На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Концепция биоэтики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КСЕ 
 

ТЕМА №24 

 КОНЦЕПЦИЯ БИОЭТИКИ 
 
 
 
 

              
             
             
             
             

            ВЫПОЛНИЛ: студент группы БУАз 08-1
            МОРДОВИНА Т.А.
            ПРОВЕРИЛ: профессор, д.б н
                                       Дьякович  М.П.
            СДАНА: « » декабря 2008
            ОЦЕНКА:
            Зачетная  книжка № 085424  
             
             
             

Ангарск,2008 

Содержание 

    Введение…………………………………………………………………. 3
    Понятие биоэтики, предпосылки ее зарождения……………………… 4
    Основные принципы биоэтики…………………………………………. 6
      Принцип гармонизации системы «человек-биосфера»…………… 6
      Принцип благоговения жизни и этики……………………………... 8
      Принцип жизни и этики…………………………………………….. 9
    Православие и биоэтика………………………………………………...10
    Этическое и биологическое в биоэтике………………………………..12
    Современные проблемы биоэтики……………………………………..13
    Международные и национальные комитеты по биоэтике……………15
    Список литературы……………………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение.
 
      Биоэтика  – новая бурноразвивающаяся область  знания – своим появлением обязана прогрессу биологии и медицины, сделавшему возможным многое из того, что еще совсем недавно трудно было вообразить.
      Их  достижения быстро превращаются в технологии, позволяющие бороться с тяжелейшими  недугами, от которых страдает человечество, увеличивать продолжительность жизни, адаптироваться к экстремальным условиям обитания.
   В то же время прогресс в области  науки и техники заставляет задуматься, поскольку новые технологии не всегда несут благо человеку. Можно сказать, что мир новых биомедицинских технологий требует от нас обращения к проблемам различия добра и зла. Технологии должны служить человеку, а не делать его своим заложником.
         Это не означает, что  нужно замедлить научно-технический  прогресс, потому что такой путь губителен для науки и человечества.
      Дух свободного от каких-либо ограничений  постижения истины, присущий научному творчеству, незаменим и в поисках  морально приемлемых решений непростых проблем, с которыми сталкивается человечество в мире высоких технологий. А поскольку они все чаще воздействуют на самые глубинные интимные стороны человеческого существования, перспективы их применения затрагивают всех.
      Биоэтика  ищет пути осмысления и решения этих проблем, чтобы перед лицом сегодняшних  научно-технических достижений были защищены права и достоинство человека, его здоровье и благополучие.
      Биоэтика  – это не только область знания, но и поле общественного диалога, который призван обеспечить согласование интересов науки с интересами человека.
      Биоэтика  представляет собой важную точку роста философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики и медицинской этики. Оно обусловлено усиливающимся вниманием к правам человека и создание новых медицинских технологий, которые порождают острые проблемы.
      Развитие  биоэтики в России может способствовать гуманизации биомедицины, этическому самосознанию профессионального сообщества медиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие биоэтики, предпосылки  ее зарождения.
 
     Успешное  развитие естествознания – прежде всего биологии и медицины – только за последние 50 лет позволило разработать новые биомедицинские технологии, которые успешно лечат ранее неизлечимые болезни.
     Достижения  биологии и медицины определили новые  направления поисков возможностей влияния на жизнь человека и тем самым обострили морально-этические проблемы, с которыми сталкивается врач при общении с пациентом, с одной стороны, и с обществом – с другой. В истории науки проблемы такого плана возникали всегда, но часто не получали однозначного решения, а в условиях различных культурных традиций предлагались и прямо противоположные варианты их решений.
     Возникновение новых морально-этических проблем, соответственно, потребовало новых  форм контроля со стороны общества за работой врачей и использованием ими достижений естествознания.
     Традиционная  медицинская этика, сформированная в рамках старых мировоззренческих  традиций, как религиозно-идеалистической, так и натуралистической, останавливалась  у порога Жизни и Смерти, над  которыми, как считалось, были властны только бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологической сущностью. Сегодня же человек все чаще отказывается считать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя.
     В этих условиях и произошло возникновение  биоэтики – системы новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов этих исследований; изменение традиционных норм морали и этических принципов под влиянием НТР.
     Есть  и другое определение – биоэтика – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее отношение к живой природе в свете нравственных ценностей и этической проблемы, встающие на современном этапе развития естествознания.
     И первое, и второе определение говорит  нам о том, что весь круг вопросов, касающихся этических аспектов отношения к живым существам, может быть назван биоэтикой.
     Термин  «биоэтика» введен американским биологом В.Р. Поттером, который охарактеризовал ее, как «соединение биологического знания и человеческих ценностей», «науку о выживании», «научный гуманизм», «этическое руководство», «новую культуру».
       По определению К. Вокса, биоэтика  исследует новые проблемы, присущие технологическому прогрессу и осуществляет поиск нравственных ценностей, которые могли бы стать руководством для принятия решений в ситуациях, где происходит взаимодействие человека и технологии. Три вектора накладываются на любую конкретную ситуацию: Какие знания нам дает прошлое? Каких действий требует от нас совесть и здравый смысл в настоящем? Каковы будут последствия каждого поступка в будущем?
     Различные проблемы объединяются в биоэтике, так как они имеют очевидный  биологический компонент, определяющий процессы рождения и смерти живого существа. Но, несмотря на синтетический характер, биоэтика не превращается в биофизику. Конкретная наука абсолютна по содержанию, но относительна по ценности; этика как часть философии абсолютна по ценности, но относительна по содержанию. Положения этики полностью определяют жизнь человека, но не обязательны для всех; положения науки не полностью определяют жизнь человека, но обязательны для всех.
     Биоэтика  может быть естественной наукой, рассматривающей  конкретные принципы, действующие в самой природе. Но биоэтика также раздел этики, влияющий на человеческие ценности и нравственный выбор. Чтобы биоэтика смогла стать чем-то наподобие биофизики, необходимо, чтобы наука преодолела нравственную амбивалентность. Тогда ценности и факты будут составлять в ней единое целое. Предпосылкой такой науки является представление о природе как ценности. В такой науке из ценностей следовали бы факты, из фактов непосредственно вытекали бы ценности. Так случится, если, определить красоту как элемент, способствующий вживанию человека и биосферы.
     Основная  задача биоэтики – выработка системы нравственного регулирования научной деятельности биологов, медиков, представителей других дисциплин, вторгающихся в среду. Не реализуя полностью свою целостную духовно-душевную природу, человек не может понять мир. Если он использует только свой интеллект, его познание неполноценно.
     Итак, биоэтика ценна в трех смыслах.
     Одно  из ее направлений имеет объективное  значение: анализ этических дилемм, которые влечет за собой развитие новых научных направлений, и он будет совершенствоваться в любом случае.
     Второе  имеет отношение к набору вариантов  нравственного выбора ученых.
       Наконец, биоэтика может рассматриваться  как модель науки будущего, соединяющей  нравственность и объективное знание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  принципы биоэтики.
 
      Принцип гармонизации системы  «человек – биосфера».
 
     «Биосфера» в понимании австрийского геолога Э. Зюсса – это совокупность всех живых организмов, живая оболочка Земли.
     Биосфера  возникла примерно 3,5 млрд. лет назад.
     В процессе становления и развития современных форм цивилизации, человек, по выражению В.И. Вернадского, становится силой «планетарного масштаба». Производственно-хозяйственная и  социокультурная деятельность человечества оказывает существенное и все более негативное воздействие на биосферу.
     К началу 70-х гг. было сформулировано представление на уровне мирового сообщества, в соответствии с которым человечество во взаимоотношениях с биосферой  приближается к опасной черте, переход которой чреват возможным неконтролируемым деградационными изменениями биосферы.
     В течение «экологического десятилетия» (70-80-е гг.) собирались и анализировались  данные мировой статистики.
     Глобальный  характер экологической проблемы имеет  региональные особенности. Их специфика по-разному проявляется в развитых и развивающихся странах, а также в государствах с «промежуточной» экономикой.
     В развитых странах острота экологической  ситуации обусловила активность действий природоохранного характера. Все более  значительная часть экономического потенциала развитых стран направляется на решение экологических задач. В результате, несмотря на противоречия развития рыночных отношений, системы «человек – биосфера» в большинстве развитых стран постепенно стабилизируется.
     Напротив, в развивающихся странах «третьего  мира» экологическая ситуация ухудшается.
     Чтобы не нарушить биосферного равновесия, цивилизация должна соизмерять удовлетворение своих потребностей с учетом динамики естественных экосистем.
     Развитые  страны имеют для этого социально-экономические и технические возможности, однако развивающиеся страны «переходного» типа таких возможностей пока не имеют.
     Развитые  рыночные отношения позволяют достаточно эффективно сочетать экономические  и экологические стереотипы развития. При этом экономические механизмы рационального природопользования и охраны природы базируются на соответствующей юридической основе – экологическом праве.
     Экологическая проблема имеет общечеловеческий статус – этим и определяются международный  характер ее решения. Затрагивая в большей или меньшей степени большинство стран мирового сообщества, экологическая проблема требует реализация сочетания национальных, региональных и международных программ рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
     Экологизация  создает условия для выхода на уровень специального экологического образования и просвещения.
     В развитых странах реализация процессов  подобного рода началась в начале 70-х гг. опросы общественного мнения в 90-х гг. показывают, что значительная часть населения считает экологическую проблему приоритетной, - это свидетельствует об эффективности соответствующего образовательного процесса.
      Биосфера  и ее живые объекты находятся в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, жизнедеятельность развивающихся видов определяет особенности биосферы, с другой стороны, именно структура биосферы обусловливает возможность выживания и развития отдельных видов и популяций.
      Органический  мир планеты существует в форме  биотического круговорота, который  обеспечивает непрерывность процессов в биосфере. Особенно велика роль в биотическом круговороте микроорганизмов, способствующих разложению органических веществ на минеральные слои и простейшие органические соединения.
      Развитие  биосферы осуществляется как разрешение противоречия между безграничной способностью к воспроизводству, свойственной живым организмам, и ограниченностью природно-ресурсного потенциала биосферы в конкретном пространственно-временном интервале. Это противоречие разрешается в процессе использования новых веществ, источников энергии и новой информации. При этом наследственная изменчивость является необходимой предпосылкой развития, а естественный отбор – механизмом закрепления новой информации.
      Живой организм не может существовать в  биосфере лишь на основе внутренних циклов саморегуляции. Для его существования необходим обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой – это важнейшее отличие живого организма от неживого, который поддерживает свою упорядоченность за счет минимума свободной внутренней энергии.
      Организмы развиваются под воздействием внешних  условий, постоянно изменяющихся в  пространстве и во времени, и приспосабливаются  к ним.
      С одной стороны, организм и среда  едины, а с другой – противоположны.
      Биосфера  в целом исключительно устойчива. Несмотря на радикальные изменения «лика Земли»: жизнь не только не прекратилась, а, напротив, устойчивость биосферы повысилась.
      И лишь появление человека создало  предпосылки к нарушению исторически  сложившейся устойчивости биосферы, равновесия ее подсистем 
 

      Принцип благоговения перед жизнью.
 
     Жизнь человека, рассматриваемая как биологическое, социальное, личностное существование, является возможностью (в известной  степени - случайностью), предоставляемой  каждому фактом рождения, возможностью пройти свой путь, реализовать человеческий потенциал, исполнить долг, оставить след в области своей профессиональной деятельности или просто в памяти людей, живущих рядом. Каждый имеет возможность прожить свой срок так, чтобы память о нем жила после него и была бы доброй и светлой.
     Этика благоговения перед жизнью - направление, которое возникло в XX в. и связано  с именем величайшего гуманиста  современности - Альберта Швейцера (1875-1965).
     Основополагающий принцип оригинальной этической концепции Швейцера - благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии. Благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.
     Объектом  нравственного отношения для  Швейцера становится любая жизнь - человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни.
     Этика благоговения перед жизнью в большей степени практика, чем теория, она имеет четко выраженную ориентацию на активное целенаправленное действие, целью которого является сохранение всех существующих форм жизни, самоотверженное служение человеку.
     Весь  круг вопросов, касающихся этических  аспектов отношения к живым существам, может быть назван биоэтикой. Название это новое, но многие из затрагиваемых ею проблем обсуждались еще в древнем мире: этико-педагогические проблемы – можно ли по отношению к живым существам соблюдать правовые обязательства в условиях, когда животные не могут заключать с нами договоров, т.е. могут ли живые существа быть равноправны с человеком в юридическом смысле; ценностные проблемы – могут ли живые существа рассматриваться как равноценные с людьми. В Древней Греции велась полемика по этим вопросам, а среди мнений встречались не только противоположные, но и промежуточные. Живые существа признавались равноправными, но не равноценными, или равноценными, но не равноправными.
     Современные исследования в области этологии неопровержимо доказывают, что животных нельзя считать механизмами, как  полагал Декарт. Они чувствуют, как  люди, и это не может не иметь  значения для экспериментов, которые  проводятся в научных целях. Значит все эксперименты, в которых животным причиняется боль, безнравственны? Но ведь большинство лекарств апробированы в экспериментах над животными. По-видимому, нельзя полностью избежать зла в отношениях с природой и считать себя безгрешными.
     Экспериментирование над животными есть современная форма жертвоприношений во имя интересов человека, а сетования о гибели природы напоминают извинения древних охотников перед убийством зверя. С нравственной точки зрения вопрос остается таким же, как и тысячи лет назад: допустимо ли убийство и при каких обстоятельствах?
     Единственное  рациональное основание экспериментов  над животными, идущее от Аристотеля через Фому Аквинского представление  о том, что человек высшее по сравнению  с другими земными видами существо. Но это именно рациональное основание, а не оправдание, потому что истина вязана со справедливостью, т.е. заключает в себе нравственное начало,  а никакое причинение вреда другим существам не может быть нравственным.
     Появление новой науки – биоэтики, помимо традиционных, вызвано новыми проблемами, связанными, скажем, с истреблением не только отдельных представителей, но целых видов животных и растений. 

      Принцип единства этики и жизни.
 
     Для начала рассмотрим основополагающие понятия  этого принципа: «жизнь» и «этика».
     Этика – это философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе.
     Жизнь – это особая форма существования  материи.
     Жизнь человека, рассматриваемая как биологическое, социальное, личностное существование, является, предоставляемой каждому  фактом рождения, возможностью пройти свой путь, реализовать человеческий потенциал, исполнить долг, оставить след в области своей профессиональной деятельности или просто в памяти людей, живущих рядом. Каждый имеет возможность прожить свой срок так, чтобы память о нем жила после него и была бы доброй и светлой.
     А что же такое мораль? Мораль –  это совокупность принципов и  норм поведения людей по отношению  друг к другу и к обществу.
     Биоэтика - это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Православие и биоэтика.
 
     Могут ли быть найдены ответы на биоэтические проблемы в рамках христианского  понимания человека?
     Православное  богословие полагает, что биомедицинские технологии не столько ставят новые, сколько усиливает и обостряет  традиционные моральные проблемы.
     Современные представители католицизма, протестантизма, а также иудаизма, ислама, буддизма активно включались в работу по выработке рекомендаций по вопросам биоэтики. В 1992 году российская общественность ознакомилась с первыми результатами этой работы – книгой «Медицина и права человека», сборником норм и правил международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской буддийской морали. Отсутствовали рекомендации православного богословия. Это объяснялось колоссальными внутренними проблемами Русской Православной Церкви, а также связывалось с традиционным консерватизмом православия, его недостаточной прогрессивностью, неспособностью включиться в диалог и процесс модернизации.
     Этика православия – в первую очередь  этика «сердца». Она ориентирована  на длительный, устойчивый тип поведения, определяемый не столько советами и доводами, сколько естественными склонностями – стыдом, жалостью, совестью, благоговением.
     Русская Православная Церковь не стремится создать специальную концепцию «христианской биоэтики». В этом заключается одно из отличий православного вероучения, за это Православная Церковь не раз становилась объектом критики. Нельзя при этом не учитывать, что такая критика осуществляется естественным человеческим умом.
     Религиозное сознание непосредственно указывает человеку только на действительную цель его существования в мире, а человек невольно подменяет эту действительную цель такими целями жизни, которые необходимо являются желательными для него по условиям его существования в мире. Эта подмена является источником формирования "юридического" отношения с Богом. В рамках юридического отношения Бог выступает прежде всего судьей человеку, нарушившему заповеди, но не как источник человеческих стремлений к божественному совершенству. Согласно православной традиции Воля Божия не в том, чтобы судить человека по предписанным инструкциям, а в том, "чтобы человек был совершенен".Человеку нужно не прощение вины, не договор с Богом, который давал бы надежду на подобное прощение, а ...преображение собственной природы по образу Бога, достижение совершенства.
      Нравственность  Православия в первую очередь  нравственность "сердца" ("блюдение сердца" и "сведение ума в сердце"). Для нее характерно длительное, устойчивое поведение, определяемое не столько советами и доводами, сколько естественными склонностями души стыдом, жалостью, совестью, благоговением. Поэтому, осмысливая биомедицинские технологии и "новый опыт" моральных отношений, Православие определяет основную онтологическую ориентацию.
     В христианстве происходит переоценка жизни: жизнь не временное индивидуальное состояние, а явление вечное.
     Проблема  жизни и смерти основная проблема христианского сознания, решение  которой определяет Воскресение  Христово. Врачевание как вид человеческой деятельности определяется торжеством жизни над смертью. Основная задача врачевания, как ее очень точно сформулировал митрополит Антоний Сурожский, "оберегать жизнь".
     Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и огромное внимание Церкви к человеческой жизни как к дару Божьему. Православие стремится рассматривать эти проблемы в рамках христианских традиций: как трансцендентные ценности и отношения. Глубокое уважение к человеческой жизни необходимо, чтобы держать в узде тех, кто пытается посягнуть на нее. Этика православия, таким образом, исповедует трепетное, благоговейное отношение к жизни каждого человека как к божественному дару, который должно охранять и совершенствовать.
     Идеи  православия лежали в основании  этических размышлений таких  русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков и др. Все они стремились укоренить этику в ценностях христианства, прежде всего православия. Они обсуждали многие проблемы теоретической этики – жизнь и смерть, место человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов от космизма этики всеединства до философской антропологии. Идеи православия послужили истоком различных философско-этических концепций.
     Современные иерархии русской православной церкви в отличие от католической далеки от этических проблем биотехнологии и медицины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Этическое и биологическое  в биоэтике.
 
    В широком спектре рассуждений  возникает понимание биоэтики как  формы духовно-практической защиты жизни, а сам термин биоэтика – этика жизни – оказался весьма информативным. Он фиксирует как ее родо-видовую принадлежность, так и ее особенности, которые состоят в том, что базовым для биоэтики является понятие биологическое в его широком смысле – как природное, естественное. В этом плане этическое в значительной степени определяется этой же природной закономерностью сохранения и развития жизни.
    Как ни странно, но именно этот смысл –  регуляция человеческих отношений  с задачей сохранения жизни –  вкладывают в понятие «этическое» различные мыслители и школы.
    Фрейд считал, что этическое явилось  своеобразной формой защиты от разрушительных начал природно-биологического.
    З.Фрейд  доказывал, что все завоевания культуры и, прежде всего, морально-этические  нормы произошли из необходимости  защитить себя от "подавляющей сверх мощи природы". Упрощая позицию Фрейда, можно сказать, что "этическое" явилось своеобразной формой защиты от разрушительных начал "природно-биологического".
      Сегодня "этическое" вынуждено  стать и становится формой  защиты "природно-биологического" от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям. Биоэтика как конкретная форма "этического" возникает из потребности природы защитить себя от "подавляющей сверхмощи" культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение "природно-биологического". Это общее культурно-историческое предназначение биоэтика реализует конкретными средствами, которыми располагает то или иное общество, государство или региональное объединение государств (например, Совет Европы), или религиозная.
    В настоящее время этическое вынуждено  стать формой защиты природно-биологического от чрезмерных притязаний культуры к  своим естественно-природным основаниям. В этом смысле биоэтика возникает уже из потребности защитить природу от подавляющей мощи культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.