
     После этого на уровне Минфина РФ может  быть принят нормативный документ, который бы в целях соблюдения принципов обязательного страхования, предписывал страховщикам при осуществлении  данного вида обязательного страхования  обязательно быть членом объединения  страховщиков, имеющего согласованный  с Минфином пакет документов по этому  виду обязательного страхования.
     Таким образом, введение элементов саморегулирования  в сектор обязательного страхования  позволит систематизировать механизмы  регулирования более чем 40 видов  обязательного страхования и  максимально защитить интересы субъектов  страхового дела.  
          Во-вторых, без создания профессионального объединения страховщиков с обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов качества страховщика просто необходима.

      
2.3 Перспективы либерализации страхового рынка РФ.
 

     Если  учитывать, что тенденция к глобализации стала, бесспорно, основным вектором развития мировой торговли товарами и услугами, то практически не осталось на страховом  рынке представителей, ратующих за полный изоляционизм. Причем главным  объединяющим принципом выступило  понимание того, что доступ на российский рынок страхования возможен только путем коммерческого присутствия  в виде дочернего общества, которое  в полной мере подчиняется требованиям  российского законодательства. Также  большинство страховщиков считает, что социальное страхование и  страхование государственной собственности  за счет средств госбюджета любого уровня должно оставаться у национальных операторов. По иным ограничениям наша позиция заключается в том, что  либерализация должна носить поэтапный  характер и этапы должны быть увязаны  с состоянием страхового рынка.
     Кроме того, если посмотреть на страховой  рынок в соответствии с Генеральным  соглашением по торговле услугами (согласно которому страховые услуги объединяют услуги по прямому страхованию, перестрахованию, посреднические услуги, аффинированные со страхованием услуги), то можно сделать  вывод о высокой открытости страхового рынка России.
     В соответствии с существующей системой законодательства условия допуска  иностранных страховщиков на российский страховой рынок обозначены в  федеральном законе "Об организации  страхового дела в РФ". Новые поправки в данный закон, которые находятся  сейчас в Государственной Думе РФ, пока не предусматривают каких-либо изменений по условиям допуска иностранных компаний на страховой рынок РФ. 
Всероссийский союз страховщиков всегда выступал и выступает за поэтапную либерализацию страхового рынка России, как то предусматривает Концепция развития страхования в РФ и стремится выразить и защитить интересы всех своих членов, а по существу, всей российской индустрии страхования.

     Вместе  с тем, многолетний опыт зарубежных компаний могут привнести в российское страхование новые технологии и  продукты, а также повысить конкуренцию  среди страховщиков, что приведет к улучшению качества страховых  продуктов. 
Если говорить о внутренней работе Всероссийского союза страховщиков, то можно отметить значительные подвижки по открытости Союза. Так, AIG принимает участие в работе Экспертного совета по страхованию Госдумы, иностранные компании могут получить равный статус с национальными операторами в Союзе, включая членство в Президиуме. Ведется совместная законотворческая работа.

     Тем не менее, подводя итог, следует отметить, что позиция по либерализации  страхового рынка России требует  своего дальнейшего детального рассмотрения.
       
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах и странах Европейского союза.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.