Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Информационная политика РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.05.2012. Год: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агенство образования
Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Волгоградская  Академия Государственной  Службы» 

факультет Государственного и  Муниципального Управления
кафедра Социологии управления 

Контрольная работа
По  дисциплине «Управление  общественными отношениями» 

На  тему:
«Информационная политика РФ» 

                                                                          Выполнила студентка
                                                                          группы УЗ-501  
                                                                          Жбанникова А. В.
                                                                          Проверил
                                                                          Лысенко Г. В.
      
Волгоград 2010 
 

Оглавление
Введение………………………………………………………………….……3
    Государственная информационная политика: определение и содержание……………………………………………………………….4
    СМИ как объект и субъект информационной политики ……………..6
    Концепция государственной информационной политики ……………8
    Законодательство в информационной сфере………………………….10
    Информатизация сферы государственного управления……………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  разработки данной проблемы обусловлена  тем, что государственная информационная политика, ее формирование и реализация на современном этапе выдвигаются на передний план политики российского государства.
     Уровень развития информационного пространства стал решающим образом воздействовать на все стороны нашей жизни  – политику, экономику, культуру. Это добавляет актуальность вопросов государственной информационной политики РФ, которая в определяющей степени влияет на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития – стадию информационного общества.
     Объектом  исследования являются политика государства в сфере информации, информационные процессы, государственное управление процессами информационной политики.
     Предмет данного исследования – элементы,  тенденции, перспективы развития, формирование государственной информационной политики.
     Цель  данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.
      Отсюда  вытекают несколько задач:
    дать определение информационной политики;
    рассмотреть ее объекты и субъекты;
    выяснить нормативно-законодательную базу данной сферы государства;
    выделить основные положения Концепции Государственной информационной политики;
    определить степень информатизации сектора власти.
 
   Написание контрольной работы осуществлялось в теоретическом аспекте, использовались труды ученых и политиков: В.Д. Попова, Д.Ф. Мезенцева, И.М. Дзялошинского, Ю.А. Нисневича и др. 
 
 
 
 
 

    Государственная информационная политика: определение и  содержание
 
   Государственная информационная политика (ГИП) – это  способность и возможность субъектов  политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и  деятельность с помощью информации в интересах государства и  гражданского общества. *
   В  широком понимании – это  сфера  жизни и деятельности людей, которая  связана с воспроизводством и  распространением информации, удовлетворяющей  интересы государства и общества, и направлена на обеспечение творческого, конструктивного диалога между  ними и их представителями. **
   ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов станы в  информационной сфере: ***
    соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
    информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
    развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
    защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
 
 
 
_______________________________________
*Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38
**Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38
***Россия  и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 11 (231) 
 
 

     Выделяют  два аспекта государственной  информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов  информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического  процесса).
     Объектами ГИП являются печатные СМИ (газеты, журналы, книги); электронные СМИ (телевидениерадиоИнтернет); средства связи; информационное правоинформационная безопасность.
     Существует государственная и негосударственная информационная политика. Информационная политика как отрасль социальной информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.*
     О Информационной политике также говорят как об  инструменте политического воздействия и средстве достижения политических целей. **  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________________________
*Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М, 2001. – с. 28
**Попов В.Д. Информационная политика. - М, 2003. - с. 38. 

2. Средства массовой  информации как  объект и субъект  информационной политики
    Объектом  информационной политики является информационная сфера жизни общества.* То есть совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. **
    Гражданское общество как объект информационного воздействия может быть представлено состоянием общественного сознания.***
    Ни  для кого не секрет, что на сегодняшний  день СМИ и средства массовой коммуникации (СМК) обладают огромной властью. Эта  сила проявляется не в давлении на государственные органы, принимающие  решения, а в умении властвовать  над обществом, формировать, строить  общественное мнение, политический настрой  граждан, ориентации и восприятия. И  с возможностью медиа можно и нужно считаться.
     Особое  внимание в связи с этим следует  обратить на анализ тематики сообщений, транслируемых СМИ. Как правило, формирование повестки дня рассматривают  в контексте политических новостей. Новость сама по себе становится объектом борьбы, которая направлена на то, чтобы  определить, что является общественно  важным, а что не заслуживает такого внимания.
     Причем  в данном случае борьбу нельзя понимать как рациональные практики, в том  смысле, что агенты хорошо представляют себе, кому выгоден тот или иной информационный повод.
     Сегодня в этой борьбе начинают доминировать сами средства массовой информации, так  как они имеют собственные представления на сей счет, которые тоже являются ставками в этой борьбе. По крайней мере, именно журналисты, репортеры, комментаторы хорошо “знают”, что такое “новостное” сообщение. Следствием этой ситуации становится навязывание политикам определенных правил, с которыми приходится считаться. Собственно говоря, это и есть один из эффектов медиатизации политики. Более того, именно в этом контексте следует понимать власть прессы, а не в каком то другом смысле.**** 
 

     _____________________________________
* Попов В.Д.  Государственная информационная  политика: состояние и проблемы  формирования. Массовые информационные  процессы в современной России: Очерки. М, 2002. - с.22
**Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации. Российская газета. 2000. 28 сент.
***Попов В.Д. Основы социального психоанализа. - М., 1996.
****Авдиенко Д.А. Влияние в процессе политической коммуникации. www.politjournal.spb.ru/120106.html 

     Средства  массовой информации – это инструмент реализации ГИП. Для того чтобы данный процесс проходил успешно, следует решить, во-первых, проблему воздействия органов государственной власти на СМИ, во-вторых, прекратить процесс дегуманизации информации, в-третьих, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата, в-четвертых, необходима разработка и принятие закона о ГИП.
   Опираясь  на позитивный зарубежный опыт, на анализ исследований в сфере средств  массовой коммуникации и социально-политических отношений в обществе можно говорить о перспективности реализации ГИП, изменив в нашей действительности некоторые моменты:
    совершенствование законодательства в сфере СМИ и СМК (регулирование концентрации и монополизации СМИ, уточнение отношений «владелец – учредитель – редакция»;
    принятие законов о праве на информацию и о телерадиовещании, о прозрачности деятельности структур государственной власти, об ограничении государственного участия в учреждении СМИ и непосредственном их финансировании (на местном уровне) и др.) с широким обсуждение проектов законов в СМК;
    создание федерального общественного телевещания;
    формирование комиссий жалоб на СМИ (в сфере рекламы);
    разработка системы экономической поддержки печатных СМИ с целью осуществления плюрализма мнений и высокого качества изданий, а также снижения стоимости печатных изданий с целью расширения круга читателей;
    введение норм маркировки телевизионных программ в целях ограничения нанесения психологического вреда, в первую очередь, детям и подросткам;
    создание системы экологии СМИ;
    осуществление системы формирования централизованного ежедневного рейтинга новостей;
    выработка системы противостояния манипулятивным функциям СМИ;
    стимулирование формирования системы этического регулирования деятельности прессы. *
 
 
 
 
    ___________________________________________
*Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России – М,2002. с. 492. 
 

    Концепция государственной  информационной политики.
     Информационная  политика в России начала формироваться  с начала 90-х годов и сводилась  с вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и  организационно-экономических условий  создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. И она  была отделена от политики, проводимой государством в  области СМИ, связи и телекоммуникаций.
     К такому резюме пришли авторы Концепции  государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной  Думы по информационной политике и  связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.).*
     На  протяжении многих лет государственная  информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные  с деятельностью средств массовой информации. Только в последние годы содержание ГИП было немного расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией РФ.**
     Концепция ГИП гласит, что государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Долгосрочная стратегическая цель  определяется  построением демократического информационного общества и вхождением страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Главная цель  ГИП – согласовать интересы граждан, общества и государства, наладить диалог между ними.
   В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:
    модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
    развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
    эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
 
 
 
_________________________________________
* Концепция  Государственной информационной  политики Российской Федерации.
** Концепция  Государственной информационной  политики Российской Федерации. 
 

    обеспечение граждан общественно значимой информацией  и развитие независимых средств  массовой информации;
    подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
    создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.*
   Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП: принцип открытости политики, принцип равенства, принцип системности, принцип приоритетности отечественного производителя, принцип социальной ориентации, принцип государственной, принцип приоритетности права.
   Авторы  Концепции уверены в необходимости  перехода России к информационному  обществу со всеми из этого вытекающими  последствиями. Так, рассматривая ГИП  в отношении СМИ, приходишь к  выводу, что в силу большой значимости для общества информации и, как следствие, средств массовой информации, необходимо вмешательство государства в  регулирование деятельности печати, радио и телевидения через  реализацию ГИП. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере СМИ:
    недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ;
    регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ;
    защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
    совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.*
   Таким образом, положения, отраженные в Концепции, безусловно, должны составлять основу ГИП, но, в тоже время, государство  должно взять на себя ответственность  за ее формирование и реализацию. 
 
 

   ____________________________________________
   *Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России. – М, 2002. с. 397-98 

4. Законодательство в информационной сфере
     Практическая  реализация государственной информационной политики во всех ее функциональных и  временных аспектах требует развития информационного законодательства.
     Информационное  законодательство, включающее нормативные  правовые акты, целиком посвященные  вопросам правового регулирования  в информационной сфере, и отдельные  нормы по данному предмету в других нормативных правовых актах, является одновременно основным инструментом реализации и одной из основных областей формирования государственной информационной политики.
     В настоящее время уже принят и  действует ряд базовых информационных законов – “О средствах массовой информации”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”. Но круг правовых отношений в информационной сфере так и остается не урегулированным. Прежде всего, это касается права граждан на свободу получения информации, ответственности за непредоставление и сокрытие информации, за распространение недостоверной информации, порядка и условий использования информации ограниченного доступа, включая персональные данные, коммерческую, служебную и другие виды тайн, проблем информационного обеспечения формирования гражданского общества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развития средств массовой информации, массовой коммуникации и связи в условиях рыночной экономики, регулирования рынка информационной продукции и услуг и т. д. *
     Поэтому одной из первоочередных задач является разработка комплексной программы  развития информационного законодательства, определяющей его состав и структуру, последовательность и временной  график разработки и принятия специальных  законодательных актов и отдельных  правовых норм, регулирующих весь комплекс информационных отношений.
     Преодоление немалого отрыва от передовых стран, несмотря на имеющиеся значительные заделы по технической базе макросистем, требует организации и стимулирования производства в области технологий. 
 
 

     ____________________________________________
*Государственная информационная политика России сегодня и завтра. Нисневич Ю.А. Информационное общество,  1999, №2, с. 4
   В данном спектре проблем особого  внимания требуют вопросы:
      программирования и создания продукции по мировым стандартам особенно для открытых систем деловой информации;
      формирование рынка этой продукции;
      регулирование отношений в области информационной деятельности, информационных услуг, организации и обеспечения ответственности различных посреднических структур в информационных и коммуникационных системах.
   Концепция нормативно-правового обеспечения  информационной безопасности базируется на Доктрине информационной безопасности, которая ориентирует на выделение  четырех основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере:
      соблюдение прав и свобод и гражданина в области получения информации и пользования ею при соблюдении гарантий в области персональных данных и личных тайн;
      информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, формирование достоверной информации о политике государства при обеспечении баланса интересов общества, государства, личности;
      развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;
      защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.
   Каждое  из этих направлений наполняется  конкретными задачами, которые предстоит  решать с помощью не только правовых средств и методов, но и колоссальной организационной работы и технологической  базы
  И все же эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые  создают ясность у участников определенных отношений, как они  должны действовать в той или  иной ситуации, какими правами и  обязанностями они наделены от имени  государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз  необходимо знать о наличии нормативной  основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву  действующего законодательства и подзаконных  актов в информационной сфере  часто завершается установлением  неполноты, несогласованности, а порой  и противоречивости нормативно-правовой основы. 

5. Информатизация сферы государственного управления
     Последние два десятилетия в мире стали  временем активной трансформации системы  государственного управления, направленной на повышение его эффективности  и результативности. В большинстве  развитых стран и многих странах  с переходной экономикой был реализован комплекс программ, связанных с административной реформой и реформой госслужбы, реформы системы государственного регулирования экономики и налогового администрирования, реформа системы управления государственными расходами.
     В настоящее время именно государственная власть является наиболее обеспеченным материальными и организационными ресурсами потребителем и источником информации. Тогда организационно-технологическое совершенствование информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти является необходимым условием и первым важнейшим шагом к формированию общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единой системы национальных информационных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, а также эффективным стимулом к ускорению развития рынка информационной продукции и услуг. При этом необходимо учитывать тот факт, что по мере либерализации политических, экономических и социальных условий жизнедеятельности общества и государства информационное обеспечение системы органов государственной власти должно усложняться, а не упрощаться. *
     Задачи  формирования структуры органов  государственной власти, ответственной  за проведение государственной информационной политики, и внедрения современных  информационно-коммуникационных технологий во все сферы государственного управления, должны решаться как первоочередные задачи государственной информационной политики и реформы системы государственного управления. В современных условиях организационно-технологическое обеспечение  не только определяет эффективность  решения любой задачи государственного управления, но и в целом принципиальную возможность ее решения. 
     Особое  внимание в процессе информатизации государственного управления должно уделяться  региональному аспекту этой задачи. Ни одна задача государственного управления не может быть успешно решена без  устойчивого информационного взаимодействия между центром и регионами.  
 
 

     ______________________________________
*Государственная информационная политика России сегодня и завтра. Нисневич Ю.А. Информационное общество,  1999, №2, с. 7 - 9 

   Характеризуя основные направления информатизации административного управления, можно выделить:
    обеспечение эффективности работы госаппарата и предоставление населению более качественных услуг;
    налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечение населения к управлению общественными делами, обеспечение прозрачности деятельности государства, т.е. рост реального уровня демократизации общества.*
   Реализация  комплекса реформ системы госуправления  тесно связана с широким использованием информационных технологий, без которых современная степень эффективности развитых государств, безусловно, не может быть достигнута. **
   Пространство  административного усмотрения государственных служащих, особенно на нижних этажах исполнительной власти, может эффективно ограничиваться путем создания системы электронных административных регламентов, дающих возможность предприятиям и гражданам осуществлять контроль за процедурами рассмотрения их документов и обращений, которые закладывают реальную основу для прозрачности ведомств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.