На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление дебиторской задолженностью ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение            3
1.Сущность  и основные этапы управления  дебиторской 
задолженностью           4
2.Методы  управления дебиторской задолженностью            11
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью на ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть»           18
Заключение                    29
Библиография                  31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Движение  денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется, превращается в наличность. Если продажная цена продукции превышает все расходы (включая износ активов) за некоторый период, то за этот период будет получена прибыль; если нет - убыток. Объем денежных средств колеблется во времени в зависимости от производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны, запасы сырья, незавершенное производство, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит колеблются в зависимости от реализации, производственного графика и политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по коммерческому кредиту.
      Именно  поэтому целью моей работы является исследование методики управления денежными средствами предприятия с использованием анализа денежных потоков, а также выработка путей по оптимизации денежных средств предприятия и совершенствованию путей по их управлению, поиск путей решения проблемы снижения уровня дебиторской задолженности.  
 
 
 

      1. Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью.
      Дебиторская задолженность представляет собой  отвлечение средств из оборота. Высокий  уровень дебиторской задолженности  оказывает отрицательное воздействие на финансовое состояние предприятия.
      Поэтому в договорах четко оговариваются  порядок и сроки погашения  задолженности, а также предусматриваются  штрафные санкции за нарушение сроков оплаты. Однако далеко не всегда это  служит гарантией того, что покупатель оплатит товар вовремя и полностью. В этом случае необходимо приводить в действие механизм взыскания дебиторской задолженности. Взыскать дебиторскую задолженность – одна из наиболее важных задач финансовых служб предприятий, требующая точного знания законов, правильного расчета своих сил и известной изобретательности.
      Ведь  иногда выгоднее отказаться от взыскания  дебиторской задолженности, потому что зачастую потери предприятия  от невозвращенного долга значительно  меньше, чем время и средства, которые необходимо потратить на его взыскание.
      Сегодня цепочка неплатежей тянется от предприятия  к предприятию. Отгрузка продукции  на каждом этапе производственного  процесса происходит без соответствующей  оплаты, т.е. производственный процесс  идет без обеспечения соответствующей денежной массой. Это означает что рост неплатежей в виде дебиторской и кредиторской задолженности приводит к сокращению базы государственного регулирования в денежно – кредитной политике и вытеснению кредита, создаваемого и регулируемого банковской системой, имея в виду, что стоимость банковского кредита сейчас во многих случаях выше любой кредиторской задолженности.[15, c 144]
      Рассматривая  экономическую сущность дебиторской  задолженности, неплатежи покупателей  нельзя полностью идентифицировать с коммерческим кредитом, поскольку, с одной стороны, эти виды задолженности представляют неудовлетворительный спрос на денежную массу и банковский кредит, с другой, дебиторская задолженность при значительном сходстве по функциям с денежной массой имеет от нее существенное отличие.
      Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность  делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская  задолженность, срок погашения еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной – просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили и не собираются оплачивать их в дальнейшем. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.
      Современный этап экономического развития характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое в условиях высоких ее размеров требует разработки и осуществления особой финансовой политики.
      Разработке  политики управления дебиторской задолженностью должен предшествовать обширный анализ ее состояния на предприятии.
        Доля дебиторской задолженности  в оборотных активах среднего российского промышленного предприятия может существенно колебаться, однако ее уровень составляет обычно не менее 20-30 %.
      На  уровень дебиторской задолженности  влияют многие факторы: структура выпускаемой  продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
        Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике.
      Управление  дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.[11, c23]
        Отбор осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия – продавца.
        Любой процесс управления заключается  в целенаправленном воздействии  субъекта на объект управления. В рассматриваемом случае объектом  управления является дебиторская  задолженность, субъектом управления  – финансовый менеджер. Дебиторская  задолженность – это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.
        Дебиторскую задолженность можно  классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной – просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.
        Дебиторская задолженность делится  на следующие виды:
      - покупатели и заказчики;
      - векселя к получению;
      - задолженность дочерних и зависимых обществ;
      - авансы выданные;
      - прочие дебиторы.
        У большинства организаций в  общей сумме дебиторской задолженности  наибольший удельный вес занимают  расчеты за товары 
      ( работы и услуги ), т.е. счета  к получению.
      Дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на две группы:
      - краткосрочная – задолженность,  платежи по которой ожидаются  в  течение 12 месяцев после  отчетной даты;
      - долгосрочная – задолженность,  платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты.
      Величина  дебиторской задолженности определяется многими факторами. Их можно разделить  на внешние и внутренние.
        Внешние факторы:
      - состояние экономики в стране  – спад производства увеличивает  размеры дебиторской задолженности;
      - состояние расчетов в стране – кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности;
      - эффективность денежно – кредитной  политики Центробанка России  – ограничение эмиссии вызывает  “ денежный голод ” и затрудняет  расчеты;
      - уровень инфляции – при высокой  инфляции не торопятся расстаться с долгами: чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
      - вид продукции – если это  сезонная продукция, дебиторская  задолженность возрастает;
      - емкость рынка и степень его  насыщенности – если рынок  мал и насыщен данным видом  продукции, возникают трудности с ее реализацией.
        Внутренние факторы:
      - кредитная политика организации  – неправильное установление  сроков и условий предоставления  кредитов, а также критериев кредитоспособности  и платежеспособности клиентов, непредоставление скидок при  досрочной оплате ими счетов, неучтенные риски могут привести к резкому росту дебиторской задолженности;
      - виды расчетов – использование  расчетов, гарантирующих платеж, сокращает  размеры дебиторской задолженности;
      - состояние контроля  за дебиторской  задолженностью;
      - профессионализм финансового менеджера,  занимающегося управлением дебиторской  задолженностью организации;
      - другие факторы.
        Внешние факторы не зависят  от деятельности организации  и ограничить их влияние практически  невозможно; внутренние зависят от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.
        Количественно величина дебиторской  задолженности определяется двумя  факторами:
      - объемом реализации в кредит  – общую выручку от реализации  товаров и услуг следует разделить на две части: от продажи за наличные и от продажи в кредит (деление это можно произвести по фактическим данным за предыдущие периоды времени);
      - средним промежутком времени  между реализацией товаров и  получением выручки.
      Что касается формы дебиторской задолженности, то чаще всего это кредит, предоставляемый по открытому счету. Единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары и услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счетах, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления коммерческого кредита путем выписки векселя обычного или переводного (акцептованного) либо выставления покупателем аккредитива.[9. c 33]
      Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.
      Главными  задачами управления дебиторской задолженностью являются:
      - содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита и тем самым росту прибыли;
      - повышение конкурентоспособности  с помощью отсрочки платежей 
      - расчет прогнозного размера резерва  по сомнительным долгам;
      - предоставление рекомендаций по  работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
      Процесс управления дебиторской задолженностью включает следующие этапы:
      1 этап – Определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей  и видов продукции;
      2 этап – выработка кредитной политики предприятия;
      2 этап – анализ и ранжирование  покупателей в зависимости от  объема закупок, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий  оплаты;
      3 этап – принятие решения о  предоставлении кредита, страхование  дебиторской задолженности;
      4 этап – контроль за отгрузкой  продукции, выписка счета и  его отправкой покупателю; составление  картотеки дебиторов;
      5 этап – контроль за финансовым  состоянием дебиторов;
      6 этап – при непогашении долга  или его части установление  оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;
      7 этап – обращение в арбитражный  суд с иском о взыскании  просроченной задолженности;
      8 этап – возбуждение дела о  банкротстве;
      9  этап – компенсация убытков  из фонда компенсаций безнадежных  долгов.
      Дефицит денежных средств, массовые неплатежи и обусловленный этим рост дебиторской задолженности определяют значимость анализа расчетов с дебиторами. Проблема анализа дебиторской задолженности и обеспечение на этой основе эффективного управления системой взаимоотношений организации с ее контрагентами осложняются несовершенством нормативной и законодательной базы в части  востребования задолженности. Вместе с тем при всей объективной сложности управления дебиторской задолженностью, на ее величину существенное влияние оказывают специфические условия деятельности организации, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Методы управления дебиторской  задолженностью
      На  величину дебиторской задолженности  предприятия влияют:
      - общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);
       - условия расчетов с покупателями  и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке  надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);
      - политика взыскания дебиторской  задолженности (чем активнее предприятие  во взыскании дебиторской задолженности,  тем меньше ее остатки тем  выше “качество ” дебиторской  задолженности );
      - платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;
      - качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии  создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого, в основном, к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающего целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Главная угроза для большинства предприятий  в условиях переходного периода  с высоким уровнем неплатежей и сжатой денежной массой – это  рост дебиторской задолженности  и недостаток собственных ресурсов. Связанное с этим снижение поступлений в свою очередь ограничивает расходы и ведет к увеличению текущей кредиторской задолженности.[12, c 63]
Ключевыми методами нормализации дебиторской  задолженности являются:
    реструктуризация клиентской базы с жестким отбором платежеспособных покупателей и ориентацией на ее минимизацию;
    2) обеспечение полного соответствия  условий договоров требованию  нормализации задолженности;
    3) постоянный мониторинг и жесткий  контроль соблюдения условий  договоров с прекращением поставок  при непогашенных долгах (при этом формируется и отслеживается список непогашенных счетов в порядке их убывания с анализом сроков каждой задолженности с точностью до месяца, недели и даже дня, в зависимости от типа должника);
    4) активизация использования системы  скидок с продажной цены за быструю оплату;
    5) постоянный контроль уровня дебиторской  задолженности с принятием незамедлительных  мер при ее повышении или  отсутствии тенденций к нормализации;
    6) введение автоматизированной системы  учета и контроля счетов дебиторов  с индивидуальным отслеживанием задолженности дебиторов с
    большими  счетами;
      Одной из главных рекомендаций управления дебиторской задолженности является предоставление скидок покупателям  за сокращение срока возврата платежа. При осуществлении расчетов между  хозяйствующими субъектами за поставленную продукцию часто возникают вопросы о сроках погашения задолженности. При простых формах расчетов должник заинтересован в максимальном оттягивании сроков возврата платежей. Для кредитора эти средства изъяты из оборота.
      В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие – производитель реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.
      Предприятие, принимающее меры по сокращению срока  возврата платежа, при эффективном  использовании их в обороте будет иметь дополнительный источник увеличения прибыли в виде отдачи от вложений в оборот досрочно полученных сумм.
      Уменьшение  сроков денежных поступлений приводит к уменьшению потребности в получении  кредитов в банке.
      Однако  меры по ускорению расчетов требуют определенные затраты и важно, чтобы доходы, получаемые от этих мер, превышали суммы таких затрат. Иначе такие меры приведут к убыткам.
      Существует  три основных метода ускорения расчетов:
    предоставление скидок дебиторам при досрочной оплате;
    использование векселей в расчетах с дебиторами с учетом задолженности в банке  для ускоерния получения средств от дебиторов с уплатой коммиссионных банку;
    предоставление отсрочки платежей с получением процентов то пользования коммерческим кредитом.
      Рассмотрим  и проанализируем возможности предоставления скидок
      дебиторам при досрочной оплате. Сопоставим результат ускорения с расходами  по его обеспечению. То есть сравним  отдачу вложенных в производственный оборот средств со ставкой предлагаемой скидки за день ускорения расчетов от дебиторов. Для этого определим рентабельность условно – переменных затрат на производство, так как именно переменные издержки являются средствами, вложенными в производственный оборот и тесно связанными с объектами производства и реализации.
      Рентабельность переменных издержек определяет отдачу единицы стоимости вложенных в оборот средств и рассматривается отношением прибыли от реализации товаров (П) к величине переменных затрат (Ипер). При этом переменные затраты следует увеличить на среднюю величину дополнительных вложений в запасы и МБП, если увеличение средств в обороте требует увеличения запасов и МБП. 

                                                Ипер= П / Ипер * 100 %.   (1)
      Это означает, что на каждый рубль вложенных  в производство средств при данном техническом оснащении предприятие получает “ X ” копеек за месяц, или теряет их при задержке платежей за тот же период.
      Рентабельность  переменных затрат отражает критический  процент скидки дебиторам за отчетный месяц ( период ). То есть при скидке в “Y” % от суммы платежей, поступивших на месяц раньше, предприятие не получит ни прибыли, ни убытка.
      Прибыльность  на единицу вложенных в оборот средств от снижения срока расчетов будет равна разности между критической  скидкой и скидкой, фактически установленной на каждый месяц расчетов.
      Ставка  предлагаемой скидки дебиторам за срочность  расчетов – не постоянная величина. Она зависит от того, в какой  мере тот или иной размер ставки оказывает стимулирующее воздействие  на дебиторов. Можно сказать что  процент скидки выражает цену ускорения оборачиваемости затрат. Он зависит также от ставки процентов за использование кредитов банка.
      При использовании системы скидок также  необходимо, чтобы размер скидки был  ниже критического размера Ипер на величину, гарантирующую достаточный доход, полученный от сокращения сроков поступления средств на счета предприятия, с учетом возможного риска. Риск может быть связан с вероятностью отклонений в отдаче средств, поступивших досрочно и др.
      Таблица 1
      Анализ  операций по сокращению сроков поступления средств на счета предприятия
п/п       Наименование  показателя Величина
1       2       3
1       N p – объем продаж, тыс. руб.        
2       ДЗ  – сумма дебиторской задолженности  от реализации        
3       Т отч – число дней в отчетном периоде        
4       Т – период погашения дебиторской задолженности        
5       И – издержки производства        
5.1       В том числе Ипер – переменные        
6       П – прибыль от реализации        
7       R пер – рентабельность переменных затрат, %        
8       Р – ставка предоставляемой скидки дебиторам за поступление средств  без отсрочки, %        
9       Р м – ставка предоставляемой скидки дебиторам за каждый месяц ускорения расчетов от суммы, полученной досрочно, %        
10       Р ДН – ставка скидки за каждый день ускорения расчетов с дебиторами от суммы, полученной досрочно, %        
11       S – сумма уменьшения долга (экономия) дебиторов от поступлений без отсрочки        
12       S ДН – сумма уменьшения долга дебиторов за каждый день сокращения срока возврата платежей        
13       Р ДОП – дополнительная прибыль предприятия от суммы поступлений без отсрочки        
14       Р ДН ДОП – дополнительная прибыль, полученная за каждый день сокращения сроков поступления средств на счета предприятия        
                  
        Предположим, что рыночная коньюктура  позволяет предприятию установить  исходную скидку дебиторам в  размере 35 % за поступление средств без отсрочки от суммы досрочной оплаты. Немедленное погашение сократит сумму задолженности дебиторов на величину, определяемую выражением:
      S = , где (2)
      S – сумма сокращения долга (экономия) дебиторов от поступлений средств без отсрочки;
      R – сумма поступлений;
      р – ставка предоставляемой скидки за поступление средств без отсрочки.
      Предприятие при этом получит дополнительную прибыль, определяемую по формуле:
      рДОП = (ДЗ – S) * R ПЕР / 100 – S, где   (3)
      R ПЕР – рентабельность переменных расходов.
      Далее определим сумму уменьшения долга  за каждый день сокращения срока возврата платежей. Для этого используется выражение:
      S ДН = ДЗ * p / T *100, где   (4)
      Т – число дней в периоде погашения  задолженности дебиторами.
      При этом за каждый день сокращения срока  поступления платежей предприятие  получит дополнительную прибыль. Ее величину определим по формуле:
      рДН ДОП = ( ДЗ – S) * R ПЕР / Т / 100 – S ДН .    (5)
      При 3,5% - ной ставке сокращения задолженности  дебиоров за поступление средств  без отсрочки, ставка за каждый день сокращения срока поступлений определяется отношением:
      рМ = р * 360 / Т;   (6)
      В результате предприятие имеет запас прочности для ускорения расчетов, равной разности между рентабельностью переменных затрат и ставкой уменьшения задолженности дебиторов за каждый месяц ускорения расчетов от суммы досрочно поступивших средств:
        R ПЕР - р М = запас прочности.  (7)
      Запас прочности отражает величину максимально  возможного увеличения процента за ускорение  поступлений средств при наилучших  условиях среды.
      Ставка  за каждый день ускорения расчетов с дебиторами от сумм полученной досрочно составит:
           (8)
      ТМ – число дней в отчетном периоде.
      При данной системе предоставления скидок сумма уменьшения долга дебиторов  предприятию за каждый день сокращения срока возврата платежей SДН  будет тем больше, чем меньше срок оплаты по договору. Таким образом, дебиторы заинтересованы не только в досрочном погашении долгов предприятию, но и в сокращении сроков расчета по договору, что дополнительно повышает деловую активность и отдачу активов предприятия, увеличивает размер прибыли. Величина дополнительной прибыли за каждый день сокращения сроков поступления средств на счета предприятия р ДНДОП также будет увеличиваться при сокращении договорных сроков поступления платежей от дебиторов. То есть в результате таких сокращений выигрывают обе стороны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью на ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть»
      Главная угроза для большинства предприятий  в условиях переходного периода  с высоким уровнем неплатежей и сжатой денежной массой – это  рост дебиторской задолженности и недостаток собственных ресурсов. Связанное с этим снижение поступлений в свою очередь ограничивает расходы и ведет к увеличению текущей кредиторской задолженности.
      Ключевыми мерами нормализации дебиторской задолженности  являются:
    реструктуризация клиентской базы с жестким отбором платежеспособных покупателей и ориентацией на ее минимизацию;
      2) обеспечение полного соответствия  условий договоров требованию  нормализации задолженности;
      3) постоянный мониторинг и жесткий  контроль соблюдения условий договоров с прекращением поставок при непогашенных долгах (при этом формируется и отслеживается список непогашенных счетов в порядке их убывания с анализом сроков каждой задолженности с точностью до месяца, недели и даже дня, в зависимости от типа должника);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.