На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практическое изучение стратегических планов муниципальных образований

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение 

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что преобладавший в начале 90-х годов ХХ века тезис о несовместимости рыночных отношений и плановой деятельности обусловил общий спад прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований нашей страны. Однако анализ реальных проблем и потребностей руководства муниципалитетов, а также мирового опыта подтверждает, что сочетание планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо.
     В настоящее время проблема разработки стратегических планов стала очень актуальной не только среди консультантов, профессионально занимающихся такой работой, но и для руководителей муниципальных образований и регионов. Распространяющийся подход по оценке муниципального образования как компании также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения элементов корпоративного управления органами власти.
     Вопросы комплексного социально-экономического развития субъектов Федерации включают не только рассмотрение взаимосвязанных экономических и социальных процессов в регионе, но также вопросы развития муниципальных образований. Поэтому одной из особенностей регионального прогнозирования на современном этапе является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов Федерации.
     Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления: владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.
     В настоящее время во многих городах и районах страны либо применяют, либо приступили к разработке планов, программ и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают сложным, а иногда и невозможным интеграцию, казалось бы, однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов Федерации.
     Цель  работы состоит в исследовании процесса муниципального планирования.
     Задачи  работы обусловливают выполнение поставленной цели:
     - дать характеристику муниципального планирования;
     - изучить социально-экономические аспекты муниципального планирования;
     Определить  сущность стратегического планирования развития муниципального образования;
     - провести анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации;
     - провести SWOT-анализ стратегического развития городов Казань и Пенза.
     Объектом  исследования является муниципальное планирование.
     Предметом работы являются организационно-экономические аспекты муниципального планирования.
 

Глава 1. Теоретический  анализ муниципального планирования 

1.1. Общая характеристика планирования 

     Планирование - это определение целей и задач  предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. 1
     Основные  принципы планирования: 
     1) Принцип обоснованности целей  и задач предприятия. При этом  выделяют цели: 
     - хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 
     - производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 
     - научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
     - социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 
     - экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 
     2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет  целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 
     3) Принцип научности. Требует учета  перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов; 
     4) Принцип непрерывности. Означает  параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 
     5) Принцип сбалансированности плана.  Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием; 
     6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 
     Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 
     Виды  планирования. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.  2
     Долгосрочное  планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 
     Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает  возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 
     Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 
     В планировании используются следующие  основные методы: 
     - нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 
     - балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 
     - экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 
     - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 
     - факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 
     - матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
     - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 
     Существуют  следующие разновидности базовых  стратегий: 
     - стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
     - стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов; 
     - стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.  3
     Одной из важнейших составных частей стратегии  предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается  в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 
     Методы  выбора стратегии: 
     - метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль); 
     - метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема; 
     - метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия; 
     - метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка; 
     - метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 
     Оперативное планирование. Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
    Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час; 
    Диспетчеризацию, обеспечивающую:  - сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;  - организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 
     Различают: 
     - межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 
     - внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 
     Бизнес-план предприятия. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 
     Бизнес-план является основой бизнес-предложения  при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 
     Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 
     Несколько иная структура бизнес-плана принята  при получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной  оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.  4
     В международной практике для обоснования  проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства).   

     1.2. Социально-экономические аспекты муниципального планирования 

     Вопросы комплексного социально-экономического развития субъектов Федерации включают не только рассмотрение взаимосвязанных  экономических и социальных процессов  в регионе, но также вопросы развития муниципальных образований. Поэтому одной из особенностей регионального прогнозирования на современном этапе является вовлеченность муниципальных образований в прогнозную деятельность субъектов Федерации.
     Институт  местного самоуправления законодательно первоначально был закреплен Федеральным законом от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Несмотря на несовершенство ряда установленных принципов местного самоуправления, территориальные единицы низового уровня фактически получили право самостоятельного определения приоритетов своего развития. В этом процессе особая роль отведена стратегическому планированию развития муниципального образования. 5
     С введением Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начиная с 2003 г. было проведено изменение существующей территориальной организации местного самоуправления, начаты разграничение полномочий и предметов ведения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, распределение вопросов местного значения внутри системы местного самоуправления, созданы основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.
     Закон достаточно четко прописывает вопросы, отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления: владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города, за исключением финансовой и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления относится также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов.
     Все это предполагает наличие в каждом муниципальном образовании нормативных  документов, определяющих на территории муниципалитета общие для населения, предприятий и власти нормы деятельности. В качестве таких документов, согласующих совместные действия экономики, населения и власти в целях эффективного развития муниципального района (городского округа) выступают самые различные документы: концепции, стратегии, комплексные программы, планы и прогнозы социально-экономического развития муниципального образования.
     В настоящее время во многих городах  и районах страны либо применяют, либо приступили к разработке планов, программ и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают сложным, а иногда и невозможным интеграцию, казалось бы, однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов Федерации. Сравнительный анализ видов плановых и прогнозных документов муниципальных образований выявляет различия в наименовании плановых документов даже однотипных административно-территориальных образований, неоднородность видов плановых и прогнозных документов как по времени принятия, сроку действия, так и по соответствию сроков действия наименованию документов.
     Не  стал исключением и Татарстан, где в последнее время создается трехуровневая система стратегического планирования: регион - район - поселение. Порядок работы муниципальных образований республики по разработке программ социально-экономического развития регламентируется нормативными правовыми актами, включающими методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития муниципальных районов, корректировке действующих муниципальных программ, а также методические рекомендации по разработке комплексных планов развития поселений.
     Поиск новых качества и содержания управления местным развитием привел к появлению  новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.
     Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием. Значительная роль отводится разработке текущего прогноза, который в соответствии с бюджетным законодательством непосредственно предшествует и является базой для составления проекта муниципального бюджета. Основным содержанием данного прогноза являются: анализ социально-экономического развития муниципального образования; оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период; выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде.6
     Наличие качественного муниципального прогноза помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.
     Другой  аспект важности муниципального прогноза состоит в том, что он является неотъемлемой частью прогноза социально-экономического развития региона и уточняет прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического анализа, за счет приближения к реальной экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях. Прогноз позволяет совершенствовать изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия.
     Поэтому перед региональными органами власти актуальной становится разработка единых методических подходов при планировании развития территорий на уровне муниципальных  образований с использованием новых  технологий прогнозирования, включая  разработку методических рекомендаций для расчета показателей прогноза социально-экономического развития.
     Следует учитывать, что экономика каждого  муниципального района является составной  частью экономики региона с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов, а также особенностями климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Поэтому прогноз социально-экономического развития муниципального района - это документ, в котором должны быть определены индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни по прогнозным этапам и описаны механизмы реализации каждого из прогнозных этапов, их конкретных участков и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.
     Основными целями прогнозирования социально-экономического развития муниципальных районов  является удовлетворение (реализация) общественных (коллективных) интересов  и потребностей местного населения, а также создание благоприятных  условий для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципальных районов.
     В этой связи основными задачами прогнозирования  социально-экономического развития муниципальных  районов (городских округов) являются:
     согласование  интересов и координация деятельности различных субъектов, расположенных на их территории; образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства; формирование прогнозов развития как муниципальных районов (городских округов), так и входящих в них поселений; эффективное использование местных ресурсов; создание и развитие рыночной инфраструктуры. Органы местного самоуправления в зависимости от специфики муниципального района (городского округа) могут ставить и другие задачи.
     Методические  рекомендации для расчета показателей прогноза социально-экономического развития муниципального района или городского округа должны учитывать:
     полный  перечень вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными образованиями  в соответствии с Федеральным  законом N 131 от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
     единую  систему показателей "муниципальной  статистики" и обеспечение сквозного  мониторинга социально-экономического развития районов и городов как  составляющих субъекта Федерации;
     методическое  единство формирования прогнозов социально-экономического развития субъектов Федерации и  находящихся на их территории муниципальных  районов и городских округов.
     Основные  принципы, которыми следует руководствоваться  при формировании содержательной части методических рекомендаций, - системный подход к предмету исследования; программно-целевой подход к объектам и субъектам прогнозирования; вертикально-отраслевой подход к формированию показателей прогноза; балансовый подход к планированию межотраслевых и межтерриториальных процессов; гармонизация развития социального и экономического секторов муниципальных образований.
     Принципиальное  значение в рекомендациях должно придаваться методологическому  единству формирования и актуализации прогнозов социально-экономического развития субъекта Федерации и находящихся на ее территории муниципальных районов и городских округов, а также прогнозов городских и сельских поселений.
     Такое сочетание обеспечивает возможность  интеграции прогнозов развития городских и сельских поселений в прогнозы муниципальных районов (городских округов), а последним, в свою очередь, возможность трансформироваться в комплексные прогнозы социально-экономического развития регионов. Кроме того, единая система показателей, характеризующих социальные и экономические процессы в муниципальных образованиях, должна позволять обеспечивать сравнимость уровня и темпов развития различных районов и городов в рамках одного субъекта Федерации.
     Полагаем, что предложенные организационно-экономические подходы в планировании муниципального развития как реформирования местного самоуправления могут быть использованы руководителями и специалистами органов исполнительной власти муниципальных районов и городских округов в их практической деятельности, а также в обучении студентов высших учебных заведений и в разъяснении населению, что будет способствовать реализации 

     1.3. Стратегическое планирование развития муниципального образования 

     Американский  ученый Майкл Москоу первый применил стратегическое планирование по отношению к государственному сектору. В своей монографии "Стратегическое планирование в бизнесе и управлении" (1978 г.), он утверждал, что корпоративная модель стратегического планирования вполне применима и в административном управлении. С того времени стратегическое планирование широко используется во многих органах власти, от малых муниципалитетов до федерального правительства.
     Для работы этого процесса в государственном  секторе необходимо рационально  использовать те же фундаментальные  составляющие успеха любого организационного процесса: способность объективно оценивать современную ситуацию и предсказывать будущие возможности или негативные последствия от своих действий, способность рассматривать альтернативные варианты и принимать оптимальные решения по выбору приоритетов, также способность организовывать и применять доступные ресурсы для обеспечения реализации выбранных приоритетов.
     Но, чтобы осуществить стратегическое планирование в рамках даже государственного управления необходимо иметь "твердую почву" под ногами. Я имею в виду определенную структуру или подразделение, осуществляющую деятельность по разработке, реализации как федеральных, так и областных стратегических планов. 7
     В это эпохальное десятилетие государственные  структуры всех ветвей власти в Российской Федерации столкнулись с проблемами, вызванными новыми реалиями жизни. Одной из них, разумеется, является рыночная экономика со всеми ее различными направлениями. Государственное управление в этих условиях резко отличалось от командно-административной системы управления советским государством. Новые веяния принесли в государственный сектор новый образ мышления, совершенно отличные от предыдущих пути осуществления управления в различных сферах жизнедеятельности общества. Создание новых государственных структур со штатом высоко квалифицированных специалистов, способных активно работать в совершенно "другой атмосфере", стало делом чести для субъектов федерации.
     Стратегическое  планирование  - всеохватывающе на столько, на сколько это необходимо, не требует больших затрата времени, и не выпускает из вида важных вопросов, что часто случается в процессе разрозненного инкрементализма. При этом нельзя забывать, что основа построения системы управления любыми, в данном случае экономическими процессами, и эффективностью управления  лежит в людях. Персонал организации должен быть главной ценностью организации и источником ее благополучия.   8
     Как известно, деятельность организации  как бюджетных, так и коммерческих должна быть регламентирована. Перед персоналом организаций необходимо поставить цель их работы в организации, предприятии и т.п., ибо от четкого выполнения задач, поставленным перед человеком на его рабочем месте, зависит осуществление главной цели организации. И, следовательно, удовлетворение потребностей как человека, так и организации в ее существовании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.