На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика субъекта Российской Федерации на примере Самарской облости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В последнее время много говорится  о смене курса реформ, а точнее — об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики — в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.
      Главными  проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.
      Государственные и муниципальные финансы имеют  единую ценностную ориентацию, но в  каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
      Существующие  подходы к проблеме разработки и  управления финансовой политикой региона как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления региональных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Вместе с тем необходимо в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассматривать возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социально-экономического развития.
      Незначительность  исследования проблем разработки и  управления финансовыми потоками с целью привлечения средств для обеспечения социально-экономического развития региона и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления региональными  финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.
      Проблемы  разработки и реализации финансовой политики субъекта РФ были рассмотрены  на примере Самарской области.
      Объектом  исследования выступает финансовая система Самарской области, а предметом – особенности финансовой политики Самарской области.
      Теоретической основой исследования являются работы таких авторов как А.М. Бабич, Л.Г. Баранова, Л.А. Дробозина, А.Г. Игудин, А.А. Ляско, М.В. Романовский, С.П. Солянникова, А.Н. Улюкаев, Р.И. Шнипер, Т.Ф. Юткина, Л.И. Якобсон и др.
      Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе финансовой политики субъекта Российской Федерации – Самарской области.
      В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
      1. рассмотреть понятие финансовой политики,
      2. изучить сущность финансов субъектов РФ;
      3. изучить  особенности финансовой политики субъектов РФ;
      4. проанализировать финансовую политику субъекта РФ на примере Самарской области;
      5. рассмотреть перспективы развития финансовой политики субъекта Российской Федерации.
      В процессе написания курсовой работы мною были использованы Бюджетный кодекс РФ, законы и постановления Самарской области, учебная литература, статьи из периодических изданий.
      Курсовая  написана в объеме 52 страниц, включает 3 главы, 6 таблиц. 
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики субъекта Российской Федерации
 

1.1. Понятие финансовой  политики, ее значение  и цели 

      Государство для осуществления своих функций  и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
      Финансовая  политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.1
      Основными целями и задачами финансовой политики являются:
    обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
    создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
      Одна  из главных задач финансовой политики - предотвращать социальную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, повышать социальную защиту населения.
      Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.
      Общими  принципами формирования финансовой политики государства являются:
    выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;
    концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства для обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;
    определение главных направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы;
    регулирование финансовых отношений с использованием фискальной политики, предусматривающей совершенствование политики правительства в области налогообложения в целях пополнения государственной казны.2
      Финансовая  политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции: социальные, экономические, политические, экологические. Таким образом, финансовая политика является составной частью социально-экономической политики государства. Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов, и совокупностью мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления для достижения выдвинутых целей. Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращивание государственных и муниципальных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.
      В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимального распределения государственных  финансов и их эффективного целевого использования, в том числе для реализации целевых программ (федеральных, региональных). Таким образом, в условиях становления рыночных отношений на всех уровнях хозяйствования выдвигается вопрос о взаимовыгодных финансовых и экономических отношениях, как по горизонтали, так и по вертикали. Основой финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития регионов и государства в целом. 

1.2. Сущность финансов субъектов РФ 

      Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
      Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:
    средства бюджета субъекта РФ;
    государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
    другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
      В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
      Финансы субъектов РФ основываются на принципах самостоятельности, бюджетного федерализма, государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления), прозрачности, гласности.
      Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ [1].
      Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной  власти  субъекта  РФ наряду с  собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной   власти   субъекта   РФ,  другой  собственностью,  служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.
      Средства  бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.
      Органы  государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.
      Порядок и условия приватизации государственной  собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.
      Особое  значение для финансов субъектов  РФ имеет принцип бюджетного федерализма. Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.
      Органы  государственной власти субъектов  РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.3
      В целях реализации своих полномочий органы государственной  власти субъекта РФ: 

      
    участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;
    осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;
    участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;
    создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.
      Органы  исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
      Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.
      Субъект РФ самостоятельно устанавливает и  вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
      Состав  и размеры доходов, поступающих  в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований  данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.
      Финансирование  расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.4
      В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.
      Разграничение государственной собственности  на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.
      Итак, финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъекта Федерации.  

      1.3. Региональная финансовая политика 

      Одной из важнейших составных частей государственных финансов выступают финансы субъектов Российской Федерации. Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Финансовая политика региона реализуется в рамках субъекта Федерации в пределах его компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Функционирование и развитие территориальных финансов основывается на концепции региональной экономической политики. Главная цель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечение экономического роста [3].
      Необходимым условием успешной реализации региональной финансовой политики является обеспечение  единства экономического пространства страны, определяемого общностью  денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Разработка региональной финансовой политики должна начинаться с прогнозирования платежеспособного спроса и его рационального распределения, изучения региональных финансово-кредитных рынков, оценки финансовых возможностей региона, стимулирования развития собственного финансового потенциала территории для решения важнейших социально-экономических проблем развития.  
      Основными целями региональной финансовой политики являются:
    обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
    обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
    выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
    приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
    становление и обеспечение гарантий местного самоуправления [10].
      Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
      Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
      Финансовая  политика субъекта Федерации разрабатывается  с учетом специфических особенностей региона, проблем его развития и  путей их решения. При этом, принимается во внимание целая совокупность факторов, в том числе и такие, как плотность населения, климатические условия, обеспеченность населения жильем и объектами коммунального хозяйства, развитие транспортной сети, состояние социальной сферы, интенсивность и направленность миграционных потоков населения, экономический потенциал, выполнение особых административных функций и другие.
      К числу основных элементов финансовой политики субъекта Федерации можно  отнести следующие:
    достижение конкретных целей экономического и социального развития субъекта Федерации;
    обеспечение единства цели, результата и средства его достижения;
    обеспечение комплексности процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;
    создание условий для достижения единства перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;
    организация контроля принимаемых управленческих решений как важнейшего фактора их реализации;
    обеспечение и контроль за эффективным использованием финансовых средств путем определения приоритетов и концентрации решения важнейших задач развития субъекта Федерации и достижение конкретных конечных целей развития;
    обеспечение персонифицированного подхода к каждому объекту управления, находящемуся на территории субъекта Федерации, позволяющего максимально эффективно использовать его экономический, технический и интеллектуальный потенциал;
    ориентация на создание здорового психологического климата в регионе;
    обеспечение гибкости организационной структуры управления, позволяющей оперативно решать задачи социального и экономического развития субъекта Федерации;
    проведение необходимой структурной политики в регионе;
    обеспечение условий для быстрого реагирования на изменяющуюся экономическую ситуацию и выработки необходимых способов и путей решения назревших задач;
    наличие стратегических концептуальных разработок, подготовленных на основе научно обоснованных бюджетных прогнозов;
    согласование финансовой политики с фактическими потребностями хозяйства субъекта Федерации;
    исключение возможностей использования финансовых ресурсов на проведение необоснованных мероприятий текущего характера, ориентированных на получение сиюминутной выгоды или удовлетворение местнических интересов;
    беспрекословное выполнение важнейшего требования к управлению финансами - жить и хозяйствовать по средствам;
    создание адекватной финансовой базы удовлетворения социальных потребностей населения.5
      Региональная  финансовая политика во многом зависит  от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:
      1) финансирование модернизации структуры  хозяйства индустриально развитых районов;
      2)   обеспечение условий для привлечения  финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
      3)   привлечение инвестиций регионов  РФ и  иностранных государств  в развитие общероссийской  инфраструктуры  и ее включения в систему мировых коммуникаций;
      4) обеспечение государственного регулирования  цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах [12].
      Важнейшими  исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
      Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
      Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:
    участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
    размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
    финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
    создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
    финансовое содействие малому и среднему бизнесу.
      Совершенствование   финансовых   и   налоговых  отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной  власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
      Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
      1)   бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;
      2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
      3) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
      4)   сбалансированность бюджетов всех  уровней;
      5) право — в пределах собственных  финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
      6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.6
      Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
      Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
      Субъектам РФ, которые не имеют достаточных  средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
      Для минимизации отрицательных последствий  расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
    совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
    введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства,  дотации   на   выплату  минимальной   заработной платы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Вывод 

      Итак, финансовая политика представляет собой особую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функции. В составе финансов субъекта Федерации можно выделить бюджетные средства региона; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта Федерации; другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта Федерации. Финансовые ресурсы региона составляют экономическую основу государственной власти субъекта Федерации наряду с собственностью региона, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ финансовой политики субъекта Российской Федерации на примере  Самарской области 

2.1 Анализ финансовой политики региона  

     Самарская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
     Административный  центр — город Самара.
     Граничит  с Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан. Из-за близости границы с Западно-Казахстанской областью Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.
     Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 1936 года по 1990 год называлась Куйбышевской областью.
     Самарская область — пятый по площади  регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. км?, что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась  с севера на юг на 335 км, а с запада на восток — на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47? и 54°41? с.ш. и 47°55? и 52°35? в.д.
     Область расположена в юго-восточной части  европейской территории России, в  среднем течении Волги, по обеим  её сторонам. Реки Волга и Самара и являются границами внутреннего деления области по рельефу. Выделяют три части: Правобережье, Северное и Южное Левобережья. Большая часть территории области (91,2 %) находится в Левобережье.
     Правобережье  является возвышенным районом, в  нём находятся Жигулёвские горы. На севере Левобережья находятся плоская равнина и Высокое Заволжье — Бугульмино-Белебеевская возвышенность (Сокские, Кинельские, Сокольи горы). Юг Левобережья представляет собой пологоволнистую равнину, на юго-востоке области заходят отроги возвышенности Общий Сырт (Синий, Средний, Каменный Сырты).
     Таблица 2.1. Структура производства ВРП Самарской области по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)
Виды  экономической деятельности 2009 2010 2011
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  4,2 4,3 5,3
Добыча  полезных ископаемых  10,2 9,9 10,8
Обрабатывающие  производства  28,4 25,8 19,9
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды  3,3 3,1 3,8
Строительство  6,2 5,5 4,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления  15,0 14,0 13,8
Гостиницы и рестораны  1,2 1,1 1,5
Транспорт и связь  11,9 15,8 15,8
Финансовая  деятельность  0,3 0,2 0,3
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 9,4 10,1 10,8
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное и социальное обеспечение  3,4 3,7 4,9
Образование  2,7 2,7 3,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг  2,7 2,7 3,6
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  1,1 1,1 1,4
Валовой  региональный продукт в основных ценах (валовая добавленная стоимость в основных ценах – всего)  100 100 100
   
     Оборот  организаций Самарской области (см. табл. 2.1), в который включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) в 2011 году  составил 1420,5 млрд. рублей и снизился по сравнению с предыдущим годом на 17,8%.7
     Значительный  спад произошел в обрабатывающей промышленности (более 30%) и торговле (около 20%), на долю которых приходится  более 66% структуры оборота организаций Самарской области.
     2012 год характеризуется как год посткризисного восстановления экономики Самарской области. Улучшение ситуации в мировой и российской экономике, оживление внешнего и внутреннего спроса, накопленный экономический потенциал, масштабные антикризисные меры федерального и регионального уровня позволили сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, существенно улучшить положение на рынке труда и возобновить рост практически во всех секторах экономики области (см. таблицу 2.2).
     Таблица 2.2. Динамика основных показателей социально-экономического развития Самарской области в 2009-2010 годах, (в % к предыдущему году)
Показатели 2009 год 2010 год
Валовой региональный продукт 80,4 106,9
Индекс  промышленного производства 73,0 115,6
В том числе по видам экономической деятельности:    
добыча  полезных ископаемых 109,1 104,5
обрабатывающие  производства 63,8 127,6
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 94,7 98,9
Внешнеторговый  оборот 54,6 149,9
Индекс  производства продукции сельского хозяйства
92,5 71,0
Инвестиции  в основной капитал 72,0 116,3
Ввод  в действие жилых домов 77,1 101,6
Индекс  потребительских цен на товары и  услуги (декабрь к декабрю) 108,1 107,8
Оборот  розничной торговли 91,8 103,0
Объем платных услуг населению 97,4 101,2
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 105,5 104,1
Реальная  среднемесячная начисленная заработная плата 91,6 105,2
Численность зарегистрированных безработных на конец года рост в 2,4 раза 60,0
   
     В 2010 году объем валового регионального продукта (далее – ВРП) Самарской области оценивается на уровне 686,3 млрд. рублей, что на 6,9% превышает уровень 2009 года. При этом темпы роста региональной экономики опережают темпы развития мировой экономики (104,7%), российской экономики (104%) и стран Еврозоны (101,6%). Возобновившийся рост экономики области, во многом, обусловлен позитивной динамикой показателей производства в базовых видах экономической деятельности: в целом  индекс выпуска товаров и услуг в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, строительстве, на транспорте и в розничной торговле в 2010 году относительно 2009 года составил 112,1% (в Российской Федерации – 104,7%) (см. рис. 1).
      

      
Рис. 1. Динамика выпуска  товаров и услуг  в базовых видах

     экономической деятельности в 2010 году
     (в  % к соответствующему  периоду предыдущего  года)  

     Основной  вклад в общий прирост ВРП  в 2010 году внесли  обрабатывающие производства (более 67%), операции с недвижимым имуществом (11%), социальные услуги и услуги государственного управления (6,3%), добыча полезных ископаемых (6,3%).
     В результате, в экономике области  в 2005-2010 годах произошли следующие  структурные сдвиги: увеличилась  доля инфраструктурного комплекса, операций с недвижимым имуществом, социальных услуг и услуг государственного управления на фоне незначительного уменьшения доли товаропроизводящих отраслей производственно-инвестиционного назначения (см. рис. 2).

     Рис. 2. Изменение структуры ВРП Самарской области, в % к итогу 

     Несмотря  на экономический рост, в 2010 году компенсировано только 35% прошлогоднего падения  ВРП.
     Оборот  организаций Самарской области, в который включается стоимость  отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) в 2010 году составил 1673,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21,3%. Рост оборота организаций был обусловлен, в основном, за счет предприятий промышленности (рост на 30,6%), в том числе обрабатывающих производств (на 35,5%), транспорта и связи (на 19%), торговли (на 14,6%), сферы операций с недвижимым имуществом (на 14,3%), на долю которых в совокупности приходится более 90% общего оборота организаций Самарской области.
     2010 год стал годом восстановления экономики Самарской области после сложного кризисного периода. По оценке, экономический рост в Самарской области в 2010 году составил 106,9% (в среднем по России – 104%).
     За 2010 год объем промышленного производства увеличился на 15,6%, что почти вдвое превысило среднероссийский темп прироста (8,2%). Положительная динамика наблюдалась практически по всем видам экономической деятельности.
     Рост  производства обеспечен, в основном, за счет обрабатывающего комплекса, где индекс промышленного производства составил 127,6%. Наиболее динамично развивалось производство транспортных средств и оборудования (173,9%), резиновых и пластмассовых изделий (133,9%), электрооборудования (131,4%). Высокие темпы демонстрировали такие базовые отрасли, как металлургия (126,0%), химия (123,0%), производство строительных материалов (120,2%), выпуск машин и оборудования (117,7%). Рост отмечался также в производствах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения – текстильном и швейном производстве (на 35,4%), выпуске обуви и изделий из кожи (на 19,8%).
     Среди проблемных секторов промышленного  комплекса области в 2010 году следует отметить выпуск пищевых продуктов, где спад по сравнению с 2009 годом составил 2,1%; а также выпуск изделий из дерева – снижение на 32,8%.
     Особое  внимание уделяется поддержке инновационной деятельности. В регионе создана уникальная система инфраструктурных организаций, которые поддерживают проекты от перспективной научной идеи до внедрения в производство, обеспечивают использование практически всех форм государственной поддержки инновационной деятельности.
     Самарская область поддерживает торгово-экономические связи более чем со 100 странами мира. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 9571,8 млн. долларов США, что в 1,5 раза больше уровня соответствующего периода прошлого года. Сохраняется положительное сальдо внешнеторгового баланса.
     На  развитие агропромышленного комплекса Самарской области существенно повлияли аномальные агрометеорологические условия 2010 года. По предварительным данным, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2010 году уменьшился на 29%.
     Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2012 годы, действуют все формы и виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса, сформирована комплексная инфраструктура поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, агентство, фонды, центры).
     В 2010 году на поддержку малого и среднего предпринимательства выделено 905 млн. рублей, в том числе 584,7 млн. рублей – средства федерального бюджета, 320,3 млн. рублей – средства областного бюджета.
     В результате количество субъектов малого и среднего предпринимательства  за 2010 год увеличилось на 18,3%.
     В 2010 году улучшилось финансовое состояние организаций. Прибыль прибыльных организаций Самарской области возросла более чем на 35% по сравнению с 2009 годом.
     Повышается  инвестиционная активность организаций  области. Объём инвестиций в основной капитал в 2010 году (132,6 млрд. рублей) увеличился на 16,3% к 2009 году. Основной объем инвестиций направлялся в добычу полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, энергетику, химическое производство, производство транспортных средств и оборудования, транспорт и связь.
     Сформирована нормативная правовая база по поддержке инвестиционной деятельности. Действует Закон Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области». Приняты Концепция реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, Закон Самарской области «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах». Работает созданная совместно с Внешэкономбанком Корпорация развития Самарской области.
     Правительством  области принят и реализуется Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы (далее – КИП).
     В рамках КИПа реализуется проект «Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в г.о. Тольятти».
     Важнейшим проектом модернизации г.о. Тольятти и  Самарской области в целом  является проект создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области (далее – ОЭЗ), реализация которого приведет к созданию новых рабочих мест и, как следствие, к улучшению ситуации на рынке труда области. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.