На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальная инновационная система Германии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Национальная  инновационная система Германии. 

     Под национальной инновационной системой в контрольной понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.  

     Основные  черты инновационной системы  Германии.  

     Доля  Германии на мировом рынке высокотехнологичных  товаров в 1997г. составляла 14,4%, она  занимала по этому показателю 3-е  место, уступая лишь США (18,8%) и Японии (15,8%). По объему продаж товаров, являющихся техникой "высокого качества", Германия лидирует на мировом рынке (ее доля составляет 16,8%), прежде всего за счет таких отраслей как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность. В области "технологии высшего качества" Германия занимает 3-е место после Японии и США. Также Германия играет значительную роль во внутренней торговле между странами ЕС. Основными торговыми партнерами в области высоких технологий являются США, Япония, Южная Корея.
     Германия  занимает выгодное положение в мировой  гонке технологий по многим показателям. Она обладает мощным научным потенциалом, а ее затраты на НИОКР - одни из самых  высоких в мире. ФРГ также является одним из мировых лидеров в получении патентов на душу населения. Однако вопреки всем этим достижениям, экономическое развитие страны на протяжении 90-х годов XX столетия было по сравнению с другими индустриальными державами относительно медленным. Уровень безработицы остается еще очень высоким. А затраты на НИОКР и профессиональное обучение кажутся не столь впечатляющими, принимая во внимание опыт таких стран как Швеция, Финляндия или США. Все большее число исследователей выражает свое сомнение по поводу способности Германии ответить на вызовы современной экономики.
     Традиционно сила германской экономики основывалась на быстром распространении новых  технологий. Однако по мере того, как  инновационные циклы становятся все короче, это преимущество Германии ставится под вопрос. Кроме того, многочисленные конкуренты из развивающихся стран, главным образом Юго-восточной Азии, представляют угрозу позициям немецких предприятий. Их технологический уровень уже позволяет успешно вести борьбу за германские рынки сбыта.
     ФРГ имеет достаточно возможностей для активизации инновационной деятельности по испытанным траекториям в машиностроении и, в частности, в автомобилестроении. Что же касается новых технологических направлений, например, сферы информации, коммуникации или биологических исследований, то здесь Германия существенно уступает США, Японии, Великобритании и даже Скандинавским странам.
       Средства, выделяемые на НИОКР  составляют примерно 2,4% от ВВП.  Тем не менее, разрыв между  ФРГ и другими развитыми странами  увеличивается и по этому показателю. По доле расходов на НИОКР она занимает седьмое место после Швеции, Финляндии, Кореи, США, Японии и Швейцарии. Специалистами прогнозируется дальнейшее увеличение финансовых вливаний в НИОКР в сфере автомобилестроения и сопутствующих ему отраслях, однако, например, в фармацевтической промышленности будет проходить обратный процесс.
     В ФРГ организация НИОКР имеет  свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных исследований и определяющего  приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет регионального. Законы ФРГ ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. При этом усиливается ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономикой, в особенности со средними по размеру предприятиями.
     Большое участие в организации обмена технологий принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства  земель. В частности, они вносят большой  вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
     В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР, проводимые за рубежом, росли гораздо быстрее, чем те, которые осуществлялись внутри страны. Это связано не с более плохими условиями в Германии, как зачастую считают, а с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей. Привлекательность Германии как центра НИОКР демонстрирует тот факт, что зарубежные филиалы американских фирм именно здесь реализуют большую часть своих НИОКР. А в рейтинге предпочтений японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Не стоит забывать и тот факт, что около 70% всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30% - государством и местными властями.
     Отрасли, где активно внедрялись НИОКР, гораздо  меньше пострадали во время экономического спада в Германии начала 90-х годов. Особенно заметен этот факт на примере  информационной и коммуникационной отраслей, которые, в отличие от остальных секторов экономики, не пострадали от ценовой конкуренции стран с более низкой стоимостью рабочей силы.
     В Германии инновационные меры государства  ориентированы преимущественно  на малые и средние предприятия. Наряду с организационной и технологической подвижностью этих предприятий, позволяющей более оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки, повышенное внимание к ним со стороны правительства объясняется соображениями социальной политики. Дело в том, что в сфере малых и средних предприятий занято 24 млн. человек, что составляет почти 60% всех работающих, причем большинство их непосредственно связано с высокими технологиями. В малых и средних предприятиях сосредоточена значительная часть инновационного потенциала экономики Германии. Причем, если крупные фирмы концентрируют свои усилия в традиционных отраслях - машиностроении, автомобилестроении, химической промышленности, то малый и средний бизнес склонны концентрировать свои усилия на "технологиях будущего" ("cutting-edge technologies"). В землях бывшей ГДР малый и средний бизнес играет ведущую роль в инновационном процессе.
     Вместе  с США и Японией Германия входит в тройку лидеров по получению  патентов на душу населения. Спад патентной  активности, наблюдавшийся в начале 90-х годов, к настоящему времени практически преодолен. Патентная специализация Германии проявляется, главным образом, в большой пропорции патентов по защите окружающей среды (утилизация полимеров, биологическая очистка воды и т.д.) и относительно малой - в информационных и телекоммуникационных технологиях, что отличает ее от США и Японии.
     Инновационная политика на федеральном уровне основывается на следующих принципах:
      1. Содействие инновационной активности  фирм путем создания благоприятных условий для этого (налоговые льготы, обязательные для исполнения инструкции и т.д.) и прямой поддержки (финансирование исследований и инноваций).
      2. Усиление позиций Германии в  области новых информационных  и коммуникационных технологий, включая инициативы по реформированию профессионального образования и приглашению высококвалифицированных иностранных специалистов.
      3. Увеличение сотрудничества и  технологического обмена между  исследовательскими центрами и  промышленностью.
      4. Оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
      5. Стимулирование развития "технологий  будущего", таких как биотехнология  и мультимедиа.
      6. Развитие рынка венчурных капиталов. 
     Есть  несколько особенностей инновационной  системы ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным  правительством и 16 землями в финансировании НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в ВУЗах, а также региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегическое курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий, проводимой посредством государственных банков (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, защита окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы по внедрению инноваций.
     Внутри  федерального правительства полномочия по проведению инновационной политики распределены главным образом между  федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, в основном, финансирует НИОКР по различным тематическим программам, а также инновационные проекты в ВУЗах, обмен технологий. Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал).
     Финансирование  инноваций в Германии основывается на следующих подходах:
      1. Министерство образования, науки,  исследований и технологии обычно выделяет свои гранты на совместные проекты малых, средних и крупных предприятий и общественных исследовательских организаций. В целом министерство берет на себя около 50% расходов на их осуществление. Средства выделяются предприятиям исходя из результатов тематических тендеров. Фундаментальные исследования проводятся по отдельной схеме Германским исследовательским обществом.
      2. Что касается непосредственно  инновационного финансирования  малого и среднего бизнеса,  то здесь тендеры не используются. Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Этим занимаются два государственных банка (KfW и DtA), которые официально объединились в 2000 г. Ссуды и венчурный капитал распределяются среди предприятий через их местные филиалы.
      3. BMBF и BMWi расходуют средства почти  всегда под конкретные проекты,  а управление ими берет на  себя так называемый "Projekttrager", неправительственная организация (обычно частные или полугосударственные институты, исследовательские организации, предприятия). Служащие министерств, как правило, не задействованы в реализации какого-либо проекта.
      4. Местные органы власти применяют  различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.  

     Развитие  инновационной культуры.  

       Основной проблемой германской  инновационной политики как на  федеральном, так и на региональном  уровне является создание особой инновационной культуры населения. Политические и общественные деятели едины во мнении, что существует острая нехватка осведомленности и готовности внедрять инновации в экономику и общественную жизнь. Таким образом, все заинтересованные стороны придают этому вопросу особую важность и он становится излюбленной темой для риторики всех политических партий ФРГ, профсоюзов, промышленных объединений. Несмотря на то, что политическая риторика порой преобладает над конкретными мерами, осуществляется ряд крупных и малых инициатив по взращиванию инновационной и антрепренерской культуры в Германии, особенно в области образования; всячески стимулируется сотрудничество участников инновационного процесса.  

     Образование, профессиональная подготовка и переквалификация.  

     Долгое  время государственные расходы  на образование не росли. Однако с 2000 г. ситуация резко меняется. Несколько  крупных программ, нацеленных на развитие образования и профессиональной подготовки, были модифицированы и  расширены.
       С 2000 г. Министерством образования и науки при финансовом содействии Европейских социальных фондов стала осуществляться новая программа - "Обучающиеся регионы". Она призвана поддержать развитие региональной сети образовательных инновационных институтов, которые бы проводили обучение и профессиональную подготовку в соответствии с идеей "долговременного обучения". Общая сумма, выделенная на нее на весь период проведения (2001-2004 гг.) составила 70,6 млн. евро. Согласно федеральной программе "Инвестиции в будущее" 10 млн. евро выделены на создание новых курсов профессиональной подготовки и инновации в этой области.
     В 2000 г. начали реализовывать две федеральные  программы, чтобы увеличить использование  новых средств информации в образовании  и профессиональной подготовке. Программа Министерства образования и науки "Новые средства информации в образовательном процессе" призвана оптимизировать применение образовательных компьютерных программ с тем, чтобы к 2005 г. страна стала мировым лидером в их использовании. Она является частью правительственной инициативы "Инновации и рабочие места в информационном обществе XXI века". В декабре 2000 г. на тендере для финансирования было отобрано около 100 проектов из предложенных 460. А общая сумма, выделенная на проведение программы с 2001 по 2003 г., составила 200 млн. евро.
     Политика  государства в отношении профессионального  образования в Германии характеризуется  значительной степенью социальной направленности. Правительство поддерживает в высших учебных заведениях программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий.  

     Защита  прав интеллектуальной собственности.  

     В ФРГ действуют программы по защите интеллектуальных прав отраслей промышленности, университетов и общественных исследовательских организаций. Частные изобретатели и малые предприятия имеют право на финансовую поддержку государства при патентовании своих изобретений. Научное общество им. Фраунгофера предлагает государственные ссуды для изобретателей, а Патентное управление помогает выставить изобретение на рынок и продать новый продукт.
     Ассоциация INSTI-Network, которую финансирует Министерство образования, включает в себя сеть многочисленных патентных агентств, информационных брокеров, фирм по управленческому консультированию, управлений по технологическому обмену Вузов и исследовательских институтов. INSTI-Network позволяет малым и средним предприятиям получать квалифицированную информацию, по интересующим их технологическим инновациям. В Германии также развита сеть патентных информационных центров, которые предоставляют предприятиям доступ к научной и технологической информации, необходимой для инновационного менеджмента.  

     Создание  законодательной базы для инновационной  деятельности.  

       Законодательные ограничения и  противоречивая система инструкций  рассматриваются многими немецкими  исследователями как один из  главных факторов, препятствующих  инновационной активности. В 1998 г. 10% инновационных предприятий считали  многие положения законодательства препонами для инноваций. В Германии действуют 1928 законов, 900 инструкций, регламентирующих создание нового предприятия с новейшими технологиями. На оформление и прохождение документов по различным инстанциям требуется во много раз больше времени и средств, чем в США. До недавнего времени некоторые обязательные для исполнения инструкции накладывали ограничения на выполнение отдельных видов НИОКР (например, на генные исследования).  

     Финансирование  инновационной деятельности.  

     Экономическая политика Германии направлена на улучшение финансовых условий для инноваций, особенно в малом и среднем бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровеня отечественную науку и технику в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.
     Другой, не менее важной среди приоритетных направлений научно-технической  политики федерального правительства  Германии является поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого  развития государства в условиях ограничений по энергетике, по воздействию на окружающую среду и рациональное использование на территории страны. Это - наиболее типичный для западноевропейской страны блок приоритетов.
     Базовые принципы программно-целевого финансирования НИОКР следующие:
      - содержание программы должно  быть точно определено;
      - финансовая поддержка оказывается  однократно;
      - результаты должны носить открытый  характер.
     В последние годы были проведены мероприятия, связанные со стимулированием рынка  венчурного капитала. Так, например, федеральная программа "Венчурный капитал для малых технологичных фирм" проводится с целью содействия фондам венчурного капитала, фирмам и банкам, готовым участвовать в создании и развитии малых технологичных фирм. "Программа венчурного капитала" банка KfW защищает вложения венчурных инвесторов в малые и средние предприятия. Инвестиционные компании и других инвесторов Министерство экономики поощряет в случае их участия в малых технологичных предприятиях с первых этапов их развития. В частности, им выдается ссуда на рефинансирование средств, уже вложенных в малое технологичное предприятие (программа "Рефинансирование").  

     Академический сектор инновационной системы Германии.  

     Вопрос  о сохранении страной ведущего положения  в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны - как одно из следствий, ее место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.
     Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией, университеты в ФРГ играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.
     Научные общества в Германии выполняют функции  технологических посредников между  лабораториями и промышленными компаниями. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".
       Ведущая организационная роль  принадлежит Фраунгоферовскому  обществу, в которое входят 45 исследовательских  институтов. Их деятельность финансируется  за счет субсидий федерального  правительства и доходов от  выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Чтобы облегчить малым фирмам доступ к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.
     Общество  им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в  более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах  при университетах Германии. Оно  оказывает университетам поддержку в проведении сложных и дорогостоящих экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. В практике его деятельности широко реализуется провозглашенный правительством страны принцип открытости. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Ежегодно в институтах Общества работают (по шесть месяцев) более 2400 иностранных ученых и около 3000 ученых совершают заграничные поездки. Значительную часть директоров институтов и руководителей отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов институтов Общества составляют иностранные ученые.
     Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными  и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных наук, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются Комиссия федерации и земель по планированию образования и содействия научно-исследовательской деятельности, а также Научный Совет.  

     Прогнозирование инновационной деятельности.  

     В материалах федерального Министерства образования, науки, исследований и  технологии наступающая эпоха характеризуется  как переход от века индустрии  к веку информации. Однако на практике правительство Германии руководствуется более конкретной системой приоритетов, опирающейся на текущее положение и оценку тенденций мирового развития на обозримое будущее (10-30 лет).
     Расстановка приоритетов одного из секторов государственной  научно-технической политики с целью сохранения ведущего положения на мировом рынке технологий основана на рекомендациях, полученных в результате таких исследований, как "Технологии 21 столетия" (Институт системных и инновационных исследований Общества Фраунгофера) и "Критические технологии века информации" (разработка федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии), а также на выводах ежегодного анализа конкурентоспособности Германии на мировом рынке технологий, проводимого по поручению федерального Министерства экономики.
     Состав  целевых программ, финансируемых  из бюджета федерального Министерства образования, науки, исследований и  технологии, во многом соответствует  оценке сравнительной актуальности работ в различных областях, полученной в результате проводившихся в стране исследований по методике Дельфи. Важным вкладом форсайтных исследований в разработку стратегии развития науки и технологии в Германии явился анализ научно-технического потенциала страны и его реальных возможностей для удовлетворения запросов будущего. Создание технологий данной категории и их скорейшее внедрение определяются как важнейшая цель государственной политики в области научных исследований и технологического развития.  

     Инновационная активность в регионах.  

     Инновационная деятельность в регионах поддерживается Министерством экономики преимущественно в форме субсидий и поощрения венчурных капиталовложений, включая их подстраховку.
     Деятельность  региональных организаций, реализующих  на местах научно-техническую и инновационную политику, можно рассмотреть на примере земель Баден-Вюртембер, Саар а также территории бывшей ГДР.
     Проводником инновационной политики в земле  Баден-Вюртемберг (Германия) является достаточно своеобразное учреждение - Фонд Штайнбайса или Организация развития экономики земли Баден-Вюртемберг. Фонд был создан в общеполезных целях путем одноразового вложения 30 млн. марок и в дальнейшем ему предоставлена полная самостоятельность. Финансовым учреждением Фонд Штайнбайса не является и непосредственное финансирование в число его функций не входит. Фонд действует преимущественно как посредник - между фирмой и владельцем технологии, между фирмой и Министерством экономики, формирующим очередную программу, между фирмой и банком, который может кредитовать инновационный проект.
     Для российской стороны представляет интерес  организационная концепция фонда. Учитывая наличие в Баден-Вюртемберге  разветвленной инфраструктуры, содержание которой оплачивается государством: сети лабораторий и других научно-исследовательские подразделения многочисленных высших учебных заведений, создание каких-либо новых центров было признано нецелесообразным. Вместо этого фондом практикуется привлечение на договорных началах руководства местных вузов и необходимых научных сотрудников.
     В результате создана децентрализованная организация с максимально упрощенной структурой управления, включающая центральное  бюро в г. Штутгарте и около 300 центров трансфера технологии как  в Баден-Вюртемберге, так и в  других германских землях, и за рубежом. Сеть центров трансфера не жесткая. Ее состав ежегодно пересматривается. Центры, профиль которых больше не соответствует рыночной конъюнктуре, ликвидируются. По мере необходимости формируются новые центры.
     Механизм  взаимодействия регионального руководства с различными субъектами инновационного процесса наилучшим образом представлен в федеральной земле Саарланд. Ввиду компактности местной научно-технической инфраструктуры (два высших учебных заведения - классический и технический университеты) вопросами научно-технической и инновационной политики ведает лично Министр финансов и экономики Саара.
     Система поддержки со стороны правительства  и промышленности (через Торгово-промышленную палату) инновационного развития Саара  включает три элемента:
      - прямая финансовая поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий как часть Технологической программы Саара;
      - создание благоприятных условий  для деятельности учреждений  в области консалтинга и трансфера  технологии;
      - создание и укрепление организаций, на базе которых ведутся работы, направленные на коммерческую реализацию результатов, укрепление университетских подразделений технологического профиля в целях формирования среды, благоприятной для размещения в Сааре высокотехнологичных предприятий.
     Правительством и хозяйственными кругами Саара поддерживаются две локальные программы. Программа содействия инновациям предусматривает оказание помощи малым и средним предприятиям в осуществлении перспективных проектов, включая их экспертизу и заказы университетам на проведение исследований. Финансовая поддержка составляет от 40 до 70% стоимости проекта. Программа "Исследования и технология" направлена на поддержку разработки перспективных для рынка и технологически новых изделий и процессов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.