На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение вэд

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………3

Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании  ВЭД

    Исторический  аспект развития налогового законодательства о  ВЭД……………5
    Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД ……………………9
Глава 2. Анализ современной системы налогообложения ВЭД РФ
    2.1. Налогообложение экспортных операций …………………..……………….......15
    2.2. Налогообложение импортных операций ………….………..…………………...22
    2.3. Налогообложение бартерных операций ……………..……..…………………...27
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ
    3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД ..….…………………………………………………………………………………..30
    3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД………...35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……..……………………………………………………………….....39
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………………...41
    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………….............……………………….....42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Международные  экономические отношения являются  одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
-- международная  торговля товарами и услугами;
-- движение капиталов  и зарубежных инвестиций;
-- миграция рабочей  силы;
-- межстрановая  кооперация производства;
-- обмен в  области науки и техники;
-- валютно-кредитные  отношения.
     Хотя  различные формы международных экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.
     Актуальность  темы дипломной работы неоспорима, т.к. проблемы налогообложения внешнеэкономической деятельности входят в ряд ключевых, оказывающих влияние на процессы развития международных торговых отношений страны. Без совершенствования этих отношений невозможно проведение интеграции России в мировую рыночную экономику.
     Для современного этапа реформирования экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, активного выхода отечественных предприятий на зарубежные рынки, интенсификации развития новых форм международного бизнеса.
     Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:
- таможенно-тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;
- квазитарифные  инструменты (таможенные сборы,  акцизы и НДС, взимаемые таможенными  органами, и т.д.);
- валютно-финансовое  регулирование (порядок совершения  валютных операций и т.д.);
- антидемпинговые и компенсационные пошлины;
- государственная  монополия на внешнюю торговлю  отдельными товарами;
- установление  различного рода технических  барьеров;
- контингентирование (квотирование);
- лицензирование  внешнеторговых операций.
     В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности. Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику Российской Федерации - неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства.
     Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже - по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным - около 40%.
     Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.
     Цель  работы - исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения импортно-экспортных операций в нашей стране.
     В  связи с поставленной целью  необходимо решить ряд задач:  
- рассмотреть исторический и международный опыт решения вопросов налогообложения импортно-экспортных операций;

- провести анализ  современной системы налогообложения  ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового  законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы  дальнейшего развития налогового  законодательства в сфере ВЭД;
     Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Налоговое законодательство в регулировании  ВЭД

1.1. Исторический аспект развития налогового законодательства о ВЭД

     Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения, международные расчеты через Внешэкономбанк СССР.
     Постепенное  реформирование внешнеэкономической  деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций. Наряду с ними, на внешний рынок были допущены отраслевые республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции. Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991г. “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности без специальной регистрации.
     Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.
     Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации - «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-1995гг.
     Задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены:
- сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля;
- сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа;
- поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
     Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991г. - начале 1992г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг. - порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича - М.: Инфра-М, 2002. - 714 с. (серия «Высшее образование»).
     С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Общая классификация таможенных тарифов приведена в Приложении 1.
     Ввоз определенного круга изделий подлежит лицензированию - в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
     Реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг. проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период. В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.
     В 1995г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;
товары, по которым  сохранен особый порядок экспорта.
     Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
     С 1994г. начала  действовать система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.
     В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки, обоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.
     Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
     Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разработанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС, Госналогслужба, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с количеством и качеством и, как следствие, стоимостью товара, позволяли экспортерам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки. Булатов А. Капиталообразование в России / Вопросы экономики. 2001г. №3.
     Для преодоления указанных недостатков в конце 1995г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система была сохранена, но она, во-первых, не носит обязательного характера, а, во-вторых, распространяется на ограниченный перечень товаров.
     Основным нормативным актом в сфере валютного регулирования в настоящее время является Федеральный Закон  № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".  
    

     В конце 1991 г. в международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР, в 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.
     Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях эффективного решения этой задачи государства Содружества 24 сентября 1993 г. заключили Договор "О создании Экономического союза".
В соответствии с Договором целями Экономического союза являются:
формирование  условий стабильного развития экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
совместное осуществление  экономических проектов, представляющих общий интерес.
     Отметим, что Экономический союз предполагает:
свободное перемещение  товаров, услуг, капиталов и рабочей  силы;
согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;
гармонизированное хозяйственное законодательство договаривающихся сторон;
наличие общей  статистической базы.
     Для каждой формы интеграции предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.
     Договаривающиеся стороны проводят последовательную гармонизацию налоговых систем, унифицируют виды основных налогов, а также законодательные положения о порядке взимания и о применении ставок налогов. Заключено отдельное соглашение о налоговой политике, осуществляемой в рамках Экономического союза.
     Договор "О создании Экономического союза" не был подписан Украиной, которая в своем заявлении в связи с данным Договором изъявила желание о намерении сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения в соответствии со ст.30 Договора о создании Экономического союза.
     2 апреля 1994 г. было принято Соглашение "О создании зоны свободной торговли", цель которого - обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач первого этапа создания Экономического союза, направленных на:
постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
координацию экономической  политики в той мере, в какой  это необходимо для достижения целей  Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
гармонизацию и (или) унификацию законодательства договаривающихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
     Руководствуясь положениями данного Соглашения, Правительством РФ 10 и 20 октября, а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Республики Киргизия, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики.
     Исходя из положений названных соглашений, взимание косвенных налогов во взаимной торговле между сторонами осуществляется по принципу страны назначения.
     26 февраля 1999 г. в Москве между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Республикой Киргизия, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был подписан Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве". Данный Договор - это обобщенное основополагающее международное соглашение, заключенное пятью государствами, в котором представлена концепция построения системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах. Согласно Договору, Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
     Данным Соглашением стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основано на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.
     В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета РФ от 8 июня 2001 г. N 542 "О мерах по усилению таможенного контроля в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ" таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ из государств - участников СНГ (за исключением Республики Белоруссия), обеспечивается в строгом соответствии с правовыми актами ТК РФ России, разработанными в связи с вступлением в силу части второй НК РФ.
     Во исполнение Договора "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" был принят Договор "Об учреждении Евразийского экономического сообщества". ЕврАзЭС - международная организация, основная цель которой - продвижение процесса формирования сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Наиболее тесное сотрудничество в рамках Содружества сложилось между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия. 2 апреля 1997 г. был заключен Договор "О Союзе Беларуси и России" и принят Устав Союза, а 25 декабря 1998 г. в Москве подписана Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии.
     Данный документ поддерживал направление на продолжение и углубление устойчивого поэтапного движения к добровольному объединению России и Белоруссии в союзное государство при сохранении национального суверенитета.
     Важным моментом во взаимоотношениях Республики Белоруссия и РФ стало подписание в декабре 1999 г. Договора "О создании Союзного государства". Договор знаменует новый этап интеграционного процесса между двумя государствами - создание Союзного государства, одна из задач которого - формирование единого экономического пространства.
     В соответствии со ст.20 данного Договора действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.
     Конкретным шагом в направлении к реализации данного положения стало Соглашение между Правительством Республики Белоруссия и Правительством РФ "О создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики", заключенное 30 августа 2000 г. в Москве.
     В Соглашении определены основополагающие элементы унифицированного налогового законодательства, как-то:
единые принципы и правила налогообложения;
единый перечень основных налогов;
единые права  и обязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства;
единые термины  и понятия.
    Несмотря на имеющиеся проблемы, работа по унификации налогового законодательства РФ и Республики Белоруссия идет в соответствии с Планом мероприятий по переходу к единой системе налогообложения, а также с Планом мероприятий по подготовке проекта НК Союзного государства.
     Развитие налогового законодательства в отношении внешнеэкономической деятельности невозможно рассмотреть без вопроса о Налоговом Кодексе РФ, который является сложным, многоплановым и многофункциональным документом, затрагивающим практически все стороны экономической деятельности людей, предприятий и регионов, отраслей производства.
     Несомненно, при рассмотрении негативных тенденций в налогообложении внешнеэкономической деятельности, нельзя обойти стороной «бегство капиталов» из России.
     В 1997-2000 годах страну ежегодно покидало 23-28 млрд. долл. Нехитрый подсчет свидетельствует - тогда ежеквартально убегало максимум 7 млрд. долл. В начале 2003 года масштабы оттока капитала начали постепенно сокращаться, и тенденция даже сменилась на противоположную. Но с наступлением мирового кризиса отток капитала вновь возобновился, причём, 2008 год, стал рекордным в этом плане. Чистый отток частного капитала из России в 2008 году составил 129,9 миллиарда долларов. "Российская газета" - Центральный выпуск №4826 от 14 января 2009 г.
     За  девять месяцев 2009 г. отток  капитала составил, по оценке  ЦБ, $62,3 млрд.
«Ведомости»  от 19.10.2009
    
1.2. Параллели с зарубежными системами налогообложения ВЭД 

     В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
     При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на корпорации в 44-50% и не перебираются в “налоговые гавани”, где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не взимается.
     На самом деле и в странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях”. Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных. Внешнеторговая политика: опыт реформ / Винод Т., Нэш Д. М.: Инфра-М. 1996г. с. 108.
     Даже для “базовых” компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своей регистрации, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в “налоговой гавани”. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.
     Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, Германия, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в “налоговые убежища”. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.
     Рассмотрим ряд конкретных примеров. 

Система налогообложения  во Франции.
     Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, в первую очередь можно назвать социальную направленность и территориальный аспект. Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации. Налоговые системы зарубежных стран. Авторы: Князев В.Г., Черник Д.Г.Издательство: "ЮНИТИ" : 1998, 191 стр..
     Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
     Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%.
     Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.
Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.
     Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением. Существует контроль двух видов:
- по данным  документов;
- детальный контроль - по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.
     В случае укрытия существует жесткая система ответственности:
- при ошибке  заполнения налог взимается в  полной сумме и налагается  штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;
- если нарушение  умышленное, налог взимается в  двойном размере; 
- при серьезном  нарушении возможно тюремное  заключение.
     Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.
     Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную стоимость. Он взимается методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС:
18,6% - нормальная  ставка на все виды товаров  и услуг; 
33,33 - предельная  ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
7% - сокращенная  ставка на товары культурного  обихода (книги);
5,5% - на товары  и услуги первой необходимости  (питание, за исключением алкоголя  и шоколада; медикаменты, жилье,  транспорт).
     Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:
Окончательное: компенсация НДС по экспорту и  в результате различных ставок при  покупке и продаже. От уплаты НДС  освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.
     Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.
     Во Франции 3 млн. плательщиков НДС. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от товарооборота. Компенсация НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности - ежеквартально. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам.
Рассматривая  этот налог с точки зрения мировой  налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его  снижению, т. е переходу от использования 4-х ставок к использованию 2-х.  

Шведский  опыт налогового администрирования.
     Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, так же как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству страны, но является независимым от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы). В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорами, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности. Налоги. Учебное пособие./Под ред. Д.Г. Черника. - 2-е издание.- М: Финансы и статистика, 2000г. - 688 с..  
     Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:
- 41% - государственный  и муниципальный подоходный налог  (физические лица - с дохода от  наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);
- 24% - налог на  добавленную стоимость;
- 21% - налог на  заработную плату (социальные  взносы работодателей);
- 3,5% - налог на  имущество (налоги на собственность);
- 10,5% - прочие  налоги.
     Налог на добавленную стоимость взимается в Швеции с 1 января 1969 года. Первоначально налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 году произошло расширение объекта налогообложения, в который стали включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 года.
     По сравнению с другими странами ЕС в Швеции самый высокий общий уровень налогообложения НДС по основным товарам и услугам - 25%; в том числе питьевая вода, спиртные напитки, вино, пиво, табак.
     Ставка налога, равная 12%, применяется к продуктам питания и пищевым добавкам, гостиничным услугам и кемпингу.
     Этой ставкой НДС облагаются также следующие услуги:
- сдача в аренду  помещений для хранения товаров,  торжеств и конференций;
- предоставление  мест для парковки;
- услуги связи  и платного телевидения;
- предоставление  электричества, а также бассейна  и сауны.
Ставка налога, равная 6%, применяется по отношению к газетам, культурным и спортивным мероприятиям, услугам пассажирского транспорта.
Право налогоплательщиков на возмещение НДС возникает при  выполнении следующих условий:
- входящий налог  должен относиться к приобретениям или импорту в рамках налогооблагаемой деятельности;
- товары (услуги) реализуются в другие страны, а также осуществляется и подтверждается  экспорт товаров (услуг).
     Шведский закон об НДС не устанавливает конкретных документов, необходимых для обоснования и подтверждения сделок купли-продажи у покупателя и продавца как внутри страны, так и при поставке на экспорт.
     Несмотря на то, что сроки возмещения НДС (или решение об удержании средств) установлены на законодательном уровне и применяются в течение 2,5 месяцев после последнего срока подачи декларации, но в случае, если у налогового органа возникают сомнения в отношении какой-либо сделки и возмещения лицу НДС, то он имеет право отказать в возмещении НДС этому лицу на неопределенный срок до полной проверки и выяснения достоверности всей необходимой налоговому органу информации и фактически осуществленных операций.
     Применяются два принципа определения страны налогообложения по НДС при экспорте товаров - принцип происхождения и принцип назначения. Согласно первому принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную деятельность (принцип происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип назначения).
    В Швеции при определении страны налогообложения НДС при экспорте товаров как в страны ЕС, так и другие страны применяется принцип назначения (по экспортируемым товарам входной НДС возмещается). При этом в долгосрочной перспективе планируется осуществить переход на принцип происхождения как принцип определения страны налогообложения по экспортируемым товарам, для которого необходимо действие одинаковых ставок НДС во всех странах ЕС. Однако в Швеции пока не могут и не хотят снижать ставки НДС до 20%.
     При реализации товаров (услуг) в другие страны ЕС налогоплательщики должны представлять ежеквартальную отчетность по поставкам с указанием стоимости товарной поставки, стоимости трехсторонней торговли, а также регистрационного номера покупателя по НДС, включая код страны, в срок не позднее 5 числа второго месяца после окончания квартала (например, за январь-март - не позже 5 мая). При этом срок сдачи квартального отчета не зависит от того, как предприятие отчитывается по НДС - ежемесячно или ежегодно. Такой же порядок применяется и к индивидуальным предпринимателям.
При неправильном заполнении декларации (отчетности) санкции  применяются только по тем декларируемым  неточностям и ошибкам, которые  привели к недоплате налога в  бюджет или излишнему возмещению НДС из бюджета. В этом случае доначисляется недостающая сумма НДС и применяются санкции в размере 20% от доначисленной (неуплаченной) суммы налога. За неточности в декларации, не приведшие к недопоступлениям в бюджет налоговых платежей, санкции не применяются, хотя шведские налоговые органы считают это своей недоработкой. Отсутствие названных санкций объясняется тем, что шведская сторона не хотела применять их при вступлении в ЕС в 1995 году.
     Большое значение для налогообложения как внутри Швеции, так и в ЕС имеет регистрационный номер по НДС (VAT number), который является национальным регистрационным номером предприятия и присваивается каждой организации при ее регистрации в Швеции. Шведский регистрационный номер предприятия по НДС состоит из 8 цифр, которые могут быть разделены тире (например, 556123-4567). Индивидуальные предприниматели не имеют регистрационного номера по НДС, но им присваивается персональный номер, состоящий также из 8 цифр, первые 4 из которых обозначают дату рождения физического лица.
     При реализации товаров внутри ЕС за основу берется национальный регистрационный номер предприятия, к которому перед его цифровым показателем добавляется двузначный код страны - буквенное обозначение страны предприятия, а в конце номера - дополнительные 2 цифры. В итоге, если фирма является шведским предприятием, то ее номер может выглядеть следующим образом: SE556123456701.
     При контроле за уплатой НДС в случае реализации товаров между странами ЕС особое внимание уделяется как экспортным, так и импортным операциям. Если проданный шведским продавцом товар в момент продажи находится в Швеции, а затем доставляется покупателю в другую страну ЕС, то, как правило, считается, что товарооборот был произведен в Швеции и должен облагаться НДС в Швеции. Для того чтобы товар не облагался НДС, должны выполняться следующие условия:
- покупатель  должен быть из другой страны  ЕС и иметь регистрационный  номер по НДС, то есть покупатель  должен быть зарегистрирован  (поставлен на учет) как плательщик  НДС в другой стране ЕС;
- товары должны  быть физически вывезены из  Швеции в другую страну ЕС.
     Таким образом, выполняя эти условия по освобождению от уплаты НДС, продавец должен доказать, что на момент поставки товаров покупатель был зарегистрирован в другой стране ЕС как плательщик НДС, а товар был перевезен из Швеции в другую страну ЕС. Поэтому регистрационный номер покупателя по НДС всегда должен указываться в счете-фактуре. Продавец должен знать регистрационный номер покупателя либо получить или потребовать сведения об этом номере и в случае сомнений в достоверности такого номера, характеризующего покупателя как плательщика НДС в другой стране ЕСляпроверить полученные данные в налоговой инспекции или по круглосуточному телефону отдела обслуживания налогового управления.
     Если выясняется недействительность регистрационного номера покупателя по НДС или покупатель не может указать регистрационный номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в шведский бюджет НДС со всего оборота товара, а данная сделка квалифицируется как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной отчетности).
     Для обоснованности возмещения НДС должны быть также представлены ГТД, транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка покупателя, если он сам вывез товар.
При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в  случае судебного разбирательства  и шведскими судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества.
     При экспорте товаров шведские налогоплательщики обязаны сдавать квартальную отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых шведская сторона выступает в качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например, при перепродаже шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании). В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный номер по НДС немецкого лица и сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней сделки. Данные по экспортным сделкам отражаются также и в налоговой декларации.
     Одним из действенных способов контроля НДС является электронная отчетность в Международной системе базы данных ЕС - "VIES", позволяющей отслеживать сделки налогоплательщиков внутри ЕС. Доступ к конфиденциальным данным этой международной системы имеют и налоговые органы Швеции посредством центрального офиса связи (CLO), с помощью которого осуществляется обмен контрольной информацией с другими странами ЕС, в которых имеются такие же офисы.
     В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца (в рамках стран ЕС) и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет (учитывая, что в Швеции действует такой порядок, при котором импортируемые товары оплачиваются без НДС, но шведские покупатели должны указывать этот входной НДС в налоговой декларации, а затем ставить его к вычету, в результате чего происходит нулевая операция), то налоговые органы делают запрос в соответствующий Центральный офис связи о представлении необходимой информации по данной сделке (счета-фактуры, транспортные документы и др.).
     Использование шведскими налоговыми органами Международной системы базы данных ЕС - "VIES", отслеживающей в рамках ЕС сделки налогоплательщиков, существенно облегчает контроль за НДС в Швеции. Однако налоговые органы Швеции в своей работе используют не только систему "VIES", но и другие электронные источники информации, в том числе национальные базы данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ современной  системы налогообложения  ВЭД РФ
2.1. Налогообложение  экспортных операций
     Участниками сделок по купле-продаже экспортных товаров являются, с одной стороны, продавцы - российские юридические лица, с другой стороны, покупатели - иностранные юридические лица, которые учреждены в иностранном государстве и находятся за пределами Российской Федерации.
     Структура российского импорта и экспорта в 2009 году, а также динамика внешней торговли в 1994-2007 гг. представлена в приложении 2.
     Когда продавец и покупатель находятся в различных государствах, правовое содержание контрактов обычно регулируется нормами Конвенции ООН о международных договорах купли-продажи, подписанной в Вене 11 апреля 1980 года.
     В соответствии с Конвенцией, по международному договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в определенном сторонами месте (как правило, международному перевозчику), а покупатель обязуется принять поставку и оплатить стоимость товара.
     В качестве экспортеров могут выступать организации-производители, поставляющие собственную продукцию, а также торговые фирмы, реализующие закупленные товары.
     На практике многие экспортные контракты строятся на основе унифицированных норм, которые содержат базисные условия поставок - Международных правил толкования торговых терминов Инкотермс. Часто указанный в контракте момент перехода права собственности от продавца к покупателю не совпадает с моментом перехода риска случайной гибели. В результате могут возникнуть разногласия по вопросам налогообложения реализации экспортных товаров и полученных финансовых результатов.
     Если договором не определен момент перехода права собственности от продавца к покупателю, то им, по умолчанию, является момент исполнения продавцом своего обязательства по поставке товара, который в свою очередь можно определять в соответствии с положениями Инкотермс.
     В Российской Федерации реализация товаров на экспорт освобождается от уплаты НДС и акцизов. Причем применение этих норм разрешается только собственникам экспортных товаров.
     Учет приобретения и реализации экспортных товаров ведется на основании следующих первичных документов:
1) договор купли-продажи  (поставки), оказания услуг, накладные,  акты, счета-фактуры, свидетельствующие  о приобретении сырья, работ,  услуг для производства экспортных  товаров или свидетельствующие о приобретении готовых товаров для реализации на экспорт;
2) договор купли-продажи  с иностранным покупателем;
3) счет-фактура  российского продавца;
4) ГТД;
5) транспортные  накладные, свидетельствующие о  передаче товара перевозчику (международные авиа-, авто-, железнодорожные накладные, коносамент).
     Предприятия-производители, являясь собственниками экспортируемой продукции, обычно сами ее отгружают иностранным покупателям. Поэтому в транспортных накладных они указываются как отправители.
     Иная ситуация складывается с торговыми организациями. Они приобретают товары у производителей по договору купли-продажи, но сами редко отгружают товар иностранным покупателям. Обычно товары грузятся непосредственно с завода-производителя. При этом во внешнеторговом контракте может быть указано, что грузоотправителем является завод-производитель.
     Затем в бухгалтерии торговой организации оформляют накладную с подписями материально ответственных лиц о передаче товара от завода к торговой фирме, хотя фактически товары не передаются, а отгружаются иностранному покупателю.
Кроме этого, в  бухгалтерию направляются внешнеторговый контракт, ГТД и транспортные документы. Из этих документов видно, что товар  отгружался непосредственно с завода-производителя (указан завод-производитель в качестве отправителя или место отправления - место нахождения завода или его склада).
     Необходимо отметить, что и счет-фактура типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ N 914, не является основанием для оприходования товаров, то есть не может свидетельствовать о переходе права собственности на товары. Счет-фактура в данном случае служит для оплаты поступивших товаров. Это подтверждается и пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 19 июля 1996 г. N 1-794/32-5.
     Кроме того, счет-фактура составляется не только по договору поставки (купли-продажи), но и при заключении договора комиссии. Так, комитент, передавая посреднику товар на реализацию, обязан составить и вручить счет-фактуру комиссионеру.
     Следовательно, несмотря на то, что стороны заключили договор поставки (купли-продажи), из сути представленных документов вытекает, что фактически товар от завода-производителя торговой фирме не передавался. Это, в свою очередь, дает основание рассматривать совершенную сделку как договор комиссии на реализацию товаров. Согласно договору комиссии завод выступает как комитент, отгружающий товары, а торговая фирма - как посредник, участвующий в расчетах. Следовательно, возмещение НДС торговой организацией можно признать необоснованным, так как она не является собственником товаров.
     Во избежание такой ситуации для подтверждения перехода права собственности на закупленные товары торговой фирме следовало оформлять не накладные, а отгрузочные разнарядки.
     Согласно статье 509 Гражданского кодекса, договор поставки (купли-продажи) может предусматривать право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.
     Содержание разнарядки определяется договором. Разнарядка составляется в произвольной форме. Обычно в ней указывается: наименование товара, количество, цена, стоимость, наименование получателя и его реквизиты, а также срок поставки и наименование перевозчика, которому поставщик обязан отгрузить товар в соответствии с разнарядкой.
     Договором также определяется срок направления разнарядки. Если такой срок не установлен, то разнарядка должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.
     Если по договору поставки (купли-продажи) товары грузятся в адрес одного и того же получателя, то его наименование и реквизиты, а также порядок сдачи товара перевозчику можно предусмотреть непосредственно в договоре поставки товаров.
     При вывозе из Российской Федерации экспортные товары помещаются под таможенный режим "экспорт".
     Порядок оформления ГТД в этом режиме изложен в Инструкции, утвержденной приказом ГТК РФ от 16 декабря 1998 г. N 848.
     Для таможенного оформления товаров экспортер может также привлечь таможенного брокера. Таможенный брокер оказывает услуги по заполнению ГТД и перечислению таможенных платежей. Фактически таможенный брокер выступает в роли посредника: экспортер перечисляет таможенные платежи на его счет, а затем брокер производит расчеты с таможней.
     В настоящее время действует также порядок, согласно которому экспортер для таможенного оформления товаров должен предъявить на таможню зарегистрированные в налоговых органах счета-фактуры, относящиеся к производству (приобретению) и реализации экспортных товаров. Этот порядок закреплен в совместном приказе ГТК и МНС от 21 августа 2001 г. N 830/БГ-3-06/299 "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" и в совместном письме ГТК РФ N 01-06/1987 и МНС N АС-6-06/51 от 18 января 2002 г.
Для регистрации  счетов-фактур экспортеры предъявляют  в налоговые органы различные документы, в зависимости от того, является ли экспортер собственником товаров или посредником.
     Так, экспортеры - торговые организации представляют в налоговые органы копии счетов-фактур, полученных от поставщиков вывозимых товаров.
     Экспортеры, реализующие товары, произведенные из давальческого сырья, регистрируют в налоговой инспекции:
- копии счетов-фактур  на приобретение давальческого  сырья;
- копии счетов-фактур  на оказание услуг по переработке  сырья;
- копию договора на оказание услуг по переработке сырья.
     На основании этих документов налоговая инспекция выдает справку, в которой указывает количество экспортируемых товаров, полученных в результате переработки, и подтверждает, что экспортер является собственником этих товаров.
     Организации, экспортирующие товары собственного производства, предъявляют документы, подтверждающие, что производство вывозимых товаров относится к их основному виду деятельности. Такими документами могут быть перечень основных производственных фондов, предназначенных для производства экспортных товаров, и номенклатура выпускаемой продукции. На основании этих документов налоговые органы выдают справку о том, что производство экспортных товаров относится к основному виду деятельности экспортера-производителя. Эта справка действительна в течение трех месяцев.
     Если российский экспортер нарушит условия контракта (сроки поставки, условия о количестве и качестве поставленных товаров и т.п.), то это может повлечь незачисление или неполное зачисление экспортной выручки или уплату штрафных санкций, предусмотренных договором с иностранным продавцом.
     Чтобы избежать ответственности за нарушение валютного законодательства о порядке зачисления выручки от экспорта или обосновать уплату штрафных санкций в иностранной валюте, необходимо зафиксировать факт нарушения условий контракта.
     В качестве документов, подтверждающих неисполнение условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки экспортируемых товаров, а также в случаях, если эти товары оказались уничтоженными или поврежденными, когда российская сторона несла риск их случайной гибели, экспортеру следует оформить любой из нижеперечисленных документов:
а) акт приемки (рекламационный акт), составленный получателем  товаров с участием представителя Экспортера и (или) компетентного представителя незаинтересованной организации в соответствии с законодательством, распространяющимся на контракт.
К рекламационному  акту должны прилагаться другие документы, например, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров, заключения нейтральной лаборатории о результатах осмотра и испытания товаров, копии транспортных документов (при просрочке отгрузки экспортируемого товара), а также копия документа, удостоверяющего право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке товаров;
б) письменное подтверждение  российских торгово-промышленных палат, которые на основании статьи 12 Закона РФ N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" имеют право проводить по поручению российских и иностранных предприятий экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров.
в) письменное подтверждение  иностранных торгово-промышленных палат и иных иностранных организаций, уполномоченных осуществлять экспертизу и контроль качества, количества и комплектности товаров;
г) приговор, решение  или определение судебных и других правомочных органов.
     При неисполнении условий контракта вследствие действия непреодолимой силы документом, подтверждающим нарушение условий контракта, является сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, которая, согласно пункту 3 статьи 15 Закона РФ N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
     Товары, отгруженные за пределы Российской Федерации, оформляются в таможенном режиме "экспорт". В отношении экспортных товаров на таможне обычно уплачивают:
- таможенный сбор в рублях (0,1% от таможенной стоимости) - код платежа 10;
- таможенный  сбор в валюте (0,05% от таможенной  стоимости) - код платежа 11;
- таможенную  пошлину для отдельных видов  товаров (ставка определяется  в зависимости от вида товаров) - код платежа 25.
     При этом таможенные платежи рассчитываются от таможенной стоимости товаров. По общему правилу, таможенная стоимость вывозимых товаров складывается из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимый товар, и расходов по доставке товаров до таможенной границы Российской Федерации, если ранее эти расходы не были включены в цену сделки. Фактически таможенная стоимость вывозимых товаров представляет собой цену на условиях поставки FOB - российский порт или DAF-граница Российской Федерации.
     Как видно, таможенная стоимость товаров может быть выше или ниже их фактурной стоимости. Но в любом случае она должна подтверждаться соответствующими первичными документами.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 248 НК РФ при исчислении налога на прибыль доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату признания этих доходов.
     Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, облагается по нулевой налоговой ставке, а НДС, уплаченный при производстве (приобретении) этих товаров, подлежит вычету при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
     Указанные положения не распространяются на реализацию товаров в республику Беларусь, а также на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ.
Реализация товаров  в республику Беларусь облагается НДС  по ставкам, установленным для реализации товаров внутри Российской Федерации. При этом НДС, уплаченный при производстве (приобретении) этих товаров, подлежит вычету на общих основаниях.
Рассмотрим порядок  применения нулевой налоговой ставки в случае экспорта товаров, освобожденных  от НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 149 НК РФ.
     Пункт 5 статьи 149 НК РФ запрещает организации отказываться от налогового освобождения в зависимости от того, кто является покупателем.
     Поэтому, если организация пользуется льготами, предусмотренными пунктом 3 статьи 149, то и реализация указанных товаров на экспорт не подлежит налогообложению даже по ставке 0 процентов. Соответственно и НДС, уплаченный при производстве (закупке) таких товаров, не возмещается.
     Если же организация возмещает НДС по экспорту необлагаемых товаров, то ей следует отказаться от применения этой льготы при реализации товаров внутри Российской Федерации.
     Возмещение НДС, относящегося к экспорту, производится в течение трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Если налоговым  органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения решения.
     Если решение об отказе не принято и (или) экспортеру не представлено мотивированное заключение, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении суммы НДС и уведомить об этом организацию в течение десяти дней.
     При этом решение о возмещении НДС принимает налоговый орган по месту постановки экспортера на учет, если сумма возмещаемого налога не превышает 5 млн. рублей, а также в случаях возмещения НДС традиционным экспортерам независимо от суммы налога.
     Возмещение НДС производится в следующем порядке. В случае наличия недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
     Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем экспортеру.
     При отсутствии недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, либо подлежат возврату экспортеру по его заявлению.
     Решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и в тот же срок направлено в органы федерального казначейства.
     Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.
     При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
     Не подлежит налогообложению реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (подп.4 п.1 ст.183 НК РФ). Причем применение этой нормы возможно лишь при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.
     Освобождение от налогообложения представляется только при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта непосредственно налогоплательщиком - производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору о переработке нефти с нефтеперерабатывающим заводом.
Экспортер может  не уплачивать акциз при представлении  в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такое  поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления экспортером в установленном порядке документов, подтверждающих факт экспорта.
     При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) экспортер уплачивает акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
     Уплаченные суммы акциза и соответствующая пеня впоследствии подлежат возврату при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
     Российские производители и торговые организации наряду с экспортными поставками могут осуществлять также деятельность по реализации товаров внутри Российской Федерации. Следует отметить, что НК РФ не содержит прямого требования ведения раздельного учета товаров, реализуемых на экспорт и реализуемых внутри Российской Федерации.
     Однако в случае реализации товаров как внутри Российской Федерации, так и на экспорт применяются различные налоговые ставки. Таким образом, для правомерного применения нулевой налоговой ставки по НДС по экспортным товарам организация должна обеспечить отдельный учет стоимости реализуемых экспортных товаров.
     Экспорт работ и услуг.
     Учет производства и реализации услуг на экспорт ведется так же, как и производство и реализация услуг внутри Российской Федерации.
     При исчислении налога на прибыль доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях (п.3 ст.248 НК РФ). При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату признания этих доходов.
     Для организаций, ведущих налоговый учет "по начислению", датой признания доходов от реализации работ и услуг является день подписания акта выполненных работ. Поэтому валютная выручка подлежит пересчету по курсу ЦБ РФ на дату подписания акта. Для организаций, ведущих налоговый учет "по оплате", датой признания дохода в иностранной валюте является день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации.
     С точки зрения налогового законодательства можно выделить два вида услуг, оказываемых иностранным организациям:
1) экспортные  услуги, по которым предусмотрено  применение нулевой налоговой ставки;
2) услуги, место  реализации которых находится  вне территории Российской Федерации.
     Перечень услуг, относящихся к первой группе, строго ограничен. Эти услуги перечислены в пункте 1 статьи 164 НК РФ. К ним относятся:
1) работы и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги;
2) работы и  услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;
3) работы и  услуги, непосредственно связанные  с перевозкой (транспортировкой) через  таможенную территорию Российской  Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
4) услуги по  перевозке пассажиров и багажа  при условии, что пункт отправления  или пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами  территории Российской Федерации,  при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
5) работы и  услуги, выполняемые (оказываемые)  непосредственно в космическом  пространстве, а также комплекс  подготовительных наземных работ  (услуг), технологически обусловленный  и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
     В свою очередь для каждого вида услуг в статье 165 НК РФ установлен перечень документов, который дает право на применение по этим услугам нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов:
1) контракты  (или их копии);
2) выписки банка  (или их копии), подтверждающие  зачисление выручки от оказания  этих услуг;
3) ГТД и товаросопроводительные  документы или их копии (для  перевозки грузов в международном  и транзитном сообщении, переработки товаров);
4) реестры международных  перевозочных документов или  их копии (для услуг по перевозке  пассажиров и багажа);
5) акты выполненных  работ или их копии (для услуг,  оказанных в космическом пространстве).
     Одновременно с указанными документами должна быть представлена налоговая декларация по налоговой ставке 0 процентов. Порядок возмещения НДС, относящегося к производству экспортных работ и услуг, аналогичен порядку возмещения НДС экспортерам товаров. Проблемы организации раздельного учета НДС по работам и услугам сходны с проблемами организации раздельного учета НДС по экспортным товарам.
     По окончании отчетного периода, в котором организация получит выручку от экспортных услуг и соберет полный пакет документов, предусмотренных в статье 165 НК РФ, в налоговые органы представляется отдельный расчет по НДС по ставке 0 процентов. К декларации прикладываются также:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.