На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия. Эффект финансового рычага

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный федеральный университет 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине Инвестиционный анализ 

ТЕМА: Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия. Эффект финансового рычага 
 

                                   Студент
                                   Руководитель
                                   Курсовая  работа допущена к  защите:
                                   «____»________________________20  г.
                                   Курсовая  работа защищена
                                     с оценкой:________________________
                                   «____»________________________20  г. 
 
 
 

Уссурийск – 2011
Содержание 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………...5
      Экономическая сущность капитала и его классификация……...5
      Понятия, структура собственного и заемного капитала

    предприятия…………………….…………………………...……………...10

    1.3. Методика  расчета показателей, характеризующие  эффективности   использования капитала предприятия…………………………………….18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….24
   2.1. Общая  характеристика ЗАО «Тандер»  предприятия……..…………..24
   2.2. Анализ  состава и структуры собственного и заёмного капитала……27
   2.3. Анализ  эффективности использования заёмного  капитала 
   предприятия. Эффект финансового  рычага……………………..……...…33
   2.4.  Анализ доходности собственного капитала………………………….43
3.  РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….......................................57
 ПРИЛОЖЕНИЯ…..……………………………………………………………..59 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

      Роль  капитала предприятия, а так же эффективное  его использование при различных  экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование капитала предприятия, со своевременным обнаружением путей его приумножения и способов его эффективного использования.
      Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Исходя из данной особенности, капитал может быть представлен в виде потребляемой части, которая направляется на удовлетворение текущих потребностей его владельцев и накапливаемой части, формирующий уровень будущего благосостояния.
      Зачастую, на практике капитал предприятия  рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как  правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного и эффективного использования капитала предприятия. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия.
      Объектом  исследования курсовой работы является – предприятие ЗАО «Тандер».
      Субъектом исследования курсовой работы является  оценка эффективности использования  собственного и заёмного капитала предприятия.
      Целью курсовой работы является выяснить эффективно ли ЗАО «Тандер» использует свой собственный и заёмный капитал. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Изучить экономической природы капитала, его понятие и классификацию.
    Проанализировать состав, структуру и динамику собственного и заёмного капитала;
    Определить на сколько эффективно предприятие использует заёмный капитал с помощью показателя финансового левериджа;
    Осуществить анализ доходности собственного капитала предприятия.
    Разработать мероприятия повышающие эффективность и интенсивность использования капитала предприятием.
      Основным  источником информации для написания  дипломной работы послужила бухгалтерская  отчетность исследуемого предприятия, а именно форма  № 1 (бухгалтерский  баланс), форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках).
      При написании работы был использован  широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, экономический анализ. Основные методологические аспекты, которые  послужили базой для управления, изложены в книге под редакцией Л.Т.Савицкой «Экономический анализ». Имеет место анализ информационного материала в периодических изданиях  журнала “Экономический анализ”. 
 
 
 
 

    Теоретические основы управления капиталом  на предприятии
 
 

       Экономическая сущность капитала и его классификация 

      Термин "капитал" имеет латинское происхождение  и означает основной, главный. Проблемами его экономической сущности занимались
      К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит, Дж. Кейнс, Д.Б. Кларк, Миллер, Модильяни и другие талантливые ученые.
      Для определения содержания термина "капитал" следует рассмотреть, как понимают эту категорию основоположники  теории трудовой стоимости и основоположники  теории субъективной стоимости. Смит А. под источником возникновения капитала понимает материальные блага, которыми владеет человек и которые он не желает употреблять непосредственно на собственные нужды.
      В "Принципах политической экономии" Дж.С. Милль рассматривает капитал  как ранее накопленный запас  продуктов прошлого труда.
      Кейнс Дж. М., также как и А. Смит, трактует капитал как имущественный комплекс. В своих трудах, которые затрагивают и природу капитала, Дж.М. Кейнс показывает, что капитал "приносит на протяжении своей жизни доход своей первоначальной ценности. Единственная причина, почему тот или иной вид капитала дает возможность получать в течение срока его службы доход, превышающий по своей величине его первоначальную цену предложения, заключается в том, что он является редкостью". Таким образом, опираясь на теорию трудовой стоимости, можно дать следующее определение понятию "капитал": капитал есть имущественный комплекс, при помощи которого его владелец может получать в будущем доход. Если имущественный комплекс способен обеспечить владельцу получение дохода в будущем, то он должен обладать свойством редкости. Основоположник теории субъективной стоимости лауреат Нобелевской премии Дж.Р. Хикс в своей книге "Стоимость и капитал" трактует понятие "капитал" как денежную стоимость, отраженную на бухгалтерских счетах хозяйствующего субъекта. Теория капитала Дж.Р. Хикса сводится к элементарным макроэкономическим рассуждениям: анализ сущности капитала и проблема его функционирования ограничивается характеристикой деятельности фирмы, стремящейся к максимизации своего дохода.
      Нетрудно  заметить, что все представления о капитале едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Суммируя все перечисленные выше особенности категории "капитал" можно выделить следующие:
    капитал – это самовозрастающая стоимость;
    капитал – есть ценности, созданные прошлым трудом;
    капитал воплощается в производственных ресурсах.
      Учитывая  все вышесказанное, мы можем предложить свою трактовку понятия "капитал". На наш взгляд, капитал – это самовозрастающая стоимость, воплощенная в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированная в формирование активов предприятия с целью получения прибыли.
      Исходя  из данного определения капитала, можно выделить следующие его  характеристики:
      1. Капитал предприятия является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства: капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
      2. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать в виде ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия в финансовой сфере деятельности.
      3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Исходя из данной особенности, капитал может быть представлен в виде потребляемой части, которая направляется на удовлетворение текущих потребностей его владельцев и накапливаемой части, формирующий уровень будущего благосостояния.
      4. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. Прежде всего, в этом качестве выступает собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем используемого предприятием собственного капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли.
      5. Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Способность предприятия к наращиванию собственного капитала способствует большему объему формирования и эффективного распределения прибыли, определяет его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, нерентабельной деятельности предприятия. Таким образом, важная роль капитала в удовлетворении интересов государства и собственников определяет значимость управления им.
      Общеизвестно, что под общим понятием "капитал  предприятия" понимаются самые различные  его виды, характеризуемые в настоящее  время несколькими десятками  терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов. Рассмотрим более подробно отдельные виды капитала, в соответствии с приведенной систематизацией по основным классификационным признакам.
      1. По принадлежности предприятию выделяют собственный и заемный виды капитала.
      Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов.
      Заемный капитал характеризует привлекаемые на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности, необходимые для финансирования развития предприятия. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
      2. По целям использования в составе предприятия может быть выделен производительный и спекулятивный капитал.
      Производительный  капитал характеризует средства предприятия, инвестированные в  его операционные активы для осуществления  производственно-сбытовой деятельности.
      Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных финансовых операций (приобретение деривативов в спекулятивных целях и т.п.).
      3. По формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.
      4. По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный виды капитала предприятия.
      Основной  капитал характеризует часть  капитала, которая инвестируется  во все виды внеоборотных активов  предприятия.
      Оборотный капитал представляет собой ту его часть, которая авансирована во все виды его оборотных активов.
      5. По форме нахождения в процессе кругооборота, т.е. в зависимости от стадий общего цикла этого кругооборота, различают капитал предприятия в денежной и производственной формах.
      6. По формам собственности выявляют частный и государственный капитал, который инвестируется в предприятие в процессе формирования его уставного фонда.
      7. По характеру использования в хозяйственном процессе в практике управления финансами выделяют работающий и неработающий виды капитала.
      Работающий  капитал характеризуется тем, что  принимает непосредственное участие  в формировании доходов и обеспечении  операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
      Неработающий (или "мертвый") капитал – это часть капитала, инвестированная в активы, не принимающие непосредственного участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов.
      8. По характеру использования собственниками выделяют потребляемый и накапливаемый виды капитала.
      Потребляемый  капитал теряет функции капитала после его распределения на цели потребления (изъятие части капитала из внеоборотных и оборотных активов  в целях выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала и т.п.).
      Накапливаемый капитал характеризует различные  формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных  выплат и т.п.
      9. По источникам привлечения различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие.
      10. По соответствию правовым нормам функционирования различают легальный и "теневой" капитал, используемый в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Широко используемый на современном этапе экономического развития страны "теневой" капитал является своеобразной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения предпринимательской деятельности.

     1.2. Понятия, структура собственного и заемного капитала предприятия

 
       Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемным  капиталом.
       Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.
       В составе собственного капитала могут  быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, т. е. капитал, вложенный собственниками в предприятие, и накопленный капитал, т. е. созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.
       Инвестированный капитал включает номинальную стоимость  простых и привилегированных  акций, а также дополнительно  оплаченный (сверх номинальной стоимости  акций) капитал. Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая - добавочным капиталом (в части полученного эмиссионного дохода).
       Накопленный капитал находит свое отражение  в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи).
       Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия (рис.1.1). 

     
     Рис. 1.1 Состав собственного капитала предприятия
      Уставный  капитал - стоимостное отражение совокупного вклада учредителей (собственников) в имущество предприятия при его создании. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации уставным капиталом обладают акционерные общества и другие коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью). Полное товарищество, товарищество на вере располагают складочным капиталом. Унитарные предприятия располагают уставным фондом. Только в акционерных обществах (АО) уставный капитал разделен на доли, выраженные в акциях, удостоверяющих имущественные права акционеров.
      Юридическое значение уставного капитала акционерного общества состоит прежде всего в  том, что его размер определяет те пределы минимальной имущественной  ответственности, которую имеет  и несет акционерное общество по своим обязательствам. Предполагается, что сумме, отражаемой по статье "Уставный капитал", соответствует величина имущества в активе. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в новой редакции Закона об акционерных обществах понятие уставного капитала не отождествляется с имуществом АО, стоимость которого может быть больше или меньше, чем уставный капитал (определяется величиной активов предприятия, имеющихся долговых обязательств и их оценкой). Это имущество в случае ликвидации предприятия после покрытия всех долговых обязательств должно по уставу остаться для распределения между собственниками (акционерами). Иначе происходит "проедание" уставного капитала (что находит отражение в балансе в виде убытков), а значит, в случае ликвидации предприятия его имущественной массы будет недостаточно для удовлетворения требовании собственников (акционеров). Если в результате убыточности деятельности после второго и последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, т. е. Уставный капитал > Имущество - Долговые обязательства,
то согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации  предприятие, функционирующее в  форме АО, ООО, должно объявить и  зарегистрировать уменьшение своего уставного  капитала (уведомив предварительно своих кредиторов). В настоящее время величина уставного капитала не должна быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда, установленному на дату представления учредительных документов для регистрации для открытых АО, и 100-кратному размеру минимальной оплаты труда - для ООО и ЗАО.
      Добавочный  капитал - составляющая собственного капитала в его настоящей трактовке - объединяет группу достаточно разнородных элементов: суммы от дооценки внеоборотных активов предприятия; безвозмездно полученные ценности; эмиссионный доход акционерного общества и др.
      Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики резервный капитал выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для целей возмещения убытков и обеспечения защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия.
      Формирование  резервного капитала может быть как  обязательным, так и добровольным. В соответствии с законодательством  Российской Федерации для предприятий определенных организационно-правовых форм собственности, в частности для АО и СП, создание резервного капитала является обязательным. При этом законодательно устанавливается порядок формирования резервного капитала. После вступления в силу Закона об акционерных обществах минимальный размер резервного капитала не должен быть менее 15 % от уставного капитала.
      Если  наличие резервного капитала, создаваемого в соответствии с законодательством, - необходимое условие лишь для  предприятий определенных организационно-правовых форм, то резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия независимо от его организационно-правовой формы.
      Фонды накопления характеризуют сумму чистой прибыли, направленную на производственное развитие и расширение предприятия. Суммы по данной статье баланса показывают величину приращения чистых активов предприятия за весь период его функционирования
      Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, остающуюся после выплаты налогов и других платежей и формирования резервов (фондов). По экономическому содержанию нераспределенная прибыль настолько близка к резервам, что ее рассматривают в качестве свободного резерва. Средства резервов (фондов) и нераспределенной прибыли помещены в конкретное имущество или находятся в обороте. Их величина характеризует результат деятельности предприятия и свидетельствует о том, насколько увеличились активы предприятия за счет собственных источников.
    Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии. Структура заемного капитала представлена на рисунке 2.
     Используется  заемный капитал на приобретение и аренду основных средств, нематериальных активов, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, закупку сырья, материалов, топлива, энергии, оплату труда работников предприятия, уплату налогов, процентов за кредиты, дивидендов и так далее, то есть он может быть вложен в долгосрочные активы и оборотные (текущие) активы. Долгосрочные активы создаются, как правило, за счет собственного капитала и долгосрочных кредитов банка и займов. Текущие затраты финансируются за счет собственного и заемного капитала.
     
      Рис. 1.2 Классификация заемного капитала
      Заемные средства обычно классифицируют в зависимости от степени срочности их погашения и способа обеспеченности.
      По  степени срочности погашения  обязательства подразделяют на долгосрочные и текущие. Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного  использования, тогда как текущие пассивы, как правило, являются источником формирования оборотных средств.
      Для оценки структуры обязательств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные. Важность такой группировки  связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации предприятия и объявления конкурсного производства погашаются из конкурсной массы.
      Чем больше покрытых (обеспеченных) долгов в противоположность необеспеченным, тем лучше кредиторам, имеющим  обеспеченные требования, но хуже остальным кредиторам, которые в случае объявления конкурса должны удовлетвориться остающейся имущественной массой.
      Основные  отличия между собственным и  заемным капиталом определяются следующими критериями:
    приоритетность прав;
    степень определенности получения денежной суммы (факт получения и сумма);
    дата получения денежных сумм.
      Приоритетными правами обладают кредиторы. Держатели  привилегированных акций обладают преимущественными правами перед  владельцами простых акций. Величина уплачиваемых кредиторам сумм обычно фиксируется и определяется либо конкретной денежной суммой, либо первоначальной или номинальной суммой плюс предусмотренным процентом, выступающим в качестве платы кредитору за временный отказ от использования им денежных или иных ресурсов.
      Величина  дивидендов определяется полученной чистой прибылью, дивидендной политикой, наличием денежных средств, величиной чистых активов и другими факторами.
      Дата  погашения долговых обязательств, как  правило, известна заранее, в то время  как сам факт наличия уставного капитала не указывает непосредственно на то, что у предприятия как такового существуют обязательства перед собственниками по выплате им дивидендов. Дивиденды попадают в состав обязательств только после того, как они будут объявлены.
      Привлекая заемные средства, предприятие получает ряд преимуществ, которые при определенных обстоятельствах могут обернуться своей обратной стороной и повлечь ухудшение финансового состояния предприятия, приблизить его к банкротству.
      Финансирование  активов из заемных источников может быть привлекательным постольку, поскольку кредитор не предъявляет прямых претензий в отношении будущих доходов предприятия. Вне зависимости от результатов кредитор имеет право претендовать, как правило, на оговоренную сумму основного долга и процентов по нему.
      Наличие заемных средств не меняет структуры  собственного капитала с той точки  зрения, что долговые обязательства  не приводят к "разбавлению" доли владельцев.
      В процессе формирования капитала торгового  предприятия следует учитывать основные особенности каждой из его составных частей.
      Положительные характеристики собственного капитала:
    Простота привлечения, так как решения по его увеличению (особенно за счет внутренних источников) принимают собственники и менеджеры без участия других хозяйствующих субъектов (например, банков);
    Сравнительно более стабильное обеспечение прибыли ото всех видов деятельности концерна, так как при использовании собственного капитала нет необходимости в уплате ссудного процента и процента по облигационным займам. В бухгалтерском учете эти выплаты относят! а уменьшение финансового результата (на счет 99 «Прибыли и убытки»);
    Обеспечение устойчивости финансов в развитии концерна и ее платежеспособность в долгосрочном периоде. Это достигается прежде всего за счет нераспределенной прибыли, которая служит источником пополнения оборотного капитала и финансирования капиталовложений. Недостатки использования только собственного капитала;
    Ограниченность привлекаемых средств при необходимости расширения масштабов предпринимательской деятельности;
    Более высокая стоимость собственного капитала в сравнении с альтернативными заемными источниками (дивиденд по акциям, как правило, выше процента по корпоративным облигациям, так как риск последних ниже);
    Дополнительная эмиссия акций, как правило, сопровождается пересмотром размера уставного капитала;
    Невозможность реализации прироста рентабельности собственного капитала с помощью финансового рычага (левериджа) за счет привлечения заемных средств.
      Таким образом, предприятие имеет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент ее финансовой независимости близок к единице). Однако она ограничивает темпы своего будущего развития, так как, отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования активов (имущества). Особенно это относится к крупномасштабным инвестиционным проектам, которые часто невозможно реализовать только с помощью собственных средств.
      Положительные характеристики заемного капитала:
    Широкие возможности привлечения (наличия ликвидного залога или гарантии платежеспособного поручителя);
    Способность обеспечения роста финансового потенциала концерна в целях увеличения активов при расширении объема производства и продаж;
    Возможность генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что доходность активов превышает среднюю процентную ставку за кредит;
    Более низкая стоимость кредитов по сравнению с эмиссией акции за счет эффекта «налогового щита», поскольку проценты за краткосрочный банковский кредит относят к операционным расходам. В результате сумма этих продетой понижает величину прибыли для целей налогообложения, т е. объем бухгалтерской прибыли (в отчете по форме № 2)
      Недостатки использования заемного капитала:
    Привлечение заемных средств в больших объемах (о форме кредитов и займов) порождает наиболее опасные для предприятия финансовые риски кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.
    Активы, образованные за счет заемного напитала, обусловливают (при прочих равных условиях) норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами,
    Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний на кредитном рынке (особенно при долгосрочном заимствовании средств).
    Сложность процедуры привлечения заемных средств (особенно в крупных размерах и на срок более одною года), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей банков, требующих залога имущества, или солидарных гарантий других хозяйствующих субъектов
      Проанализировав достоинства и недостатки использования  собственного и заёмного капитала, можно сделать вывод о том, что решение этого вопроса  будет зависеть от особенностей формирования уставного и добавочного капитала, фондов и резервов, формирования и использования прибыли, возможности привлечения заёмных средств в кредитных организациях и у других хозяйствующих субъектов, величины и оборачиваемости кредиторской задолженности, а также общего финансового состояния.
      Для того, чтобы определить эффективность  использования капитала предприятием в следующем разделе рассмотрим методику расчета основных показателей  собственного и заёмного капитала предприятия. 

1.3. Методика расчета  показателей, характеризующие эффективности использования капитала предприятия 

     Как известно, капитал находится в постоянном движении, переходя из одной стадии кругооборота в другую. На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй – средства в форме запасов поступают в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет предприятия поступают денежные средства. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при одной и той же сумме капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.  
Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением.

     Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) - отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
     Одним из показателей, применяемых для  оценки эффективности использования  заёмного капитала является рентабельность заёмного капитала. Она определяется как отношение прибыли к среднегодовой сумме заёмного капитала. Эту формулу можно расширить и представить в виде трёхфакторной моделью, а именно:
                                                  (1)
     Где, RПР – рентабельность продаж (определяется как отношения чистой прибыли и выручке от реализации)
     КОА – коэффициент оборачиваемости активов предприятия, который показывает интенсивность использования активов (определяется как отношение выручки от реализации и суммы активов)
     КФИН.ЗАВИСИМОСТИ – коэффициент финансовой зависимости (определяется как отношение суммы заёмного капитала к сумме активов предприятия)
     Главной задаче финансового менеджера предприятия  является оптимизировать структуру  предприятия таким образом, чтобы достичь увеличения рентабельности собственного капитала.  Эта задача достигается через механизм финансового левериджа. Фактор финансового левериджа возникает с появлением заёмных средств в капитале предприятия, что позволяет получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заёмных средств, называется эффектом финансового рычага.
     Эффект  финансового рычага используется для анализа эффективности использования заёмного капитала, поскольку он показывает на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счёт привлечения заёмных средств в оборот предприятия. Он рассчитывается по следующей формуле:
                                                     (2)
     Где ROA – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов и процентов (отношение балансовой прибыли к средней сумме совокупного капитала)
     СП  – ставка ссудного процента (отношение проценты к уплате к сумме заемного капитала)
     ЗК  – сумма заёмного капитала;
     СК  – сумма собственного капитала;
     КН – уровень налогового изъятия из прибыли (отношение налогов из прибыли к сумме прибыли после уплаты процентов)
     Эффект  финансового рычага (ЭФР) состоит из трёх составляющих:
    Дифференциала финансового левериджа ;
     Положительная величина дифференциала появляется только в тех случаях, когда рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заёмных ресурсов, то есть если ROА  > СП.  Разность между стоимостью заёмных средств и доходностью совокупного капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. Именно при таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага.
    Налогового корректора финансового левериджа   ;
     Налоговый корректор практически независим  от деятельности предприятия. Однако его  воздействие можно повысить, воздействуя  на отраслевую и региональную структуру  производства, используя преимущества диверсификации, снизив среднюю ставку налогообложения прибыли.
    Финансовое плечо .
     Этот  показатель изменяет положительный  или отрицательный эффект, получаемый за счёт дифференциала. При положительном  значении дифференциала любой прирост  финансового плеча будет вызывать ещё больший прирост рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост финансового плеча будет приводить к ещё большему темпу снижения коэффициента рентабельности.
     В условиях инфляции, если долги и проценты по ним не индексируются, ЭФР и ROА увеличиваются, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами. Поэтому при расчёте ЭФР необходимо учитывать темп инфляции в стране.
     Тогда эффект финансового рычага будет  равен:
                                 (3)
     В условиях инфляционной среды даже при отрицательной величине дифференциала (ROA – СП/(1 + И)]< 0 эффект финансового рычага может быть положительным за счет неиндексации долговых обязательств, что создает дополнительный доход от применения заемных средств и увеличивает сумму собственного капитала.
     Таким образом, в условиях инфляции эффект финансового рычага зависит от следующих факторов:
    разницы между ставкой доходности всего инвестированного капитала и ставкой ссудного процента;
    уровня налогообложения;
    суммы долговых обязательств;
    темпов инфляции.
     В связи с высокой динамичностью  этого показателя он требует постоянного  мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.
     Прежде  всего, в период ухудшения конъюнктуры  финансового рынка стоимость  заемных средств может резко  возрасти, превысив уровень валовой  прибыли, генерируемой активами предприятия.
     Знание  механизма воздействия финансового  капитала на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового  риска позволяет целенаправленно  управлять как стоимостью, так  и структурой капитала предприятия.
     Эффективность использования собственного капитала так же характеризуется его рентабельностью, то есть доходностью собственного капитала. Для определения эффективности его использования мы воспользуемся следующей формулой рентабельности собственного капитала: 

      (4)
     Где ДЧП – доля чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли;
     ВЕР – рентабельность совокупного капитала;
     МК  – мультипликатор капитала, то есть объём активов, опирающихся на фундамент  собственного капитала.
     Эта факторная модель показывает зависимость  между степенью финансового риска и прибыльностью собственного капитала (рис.3). 



 
 

      Рис. 1.3 Структурно-логическая факторная модель рентабельности собственного капитала
      Углубить  анализ рентабельности собственного капитала можно за счет более детального изучения причин изменения каждого факторного показателя исследуемой модели.
      Таким образом, эффективности использования  собственного и заёмного капитала значительно  влияет на финансовое состояние предприятия.  Финансовые менеджеры должны не только эффективно использовать капитала, но и так же учитывать соотношение собственного и заёмного капитала. 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО  И ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА  ПРЕДПРИТИЯ ЗАО  «ТАНДЕР» 

    2.1. Общая характеристика ЗАО «Тандер» 

      Закрытое  акционерное общество «Тандер» (ЗАО «Тандер») зарегистрировано Регистрационной палатой города Краснодара 28.06.2006, свидетельство №4452 и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России №2 города Краснодара 12.08.2002, основной государственный регистрационный номер 1022301598549.
      Полное  фирменное наименование Закрытое акционерное  общество «Тандер».
      Основным  видом хозяйственной деятельности ЗАО «Тандер» является розничная  и оптовая торговля продуктов  питания, парфюмерно-косметической  продукции и другими аналогичными товарами.
      Розничная торговля осуществляется через сеть магазинов, работающих под торговой маркой «Магнит».
      По  состояния на 31.12.2009 года в состав предприятия входят:
    59 Филиалов, не выделенных на отдельный баланс;
    3189 розничных торговых точек, в том числе 24 торговых точек формата гипермаркет;
    Представительство ЗАО «Тандер»  в Китайской Народной республике.
      Среднесписочная численность работников общества за 2009 год составила 69385 человек.
      Органами  управления Общества является:
    Общее собрание акционеров;
    Единоличный исполнительный директор (генеральный директор).
      Генеральным директором с 28.06.2006 года по настоящее  время является Гордейчук Владимир Евгеньевич.
      ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьютеров в России. 
В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка:  открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы. 
2000 г. – знаменательный год в истории компании. Руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит».  
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.  
В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». 
           В апреле 2006 года компания провела  IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу.        Средства, привлеченные в результате SPO, были также направлены на развитие сети «магазинов у дома», гипермаркетов, а также на усиление собственной логистической системы.  По неаудированным данным чистая выручка ОАО «Магнит» на 30 сентября 2010 составила 164 512,49 млн. руб. Количество магазинов сети «Магнит», по состоянию на 30 сентября 2010 года, составило 3693 (3658 «магазина у дома» и 35 гипермаркетов). 
          На 30 сентября 2010 года в компании действуют 64 филиала и 1 представительство, в которых по состоянию на 30 сентября 2010 года работает около 100 тысяч сотрудников. 
Благодаря использованию региональных распределительных центров ОАО «Магнит» удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 10 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 78% всего товарооборота. 
           Также компания располагает и собственным автопарком из 2262 машин, что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке. 
По состоянию на 30 сентября 2010 г. в ассортименте ОАО «Магнит» насчитывалось около 620 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 18,51% в ассортименте и 12,51% в общем объеме продаж. 
           Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость. 
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях. 
    Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. 
С 2006 года компания развивает во всех городах России новый формат розничной торговли – сеть гипермаркетов «МАГНИТ». 
       У нашей компании есть огромное желание расти и соответствовать потребностям и желаниям каждого покупателя. Мы стремимся к тому, чтобы развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности. Мы гордимся тем, что наши покупатели с нами на протяжении длительного времени.

      Стратегия развития ЗАО «Тандер»:
    Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов "Магнит": 
    Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России;
    Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты. 
    Дальнейшее развитие сети фокусируется на укреплении позиций сети "Магнит" в Уральском и Центральном регионах: 
    Стратегия снижения цен для региональной экспансии;
    Наличие достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год. 
    Поддержание индустрии лидерства в контроле над издержками: 
    Дальнейшее усовершенствование эффективности логистической системы
 
 
2.2. Анализ состава  и структуры собственного  и заёмного капитала 
 

      Структура источников образования активов  представлена основными составляющими: Собственного и заёмного капитала.
      Раскрытия сущности и содержания собственного капитала, основных понятий и современных взглядов на эту категорию является основополагающим элементом проведения анализа и оценки эффективности использования собственного и заёмного капитала, формирования обоснованных выводов и разработки соответствующих рекомендаций.
      На  основании показателей бухгалтерской  отчётности проведём анализ состава  и динамики источников формирования ЗАО «Тандер» за два года.
      Таблица. 2.1
Анализ  состава и структуру источников формирования предприятия ЗАО «Тандер» за 2008-2009 года
Виды  источников финансирования За 2008 год За 2009 год Абсолютное  отклонение (+,_) Темп прироста (%)
    Собственный капитал
    8560697     13428463     +4867766     57%
Уставный  капитала     100000     100000     -     -
Добавочный  капитал     9     9     -     -
Резервный капитал     15000     15000     -     -
Нераспределённая  прибыль     8445688     13313454     +4867766     57,6%
    Долгосрочные обязательства
    17338882     27373242 +10034360     57,9%
Займы и кредиты     17338831     27057520     +9718689     56%
Отложенные  налоговые обязательства     51     315722     +315671 618962,7%
    Краткосрочные обязательства
    24094087     30751401     +6657314     27,6%
Кредиты и займы     6332373     7581647     +1249274     19,7%
Кредиторская  задолженность:     17761714     23169754     +5408040     30,4%
Задолженность поставщикам и подрядчикам     15810789     20707912     +4897123     31%
Задолженность пред персоналом     684719     804750     +120031     17,5%
Задолженность перед гос.внебюд. фондом     130099     167826     +37727     29%
Виды  источников финансирования За 2008 год За 2009 год Абсолютное  отклонение (+,_) Темп прироста (%)
Задолженность по налогам     567041     947003     379962     67%
Прочие  кредиторы     569066     542263     -26803     4,9%
ИТОГО     49993666     71553106 +21559440     43%
    Из  таблицы 2.1 видно, что источники финансирования предприятия увеличились на 21559440 тыс.рублей или на 43%. Это свидетельствует о расширении оборота предприятия. На этот прирост повлияло как увеличение собственного капитала предприятия, так и заёмного капитала собственный капитал увеличился на 4867766 тыс.рублей или на 57%. Это связано с тем, что у предприятия значительно увеличилась нераспределённая прибыль на 4867766 тыс.рублей, то есть на 57,6%. Это произошло за счёт увеличения объёма реализации продукции, но точно не за счёт снижения себестоимости продукции(см. приложения Б).
    Долгосрочные  кредиты и займы имеют положительную  динамику и увеличились на 9718689 тыс.рублей или а 56%.значительно увеличились отложенные налоговые обязательства, которые имеют долгосрочный характер. Они увеличились на315671 тыс.рублей или на 618962,7%. Данная ситуации противоречива. С одной стороны, предприятию государство предоставило право отсрочить уплату налогов на длительный период и у предприятия появляется шанс увеличить свой бизнес, а значит и прибыль. С другой стороны, предприятия себя обременяет обязательством уплатить в будущем налог в суме 315722 тыс.рублей.  Поэтому финансовому менеджеру нужно спрогнозировать  будущее денежные потоки, таким образом , чтобы оно осталось платежеспособным по всем своим обязательствам.
    Краткосрочные кредиты и займы тоже имеют  положительную динамику и увеличились  на 1249274 тыс.рублей или на 19,7%. Нужно отметить, что темп прироста долгосрочных кредитов значительно превышает темп прироста краткосрочных кредитов. Это положительный фактор, по сколько преобладание краткосрочных обязательств у предприятия понижается текущая ликвидность и в следствии и платёжеспособность тоже
    Что касается кредиторской задолженности, то она увеличилась на 5408040 тыс.рублей и в 2009 голу составила 23169754 тыс.рублей. на это увеличение в большей степени  повлияло увеличение  суммы задолженности  поставщикам и подрядчикам на 4897123 тыс.рублей или на 30,9%, что свойственно для торговых предприятий. Так же имеет положительную динамику задолженность по налогам, которая увеличилась на 379962 тыс.рублей или на 67%. Повышение кредиторской задолженности это негативный фактор. Предприятию необходимо разработать эффективную налоговую политику, потом что руководитель несёт материальную ответственность перед налоговыми органами за своевременность выплаты всех налогов.
    Для определения доли каждого фактора  источников финансирования предприятия проведем анализ структуры пассива предприятия. Для анализа используем бухгалтерский баланс за 2 года. (Приложение А)
    Таблица 2.2
    Анализ  структуры источников финансирования ЗАО «Тандер»
    за 2008-2009 года
Виды  источников финансирования За 2008 год Структура  источников 2008 года(%) За 2009 год Структура  источников 2008 года(%)
    Собственный капитал
    8560697     17,1236     13428463     18,76712
Уставный  капитал     100000     0,20002     100000     0,13976
Добавочный  капитал     9     0,00002     9     0,00001
Резервный капитал     15000     0,03     15000     0,02096
Виды  источников финансирования За 2008 год Структура  источников 2008 года(%) За 2009 год Структура  источников 2008 года(%)
Нераспределённая  прибыль     8445688     16,89352     13313454     18,60639
    Долгосрочные обязательства
    17338882     34,68216     27373242     38,25584
Займы и кредиты     17338831     34,68206     27057520     37,8146
Отложенные  налоговые обязательства     51     0,00011     315722     0,44124
    Краткосрочные обязательства
    24094087     48,18424     30751401     42,97704
Кредиты и займы     6332373     12,67     7581647     10,59
Кредиторская  задолженность:     17761714     35,52     23169754     32,38
Задолженность поставщикам и подрядчикам     15810789     31,62     20707912     28,94
Задолженность пред персоналом     684719     1,37     804750     1,13
Задолженность перед гос.внебюджетным фондом     130099     0,26     167826     0,23
Задолженность по налогам     567041     1,13     947003     1,32
Прочие  кредиторы     569066     1,14     542263     0,76
ИТОГО     49993666     100%     71553106     100%
 
      Как видно из таблицы 2.2, что доля собственного каптала предприятия очень мала, но в динамике имеет положительную тенденцию. Она выросла на 1,64%. Такое положение предприятия говорит о финансовой устойчивости, то есть зависимости от кредиторов. Доля кредиторской задолженности занимает 32,38% в 2009 голу, она уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 3,14%. Все краткосрочные обязательства анализируемого предприятия уменьшились на 5,2% и в 2009 года их доля составила 43%. Это всё за счёт увеличения доли долгосрочных обязательств на 3,57%.
      Покажем на круговой диаграмме долю собственного капитала и заёмного капитала за 2008 и 2009 года.
                
 


      На  диаграммах видно, что у предприятия критическое финансовое состояние. Это когда предприятие финансирует свой оборот заёмными средствами и, как правило, у таких предприятий отсутствуют собственные оборотные средства.
      Подведя итоги анализа состава и структуры  капитала предприятия ЗАО «Тандер», можно сделать вывод, что оно  находится на стадии расширения своего оборота, по сколько стоимость активов  увеличилось за год на 21559440 тыс. рублей. Все знают, что развиваться только за счёт собственных средств не возможно, по сколько их сумма ограничивает развитие. Поэтому данное предприятие и прибегает к заимствованию. Главной задачей финансового менеджера является  найти оптимальную структуру капитала. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации рентабельности собственного капитала достигается через механизм финансового левериджа.  В следующей главе рассчитаем эффект финансового рычага, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при соответствующей доли использования заёмных средств. 
 

2.3. Анализ эффективности  использования заёмного  капитала предприятия.  Эффект финансового   рычага 

      Эффективность использования заёмного капитала характеризуется  её доходностью (рентабельностью).  Рентабельность заёмного капитала определяется как отношение чистой прибыли и суммы заёмных средств. Он показывает  на сколько эффективно предприятие использует заёмный капитал.
      Для анализа рентабельности заёмного капитала мы будем использовать трёх факторную модель, которая определяется по следующей формуле:
        
      Определим каждый фактор за 2008 и 2009 года:
      Рентабельность продаж 
               (5)
      За 2008 год:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.