На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ внешней и внутренней среды малого предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине:
«Менеджмент малого бизнеса»
на тему:
«Анализ внешней и внутренней среды малого предприятия» 
 
 
 
 

Студент V курса Шишкова Н.Е.
Группа 223505
Личное дело № 08ММД46043
Преподаватель Малышев Н.И. 
 
 

Москва – 2011 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды малого предприятия 5
    1.1. Принципы и методы анализа внутренней среды организации 5
    1.2. Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации  10
    1.3. Информационные технологии анализа внешней и внутренней среды 17
Глава 2. Состояние внешней и внутренней среды ООО «Рапира» 19
    2.1. Краткая характеристика ООО «Рапира» 19
    2.2. Анализ состояния внутренней среды ООО «Рапира» 21
    2.3. Анализ внешней среды ООО «Рапира» 25
Глава 3. Рекомендации по развитию системы стратегического анализа 
ООО «Рапира» 28

    3.1. Организация и управление процессом обследования предприятия 28
    3.2. Пути повышения эффективности анализа внутренней и внешней среды на предприятии 31
Заключение  35
Список  литературы 37
 

Введение
    Темой данной курсовой работы является «Анализ внешней и внутренней среды малого предприятия на материалах ООО «Рапира». Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе. Более того, это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, оборудования, технологий.
    Любая организация находится и функционирует в среде, которая окружает ее. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
    Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление, как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
    Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Рапира».
    Предмет исследования: внутренняя и внешняя  среда ООО «Рапира».
    Цель  данной работы: на основе теоретических  и аналитических данных разработать  рекомендации по организации и управлению процессом обследования организации.
    Исходя  из этой цели, для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть понятия внутренней и внешней среды организации;
    рассмотреть методы и приемы проведения анализа внутренней и внешней среды организации;
    на основе полученных теоретических данных проанализировать состояния внутренней и внешней среды ООО «Рапира»;
    предложить рекомендации по развитию системы стратегического анализа на предприятии.
    В качестве теоретической и методологической основы исследования при подготовке курсовой работы использовались труды  отечественных авторов (Анискин Ю.П., Горфинкель В.Я., Виханский О.С., Максимцов М.М. и др.), в области стратегического управления, экономики предприятий, посвященные тем или иным аспектам исследуемой проблемы.
    Законодательной базой исследования послужили: Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 №51 – ФЗ; Федеральный закон от 08.02.98 №14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Принципы и методы анализа внутренней среды организации
    Внутренняя  среда компании - это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые влияют на ее потенциал, конкурентоспособность, способность развиваться. Внутренняя среда может изучаться и описываться различными способами.
    Структура внутренней среды включает:
    стратегические цели организации и стратегию, определяющие вектор ее развития;
    структуру организации, ее органы управления, подразделения, взаимосвязи между ними;
    оборудование, транспорт, помещения;
    процессы, включающие технологии, бизнес-процессы, процессы управления и другие;
    персонал, его квалификация, трудовая активность, организационная культура, внутренние ценности [5, c. 98].
    Внутренняя  среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор  ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
    Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
    Внутренняя  среда пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
    Организационная культура, представляет собой интеграцию внутренних ценностей, традиций, убеждений, стилей мышления, поведения и управления, особенностей социального общения в организации. Каждая организация имеет свою специфическую культуру, определяемую культурой личностей, в ней работающих [2, c. 125].
    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
    SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости, возможности и угрозы). Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации, слабости (Weaknesses) - недостатки организации, возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке, угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации.
    SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия.
    Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.
    Применяя  метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации; внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
    Сильные стороны предприятия — то, в  чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться  в имеющемся опыте, доступе к  уникальным ресурсам, наличии передовой  технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и т.п.
    Слабые  стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение ( слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса).
    Рыночные  возможности — это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
    Рыночные  угрозы — события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.д. [13, c. 75].
    Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид:
      Возможности Угрозы
Сильные стороны Поле «Сила  и Возможности»
Поле «Сила  и Угрозы»
Слабые  стороны Поле «Слабость  и Возможности» Поле «Слабость  и Угрозы»
Рис. 1.1. Матрица SWOT
    Шаг 1. Определение сильных  и слабых сторон предприятия
    Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:
    составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
    по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
    из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
    Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
    Второй  шаг SWOT-анализа - оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
    составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
    определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
    выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.
    Шаг 3. Сопоставление  сильных и слабых сторон вашего предприятия  с возможностями  и угрозами рынка
    Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
    Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
    Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
    За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
    Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться? [13, c. 82]
    Слева выделяются два раздела (сильные  стороны, слабые стороны), в которые, соответственно, вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела, в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
    Руководителю  любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
    Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса [15, c. 52].
 

1.2. Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации
    Внешняя среда организации  – это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация взаимодействует, и влиять на которые в целом она не может, за исключением воздействия на отдельные элементы. На организацию влияет множество факторов внешней среды, система налогообложения, конкуренция, социальная среда и т.д. [11, c. 114].
    Анализ  внешней среды - процесс, предназначенный  для контроля внешних факторов среды  с целью определения перспективных  возможностей организации и грозящих ее опасностей; осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.
    Внешнюю среду подразделяют на:
    микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг), торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, страховые компании, государственные органы, финансово-кредитные учреждения;
    макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
    Существует  среда прямого воздействия, которая включает:
    Анализ  покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
    Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, к числу таких относят:
    соотношение степени зависимости покупателя от продавца и со степенью  зависимости продавца от покупателя;
    объем закупок, осуществляемых покупателем;
    уровень информированности покупателя;
    наличие замещающих продуктов;
    стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
    чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара [10, c. 94].
    Анализ  поставщиков. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электрической и тепловой энергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость, что позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации. Анализ поставщиков материальных и природных ресурсов позволяет определить, насколько сильна ресурсная зависимость организации и каковы ее причины.
    При выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
    Конкурентную  силу поставщика определяют следующие  факторы:
    уровень специализированности поставщика;
    степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
    концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
    важность для поставщика объемов продаж [10, c. 96].
    Анализ  конкурентов. При изучении конкурентной среды менеджеры должны оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Вместе с тем необходимо объективно оценивать позиции организации и ее конкурентные преимущества, чтобы выработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынке появляются новые фирмы, имеющие намерение производить аналогичный продукт, или уже существующие выпускают такой же продукт, то их необходимо включить в группу потенциальных конкурентов.
    Угрозу  для организации могут представлять также фирмы, производящие товары или услуги, которые способны заменить или даже полностью вытеснить ее продукцию. Чем более полной и достоверной информацией о реальных и потенциальных конкурентах располагает фирма, тем лучше она сумеет подготовиться к ответным действиям на вызов конкурентов, разработав наступательную или оборонительную стратегию [10 – c. 97].
    Анализ  рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе [10, c. 98].
 

     Также на организацию влияет среда косвенного воздействия:
    Политическая  составляющая, представленная органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, пути и средства их реализации правительством. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность организаций, она создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Информированность об этих процессах позволяет одним организациям воспользоваться благоприятными возможностями для укрепления своих позиций, завоевания новых рыночных ниш, расширения сферы деятельности, другим - избежать или снизить потери [7, c. 63].
    Правовая  составляющая - это законы и другие правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др. От знания и правильного толкования принятых законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью организации, осуществляемой в рамках существующего законодательства.
    При изучении экономического фактора важно обращать внимание на такие критерии как: общий уровень экономического развития, природные ресурсы, тип конкурентных отношений; структура населения; уровень образованности рабочей силы, ВВП, инфляция, валютный курс, уровень безработицы, ставки налогообложения и др. Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Предприимчивые компании могут получать преимущества перед конкурентами в результате использования знаний о тенденциях развития экономики. Многие фирмы начинают преуспевать именно в моменты экономического подъема с началом очередного цикла [7, c. 64].
    Изучение  социальной составляющей макроокружения отражает социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Социальная составляющая макросреды, влияя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции, определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор месторасположения предприятия: наличие необходимой численности работников, определенный уровень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни, изменившееся отношение к охране окружающей среды, появление новых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе. Это может для одних компаний открывать большие перспективы развития, а для других - определенные трудности и проблемы. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения [7, c. 66].
    Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы. На их основе организация может модернизировать старую и выпускать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. При этом она может не только использовать результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других отраслей. В настоящее время наблюдается быстрое внедрение инноваций в компаниях. Деятельность компаний, которые осознали важность технологических инноваций, свидетельствует о том, что их бизнес развивается ускоренными темпами. Это не значит, что все новые технологии обязательно приводят к успеху. Многие запатентованные технологии не имеют спроса на рынке [7, c. 68].
    Для анализа тенденций изменения  внешней среды фирмы используется техника анализа ПЭСТ (PEST), позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму.
    PEST- Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
    Основные  положения PEST – Анализа:
    “Стратегический анализ каждой из четырех указанных  компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”.
    Технология  использования методики ПЭСТ достаточно проста и состоит из нескольких этапов:
    1. Выделяют факторы, определяющие состояние макросреды компании.
    2. Факторы выписывают в таблицу отдельно по каждой составляющей макросреды.
    3. Факторы анализируют и определяют состояние каждого фактора и тенденцию его изменения.
    4. Оценивают характер влияния факторов на деятельность компании (отрицательное или положительное).
    5. Оценивают степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от -5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние).
    6. Определяют суммарное влияние на фирму всех факторов внешней среды с учетом характера их влияния.
    7. Разрабатывают план ответных мер (возможных действий организации по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей).
    8. Оценивают степень влияния на деятельность компании каждого из факторов при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения (шкала от —5 до +5).
    9. Определяют силу и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.
    10. Определяют, не появились ли новые факторы макросреды, оказывающие влияние на деятельность компании, и возвращаются к этапу 1.
    Анализ  по методике ПЭСТ должен проводиться  систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды [7–c.70].
 

1.3. Информационные технологии анализа внешней и внутренней среды
    Для того чтобы организация могла  результативно изучать состояние  компонентов общего и конкурентного  окружения, должна быть создана специальная  система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
    Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
    Участие в профессиональных конференциях;
    Анализ опыта деятельности организации;
    Изучение мнения сотрудников организации;
    Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений [14,c. 140].
    Изучение  компонент внешней среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также выявить те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление развития этих факторов. Это, поможет предвидеть какие угрозы и возможности могут ожидать организацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.