Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-планирование на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Год: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Кыргызской Республики
Кыргызский  государственный  технический университет  им И.Раззакова
Токмокский  технический институт 

Кафедра экономики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
  по дисциплине
«Бизнес-планирование»
на тему: «Бизнес-планирование на предприятии». 
 
 
 
 

          Выполнил (а): ст. гр. ЭПз-0                                     

    Проверил: доцент                                                        Т.С. Орозахунов 
     
     

Токмок     2009 г. 
 
 

Министерство  образования и  науки Кыргызской Республики
Кыргызский  государственный  технический университет  им И.Раззакова
Токмокский  технический институт 

Кафедра экономики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
  по дисциплине
«Бизнес-планирование»
на тему: «Бизнес-планирование на предприятии». 
 
 
 
 

          Выполнил (а): ст. гр. ЭПз-0                                     

    Проверил: доцент                                                        Т.С. Орозахунов 
     
     

Токмок     2009 г. 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………….5
              1.1. Глобальные и локальные цели  планирования…………………...5
              1.2. Внутренняя и внешняя среда  предприятия………………………7
Глава 2. Разработка бизнес-плана………………………………………………14
              2.1. Типы бизнес-планов……………………………………………….14
              2. 2. Этапы разработки производственного  бизнес-плана…………...18
Глава 3. Бизнес-планы  как особая форма планирования на предприятии…...23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
 

      Введение 

     Планирование  – одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством  на предприятии. Планирование – это  построение плана, способа будущих  действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.
     При переходе Кыргызстана к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.
     На  уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое  планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.
     В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
     План  является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
     Таким образом, планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта. 

     Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии 

     1. 1. Глобальные и  локальные цели  планирования 

     В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
     Каждое  предприятие определяет цели своей  хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.
     Глобальные  – это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой  его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – это  долговременные цели.
     В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия «переменные», мало предсказуемые, и целесообразно придерживаться в хозяйственной деятельности аксиомы рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.
     Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.
     Сочетание глобальных и локальных целей  является основой стратегического  планирования.
     Новые рыночные отношения в Кыргызстана рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.
     В условиях плановой экономики действовала  стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствовала  общественной собственности на средства производства, малые предприятия  объединялись, рабочие места создавались на крупных и средних предприятиях.
     В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в Кыргызстана действует в настоящее время другая стратегия – стратегия диверсификации производства.
     В условиях сегодняшней экономической  ситуации в стране имеют место:
     1) диверсификация денежных капиталов,  т. е. распределение их между  различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения  потерь капитала или доходов  от него;
     2) диверсификация горизонтальная – расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов для повышения интереса к товару;
     3) диверсификация концентрическая  – стратегия выпуска новых  товаров в дополнение к существующим;
     4) диверсификация валютных резервов, т. е. распределение их между различными свободно конвертируемыми валютами;
     5) диверсификация экспорта – распределение  экспортных ресурсов страны между  большим числом стран-потребителей;
     6) диверсификация рабочих мест, т.  е. поощрение малых предприятий,  где создаются рабочие места.
     Еще в 1926 г. была открыта экономическая  закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности  производства.
     Современные исследования показывают, что вновь  создаваемые малые предприятия выживают в конкурентной борьбе в том случае, когда имеет место ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.
     Разработка  любой стратегии должна учитывать  взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды. 

     1. 2. Внутренняя и  внешняя среда  предприятия 

     Экономисты  выделяют узкий и расширенный  варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень точности стратегии.
     Первый  фактор – персонал. Эффективность  работы предприятия во многом зависит  от уровня квалификации кадров, стажа  их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального стимулирования работников.
     От  предприятия требуется проведение сбалансированной кадровой политики, включающей в себя все элементы управления персоналом предприятия. Необходимо помнить рыночную аксиому: предприятие может иметь высокую технологию, качественные материальные ресурсы, значительные финансовые ресурсы, но если на предприятии управленческий персонал имеет низкую квалификацию, то предприятие все равно станет банкротом.
     В системе многоуровнего управленческого  маркетинга должна быть разработана  стратегия карьерной лестницы административно-управленческого  персонала, по которой каждый работник продвигается благодаря своему труду, своему умению, дисциплине.
     Второй фактор – техника и технология. Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся в зависимости от уровня НТП, направления специализации предприятия, потребностей рынка.
     Третий, наиболее подвижный фактор – материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения  новых, прежде всего искусственных  материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент за счет изменения технологии, а также в результате изменения уровня кооперирования поставок, когда материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих изделий.
     Четвертый фактор – научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все  предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для  предприятия-лидера в отрасли. В этом случае стратегия предприятия предусматривает постоянное совершенствование конструкции выпускаемой продукции, а следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР.
     Пятый фактор – менеджмент. Налаживание  эффективной деятельности предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу – главное в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает: использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; привлечение всех сотрудников предприятия к управлению им; осуществление управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать.
     Шестой фактор – маркетинг. В современных условиях жизненный цикл продукции становится все короче. От предприятия требуется гораздо большая гибкость и динамичность, что достигается маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия.
     Следует учитывать, что некоторые факторы  внутренней среды могут оказывать  как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов товаров, что влечет за собой изменение в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного обучения кадров.
     В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.
     К макрофакторам внешней среды  как факторам прямого воздействия  относят:
     - поставщиков материальных ресурсов;
     - поставщиков техники и технологий;
     - поставщиков кадров предприятия;
     - поставщиков финансовых ресурсов;
     - государственные органы управления (федеральные, местные);
     - конкурентов;
     - потребителей продукции;
     - торговые предприятия.
     Наиболее  важным является фактор «поставщики материальных ресурсов». Значение его характеризуется тем, что на предприятии удельный вес материальных ресурсов в производственной себестоимости составляет 60-80 % и выше. Значимость влияния этого фактора на выбор стратегии предприятия определяется еще и тем, что после распада СССР многие российские предприятия лишились стратегических поставщиков.
     «Поставщики техники и технологий» - это фактор для предприятия стратегический, так как постоянное техническое  перевооружение производства – важнейшее  условие повышения качества выпускаемой продукции, обновление ассортимента, что очень необходимо для удерживания, а тем более завоевания рынка товаров.
     Фактор  «поставщики кадров предприятия». Сформировать высококвалифицированный производственный коллектив можно по объявлению, предлагая выгодные условия, можно воспользоваться услугами службы занятости или специализированных компаний. Стратегия в этом направлении должна соответствовать возможностям предприятия.
     Фактор  «поставщики финансовых ресурсов». При разработке стратегического плана следует учитывать, что существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита для пополнения оборотных средств предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть: государственные фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной системы.
     Факторы «государственные органы управления (федеральные  и местные)». Федеральная и местная  политика налогообложения предприятий  или политика предоставления налоговых  льгот непосредственно влияет на стратегию.
     Фактор  «конкуренты». Конкурентоспособность предприятия характеризуется рядом факторов. Это, в основном, все экономические условия процесса воспроизводства. Действия их, часто разнонаправленные, учесть очень сложно. Можно рассматривать в качестве ключевых факторов успеха на рынке:
     - финансовое положение предприятия;
     - наличие передовой технологии;
     - наличие сбытовой сети и опытных  кадров (сбытовиков);
     - качество технического обслуживания;
     - возможность кредитования своего  развития;
     - действенность рекламы и системы  связей с общественностью.
     При выборе стратегии надо иметь максимум доступной информации о фирме  конкурента по вышеперечисленным факторам успеха, конечно, не нарушая норм делового поведения, законов.
     Значение  фактора «потребители продукции» в  том, что продукция-новинка, появляясь на рынке товаров, часто сталкивается с неподготовленным покупателем.
     Товар перед началом серийного производства должен проходить пробную продажу  на выбранных рынках. Этот этап обязателен в случае предназначения товара для  индивидуального потребителя и  желателен в случае товара производственного назначения. Цель пробной продажи – получение информации о коммерческом успехе товара, т. е. о возможности получения значительной прибыли.
     Предприятия могут проводить по отношению  к потребителям продукции три  вида товарной политики:
     - концентрическую, когда предлагаются  новые товары, которые в технологическом  и рыночных отношениях были  бы похожи на уже имеющиеся  товары и привлекали бы новых  потребителей продукции;
     - горизонтальную, когда предполагаемый  товар является как бы продолжением выпускаемого и рассчитан на уже сформировавшийся круг потребителей;
     - конгломератную, когда предлагаемый  новый товар, никак не связанный  с товарами, предлагавшимися на  рынке, а поэтому требуется  разработка существенной концепции  продвижения товара к потребителям.
     Фактор  «торговые предприятия» является завершающим  каналом распределения товаров. Особая важность торговых предприятий  в том, что здесь совершается  прямая продажа товаров, здесь подводится итог производственной и коммерческой деятельности предприятия-производителя. Важно выбрать оптимальные формы продажи разных товаров: оптовые или розничные торговые предприятия, ярмарки, выставки-продажи и др.
     К макрофакторам внешней среды, как  факторам косвенного воздействия, относят: политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, национальные, культурные, природные.
     Стабильность  политической обстановки в стране обеспечивает защиту государством интересов хозяйственных  товариществ и хозяйственных  обществ, кооперативов, отдельных предпринимателей без образования юридического лица.
     Социально-экономические  факторы характеризуют жизненный  уровень населения, покупательную  способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.
     Научно-технические  факторы характеризуют жизненный  уровень населения, покупательную  способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.
     Научно-технические  факторы дают преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности.
       Правовые факторы характеризуют  законодательную систему и прежде  всего законодательные акты, направленные  на защиту прав потребителей, законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку товара, нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства.
     Культурный  и образовательный факторы –  важны для разработки стратегии  предприятия по отношению к покупателю. Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами, потребностями. Предпочтение, отдаваемое потребителем одному продукту по сравнению с другими, может основываться на культурных традициях, на которые оказывают сильное влияние исторические и географические факторы.
     Природные факторы характеризуют наличие  природных ресурсов и состояние  окружающий природной среды. Предприятия  должны учитывать эти факторы  в своей хозяйственной стратегии, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ведения определенных видов деятельности.
     Руководители  предприятия не могут непосредственно  влиять на вышеуказанные факторы  внешней среды. Однако даже в сложившейся  сегодня экономической ситуации важно анализировать эти факторы, делать попытку использовать их в своих стратегиях.  

     Глава 2. Разработка бизнес-плана 

     2.1. Типы бизнес-планов 

     Вопросы организации производственного  планирования на предприятии в условиях как плановой, так и рыночной экономики  фактически одни и те же, изучались  всегда, и прежде всего крупными предприятиями. На таких предприятиях без планирования работы производственных подразделений обойтись нельзя в принципе. Например, на лучших крупных предприятиях за рубежом производственные запасы в основных производственных цехах рассчитаны на 4-10 часов работы, т. е. вся цепочка цехов работает «с колес». Наличие минимальных запасов на предприятии предполагает, что производственное планирование должно быть исключительно четким.
     В нашей стране, особенно в 1992-1995 гг., было столько критики плановой системы управления производством, что предприятия, даже крупные, фактически низвели производственное планирование до уровня сбора оперативных данных о результатах работы производственных подразделений и предприятия в целом. Фактически перестал разрабатываться
     Такой документ текущего технико-экономического планирования, как техпромфинплан (план технического, промышленного, финансового  развития предприятия). Часто российские предприниматели утверждают, что  в своей работе не используют такой  инструмент управления производством, как производственное планирование, не разрабатывают производственный бизнес-план предприятия, но процветают. Особенно это характерно для предприятий сферы обслуживания. Однако достигается это за счет обмана потребителей услуг, готовой продукции, резкого снижения их качества, а также неуплаты налогов. Фирмы в странах с развитой экономикой изучали опыт производственного планирования в СССР и с учетом его разрабатывали рекомендации по содержанию производственного планирования на своих предприятиях.
     В условиях плановой экономики была низкая ответственность за качество планирования. Министерства и ведомства за счет своих резервов не доводили свои предприятия  до банкротства.
     Теперь  предприятия получили полную самостоятельность, а вместе с ней пришла и ответственность за планирование своей деятельности. Директивы и руководящие указания дают уже не министерства и ведомства, а рынок и конкуренция. От качества планирования зависит конкурентоспособность и выживаемость предприятия.
     Определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, разработка программ их реализации составляют сущность важнейших функций бизнес-планирования на предприятии.
     Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть. Деятельность без бизнес-плана – это ответная реакция на совершающиеся события. Работа по плану – это возможность предвидеть, а при необходимости – предупредить характер и содержание приближающихся событий.
     Бизнес-план – это качественно новый уровень  хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять  производством. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.
     Любое предприятие, фирма, предприниматель  всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т. е. на основе бизнес-плана.
     В практике планирования выделяют несколько  типов бизнес-планов, в зависимости  от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие  типы бизнес-планов:
     1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;
     2) инвестиционный бизнес-план, который  является инструментом для привлечения  инвесторов. Он предусматривает  строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что  связано с такой экономической  категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;
     3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление  предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. 4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.