На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Пути  повышения прибыли  и рентабельности
промышленного предприятия 
 

Специальность  «Экономика и управление на предприятии»
                  Специализация  «Экономика и управление на предприятии» 
         
         
         

Автор работы    
Студентка 5 курса, 3группы             Н.А.Шиманчук 

Руководитель             
Ст.преподаватель      О.В.Пичковская-Шевченко 
 
 
 
 
 

Гродно 2011  

Пути  повышения прибыли  и рентабельности
промышленного предприятия 

     Введени…………………………………………………………………..3
     1. Теоретические основы  исследования прибыли  и рентабельности……………………………………………………………...6
     1.1. Сущность  состав и структура  прибыли предприятия……………..6
     1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14
     1.3. Виды прибыли и рентабельности  предприятия…………………….22
     2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27
     2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
     2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31
     2.3. Анализ операционных и внереализационных  доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36
     2.4. Анализ налогов и сборов при  формировании и использовании  прибыли…………………………………………………………………………..40
     2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45
     2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51
     3. Разработка мероприятий  по повышению прибыли  и рентабельности промышленного предприятия………………54
     3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54
     3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67
     Заключение…………………………………………………………...71
     Список  литературы………………………………………………...76
     Приложения…………………………………………………………...79
Введение 

     В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.
     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности [18, с. 37].
     Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
     Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства  и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
     Прибыль является первоочередным стимулом к  созданию новых или развитию уже  действующих предприятий. Возможность  получения прибыли побуждает  людей искать более эффективные  способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может  возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
     Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность  коммерческого расчета, ценообразования  и других экономических рычагов  хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
     С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
     Особенностью  прибыли в условиях рынка является то что, прибыль ориентирована не на  накоплении ее в денежной форме, а на расходование (инновации, инвестирование). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.
     Прибыль является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
     Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли  на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли  позволяет выявить основные факторы  ее роста, эффективное использование  ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
     Цель  данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
     изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
      изучить нормативно-правовую базу формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия;
      изучить прибыли и рентабельности предприятия;
      изучить организационно-экономическую характеристика и проанализировать работу по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»;
      проанализировать  прибыль от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов  и расходов предприятия, налогов  и сборов при  формировании и использовании  прибыли, чистую прибыль предприятия, рентабельность предприятия;
      оценить резервы роста прибыли и рентабельности предприятия;
      систематизировать мероприятия по повышению экономической  эффективности деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  исследования прибыли  и рентабельности

1.1. Сущность, состав и структура прибыли предприятия

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [18, с. 37].
     Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
     Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников [3, с. 13].
     Рост  прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.
     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [17 с. 44].
     Многоканальное  значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
     Свою  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты в направлении  средств, организации производства и сбыта продукции.
     Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия.
     Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия  от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией [14, с. 39]. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
     В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный  на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в  любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию [18, с. 42].
     Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки  также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.
     При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости  продукции, определяемыми на объем  реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.
     Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам [17, с. 51].
     Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько  процентов балансовой прибыли. В  ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
     Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного  имущества предприятия — это  финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
     У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.
     Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
     Финансовые  результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года [20, с.155-156].
     Доходы  от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая  поступает учредителю в заранее  обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых  владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито- и ссудозаемщиком.
     В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).
     Необходимость и важность определения состава  валовой прибыли обусловлена  следующим:
     во-первых, в связи с тем, что подавляющую  часть валовой прибыли (95-97%) предприятие  получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;
     во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры  прибыли от реализации имущества  и внереализационных доходов, а  также факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.
     Таким образом рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия

 
     Система нормативного регулирования финансовых результатов в Республике Беларусь представлена следующими документами:
     - Гражданский кодекс Республики Беларусь часть 1 и 2, в котором, например, установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и так далее;
     - Закон Республики Беларусь «О  бухгалтерском учете и отчетности» 18.10.1994 г. № 3321-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, от 17.05.2004 № 278-З, от 29.12.2006 № 188-З);
     - Постановление Министерства Финансов  Республики Беларусь 30.05.2003 г. №  89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета» (в ред. постановления Минфина от 13.11.2003 № 153) . Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Республики Беларусь, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком виде он отражается в бухгалтерском балансе.
     - Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 №166-3 (в редакции 04.01.2007) «Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)», который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Республики Беларусь.
     - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Это положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Республики Беларусь. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, то есть кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181 ред. от 07.07.2005) «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «доходы организации»» [8], устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций. По определению доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
     Доходами  организации в зависимости от их характера, условия получения  и направлений деятельности организации  подразделяются на:
     а) доходы от обычных видов деятельности;
     б) операционные доходы;
     в) внереализационные доходы.
     В положении описывается, что относится к доходам от обычного вида деятельности и что является прочими поступления.
     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 26.12.2003 №  182 (ред. от 07.07.2005) «Об утверждении  инструкции по бухгалтерскому  учету «расходы организации»»,  устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
     - Типовой план счетов бухгалтерского  учета и Инструкция по его  применению, утвержденные приказом  Министерста финансов, составляют основу организации учета во всех организациях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций;
     - Закон Республики Беларусь «О  бюджете Республики Беларусь  на 2011 год».
     - Постановление Министерства Финансов  Республики Беларусь «О внесении  изменений и дополнений в инструкцию  по анализу и контролю за  финансовым состоянием и платежеспособностью  субъектов предпринимательской деятельности»
     - Постановление Министерства Экономики  Республики Беларусь 27.04.2007 № 76 «Об  утверждении инструкции о порядке  планирования, использования и учета  средств, полученных инспекциями  министерства по налогам и  сборам республики Беларусь от сдачи в аренду зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в республиканской собственности».
     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 24.02.2006 №  17 (в ред. 05.07.2007) «Об утверждении  инструкции о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств)».
     - Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 07.03.2007 №  41 «Об утверждении форм бухгалтерской  отчетности, инструкции по заполнению  и представлению форм бухгалтерской  отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов министерства финансов Республики Беларусь».
     - «Основные положения по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг)» утвержденные  Министерством экономики Республики  Беларусь от 26.01.1998, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.1998, Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 19-12/397/01-21/8/3/03-02-07/300 (ред. от 07.06.2005).
      Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводственных выплат.
    Основными задачами анализа прибыли являются:
      1. Оценка достигнутого объема прибыли;  изучение степени выполнения  плана и динамики; выявление тенденций  изменения прибыли.
      2. Изучение структуры прибыли.
      3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.
      4. Выявление резервов увеличения  прибыли.
      5. Разработка прогнозных показателей прибыли.
      Анализ  прибыли производится по отдельным  ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.
      В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:
      1. Отклонение фактической прибыли  от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;
      2. Определить степень выполнения  плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;
      3. Определить фактический уровень рентабельности по отношению к товарообороту и установить его отклонение от планового уровня;
      4. Изучить показатели рентабельности  и динамики прибыли.
      5. Объем реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
      Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
      Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
      Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
      Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.
     В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:
     - убытки по операциям прошлых  лет, выявленные в отчетном  году, от уценки товаров, от  списания безнадежной дебиторской задолженности;
     - недостачи материальных ценностей,  выявленных при инвентаризации;
     - затраты по содержанию законсервированных  объектов;
     - отрицательные курсовые разницы  по валютным счетам и операциям  в иностранной валюте;
     - некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);
     - издержки и арбитражные сборы  и другое.
     В заключение анализа прибыли в  предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:
     1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
     2. Показатели, характеризующие рентабельность  продаж;
     3. Показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.
     Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.(Рис. 2.1) 

Выручка Себестоимость (-)


Прибыль от реализации
Прибыль от прочей реализации
Внереализационные доходы (убытки)

Балансовая  прибыль Корректировка прибыли (-)
 

Налогооблагаемая  прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)


                                                   Чистая прибыль 

Рис. 2.1
      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июля 2007 г. № 285 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2008 годы» организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в малых и средних городских поселениях уплачивают налог на прибыль в размере 50 % ставки установленной законодательством.
      Норматив  отчисления в республиканский бюджет части чистой прибыли устанавливается в размере от 5 до 24% для 5 групп предприятий и хозяйственных обществ, которые классифицируются в зависимости от фактического уровня рентабельности реализованной продукции.
     В настоящее время в связи с несовершенством современного законодательства и сложившейся экономической обстановки в Республике Беларусь невозможно применить опыт зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия 

     По  видам деятельности выделяют прибыль  от операционной, инвестиционной и  финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия  деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.
      По  составу включаемых элементов различают  маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
      По  характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов  предприятия. Потребляемая прибыль  – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
      По  характеру налогообложения различают  налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой  политики, так как позволяет оценивать  альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.
      По  характеру инфляционной очистки  прибыли различают номинальную  и реальную прибыль, скорректированную  на темп инфляции в отчетном периоде.
      По  рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая  прибыль.
     Приведенный перечень классификационных признаков  не отражает всего многообразия видов  прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия.
     Цель  предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие  от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [10, с. 16].
     Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
     Основные  показатели можно объединить в следующие  группы:
     показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной  продукции;
     показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
     показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
     Первая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности предприятия:
 
 


  Данные показатели характеризуют прибыльность продукции [19, с. 48-49]. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
     Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы  данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости  единицы данной продукции.
 
     В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [19, с. 50].
     Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности в зависимости от изменения размера и характера  авансированных средств:
     все производственные активы предприятия;
      инвестиционный  капитал (собственные средства и  долгосрочные обязательства);
     акционерный (собственный) капитал.
     Например:



     Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
     Данные  показатели весьма практичны в связи  с тем, что отвечают интересам  участников. Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.
     Третья  группа показателей формируется  аналогично показателям первой и  второй групп, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.



     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.
     Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ деятельности  при повышении  прибыли и рентабельности  ОАО «Фабрика лозовой  мебели» 

     2.1. Организационно-экономическая  характеристика и  анализ работы  по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели» 

     На  каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера [1, 162]:
     увеличение  выпуска продукции;
     улучшение качества продукции;
     продажа излишнего оборудования и другого  имущества или сдача его в  аренду;
     снижение  себестоимости продукции за счет более рационального использования  материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей  силы и рабочего времени;
     диверсификация  производства;
     расширение  рынка продаж и др.
     Из  этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с  другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек.
     В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
     Основными направлениями увеличения прибыли  являются:
     рост  выпуска продукции. Чем больше производится продукции, тем при прочих равных условиях больше масса прибыли;
     повышение качества продукции, которая имеет  более высокие потребительские  свойства и более высокие цены;
     снижение  издержек производства. Это наиболее эффективный путь увеличения прибыли.
     Снизить издержки производства можно путем  экономии сырья, энергических ресурсов, лучшего использования имеющихся  основных фондов, внедрения новой  техники и технологии, совершенствования  организации труда, сокращения потерь рабочего времени, то есть используя любые факторы, повышающие эффективность производства. Уровень эффективности работы предприятия определяется и нормой рентабельности, то есть отношением прибыли к себестоимости продукции или отношением прибыли к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Уровень рентабельности прямо пропорционален к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Уровень рентабельности прямо пропорционален стоимости используемых фондов.
     Открытое акционерное общество «Свислочская фабрика лозовой мебели» создано на основании решения Свислочского районного исполнительного комитета от 25 сентября 2007 г. № 664 путем преобразования коммунального производственного унитарного предприятия «Свислочская фабрика лозовой мебели» зарегистрированного Гродненским областным исполнительным комитетом 28 ноября 2005 г. ОАО «Свислочская ФЛМ» расположено по адресу: Гродненская область, Свислочский район, г.п.Порозово, ул.Ленина, 39.
      Данное  предприятие относится к местной промышленности. Форма собственности – частная. Размер уставного фонда по состоянию на 01.12.2010 года составляет 629 млн.рублей.
      Основной  деятельностью фабрики является:
     лесопиление;
     лесозаготовка;
     производство  мебели из лозы и орешника;
     производство деревянной тары и поддонов,
     производство  отделочных изделий из дерева (вагонка  наличник, плинтус, блокхауз, половая  доска)
     производство  черенков для вил, граблей, лопат, щеток, топорищ хозяйственных и т.д..
      В 2010 году предприятие выпустило товарной продукции на 534 миллиона рублей, что составляет 117,4 процента к уровню 2009 года по ТПН – 247 миллионов рублей, что составляет 79,9 процентов к уровню прошлого года.
      В 2011 году планируется ввести в эксплуатацию следующее оборудование:
      автоматический станок для заточки дисковых пил с цифровой индикацией;
      станок  торцовочный High Point SCO-450, что позволяет торцевать в точный размер, раскраивать доску с крыловатостью и погнутостью;
      автоматический  торцовочный станок для вырезки  дефектов CFS 200;
      автоматический горячий масляный пресс с системой набора заготовки Tiger  - склейка щита в горячем прессе  с автоматический подачей заготовки;
      автоматический  трехголовочный шлифовально-калибровалтный станок с системой аспирации, который  колибрует и шлифует по пласту;
      двухсторонний форматно-раскроечный станок TI3000 с аспирационным шлангом;
     станок  для заточки и изготовления прямых и профильных ножей SC-312;
     станок  для заточки фрез SF-300;
     четырехсторонний  шестишестишпедельный строгально-калевочный станок раскроем на ламели, придания заготовки четкой геометрии.
     Введены в эксплуатацию сушильные камеры типа Secovent, которые позволяют в автоматическом режиме контролировать процесс и качество сушки и создать необходимый запас сухого пиломатериала.
      Основные  потребители продукции ОАО «Свислоская фабрика лозовой мебели»:
      УП  «Кирмаш», г. Минск;
      ТКУП  «Универмаг Беларусь, г. Vbycr$
      ТЗАО  «1000 Мелочей», г. Минск;
      ЗАО « Мебель, стройматериалы», г. Минск;
      ЗАО «Торговый дом «Алекор», г. Минск;
      ЗАО «1000 Мелочей», г. Гродно;
      ЗАО «Товары для дома», г. Гомель;
      ОАО «Гроднооптторг»;
      ОАО «Белхозторг», г. Минск;
      ОАО «ОМА», г. Минск;
      ООО «Торговые ряды», г. Барановичи;
      ЗАО «Полярис», г. Витебск;
      Гродненская оптовая база «Хозторг»;
      ЗАО «Пальмира», г. Минск;
      ОАО «Мебельстройматериалы», г. Минск;
      ОАО «1000 Мелочей» г. Слоним;
      Фирма UAB «Sevikos Prekuba», LT;
      Фирма «LEXBERG LLC;
      Фирма «Artesno Trade LLP». 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ прибыли от реализации продукции 

     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
     Важнейшим из них является себестоимость. Под  себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации (18, с. 55).
     Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте  прибыли при прочих равных условиях.
      К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:
     - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);
     - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);
     Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции являются:
     - установление динамики важнейших  показателей себестоимости; 
     - определение затрат на рубль  товарной продукции; 
     - выявление резервов снижения  себестоимости. 
     Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.
     Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции является изменение  объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при  нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
     Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная. Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения  остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
     Размер  выручки от реализации продукции  и, соответственно, прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых цен (9, с.13-14).
     Свободные цены в условиях их либерализации  устанавливаются самими предприятиями  в зависимости от конкурентоспособности  данной продукции, спроса, и предложения  аналогичной продукции другими  производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
     Для принятия многих управленческих решений  важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
     Подобный  анализ строится в соответствие с  используемой на конкретном предприятии  системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
     Основную  часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к  которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
     Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
     объема  продаж продукции;
     ее  структуры;
     себестоимости;
     уровня  среднереализационных цен.
     Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
     Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.
     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
     Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.
      Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме продукции. Для  этого от фактической суммы выручки  следует вычесть условную сумму  затрат.
     Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.
     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ прибыли от реализации продукции.
     Основная часть чистой прибыли предприятия — это валовая прибыль от реализации продукции.
     Прибыль от реализации продукции определяют как разность между объемом реализованной продукции в действующих ценах и ее себестоимостью. Объем реализации предварительно уменьшается на величину налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других отчислений.
     Анализ  прибыли от реализации продукции  начинают проверкой баланса товарной продукции и общей оценкой меры влияния на выполнение плана прибыли изменений прибыли в остатках нереализованной продукции на конец и начало года, который дает возможность обнаружить меру влияния на прибыль от реализации товарной продукции изменений в выполнении плана по выпуску продукции и по остаткам нереализованной продукции. Такую проверку проводят на основании использования данных форм годовой отчетности № 1, 2, 5 в соответствии с которыми баланс товарной продукции составляется в оптовых ценах и по себестоимости.
     Если  в ходе изучения возрастания остатков будет установлено, что на предприятии большие остатки товаров не имеют спроса, необходимо определить, почему на них был заключенный договор и которая из сторон  (заказчик или производитель) не выполнила условий договора и к кому будут применять экономические санкции.
     После общей оценки выполнения плана по прибыли от реализации продукции проявляют факторы, которые влияют на его выполнение.
     На  размер прибыли от реализации продукции  влияют такие факторы: изменение объема реализованной продукции, изменение себестоимости, изменение оптовых цен, изменение ассортимента и структуры реализованной продукции.
     Анализ  выполнения плана по прибыли от реализации продукции и оценка меры влияния факторов на его изменение проводится по данным отчета о финансовых результатах, бизнес-плану.
     Рассмотрим  конкретнее методику расчета влияния любого из названных факторов.
     1. Влияние изменения объема реализации  продукции на прибыль определяют  путем умножения плановой прибыли  на процент перевыполнения (недовыполнения) плана из объема реализации  продукции. Последний определяют делением выручки от реализации по плану на фактически реализованную продукцию по плановой выручке от реализации, предварительно уменьшив их на величину налога на добавленную  стоимость, если реализация осуществляется по оптовым ценам промышленности. 
     Рассмотренная методика расчета влияния фактора изменения объема реализации на прибыль не является единой. Предложенный порядок расчета обосновывается тем, что реализация, как и выпуск продукции, планируется и учитывается в оптовых ценах, которые являются стабильнее, чем себестоимость, которая практически изменяется каждый год. Тем не менее объем реализации продукции, в оптовых ценах в определенной мере зависит от структурных сдвигов в составе продукции. По этой причине при наличии структурных сдвигов выполнения плана реализации продукции в оптовых ценах не будет совпадать с процентом выполнения плана, определенного по полной плановой себестоимости, хотя состав продукции в обоих случаях будет одинаковым. Поэтому ряд экономистов считает целесообразнее в анализе прибыли исходить из процента выполнения плана реализации продукции, которая определяется на базе полной плановой себестоимости. На практике используют оба способа, тем не менее более шире применяют первый.
     2. Для расчета меры влияния на  отклонение прибыли фактора изменения себестоимости необходимо от фактической себестоимости отнять себестоимость по плану на фактически реализованную продукцию. Влияние этого фактора - обратно пропорциональное. То есть, если разность между этими показателями показывает снижение себестоимости, это означает, что прибыль на эту же сумму увеличивается, и наоборот.
     3. Влияние изменения оптовых цен  на прибыль от реализации продукции определяют путем сопоставления фактической суммы выручки от  реализации продукции без налога на добавленную стоимость с выручкой от реализации продукции по плановым ценам на фактически реализованную продукцию. Анализируя влияние данного фактора, следует дифференцировать изменение цен.
     Предприятиям  предоставлено право устанавливать  на свою продукцию договорные цены, которые, как правило, могут быть выше оптовых. Кроме того, при условии расширения границ внешнеэкономической деятельности, если предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок, последние могут реализовывать свою продукцию по экспорту по контрактным ценам (в соответствии с заключенным контрактом), которые могут отличаться от действующих оптовых цен на внутреннем рынке.
     4. Изменение ассортимента и структуры реализованной продукции влияет на прибыль из-за того, что рентабельность отдельных изделий является неодинаковой. При увеличении в составе реализации продукции удельного веса изделий с рентабельностью, которая превышает среднюю по предприятию, прибыль увеличивается, и наоборот. Расчет меры влияния фактору изменения ассортимента и структуры реализованной продукции на прибыль осуществляется несколькими способами.
     Наиболее  часто для расчета используют формулу:
     Ас = (Р% -Рс%) / 100, где:
     Ас  — влияние изменения ассортимента и структуры;
     Р %, Рс % — процент выполнения плана  реализации соответственно по оптовым ценам и по полной себестоимостью;
     Рс  — плановая полная себестоимость  реализованной продукции.
     Расчет  меры влияния фактора изменения  ассортимента и структуры реализации на прибыль можно осуществить и другими способами.
     Так, разность между прибылью по плану  на фактическим объемом реализованной продукции и прибылью по утвержденному плану дает величину влияния двух факторов: изменения объема реализованной продукции и изменения ассортимента и структуры реализации
     Самым простейшим является сальдовый способ расчета влияния данного фактора, по которому от общей величины абсолютного отклонения по прибыли отнимается алгебраическая сумма влияния предшествующих четырех факторов.
     Этот  способ является самым простейшим из приведенных, но применение его в практике расчетов имеет существенный недостаток. Если один из четырех предварительно рассчитанных факторов будет определен неправильно то и расчет меры влияния фактора изменения ассортимента и структуры за этим способом будет неправильным.
     Заканчивается анализ меры влияния факторов на прибыль  от реализации товарной продукции обобщением проведенных выше расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Анализ операций внереализационных доходов и расходов предприятия 

     К внереализационным доходам и  расходам относятся результаты от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Однако при анализе этой категории доходов и расходов следует учитывать степень влияния конкретных видов доходов и расходов на счет необлагаемой прибыли.
     В состав внереализационных доходов и расходов включают:
     штрафы, пени, неустойки за нарушение условий  договоров, а также возмещение причинённых  организации убытков.
     Они принимаются к бухгалтерскому учету  в суммах, присуждённых судом или  признанных организацией (должником).
     штрафы, пени, неустойки за нарушение условий  договоров, уплаченные или признанные организацией к уплате (признаются в целях налогообложения).
     прибыли и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году.
     суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. Они включаются в доходы и расходы организации в сумме в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
курсовые  разницы.
     расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации.
     стоимость безвозмездно полученных основных средств  или других амортизируемых активов  по мере начисления амортизации в  сумме начисленной амортизации, по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на счета учета затрат на производство.
     возмещения  причиненных организации убытков.
возмещения  организации убытков, причинённых  другими компаниям.
     расходы связанные с рассмотрением дел  в судах.
     поступления и возмещения причинённые организации убытков.
     К операционным доходам и расходам относятся:
     доходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации, и расходы, связанные с ними (когда это не является предметом деятельности организации)
     доходы, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих их патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности и расходы связанные  с ними (когда это не является деятельностью организации)
     доходы (проценты) и расходы, связанные с  участием в уставном капитале других организаций.
     Указанные три вида доходов и расходов отражаются в учете методом начисления:
     начислений  арендной платы, доходов от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставном капитале других организаций.
     Размер  прибыли в значительной степени  зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.
     К инвестиционным доходам относятся  проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях и т.д.
     Финансовые  расходы включают выплату процентов  по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов) и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.