На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Педагогика как наука

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ПЕДАГОГИКА  КАК НАУКА

 
Известно, что  любая отрасль знаний формируется  в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика  как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Историческое  развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел  верный путь проявления способностей человека в самопознании:
«Кто знает  себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может  и чего он не может». В поисках  истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
«С  наибольшими и  наиважнейшими трудностями  человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».
М. Монтень
    Аристотель  высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих  классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения  идеалы воспитания и образования  представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться  на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635)разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.
Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».
В трактате проводится мысль о том, как поставить  знание закономерностей и принципов  организации педагогического процесса на службу педагогической  практики. Ученый рассматривает следующие стадии обучения — автопсия (самостоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой личности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.
Коменский впервые  обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования  новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной  школы И. Песталоцци проверял программу  обучения и воспитания бедняков, искал  ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В педагогическом сочинении «Воспитание человека»  Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. Он видел предназначение последнего в выявлении и развитии творческого начала человека.
В знаменитом сочинении  «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт  настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег  сформулировал и раскрыл два  взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
    Следующий этап в развитии педагогической науки  связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И. Г. Фихте  рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.
Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных  результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии  С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше  ярко выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в  педагогике прослеживаются две основные парадигмы — педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные  области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность  отраслей педагогики образует развивающуюся  систему педагогических наук.
Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабан-ский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Какие существуют актуальные педагогические проблемы?
 
Отвечать на такой вопрос, нужно исходя из критериев: насущные материальные проблемы или  морально-духовные. 

 При первом  варианте существуют проблемы следующего характера. Недостаточная оснащенность учебных заведений, причем, как школ, так и ВУЗов необходимым учебным материалом. Особенно это ощущается в школах, когда начитка лекций, как в ВУЗе является невозможной. И речь идет не только об учебниках. Это карты, таблицы, словари и другой материал, способствующий лучшему пониманию и усваиванию материала. Далее, отсутствие поощрения, достойной оплаты и вознаграждения учителям, у людей нет охоты работать на такой должности. Оттого, в таких кадрах наблюдается нехватка и много учителей пенсионеров преподает. Все это рождает одну глобальную педагогическую проблему – отсутствие условий для преподавания объемного образования, для передачи детям полных знаний, основательных.  

 Что касается  проблем морального характера,  то первое, что следует заметить  – подход к форме преподавания. Известно, что существует 3 метода  изложения материала, и метод  интерактивного общения является  самым эффективным. В школе  такой метод используется очень редко. Сказывается отношение учителей к своей работе. Не любя ее из-за низкой зарплаты и своей значимости, учителя не понимают важность их работы для будущего всех детей. Так, помимо этого, учителя еще и не заботятся о том, чтоб излагаемый ими материал доходил до учеников в полной мере. То есть, рассказали тему, а поняли ученики или нет, не важно, работа сделана. Что б искоренить эти и многие другие проблемы, нужно стремиться к полному соответствию определения педагогики реальности. Педагогика – это наука о развитии человека, о формировании личности, которая будет правильно реагировать на все внешние раздражители, при отсутствии контроля извне. И именно педагогика определяет, как это правильное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объект  и предмет педагогики 
 

    Наука  о воспитании человека получила  свое название от двух греческих  слов: «пайдос» – «дитя» и «аго»  – «вести». Если переводить  дословно, то «пайдоагос» означает  «детоводитель», то есть тот, кто  ведет ребенка по жизни. Отсюда  логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
    Ребенок  является объектом многих наук, но каждая из них формирует  в процессе его изучения свой  особый предмет исследования. Закономерностями  детского организма и протекания  физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
    Педагогика  объединяет и синтезирует в  себе данные всех естественных  и общественных наук о ребенке  в целом, о законах развития  воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
    Педагогика  – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
    Конкретизируя  данное определение педагогики, можно сказать, что это наука  о законах и закономерностях  воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития  человека.
    Педагогика  как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
    Предметом  исследования педагогики является  целостная система воспитания, образования,  обучения, социализации и творческого  саморазвития человека. Теория педагогического  процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
    Теории  и научные подходы в педагогике  не имеют взаимоисключающего  характера; они, скорее, дополняют  друг друга. Как в теории, так  и в практике педагогическое  мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
    Суть  педагогического мышления состоит  в том, что всеобщие принципы  при любом их практическом  применении модифицируются. Конкретизируясь,  теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется. 
 

    . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Задачи и функции  педагогики 
 

    Задачи  педагогики принято делить на  два типа: постоянные и временные. 

Постоянные задачи 

    1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
    Закономерные  связи – связи, удовлетворяющие  определенным требованиям. Одно  из таких требований – объективность  связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
    Каузальные (случайные) связи. Основная причина  их возникновения – отвлекающие  временные психические состояния школьников.
    Изучение  и обобщение практики, опыта педагогической  деятельности. Профессиональная педагогическая  деятельность – это всегда  творческий процесс. Однако существуют  определенные рациональные средства  эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
    2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
    3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
    4. Задача внедрения результатов исследований в практику. 

Временные задачи 

    Их возникновение  диктуется потребностями практики  и самой науки педагогики:
    1) создание библиотек электронных учебников;
    2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
    3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
    4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
   5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
    6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
    Задачи  педагогики определяются педагогическими  целями. Среди всего многообразия  педагогических целей выделяют:
    1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
    2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
    3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
    4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
    5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
    6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
    7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать. 
 

OБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 

Педагогические  проблемы имеют большое жизненное  и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
 «Культуру  можно назвать “памятью мира  и общества”».
 А. Молье
 В наше  время пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития,
 В мировой  и отечественной практике парадигмы  образования складывались и разрабатывались  на протяжении веков. К ним  относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.
 В европейской  культуре «знаниевая» парадигма  имеет самую длительную историю.  Она влияла на определение  образовательных задач во взаимосвязи  со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.
 «Культурологическая»  парадигма в большей степени  ориентирует не на знания, а  на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В  связи с развитием культуры  и общества спектр элементов  постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.
 Сущность  «технократической» парадигмы проявляется  в своеобразном мировоззрении,  основными чертами которого являются  приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. 

 Альтернативной  технократическому вызову, превращающему  человека в объект манипуляций,  стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.
 «Педоцентристская»  парадигма понимается как альтернатива  «детоцентрист-ской».
 «Педоцентристская»  парадигма рассматривает воспитание  и обучение как главные факторы  развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.