На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат: Казначейская система  исполнения бюджета  в Российской Федерации 
 
  Казимирова  Елена Евгеньевна
  Казначейская  система исполнения бюджета в  Российской Федерации 
  Специальность 08.00.10-«Финансы, денежное обращение  и кредит» 
  Автореферат
  диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических на\'к
  Москва- 2000
  Диссертация выполнена во Всероссийском заочном  финансово-экономическом институте  на кафедре финансов, бюджета и  налогообложения  
     
     
   
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
  Актуальность  темы исследования. Контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое и политическое значение. Перестройка финансовой системы в Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась коренными изменениями как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля.
  Создание  бюджетной системы в соответствии с новыми принципами ее формирования в период бюджетного кризиса сопровождалось в ходе исполнения бюджетов разных уровней возникновением ряда проблем. Они в определенной мере обусловлены изменениями в банковской системе страны, которые привели к потере такого централизованного органа финансового контроля за исполнением бюджета, как Государственный Банк. Распыление бюджетных средств между многочисленными коммерческими банками создало предпосылки для несанкционированного использования и бесконтрольного движения государственных денежных потоков.
  Переход на современную казначейскую систему  исполнения бюджета был связан с  необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными, несмотря на то, что казначейская система в России существует уже почти восемь лет.
  Исследование указанных проблем нуждается в научном обсуждении и анализе не только с точки зрения обобщения опыта работы существующей казначейской системы Российской Федерации, но и с целью поиска путей совершенствования этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению бюджета как по доходам, так и по расходам.
  В экономической литературе последних  лет, посвященной казначейской системе  исполнения бюджета, в основном, отражается история становления и опыт работы Федерального казначейства РФ, но в аспекте проблем, связанных с деятельностью территориальных органов казначейской системы, обстоятельных исследований нет.
  Казначейская  система страны имеет огромное значение в реализации программы перераспределения  бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, и деятельность территориальных органов Федерального казначейства, направленная на усиление совершенствования финансового контроля, требует к себе постоянного внимания, что и обуславливает необходимость и важность данного диссертационного исследования.
  Цель  и задачи исследования. Целью диссертации  является комплексное теоретическое  исследование технологии казначейского  исполнения федерального бюджета и  разработка предложений по совершенствованию  методологических
  принципов организации деятельности казначейской системы, прежде всего, ее территориальных отделений.
  Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
  - определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;
  - оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;
  - исследование технологии казначейского исполнения бюджета на основе анализа отдельных экономических инструментов, используемых Федеральным казначейством РФ в процессе своей деятельности;
  - анализ причин противоречий, существующих в настоящее время в деятельности казначейской системы, и определение путей их устранения;
  - обоснование целесообразности полномасштабного перехода на казначейское исполнение бюджетов всех уровней;
  - изучение зарубежного опыта организации исполнения бюджета с целью его использования в российской казначейской системе исполнения бюджета.
  Предмет и объект исследования. Предметом исследования служит механизм функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета на территориальном уровне.
  Объектом  исследования является деятельность Федерального казначейства Российской Федерации  как необходимого элемента бюджетного процесса.
  Теоретическая и методологическая основа проведенного научного исследования состоит в  системном подходе к анализу  исполнения центрального звена бюджетной  системы -федерального бюджета страны и роли Федерального казначейства РФ в бюджетном процессе. В диссертации использованы монографические работы, публикации российских экономистов по проблемам бюджетной системы и бюджетного процесса. Теоретические и практические аспекты бюджетного процесса нашли отражение в работах отечественных авторов: Абалкина Л.И., Врублевской О.В., Жукова Е.Ф., Дробозиной Л.А., Задорнова М.Н., Игудина А.Г., Кашина В.А., Ковалевой А.М., Лушина С.Л., Любимцева Ю.Ф., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Сабанти Б.М., Сенчакова В.К., Ходоровича М.Н., Христенко В., Ясина Е.Г..
  Информационной  базой исследования послужили материалы  российской и зарубежной печати, нормативные  документы Федерального Собрания РФ, Указы Президента РФ, Постановления  Правительства РФ, статистические материалы  Госкомстата РФ и экспертные оценки, опубликованные в средствах массовой информации.
  В работе применены методы логического  и системного анализа и синтеза, экспертных оценок.
  Научная новизна исследования заключается  в разработке основных концептуальных положений совершенствования казначейской системы и технологии казначейского исполнения
  бюджета.
  В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие  положения, выносимые на защиту:
  - определены основы теоретической концепции структуры казначейской системы Российской Федерации;
  - выделены основные этапы становления и развития казначейской системы в Российской Федерации;
  - определены факторы, препятствующие централизации всех государственных средств на счетах Федерального казначейства РФ;
  - внесены предложения по совершенствованию порядка перечисления средств федерального бюджета на распределительный счет органов Федерального казначейства РФ;
  - определены необходимые направления усиления контроля за движением бюджетных средств через систему Федерального казначейства;
  - охарактеризованы основные тенденции развития казначейского механизма исполнения бюджета;
  - обоснована целесообразность расширения прав бюджетополучателей в части использования выделяемых государственных средств в соответствии с опытом Швеции.
  Практическая  значимость исследования заключается  в выделении отдельных этапов становления Федерального казначейства и анализе их особенностей, что  дает возможность использовать этот опыт при переводе на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней.
  Разработанный механизм казначейской системы исполнения бюджета, отработанный на материалах территориального отделения Федерального казначейства РФ, позволяет усовершенствовать  процесс исполнения как федерального бюджета, так и бюджетов других региональных и местных территориальных образований.
  Апробация работы. Полученные результаты проведенного исследования использованы на практике работы финансового отдела Кузнецкой  районной администрации в процессе контроля за исполнением бюджета.
  По  материалам исследования автором сделан доклад на научно - практической конференции преподавателей ВЗФЭИ « Стабилизация и развитие экономики Российской Федерации».
  Публикации. По проблемам диссертационного исследования опубликовано 4 научные работы общим объемом 1,6 п.л.
  Объем и структура работы. Диссертация  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
  2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
  Во  введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, показаны научная новизна и практическая значимость работы.
  В первой главе «Необходимость формирования казначейской системы исполнения бюджета  в Российской Федерации» рассмотрены  место и роль федерального бюджета в бюджетной систем страны, а также причины бюджетного кризиса в Российской Федерации. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости формирования казначейской системы исполнения бюджета.
  Решение социально-экономических проблем, возникающих  в ходе реформирования финансовой системы Российской Федерации, прежде всего зависит от оздоровления бюджетной системы, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью совершенствования бюджетного процесса и своевременным и полным исполнением федерального бюджета.
  На  начальном этапе перестройки  и перехода к рыночным отношениям наиболее остро финансовый кризис проявился  в 
  10
  бюджетной системе страны. В значительной мере, он вызван изменениями в государственном  устройстве страны:
  - реформированием финансовой системы, в соответствии с которым был осуществлен переход к налоговым методам формирования доходов бюджета;
  - созданием двухуровневой банковской системы, характерной чертой которой было наличие около 3 тысяч коммерческих банков;
  - созданием трехуровневой бюджетной системы, одной из особенностей которой явилась обособленность и самостоятельность отдельных звеньев бюджетной системы;
  - выделением системы государственных внебюджетных фондов.
  По  мнению автора, политические преобразования в годы перехода к рыночной системе хозяйствования привели к изменению роли и функционального назначения бюджетной системы страны. Причиной этому, с одной стороны, стал сознательный уход государства от решения задач социально-экономического развития, а с другой стороны - значительное уменьшение финансовых возможностей для выполнения этих функций.
  Эти преобразования серьезно изменили ситуацию в бюджетной системе, для которой  стали характерными ослабление возможностей федерального правительства и потеря той всеобъемлющей роли государственного бюджета в обеспечении социально-экономического развития страны.
  В работе показано, что особенно ярко изменения 
  проявились  на высшем уровне бюджетной системы -
  Ч федеральном бюджете Российской Федерации. В настоящее 
  время на первом месте находятся расходы на управление, оборону страны, международную деятельность и лишь затем -на поддержку отдельных регионов страны, отдельных отраслей экономики и малообеспеченных слоев населения.
  Но  и уровень выполнения соответствующих  функций государства ограничивается, во-первых, скромным размером бюджетных средств, мобилизуемых в центральное звено бюджетной системы, во-вторых, большим грузом государственного долга, особенно внешнего.
  Другими словами, сравнение потенциально возможной  роли бюджетной системы в целом и федерального бюджета в том числе не совпадает с реальной выполняемой сегодня ролью из-за острейшего финансового кризиса, на преодоление которого, в первую очередь, направлено все внимание российского правительства последних лет.
  Проведенный нами анализ показал, что разбалансированность в распределении функций и финансовом обеспечении их выполнения на разных уровнях государственной власти стало основным препятствием для решения конкретных экономических и социальных задач. Фактическая потеря государством контроля за ситуацией в формировании доходов бюджета и их использованием выдвинула на первый план задачу создания нового механизма организации и контроля исполнения федерального бюджета.
  Основа  формирования Федерального казначейства была заложена в Указе Президента РФ №1556 «О Федеральном казначействе РФ» от 8 декабря 1992 года и утвержденном позднее Постановлении Правительства № 864 «Положение о Федеральном казначействе РФ» от 27 августа 1993 года.
  Бюджетный Кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2000 года, определил новые правовые основы организации бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации. В разделе VIII, регламентирующем процесс исполнения бюджета, и в разделе IX, регламентирующем государственный и муниципальный финансовый контроль, разработаны элементы нового механизма исполнения федерального бюджета. Содержание этого механизма было определено на основе обобщения практики функционирования казначейской системы в течение первых пяти лет деятельности Федерального казначейства.
  Несмотря  на разработку механизма казначейской системы исполнения бюджета в  Бюджетном Кодексе РФ, практическое освоение его элементов зависит  от реальной финансовой ситуации в  стране и: в том числе, в отдельных  регионах.
  Во  второй главе «Становление и развитие Федеральной казначейской системы» подробно рассмотрены основные этапы  формирования и структура Федерального казначейства РФ. Особое внимание уделено  особенностям исполнения бюджета территориальными отделениями: здесь же прослежены
  сложности перехода в 2000 году на новую систему  учета обязательств бюджетных учреждений.
  В процессе становления казначейской системы исполнения бюджета нами выделены следующие этапы:
  На  начальном этапе становления  территориальных органов Федерального казначейства РФ главной задачей, было установление контроля за движением денежных потоков, как поступающих в федеральный бюджет, так и выделенных из него. Это проявилось, прежде всего, в контроле за коммерческими банками, где проводились ежемесячные проверки соблюдения банками сроков прохождения платежных поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в федеральный бюджет, а также своевременности зачисления средств федерального бюджета на счета получателей и их целевого использования на местах.
  Контроль  Федерального казначейства за передвижением  бюджетных средств на счетах коммерческих банков позволил восстановить способность  государства видеть и анализировать  процесс исполнения бюджета. В этот период в исполнении бюджета участвовали  почти все коммерческие банки.
  Вторым  этапом стало распространение с 1997 года контрольных функций Федерального казначейства на исполнение ряда внебюджетных фондов, консолидированных в федеральный  бюджет:
  - Государственного фонда борьбы с преступностью;
  - Федерального дорожного фонда РФ;
  - Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
  14
  На  третьем этапе круг коммерческих банков, вовлеченных в процесс  исполнения бюджета, значительно сузился, так как исполнение бюджета было возложено на систему уполномоченных банков. Широкая сеть коммерческих банков, привлекаемых к процессу исполнения федерального бюджета, несмотря на контроль казначейских органов, допускала возможность задержки перечисления, прокручивания денег и использования их не по целевому назначению, а в условиях непредсказуемых банкротств создавало угрозу потери государственных средств, что затрудняло процесс исполнения бюджета.
  В связи с этим встала задача усилить  роль казначейства в исполнении федерального бюджета, для чего все счета бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, были переведены из банковской системы в органы Федерального казначейства.
  В работе показано, что перевод лицевых  счетов бюджетополучателей в органы Федерального казначейства позволил не просто обеспечить контроль за их целевым использованием, но и устранил саму возможность нарушения бюджетной дисциплины.
  Результаты  исследования показали, что пассивное  участие Федерального казначейства в исполнении расходной части  федерального бюджета сменилось  активной ролью, при которой казначейство уже не просто доводит выделенные главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям в соответствии с законом о федеральном бюджете,
  15
  а жестко регламентирует сам процесс  исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью осуществляя их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.
  Дальнейшим  шагом в развитии казначейской системы  исполнения бюджета была экспериментальная  отработка метода исполнения через Единый счет, предназначенный, с одной стороны, для аккумулирования налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет (как прямых, так и регулирующих налогов), а также денежных средств, поступающих по реестрам Главного управления Федерального казначейства. С другой стороны, с Единого счета производится финансирование бюджетополучателей, а также перечисление долей федеральных налогов в региональные и местные бюджеты и осуществление возвратов налогоплательщикам излишне уплаченных или ошибочно перечисленных налогов.
  В работе подчеркивается, что консолидация доходов и расходов федерального бюджета на Едином счете позволит существенно сократить число  банковских счетов, открытых органам  Федерального казначейства, что значительно  повысит качество управления государственными финансовыми ресурсами.
  В настоящее время начинается повсеместное внедрение метода Единого счета  федерального бюджета. Сегодня экспериментальная  отработка отдельных элементов  этого метода происходит в 22 регионах страны.
  16
  Структура Федерального казначейства как финансового органа была сформирована в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. И несмотря на несколько этапов, пройденных Федеральным казначейством в развитии казначейской системы исполнения бюджета, состав и структура этого финансового органа кардинально не изменились. Добавился лишь дополнительный отдел - «Отдел по защите информации», что обусловлено переводом на казначейскую систему финансирования государственных силовых структур.
  Система Федерального казначейства как финансового органа включает широкий спектр функций, которые постепенно осваивались казначейством по мере прохождения различных этапов развития новой системы исполнения бюджета.
  Все этапы развития казначейской системы  нами прослежены и охарактеризованы на примере опыта работы Кузнецкого отделения Федерального казначейства за период с 1994-1999 гг.
  В третьей главе «Механизм казначейской системы исполнения бюджета на территориальном  уровне» охарактеризована технология казначейского исполнения бюджета и экономические инструменты, используемые Федеральным казначейством для исполнения своих функций. Особое внимание уделено основным направлениям повышения эффективности казначейского исполнения бюджета в Российской Федерации.
  17
  V
  >
  В практической деятельности Федерального казначейства и
  его территориальных органов постепенно отрабатывалась технология и отдельные  элементы механизма казначейского  исполнения бюджета.
  По  существу, на сегодняшний день отдельные  элементы механизма казначейского исполнения бюджета недостаточно отработаны и согласованы между собой. И поэтому пока технология исполнения федерального бюджета не в полной мере правомерно определять как систему.
  Для формирования системы необходимо, по нашему мнению, решение ряда проблем, возникающих в практике организации работы как Федерального казначейства, так и его территориальных подразделений:
  - неурегулированность и несогласованность вопросов нормативно-законодательного обеспечения функционирования казначейской системы, отражающаяся в виде нестыковки работы с органами Министерства РФ по налогам и сборам, таможенными и финансовыми органами, с банковской системой;
  - недостаточный уровень электронного обеспечения работы Федерального казначейства, особенно его территориальных подразделений;
  - несвоевременное правовое обеспечение деятельности органов Федерального казначейства;
  - нарушения банками и налогоплательщиками платежной дисциплины, приводящие к использованию чужих средств,
  18
  поступивших в результате несоблюдения адресное(tm) поступлений средств;
  - отсутствие единого поля казначейской системы исполнения федерального бюджета (Республика Татарстан, Чеченская республика);
  - незавершенность перевода всех целевых бюджетных фондов и государственных целевых программ на казначейскую систему исполнения;
  - отсутствие должного учета доходов, получаемых от сдачи в аренду имущества бюджетных учреждений;
  - отсутствие порядка перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет через счета территориальных отделений Федерального казначейства РФ;
  - отсутствие полномочий у органов Федерального казначейства по проверке целевого использования выданных в 1998 - 1999 годах из федерального бюджета возвратных и особенно безвозвратных ссуд;
  - отсутствие должного порядка в . ведомственном распределении лимитов выделяемых средств из федерального бюджета по ведомственной сети, приводящее ,в одном случае, к перерасходу финансовых средств, в другом - излишней финансовой напряженности.
  В результате проведенного анализа действующего порядка казначейского исполнения бюджета в работе нами даны конкретные рекомендации по совершенствованию отдельных элементов казначейского механизма, что приведет к
  формированию  единой системы исты нем ия бюджета  и повышению ее эффективности.
  На  наш взгляд, представляется необходимым завершить доработку правовой базы, регламентирующей казначейское исполнение бюджета, с целью обеспечения централизации всех государственных средств на счетах Федерального казначейства РФ, в том числе таможенных платежей .
  В работе предлагается расширить сферу финансового контроля за движением бюджетных средств, проходящих через систему Федерального казначейства, в том числе за средствами внебюджетных фондов, силовых структур и лимитируемыми средствами бюджетных учреждений.
  Автором предлагается ужесточить также контроль за прохождением регулирующих доходов через распределительный счет Федерального казначейства.
  В настоящее время Правительством РФ реализуется политика укрепления государственной вертикали власти и сформированы семь федеральных округов, видимо, необходимость распространения практики перевода исполнения региональных и местных бюджетов органами Федерального казначейства РФ является очевидной. Этим преследуется цель создания крупных целостных экономических единиц, что возможно лишь при формировании единой бюджетной системы округов, и Федеральное казначейство может сыграть в решении этой задачи ведущую роль.
  Это обоснование определяет и нашу точку  зрения по поводу состава и структуры  казначейской системы страны. По
  20
  нашему  мнению, система казначейства, формируемая в России в настоящее время, должна быть единой.
  Используя опыт становления казначейской системы  на федеральном уровне, необходимо выделить основные этапы перевода на казначейское исполнение бюджетов субъектов  Федерации и муниципальных образований:
  - концентрацию на бюджетных счетах всех доходов, ныне зачисляемых в различные внебюджетные фонды;
  - контроль за использованием имущества бюджетных организаций;
  - ликвидацию неденежных операций;
  - составление и введение реестра бюджетополучателей;
  - разграничение ответственности между всеми участниками бюджетного процесса;
  - введение контроля на всех этапах бюджетного процесса
  (принятие  обязательств, финансирование, кассовый  расход); и, последнее, 
  - введение механизма Единого счета бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  На  основе изучения опыта исполнения государственного бюджета в Швеции нами сделаны  предложения использовать практику исполнения бюджета согласно системе  Постжиро в части исполнения бюджета по расходам, предоставляя более широкие права бюджетополучателям:
  - отказаться от детального целевого регламентирования использования выделяемых из бюджета средств;
  - наделить правом свободного использования сэкономленных бюджетными учреждениями полученных государственных средств.
  В заключении обобщены результаты проведенного исследования, а также сформулированы основные выводы и необходимые рекомендации, направленные на совершенствование  механизма казначейской системы  исполнения бюджета РФ.
  Основные  положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
  1. На страже российской казны.  Сборник научных статей преподавателей  и аспирантов ВЗФЭИ / Под ред.  академика Поляка Г.Б.; ВЗФЭИ. - М.: Экономическое образование, 1998. -0,3 п. л.
  2. Проблема бюджетного федерализма  в Российской Федерации (Реформирование  механизма межбюджетных отношений  в Российской Федерации на  протяжении последнего десятилетия). Сборник научных статей преподавателей  и аспирантов ВЗФЭИ / Под ред.  академика Поляка Г.Б.; ВЗФЭИ. - М: Экономическое образование, 1998. - 0,4 п.л.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.