На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 20 С. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
    Агропромышленный  комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в  полной мере и на равных условиях участвовать  в межотраслевой конкуренции. Низко доходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее капиталы приносят меньшую отдачу. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
    Для обеспечения устойчивого развития АПК необходима действенная экономическая  система, основанная на сочетании методов  и принципов государственного регулирования.
    Одним из важнейших факторов, определяющих необходимость государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, является их финансовое состояние. Реформы 1990-х гг. привели к значительному спаду производства в АПК, к тяжелому финансово-экономическому положению товаропроизводителей и появлению многих социальных проблем. Современная ситуация в аграрном секторе страны отчетливо свидетельствует не только об утрате продовольственной безопасности государства, но и косвенно дает оценку прежней и существующей сегодня системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства.
    Сегодня отечественный аграрный сектор демонстрирует  отсутствие эффективной системы  управления, низкую конкурентоспособность  в сравнении с зарубежными  участниками рынка продовольствия, продолжающуюся деградацию социальной сферы села. Между тем опыт зарубежных государств не может быть непосредственно перенесен в нашу страну в чистом виде как в связи с конкретными природно-экономическими различиями, так и из-за несопоставимости размеров бюджетных дотаций на развитие АПК.
    Следовательно, в условиях взаимосвязанного воздействия  на сельское хозяйство как внутренних, так и новых мирохозяйственных  тенденций необходима активизация  государственного вмешательства в  аграрный сектор экономики посредством  регулирования производства и политики аграрного протекционизма. Государственное регулирование и поддержка развития сельскохозяйственного производства – объективная потребность в целях устойчивого функционирования АПК.
    Практически все исследователи сходятся в  том, что российское село переживает системный кризис, который проявляется, прежде всего, в кризисе сельскохозяйственного производства.
    Актуальность  темы исследования. Стабилизация и  дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и  поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.
    В решении данной проблемы заинтересованы все участники АПК: государство и регионы. Это объясняется непрерывным усложнением экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, необходимостью резкого улучшения материально-технической базы сельского хозяйства и всех звеньев АПК, постоянного поиска путей повышения эффективности производства, финансовых и хозяйственных результатов. Только на такой основе возможно формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В этом состоит цель и назначение государственной аграрной политики в настоящее время и на длительную перспективу.
    Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
    В данной курсовой работе поставлены следующие  задачи, дать оценку:
    1   Необходимости и предпосылкам появления государственных целевых программ развития;
    2    Производственной  структуре агропромышленного комплекса;
    3 Основным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства
    4 Анализу кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия
    5   Основным направлениям кредитной  поддержки АПК
    6 Кредитоспособности заемщика – участника государственной программы в сфере развития АПК
    7 Зарубежной практике кредитования сельского хозяйства и ее использования в России
    Совершенствованию системы развития кредитных услуг в АПК (на примере «Россельхозбанка»)
    9   Минимизации банковских рисков при кредитовании АПК
    Структура работы включает в себя введение, три главы, девять параграфов, заключение, список литературы и приложения. 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы реализации  государственных программ
    1.1 Необходимость и предпосылки появления государственных целевых программ развития
    Целью осуществления мероприятий по поддержке  экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов  Российской Федерации является социально-экономическое развитие сельских территорий в субъектах Российской Федерации за счет реализации региональных программ развития сельского хозяйства, имеющих экономическое значение с учетом особенностей региона (далее - региональные программы).
    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    определение мотивации субъектов Российской Федерации к разработке и финансированию региональных программ;
    поддержание модернизации и развития подотраслей сельского хозяйства, традиционных в отдельных субъектах Российской Федерации.
    Средства  федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку экономически значимых региональных программ, предполагается предоставлять на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших целевую комплексную программу развития отдельной подотрасли сельского хозяйства, подготовленную с учетом Программы, на реализацию следующих мероприятий:
    поддержание производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и др.), имеющего существенное значение для социально – экономического устойчивого развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
    поддержание традиционной для субъектов Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства и существенной для социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
    формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики в регионе, которая окажет существенное влияние на рост социально-экономического развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации.
    Экономически  значимые региональные программы не должны дублировать мероприятия Программы.
    Региональные  программы, на реализацию и поддержку  мероприятий которых предусматривается  выделение средств федерального бюджета, предполагается отбирать исходя из следующих критериев:
    выполнение условий по финансированию расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    их соответствие целям и задачам Программы;
    значимость мероприятий, предусмотренных региональными программами для всей сельской местности субъектов Российской Федерации, а не отдельных его территорий или поселений;
    комплексность мероприятий региональной программы, предполагающая анализ проблемы, обоснование значимости поддержки той или иной подотрасли сельского хозяйства или производства в регионе и механизма воздействия развития этой отрасли или производств на устойчивое развитие сельских территорий региона;
    обоснованность потребности в финансировании и эффективность предлагаемых мероприятий в решении указанной проблемы.
    Региональным  программам, прошедшим в установленном порядке отбор, предусматривается выделение средств в течение периода их действия.
    Государственная программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
    Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
    Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.
    Однако  с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок, которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
    По  отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.
    Если  в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.
    Замедление  экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для  альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.
    Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
    низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
    неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
    финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
    дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
    Динамичное  и эффективное развитие сельского  хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного  решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.  
 
 

    1.2 Производственная структура агропромышленного  комплекса
    Агропромышленный  комплекс (АПК) – целостная производственно-экономическая система, возникшая на основе общественного разделения труда и интеграции с отраслями промышленности, обеспечивающими сельское хозяйство средствами производства. В настоящее время в агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует около 80 отраслей народного хозяйства.
    Агропромышленный  комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных  между собой экономическими отношениями  по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании [8, с.51].
    Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных  предметов потребления сельскохозяйственного  происхождения, составляют отраслевую структуру агропромышленного комплекса, в состав которого входит три сферы.
    Первая  сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для  пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, строительство, ремонт оборудования и техники.
    Отрасли, входящие в первую сферу призваны обеспечивать ресурсами процесс  производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и технического прогресса в перерабатывающей промышленности, способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и стабильность темпов роста производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом [10, с.67].
    Второй  сферой агропромышленного комплекса  является непосредственно сельское хозяйство (включая подсобные хозяйства  населения) и лесное хозяйство. Это  центральное звено АПК. На данном этапе на долю данной сферы приходится около 70% валовой продукции, производимой всеми отраслями аграрно-промышленного комплекса.
    Третью  сферу образуют отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку  сельскохозяйственного сырья, а  также реализацию конечного продукта. В данную сферу входит пищевая промышленность (пищевкусовая, молочная, мясная, рыбная), мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности, а также легкая промышленность переработки сельскохозяйственного сырья (текстильная, кожевенно-меховая и обувная), заготовительные и торговые организации. Процесс производства многих видов конечной продукции завершается в отраслях и подразделениях третьей сферы. Они осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до готовности к употреблению, а также осуществляют реализацию конечной продукции.
    Одним из главных условий динамичного  развития АПК является пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. В  доперестроечный период сельское хозяйство  и перерабатывающая промышленность развивались на основе концентрации и агропромышленной интеграции. Агропромышленные формирования за короткий период добивались высоких экономических и социальных результатов. В них быстрее осваивали передовые технологии производства и переработки, более полно использовали производственные ресурсы, а также побочную продукцию и отходы, сокращали время продвижения продукции от производителя к потребителю.
    С переходом к рыночным отношениям сложившиеся экономические отношения  между партнерами АПК, жестко регулируемые государством, в своей основе оказались малоэффективными. В этой системе, основной формой организации экономических отношений между предприятиями и организациями, занимающимися производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции в системе АПК, является хозяйственный договор.
    В условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения  экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные связи, бартерные  сделки, лизинговые операции, различные формы государственного протекционизма и др. [12, с.131].
    Процесс интеграции и кооперирования предприятий  и организаций агропромышленного  комплекса способствует укреплению производственно-экономических связей, совершенствованию отношений между  участниками единого воспроизводственного цикла, что в условиях рыночных отношений имеет весьма важное значение.
    В заключение следует повторить, что  структура агропромышленного комплекса  – это соотношение отраслей, участвующих  в производстве продуктов питания  и непродовольственных предметов потребления сельскохозяйственного происхождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства

     Учитывая  вышеуказанные особенности, а также  важность развития агропромышленного  комплекса в различных странах (и их союзах), выработаны теоретические основы, определены закономерности и необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса и, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике государств. Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку менее монополизированного сельского хозяйства путем перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе таких, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но также экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания, безусловно обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.
     Сельское  хозяйство России имеет ряд существенных объективных и субъективных особенностей, которые ставят отечественного сельхозтоваропроизводителя в худшие условия на рынке сельхозпродукции по сравнению с сельхозтоваропроизводителями развитых стран. Указанные условия не обеспечивают конкурентоспособность российского сельского хозяйства. Назовем главные из них.
    Земля как основное средство производства в сельском хозяйстве находится в крайне неудовлетворительном качественном состоянии. Ее плодородие резко падает, снижается содержание гумуса. Значительная часть сельскохозяйственных угодий заболочена, многие площади заросли кустарниками, имеют повышенную кислотность. Для восстановления плодородия почвы, хотя бы до невысокого уровня 80-х годов, требуются существенные и долгосрочные инвестиции.
     Биологическая и природная продуктивность российской пашни в 2,2 раза ниже, чем в странах  ЕС, и в 2,5 раза ниже, чем в США. По обеспеченности производства основными фондами на 100 га пашни сельское хозяйство России в 4-5 раз уступает большинству стран. Особенно это проявилось в последние годы.
    Большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. При этом две трети площадей сельскохозяйственных угодий размещены в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Вследствие этого в таких регионах повторяются засухи с различной периодичностью. Остальная часть сельскохозяйственного производства находится в зоне избыточного увлажнения.
    В последнее десятилетие в Российской Федерации произошло значительное снижение покупательной способности населения, что ограничивает рост цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на продовольственном рынке. Сочетание таких факторов, как поставка на рынок более дешевой аналогичной импортной продукции (особенно характерно в этом плане заполнение в середине 90-х годов российского рынка продукцией птицеводства из США, в частности "ножками Буша", и других стран, картофелем из Польши, говядиной из Германии и Великобритании и т. д.) и отсутствие адекватного сложившимся условиям регулирующего вмешательства государства, привело к свертыванию отечественного сельскохозяйственного производства.
    По уровню научно-технического прогресса, передовых технологий, интенсивности ведения производства в сельском хозяйстве, уровню затрат труда на единицу продукции и себестоимости продукции наша страна все время отставала от передовых государств. В последние годы степень отставания многократно возросла. Практически происходит деиндустриализация сельскохозяйственного производства, переход на ручной труд и самые примитивные технологии.
     Потери  и недобор урожая в России в  несколько раз превышают подобные потери в других странах вследствие острого недостатка техники, ее ненадежности из-за предельных сроков эксплуатации, несовершенства по сравнению с зарубежными аналогами.
    Российская Федерация имеет очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.
    В настоящее время сельскохозяйственное производство России держится во многом за счет интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных рабочих и сельского населения, низкого уровня заработной платы при несвоевременных ее выплатах. Последствием этого стала деградация сельских территорий, вымирание людей преклонного возраста, которые составляют большинство сельского населения, миграция наиболее трудоспособной и квалифицированной его части.
     Крайне  низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного производства кадрами, особенно квалифицированными, является не только существенным тормозом в вопросах внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли как таковой.
     Как известно, весь мир, в основном, идет по пути кооперации в сельском хозяйстве. Кооперативы пронизывают не только все отрасли сельского хозяйства, но и обслуживающие, перерабатывающие и торговые сферы, что дает им возможность устанавливать цены на рынке, поддерживать необходимую рентабельность производства.
     В России, наоборот, проведенная приватизация привела к разрыву установившихся экономических и технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых монополистов - переработчиков сельхозсырья.
     Государственное регулирование агропромышленного  производства в зарубежных странах является одним из рычагов проведения аграрной и финансовой политики в сельском хозяйстве. Причина повышенного внимания большинства стран к аграрному сектору экономики объясняется указанными выше специфическими особенностями сельскохозяйственного производства.
     Повышение прибыльности сельскохозяйственного  производства достигается двумя  путями:
    повышением цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей;
    искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2 Оценка участия коммерческих банков в реализации государственных программ
    2.1 Анализ кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия
      Развитие аграрной сферы экономики  во многом обусловлено устойчивым финансово-экономическим состоянием и кредитоспособностью сельских товаропроизводителей. Однако большинство фермерских (крестьянских) хозяйств, крупных и средних сельскохозяйственных предприятий имеют убытки, не могут получать кредиты для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности, поэтому усиливается роль государственного кредитования сельского хозяйства. Финансовый, а затем и экономический кризисы в России предопределили необходимость государственного регулирования и поддержки, а также контроля кредитных отношений в сфере аграрной экономики.
    Государственное регулирование финансово-кредитных  отношений выражается в предоставлении дотаций и компенсаций, прямом финансировании программ поддержки и развития социальной сферы села, бюджетных ссудах (кратко- и долгосрочных). К процессу государственного кредитования можно отнести и отсрочки, рассрочку по уплате налогов и налоговых кредитов.
    Уполномоченный  банк - Россельхозбанк, имеющий особый статус государственного агента по обслуживанию АПК. Его задачи - развитие кредитных отношений банка и заемщиков (сельских товаропроизводителей, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье), предоставление средне- и долгосрочных финансовых ресурсов для модернизации и обновления материально-технической базы сельского хозяйства. Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков России. Он имеет представительства в 78 регионах страны, около 1700 филиалов.
    Можно констатировать, что в России формируется  система кредитования аграрной сферы  экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях - филиалы Россельхозбанка в регионах России.
    Особое  внимание уделяется созданию сети кредитования на районном уровне. Филиалы Россельхозбанка  присутствуют в 1410 районах и 446 муниципальных  образованиях и сельских поселениях. Все районные отделения и региональные филиалы банка работают на принципах самоокупаемости. При председателе правления банка создан Совет руководителей региональными филиалами и Совет управляющих офисами.
    Россельхозбанк  стремится получить максимум прибыли от банковской деятельности. Именно поэтому, а также из-за других факторов внутреннего и внешнего характера он не в полной мере выполняет государственные функции, которые призваны стать для него основополагающими, - проводника методов государственного регулирования мероприятий по финансированию сельских товаропроизводителей.
    Кредитные отношения Россельхозбанка с  потенциальными заемщиками строятся на основе оценки кредитоспособности последних. Методика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий идентична методике оценки кредитоспособности промышленных предприятий, организаций торговли и других отраслей экономической деятельности, то есть в кредитных отношениях существует формализм: не учитываются специфика сельскохозяйственного производства, его сезонность, длительный производственный цикл, замедленные темпы оборачиваемости средств, несовпадение времени производственных затрат и реализации продукции, зависимость от внешних факторов.
    Необходимо  отметить, что в России высока нестабильность экономических инструментов (цен, ставок рефинансирования, валютных курсов и т.д.). Это существенно затрудняет управление банковским сектором в целом и отдельными банками. Нестабильность стала основным кризисным фактором инвестиционной и текущей хозяйственной деятельности предприятий аграрного сектора, поскольку резко возросли риски вложений в производство, капиталоемкие инвестиционные проекты. Одновременно возникла хроническая нехватка «длинных пассивов», необходимых для размещения средств в инвестиционных проектах.
    Сегодня сформировалась экономическая среда, ориентирующая банки на извлечение доходов не из кредитования предприятий  и населения, а исключительно  из спекулятивных операций. Проблемы институционального и правового  характера, с которыми столкнулись банки и другие финансовые институты, породили нежелательную мотивацию их деятельности, в лучшем случае приводящую к рисковому поведению, а в худшем - к незаконной деятельности. В таких условиях весьма проблематично достижение баланса интересов банка как государственного агента и как кредитной организации.
    Анализ  финансовых результатов деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий показал, что в 2007 г. было 77 убыточных организаций, в 2008 г. - 17 из 216. При этом убытки в расчете на одно предприятие в 2007 г. достигали 1475 тыс. руб., в 2008 г. - 6590 тыс. руб.
    Оценка  кредитоспособности заемщиков аграрной сферы показывает, что сельхозпредприятия имеют высокий уровень закредитованности. Их кредиторская задолженность значительно  превышает дебиторскую. Просроченная кредиторская задолженность организаций в аграрной сфере экономики в 2007 г. составила: поставщикам -236 млн руб., в бюджет - 76,3 млн, по платежам в государственные внебюджетные фонды - 59,4 млн руб.
    Анализ  кредитования аграрной сферы экономики в 2006-2007 гг. (предкризисные годы) и в 2008 г. (начало кризиса) в определенной степени позволил сформулировать особенности кредитных отношений в условиях экономического кризиса. Это снижение предоставления заемных средств сельхозорганизациям с 1053 млн руб. в 2006 г. до 958,5 млн в 2007 г. и до 649,5 млн руб. в 2008 г. Наблюдается снижение размеров непогашенных в срок кредитов. Так, если в 2007 г. они составляли более 70 млн руб., то в 2008 г. снизились до 66 млн руб.
    Все это приводит к росту краткосрочных кредитов. Так, в 2008 г. краткосрочные кредиты банков увеличились до 1013,2 млн руб., или почти в 3 раза по сравнению с 2007 г. В 2008 г. снизился размер заемных средств из федерального бюджета, что повысило нагрузку на сельских товаропроизводителей, то есть снижение доходности сельского хозяйства в период кризиса сопровождалось снижением его государственной поддержки.
    Особую  тревогу вызывает увеличение получения  заемных средств под залог  имущества: в 2007 г. - до 2255,8 млн руб., в  2008 г. - до 3010,2 млн руб. Можно констатировать, что практически все имущество сельских товаропроизводителей области находится в залоге у банков.
    За 2005-2008 гг. увеличивались размеры  поддержки кредитования за счет региональных средств. В 2008 г. субсидии на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым предприятиями АПК, составили 103,2 млн руб., привлекаемые на реализацию инвестиционных проектов - 90 млн, на покупку скота - 3,7 млн руб.
    Анализ  структуры кредитования сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий позволяет отметить, что основная доля финансовых средств предоставлялась сельскохозяйственным предприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.
    В 2008 г. хозяйствам всех категорий предоставлено 1012,6 млн руб., то есть меньше, чем  в 2007 г. (1325,6 млн). Из них средства Сбербанка  России составили 178,4 млн, ПРФ ОАО  Россельхозбанка - 834,2 млн руб. Большая  доля финансовых средств также предоставлялась сельхозпредприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались фермерские хозяйства и хозяйства населения. Основным кредитором сельских товаропроизводителей остается Россельхозбанк, который предоставил сельскохозяйственным предприятиям кредит 646,5 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 45,2 млн, хозяйствам населения - 47,1 млн руб.
    Следует отметить увеличение размеров кредитования Сбербанка России и уход из сферы  кредитования филиала Внешторгбанка, ведущую роль Россельхозбанка в денежно-кредитных отношениях с сельскими товаропроизводителями.
    Положительной тенденцией до кризиса было увеличение доли долгосрочных кредитов и займов в общем объеме полученных сельскохозяйственными организациями кредитных ресурсов. Однако кредиты в основном получали экономически сильные организации, поэтому в развитии сельского хозяйства возникли диспропорции.
    Исходя  из проведенного анализа, можно констатировать, что в области не сложилась  эффективная система кредитования аграрной сферы экономики в силу внешних (несовершенство законодательства и кредитных отношений), а также внутренних факторов. Кроме того, в самой системе кредитования заложены не только риски, но и угроза продовольственному обеспечению населения.
    В последние годы сельскохозяйственные угодья становятся предметом залога при кредитовании. Усилились процессы банкротства сельхозпредприятий и перехода их в собственность коммерческих банков. Процесс кредитования нередко становится фактором разрушения аграрного производства, вывода из оборота сельхозугодий с последующей их консервацией. Земли сельскохозяйственных организаций не используются, перепродаются, и иногда трудно установить собственника. Государство несет ущерб не только от непроизведенной продукции, но и из-за разрушения сельских территорий, прежде всего социальной сферы.
    Заемщики - средние и крупные сельскохозяйственные организации - не в состоянии участвовать на равных в кредитных отношениях. Без финансового обеспечения экономической деятельности как средних и крупных сельхозорганизаций, так и тем более крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий, ведение сельскохозяйственного производства возможно только на низком технологическом уровне, что не отвечает задачам его развития.
    Следует усилить роль государства в развитии кредитных отношений между банками и сельхозорганизациями, а также в контроле использования финансовых средств. Государственное кредитование необходимо совершенствовать в сфере производственной инфраструктуры, предоставления производственных услуг аграрным предприятиям. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.
    На  региональном уровне кредитование ведется  по основополагающим сферам, таким  как крупное производство основных видов аграрной продукции, перерабатывающие предприятия, торговые организации, связанные  с сельским хозяйством.
    На  высшем уровне кооперативной банковской системы осуществляется координация деятельности по кредитованию региональных банков, представляющих в основном средне- и долгосрочные кредиты для развития агропромышленного производства.
    В целом кредитные кооперативные  институты постоянно изменяются, что отражается на принципах кредитных отношений. В основном эти изменения связаны с усилением государственной помощи в становлении кооперативных институтов. Важно располагать действенной системой государственного контроля использования бюджетных средств на льготных условиях при реализации государственных целевых программ.
    Ныне  при разработке и реализации государственных  программ развития сельского хозяйства  не учитываются факторы их эффективности, которые в силу специфики сельскохозяйственного  производства должны быть комплексными, то есть охватывать всю систему ведения сельского хозяйства.
    Необходимо  развивать кредитные отношения  Россельхозбанка с сельскими товаропроизводителям по следующим направлениям:
    кредитование освоения инновационных технологий в сельхозпроизводстве, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности;
    предоставление долгосрочных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства аграрного профиля;
      взаимодействие с сельскими кредитными кооперативами;
    инвестирование социальной сферы (жилищное строительство, газификация сельских поселений); ипотечное кредитование; кредитование на долевых условиях целевых федеральных и региональных программ развития, ведения сельскохозяйственного производства;
    обслуживание лизинговых компаний, предоставляющих ресурсы для восстановления и обновления основных фондов сельских товаропроизводителей и предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.
    Кроме того, необходимо усилить ответственность  Россельхозбанка за использование  средств, направляемых на финансирование государственных целевых программ развития сельского хозяйства и других отраслей АПК. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Основные направления кредитной поддержки АПК
      Основным видом деятельности Банка является кредитование организаций и предприятий агропромышленного комплекса и жителей сельской местности. Миссия Банка и четыре из пяти вытекающих из нее стратегических задач предусматривают кредитно-финансовую поддержку: сельскохозяйственных предприятий, обеспечение развития сельских территорий и инфраструктуры села, процессов социального развития в сельской местности, а также развитие инфраструктуры кредитно-финансовой системы АПК.
    Кредитная политика Банка предусматривает, что  не менее 70% кредитов в кредитном  портфеле Банка приходится на предприятия  АПК. Учитывая региональные различия в  отраслевой структуре экономики  и уровне развития аграрного сектора  в субъектах Российской Федерации, доля кредитов, предоставляемых предприятиям АПК, устанавливается дифференцированно для каждого регионального филиала Банка. Для региональных филиалов, расположенных в регионах с природными условиями, не пригодными для ведения сельского хозяйства в традиционных формах: Якутского, Хакасского, Тувинского, Магаданского филиалов может устанавливаться пониженная доля вложений в АПК (на второе полугодие 2007 г. – 60%); в регионах центральной полосы: Владимирский, Кировский, Костромской, Новгородский, Псковский и др. филиалы – 70%; для регионов с благоприятными климатическими условиями: Краснодарский, Ростовский, Ставропольский Алтайский, Белгородский, Орловский – на уровне 75 и более процентов.
    В отношении других категорий заемщиков  банк ориентирован на кредитование предприятий и организаций из смежных с АПК отраслей (торговля сельхозпродукцией и продовольствием, производство ресурсов для села и др.), а в отношении физических лиц на потребительское кредитование жителей села.
    Банк  ставит целью поддержание доли долгосрочных кредитов не менее 50%. Эти кредиты планируется направлять в основном на строительство и модернизацию скотоводческих, свиноводческих и птицеводческих комплексов, обновление парка сельскохозяйственной техники, закладку многолетних насаждений, строительство жилья и другие цели. При этом в инвестиционном кредитовании предусматриваются различные программы кредитования, включая реализацию пилотных проектов поземельно - ипотечному кредитованию, объемы которых планируется довести к 2010 году до 10 млрд. рублей.
    Особое  значение Банк планирует уделять  поддержанию качества кредитного портфеля и обеспечению возвратности кредитов. Для этих целей Банк использует залог  имущества, которое дополнительно  страхуется в надежных страховых  компаниях. За счет кредитов Банка приобретается техника, племенной скот, создаются основные фонды предприятий АПК, производится сельскохозяйственная продукция, которые также включаются в залоговую массу. Практика работы по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей свидетельствует о том, что за шесть лет работы Банка доля просроченной задолженности в кредитном портфеле не превышала 2%, а в 2006 году составила менее одного процента от общей суммы задолженности. Банк неукоснительно соблюдал и будет соблюдать требования Банка России о создании резерва на возможные потери по ссудам. Качество кредитного портфеля Банка, соответствие созданных резервов качеству кредитного портфеля и качество резерва регулярно проверяется Банком России, Счетной Палатой и ежегодно подтверждается международными аудиторами.  
 
 
 
 

    2.3 Оценка кредитоспособности заемщика  – участника государственной  программы в сфере развития  АПК
    Схема комплексной оценки кредитоспособности заемщика представлена на рис. 1 (см. Приложение 1). Данный подход позволяет представить оценку кредитоспособности как целостную систему с логически связанными между собой элементами (модулями), направленными на достижение единой цели. Показатели каждого модуля характеризуют те или иные факторы, оказывающие влияние на обобщающие показатели оценки кредитоспособности заемщика.
    В процессе анализа возможности возврата кредита кредитор оказывается перед  объективной необходимостью аналитического исследования показателей, характеризующих  рынок сбыта продукции, спрос  на нее, ценовую политику организации и конкурентоспособность продукции (модуль 1). От рынка сбыта продукции зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, размер прибыли. Состояние рыночной среды характеризуется такими важными параметрами, как размер рынка (может быть выражен количеством проданных товаров либо их стоимостью), темп роста рынка, суммарная производственная мощность, число конкурентов и их структура, величина инвестиций.
    Кредиторам  необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится товар, производимый заемщиком, или товар, для выпуска которого предполагается получение кредита. От этих показателей зависит способность хозяйствующего субъекта развиваться в данной отрасли и направлять прибыль на погашение кредитных ресурсов. Спрос на продукцию организации в свою очередь влияет на портфель заказов, предопределяющий ее производственные мощности и их использование. Если спрос на продукцию падает, то уменьшается портфель заказов, следовательно, снижается объем производства, растет затратоемкость продукции, возникают убытки и организация может стать банкротом, не способным рассчитаться по
своим обязательствам. Эластичность спроса на товары зависит  от разных факторов: цены, дохода потребителей и т.д. Оценка кредитоспособности продукции связана с исследованием потребности покупателей и требований рынка. Для того чтобы быть конкурентоспособным, товар должен иметь определенные параметры: технические, эстетические, нормативные, экономические. От того, насколько конкурентоспособный товар выпускает или собирается выпускать организация с помощью привлеченных кредитов, зависит успех кредитной сделки между банком и заемщиком.
    Показатели  производственного потенциала заемщика (модуль 2) оказывают прямое влияние  на показатели его кредитоспособности. Лишь распределяясь между основными составляющими производственного потенциала, капитал начинает работать, превращаясь в основные фонды, нематериальные активы, оборотные активы и труд. Эти составляющие капитала могут быть проанализированы и оценены. Часть производственного потенциала может быть оценена в денежном выражении, а достоверно представить другую часть в такой форме просто невозможно. Эту вторую часть производственного потенциала, без которого невозможно функционирование его первой части, составляет персонал хозяйствующего субъекта, уровень организации труда и производства, информационный и инновационный потенциал.
    Инновационный потенциал организации включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к появлению новых конкурентных преимуществ у заемщика. Готовность организации к инновациям, с одной стороны, делает ее привлекательной в глазах кредиторов, так как свидетельствует о том, что она стремится быть конкурентоспособной, может удовлетворять меняющиеся запросы потребителей, с другой стороны, требует тщательного анализа возможности предоставить ресурсы для решения этих задач.
    В настоящее время на смену индустриальному  обществу приходит информационное общество, основой которого являются информационные технологии. Информация – один из видов  ресурсов, необходимых как для  процесса принятия решений, так и для определения стратегических, тактических и оперативных задач. Значительную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей организации и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемая база и потенциал знаний, технических решений, практическое и своевременное использование которых обеспечивает организации высокий уровень конкурентоспособности, снижение затрат, более эффективное управление.
    От  наличия и эффективности использования всех перечисленных составляющих экономического потенциала во многом зависит привлекательность предполагаемого заемщика для кредитора при оценке его кредитоспособности.
    В процессе комплексной оценки кредитоспособности заемщика кредитному аналитику следует обратить внимание на показатели, характеризующие структуру капитала заемщика (модуль 3). Необходимо оценить величину собственных и заемных средств, вкладываемых в реализацию кредитуемого проекта, оценить минимально допустимую долю вложения в проект собственных средств и в целом обосновать оптимальную структуру средств финансирования. В случае неудачи кредитуемого проекта заемщику для погашения кредита придется высвобождать средства из оборота, а это может привести к усилению кризисной ситуации. Оценивая величину собственного оборотного капитала, кредитный аналитик должен ответить на вопрос, какую величину «мобильных» ресурсов сможет направить организация на погашение долга.
    Эффективность использования капитала определяется его рентабельностью, которая позволяет сделать вывод об эффективности управления в организации, ее способности получать достаточную прибыль, прогнозировать величину этой прибыли, необходимую для расчета за кредитные ресурсы. Показатель оборачиваемости капитала характеризует величину выручки от продажи продукции на рубль капитала, интенсивность использования хозяйствующим субъектом основного и оборотного капитала. Эффект от ускорения оборачиваемости капитала выражается в высвобождении средств из оборота, следовательно, в увеличении размера выручки и прибыли, что служит признаком благоприятной ситуации в развитии организации-заемщика. Оценивая оптимальную структуру капитала, кредитному аналитику следует учитывать затраты, связанные с его обслуживанием (анализ цены капитала). Стоимость кредитных ресурсов представляет собой часть текущих или капитальных расходов, осуществляемых заемщиком для выплаты процентных обязательств кредитору и выступающих измерителем уровня, ниже которого не должны опускаться норма прибыли от основной деятельности организации и уровень
доходности  деятельности, осуществляемой в рамках кредитования. В противном случае организация или проект окажутся убыточными, что может привести к финансовой несостоятельности (банкротству).
    Финансовые  результаты деятельности организации, характеризующиеся показателями полученной прибыли и уровнем рентабельности (модуль 4), позволяют аналитику сделать вывод об эффективности финансово-хозяйственной деятельности и прибыльности вложений средств в данную организацию. Для обеспечения эффективности деятельности необходима продуманная дивидендная политика организации, на основании которой (по решению собственников) распределяется чистая прибыль. Непродуманные действия и решения руководства организации, ее собственников могут привести к оттоку высококвалифицированных кадров, снижению производства и уменьшению привлекательности организации для кредиторов и т.д. Следовательно, оценка кредитоспособности заемщика находится в сильной зависимости от анализа и оценки использования прибыли и уровня налогообложения.
    На  стадии анализа организационно-управленческой базы хозяйствующего субъекта (модуль 5) важным моментом является изучение информации о составе собственников и  их возможности влиять на политику организации. Состав акционеров (собственников) оценивается по результатам изучения устава и других учредительных документов, которые определяют состав собственников, организационно-правовую форму, направление деятельности, структуру управления. Значение такой информации заключается в том, что смена собственников организации-заемщика может привести к значительным изменениям в его деятельности и в некоторых случаях – к увеличению риска кредитования такого заемщика. В процессе оценки внутренней структуры группы взаимозависимых организаций (холдинга) и роли организации в этой структуре необходимо установить, является организация самостоятельным хозяйствующим субъектом, опирается в процессе своей деятельности на деятельность филиалов и созданных дочерних структур или состоит членом какого-то объединения (группы). Если организация не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, изучаются взаимосвязи различных аффилированных компаний, информация о которых весьма существенна для принятия решения о кредитовании. Это необходимо для установления:
    истинного финансового состояния и перспектив развития как организации-заемщика, входящей в холдинг, так и холдинга в целом;             согласованности между функциями, выполняемыми членами холдинга (так как кредит может брать одна организация холдинга, производством заниматься другая, сбытом и маркетингом – остальные).
      Рассчитаться по кредиту будет  возможно только в случае завершения всего операционного цикла.
    Для оценки менеджмента изучают структуру  управления, роли управленческой команды  топ-менеджеров, а также деятельность менеджеров среднего звена, играющих важную роль в процессе работы организации.  Цель такого анализа – оценка квалификации, навыков, моральных качеств менеджеров, их желания работать на благо организации, а также соответствия целей руководящей команды требованиям кредиторов. Руководство организации во многом определяет ее политику и успех деятельности в будущем. Оценка организационной структуры состоит в анализе распределения обязанностей между структурными подразделениями и менеджерами, наличия эффективных отработанных процедур взаимодействия внутри организации, четкости содержания должностных инструкций работников. Особое внимание уделяется существованию (формальному и фактическому) корпоративной культуры у организации-заемщика.
    Оценка  репутации организации и ее менеджмента (модуль 6) включает оценку кредитной истории, репутации организации в деловом мире и репутации менеджмента организации. Оценка кредитной истории организации проводится для получения информации о потенциальном заемщике с точки зрения его кредитной дисциплины и опыта работы с кредитными организациями в прошлом, т.е. по кредитам, которые были получены ранее. Основная цель оценки кредитной истории состоит в повышении надежности кредитных операций банка на основе анализа информации, отражающей своевременное исполнение заемщиком кредитных обязательств в прошлом.
    Репутация организации в деловом мире складывается из оценки ее деятельности со стороны  партнеров и конкурентов, налоговых органов, средств массовой информации и других органов, работа которых может быть связана с деятельностью заемщика.
    Репутация менеджеров оценивается с учетом опыта их работы, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, наличия правонарушений в сфере учета или налогообложения, характера взаимоотношений руководимых ими структур с кредитором.
    Анализ  по этим направлениям также может  повлиять на решение о предоставлении кредитных ресурсов.
    В связи с тем, что большая часть  операций организации связана с  движением денежных средств, анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации (модуль 7) является одним из самым важным моментом в процессе оценки кредитоспособности заемщика, поскольку позволяет кредитору сделать вывод о достаточности у потенциального заемщика денежных средств для выполнения своих обязательств, о его способности зарабатывать их в объеме, необходимом для погашения обязательств. Кредитного аналитика будет интересовать соотношение привлекаемых организацией на возвратной основе денежных средств и величины чистого денежного потока от операционной деятельности, так как кредитные ресурсы в общем случае должны возвращаться именно за счет этих средств. Кроме того, информация, получаемая при анализе объема, структуры и стабильности денежных потоков организации, может быть использована внутренними аналитиками самой организации, так как она позволит более эффективно управлять денежными потоками и, следовательно, снизить потребность в привлечении заемного капитала, рациональнее проводить инвестиционную политику организации. 
 
 
 
 
 
 

    3 Активизация кредитной деятельности  коммерческих банков в реализации  государственной программы в  сфере развития АПК
    3.1 Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее использование в России
    Следует усилить роль государства в развитии кредитных отношений между банками и сельхозорганизациями, а также в контроле использования финансовых средств. Государственное кредитование необходимо совершенствовать в сфере производственной инфраструктуры, предоставления производственных услуг аграрным предприятиям. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.