На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банкротство и его роль в рыночном механизме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ЗУИЭП)

 
                Экономический факультет
                Специальность  финансы и кредит
                Кафедра финансов, кредита и 
                экономического  анализа 

                                                
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По теме: «Банкротство и его роль в рыночном механизме» 
 
 
 
 
 
 

Проверила:                                                                                             Выполнила:
научный руководитель                                                                       студентка 1 курса
д. э. н., доцент                                                                                      Вагнер Христина
__________ Чепурных М. Е. Валерьевна 

Оценка: (5)
«___»
«___» ____________ 2006 года 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2006
      План  работы: 2 

    Введение…………………………………………………………………………………………3
 
    Глава 1. Сущность банкротства:
    2.1. Понятие банкротства, история…………………………………………………………….4
   2.2. Роль  института банкротства……………………………………………………………….6
   2.3. Британская и американская модели, банкротство в России……………………………..7
      2.4. «Фиктивное» и «преднамеренное» банкротство…………………………………………9 

    Глава 2. Финансовое оздоровление и ликвидация:
      Условия и критерии банкротства, признаки несостоятельности………………………12
      Финансовое оздоровление………………………………………………………………..16
      Частный случай ……………………………...…………………………………………...21
      Ликвидация предприятия-банкрота…………………………………………....………...23
 
    Заключение……………………………………………………………………………………..25
 
    Список  литературы…………………………………………………………………………….26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1.Введение. 3 

        Актуальность выбранной темы  обуславливается тем, что в  настоящее время в условиях  жёсткой конкуренции в кризисной  ситуации может оказаться любое  предприятие, возникнуть проблема  банкротства. Поэтому нужно быть  хотя бы информационно подготовленным к возможности такого исхода, и самое важное, на взгляд автора, это уметь определить платёжеспособность предприятия и находить пути выхода из кризиса, так называемое «финансовое оздоровление» предприятия. Поэтому данному вопросу уделена одна из основных частей курсовой работы. Но, чтобы разобрать этот вопрос, нужно представлять, что такое банкротство вообще.
        Отсюда выделяются основные цели  работы: определить понятие банкротства  и его значение. Следующими задачами  являются освещение таких, также актуальных на сегодняшний день, проблем, как «преднамеренное» банкротство и «фиктивное» банкротство. Этот вопрос вызывает определённый интерес, поскольку сегодня часто происходит «захват», предприятие «банкротят» намеренно, чтобы получить его. В этом вопросе сказывается, конечно, несовершенство существующего Закона «О банкротстве (несостоятельности)». Этим могут воспользоваться также для уклонения от уплаты долгов.
        Следующей задачей будет выявление  причин банкротства и сами процедуры банкротства. Основной из них, как говорилось выше, точнее представляющей наибольший интерес для автора, является финансовое оздоровление предприятия. В этой части работы приводятся некоторые критерии для определения платёжеспособности предприятия и целесообразности финансового оздоровления, либо ликвидации предприятия-банкрота. Последняя тема освещается в конце работы, потому как является заключительным этапом банкротства – выплачиваются долги кредиторам, неплатёжеспособное предприятие ликвидируется, перестаёт существовать на рынке. В этом есть свои плюсы и свои минусы, которые тоже будут рассмотрены.
        В работе использована кроме правовой (ФЗ) и специальная литература (такая как А.Н.Сёмина «Банкротство», А.С.Подзоров «Банкротства»), а также статьи из множества экономических и правовых журналов («Финансы», «Вопросы экономики» и т. д.). Кроме того, справочно-правовая система «Консультант+» и информационный сайт http://www.bankrotstvo.ru/ и др. 
 
 
 

      2. Глава 1. Сущность банкротства: 4  

  2.1. Понятие банкротства, история.
        В царской России под «банкротством» понималось виновное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам путём уменьшения или сокрытия имущества. Институт банкротства – обязательный атрибут рыночной экономики. Поэтому в советский период института банкротства фактически не существовало. После перехода к рыночной экономике уже в 1992 году в Российской Федерации был принят первый закон о банкротстве – закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Его сменил Закон 1998 г., а последний был заменён Законом 2002 г.
       Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что же такое банкротство? Каковы его признаки?
      Согласно Федеральному Закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г., это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». В этом случае приостанавливаются текущие платежи предприятия-должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд. Закон от 26 октября сохранил ранее применявшиеся признаки банкротства юридического лица – неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны быть исполнены [1, ст. 3]. Но при этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 000 рублей, для обычного частного предприятия эта сумма составляет 100 000 рублей. Ранее эта сумма была равна 500 МРОТ, что составляло в последние годы при размере одного МРОТ =100 рублей сумму в 50 000 рублей, т. е. вдвое меньшую сумму.
        Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своём банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель                 5 конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.
        Рассматриваемый закон является  комплексным актом, содержащим  нормы    материального и процессуального права как для физических, так и юридических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Но нужно отметить, что это касается юридических лиц, которые относятся к коммерческим организациям (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия), а также некоммерческих юридических лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо иных фондов. Процедуры банкротства не применяются к казённым предприятиям, так как они обладают одновременно признаками и коммерческих, и некоммерческих организаций, и за их действия субсидиарную ответственность несёт собственник – Российская Федерация.                                       Закон устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т. д.
        Закон не преследует цели обязательной  ликвидации предприятия при наличии  признаков банкротства. Если имеются  возможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с целью  предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процессе производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдёт его добровольная ликвидация под контролем кредиторов. 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Роль института банкротства. 6
         Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Его механизм определяется законом о банкротстве. При разработке нового закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счёт опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейших мест в правовом регулировании хозяйственного оборота. Закон о несостоятельности (банкротстве), по мнению профессора Института микроэкономики при Министерстве экономического развития Г. Кипермана, способствует решению трёх задач:
- во-первых, оздоровление экономики путём избавления от неэффективных предприятий;   
- во-вторых, закон должен защищать интересы  кредиторов;
- в-третьих,  закон должен способствовать  восстановлению финансовой устойчивости, платёжеспособности предприятий,  оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных.
        Этот вопрос является неотъемлемой частью рыночного хозяйства, и служит мощным   стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы  кредиторов,  а  также  государства  как  общего регулятора рынка. Со времени принятия закона о банкротстве в 98 г., в течение четырёх лет он был одним из наиболее широко обсуждаемых экономических документов в стране. Согласно распространённой точке зрения, он – «худший закон России». Однако с позиции современной экономической теории данный закон – один из лучших в мире. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатёжеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий.
        В рыночной экономике закон о банкротстве обеспечивает механизм ликвидации неэффективных предприятий, позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и пр.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры. В частности, закон о банкротстве выступает механизмом возвращения задолженности кредиторам. Для фирм, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве служит механизмом финансовой реструктуризации. Кроме того, важные функции института банкротства – поощрение инвестиций за счёт обеспечения защиты кредиторов и создание правильных стимулов для менеджеров. [8, стр.120] 

        Итак, институт банкротства ставит перед собой двоякую цель:  7
- во-первых, в тех случаях, когда должник  временно не способен исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, дать должнику возможность при соблюдении компромиссных условий восстановить свою платёжеспособность;
- во-вторых, если будет установлено, что  восстановление платёжеспособности  должника      невозможно, то включается процесс ликвидации, в ходе которого должно быть обеспечено наиболее полное и наиболее справедливое удовлетворение интересов всех кредиторов.
         Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно с долей участия государства. В концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации банкротство определяется как один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Но институт банкротства не должен использоваться в качестве механизма передела собственности. 

    2.3. Британская и  американская модели, банкротство в  России.
        В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум  принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах   британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота.
       Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том,  чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность.
       В настоящее время в развитых  странах с рыночной экономикой  прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платёжеспособность должника. С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте банкротства (несостоятельности) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и, если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Именно эта тенденция и была положена в основу при  разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую  очередь Закона от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
       Первый закон о банкротстве  слабо повлиял на состояние экономики. Банкротство не обеспечивало серьёзных стимулов для руководителей российских предприятий и не улучшало защиты прав кредиторов. Назовём две причины подобной ситуации:                       8                  во-первых, в законе были сформулированы условия, делавшие банкротство практически невозможным без согласия действующих менеджеров предприятия; во-вторых, им предусматривалась весьма сложная процедура объявления компании банкротом. Неэффективность закона о банкротстве 1992 г. обусловила необходимость разработки нового закона.
       Закон о банкротстве, принятый  в 1998 году, соответствовал самым современным стандартам экономической теории. Согласно ему, любой кредитор компании, на долю которого приходится незначительный объём долга (в настоящее время – 5 тыс. долл.), просроченный на три месяца, имеет право возбудить дело о банкротстве. Это правило существенно лучше того, которое использовалось в законе 1992 г., поскольку стало возможным объявить банкротами неплатёжеспособные компании, что, в свою очередь, обеспечивает их руководителям правильные стимулы.
        Закон о банкротстве призван  решить несколько важных проблем:  предотвратить неэффективное использование  активов, обеспечить права кредиторов, вынудить руководителей предприятий  избегать плохих займов и т. д. Однако, хотя российских закон о банкротстве 1998 г. был принят именно для достижения указанных целей, в действительности он слабо способствовал процессу реструктуризации и не привёл к ужесточению бюджетных ограничений для менеджеров предприятий. В принятом в 2002 г. Законе о банкротстве есть две принципиальные новации: а) ужесточение контроля над назначением и деятельностью арбитражных управляющих; б) предоставление государству права голосовать на собраниях кредиторов (с утратой привилегированного положения в их очереди).[8,стр.133] Однако российская практика отличается от теории, и введение нового закона не решает всех проблем, поэтому до сих пор возникает множество сложностей с его применением. В частности, несовершенство действующего законодательства при проведении торгов по продаже имущества должника позволяет за бесценок приобрести бесценные научные технологии, уникальное промышленное оборудование любого предприятия-банкрота, в том числе имеющего стратегическое значение. Несогласованность в действиях государственных органов, в прямую обязанность которых входят принятие мер по выводу предприятий, с учетом их специфики, из кризисного состояния, а также допущение искусственного (фиктивного) банкротства делает возможным переход в собственность определенного круга заинтересованных лиц уникальных хозяйственных объектов. 
 
 

    2.4. «Фиктивное» и «преднамеренное» банкротство. 9
       В этой части приводятся явления, которые можно наблюдать в сегодняшней ситуации, связанной с процедурами банкротства. Это неправомерные действия, лишний раз доказывающие несовершенства применения Закона о банкротстве, а может быть, несовершенство всей сегодняшней экономической системы, такие, как «заказное» банкротство, или захват эффективных предприятий путём подкупа менеджеров и арбитражных судей, – здесь уже актуальна проблема коррупции. А также попытки избавления от уплаты долгов путём «фиктивного» и «преднамеренного» банкротства.
        В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются     неправомерными нарушения, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, подпадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатёжеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. [4,стр.207]
        Фиктивное банкротство (Fictitious bankruptcy) – заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов. [2,ст.197] Если это деяние причинило крупный ущерб – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.  
       Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
        Преднамеренное банкротство (Premeditated bankruptcy) – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем, в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб. Наказывается         10  штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. [2,ст.196]  
   К неправомерным действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:
    сокрытие части имущества должника или его обязательств;
    сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
    уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.
        Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации, неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночной экономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. В этих условиях была разработана и применяется на многих предприятиях схема «освобождения от долгов», которая включает в себя несколько этапов. На первом этапе руководством организации скупаются у своих работников акции через подставные фирмы. Добиться этого можно в условиях многомесячной задержки выплаты заработной платы. Таким образом, постепенно контрольный пакет акций концентрируется в одних руках. На втором этапе регистрируются три-четыре, а в необходимых случаях и более, новые организации, учредителями которых выступают подставные лица. С этими вновь созданными юридическими лицами заключаются договоры аренды имущества с правом выкупа. На третьем этапе происходит «выкуп» имущества, причем в качестве средства платежа используются векселя различных фирм со сроком погашения 5-7 лет. На четвертом этапе собственники имущества выступают учредителями нового общества, а все «выкупленное» имущество передается в уставный капитал вновь созданной организации.
        В результате проведенной операции в качестве положительных моментов можно         11 отметить следующие: возникает новая организация, не обремененная долгами, чаще всего привлекательная для инвесторов, расширяется производство, создаются дополнительные рабочие места, начинают поступать налоги и иные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, работникам выплачивается заработная плата. Отрицательных моментов также немало. Уставный капитал старой организации остается оплаченным только векселями, в некоторых случаях еще и неликвидным имуществом. Как следствие, кредиторы и, прежде всего, государство лишаются возможности хоть каким-то образом получить удовлетворение своих претензий.
        В практике возник вопрос: как следует расценивать данные действия – считать их правомерными или расценивать в качестве злоупотребления при банкротстве? Представляется, что, несмотря на наличие некоторых положительных моментов, подобные действия не могут рассматриваться как правомерные, поскольку в результате их совершения причиняется вред законным интересам кредиторов. Есть основания полагать, что описанные выше действия, совершенные в рамках схемы «освобождения от долгов», подпадают под признаки преступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Глава 2. Финансовое  оздоровление и ликвидация: 12 

    3.1. Условия и критерии  банкротства, признаки несостоятельности.      
        Для начала, было бы небезынтересно определить причины возникновения кризисных ситуаций у предприятий, и можно ли их предотвратить. Итак, какие же факторы могут повлиять на финансовое состояние предприятия:
1. Производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие её морального устаревания или перепроизводства. Причиной этого может стать задержка обновления выпуска продукции из-за отсутствия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию.
2. Производство  продукции низкого качества. Здесь  могут отразиться уровень применяемых  технологий и оборудования, квалификация  рабочих ведущих профессий, качество  сырья и т.п.
3. Высокие  цены продукции, в связи с  чем задерживается её сбыт. Причины выявляются в результате анализа себестоимости (учитываются затраты других рентабельно работающих предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, определяются затраты по эксплуатации оборудования).
4. Низкий  уровень используемых производственных  мощностей.
5. Значительные  дебиторские задолженности за  отгруженный товар, не оплаченные  в срок. [12, стр.53-54]
        Эти факторы необходимо учитывать для возможности предотвращения кризисных ситуаций, но затронем их только поверхностно, без анализа, поскольку в нашем случае «предприятие уже обанкротилось», т. е. для данной работы важны скорее следствия, чем причины. Итак, предприятие находится в кризисной ситуации, оно имеет большие долги, но по каким признакам должно отличаться банкротство от временных финансовых затруднений, и по каким критериям эти признаки оцениваются?                             
       За всю историю банкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах) было выработано два критерия банкротства:
        1) Принцип неоплатности. В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, если сумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащего ему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве 1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этого принципа еще в конце XIX века.
        2) Принцип неплатёжеспособности. В конце XIX века практически все законодательства о банкротстве перешли на использование принципа неплатёжеспособности. В российском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласно этому      13    принципу,   нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не в состоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.