На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ  ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

«Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы» 
 
 

                                         
                             Выполнил(а): Жидких И.Н.
                                                          Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.                    
   Группа: 211
                       Форма обучения: очная
             Год приёма: 2007 
 
 
 
 

                                                Дата регистрации работы__________
                                                   Регистрационный номер___________ 
 

                                   Руководитель: Кашина Л.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Киров 2009
                                                        Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность  его норм………………………………………………………………………………...4
Глава 2. Антимонопольное  законодательство и регулирование  экономики:
2.1. Состав антимонопольного  законодательства…………………..................12
2.2. Антимонопольная  политика: модернизация и недостатки………….........16
2.3. Нарушение  антимонопольного законодательства………………………...22
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….35
Литература………………………………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение. 

     При неоспоримых достоинствах совершенной  конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи “предоставленной самой себе”, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар становится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому ещё в конце ХIХ в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.
     Монополия означает определённую степень власти над ценой. А эта власть может  базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные  соглашения о разделе рынков и  уровне цен, создание искусственных  дефицитов др.
     Антитрестовское, или  антимонопольное  законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
     В работе даётся характеристика сущности антимонопольного законодательства, отмечены положительные аспекты его деятельности. Рассмотрены недостатки, модернизация и нарушение антимонопольного законодательства, а также выявлены проблемы и перспективы развития.  
 
 
 

     Глава 1. Антимонопольное  регулирование экономики  и эффективность  его норм. 

     США стали родоначальниками современного антимонопольного регулирования. [9, 69с.]
      Антимонопольное законодательство США по традиции именуется  антитрестовским, так как тресты как вид монополистических договоров  картельного характера были широко распространены в США в конце 19 – начале 20 вв.
      Появление в США в конце 19 в. антитрестовского законодательства было реакцией на разрушительное воздействие монополий на экономику страны, на недовольство малых и средних предприятий диктатом крупных фирм.
      Принятие  антимонопольного законодательства в  США ознаменовало закат эры свободы  капитала и начало эпохи вмешательства государства в экономику. Оно явилось следствием вытеснения свободной конкуренции на рынке и образования монополий, которые ставят на место свободной конкуренции цен монополистическую конкуренцию с её специфическими средствами борьбы. Государственно-монополистический капитализм, выражающийся в сращивании монополий с буржуазным государством, пришёл на смену промышленному капитализму.
      Процесс замены свободной конкуренции монополиями  сопровождался созданием специальных  методов государственно-правового регулирования деятельности предпринимателей в промышленности, финансовой и торговой сферах.
      Первый  антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 г. Затем  антитрестовский закон общего характера  принимается в штате Канзас. В 1889-1890 гг. аналогичное законодательство было принято в Мэне, Северной Каролине, Теннесси, Мичигане, Южной Дакоте, Кентукки, Миссисипи. [3, 36с.]
      Зарождение  антимонопольного законодательства в  современной России (ещё в РСФСР) связано с принятием Верховным Советом РСФСР Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Позднее антимонопольное законодательство было распространено на сферу финансовых рынков, и был принят Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ “ О защите конкуренции на рынках финансовых услуг” [11, 25с.]
     Как следует из самого определения, “антимонопольное регулирование” – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
      Внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, инвестиции и прочие операции с участием зарубежных компаний становятся предметом воздействия всех положений национального антимонопольного законодательства, направленное на регулирование деятельности частных компаний . [7, 49с.]
      Антимонопольная политика имеет свои особенности в различных странах. В первую очередь антимонопольная политика направлена на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики. Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах. Существенной чертой законодательства разных стран в этой области является то, что оно не ограничивает концентрацию и монополизацию, оказывая влияние лишь на некоторые формы этих процессов. [12, 70с.]
            СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
      
      Важнейшими  направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное воздействие.
      Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за ее осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет особую деятельность государства, направленную «на создание форм экономического порядка».[5, 429с.]         В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего — антимонопольных органов (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) и его территориальные управления), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
      Типичным  проявлением нормативного регулирования  является антимонопольное законодательство Российской Федерации.
     В отечественной юридической литературе понятие «законодательство»
принято рассматривать в широком и узком (собственном) смысле слова.
     В широком   смысле   слова   законодательство   —   это   комплекс
(система)  издаваемых уполномоченными органами нормативных актов,
важнейшим из которых является закон. Основополагающее место в такой системе законодательства занимает Конституция России, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
      В узком смысле слова законодательство рассматривается как система законодательных актов, включающая федеральные законодательные акты и нормативные решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации. Нормы, входящие в подобную систему, должны устанавливать общие начала (принципы) правового регулирования и регламентировать наиболее важные общественные отношения. В настоящее время понятие «законодательство» сужается ещё в большей степени и включает лишь законы. Именно так трактуется, например, гражданское законодательство, которое в соответствии с п. 2 ст. 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит только ГК РФ и иные федеральные законы, регулирующие соответствующие отношения.
     Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.
      Свобода экономической деятельности — комплексная  категория, включающая в себя предусмотренные  и гарантированные законом:
      а) право субъекта экономической деятельности начинать, вести и прекращать ее в любой незапрещенной сфере и форме;
      б) право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информации
      в) свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства (его органов);
      г) право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;
      д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.
      Весь  этот комплекс правомочий вводится в  действие и обеспечивается различными правовыми нормами, но построенными на базе единого принципа свободы экономической деятельности, который в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал антимонопольного регулирования и законодательства. Другим его основополагающим положением следует считать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
     Он  подразумевает, что Российская Федерация  является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары (работы, услуги) различных видов. В соответствии с анализируемым принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути "потоков товаров, услуг и финансовых средств. [4, 390с.] 

      Исходя  из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. А поскольку любое государственное регулирование (в том числе и антимонопольное как его составная часть) осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребностей, то представленное исключение можно выделить в отдельный принцип антимонопольного законодательства — принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.
     Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма,   ограничение  и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.
     Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает предпосылки для развития монополий. Такая парадоксальная взаимосвязь" была" отмечена еще классиками экономической теории, которые утверждали, что большинство трестов с признаками монополии «создавалось путем соединения независимых предприятий».[4, 390с.]
       Поэтому государству необходимо  не только поддерживать добросовестную  конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформулирован еще один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации — принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассматриваемое положение Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна.
      Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти (местного самоуправления), как это и предусмотрено в Главе 2 Закона о конкуренции.
      ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ                                
      Общие:                                                       Специальные:                                       
        

      Действие  рассматриваемого принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является оправданным  экономически. Речь идет, например, о  естественных монополиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон констатирует факт существования таких монополий и обеспечивает контроль за деятельностью их субъектов.
      Итак, подводя итог сказанному выше, следует  признать, что антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:
      1) свободы экономической деятельности;
      2) единства экономического пространства;
      3) свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств;
      4) дифференциации и защиты частных  и публичных интересов;
      5) поддержки конкуренции;
      6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию;
      7) специального регулирования естественных  и государственных монополий.
      Развитие  рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма правового  воздействия, который бы в полной мере соответствовал анализируемым принципам. Антимонопольное регулирование не является в этом смысле исключением. 

 

      
     Глава 2. Антимонопольное  законодательство и  регулирование экономики. 

     2.1. Состав антимонопольного  законодательства.
      
     В литературе высказывались разные точки  зрения относительно определения состава антимонопольного законодательства. Они сводились к следующему.
     1. Антимонопольное законодательство  состоит из конституционных норм  о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации)  и законодательных актов, которые  непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства (законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).
     2. Антимонопольное законодательство  включает в себя перечисленные  выше нормы Конкуренции Российской  Федерации и законодательные  акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики, о поддержке малого предпринимательства и другие).
     3. Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и всё гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивает такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.
   Законодатель  высказался по данной проблеме лишь спустя несколько лет после принятия Закона о конкуренции и путём  внесения в него изменений (дополнений) установил в ст. 1-1 указанного Закона, что антимонопольное законодательство состоит из:
    Конституции Российской Федерации;
    Закона о конкуренции;
    федеральных законов, издаваемых в соответствии с Законом о конкуренции;
    указов Президента Российской Федерации;
    постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
   Практическое  значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство (см., например, ст. 12 Закона о конкуренции).
   По  своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано  с тем, что в п. “ж” ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Если какой-либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит Федеральному закону о конкуренции на товарных рынках, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции РФ, подлежит применению Федеральный закон о конкуренции на товарных рынках.
   Акты  антимонопольного законодательства расположены в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в ней занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.
   Конституционные основы антимонопольного регулирования  образуют нормы Конституции РФ (Глава 1). В ней идёт речь о принципах конституционного строя, федеративном устройстве и государственной (территориальной) целостности, правах и свободах человека и гражданина, социальной защите человека, разделении властей, гарантиях местного самоуправления, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, а также высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории России. Конституционные основы поддержки конкуренции – наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в главу 1 Конституции РФ не могут быть внесены изменения и дополнения. Её пересмотр возможен только в форме принятия новой Конституции РФ Конституционным собранием или всенародным голосованием.
   В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране не гарантируется  единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности. Эти  гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами (право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право частной собственности и др.). Государство обязано не только провозгласить эти права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.
   Поэтому в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается  такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 ГК РФ. Она не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.
   Расширять или сужать сферу действия части 2 п. 1 ст.10 ГК возможно путём внесения изменений и дополнений в Закон  о конкуренции на товарных рынках или в Закон о конкуренции на финансовых рынках. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
     С точки зрения публичных интересов непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закреплённые в п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности т добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.
     Анализ  конституционных положений показывает, что конституция РФ рассматривает  поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы  экономической деятельности в допускаемых законом границах.
     Федеральные законы занимают следующую ступень в вертикальной иерархии норм законодательства о поддержке конкуренции.
     Центральное место среди них занимает Закон о конкуренции на товарных рынках.  
 
 

2.2 Антимонопольная политика: модернизация и недостатки. 

     В течение почти пятнадцати лет  в России действует закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», в  который многократно вносились  изменения и дополнения.
     Проекты законов «О законе конкуренции» и «О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.
     Следует отметить очевидные достоинства  разработанных проектов.
     Во-первых, принятие закона «О защите конкуренции» позволит объединить нормы, посвящённые  конкуренции на товарных и на финансовых рынках. Подобное объединение оправдано тем, что принципы конкурентной политики едины вне зависимости от типов рынков ввиду того, что относятся к определённым действиям и соглашениям участников экономического обмена и органов власти. Безусловно, есть особенности организации экономических обменов на товарных и финансовых рынках, так же, как и между различными типами товарных рынков. Однако эти различия должны быть предусмотрены на уровне подзаконных актов (включая методические рекомендации), но не законов.
     Во-вторых, существенно расширены нормы, посвящённые  ограничению конкуренции со стороны  органов исполнительной власти и  местного самоуправления. В принципе включения таких норм в антимонопольное  законодательство представляет собой особенность российской системы конкурентного права, существенно отличающую его от конкурентного права зарубежных стран с развитой экономикой. В то же время, согласно результатам многих исследований, именно действия органов власти являются главным источником и ограничения конкуренции, и нарушения прав хозяйствующих субъектов. Давно назрела модернизация законодательства о государственных закупках и государственной помощи с целью предотвращения их разрушительного воздействия на конкуренцию.
     В-третьих, законопроект меняет критерии и повышает минимальную границу антимонопольного анализа сделок экономической концентрации, устраняя значительную часть избыточного предварительного контроля. Именно в связи с этим направлением антимонопольного регулирования российский антимонопольный орган выступал объектом критики. Увеличивается минимальный размер участника сделки, требующий предварительного согласования с антимонопольным органом, а также изменяется сам показатель, используемый для применения этого критерия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.