На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Транснациональные корпорации как объект управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Современные ТНК являются не только участником обмена товарами и услугами между странами, но и сами создают международное производство, сферу услуг и международную финансовую сферу, способствуют появлению глобальных ТНК. Они превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции, эффективности производства, совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями.
     Значение  ТНК в развитии глобальной мировой экономики возрастает на протяжении последних 50 лет.
Существует  несколько подходов к определению  транснациональной корпорации. Если их объединить, можно сказать, что  транснациональная корпорация –  это фирма, осуществляющая свою деятельность в нескольких странах, имеющая  огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности. На сегодняшний день насчитывается более 80 тыс. транснациональных корпораций.
      Для того, чтобы корпорация функционировала  успешно, ей необходимо правильно организовать систему управления. Корпоративное управление дает возможность акционерам эффективно контролировать руководство компании, влиять на менеджмент компании, защищать ее интересы на внешних рынках. Фирма, контролирующая деятельность других компаний, обычно называется материнской компанией или головной фирмой. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинения фирмы, находящиеся в сфере влияния головной компании фирмы, подразделяются на следующие виды: филиалы; дочерние компании; ассоциированные компании. 
      Аппарат управления любой ТНК делится  на: высший уровень, включающий Совет  директоров, комитеты, правление; средний уровень, представленный центральными службами; низовой уровень, включающий оперативно-хозяйственные подразделения.
      Целью данной курсовой работы является изучение транснациональных корпораций как объекта управления. 
Задачи  курсовой работы:
    Рассмотреть общее понятие транснациональной корпорации;
    Раскрыть теоретические аспекты корпоративного управления;
    Изучить организационную структуру российской компании на примере ОАО «Лукойл».
 
 
 
 
1 ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ  КОРПОРАЦИИ КАК  СУБЪЕКТ МИРОВОГО  ХОЗЯЙСТВА
1.1 Понятие и роль  ТНК в международных отношениях.
     Возникновение международных монополий далеко не новое явление в мировой экономике. Многие исследователи считают, что интеграция в рамках международных корпораций  началась еще перед Второй мировой войной. Затем наступил период ослабления связей в мировом хозяйстве. Коренное изменение в процесс международного разделения труда внесло вовлечение в него компаний обрабатывающей промышленности. Разложение процесса создания и сбыта товаров на отдельные функции привело к созданию интегрированной системы международного производства, основывающейся на базе международных стратегий целого ряда ТНК.1 Первоначально деятельность корпораций осуществлялась в основном в рамках одного государства. Широко развивался международный обмен в виде экспорта и импорта готовой продукции. Накопление капитала частных компаний, потребность захвата новых рынков сбыта, снижение издержек производства, усиление конкурентной борьбы привели к тому, что старые, традиционные способы ведения производственно-хозяйственной деятельности больше не удовлетворяли потребностям крупных компаний. Корпорации осознали, что более эффективным и выгодным будет производство товаров на территории государства, которое является потенциальным рынком сбыта, нежели производство в стране базирования и последующий их экспорт. С помощью экспорта капитала, а не готовых товаров корпорации избегали высоких таможенных тарифов, имели доступ к дешевому сырью и рабочей силе, использовали налоговые преимущества для размещения производства за рубежом. В итоге корпорации стали вкладывать средства в создание организаций на территории иностранных государств, и, в конечном счете, заняли лидирующие позиции в международных отношениях. Экономическое могущество позволяет ТНК влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Сегодня они превратились из объектов в субъекты международной политики. Они активно участвуют во всех процессах, происходящих в мире. ТНК наравне с промышленно развитыми странами широко проявляют себя в политике, экономике, финансово-инвестиционной, информационной, научно-технической, военной, технологической, экологической сферах.
       На сегодняшний день не выработано  единых подходов к природе  ТНК. Поэтому дать конкретное  определение корпорациям достаточно  сложно. Одни исследователи считают, что транснациональной корпорацией является фирма или компания, осуществляющую основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий. Согласно второму подходу, чтобы корпорацию можно было отнести к транснациональным, необходимо соблюдать ряд критериев:
      количество стран, в которых действует компания (как правило, от 2 до 6);
      определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;
      определенный размер, которого достигла компания;
      минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);
      владение не менее чем 25% голосующих акций в трех или более странах - тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;
      многонациональный состав персонала компании, состав ее высшего руководства.
По определению  М. П. Бортовой,  ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК. 2
Учитывая, что понятие "транснациональная  корпорация" затрагивает интересы многих государств, ООН выработала свой вариант определения, который  гласит, что ТНК - это компания:
     1) включающая единицы в двух  или более странах, независимо  от юридической формы и поля  деятельности;
      2) оперирующая в рамках системы  принятия решений, позволяющей  проводить согласованную политику  и осуществлять общую стратегию  через один или более руководящий центр;
     3) в которой отдельные единицы  связаны посредством собственности  или каким-либо другим образом  так, что одна или более из  них могут иметь значительное  влияние на деятельность других, и в частности делить знания, ресурсы и ответственность с другими. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) к ТНК относит корпорации, включающие головные предприятия и их зарубежные филиалы (дочерние компании), причем головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале.3
     В настоящее время количество транснациональных корпораций в мире превышает 80 т тыс. В 2008 г. их оборот составил более 30 трлн. долларов. Большинство ТНК являются промышленными компаниями, такими как Toyota Motor Corporation, Ford Motor Company, General Electric.
     Доля  ТНК в международной торговле, по подсчетам различных экономистов  и международных организаций  превышает 50%, а в экспорте и импорте отдельных развитых стран доходит до 80%. Количество занятых на предприятиях корпораций по всему миру в 2008 г. достигло 77 млн человек. Общий объем продаж 200 ведущих ТНК превышает совокупный ВВП 187 стран мира, что составляет более 30% мирового ВВП при количестве занятых менее одной трети мирового населения.
     Также ТНК играют огромную роль в разработке технологических нововведений. По оценкам экспертов, на их долю приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и около 450 млрд долларов коммерческих расходов на исследования и разработки
     Инвестиционная  деятельность является основным инструментом влияния ТНК на экономические  процессы в современных условиях. Она осуществляется прежде всего  в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
     По  организации  своей деятельности международные корпорации подразделяются три основных типа4.
     Первый  из них — это собственно транснациональные  корпорации (ТНК), к которым относят  компании с использованием преимущественно  однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Ford», «Exxon-mobile», «Nestle» и др.
     Второй  тип — многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Royal Dutch Shell», «Unilever», «Fiat-citroen» и др.
     Третий  тип — это международные корпоративные  союзы, которые представляют собой  специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в  целях решения крупных экономических  задач. Данные союзы в большей  степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Типичным примером является западноевропейский концерн «Airbus Industry.».
     Деятельность  международных корпораций также  различается по отраслям. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего, в электронике, автомобилестроении, химической и металлургической промышленности), 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство.
     ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции – 84, в Италии — 90. Шведский автомобильный концерн «Volvo», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом 5. 

     1.2. Основные формы управления в транснациональных корпорациях
     Фирмы в зарубежных странах могут состоять из одной фирмы, а могут включать значительное число компаний, объединенных путем участия в акционерном  капитале других фирм. Суть системы  участия заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций. Различают следующие типы контроля:
    через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;
    через большинство акций, предполагающее владение собственностью на 51% выпущенных акций;
    через механизм соподчинения, когда обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом другой фирмы, влечет за собой и контроль над этой фирмой;
    через меньшинство акций, когда акции фирмы распылены, и достаточно иметь небольшой процент их, чтобы участвовать в деятельности компании.
       Материнская компания – это организационно-экономический центр управления фирмой.  В ней сосредоточено основное производство выпускаемого товара, разрабатываются конкретные цели и общие положения функционирования деятельностью фирмы в целом и ее структурных подразделений, осуществляется руководство дочерними предприятиями и контроль за их деятельностью. Основой, обеспечивающей материнской компании роль организационно-экономического центра является ее собственность на средства производства. Компания вкладывает капиталы в подчиненные компании путем приобретения пакетов акций, в результате чего становится обладателем контрольного пакета. Это позволяет ей осуществлять контроль за деятельностью подчиненных компаний. Средства и методы контроля во многом зависят от формы организации материнской компании. Различают две основные формы организации:
    материнская оперативно-производственная компания сама занимается хозяйственной деятельностью. Централизованное управление охватывает все стороны производственного процесса, начиная с разработки новой продукции и заканчивая ее реализацией. Объектом управления является производство материальных ценностей и все, что с ним связано, а средством контроля и управления является финансовая деятельность фирмы.
    материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний.  Она осуществляет управление в ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой подчиненной фирмы размеры прибыли, издержки производства, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми, существуют другие методы воздействия. Это сосредоточение научно-технической базы в едином центре головной компании и предоставление технических разработок дочерним компаниям, раздел между ними рынков сбыта.
Далее рассмотрим основные формы организации филиалов:
    дочерняя компания (subsidiary) - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;
    ассоциированная компания (в Великобритании – associate, в США – affiliate), входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);
    отделение (branch) - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК; отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолёты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.
Форма организации материнской компании влияет на внутреннюю структуру управления. В ТНК с организационно-производственной структурой материнской компании ( н: General Motors, Volkswagen, Fiat, Kodak и т.д.) производственные отделения создаются в форме  дочерних компаний.  Они имеют не только хозяйственную, но и юридическую самостоятельность и сам определяют планы своего развития. Эта форма организации наиболее характерна для американской экономики. В фирмах с чисто холдинговой формой материнских компаний создаются оперативно-холдинговые компании. Их назначение состоит в концентрации акций фирм отдельного региона или отрасли. Это дает право координировать их хозяйственную деятельность, финансировать их и предоставлять консультационные и технические услуги. Такая структура встречается в западноевропейских компаниях.(н: Nestle).
Роль  материнской компании как организационно-экономического центра управления зависит также  от того, является ли она по принадлежности капитала однонациональной или многонациональной. В однонациональной ТНК контрольный пакет акций материнской компании принадлежит предпринимателям той страны, где она зарегистрирована.  При этом часть акций может принадлежать предпринимателям других стран, но материнская компания не делит с ними контроль . В многонациональной компании контрольный пакет акций или весь акционерный капитал может принадлежать предпринимателям двух или нескольких стран. .(примером таких корпораций являются англо-голладдская фирма Unilever, производитель пищевой и мыловаренно-косметической продукции)
Организация таких ТНК зависит от формы  их образования. В тех случаях, когда они образовались в результате обмена акциями, между двумя разнонациональными фирмами во главе ТНК остаются две материнские компании. Каждая из них зарегистрирована в своей стране и подчиняется ее законодательству. В этом случае организационно-экономическим центром выступает совместный орган управления, образующийся путем назначения администраторов с каждой стороны. Такой орган осуществляет руководство методами финансового контроля и производит распределение прибыли между обеими фирмами.
     Организационные структуры ТНК зависят от ассортимента товаров и услуг, с которыми они  выходят на мировой рынок. Например, корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, то есть страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Nestle» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах.
     Иного принципа построения структуры управления придерживается корпорация «General Electric» (эта, одна из самых многопрофильных компаний в мире, производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и железнодорожную технику, бытовые приборы и многое другое). Управление международным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осуществляется по товарному (продуктному) принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой продукции и в подчинении у которых находятся управляющие зарубежными, региональными и страновыми филиалами, обеспечивающие адaптацию товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.
     Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях головной компании со своими зарубежными  филиалами, обеспечивают более оперативное  налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны (могут быстро и экономично обеспечивать свои предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах)6.
      Совместными фирмами (предприятиями) в практике зарубежных стран именуются фирмы с участием одного или нескольких иностранных партнеров - инвесторов. В развитых странах, как правило, не существует каких-либо специальных правовых норм, регулирующих создание и функционирование совместных фирм (предприятий). Эти вопросы регулируются нормами национального законодательства, применимого ко всем регистрируемым компаниям, или законами об иностранных инвестициях. Кроме того, в отдельных странах они подлежат регулированию в рамках антитрестовского законодательства или законов о защите конкуренции.
      В международной практике совместная фирма в самом широком смысле понимается как фирма, участники  которой осуществляют согласованную деятельность, направленную на достижение общей цели или конкретного конечного результата. Создание совместной фирмы всегда основывается на договоре (письменном или устном), которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами.
      Основным  признаком совместной фирмы (предприятия) является собственность на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную фирму от других видов совместной предпринимательской деятельности. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов партнеров.
      Национальная  принадлежность совместной фирмы определяется: по месту организации и регистрации, по месту нахождения центрального аппарата управления, по месту жительства генерального директора и президента фирмы, по месту расположения основной производственной базы деятельности.
      Договоры  о совместных фирмах (предприятиях) или совместной деятельности, применимые в мировой практике, бывают следующих видов:
    с образованием и регистрацией фирмы как нового юридического лица (субъекта права) с закреплением за этим юридическим лицом права собственности на продукцию совместной фирмы;
    о согласованных действиях партнеров для достижения общей цели без образования нового юридического лица; каждая сторона договора действует как самостоятельный субъект права;
    о передаче третьему лицу функций нового субъекта права. Для участников договора это так называемая "доверительная" собственность (соглашение о трасте). Стороны между собой не оформляют свою совместную деятельность.
      Деятельность совместных компаний осуществляется в разнообразных правовых формах в зависимости от целей деятельности, размеров уставного капитала, числа учредителей.
Аппарат управления любой ТНК делится  на  три основных уровня:
    Высший уровень (Top management), включающий совет директоров, комитеты, правление. Совет директоров избирается на общем собрании акционеров. Число членов совета директоров определяется уставом фирмы и в последующем может изменяться. Во главе совета стоит председатель. Роль совета директоров в крупных международных компаниях в современных условиях заметно возросла. Это связано прежде всего с дальнейшей интернационализацией производства и капитала, усилением плановых начал в управлении научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирм, углублением связей и взаимозависимости промышленных компаний, банков и других кредитных учреждений, ростом межфирменных экономических связей. Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, назначаемых советом директоров, которые либо руководят определенными закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении вопросов на заседаниях правления. Члены правления получают определенное (обычно высокое) вознаграждение, которое выплачивается в форме заработной платы, а иногда в виде отчислений от прибыли. Правление представляет общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, советом директоров и утверждаются общим собранием акционеров, которое собирается один раз в год. Совет директоров обеспечивает организацию работы фирмы, принимает решения, необходимые для оперативной деятельности правления. Решения совета носят долгосрочный характер. В функции совета директоров входят: выработка стратегии и долгосрочных планов развития фирмы, определение структуры капитала, диверсификация производственных программ, осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений, контроль за выполнением решений. Выполнение поставленных задач и директив возлагается на главного администратора и его заместителей (высшее исполнительное звено). Рекомендации для принятия того или иного решений в совете директоров подготавливаются в специальных комитетах (общеуправленческие: исполнительный, финансовый, ревизионный, по разработке политики; функциональные, информационные). Главная задача комитетов – обеспечение согласованности при выработке проектов решений. Правление выполняет следующие функции: текущее планирование, руководство научно-исследовательскими работами, выработка конкретного курса действий, принятие решений по организационным формам управления, делегирование полномочий должностным лицом на более низкие уровни управления, проведение кадровой политики, контроль за состоянием финансового положения компании, утверждение бюджетов компании, контроль за прибылью и обеспечение внутрифирменных расчетов и связей. Главный администратор, назначаемый советом директоров, несет всю полноту ответственности за текущее управление деятельностью фирмы.
    Средний уровень(Middle management), представленный центральными службами. Центральные службы выполняют общие функции по координации управления деятельностью фирмы, находятся в ведении высшего руководства и возглавляются вице-президентами. Аппарат центральных служб зависит от размеров, характера деятельности фирмы и степени сложности ее организационной структуры.
    Низовой уровень (Lover management) – оперативно хозяйственные подразделения. Современная крупная диверсифицированная компания состоит обычно из большого числа производственных  отделений, которые могут включать более мелкие подразделения - отделы, секторы. Управляют производственным отделением линейные службы или линейная администрация. Во главе отделений (отделов) стоят управляющие. Производственные отделения несут ответственность за: рентабельность производства, получение прибыли. Самостоятельность производственных отделений обычно полностью распространяется на такие виды деятельности как маркетинг, научные исследования и разработка новой продукции, производство (включая технологию), сбыт, учет и отчетность, подбор и расстановка кадров. Руководитель производственного отделения имеет свободу действий также в области ценообразования (если уровень цен устанавливается для всего подразделения). Отношения между производственными отделениями одной фирмы строятся на коммерческих началах. Расчеты между отделениями производятся на основе внутренних (трансфертных) цен, которые носят чисто бухгалтерский характер. Никаких платежей наличными между отделениями не производится. Производственные отделения могут иметь юридическую самостоятельность, если они зарегистрированы как дочерняя компания. Тогда они сами составляют баланс хозяйственной деятельности и имеют право от своего имени заключать коммерческие сделки с другими фирмами. Такие отделения имеют собственные правления, которые самостоятельно решают оперативные и коммерческие вопросы. Управляющие производственными отделениями несут личную ответственность за состояние дел перед правлением материнской компании. Число производственных отделений у той или иной компании зависит от размеров фирмы, ассортимента выпускаемых товаров, сферы деятельности и других факторов.
Важной формой управления ТНК является групповой уровень управления. Он представлен производственно-хозяйственной группой, в которую входят два или несколько производственных отделений. Группа руководит всеми аспектами деятельности производственных отделений от разработки и внедрения в производство новой продукции до ее реализации и организации технического обслуживания. Когда центрами прибыли продолжают оставаться производственные отделения и от них зависит положение фирмы в целом, группа обычно осуществляет контроль за производственно-сбытовой деятельностью отделений и вносит необходимые коррективы исходя из важнейших стратегических решений компании в целом. Обычно руководство производственно-хозяйственной группой осуществляет вице-президент - распорядитель, который несет ответственность за все вопросы, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В некоторых фирмах руководитель группы имеет в своем подчинении службы планирования, контроля, научных исследований и технических разработок, кадров. Руководитель группы обычно подчиняется ведущему вице-президенту или непосредственно президенту компании либо главному администратору.
      Отличительная особенность организации группового уровня управления в некоторых американских компаниях - наделение производственно-хозяйственных  групп финансовой самостоятельностью и превращение их в так называемые "стратегические центры хозяйствования". Стратегический центр хозяйствования (СЦХ) - это внутрифирменное организационное подразделение, отвечающее за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Первой такую структурную единицу ввела американская компания "Дженерал электрик". Вслед за "Дженерал электрик" по пути создания СЦХ пошли многие другие американские компании. Главным критерием образования СЦХ является эффективность развития по конкретному стратегическому направлению, эффективное использование технологии и высокий уровень рентабельности. Объекты стратегического планирования - диверсификация деятельности фирмы.7 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ
2.1 Холдинг как важный  компонент российской  экономики
      Впервые понятие «холдинговая  компания» было закреплено в  1992 г. во «Временном положении  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».
Гражданский кодекс РФ раскрывает явление холдинга через понятия дочернего и зависимого хозяйственных обществ. «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». Хозяйствующее общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Возможности преобладающего общества заключаются в том, что оно может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания.
Холдинг – это, прежде всего способ управления собственностью, когда основное общество владеет контрольными долями (или полностью) уставных капиталов дочерних обществ. Поэтому независимо от типа интеграции главной задачей владельцев является защита этой собственности. Вторая задача состоит в прибыльном использовании этой собственности. Следовательно, необходимо выстраивать эффективную систему управления капиталом (финансами), вложенным в предприятия холдинга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.