На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Методологические основы менеджмента

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Методологические  основы менеджмента.
Инфраструктура  менеджмента
       Содержание  управленческой деятельности предполагает следующую совокупность элементов  менеджмента:
       Им=Цм+Пм+Фм+Мм+Оссм+Ау+Тм+Т*м+Им
       Им = инфраструктура менеджмента.
       Цм  – цели управления объектом;
       Пм  – принципы менеджмента – это  правила осуществления управленческой деятельности
       Фм  – функции управления – это  специализированные виды управленческих работ
       Мм- методы менеджмента – это способы  осуществления функций управления
       Осм – организационная структура системы менеджмента, представляющая собой совокупность трех элементов: 1 – исполнители функций;2 – функциональные обязанности исполнителей функций, т.е. персонала управления; 3 – взаимосвязи между этими исполнителями по поводу осуществления возложенных на них функциональных обязанностей;
       Ау- аппарат управления – это работники, реализующие функции управления;
       Тм  – техника менеджмента – это  технические средства, с помощью  которых выполняются управленческие работы;
       Т*м  – технология менеджмента – это  последовательность  выполнения управленческих работ с использованием определенных технических средств и методов;
       Им  – информация, используемая при  выполнении управленческих работ.
       Рассмотрим  каждый элемент.
       Цели  менеджмента.
       Цель  – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности.  Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
    В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
    Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
    Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
       Цели  отвечают определенным требованиям  и должны быть:
    Возможными с точки зрения их достижения в условиях существующей экономической системе в государстве и окружающей мире.
    Реальными, исходя из возможностей фирмы.
    Реализуемыми с позиции качества персонала фирм. показателях.
    Конкретными, т.е., как правило. выражаться в пвоказателях.
    Гибкими, т.е. способными изменяться под воздействием внешних и внутренних условий деятельности организации.
    Все цели организации должны гармонично сочетаться между собой, обеспечивать непротиворечивость действий персонала в процессе их осуществления.
           В менеджменте разрабатываются  общие цели организации и локальные,  т.е. цели производственных и  управленческих подразделений и функциональных подсистем. При этом локальные относятся к общим как часть к целому, или, другими словами, процесс достижения локальных целей ориентирован на реализацию общих. По признаку времени их подразделяют на стратегические, текущие и оперативные цели.
     Стратегические  цели носят долговременный характер, охватывают 4-5 летний срок деятельности организации, выражают качественные параметры деятельности фирм. В них отражается миссия или генеральная цель. Они формируются в процессе разработки стратегии предприятия. В практике крупных фирм стратегическим целям придается особое значение, так как они определяют их развитие на перспективу. Разработка и реализация этих целей получила название стратегического управления. Оно предполагает обоснование и составление деловой стратегии, которая представляет собой модель необходимых действий для достижения целей деятельности. Содержание стратегии фирмы ориентировано на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокую рентабельность хозяйствования.
     Текущие цели вытекают из стратегических, они выражаются в количественных показателях деятельности на определенный период  (один  год).
     Оперативные или краткосрочные  цели вытекают из текущих и направлены на их осуществление, определяются на период (один месяц, декада, сутки).
     В современном менеджменте широкое  распространение имеет программно-целевая  деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов или целей. Ставится определенная цель, и для  ее реализации разрабатывается соответствующая  программа. Под программой понимают единый, цельный, завершенный комплекс обоснованных и логически последовательно увязанных между собой по результатам, исполнителям и срокам осуществления межфункциональных и межорганизационных мероприятий по достижению какой-либо приоритетной цели, реализуемой организационно-обособленными участниками. Программа представляет собой экономико-организационный документ, сочетающий в себе функции планирования действий и организацию их выполнения. Причем действия и сроки их осуществления увязаны таким образом. что конечная цель не может быть достигнута без любого из этих мероприятий, а главным объектом управления являются процессы координации взаимодействия соисполнителей программы. Главной идеей программно-целевого управления является предсказание будущего состояния организации в период реализации программы и последующего за ним повышение эффективности работы менеджеров и предприятия в целом. Этот вид управления целями осуществляется в четыре этапа:
    Выработка четких формулировок целей;
    выработка реалистических планов для их достижения, т.е. модели деятельности исполнителей программы;
    осуществление систематического контроля за выполнением намеченных в модели действий, измерение и оценка их результатов, т.е. степени реализации программы в каждый момент;
    постоянная корректировка мер или характера действий исполнителей (если выработанные оказались недостаточно эффективными).
    Организация осуществления программы строится следующим образом. Высший орган  управления организацией назначает  руководителя программы, который формирует штат сотрудников для оперативного управления ходом реализации мероприятий и координации деятельности соисполнителей программы; создаваемый при высшем руководстве системы коллегиальный орган (или используются существующие в организации формы и методы коллегиального управления) рассматривает цели программы, периодически анализирует состояние ее реализации, вносит соответствующие предложения и рекомендации по совершенствованию процесса управления программы и ее содержания. 

     Принципы  менеджмента  являются важнейшей категорией науки управления и представляют собой правила осуществления управленческой деятельности. Принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, методам, структуре, персоналу, функциям. Принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода.
     Родоначальниками  научного управления в начале ХХ века сформулированы правила эффективной  управленческой деятельности, которые  в соответствии с классической системой управления до настоящего времени являются основополагающими. Анри Файоль создал доктрину административного управления, выделив 14 универсальных принципов управления. Так как менеджмент – это рациональный способ управления деловыми предприятиями, основными принципами его являются:
1. Ориентация на  потребителя. 
Менеджер  должен обладать искусством найти разумное сочетание, компромисс между интересами потребителя, которые требуют высокое  качество товаров, работ и услуг  при меньшей их цене и интересами фирмы, которые стремятся получить побольше прибыли. Проявляется в форме многообразных методов, ориентированных на надежное обслуживание, быстроту и удобства для потребителей.
2. Ориентация на  перспективу развития  бизнеса, расширение  сферы деятельности.
Суть: начав  дело, не следует останавливаться, а  постоянно расширять производство, рынки сбыта, улучшать качество и  функциональные свойства продукции. Остановиться, замедлить темп роста фирмы - это  значит уступить дорогу свои конкурентам, превратиться в аутсайдеров. (Аутсайдер - компания, которая  занимает на рынке данного товара одно из замыкающих мест по основным показателям (доля рынка, и др.)).
3. Обостренное чувство  ответственности  за дела фирмы.
Суть: для  каждого работника интересы фирмы - главнейшие, первостепенной  важности, приоритетные.
4. Холистический подход  к интересам персонала  фирмы. 
Суть: Руководство  рассматривает интересы работников в качестве самых приоритетных, создает  реальные благоприятные условия  для работы, отдыха, жизнедеятельности персонала. Реализуется через экономические, социальные, психологические методы, параметры и характер которых зависит от условий работы фирм, масштабов, сфер деятельности, результативности.
5. Ориентация на  конечные  результаты  деятельности.
 Суть: Так как главная цель менеджмента - получение прибыли за счет удовлетворения интересов потребителей, вся деятельность фирмы должна быть подчинена  достижению высокой прибыльности. Поэтому фирмы должны моделировать свою деятельность (составлять бизнес-планы, в которых программируется текущая работа), вырабатывать деловую стратегию, меры по реализации модели.
6. Стремление к нововведениям.
Суть: Чтобы  обеспечить долговременный коммерческий успех, быть лидером в производстве продукции по ее качеству, надежности ,удобстве для потребителей, доступной цене, адекватной этим свойствам, надо постоянно думать и осуществлять программы модернизации производства и продукции. Для этого в составе фирм должен быть научный потенциал (отдел), который в тесном сотрудничестве с производственным отделом реализовал бы научно-производственные программы нововведений.
7. Ориентация на  лидеров. 
Суть: фирмы  должны ориентироваться на лидеров  в родственной сфере бизнеса. Догнав лидеров, превзойти их. Став лидером, сохранять свои позиции, не давать обойти себя другим. Достигается путем постоянного совершенствования свойств, качества продукции , работ, услуг.
8. Энтузиазм персонала. 
Суть : персонал - основное богатство фирмы. Поэтому главная задача фирмы - пробуждать творчество и энтузиазм работников в процессе выполнения ими производственных и управленческих функций, модернизации техники, технологий, свойств самой продукции. В Японии  это проявляется в деятельности “кружков качества”.
9. Развитие всего  лучшего, что есть  в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно.
Суть: создавать  соответствующих условий для  возможности работать  таким образом, материально стимулировать адекватно  оценки вклада каждого в общее  дело,  организовать  производственный процесс для качественного выполнения дела, создавать морально-психологическую среду в коллективах.
10. Ориентация на  ясное и четкое  видение интересов  индивидуального  потребителя (помогает  маркетинг).
Суть:  При производстве продукции учитывать  интересы, вкусы, традиции, материальное положение, национальные, демографические, возрастные и т.д. особенности людей. Цель - иметь наибольшее число потребителей,  не допускать перепроизводство товаров, создавать всеобщее благополучие.
11. Доступные цены.
Суть: Чтобы не потерять своих потребителей, клиентов, и обеспечить необходимую прибыль, следует глубоко изучать  коммерческую информацию, осторожно устанавливать цену, искать новые способы снижения издержек производства.
12. Опора на общечеловеческие  ценности.
Суть: Честное  ведение бизнеса, соблюдение интересов  партнеров, выполнение условий договора, обязательности и ответственности  перед партнерами, соответствие качества продукции, работ и услуг высокому уровню и наиболее полному удовлетворению потребностей общества.
13. Постоянный поиск  того, в чем можно  добиться успеха.
Суть:  Качество менеджеров, персонала определяет успех в бизнесе. Качество - это  профессиональные знания, опыт, умение делать конкретное дело. Если нет таких  качеств, ими необходимо овладевать на рабочих местах.
14. Использовать конкуренцию,  монополия – враг  производительности.
 Суть: по своей объективной природе  монополия в любой деятельности  ведет к замедлению процессов  обновления, угасанию стимулов к  совершенствованию. Именно конкуренция  в бизнесе способствует активизации действия этих стимулов, устремлений делать лучше и больше других. Поэтому конкуренция является необходимым условием реального роста  фирм.
15. Развивать  связи с внешним окружением..
Суть: Одна из основных задач менеджмента – расширять масштабы дела. Этому как раз и служит задача всемерного развития связей с другими фирмами, организациями, предпринимателями как потенциальными партнерами, носителями информации и новых идей.

     Функции менеджмента

     Управленческая  работа сложна, многообразна, трудоемка. Чтобы ее осуществить профессионально и эффективно, необходима соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы. Одним из главных законов эффективности человеческой деятельности является необходимость разделения и специализации труда. Именно это положение определяет причину появления в теории и практике управления такой категории как «функция». Функция выступает как часть содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам. Первый из них – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Второй признак отражает специфику объекта управления. т.е. его характер, отраслевую принадлежность. Таким образом, функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности.

     Методы  менеджмента

       Эффективность функционирования объекта управления зависит от степени совершенства управляющей подсистемы, которая  применяет методы управления.
           Методы -  это практические, конкретные способы воздействия  на объекты управления.

       При выработке и формировании методов  применяют принципы :

       1. Активизация деятельности  персонала.. Это означает, что любой метод управления должен способствовать проявлению энтузиазма, творчества и повышения заинтересованности работников в общих результатах работы, и созданию наиболее благоприятных условий их деятельности.
       2. Результативность. Методы - это средство достижения целей управления. Они должны обеспечить высокую эффективность деятельности. Если она низкая, надо изменить данный метод, или их совокупность или порядок (механизм) их использования.
       Применение  методов позволяет менеджерам воздействовать на управляемые объекты и преобразовать  их из исходного состояния в желаемое. Так как управленческая деятельность представляет собой с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой - процесс воздействия на персонал фирмы с целью активизации его работы, выделяют следующие методы:
       а) методы реализации управленческих функций. Они соответствуют конкретным функциональным подсистемам. Например, анализ экономического состояния фирмы применяет методы сравнения показателей, средних величин, группировок, корреляции, экономико-математическое моделирование и др.
       б) методы воздействия на деятельность персонала (работников): Это методы: экономические, организационные, социальные и психологические.
Комплексное их использование есть условие эффективности  применения методов менеджмента.
            Приоритет в менеджмент имеют вторые методы, так как главная задача менеджера - обеспечить высокопродуктивную деятельность каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой работы.
       Так как методы управления направлены на интересы работников, а интересы управляют поступками и поведением людей, эффективность методов управления зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют. Обычно люди удовлетворяют экономические (имущественные), организационные, социальные и психологические интересы, в связи с этим методы разделяют на виды: экономические, организационные, социальные и психологические. 

Рассмотрим  эти методы.
       Экономические методы - это способы воздействия на имущественные интересы людей. Они влияют на поведение, активизируют труд, повышают деловую активность фирмы. В их основе объективные экономические законы, законы рыночной экономики, принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме. К таким методам относятся: цена товаров ,работ и услуг, прибыль, различные формы оплаты труда, премии, скидки с цены товаров, и другие.
Особенность - обязательное сочетание имущественных  стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств, как между  равноправными хозяйствующими субъектами, так и между предприятием и  их персоналом.
            Организационные  методы – это способы воздействия на организационные интересы людей. Они формируют работоспособную систему управления, имеющую возможность противостоять внешней и внутренней среде и сохранять саму себя,  и обеспечить развитие организации.
      В их основе объективные законы эффективной  организации человеческой деятельности, естественные потребности протекания жизнедеятельности в упорядоченной  определенным образом среде.
Они делятся  на три группы:
Табл.

     Организационные методы

Виды  методов Функциональное  назначение и форма реализации методов
Оганизационно-стабилизирующие 
 
 
 
 
    Установление  долговременных  организационных  отношений  и связей путем разработки структуры  и штатов предприятия, утверждение их в установленном порядке с целью придания им юридической силы;      составление положений о службах и исполнителях функций;
    организация рабочего места;
    разработка  концепции управления фирмой - свод основных правил деятельности  персонала, менеджеров,  невыполнение которых влечет немедленное прекращение  трудовых отношений между фирмой и наемными работниками. (Правовой основой такого исхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой).
организационо-распорядительные  
 
Направлены  на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции  на внешние и внутренние изменения  ситуации. Форма воздействия документальная - приказы, распоряжения,
устная  форма (указания, установки).
организационно-дисциплинарные     Предназначены для недопущения  в будущей  деятельности отклонений от установленного режима работы организации.      Замечания, выговор, понижение в должности, увольнение, оформляются в виде приказов, распоряжений, в документальной или устной формах.
    Призваны  исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплины, режима трудового распорядка и других нарушений.
    Важно не только определить меру вины и наказание  работников, но и выявить глубинные  причины сложившейся ситуации, выработать действенные и реальные способы  неповторения нарушений в дальнейшей работе.

     Социальные  методы основаны на социологии

     Социальные  методы - способы воздействия на  социальные интересы персонала организаций в целях активизации  деятельности. Задача менеджера - выявить общность интересов персонала и выработать действенные способы их удовлетворения.
     Существует  комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это: социальные исследования, планирование и регулирование.
Табл.

Социальные  методы

Виды  методов Назначение  и форма реализации
                                Социальные                                  исследования
 
  метод изучения интересов персонала для выявления конкретных потребностей работников в определенных социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.).      Результат - разработка программы удовлетворения этих потребностей.
  Инструменты - анкетирование, интервьюирование, применение специальных тестов, хронометраж, наблюдения, опросы и т.д.
Социальное  планирование  Метод планового  решения социальных проблем коллективов  по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Разрабатывается внутрифирменный план удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы на один и(или ) 4-5 лет.
             Социальное  регулирование 1. Процесс реализации  планов и программ удовлетворения  социальных потребностей персонала  с целью сближения персонала и менеджеров,  единения персонала, развития корпоративного духа, т.е. такого состояния ,когда и руководители и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы. 2.Способы повышения  социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн);
3. Методы социальной  преемственности - процедуры принятия  новых работников в состав  фирмы, проведение дней фирмы  в честь знаменательных дат  и событий,
организация конкурсов  профессионального мастерства, процедуры  проводов работников с большим стаже  работы в фирме на заслуженный  отдых и др.,
4. Методы социального  нормирования - установление правил  этикета, традиций, внутреннего распорядка  работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой.
 
 
Психологические методы. В основе - психология, которая изучает психические свойства личности . Психические процессы - память, ощущения, восприятие, внимание, воображение, мышление, эмоции. Характер протекания этих процессов определяет личность.
Психические методы - это способы регулирования  взаимоотношений между людьми с  целью формирования благоприятного психологического климата. Менеджер должен уметь формировать такие условия  деятельности людей, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы.
Назначение  методов: удовлетворить психологические  интересы личности, которые проявляются в потребностях творческого характера трудовой деятельности, в потребностях  иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами,  и т.д.
Табл.

Психологические методы

      Виды  методов форма реализации
методы  психологического побуждения  комплектование  малых групп исходя из целей  совместной деятельности и выбора  психологических параметров свойств  работников. Такие группы которые  призваны обеспечить оптимальную численность людей и их психологическую совместимость.
Методы  гуманизации труда Люди имеют  потребность работать в нормальных среде. Гуманизация труда - это  придание среде, в которой  протекает трудовая деятельность, нормальных условий, свойств, например: цветовая окраска помещений, музыкальное сопровождение при однообразной работе, устранение монотонности рабочих процессов, повышение уровня их творческого содержания для более полного  удовлетворения профессиональных интересов.
Методы  установления и поддержания нормальных взаимоотношений между людьми в процессе управления Руководитель  в системе “руководитель-подчиненный” должен создать условия, в которых  можно общаться непринужденно, откровенно, полностью раскрывать интеллектуальный потенциал, проявлять энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей
Методы  профессионального отбора и соответствующего обучения Формируются в  зависимости от индивидуальных способностей работников и от их эффективного применения в фирме.
Организационная структура
       Организационная структура – это совокупность управленческих подразделений, между  которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых  функций для достижения целей  фирмы. Организационная структура  зависит от ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды. В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и связи – горизонтальные и вертикальные. Все названные элементы организационной структуры менеджмента взаимосвязаны между собой. Звено, или отдел, - это организационно обособленное, самостоятельное подразделение органа управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
       Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определенную ступени в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии- связи по вертикали – носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.
       Все структуры, независимо от их размера, имеют  одно общее свойство: они формируются  для достижения целей фирмы. Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей. С разной степенью точности все конкретные управленческие структуры могут быть отнесены к механистическим и органическим структурам управления. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, формализации централизации. Сложность означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности по горизонтали и вертикали. Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура фирмы. Формализация определяется степенью однотипности (утилизации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует. Централизация  зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются решения.
       На  практике встречаются различные  комбинации указанных компонентов. дающие большое разнообразие конкретных управленческих структур, что и позволяет  разделить структуры на две указанные  выше группы: группу механистических структур и группу органических структур.
       Механистическая организационная  структура характеризуется большой сложностью, особенно большим числом подразделений по горизонтали; высокой степень формализации, ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений. Механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида управления. В литературе существует термин для механистических структур – бюрократические.Естественно, он не включает в себя полный набор негативных характеристик, с которыми слово «бюрократический» ассоциируется в повседневной жизни. Более того, как известно, немецкий социолог М.Вебер, считал такую модель идеальной. Она была разработана в трех целях: 1) удовлетворить запросы потребителя; 2) создать равные условия для потребителя; 3) увеличить рациональной и эффективность управленческих решений. Идеальная, или бюрократическая структура, предложенная Вебером и распространившаяся затем не только на производственные, но и общественные организации, включала следующие характеристики: специализацию труда; иерархию подчиненности; четко определенные обязанности и ответственность; систему установленных правил и процедур; обезличивание отношений; продвижение по службе, основанное на квалификации служащего; централизацию власти; письменные отчеты. Более половины столетия эта модель являлась господствующей в менеджменте. В больше или меньшей степени она объединяет в себе наиболее распространенные до недавнего времени виды организационных структур фирмы: функциональные, линейные, линейно-штабные, дивизиональные.
       Органическая  структура в отличие от механистической является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низшем уровне (децентрализация). Формы и стиль общения в организационной структуре управления – партнерские, совещательные (в механистической – это приказы и инструкции).
Аппарат управления
       Аппарат управления – это коллектив работников управляющей системы. Все работники аппарата управления в зависимости от выполнения в процессе своего труда функций разделяются на три категории: руководителей, специалистов и служащих. Рассмотрим эти категории.
       Руководители. Руководитель – это возглавляющий организацию или подразделение работник. наделенный необходимыми полномочиями для принятия решения и несущий всю полноту ответственности за результаты деятельности персонала. Руководители организуют подготовку управленческих решений. принимают управление решения и контролируют их исполнение. Дифференциация руководителей на линейных и функциональных связана с разделением управленческого труда. Линейные руководители выполняют функции непосредственного руководства коллективами работников на своем уровне управления (директор предприятия. фирмы. начальник цеха, мастер, бригадир). Функциональные руководители, кроме непосредственного руководства подчиненным им функциональным подразделением, осуществляют еще и методическое руководство в рамках определенной специальной функции управления. Функциональные руководители выступают в двух ипостасях: как руководители и как высокопрофессиональные специалисты (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела управления персоналом, начальник службы маркетинга др.).
       В целом, всех руководителей делят  на три уровня управления, что обусловлено  иерархией. Выделяют три уровня управления по вертикали: управление высшего звена (институциональный уровень –  директор предприятия, главный инженер); управление среднего звена (управленческий уровень – начальник цеха, начальник отдела); управление низового звена (технический уровень – мастер, бригадир).
       Специалисты – работники, выполняющие функции  управления (экономисты, бухгалтеры, и  т.д.). Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с их приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.
       Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей (секретари, машинистки, операторы). Они выполняют информационно-технические  операции, освобождая руководителей  и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени поддается нормированию, чем другие категории.
       В целом все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий.
       Технология  менеджмента
 
       Технологию  менеджмента  определяют как систему  операций и процедур. выполняемых  руководителями, специалистами и  техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.
       Под операций понимают любо действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы. Совокупность разнообразных  управленческих операций, выполняемых  по определенной схеме или в определенной последовательности, представляет собой процедуру. Разработка технологии менеджмента предполагает определение количества. последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов. приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Схематически технология может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры:
    Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты.
    Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты. в основном, специалисты и руководящие работники организации.
    Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр.
Техника менеджмента
 
     Менеджер  должен выступать как конструктор  эффективных управленческих решений, что обязывает его участвовать  в выборе информационных технологий и сетей компьютера, баз данных, средств проектирования и развития МИС. Вместе с администратором сети и баз данных он формирует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений. Серверы, кластеры, рабочие станции, локальные и глобальные сети – средства менеджера в надежной системной интеграции элементов управляемых объектов и сложных процессов управления. Использование менеджером средств визуализации, интегрированных с базами данных, - путь к радикальному улучшению системной наблюдаемости и управляемости сложных объектов. 

Информация  в менеджменте
       Информация – это новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения актуальных задач, побуждающие органы управления, менеджеров к принятию решений. Информация способна быть средством отражения процессов и событий, средством связи и коммуникаций в процессе управления. Для формирования и совершенствования информационной подсистемы системы управления предприятием необходима классификация информации. Информация классифицируется по различным признакам.
    По источникам возникновения выделяется внешняя и внутренняя информация. Для предприятия важна следующая внешняя информация:
    о потребителях продукции предприятия. Органы управления предприятием должны располагать информацией о демографических и социальных тенденциях, о численности, структуре, размещении, покупательной способности населения, тенденциях развития проса и т.п.;
    о поставщиках материальных, финансовых, трудовых ресурсов.
    о конкурентах, их слабых и сильных сторонах;
    о действующем законодательстве и регулировании хозяйственной деятельности со стороны государственных органов;
    о политических, экономических, экологических, социально-культурных факторах, международной ситуации и событиях, о научно-техническом прогрессе, новых технологиях и инновациях.
       Для принятия и реализации управленческих решений важна и внутренняя информация. К ней относится плановая, учебно-контрольная, производственная, кадровая информация об организации деятельности предприятия, маркетинговая финансовая, научно-техническая информация, информация о политике, стратегии и имидже фирмы, ее сильных и слабых сторонах.
      По времени активного использования различают условно-постоянную и переменную информацию.
       Условно-постоянная – это информация, которая остается неизменной или подвергается незначительным изменениям в течение длительного  промежутка времени. Она используется в не скольких циклах управления (Устав предприятия, положения об отделах и службах, должностные инструкции работников управления.
       Переменная  информация используется в одном цикле (информация о сменно суточном задании, о ежедневной выработке и т.п.).
    По стадиям преобразования выделяют исходную и производную информацию.
       Исходная  – это информация, которая используется как основа для проведения различного рода экономических расчетов и принятия решений. Она разделяется на первичную, получаемую в процессе непосредственного слежения за ходом продаж, производственного процесса, мониторинга внешней среды, и промежуточную, накапливаемую для последующей обработки.
       Производная – это информация, получаемая в  результате экономических расчетов различного рода.
    По отношению к системе управления предприятием различают входную и выходную информацию.
    По возможности продуктивного использования можно выделить полезную, ложную и избыточную информацию. При построении информационных систем необходимо стремиться к сведению до минимума ложной информации и устранению избыточной.
    По содержанию управленческого труда выделяют информацию для выполнения общих и специальных функций управления.
    По возможности автоматизированной обработки различают формализуемую, неформализуемую и частично-формализуемую информацию. Формализуемая – информация, передача которой может осуществляться средствами электронно-вычислительной техники и электросвязи. Неформализуемая – информация, которая получается только в результате общения людей друг с другом.
    По форме представления выделяется визуальная, аудио и аудиовизуальная информация.
       Социофакторы  и этика менеджмента
 
       Социальная  ответственность. Три  компоненты стратегии  предприятия для  завоевания общественного  мнения. Элементы реализации социально ответственного менеджмента. Этическая ответственность. Этика.
       Вопросам  социальной ответственности предприятия  уделяется серьезное  внимание. Социальную ответственность различные представители  менеджмента трактуют неодинаково. Существует взгляд на эту проблему, согласно которому организация – это экономическая целостность, и ее главная цель – прибыль Реализуя экономические цели (давая работу людям, дивиденды – акционерам, товары обществу), организация ведет себя ответственно. Согласно другой точке зрения, организация – это сложная часть внешнего окружения, от которого зависит само существование организации. Общественная среда ( потребители, поставщики, местное население, средства информации и др.) может сильно влиять на достижение предприятием своих целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Следовательно, социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Организации должны жертвовать на благо и совершенствование общества, ответственно действовать в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты интересов потребителей. Ответственно действующему предприятию общество будет доверять.
       Три компонента стратегии предприятия  для завоевания общественного доверия:
      Ответственное поведение:
    решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отношения рынка;
    решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);
    принятие ответственности за все действия и их последствия, причиной которых предприятие само является.
    Коммуникативное поведение, или «диалог с обществом».
       Принципами  работы с обществом являются:
    общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;
    предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу;
    ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.
    Инновационное поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.
       Элементы  реализации социально ответственного менеджмента:
    виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности ( не в ущерб, а в дополнение к основной ), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;
    сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
    персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам. способствовать повышению отдачи труда;
    внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
    общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.
     Этическая ответственность  – отражает понятие компании о правильном поведении, она шире правовой ответственности. Например, например распространение и производство табачных изделий разрешено, но в условиях частых летальных исходов от курения многие считают неэтичным продолжать продажу сигарет. Некоторые действия, которые разрешены законом нельзя назвать этичными. McDonalds предлагает бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети.
         В некоторой степени все организации признают необходимость осуществления социальных программ. Для того, чтобы быть уверенными в том, что они в нужном объеме выполняют свои обязательства перед обществом, фирмам необходимо измерить и оценить эффективность своих социальных действий.
      Подход  к оценке социальных действий фирмы, учитывающий социальный эффект, включает пять элементов:
    Объединение социальных целей в ежегодно составляемый план.
    Рассмотрение существующих норм социального поведения в промышленности.(Что делают другие компании в сфере социальной ответственности, чего ожидает общественность?)
    Постоянное информирование всех заинтересованных лиц о социальных действиях посредством регулярных отчетов.
    Экспериментирование с различными подходами при выполнении различных социальных программ.
    Попытки подсчитать издержки фирмы на социальные действия. Менеджеры должны знать сколько средств потрачено и оценить социальное воздействие той программы, которую они поддерживают.
 
      Компании  пытаются определить эффективность  в следующих сферах:
    Экономическая функция (новые профессии, рабочие места, безопасность рабочих).
    Качество жизни( Производство высококачественных товаров, попытка избежать загрязнения окружающей среды.)
    Социальные инвестиции (размер вложенных денежных и трудовых ресурсов).
    Решение проблем (степень решения проблемы).
 
      Социальный  контроль – инструмент для оценки эффективности социальных действий фирмы. Шаги социального контроля:
    Составляется список ожидаемых результатов.
    Описание целей и приоритетов по каждой сфере деятельности, методов достижения.
    Общий отчет об издержках.
    Отчеты о выполнении программы.
 
      Чтобы сделать выбор в сторону правильного  поведения важно иметь начальное  представление об этике. Этика – это система норм нравственного поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
      Этика бизнеса затрагивает не только проблему социального поведения. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов  поведения управляющих и управляемых. В центре ее внимания, как цели, так и средства их достижения.
      Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности  поведения руководителей и рядовых  работников. К таким мерам относятся:
    разработка этических нормативов;
    создание комитетов по этике;
    проведение социальных ревизий;
    обучение этическому поведению.
 
      Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники.
      К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся: взятки, вымогательство, подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. Организации доводят этические нормативы в виде печатных материалов.
      Комитеты  по этике создаются для оценки поведенческой практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высокого уровня. Некоторые организации не создают комитеты, а нанимают адвоката по этике, который вырабатывает суждения по этическим вопросам, выполняет функции социальной совести организации.
      Социальные  ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.
          Обучение этическому  поведению –  работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. 

    Интеграционные  процессы в менеджменте 

    Процессный  подход. Системный  подход. Ситуационный подход.
       Процесс управления является серией непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия (процессы, управленческие функции) в  совокупности и составляют общий  процесс управления. Впервые этот подход предложен представителями школы административного управления, которые пытались опеределить функци менеджмента. Но они рассматривали эти функции как независимые: процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
       Системный подход базируется на научных представлениях о системах, развиваемых кибернетикой, теорией больших систем, и др. Системный подход базируется на ряде принципов:
    для развития системы необходимо четко сформулировать ее цели;
    сама управленческая проблема является системой, требующей выявления всех последствий и взаимосвязей каждого частного решения;
    цели отдельных частных подсистем (локальные критерии) не должны вступать в конфликт с целями всей системы (с глобальными критериями).
      Системный подход (в концепции «холизма»  – от английского whole – целый, целостный) предполагает рассмотрение организации (объекта управления) как системы, состоящей из взаимосвязанных частей (подсистем), входящей в более  широкие системы (т.е. имеющие внешнюю среду). На входе организация получает из внешней среды производственные ресурсы (человеческие, материально-вещественные, информационные, финансовые). Внутренняя среда с определенной производительностью перерабатывает эти «входы» в продукцию или услуги – «выходы». Если управление эффективно, то и результаты соответственно эффективны – рост производства, улучшение качества выпускаемой продукции и услуг, увеличение доли рынка, объема продаж, прибыли, удовлетворение результатами труда персонала и т.д.  Поскольку предприятие включено в более общие системы. системный подход предполагает изучение и учет внешних связей, влияния внешней среды на объект управления и его внутреннюю среду.
      Ситуационный  подход предполагает выявление набора обстоятельств (ситуационных факторов), которые оказывают существенное влияние на работу организации в  данный момент времени, и принятие мер  для приведения в соответствие параметров и требований внутренней и внешней среды. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
    Менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, количественными методами принятия решения.
    Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения какой-либо методики в конкретной ситуации.
    Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
    Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
 
    Моделирование ситуаций и разработка решений.
    Моделирование  физическое, аналоговое, математическое. Процесс  разработки управленческого  решения: «решенческое кольцо» 

       Моделирование позволяет упростить сложные  хозяйственные процессы, выделить в  них наиболее значимые компоненты и  связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций, осуществить прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности.  Часто сложные решения приходится принимать в постоянно меняющейся обстановки, в условиях неполной информации,  не всегда соответствующей действительному положению дел. Решение всегда нацелено на будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результаты принятого решения. Например, прогнозирование развития предприятия связано с тем риском, что при расчете затрат надо учитывать уровень инфляции, подсказать который достаточно точно не возможно. В таких условиях менеджер действует на удачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых и людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.
       Моделирование бывает физическое, аналоговое и математическое.
       Физические  модели - пространственные планировки предприятий, их цехов и служб, используемые для размещения оборудования, материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта, например, в виде графика, гистограммы или структурной схемы. Математические модели используются для оценки ситуации и прогнозирования при выборе целей, для генерирования множества возможных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Например, метод математического программирования, статистические методы, модели управления запасами, экономический анализ и др.

     Процесс разработки управленческого  решения: «решенческое кольцо»

       Так как процесс принятия решений  непрост, выработан научный подход к рассмотрению принятию управленческого  решения. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, которые определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней  культурой и т.д.. Тем не менее существует общая технология процесса принятия решений, которая используется в любой организации.
       Стандартный, нормативный процесс выработки  управленческих решений  представляет общую последовательность семи этапов выработки решения.
       1. Определение проблемной ситуации (диагностика проблемы).
       Выявляется  проблема (ситуация) (например, низкая прибыль, очень большие издержки производства, конфликты, текучесть кадров и др.). Проблема формулируется в общем виде. Дается ответ на вопросы: что имеем? чего необходимо достичь? В чем трудности перехода от наличного к желаемому?
       2. Анализ  содержания проблемной ситуации. Анализ включает:
       а) информационный анализ ситуации. Источниками  информации могут быть планово-отчетная документация о ходе выполнения отдельных  заданий или проектов, специальное  информационное обеспечение на базе маркетинговых исследований, аналитических обзоров конкурентов и пр.
       б) определение ограничений или  факторов, которые порождают проблему. Факторы  могут быть внешние и  внутренние. Внешние факторы: система  налогов, таможенная и кредитная  политика и др. Внешние факторы  разнообразны и неуправляемы со стороны менеджеров, поэтому их надо учесть и предвидеть возможные изменения в их взаимовлиянии. Например, инфляционные процессы в экономике приведут к снижению покупательской способности и спроса на продукцию, производимую предприятием. Повышение цен на продукцию поставщиков приведет к увеличению затрат на производство продукции и вызовет рост цен на нее, что повлияет на отток потребителей. Потребители при инфляции меняют состав и структуру потребления, что может оказать воздействие на спрос. Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в используемые технологии, что ведет к изменению состав и структуры персонала, меняет конкурентоспособность продукции.
       Внутренние  факторы: принятая структура влияет на цель организации, принятая стратегия неправильна,  недостаток финансовых средств и ресурсов, низкий уровень квалификации рабочих, отсутствие необходимой техники и прогрессивных технологий.
       На  этом этапе  формулируются требования к решению - его критерии, которые  затем будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов. Часто  такими критериями являются параметры экономической эффективности. Например, экономичность, надежность, дизайн, сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов и прибыли, минимизация издержек и др.
       3. Формулировка альтернатив (вариантов)  решения. Выдвигаются альтернативные  решения, генерируются новые,  не заданные нормативно возможные  выходы из проблемной ситуации. Исследования показали, что качество  управленческих решений является  прямой функцией количества альтернатив, сформулированных на этой стадии. «Золотое правило» управленческих решений: если кажется, что в ситуации есть только один выход из нее, то он скорее всего является ошибочным. Следствие из правила: если есть лишь одна альтернатива, то ее не следует ни принимать, ни отвергать, а необходимо попытаться сформулировать другие альтернативы.
       4. Оценка альтернатив (вариантов). Рассматриваются преимущества и  недостатки каждого из альтернативного  решения.
       5. Выбор альтернативы по конкретным, установленным заранее критериям (см. 2). Осуществляется собственно принятие решения. Принцип этого этапа: следует выбирать ту альтернативу, которая имеет наибольшую интегральную полезность- т.е. ту, которая максимизирует возможные «выигрыши» и одновременно «минимизирует» ожидаемые «проигрыши», убытки.
       6. Реализация  принятого решения.  Вырабатывается состав  действий, определяется последовательность  их осуществления, намечаются  сроки и ресурсы осуществления  действий, исполнителей, которые эти  действия будут осуществлять. Задача руководителя - создать условия для реализации решения. Надо активизировать деятельность людей и решить проблему. При этом используются методы прямого воздействия на подчиненных (приказ, распоряжение и др.), меры материального стимулирования работников, воздействия своим авторитетом, убеждением  т.д.
       7. Контроль исполнения, оценка эффективности  и коррекция решения.
     Важность  этого этапа: управление как процесс  может быть эффективным если есть обратная связь о результат решения. Тогда появляется возможность накопления управленческого опыта реализации решений, так как любой опыт учит, особенно опыт неудачных решений. Кроме того, при условии контроля за решениями и получении информации об их результатах возможна коррекция принятых или (и) принятие новых решений, если прежние оказались неверными. Оценка и коррекция - это сравнение полученных результатов с теми, которые были сформулированы в качестве ожидаемых на первом этапе (этапе оценки исходной проблемной ситуации).Общая структура нормативного процесса разработки управленческого решения приобретает вид «замкнутого контура», который называют «решенческое кольцо»: 

        Диагностика проблемы
        (определение проблемной ситуации)
       контроль  и коррекция                                                                        Анализ проблемной ситуации
         

       реализация                                                          Формулировка альтернатив
        принятого решения
        Оценка альтернатив по критериям
                                                 выбор альтернативы 
 
 

    Природа и  состав функций  менеджмента
Общие функции управления.
Конкретные  функции управления. 

     Главный закон эффективности человеческой деятельности - необходимость разделения и специализация труда. Это положение  определяет причину появления в  теории и практике управления такой категории как “функция”.
       Функция от лат functio - это обязанность, работа, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Анри  Файоль (французский исследователь, отец современного менеджмента), выдвинул идею о существовании  некоторых основных и универсальных функций управления (планирование, контроль, мотивирование и т.д.).
       Один  из подходов, характеризующий современное  состояние теории управления, процессный подход, рассматривает функции управления как органические взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления.
       Управление - это система специализированных видов управленческой деятельности - функций управления.
       Функции управления разделяют на два типа по разным признакам:
       1. По признаку временной логической  последовательности выполнения  управленческих работ  - общие  функции, присущи любому объекту  управления, независимо от его  основной деятельности.
       2. По специфике, характеру  объекта  управления  - конкретные функции, присущи конкретным объектам управления.
       Общие функции управления выполняют руководители всех уровней. Общие функции управления - это временная последовательность выполнения управленческих работ.  Она состоит из таких видов  работ, как 1. целеполагание - включает выработку стратегических, текущих и оперативных целей организации
       2. планирование - выработка направлений,  путей, сред и мероприятий по  реализации целей. Предпосылкой  планирования является прогнозирование  - выявление и предвидение объективных  (реальных) тенденций, состояний развития предприятия, бизнеса в будущем, а также альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления. 3. организация - объединение людей для совместной деятельности с помощью создания структуры предприятия, установления и делегирования заданий и полномочий по использованию ресурсов отдельным работникам, которые, принимая на ответственность за успешное выполнение своих обязанностей, соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Таким образом создается система - высшее руководство - низшие уровни работающих. 4. координирование - согласование действий исполнителей путем установления между ними гармоничных связей.
5. регулирование  - выполнение текущих мероприятий  по устранению отклонений от  заданного организацией режима функционирования системы, и поддержание необходимого соответствия между всеми  элементами  системы согласно ее целям. Осуществляется путем диспетчеризации  в процессе оперативного управления путем контроля и анализа 6. мотивация - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высокорезультативному труду.7. учет деятельности- измерение, регистрация, группировка данных, характеризующих объект управления. Осуществляется для получения информации о состоянии производственной, коммерческой, финансовой и др. деятельности.8. Анализ деятельности - комплексное изучение деятельности с помощью аналитических, экономико-математических методов для объективной оценки деятельности. Задача анализа - выявление степени живучести фирм, способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям.9.  контроль деятельности - своевременное, непрерывное, гласное, всестороннее наблюдение за ходом  происходящих процессов в управляемом объекте, сравнение его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений.
         Конкретные функции  управления. Всю управленческую деятельность разделяют на то или иное число самостоятельных конкретных функций..Конкретные функции управления (определенная сфера управленческой деятельности) присущи определенным объектам управления (подразделениям), т.е. каждый орган аппарата управления осуществляет конкретную функцию управления. Объем таких функций, содержание и число зависят от величины объекта управления, вида его деятельности и отраслевой принадлежности. Для предприятий промышленности характерные следующие конкретные функции
       1. Перспективное и текущее технико-экономическое  планирование деятельности;
       2. оперативное управление основным  производством;
       3. управление вспомогательным производством;
       4. управление материально-техническим  снабжением;
       5. управление сбытом продукции;
       6. управление маркетингом;
       7. управление технической подготовкой  производства;
       8.  Управление стандартизацией продукции;
       9. Управление технологическими процессами;
       10. Управление качеством продукции;
       11. управление гарантийным ремонтом  и обслуживанием выпускаемой продукции;
       12. управление производительностью  труда;
        13.  управление трудом и мотивацией  деятельности персонала
       14. управление капитальным строительством, ремонтом зданий и сооружений
       15.управление  персоналом
       16. управление финансами
       17. управление учетом и отчетностью
       18. управление делопроизводством
         и др.
       Общие и конкретные функции взаимосвязаны
общие функции управления номера  конкретных функций  управления
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
целеполагание * * * * * * * * * *
планирование * * * * * * * * * *
организация * * * * * * * * * *
регулирование * * * * * * * * * *
мотивация * * * * * * * * * *
учет * * * * * * * * * *
анализ * * * * * * * * * *
контроль * * * * * * * * * *
 
       Общие и конкретные функции  совершенно нетождественны и взаимосвязаны.  Каждая по отдельности общая функция состоит из всех конкретных функций, но только в части,  относящейся к профилю содержания данной общей функции управления. В свою очередь, каждая из конкретных функций управления включает набор общих функций управления, но только связанных с управлением данной конкретной функцией, то есть определенной сферой управленческой деятельности. Таким образом, общие и конкретные функции взаимосвязаны и представляют собой одно и то же содержание управленческой деятельности, но расчлененное на две части по двум признакам.
       Стратегические  и тактические  планы в системе  менеджмента
       Стратегия. Этапы процесса стратегического  планирования. Тактика. Оперативное планирование. Разделы оперативного плана.
    Стратегия – это план для обеспечения  миссии и достижения долгосрочных целей. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет.
    Процесс стратегического планирования включает этапы:
    Миссия организация.
    Цели организации.
    Оценка и анализ внешней среды.
    Управленческое обследование сильных и слабых сторон.
    Анализ стратегических альтернатив.
    Выбор стратегии.
    Реализация стратегии.
    Оценка стратегии.
    Миссия  определяет статус организации, декларирует  принципы ее функционирования, заявления. действительные намерения ее руководителей. Она выражает причину существования организации. Содержание миссии обычно включает в себя следующие элементы:
    описание продуктов (услуг), предлагаемых организацией;
    определение основных потребителей, клиентов. пользователей;
    цели организации – выживание, рост, доходность и др.;
    технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
    философия: выражает базовые взгляды и ценности организации;
    внутренняя концепция, в рамках которой описывается мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;
    внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, общества в целом.
      Пример миссии. Инвестиционная компания. Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыль и имеющую потенциал дальнейшего роста.
Мини-завод  по переработке молока. Наша цель –  обеспечить решение проблем сбыта  молока фермерами, частниками, стимулировать  создание и развитие фермерских и  частных хозяйств.
Значение  миссии заключается в том, что  миссия: является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего  определения ее целей и задач; помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия, обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.