На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль, сущность, принципы и современное состояние налоговой системы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические основы налоговой системы. Налоговая система РФ…………..5

      Понятие и общая характеристика налоговой системы………………….5
         1.2.     Налоговая  система Российской  Федерации………………………………...8 

Глава 2 Основные налоги России………………………………………………………….15
      2.1. Федеральные налоги……………………………………………………………..15
      2.2. Региональные налоги…………………………………………………………….24
      2.3. Местные налоги………………………………………………………………….25

Глава 3 Проблемы современной налоговой системы России…………………………….33

            3.1. Воздействие налоговой  системы РФ на  национальную экономику…………..33
            3.2. Налог на прибыль  – инструмент  регулирования экономики  РФ……………...39

Заключение…………………………………………………………………………………...44

Список  использованной литературы…………………………………………………….. 46

Введение
 
 
    Новая налоговая система, создающаяся  с 1991 г., несет на себе отпечаток проблем  и противоречий переходного периода. В этой системе сочетаются элементы, унаследованные от прежней советской директивной экономики, и нормы, способы и методы налоговых взаимоотношений, заимствованные из арсенала ведущих экономически развитых стран.
    К числу недостаточно проработанных  нововведений в сфере налоговых  отношений следует отнести множественность налогов и сборов, введение налога на добавленную стоимость без необходимого периода адаптации налогоплательщиков к принципиально новому виду налогообложения и т.д. Финансовый кризис августа-сентября 1998 г. показал недостатки экономической, финансовой и кредитной политики России. Одной из основных причин кризиса следует считать и несовершенство налоговой системы страны.
    Современную налоговую систему России критикуют  и в СМИ, и в Госдуме, и в  регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно. Основными недостатками налоговой системы являются:
    1. Фискальный крен в налогообложении,  на первый план выдвигается  только пополнение доходной части  бюджетов, регулирующей функции  не придается должного значения, хотя именно она дает толчок  экономическому развитию.
    2. Высокий уровень налогообложения  предприятий и организаций и  особенно налога на прибыль  и НДС. 
    3. Нестабильность налогового законодательства  и особенно по прибыли, НДС,  акцизам.
    4. Современная налоговая система  слишком сложна для понимания  налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.
    5. Существующее налогообложение заставляет  предприятия пересматривать баланс  не по экономическим причинам, а по налоговым.
    6. Ориентация на легкособираемые  налоги, у которых налогооблагаемой  базой является выручка от  реализации продукции, что ведет  к явной депрессии экономики  производственной сферы. 

    Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

    Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

    Объектами исследования настоящей работы являются роль, сущность, принципы и современное  состояние налоговой системы Российской Федерации, 
пробелы действующего механизма налогообложения, пробелы действующей налоговой системы, воздействие налоговой системы на национальную экономику.

    Курсовая  работа состоит из  трех глав. В  первой главе рассматриваются теоретические основы налоговой системы и налоговая система РФ, раскрываются основные термины и понятия.
    Во  второй главе дается краткая характеристика основных налогов России. Объектами  исследования в третьей главе  стали проблемы международных налоговых  отношений РФ, особое внимание уделяется налогу на прибыль как инструменту  регулирования экономики РФ.
    Основные  оценки, выводы и предложения по совершенствованию налоговой системы  составляют заключение.
    Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности  этих данных для  будущих специалистов экономической сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы налоговой  системы. Налоговая  система РФ

      Понятие и общая характеристика налоговой системы
 
    Различные страны строят свои налоговые системы на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности к той или иной теории.
    Взимаемые в установленном законодательством  порядке налоги, сборы, пошлины и  другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой  системы. Но налоговые системы отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
    Налоговая система любого государства представляет собой:
    во-первых, взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
    в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных акт. Администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
    С известной долей условности, первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй – системой налогового законодательства, а третий – институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние – вне зависимости от институтов, которые их принимают и администрируют.2
    Оптимально  построенная налоговая система  должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности  государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем налоговой системы страны.
    Научно  доказано, что при увеличении налоговой  нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к ''старому'' уровню налогового изъятия уже не будет платить налоги в полном объеме. Эффективная налоговая система должна обеспечить разумные потребности государства, изымая у налогоплательщиков не более 30 % его доходов.
    Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных  экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в то же время в их числе можно выделить наиболее важные.
    В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, то есть каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налолгами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
    Выделяют  принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
    налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или это влияние должно быть минимальным;
    налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;
    не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны;
    налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества;
    максимальная эффективность каждого конкретного налога.
    Важное  значение имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:
    налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм его собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности;
    должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.
    Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами (один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством период).
    Рациональная  и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться. Используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика (не является обязательным).
    Исключительно важным является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления – каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов .3 
 
 

    1.2. Налоговая система  Российской Федерации 

    Действующая ныне налоговая система была введена  в 1991-1992 гг. Проводившаяся налоговая  реформа была вызвана тем, что  экономические преобразования потребовали разработки принципиально новой налоговой политики. Одним из ее элементов была попытка осуществления учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования развивающихся рыночных отношений. Предполагалось, что налоговая система позволит ограничить стихийность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции.
    Налоги  – это одна из самых формализуемых  частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности.
    Блок  необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 1992 г., был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:
    единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
    четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
    приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимся к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
    однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
    определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.
    В соответствии с законом «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действующая с 1992 г. налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и, прежде всего, – отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, а также:
      многочисленности нормативных документов и частого несоответствия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других отраслей права, имеющим отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
      нестабильности налогового законодательства, что ограничивает горизонт планирования хозяйствующих субъектов;
      чрезмерно жестких норм ответственности за нарушение налогового законодательства;
      большого количества налогов;
      достаточно высокой налоговой нагрузки, не позволяющей налоговой системе реализовывать свою регулирующую функцию.
    Необходимость реформирования сложившейся налоговой  системы России была очевидной. Принятый Государственной Думой Налоговый  Кодекс РФ (часть 1) был введен в действие 1 января 1999 г. Предполагалось, что он позволит решить следующие важнейшие задачи:
    построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех его элементов в рамках единого налогового правового пространства;
    развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними гарантированными налоговыми источниками доходами;
    создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
    снижение общего налогового бремени (до 32,4 % ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);
    формирование единой налоговой правовой базы;
    совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.4
    Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена  трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
    Первый  уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.5
    К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
    налог на прибыль (доход) организаций;
    налог на доходы от капитала;
    налог на доходы с физических лиц;
    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    государственная пошлина;
    таможенная пошлина и таможенные сборы;
    налог на пользование недрами;
    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    лесной налог;
    водный налог;
    экологический налог;
    федеральные лицензионные сборы.6
    Второй уровень – региональные налоги.
    Региональные  налоги устанавливаются представительными  органами субъектов федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок принятия.7
    К региональным налогам и сборам относятся:
    налог на имущество организаций;
    налог на недвижимость;
    дорожный налог;
    транспортный налог;
    налог с продаж;
    налог на игорный бизнес;
    региональные лицензионные сборы.8
    Третий  уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д.
    К местным налогам и сборам относятся:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц;
    налог на рекламу;
    налог на наследование или дарение;
    местные лицензионные сборы.9
    Организационные принципы российской налоговой системы
    Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:
      Принцип единства налоговой системы. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
      Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть императивно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. В ряде случаев эластичность налогообложения используют в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов. однако реализация этого принципа в российской налоговой системе, по мнению иностранных экспертов, затруднена в связи со слишком частыми и непредсказуемыми изменениями законодательства.
      Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
      Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в  том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимодополняемость налогов, согласно которой искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.
      Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Существует также запрет на дискриминацию налогоплательщиков по каким-либо основаниям. Так, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.10
     Недостатки  налоговой системы  России.
     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
     С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
     Основной  недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем  лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
     Налоговая система России не учитывает и  то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров -население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.
     Наша  налоговая система построена  так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
     Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне.
    Налоговая система России неадекватна экономическим  условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта  в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.11 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные налоги России

2.1. Федеральные налоги

 
    К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
    налог на прибыль (доход) организаций;
    налог на доходы от капитала;
    налог на доходы с физических лиц;
    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    государственная пошлина;
    таможенная пошлина и таможенные сборы;
    налог на пользование недрами;
    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    лесной налог;
    водный налог;
    экологический налог;
    федеральные лицензионные сборы.12
    Федеральные налоги устанавливаются Государственной  Думой России и взимаются на всей ее территории. Рассмотрим основные из них.
    Налог на добавленную стоимость (НДС)
    НДС в самом общем виде представляет собой налог, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления. При этом на каждом из этапов продвижения товаров от производителя до конечного потребителя производится зачет ранее уплаченных сумм этого налога. В результате налогообложению подвергается лишь разность между ценой реализации произведенного товара (работ, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, используемых в производственном процессе, - добавленная стоимость (или стоимость, добавленная обработкой).
    Этот  вид косвенного налогообложения  отличается от иных видов косвенных  налогов широким кругом охвата разных видов деятельности и, соответственно, относительно более равномерным распределением налогового бремени пропорционально добавленной стоимости.13
     Налог на добавленную стоимость применяется  более чем в 40 странах рыночной экономики, хотя впервые он был введен относительно недавно - в 1954 г. во Франции.
     Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают  социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. Взимаемые непосредственно  с доходов или с имуществ налогоплательщиков, прямые налоги с очевидностью демонстрируют любому из них, насколько его “обирает” государство. Именно в этом корни недовольства налогоплательщиков государством, их борьбы за уменьшение бремени налогов. В отличие от прямых налогов косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика, поскольку устанавливаются в виде надбавок к цене или к тарифу, по которой производитель согласен производить и продавать товар. Производитель товара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации. Он выступает своеобразным сборщиком налога, представляющего собой, по сути, часть выручки. Разумеется, истинным налогоплательщиком является потребитель, приобретающий товар по цене, включающей косвенный налог. Если конечный потребитель не знает или лишь смутно представляет себе величину косвенного налога, то у него не возникает отрицательного восприятия действий государства по налогообложению.
     Налогом на добавленную стоимость облагается не все стоимость (цена) товара, а - как следует из названия налога - лишь та ее часть, которая добавлена обработкой. Эта часть представляет собой цену товара (без налога на добавленную стоимость) за вычетом израсходованных на его производство покупных сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий.
     В статье 1 Закона “О налоге на добавленную  стоимость” содержится четкое и однозначное  определение этого налога: “Налог представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения”.14
     Достоинство налога на добавленную стоимость в том, что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам. Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса.
     Основные  отличительные черты НДС:
     - в облагаемый оборот не включаются  суммы ранее оплаченного плательщиком налога;
     - облагаемый оборот и налог  учитываются и указываются в  счетах предприятий отдельно  в составе цены товара;
     - обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только  та часть налога, которая соответствует  стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком;
    - налогообложение построено на  системе компенсации, когда предприниматель  из всей суммы начисленного  за определенный период налога  вычитает суммы оплаченного им  ранее налога, открыть выставленного  поставщиками в своих счетах.
    Объектом налогообложения признаются следующие операции:
    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ , в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
    передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. и через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.15
    Налоговые ставки
    Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
    товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств – участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
    работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
   Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;
    работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
    услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами РФ;
    работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
    драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, ЦБ РФ, банкам;
    товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей.
      2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
    1. Следующих продовольственных товаров:
    скота и птицы в живом весе;
    мяса и мясопродуктов;
    молока и молокопродуктов;
    яйца и яйцепродуктов;
    масла растительного;
    маргарина;
    сахара, включая сахар-сырец;
    соли;
    зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
    маслосемян и продуктов их переработки;
    хлеба и хлебобулочных изделий;
    крупы;
    муки;
    макаронных изделий;
    рыбы живой;
    море- и рыбопродуктов;
    продуктов детского и диабетического питания;
    овощей;
   2. товаров для детей.
   3. периодических печатных изданий,  за исключением периодических  печатных изданий рекламного или эротического характера; учебной и научной книжной продукции; услуг по экспедированию и доставке периодических изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических и печатных изданий и книжной продукции; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания.
   4. медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства.
   3.  Налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1,2 и 4
   4.  Налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 процента и 16,67 процента (расчетные налоговые ставки) – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами в соотв. со ст. 161 НК РФ, а также при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соотв. с пунктом 3 ст.154 НК РФ, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соотв. с пунктом 4 ст.154 НК РФ.
   5. при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3.16 (см. ПРИЛ. 3)
    Акцизы
    В отличие от налога на добавленную  стоимость акцизы государством применялись  издавна.
    В настоящее время акцизы применяются  почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую  роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюджета, а во-вторых - средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по уменьшенной на величину акциза цене производства, включающей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.
    Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В соответствии с Законом “Об акцизах” (с учетом изменений и дополнений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузовые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются только те подакцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также шины для легковых автомобилей, направляемые на комплектацию. Право устанавливать ставки акциза передано законодателем Правительству Российской Федерации. (см. ПРИЛ. 1)
    Налог на прибыль (доход) организаций
    Данный  налог является прямым, т.е. его окончательная  сумма целиком и полностью  зависит от конечного финансового  результата. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и  организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие  отдельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукта (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
    Налоговые ставки.
    Налоговая ставка устанавливается в размере  24 %. При этом:
      сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 %, зачисляется в федеральный бюджет;
      сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;
      сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты;
    Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью  в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
      20 %- с любых доходов;
      10 %- от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
    К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются  следующие ставки:
      6 %- по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
      15 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов  российскими организациями от иностранных организаций.
    К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
      15 %- по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
      0 %- по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным облигациям.
    Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления  деятельности, связанной с выполнением  им функций, предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», облагается налогом  в 0 %.17 (см. ПРИЛ. 2)
    Налог на доходы физических лиц
    Для более полного освещения особенностей исчисления данного налога приведу  основные понятия. Налогоплательщиками  налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также  физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. В НК впервые определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом). По сравнению с действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК РФ значительно расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ. Так, начиная с 01.01.2001 к таким доходам в числе прочих доходов будет относиться и вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. Такая формулировка свидетельствует о том, что доходом от источника в РФ будет являться не только доход, полученный в результате определенных действий - за выполненную (совершенную) на территории РФ работу, но и любой доход, полученный в результате совершения иных действий (бездействий) в РФ.
    При определении налоговой базы учитываются  все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок определения налоговой базы. Теперь она будет определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
    Несомненно, самым значительным нововведением  является  введение единой ставки налога с 2001г. – 13%. 
    По  ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35% устанавливается  в отношении следующих доходов [3, ст. 224 ]:
    выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов;
    стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;
    страховых выплат по договорам добровольного  страхования в части превышения страховых взносов, увеличенных  на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ;
    процентных  доходов по вкладам банка в  части превышения суммы, рассчитанной исходя из ? действующей ставке рефинансирования ЦБ по рублевым вкладам и 9% годовых  по вкладам в иностранной валюте;
    суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных выше.
    Налоговая ставка в размере 30% устанавливается  по следующим доходам:
    дивидендов;
      доходов, получаемых физическими  лицами, не являющимися резидентами  РФ.
    Собираемость  подоходного налога по ставке 13% оценивается  специалистами на уровне 90%.
       Для доходов, в отношении которых  предусмотрены ставки 30% и 35%, налогооблагаемая  база определяется как денежное  выражение таких доходов. При  этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.

    Порядок уплаты налога и подачи налоговой декларации.

    Датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (в настоящее время дата выплаты зарплаты) за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).  Это означает, что объект обложения налогом на доход возникает независимо от факта получения зарплаты работником. То есть если зарплата начислена работнику за какой-либо месяц, то налог обязательно должен быть удержан с работника в последний день этого месяца.  
    Налоговые агенты обязаны удержать начисленную  сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при  их фактической выплате 
    Согласно  ст.226 НК РФ налоговыми агентами являются: 1) российские организации, 2) индивидуальные предприниматели и 3) постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
    Поскольку датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который  ему был начислен доход, то следовательно  налог должен быть удержан (начислен) в последний день месяца, за который был начислен доход независимо от дня фактической выплаты зарплаты.
    В соответствии со ст.229 Налогового кодекса  РФ налоговую декларацию должны представлять те налогоплательщики, которые указаны  в ст.227 и 228 кодекса, т.е. индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
    Кроме того, декларацию обязаны также подавать физические лица, получившие в налоговом  периоде доходы по договорам гражданско-правового  характера от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физические лица, получившие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, а также физические лица, получившие другие доходы, если налоговыми агентами не были удержаны налоги с этих доходов. Остальные налогоплательщики подают налоговую декларацию в добровольном порядке. Эта добровольность носит несколько условный характер.     
    Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в налогообложении доходов физических лиц направлены на достижение одной цели: легализация, то есть вывод доходов физических лиц из теневого оборота. Об этом свидетельствует установление единой налоговой ставки по подоходному налогу (по мнению разработчиков проекта Налогового кодекса), введение некоторых вычетов, а также порядка предоставления имущественных и социальных вычетов.
    2.2. Региональные налоги 

    К региональным налогам и сборам относятся:
               1. налог на имущество организаций;
               2. налог на недвижимость;
               3. дорожный налог;
               4. транспортный налог;
      налог с продаж;
      налог на игорный бизнес;
      региональные лицензионные сборы.18
    Налог с продаж.
    Налогоплательщиками налога с продаж признаются: организации, индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.
    Объектом  налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
    Налоговая база определяется как стоимость  реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
    Налоговая ставка устанавливается законами субъектов  РФ в размере не выше 5 %.
    Не  подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам следующих товаров: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного , маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств; жилищно-коммунальных услуг; недвижимого имущества; ценных бумаг; учебной и научной книжной продукции; периодических печатных изданий; услуг в сфере культуры и искусства; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования; ритуальных услуг похоронных бюро и т.д. 

    2.3. Местные налоги 

    К местным налогам и сборам относятся:
      земельный налог;
    налог на имущество физических лиц;
    налог на рекламу;
    налог на наследование или дарение;
    местные лицензионные сборы.19
    Земельный налог

    Объект налогообложения.

         Сельскохозяйственные угодья, земельные  участки, предоставленные гражданам  для ведения личного подсобного  хозяйства, в том числе участки в садоводческих кооперативах, земля под строительство жилья, дачи, гаража. В зависимости от основного целевого назначения, земли, выделенные гражданам, подразделяются на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
    Исчисление  и уплата налога
          Земельный налог начисляется  исходя из площади участка  и утвержденных ставок земельного  налога. Земельный налог за участки  в пределах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, садоводства взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного значения административного района. Налоговая ставка принимается местным органом власти в размере от 0,1 до 2 процентов от стоимости. За землю, которая занята жильем, плата исчисляется в размере 3 процентов от ставки земельного налога, но не менее 60 рублей за квадратный метр.
          Налог уплачивается два раза в год равными долями - до 15 сентября и до 15 ноября.

    Льготы

         От уплаты налога на землю  освобождены 
    граждане, занимающиеся народными художественными промыслами,
    участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространяются льготы, установленные для участников ВОВ.
    инвалиды 1 и 2 групп,
    граждане подвергшиеся воздействию радиации,
    военнослужащие и граждане, уволенные в запас до достижения предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы 20 лет и более.
    члены семей военнослужащих, УВД, учреждений уголовно-исправительной системы потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей,
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.