На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление персоналом:понятия и подходы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский Государственный Технический Университет»
ГОУ ВПО  СевКавГТУ 

Кафедра ПП  
 
 
 

Реферат на тему:
«Управление персоналом: понятия и подходы»  
 
 

Работу  выполнила:
Студентка ФИТТ
Группы  ПИБ-081
Никифорова  Д.О.  

Работу  приняла:
Арутюнян  М.М.  

Ставрополь 2010

Содержание

Введение 3
1. Экономический подход 5
2. Органический подход 8
3. Гуманистический  подход 15
Позитивная  роль гуманистического подхода 18
Настоящее и будущее организационного поведения 20
Заключение 22
Список  литературы 25
 


Введение                                 

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации, оптимальные системы и
процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от
конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины,
мотиваций, способности  решать проблемы, восприимчивости к  обучению.
В то же время  трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерства на предприятии.
Поэтому, для  того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя их деятельность, используя различные методы управления персоналом.
Особое внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме не всегда уделяется достаточно внимания.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов
иерархического  управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. В связи  с чем актуальность тематики системы управления персоналом не вызывает сомнения.
Деятельность  по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Одна из важнейших  составных управленческой деятельности — управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления — обобщенном представлении (необязательно  декларируемом) о месте человека в организации.
В теории и практике управления человеческой стороной организации  можно выделить четыре концепции, которые  развивались в рамках трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического:
1) использования  трудовых ресурсов;
2) управления  персоналом;
3) управления  человеческими ресурсами;
4) управления  человеком.
 


1. Экономический подход

Экономический подход к управлению дал начало концепции  использования трудовых ресурсов. В  рамках этого подхода ведущее  место занимает техническая (в общем  случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей  на предприятии. Организация здесь  означает упорядоченность отношений  между ясно очерченными частями  целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных принципов концепции использования  трудовых ресурсов можно выделить следующие:
1) обеспечение  единства руководства — подчинённые  получают приказы только от  одного начальника;
2) соблюдение  строгой управленческой вертикали  — цепь управления от начальника  к подчиненному спускается сверху  вниз по всей организации и  используется как канал для  коммуникации и принятия решения;
3) фиксирование  необходимого и достаточного  объема контроля — число людей,  подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это  не создавало проблемы для  коммуникации и координации;
4) соблюдение  четкого разделения штабной и  линейной структур организации  — штабной персонал, отвечая за  содержание деятельности, ни при  каких обстоятельствах не может  осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
5) достижение  баланса между властью и ответственностью  — бессмысленно делать кого-либо  ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие  полномочия;
6) обеспечение  дисциплины — подчинение, дополнительность, энергия и проявление внешних  знаков уважения должны осуществляться  в соответствии с принятыми  правилами и обычаями;
7) достижение  подчинения индивидуальных интересов  общему делу с помощью твердости,  личного примера, честных соглашений  и постоянного контроля;
8) обеспечение  равенства на каждом уровне  организации, основанного на доброжелательности  и справедливости, чтобы вдохновить  персонал к эффективному исполнению  своих обязанностей; заслуженное  вознаграждение, повышающее моральное  состояние, но не ведущее к  переоплате или перемотивированию. 

Краткое описание экономического подхода к управлению представлено в табл. 1.: 

Таблица 1. Условия эффективности и особые затруднения в рамках экономического подхода
Условия эффективности Особые затруднения
Четкая  задача для исполнения Сложность адаптации  к меняющимся условиям
Среда достаточно стабильна Неповоротливая  бюрократическая надстройка (строгая  заданность и иерархичность управленчиской структуры, затрудняющая принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации)
Производство  одного и того же продукта Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные  последствия (поскольку мотивация  персонала сводится исключительно  к внешнему стимулированию, то даже незначительных изменений в схеме стимулирования достаточно для непредсказуемых последствий)
Человек согласен быть деталью машины и ведет  себя как запланировано Дегуманизирующее воздействие на работников (использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным при низкоквалифицированном труде)
 
 


2. Органический подход

В рамках органической парадигмы последовательно сложились:
1) концепция  управления персоналом ;
2) концепция  управления человеческими ресурсами. 
Именно органический подход обозначил новую перспективу  управления персоналом, выведя этот тип  управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации  труда и зарплаты. Кадровая функция  из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации  фигур, оценку работников управленческого  аппарата, повышение их квалификации.
Акцентирование  внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как  живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда  на организационную реальность.
Первая, исходившая из отождествления организации с  человеческой личностью, ввела в  научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а  также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию  как на собрание частей, соединенных  линиями управления, коммуникации и  контроля.
Отождествление  организации с человеческой личностью
Иллюстрацией  первой возможности является использование  положений теории мотивации А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом (табл. 2). 

Отождествление  организации с мозгом
Возможности рассмотрения организационной реальности по аналогии с деятельностью мозга высокоорганизованных живых существ способствовали исследования в области кибернетики, физиологии мозга и нейропсихологии. Именно в этих исследованиях были пересмотрены такие понятия как «функция», «локализация» и «симптом», «связь» и «обратная связь», являющиеся существенными для области управления персоналом. 

Так, «функция»  традиционно понималась как отправление  того или иного органа. Например, выделение желчи есть функция  печени. Однако такого понимания основателя отечественной нейропсихологии, по мнению А. Р. Лурия (1973), оказывается явно недостаточно для объяснения более сложных процессов, таких, как пищеварение и дыхание . Он отмечает: 

«Легко видеть, что исходная задача (восстановление гомеостазиса) и конечный результат (доведение питательных веществ до стенок кишечника или кислорода до альвеол) остаются во всех случаях одинаковыми. Однако способ выполнения этой задачи может сильно варьироваться. Так, если основная группа работающих при дыхании мышц диафрагмы перестает действовать, в работу включаются межреберные мышцы, а если и они почему-либо страдают, включаются мышцы гортани и воздух как бы заглатывается… » 

Таблица 2
Соответствие  деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности
Доминирующая  Потребность Деятельность  по управлению персоналом
Самоактуализация Побуждение  служащих к максимальной вовлеченности  в процесс труда и управления. Превращение работы в главное средство самовыражения служащих
Самоуважение Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность  и развивая самоидентичность
Социальные  потребности Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям
Потребность в безопасности Работа должна позволять сотрудникам ощущать  свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы пенсионного  и социального страхования, поддержки  при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри организации, создавать безопасные условия труда
Физиологические потребности Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии  ? заработной платы и других видов  материального вознаграждения должно хватать по крайней мере на восстановление работоспособности
 
В результате автор  формулирует важнейший постулат:
«Наличие постоянной (инвариантной) задачи, осуществляемой с помощью меняющихся (вариативных) средств, позволяющих доводить процесс до постоянного (инвариантного) результата, является одной из основных особенностей работы каждой функциональной системы.»
Ключевые  моменты органического  подхода 
Возникает вопрос о том, как же локализованы органы, отвечающие за деятельность функциональных систем. А.Р. Лурия отвечает:
«... высшие психические «функции» как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.»
Похоже, что, с  одной стороны, говорится о локализации, т. е. местоположении, а с другой, — не так просто определить, где  же находится само это место. Более  того, «поражение каждой из этих зон (имеется  в виду зон мозговой коры) может  привести к распаду всей функциональной системы, и, таким образом, «симптом» (нарушение или выпадение той  или иной функции) еще ничего не говорит  о ее локализации».
Таким образом, аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила  совершенно иначе представить как  организационную реальность в целом, так и управление персоналом в  частности. Если воспользоваться метафорой  голограммы, в любой части которой  содержится изображение в целом, то легко заметить, что различные  части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга — не дифференциация и узкая специализация, а системность  и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы голографического структурирования организации:
• Храните целое  организации в каждой ее части (в  подразделении и вплоть до каждого  работника).
• Создавайте множественные  связи между частями организации (причем избыточные).
• Развивайте одновременно и специализацию персонала, и  его универсализацию (не забывая  о том, насколько все должны знать  и уметь делать все).
• Создавайте условия  для самоорганизации каждого  работника и коллектива в целом. 

Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась  еще и тем, что стало очевидным, что принятие управленческих решений  никогда не может быть полностью  рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
1) действуют  на основе неполной информации;
2) способны исследовать  только ограниченный набор вариантов  каждого решения;
3) неспособны  точно оценить результаты. 

В конечном итоге  органический подход, признавая принцип  ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем  результатов с помощью целей  и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
1) необходимо  делать акцент на окружающей  среде, в которой живет организация;
2) организацию  надо понимать в терминах взаимосвязанных  — внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа — определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;
3) между подсистемами  необходимо создавать равновесие  и устранять дисфункции.  

Таблица 3
Условия эффективности  и особые затруднения в рамках органического подхода
Условия эффективности Особые затруднения
Подчинение  целей организации взаимодействию с окружающей средой Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей Превращение людей  в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор
Взгляд  на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры  и других измерений Предположение о «функциональном единстве», когда  все органы работают на благо организма  в целом
Выделение различных подсистем организации Предположение о том, что работники должны удовлетворять  все свои потребности через организацию
Учет  естественных возможностей в процессе инновации Опасность впасть в социальный дарвинизм
Повышенное  внимание к «экологии» внутри ? и  межорганизационных взаимодействий Ответственность может перекладываться на внешние  причины вместо изменения курса
 
Преодоление противоречий, характерных для органического  подхода к управлению, позволило  сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
1. Признавая  ошибки, допускаемые при действии  в сложной среде, неизбежными,  необходимо поощрять у сотрудников  такие качества, как открытость  и рефлексивность.
2. Существенно  поощрять такие способы анализа,  которые признают возможность  реализации разных подходов к  решению проблем. При этом необходимо  инициировать конструктивные конфликты  и дискуссии между представителями  разных точек зрения. Это часто  приводит к переосмыслению целей  организации и переформулированию  способов их достижения.
3. Важно избегать  того, чтобы структура деятельности  непосредственно определяла организационную  структуру. Цели и задачи должны  не задаваться сверху, а появляться  в процессе работы. В планах  указываются скорее ограничения  (то, чего нужно избегать), чем  то, что конкретно нужно сделать.
4. Необходимо  подбирать людей, создавать организационные  структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих  принципов.
 


3. Гуманистический  подход

 
Организационная культура
Развивающаяся в последнее время гуманистическая  парадигма исходит из концепции  управления человеком и из представления  об организации как культурном феномене.
Организационная культура — целостное представление  о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах  поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов.
При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих  эталонов развития, отраженных в системе  знаний, идеологии, ценностях, законах  и повседневных ритуалах, внешних  по отношению к организации, социальных общностей. 

Влияние культурного  контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается  не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. 

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться  как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать  смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь  человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако па самом  деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается  лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем. 

Часто наше понимание  организации основывается на тех  процессах, которые порождают системы  смыслов, разделяющие псе члены  организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы общие интерпретационные схемы, которые делают возможным существование данной организации? Откуда они появляются? Как они создаются, передаются и сохраняются? 

Каждый аспект организации нагружен символическим  смыслом и помогает создавать  реальность. Особенно «объективны» организационные  структуры, правила, политика, цели, должностные  инструкции, стандартизированные процедуры  деятельности. Так, еженедельные или  ежегодные совещания, про которые  все знают, что это пустая трата  времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно  лежащие папки, стаканы и т. п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне  организации, о которой мало говорят  другие подходы. 

С точки зрения данного параметра важно, насколько  работники предприятия интегрированы  в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно  принимают ее как «свою собственную») и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в  ценностной сфере в связи с  переменами в условиях жизни и  деятельности. Также важно, живет  ли предприятие в целом по одним  и тем же правилам и принципам  принятия решения или же на предприятии  разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы (табл. 4).  

Таблица 4
Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной  культуры
Характеристика  Системы ценностей
(степень их  выраженности)
Характеристика нормативной системы  предприятия
Адаптивность Консерватизм Нормы один для всех Много норм для различных  групп
Сильная Сильный Политический  конфликт Сильная и адаптированная организационная культура
Умеренная Умеренный Организационная культура, пригодная для одной  стратегии Стратегический  конфликт
Слабая Слабый Организация на грани распада Организация существует как набор автономных групп
Сильная Слабый Организационный конфликт Адаптивная  организационная культура
Слабая Сильный Сильная организационная  культура Конфликт «вакуума власти»
 
 


Позитивная  роль гуманистического подхода

 
Позитивная роль гуманистического подхода в понимании  организационной реальности состоит  в следующем.
1. Культурологический  взгляд на организацию снабжает  управленцев связной системой  понятий, с помощью которых  они могут сделать свой повседневный  опыт постижимым. Это позволяет  рассматривать определенные типы  действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.
2. Представление  об организации как культурном  феномене позволяет понять, каким  образом, через какие символы  и смыслы осуществляется совместная  деятельность людей в организационной  среде. Если экономический и  организационный подходы подчеркивают  структурную сторону организации,  то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную  действительность и влиять на  нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т. д. Если раньше  многие менеджеры рассматривали  себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
3. Гуманистический  подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой и том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
4. В рамках  гуманистического подхода возникает  понимание того, что эффективное  организационное развитие — это  не только изменение структур, технологий и навыков, но и  изменение ценностей, которые  лежат в основе совместной  деятельности людей. 

Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к  настоящему и будущему
Фред Лютанс, профессор менеджмента, почетный президент Американской академии управления.
* Человеческие  ресурсы становятся единственно  значимым конкурентным преимуществом.
* Как область  менеджмента организационное поведение  — это понимание, предвидение  и управление поведением людей  в рамках организаций.
Сегодня общепризнанно, что передовые технологии, информационные системы и тотальное качество это данности, непременные условия, определяющие «игровое поле» организаций  в глобальной экономике. Сейчас, а  особенно в XXI в., единственно значимым конкурентным преимуществом любой  организации становятся ее человеческие ресурсы. Таким образом, научные  основы организационного поведения  и их применение на практике путем  управления человеческими ресурсами  превращаются в важное (если не важнейшее) направление в области менеджмента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.