На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     План  работы
    Введение
1.  Теоретические основы инновационного обновления капитала
      Сущность инноваций и инновационного процесса
      Классификация инноваций
      Тенденции инновационного развития в мире
      Роль государства в инновационной политике
2.  Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала
    и пути их решения
      2.1. Характеристика инновационной деятельности в зарубежных странах
    2.2.  Тенденции инновационного развития российской экономики
      Пути преодоления трудностей в реализации стратегии РФ
    Заключение
    Список литературы
 


Введение
                         Ключ к успеху бизнеса – в инновациях,
                         которые, в свою очередь,
                         рождаются креативностью.
                                                                                         Джеймс Гуднайт
     Обновление  производственных фондов – одна из самых актуальных и наиболее сложных  проблем становления рыночных отношений и поддержания достигнутых темпов экономического роста, который в последнее время поддерживается благодаря экспорту нефти и газа.
     Со  снижением цен на сырье приток иностранной валюты в страну заметно  сокращается, а внутренний рынок для реализации отечественных товаров еще слишком узок. В условиях недостаточного спроса предприятия перерабатывающей промышленности не имеют денежных средств не только для расширенного производства, но и для восполнения оборотных средств и замены оборудования.1
     Сложившаяся ситуация убеждает в необходимости  усиления инвестиционной деятельности предприятий, корпораций и объединений  для расширения производства, прироста оборотных средств и обновления основного капитала.
     Как показывает опыт наиболее развитых стран мира, в условиях обостряющейся глобальной конкуренции сохранение достойного места в международном разделении труда невозможно без постоянного обновления технологий, производственного аппарата, схем организации производства и процессов управления им, а на этой основе – предложения все
более совершенных видов продукции и услуг. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
     При написании работы была поставлена цель изучить инновации как феномен, для достижения которой решались задачи:
      раскрыть сущность инноваций и инновационного процесса;
      определить тенденции развития инноваций;
      определить роль государства в инновационной политике;
    выявить проблемы реализации стратегии обновления основного капитала в России и найти пути их решения.
     Методологической основой для написания представленной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, нормативные акты по изучаемой проблеме, материалы федеральной службы государственной статистики.
 

     
Раздел 1. Теоретические основы инновационного обновления капитала
          Сущность инноваций и инновационного процесса
     Инновация – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применении новшеств в различных областях и сферах деятельности, требующие знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации.2
     Согласно  Стюарту (Stewart, 1989) существуют три категории инноваций. Первая – это макроинновации, к которым относятся совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом. Ко второй категории относятся базовые инновации, которые дают мощный толчок в технологическом развитии. Третья категория – это инновации-модификации, недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом, но важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса.
     Экономика, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании и непрерывном инновационном процессе, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции называется инновационной. Предполагается, что при этом прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных (информационная сфера), а не материальное производство и не концентрация финансов. Согласно результатам исследований французского историка Фернана Броделя, инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике.
     По Э. Тоффлеру впервые инновационная экономика появилась в США в 1956 г., но в настоящее время характерна для большинства развитых стран. По мнению некоторых исследователей (Ф. Фукуяма, Дж. Нейсбитт Д. Белл, и др.) именно она обеспечивает мировое экономическое превосходство страны.
     Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:
    высокий индекс экономической свободы;
      высокий уровень развития образования и науки;
      высокое и конкурентоспособное качество жизни;
    высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80 %) и инновационной продукции;
      замещение капиталов;
      конкуренция и высокий спрос на инновации;
    принцип разнообразия рынков (рынок интеллектуальной собственности, инвестиций, знаний и идей, новых организационных форм инновационной экономики, рынок интеллектуальной и управленческой силы, рынок услуг);
    избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции.3
     В инновационной экономике основным является процесс замещения капиталов  – замещение физического и  природного капиталов человеческим, включающим в себя  интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Национальный человеческий капитал России отстает в росте своей стоимости и качества от ведущих стран мира и конкурентов.
      Классификация инноваций
     Многообразие  инноваций и инновационных процессов  обусловило их классификацию по ряду критериев, позволяющих значительно  упростить поиск и внедрение новых решений.
     По  классификации российского научно-исследовательского института системных исследований инновации разделяются по ряду критериев:
    в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов) и процессные, означающие использование новых методов организации производства;
    по типу новизны (новые для отрасли в мире, стране, для данного предприятия);
    в зависимости от глубины вносимых изменений (радикальные, улучшающие, модификационные);
    с учетом сфер деятельности предприятия (технологические, экономические, производственные, торговые, социальные, управленческие и др.).
     Известна  классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам:
    распространенности (единичные и диффузные);
    места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие);
    преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные);
    охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические);
    инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие
     Инновационная деятельность всегда связана с изменениями, которые и являются непосредственно  источниками инноваций. Выделяют следующие источники:
    неожиданный успех (неудача);
    несоответствие между реальностью и её отражением;
    изменение потребностей производственного процесса;
    изменения в структуре отрасли или рынка;
    демографические изменения;
    изменения в восприятии и в ценностных установках;
    новые знания.
     Подлинная новизна продукта всегда связана  с ростом экономического эффекта  от его использования. Новизна может  быть относительной, абсолютной и частной.4
     Абсолютная  новизна характеризуется отсутствием  аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.
     Экономическое достоинство нововведения состоит  в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Следовательно, инновации ориентированы на рынок и потребителя. Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации.
 

     
      Тенденции инновационного развития в мире
     Последняя четверть ХХ – первое десятилетие XXI века характеризуются волной почти  одновременных базисных инноваций  во всех сферах общественной жизни, обуславливающих  переход к постиндустриальной экономике:
      а) Меняется тип демографического развития, динамика и структура потребностей, принципы взаимоотношений человека с природой. Базисной инновацией здесь является перенос центра внимания с экономического роста на улучшение качества жизни, что сказывается и на изменении экологического сознания людей.
      б) Глобальный энергетический кризис семидесятых  годов дал импульс для базисных технологических инноваций, через  энергосбережение изменивших большинство  отраслей промышленности.
      в) Радикальные экономические инновации  привели к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых и средних предприятий, в которых, в основном, и зарождаются инновации. Одновременно с этим получают развитие и интеграционные тенденции, от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных союзов типа ЕС.
      г) Социально-политическая сфера также  переживает инновационный период: обилие мелких партий и общественных движений отражает многополярность и в  жизни общества многих стран.
      д) Инновации пронизывают духовную сферу: плюрализм в образовании, почти во всех видах искусства, возрождение мировых религий, акцент на приоритет сотрудничества и взаимной терпимости.5
     Приоритеты  инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются  от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих стадий. В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений и, в конечном итоге, к замедлению темпов инновационной активности.
 

     
      Роль государства в инновационной политике
     Изучение  современных тенденций развития мировой экономики, а так же исследования экономических моделей развитых государств и стран «догоняющего развития» показывают, что быстрые  темпы экономического роста взаимосвязаны  с высоким уровнем инновационной среды – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и инновационных компаний.
     Механизм  формирования и реализации научно-технической  и инновационной политики в странах  мирового сообщества различен, поскольку  в  странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
     К особенностям реализации научной и  инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США.
     Отмеченные  выше государства разработали несколько  уровней и форм поддержки инновационных  разработок, среди которых принято  выделять:
    государственные стратегии активного вмешательства;
    стратегия децентрализованного регулирования;
    смешанные.
     При осуществлении стратегии активного  вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную  деятельность главными и определяющими  факторами экономического роста  национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.
     Стратегия децентрализованного регулирования  реализуется в США, Великобритании и ряде других стран. В отличие  от первого варианта, здесь на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для деятельности.
     Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.
     Активное  участие государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической и инновационной деятельности, т.к. эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. Именно государство активизировать вялотекущие инновационные процессы, повысить конкурентоспособность промышленности и занять достойное место в мировой экономике.
     Государство должно осуществлять регулирование  инновационной сферы путем проведения инновационной политики, современное  содержание которой включает поддержку  всех стадий инновационного процесса: фундаментальных исследований, НИОКР, выпуска опытной партии продукции, организация массового производства.
     Государственная инновационная политика должна оказывать  влияние на все экономические  процессы в обществе, стимулируя инновационную активность предприятий.
     Поскольку основой инноваций является развитие науки и научно-технический прогресс, то развитию данной сферы необходимо уделить особое внимание: требуется  объединение усилий академической  и вузовской науки, а в перспективе их интеграция.
     Следует использовать применяемые в развитых странах методы стимулирования инновационной  деятельности, такие, как льготное кредитование инновационных разработок, долевое  финансирование крупных проектов, включение  затрат предприятий на инновационные разработки в себестоимость продукции. Необходимо создать благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, выступающего одним из главных генераторов инноваций, и полноценную конкурентную среду.6
     Таким образом, государству, как выразителю общенациональных интересов, следует стимулировать развитие инновационной экономики, используя единые для всей экономической политики методы воздействия.  

Раздел 2. Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и 
пути  их решения
2.1. Характеристика  инновационной деятельности в зарубежных странах
     Мировой опыт показывает, что наибольших успехов  в хозяйственном развитии добиваются инновационно-ориентированные страны. К таким структурам в первую очередь  можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии. В этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологичных производств, а достижение инновационной сбалансированности – т.е. оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию технологически сложных производств и широкомасштабному проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что и предопределяет развития экономики по инновационному пути.
     Неотъемлемым компонентом развития инноваций является финансирование НИОКР. По этому показателю в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.
     В настоящее время можно выделить три основных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
    страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала (США);
    страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония);
    страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
     Выделяют три основных инновационных системы: США, страны Западной Европы и Япония.
     Инновационная политика западноевропейских стран  базируется на стимулировании «национальных  чемпионов» – небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. В Великобритании более 80 % государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходится лишь на пять фирм.
     Однако  концентрация финансовых ресурсов и  «банка идей» в руках небольшой  группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила  распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
     Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межъевропейском) уровне, что выгодно благодаря расширению рынка, увеличения научно-технического потенциала и объема ресурсов.
     К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
      поощрение малого наукоемкого бизнеса;
    единое антимонопольное законодательство;
    приобретение новейшей техники;
    система ускоренной амортизации оборудования;
    льготное налогообложение НИОКР;
    прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
    кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.7
     Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европейском объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ).
     Однако, как отмечалось ранее, в технологическом  отношении роль локомотива мировой  экономики принадлежит США. Американская экономика относится к числу  передовых по внедрению форм инновационного типа экономического развития.
     В этой связи интерес представляет структура современного национального богатства данной страны (рис. 1), в которой основным элементом является «человеческий капитал» (его доля составляет 76,5 %), затем социальная и производственная инфраструктура (19,0 %) и природные ресурсы с долей лишь в 4,5 %.
     По  представленным данным отчетливо видно, что именно человеческий капитал является главным фактором развития инновационной экономики, из чего следует необходимость финансирования образования, подготовки кадров и всесторонняя поддержка научно-исследовательских проектов.
     По  этой причине Россия не сможет выйти  на передовой уровень развития, не увеличив расходы на образование. На текущий момент их доля расходов в  ВВП не превышает 1,3 %, в то время  как в США и Корее этот показатель равен 2,6 %; Швеции – 4 %, Японии – 3,1 %). По этому показателю впереди России находятся страны не только с высоким уровнем развития человеческого потенциала, но многие со средним и даже низким уровнем.8
     
     Рис. 1. Структура современного национального  богатства США
     Помимо  Соединенных Штатов Америки и стран Евросоюза одну из ведущих позиций на мировом рынке инноваций занимает Япония, относительно недавно начавшая реализацию политики превращения страны из «имитатора» в творца технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.
     В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета; Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.).
     В рамках Совета функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. Министерство внешней торговли играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.
     Рассмотрев  и проанализировав инновационную  политику ведущих мировых держав, необходимо понять необходимость внедрения подобных систем и в российскую экономику.
 

     
2.2. Тенденции  инновационного развития российской  экономики
     Современные тенденции развития инновационной  деятельности в России далеко не в  полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения.
     Кризисные явления конца 1980 – начала 1990-х  годов привели к существенному падению уровня инновационной активности: с 60-70 % до
5 % в  пореформенные. Максимальные значения  этого индикатора в 2000 г. были  вызваны краткосрочным всплеском  импортозамещения после финансового  кризиса 1998 г. Затем его динамика  стабилизировалась на отметке 9-11 %. В 2007 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 2490 предприятий отечественной промышленности (9.4 % от их общего числа), что выглядит весьма скромно на фоне Европейского Союза, включая страны Восточной Европы.9 Ближе всех к России по данному индикатору Латвия (17 %), Болгария (18 %), Венгрия
(21 %), Румыния  (22 %). Гораздо более высокие значения  наблюдаются в Германии (73 %), Ирландии (61 %), Бельгии (58 %), Эстонии (47 %), Чехии  (41 %). Таким образом,  в настоящее время нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов Института инновационного развития.
     Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Более того, последние данные свидетельствуют об определенной стагнации в этой сфере (таблица 1).
     Для оценки сложившейся ситуации обратимся  к факторам, определяющим инновационную  восприимчивость предприятий, их успешность в реализации нововведений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.