На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Информационные технологии управления»
(наименование  учебной дисциплины)
 
Тема  №1: «Организация информационных технологий обеспечения
управленческой деятельности»
 
Лекция  №1:« Организация информационных технологий обеспечения
управленческой деятельности»
(наименование темы лекции)
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пермь - 2010
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Учебные вопросы:
 
    Понятия информации и системы.
    Информационные потоки организации.
    Информационные системы и технологии. Их классификация.
    Состав информационных систем.
    Проектирование и стадии создания ИСУ.
Заключение
 
Литература:
    Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Проф. Г.А. Титоренко – М. ЮНИТИ, 2003. – 399 с.
    Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф.Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 439с.
    Информационные системы и технологии в экономике и  управлении: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006. – 480 с.
    Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 118 с.
    Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1999. - 168 с.
    Информационные  технологии управления (Электронный учебник) http://miemp-mi-gor.narod.ru/index.htm
    Информационные  технологии управления. Под редакцией  Ю.М. Черкасова – М.: ИНФРА – М, 2001.
    Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник – СПб. Из-во Михайлова В.А., 2000.
 
 
 
    Учебно-материальное обеспечение:
 
    Наглядные пособия:
 
 
    Технические средства обучения:
 
 
    Приложения:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(при  необходимости)
 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
 
Введение
 
     Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в котором функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.
     Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальным становится учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
     Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям.
     Подготовка  в высшей школе должна предусматривать  овладение специалистом-менеджером фундаментальными знаниями теории и практики управления, а также умением активно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.
     Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:
    дать комплексное представление об эволюции и современных тенденциях развития информационных систем управления;
    раскрыть этапы создания информационных систем управления;
    ознакомить с современными информационными системами и способами использования их в практической деятельности.
     Основные  задачи дисциплины состоят в том, чтобы:
    сформировать у будущих специалистов научное представление о роли информации, информационных системах управления организацией;
    развить у студентов интерес к проблемам создания и внедрения информационных систем управления в практическую деятельность организаций;
    выработать навыки использования вычислительной техники в управлении и практической деятельности предприятий и организаций.
 
Первый  учебный вопрос: «Понятия информации и системы»
 
     Насколько важным является владение информацией  видно уже из того, что каждый из этапов развития человечества обусловлен овладением определенной информацией. Поэтому можно сказать, что все усилия общества направлены на получение и обработку информации. Информация является результатом творческой деятельности человека. В дальнейшем она может передаваться, храниться, шифроваться, уничтожаться.
     В целом в жизни общества информация выступает и как продукт его жизнедеятельности и как один из основных его ресурсов, наряду с природными и энергетическими ресурсами. Однако в отличие от материальных ресурсов, количество информации в процессе развития общества не уменьшается, а увеличивается. Материальные ресурсы необходимо получить, а информацию — и это основная проблема — эффективно хранить и обрабатывать. Актуальность этой проблемы возрастает с развитием общества.
     В XX в. произошел информационный взрыв — резкое увеличение объема информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. Это является следствием научно-технической революции. Наблюдается тенденция к росту объема воспринимаемой информации за каждый очередной промежуток времени (например, за 10 лет). Считается, что если XIX в. был веком механики, XX — веком энергии, то XXI — будет веком информации (т.е. основная трудовая деятельность человека будет связана с ее переработкой).
     Информационное  общество — новая историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. В качестве средств информационное общество широко использует ЭВМ, телекоммуникационные сети, электронные библиотеки, банки данных, автоматизированные информационные системы, системы искусственного интеллекта.
     Слово "информация" относится к основополагающим терминам информатики и в переводе с латинского означает "сообщение", "разъяснение". До появления компьютерной техники это слово использовалось редко, в основном в специальной и технической литературе. Впервые понятие "информация" как термин приводится в книге Н.Винера "Кибернетика", однако лишь в узком смысле - как "количество информации". В настоящее время термин "информация" используется весьма широко как в быту и на производстве, так и в науке, образовании, технической литературе и др. При этом, смысл термина "информация" столь широк, что зачастую может придти в противоречие с контекстным содержанием. Во многих публикациях делаются попытки дать фундаментальное, "универсальное" толкование этого термина, отображающего его мировоззренческий, философский смысл наряду с такими философскими категориями как вещество и энергия.
     Для примера приведём некоторые из них.
     «Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти».
     «Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний».
     «Информация - это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями».
     «Информация, первоначально - сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму».
     «Информация - содержание сообщения  или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям».
     Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №149-Ф3 определяет понятие информации следующим образом: информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Свойства  информации
     1. Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.
     2. Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.
     3. Адекватность информации. Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов (неадекватной интерпретации), тем лицом, которое получает информацию. Например: радиопередача на иностранном языке, который почти неизвестен слушателю или восприятие лекционного материала неподготовленным слушателем.
     Различаются три формы адекватности информации: синтаксическая, семантическая и прагматическая.
     Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает её смыслового содержания.
     Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информации об объекте самому объекту.
     Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и её потребителя. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью использования информации потребителем для достижения поставленной цели.
     4. Доступность информации. Доступность информации мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.
     5. Актуальность информации. Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.
     Все эти свойства, к сожалению, являются качественными (не измеряемыми).
     Информация  на пути от источника к потребителю  проходит через ряд преобразователей - кодирующих и декодирующих устройств, вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму, и т. д. На промежуточных стадиях преобразования семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информации заменяется на менее ограничительное понятие "данные".
     Данные представляют собой набор утверждений, фактов и/или цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.
     Лексические отношения (часто называемые парадигматическими) отражают постоянные связи в структуре языка, например, род - вид, целое - часть. Связи между отдельными частями сообщения отражаются синтаксическими (синтагматическими) отношениями. Они являются переменными, например, положение запятой в фразе "Казнить нельзя помиловать" определяет тот или иной ее смысл. Данные безразличны к семантическому и прагматическому фильтру. В тех случаях, когда различие между информацией и данными нет нужды подчеркивать, они употребляются как синонимы.
     К важнейшим признакам, по которым  обычно осуществляется классификация циркулирующей экономической информации, относятся:
     1. Отношение к данной управляющей системе. Этот признак позволяет разделить сообщения на входные, внутренние и выходные.
     2. Признак времени. Относительно времени сообщения делятся на перспективные (о будущих событиях) и ретроспективные. К первому классу относится плановая и прогнозная информация, ко второму - учетные данные. По времени поступления разделяются периодические и непериодические сообщения.
     3. Функциональные признаки. Формируется классификация по функциональным подсистемам экономического объекта. Например, информация о трудовых ресурсах, производственных процессах, финансах и т. п., в другом разрезе - на данные планирования, нормирования, контроля, учета и отчетности.
     Надо  констатировать, что не существует меры информации, равно применимой на всех стадиях обработки информации. Остается единственная возможность - учитывать количество обрабатываемых знаков, т. е. объем информации. Эта величина отражает, естественно, только внешнюю сторону информационных процессов.

Понятие системы

     Системой называется любой объект, который, с одной стороны, рассматривается как единое целое, а с другой - как множество связанных между собой или взаимодействующих составных частей.
     Среди известных свойств систем целесообразно рассмотреть следующие - относительность, делимость и целостность.
     Свойство  относительности устанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя. Реальный мир богаче системы. Поэтому от исследователя и его целей зависит, какие стороны реального мира и с какой полнотой будет охватывать система. При выделении системы некоторые элементы, взаимосвязи, входы и выходы не включаются в нее из-за слабого влияния на остающиеся элементы, из-за наличия самостоятельных целей, плохо согласующихся с целью всей системы, и т.д. Они образуют внешнюю среду для рассматриваемой системы.
     Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, так как число взаимосвязей между подсистемами и внутри подсистем обычно меньше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы. Выделение подсистем проводит исследователь, и оно условно.
     Свойство  целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.
     Надо  также иметь в виду, что система, как правило, имеет больше свойств, чем составляющие ее элементы. Так, предприятие обладает юридической самостоятельностью, а его подразделения - нет.
 
Второй учебный вопрос: «Информационные потоки организации»
 
     Организацию (особенно его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр (рис.), в котором обрабатывается информация, содержащаяся как во внешнем, так и во внутреннем потоках, т.е. реализуется информационный процесс.
 
     Информационный  процессэто осуществление всей совокупности следующих элементарных информационных актов: прием или создание информации, ее хранение, передача и использование.
     Информационная системаэто совокупность механизмов, обеспечивающих полное осуществление информационного процесса.
     Вне ИС информация может лишь сохраняться  в виде записей на тех или иных физических носителях, но не может быть ни принятой, ни переданной, ни использованной.
     Внешний поток информации определяется взаимодействием предприятия с экономическими и политическими субъектами, действующими вне его. Сюда относится взаимодействие предприятия с клиентами и конкурентами, как реальными, так и потенциальными.
     Внутренний поток включает в себя информацию, описывающую отношения в коллективе сотрудников, а также знания, порождаемые в производстве. Предприятия имеют и формируют свою собственную внутреннюю информационную среду, в которой циркулируют потоки информации.
     В качестве внешних источников информации предприятия выступают государство, информационные центры и сети, научно-исследовательские организации, поставщики материалов, конкуренты, инфраструктура рынка и т.п.
     Входной поток предприятия формируется на основании информации, поступающей из внешней среды.
     Выходной информационный поток направляется предприятием во внешнюю среду и содержит информацию о своих производственных возможностях, производимом товаре (реклама), материальных, энергетических, кадровых и информационных потребностях и т.д.
     Информационная система предприятия фильтрует информационный поток и выделяет информацию, необходимую (релевантную) для жизнедеятельности предприятия, преобразуя ее в удобную для принятия решений форму.
     Предприятие представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
    планирование — определяет цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
    учет — отображает состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственны) процессов;
    контроль — фиксирует отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
    регулирование — осуществляет оперативное управление всеми хозяйственными процессами для исключения возникающих отклонений между плановыми и учетными данными;
    анализ — определяет тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
     Основными задачами предприятия по формированию информационных потоков являются:
    формирование адекватных информационных ресурсов для системы управления предприятием;
    оптимизация информационных потоков путем исключения дублирования информации;
    ликвидация разрыва между внедрением информационных технологий и техники и состоянием информационных ресурсов (их формирование и использование).
 
Третий учебный вопрос: «Информационные системы и технологии.
Их  классификация.»
 
     Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом.
     Функционирование  предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.
     Рыночная  экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).
     Информационная  система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
     Информационная  система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля.
     Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.
     Информационные  системы управления позволяют:
    повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
    обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
    добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
    согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
    за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.
     Классификация информационных систем управления зависит  от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
     Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
      уровень в системе государственного управления;
      область функционирования экономического объекта;
      виды процессов управления;
      степень автоматизации информационных процессов.
     В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
     ИС  федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
     Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
     Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
     Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
     По  видам процессов  управления ИС делятся на:
    Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).
    ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
    ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
    Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
    Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
    ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
    Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
 
     По  степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
     Ручные  информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам.
     Автоматизированные  информационные системы  — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.
     Автоматические  информационные системы  характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции.
     Основной  составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
     Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
     Основная  цель автоматизированной информационной технологии — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
     Информационная  технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении.
     Автоматизированные  информационные системы для информационной технологии — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
     Информационная  технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис):
      степень централизации технологического процесса;
      тип предметной области;
      степень охвата задач управления;
      класс реализуемых технологических операций;
      тип пользовательского интерфейса;
      способ построения сети.
     По  степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.
     
 
     Централизованные технологии характеризуется тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ - центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
     Децентрализованные  технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
     Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.
     Тип предметной области  выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.
     По  степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
     По  классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
     По  типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
     Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
     Способ  построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.
Особенности информационной технологии в организациях различного типа
     Информационная  технология является основной составляющей информационной системы организационного управления, непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
     Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
      областью функционирования предприятия или организации;
      типом предприятия или организации;
      производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
      принятой моделью управления организацией или предприятием;
      новыми задачами в управлении;
      существующей информационной инфраструктурой.
     На  малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
     В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.
     В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
     В крупных организациях сложились  две формы управления – централизованная и децентрализованная. Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.
     Децентрализованная  форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет.
 
Четвертый учебный вопрос: «Состав информационных систем»
 
     Система является сложной, если может быть описана более чем на одном языке (академик А.И. Берг). Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации, к которым относятся:
      упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
      упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
      упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области.
     Обычно  выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные  подсистемы информационных систем
     Функциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления.
     Интеграция  функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, математическая, техническая, правовая и кадровая подсистемы.
     Функциональная  подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.
     Состав  функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.
     Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:
      предметному;
      функциональному;
      проблемному;
      смешанному (предметно-функциональному).
     Принципы  предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением, производством готовой продукции, персоналом, сбытом готовой продукции, финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали.
     Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы: прогнозирование, нормирование, планирование (технико-экономическое и оперативное), учет, анализ и регулирование, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления: маркетинг, производство, логистика, финансы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.