На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-политическое развитие Норвегии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Министерство  образования Российской Федерации
    Новосибирский государственный  университет экономики  и управления
    НГУЭ  и У (НИНХ) 

Кафедра Международных отношений
   

Учебная  дисциплина: Социально-политические процессы в странах  Европы и в США
Тема  курсовой работы: Социально-политическое развитие Норвегии
Номер группы: МО-71
Наименование  специальности: Международные отношения
Ф.И.О. студента и номер  зачетной книжки: Булатова Мария Анатольевна           071883
Дата  регистрации кафедрой: «_____» __________________ 200__ г. 

Проверил: Матеев Даниэль Андреевич 
 

Оценочная таблица курсовой работы 
 

Кол-во
Баллов 

Актуальность  темы 

Цель  работы 

Задачи  работы 

План  работы 

Содержательная  часть курсовой работы 

Правила оформления текста курсовой работы 

Использование источников 

Уровень изложения темы 

Содержательность  выводов по работе 

Итоговая  оценка за курсовую работу 
 

Подпись преподавателя 
 

НОВОСИБИРСК, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

       Курсовая  работа посвящена социально-политическим процессам в Норвегии. Несмотря на достаточно тяжелые климатические условия и низкую плотность населения, Норвегия стала к концу XX века одной из богатейших стран мира с самым высоким уровнем дохода на душу населения, с наибольшей социальной защищенностью своих граждан, по ряду экономических показателей далеко опередив многие страны Западной Европы. Все это очень отличается от Норвегии первой половины XX века – страны с колоссальным внешним долгом, низким уровнем благосостояния граждан и бедностью государственного бюджета. В последнее время Северная Европа играет особую роль в расстановке современных геополитических сил. Он является не просто одним из важнейших источников сырья, но и достаточно стабилен (в противовес Югу), к тому же обладает развитой инфраструктурой и участвует в политических процессах. В связи с этим Север Европы становится притягательным не только для Старого Света, но и для США.
       Актуальность  темы исследования Норвегии определяется тем, что раньше этой маленькой стране не уделялось почти никакого внимания, вместе с тем секреты ее процветания взволновали весь Запад. Поэтому можно предположить, что в скором будущем Норвегия может выйти с заднего плана современных геополитических процессов и начать играть немаловажную роль во всем мире. Норвегия, в отличие от своих соседей по Скандинавскому полуострову, не входит в Европейский союз. Норвежцы абсолютно довольны таким положением вещей, ведь им и без Евросоюза живется неплохо: самые высокие пенсии, зарплаты, ВВП на душу населения, уровень продолжительности жизни, здоровья нации, грамотности людей, в то же время очень незначительное число нищих, безработных. Норвегия успешно развивается согласно идее государства всеобщего благоденствия.
       Целью работы является изучение  Норвежского  Королевства и современных социально-политических процессов в нем. Задачи исследования поставлены следующие:
      рассмотреть государственное устройство Норвегии на современном этапе, а также взаимоотношения между ветвями власти и Королем
      показать работу политической системы Норвегии, дав характеристику основным политическим партиям и движениям
      определить основные проблемы современного развития страны
      выявить особенности социально-экономического развития на современном этапе
      а также рассмотреть взаимоотношения Норвегии и Объединенной Европы.

1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА.

       Норвежское  Королевство – это государство  в Северной Европе (в Западной части  Скандинавского полуострова) с унитарной  формой государственного устройства. Королевство делится на 19 фюльке (губерний), которые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты или коммуны (их 434 по данным на 2003 год). Каждая имеет свой совет, избираемый на 4 года. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельного налогообложения, однако многие властные полномочия осуществляются на областном и федеральном уровнях. В стране действует Конституция от 17 мая 1814 года с рядом поправок и изменений. В соответствии с ней официальная государственная религия - евангелическо-лютеранская.1

1.1. Король  и Правительство Норвегии. Взаимоотношения между ними.

       Норвегия  является ограниченной наследственной монархией.2 Глава государства и исполнительной власти – король или королева (с января 1991 г. – Харальд V из династии Шлезинг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург). Власть его ограничена конституцией. Король Норвегии всегда должен исповедовать официальную государственную религию, проживать в государстве и не находиться за его пределами более 6 месяцев без согласия парламента. Официально король присутствует на всех церемониях и ведет формальные заседания правительства (Государственного Совета), а также назначает этот Совет из имеющих право голоса норвежских граждан и распределяет между ними дела. К норвежской монархии можно применить формулу «король царствует, но не правит», т. е. он не может единолично осуществлять все государственные полномочия, но его фигура священна и неприкосновенна – он не несет ответственности, ее несут советники. Одной из областей, в которых король может распоряжаться самостоятельно, является фамильный закон - он регулирует организацию двора, отношения внутри семьи. Король Норвегии является послом и представителем нации за рубежом, также является верховным главнокомандующим и главой норвежской государственной церкви.  Глава государства в целом имеет представительские полномочия, которые проявляются в ратификации от его имени наиболее важных международных соглашений, а также от его имени издаются законы и постановления правительства.
       В Норвегии существует прямой порядок  престолонаследия, при котором только законный ребенок короля и королевы может унаследовать престол, причем предпочтение должно отдаваться старшим родственникам по ближайшей линии. В поправке к Конституции 1990 года строгая салическая система наследования была заменена кастильской. В случае отсутствия наследника король может предложить парламенту своего наследника, а тот вправе не согласиться с выбором короля. Наследники короны Норвегии не могут вступать в брак без согласия короля, а также не могут принимать корону других стран без согласия короля и двух третей представителей Стортинга. Король же имеет право отречься от престола в связи с преклонным возрастом (чего, однако, в истории Норвегии пока не случалось). Во время своих поездок в пределах государства король может передавать управление государством Государственному Совету, может назначать государственных секретарей для оказания помощи членам Совета.
       Государственный Совет - правительство Норвегии –  коллегиальный орган, в котором  решения принимаются большинством голосов. Состоит он из премьер-министра и не менее чем семи других членов, причем более половины членов Совета должны исповедовать официальную евангелическо-лютеранскую религию.3  Членов совета назначает король, а утверждает партия большинства или коалиция в парламенте. Согласно конституции все решения в правительстве принимаются при участии короля. Без этого Государственный Совет не представляет собой конституционного органа исполнительной власти, поскольку последняя находится у короля.4 На самом деле получается так, что король – председатель правительства, а премьер-министр – Госсовета. И Совет становится правительством, как только на его заседании присутствует король. Каждый из членов Государственного Совета, как правило, является главой своего департамента. С февраля 2007 года правительство насчитывает 17 министерств и включает в себя премьер-министра и 18 министров.5 Согласно конституции основная задача департаментов – готовить проекты необходимых решений для Госсовета.
       Взаимоотношения короля и советников строятся на основе взаимной ответственности друг перед другом. Собственные советники короля могут ставить под сомнение его решения в отношении принимаемых законов и отправлять их на специальное рассмотрение в Государственном Совете. Король же может не подписать решение Госсовета, только если сам считает, что оно противоречит конституции. Однако на практике такое, конечно, редко применяется, так как на самом заседании Государственного Совета рассматриваются заранее принятые решения.
       Премьер-министр, а также другие члены Государственного Совета и государственные секретари могут, без предварительного судебного решения, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. Министры могут участвовать в парламентских прениях, но не имеют права голоса.

       1.2. Работа норвежского Стортинга.

       Стортинг  – это однопалатный парламент  Норвегии, обладающий законодательной  властью. С 2005 года он состоит из 169 депутатов (ранее было 165), избираемых каждые 4 года. Парламент не может быть распущен, не  может быть досрочных выборов.6 Норвежская избирательная система основана на принципах прямого выбора и пропорционального представительства. Избирать и быть избранным норвежец может с 18-летнего возраста, но для избрания в Стортинг лицо должно проживать в государстве не менее 10 лет. Выдвижение кандидатов на выборы происходит от политических партий или от граждан. Основным избирательным участком в Норвегии является коммуна, а округом – губерния; для так называемых уравнительных мандатов, их 8, избирательный округ – вся страна. Окружные представители распределяются между избирательными округами определенным образом в зависимости от проживающего населения. Особенностью скандинавских стран является метод подсчета голосов (т. н. Метод Лагу).7 Метод этот сугубо математический и довольно изощренный, ставящий целью максимально учесть предпочтения избирателей. Партии не может предоставляться дополнительный мандат, если она получила менее 4% голосов в целом по стране.
       Стортинг  разделен на 2 части (Одельстинг и Лагтинг), но все же считается однопалатным. Ведь члены его частей избираются по одним правилам, действует один руководящий орган – президиум Стортинга, наиболее важные решения принимаются на совместном заседании – на пленуме.  Норвежцы сами предпочитают называть свою законодательную систему как «однопалатную с некоторыми чертами двухпалатности». Одельстинг сейчас состоит из ? депутатов – 127, а Лагтинг – из 42 (? от общего числа). Каждая часть парламента заседает отдельно и имеет свое особое управление: президента, вице-президента и секретарей. Все они избираются простым большинством голосов. В силу статьи 76 конституции Одельстинг и Лагтинг обладают каждый особой компетенцией: законопроект вносится только в Одельстинг, и если его принимают, то направляют в Лагтинг. Там законопроект могут принять, а могут отправить на доработку в Одельстинг. Если проект возвращен дважды, весь Стортинг на совместном заседании выносит решение квалифицированным большинством (т. е. 2/3 от общего числа голосов). Таким образом, Лагтинг не играет существенной роли в решении вопросов.
       Президиум Стортинга функционирует на постоянной основе в перерывах между сессиями. Президиум состоит из президента Стортинга и президентов его  частей, как и  их заместителей –  вице-президентов, т. е. из 6 членов.8 Все они избираются с учетом партийного представительства в парламенте. Полномочия Президиума сводятся к следующему: определение времени заседаний, надзор за порядком выступающих в парламенте, прениями в частях парламента, соблюдением конституционных норм. Председателем Президиума является президент Стортинга. Он также обладает некоторыми полномочиями: может сам принять решение по делу, которое не попадает под ведомства комитетов Стортинга, а также при подсчете голосов, если они делятся поровну, голос президента обладает решающей силой.
         В современных условиях центр  тяжести больше перемещается  из президиума в важнейшие  комитеты и партийные фракции  (группы) парламента. Комитеты также  могут осуществлять свои функции  в промежутках между сессиями, для этого им теперь не нужно  спрашивать разрешения у президиума9, хотя раньше такие заседания проводились только с его разрешения. Важно заметить то, что основная работа по решению вопросов внешней и внутренней политики фактически осуществляется не Стортингом, а комитетом по иностранным делам. Именно в подобном комитете правящая партия старается обеспечить себе большинство голосов. По необходимости Стортинг может назначить специальный комитет для решения какого-либо особого дела. Особенностью норвежского парламента является то, что все его члены распределены по постоянным комитетам, число которых, как правило, соответствует числу департаментов правительства. Другая особенность парламента состоит в том, что все члены этих комитетов не избираются на заседаниях Стортинга, а назначаются комитетом по выборам, состоящим из 37 членов. В целях эффективной работы комитетов им запрещено вмешиваться в дела других. Работой комитета руководит его председатель, избираемый на первом заседании. Решение комитета, которое может быть принято как в устной, так и в письменной форме, передается в канцелярию Стортинга и распространяется среди членов парламента.
       Формально право законодательной инициативы принадлежит Одельстингу, однако, на первый план в настоящее время  ставятся законодательные предложения  Государственного Совета. Они имеют более облегченный путь внесения – на заседании Одельстинга. Депутаты же для предложения законопроекта должны сначала послать его в комитет, затем, если решение комитета положительное, оно пересылается соответствующему министру.  То есть только правительство может выдвигать формальные законопроекты перед парламентом. При поступлении законопроекта в Стортинг, он пересылается в соответствующий комитет для подготовки к первому чтению в Одельстинге. Однако проект может быть и сразу принят в первом чтении, без передачи в комитет, или же отклонен.10 Если законопроект принимается в первом чтении, он пересылается в Лагтинг, который может, не внося поправок, утвердить проект. В этом случае дело остается лишь за подписью короля и решением о вступлении его в силу.   Для принятия поправок к конституции необходимо, чтобы решение приняло 2/3 всех членов парламента. Согласно статье 112 конституции Норвегии, для того, чтобы решение вступило в силу, необходимо принятие этого решения на пленарном заседании Стортинга двух созывов. В этом случае уже инициатива находится в руках депутатов, а не правительства.
       Важную  часть компетенции Стортинга  занимают его контрольные полномочия. В первую очередь это право  Одельстинга выдвигать обвинения, а Лагтинга совместно с Верховным судом – судить обвиняемого (в связи с нарушением конституции). Порядок организации суда установлен статьей 87 конституции. Следующая непосредственная форма парламентского контроля в Норвегии – это право Стортинга требовать от правительства предоставления протоколов Государственного Совета, а также другой отчетности. Таким образом, Стортинг обеспечивает текущий надзор за решениями правительства. Косвенный контроль парламента осуществляется двумя подчиненными ему  институтами: государственными ревизорами и омбудсменом.11 Ревизоры могут требовать финансовые ведомости всех государственных организаций для проверки отчетности. Омбудсмен – лицо, не являющееся членом Стортинга, которое в определенном порядке наблюдает за государственным управлением и госслужащими, чтобы не допускать с их стороны беззакония.

       1.3. Политическая система.

       В Норвегии функционирует многопартийная политическая система. Существуют партии, придерживающиеся левых взглядов (Рабочая  Партия и Социалистическая Левая  Партия), центристские (Христианская Народная партия, Партия Центра и Либеральная партия Венстре), а также правые (Партия Прогресса и Партия Хёйре).12
       Крупнейшая  в Норвегии Рабочая партия, выигравшая последние выборы в сентябре 2005 года, до этого находилась в оппозиции. Это социально-демократическая партия, основные принципы которой: свобода, демократия и социальная справедливость. Один из лозунгов партии: «Лишь действуя вместе, а не по одиночке, мы сможем улучшить общество, в котором живем».13 Рабочая партия была основана в 1887 году, впервые получила места в парламенте в 1903 г., а в 1928 г. впервые сформировала правительство, но лишь на 2 недели. На протяжении многих лет партия получала более 40% мест в парламенте, но на выборах 2001 г. НРП получила всего 43 из 165. Это стало настоящим провалом. К причинам поражения чаще всего относят скандальное решение 1997 г. о приватизации части государственной собственности, отказ от снижения подоходного налога, а также излишняя самонадеянность.14 Однако за все время своего существования Рабочая партия играла решающую роль в формировании норвежского государства всеобщего благоденствия: существенно сократились различия между богатыми и бедными, сегодня в Норвегии существует всесторонняя система благосостояния и низкая безработица относительно большинства других стран. НРП активно сотрудничает с профсоюзным движением (LO) – отношения основаны на диалоге и обсуждениях. Лидер партии и нынешний премьер-министр – Йенс Столтенберг, который пришел на смену   Ягланду Турбьёрну (лидер партии с 1992 по 2002 год). Политическая платформа партии на 2005-09 гг. называется «Новое правительство – новая общность»15 и ориентированна по большей части на средний класс. Главные идеи программы:
    обеспечить полную занятость и социальную справедливость
    сделать норвежское общество одним из самых передовых в мире
    предоставить людям уверенность в завтрашнем дне
    усовершенствовать пенсионную систему
    предпринимать более активные действия в международной сфере
       По  вопросу присоединения к Евросоюзу  Рабочая партия всегда высказывалась  положительно. Но поскольку норвежцы с этим не согласились (что показали на двух референдумах), то НРП выступает  лишь за тесное сотрудничество с ЕС.
       Оппозиционной партией существующему в Норвегии правительству является популистская правая Партия Прогресса. Они называют себя сторонниками свободы. Это вторая по величине партия Норвегии (по результатам  выборов 2005 г. Партия Прогресса заняла 38 из 169 мест в парламенте),16 лидером с 6 мая 2006 г. является Сив Йенсен (она сменила Карла Ивара Хагена, который был лидером с 1978 по 2006 г.).  Партия была основана в 1973 году, с 1977 г. носит название Партия Прогресса. Сейчас в ней насчитывается около 25000 зарегистрированных членов. Основными ценностями являются следующие: свобода, надежность, энергичность, верность, ответственность, нововведения.17 ПП выступает за свободную рыночную экономику и свободную конкуренцию, уменьшение государственного регулирования, снижение налогов и государственных расходов. Также проводятся кампании за ужесточение иммиграционной политики. Партия Прогресса выступает категорически против присоединения Норвегии в Евросоюзу.
       Норвежская  Христианская демократическая партия (она же Христианская Народная партия) была основана в 1933 г. и с выборов  этого же года имеет представительство  в Стортинге.18 Партия была основана в 1933 г. выходцами из партии Венстре. Программа ХДП провозглашает необходимость равных социальных условий для всех людей, создания «общества благосостояния», делает упор на ценности христианства. Поэтому электорат партии составляют жители Юга и Запада Норвегии, где сильное влияние оказывает лютеранская церковь. Особое внимание уделяется вопросам образования, семейной политики, ограничению употребления алкоголя и положительному отношению к церкви. ХНП в целом близка к христианско-демократическим партиям Европы. В политическом плане она создает блоки с «несоциалистическими» партиями, входит в коалиционные правительства. Бывший лидер партии Магне Бондевик возглавлял правительство в 1997-2000 гг., а на выборах 2001 г., получив 12,5 % голосов и 22 места в Стортинге, Бондевик сформировал коалиционное правительство с участием Хёйре и Партии Центра. На выборах 2005 г. ХДП получила 11 мест в Стортинге из 169, набрав 6.8 % голосов. С 2004 г. партию возглавляет Дагфинн Хойбротен.
       Правая  Партия Консерваторов Хёйре была основана в 1884 г. и очень долгое время  была второй по силе в стране, будучи  оппозицией Рабочей партии. На выборах 2001 г. она снова вышла на второе место, набрав 21 % голосов и получив 38 мест в Стортинге, и вступила в коалиционное правительство во главе с Бондевиком. На последних выборах 2005 г. Хёйре набрала 14 % голосов, получив 23 места в ныне действующем парламенте, и вновь ушла в оппозицию.  Партия придерживается консервативной политики, основанной на ценностях христианства, демократии и верховенстве закона.19 Цель Хёйре – «демократия собственников», способствующая достижению экономического благосостояния и равенства. Партия выступает за снижение налогов, за сокращение расходов на общественные цели, в защиту частной собственности, а также за ограничение роли государства в экономике. Консервативная партия Хёйре представляет интересы крупного капитала, выступает за присоединение Норвегии к Европейскому Союзу.
       Либеральная партия Венстре – самая старая политическая партия Норвегии (основана в январе 1884 г.). Она объявляет  своей целью создание «гармоничного  общества», в основе которого лежит частная инициатива и частная собственность, однако допускается определенное государственное регулирование «в интересах всего общества». Либералы выступают за государственную социальную поддержку, отстаивают интересы частного бизнеса и промышленности. Венстре верит в демократические принципы, стремится уменьшить влияние центрального правительства на местные органы власти. Лидер партии – Ларс Спунхейм, количество представителей в Стортинге созыва 2005 г.– 10 (т. е. 5,9 % голосов – лучший результат с 1972 г.).
       Партия  Центра была создана в 1920 г. и до 1959 г. называлась Крестьянской партией. До сих пор сельское население –  это основной слой избирателей.  На первое место ставятся интересы народа, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, расширение полномочий местного самоуправления. Центристская партия уделяет особое внимание вопросам сельского хозяйства и первичных отраслей промышленности (земледелие, лесоводство и рыболовство). Члены партии с энтузиазмом поддерживают государство всеобщего благосостояния и выступают за сохранение социальных пособий. ПЦ возражала по поводу вступления Норвегии в ЕС, что привело к росту ее популярности у народа. На выборах 2001 г. Партия Центра получила 10 мест в Стортинге, в 2005 г. – 11. Лидер партии - Ослауг Марие Хага.
       Левая социалистическая партия Норвегии называет себя социалистической партией, в ней сильны пацифистские настроения. ЛСП выступает за более сильное политическое управление обществом, коренное перераспределение общественных благ и защиту окружающей среды. Партия была образована в 1975 г. на основе Социалистической народной партии (откололась от НРП в 1961 г.) и Социалистического избирательного союза (блока части коммунистов, демократических социалистов и др. групп, существовавшего с 1973). ЛСП пользуется популярностью среди левой интеллигенции и части рабочих. Партия выступала также против вступления Норвегии в ЕС. Лидером партии является Кристин Хальворсен.  На выборах 2001 партия завоевала 23 места в Стортинге, а в 2005 г. – 15.
       Существует  еще одна политическая партия, которая  в 2007 г. объединилась с Рабочей Коммунистической Партией в партию Красные - это   Красный избирательный Альянс. Она  является одновременно социалистической и революционной партией. Члены ее убеждены в необходимости революции для создания социалистического общества, в котором будет упразднена частная собственность. Лидер партии - Турстейн Дале. За всю свою историю Красные попадали в Стортинг лишь один раз – в 1997 г., да и то в составе одного депутата.
       Если  говорить о сегодняшней ситуации в Норвегии, но правящей является Рабочая  Партия, премьер-министр – Йенс Столтенберг. Последние выборы прошли в 2005 г.,20 соответственно следующие пройдут в 2009 г. Как было сказано, их выиграла оппозиция – Рабочая Партия, а точнее «Красно-зеленая коалиция» левых сил, получив 88 из 169 мест в Стортинге. Правоцентристская коалиция ушла в оппозицию, набрав 81 мандат. Большинство избирателей привлекли обещания социал-демократов поддерживать государственный сектор, даже при увеличении налогов, а также расширить социальные программы.   В октябре 2005 г. Столтенберг представил королю новое правительство,21 в котором 10 министров – от Рабочей Партии, 5 – от Левой Социалистической Партии, 4 – от Партии Центра. Из всех членов правительства 9 – женщины и 10 – мужчины. Эксперты заявили, что не ожидают серьезных изменений от нового правительства. В общем Столтенберг собирается продолжать политику Бондевика. Он пообещал более эффективно использовать доходы от нефти, направляя их на развитие образования, пенсионной сферы и здравоохранения.  Будут внесены некоторые поправки в структуру министерств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕГИИ.

2.1. Особенности социально-экономического  развития на современном этапе.

       Являясь одной из самых богатых стран  в мире, Норвегия развивается согласно идее создания государства всеобщего  благоденствия. Эта страна уже несколько  лет подряд занимает первые места  во всевозможных рейтингах. Средняя  продолжительность жизни в Норвегии составляет 78,7 лет, средний уровень здоровья нации очень высок, процент грамотных  людей в стране фактически составляет 100%, и практически у всех есть среднее образование. По сравнению с другими странами в Норвегии практически невозможно встретить нищих. Королевство занимает одно из первых мест в мире по размерам ВВП на душу населения и по уровню заработной платы (средний уровень заработной платы составляет 5000 долл.). Продолжительность рабочей недели – 37,5 часа, установлен 4-недельный оплачиваемый отпуск.
       Медицинское обслуживание в Норвегии платное, однако, 80% расходов на врачебную помощь, на приобретение некоторых видов лекарств финансируется из фондов социального  страхования. «В соответствии с идеей  государства всеобщего благоденствия в Норвегии была введена система универсального государственного медицинского обслуживания, финансируемая налогоплательщиками, а также система национального всеобщего страхования, распространяющаяся на всех граждан Норвегии и лиц, постоянно проживающих в стране».22 Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот.
       Норвегия  – развитая индустриально-аграрная страна  с высокой долей  в  экономике энергоемких отраслей промышленности, судоходства, рыболовного  промысла и, конечно же, нефтеперерабатывающей промышленности (экспорт нефти составляет 46% от общего норвежского экспорта). Основные направления экономической политики Норвегии: стабилизация и предотвращение инфляции и безработицы, стимулирование роста, влияние на распределение доходов. Страна занимает ведущее место по производству электроэнергии на душу населения. «В пересчете на душу населения Норвегия производит электричества больше всех в мире, а по потреблению вдвое превосходит США».23  Очень важное место в экономическом развитии занимает рыболовство – по улову и экспорту рыбы Норвегия занимает одно из ведущих мест в мире. Опыт норвежской модели свидетельствует об успехе рыночного социально ориентированного хозяйства вместе с активным регулированием государства (например, в топливном секторе). Богатство Норвегии позволяет ей оказывать финансовую помощь слаборазвитым странам Азии и Африки.
       Особенной чертой норвежского общества, как  и вообще скандинавских стран, является гендерное равноправие. Эта политика на протяжении многих десятилетий проводилась правительством. Норвегия возглавляет список стран с равными возможностями для мужчин и женщин.  Норвежский закон о равноправии между полами был принят в 1978 году.  В нем запрещаются любые формы дискриминации по половому признаку во всех сферах жизни общества. За соблюдением закона следит специально уполномоченное Бюро. Важность гендерной перспективы определяется тем, что выбор и предпочтения, как у женщин, так и у мужчин часто определяются биологическим полом. Поэтому Министерство по делам детей и равноправия проводит активную политику и по привлечению к сотрудничеству мужчин. Что касается женщин-политиков, то теперь каждое правительство стремится раздать женщинам как можно больше постов, потому что им больше доверяют во власти. В 1981 г. впервые в истории правительство возглавила женщина – Гру Харлем Брундтланд (лидер Рабочей партии).  В сегодняшнем правительстве 42% всех министерских портфелей принадлежит женщинам, они же занимают половину мест в списке депутатов правящей Рабочей партии, на трех парламентариев-мужчин приходится два парламентария-женщины.  Однако, по мнению норвежцев, проблема равенства полов решена не до конца: женщины все еще мало принимают участие в бизнесе. 1 января 2008 г. вступил в силу закон, который устанавливает, что в штате любой акционерной компании женщин-сотрудников должно быть 40%,24 и работы в этой области еще ведутся. А 11 июня 2008 г. Стортинг принял закон, полностью легализующий однополые браки, а также значительно расширяющий права однополых пар на усыновление детей. День назвали «историческим», а закон сравнивают с предоставлением права голоса женщинам и принятием законодательства о гендерном равноправии. Однако, безусловно, есть и критикующие эти нововведения – это оппозиционные Христианская демократическая партия и Партия Прогресса.
       Правительство Норвегии большое внимание уделяет  социальной политике – прежде всего  в отношении семьи, детей и  пожилых людей. Существует система семейных пособий, которая финансируются государством, и координируется службой социального и пенсионного обеспечения. Стортинг вводит определенные ограничения и правила на получение семьей пособия на ребенка, а также при планировании госбюджета размер этих пособий (в 2006 г. это было около 121 евро).25  Также правительство Норвегии вводит курс на увеличение мест в детских садах – ведь это ключевой фактор участия родителей в трудовой жизни. Большинство детей в Норвегии вырастают в хороших условиях и живут в безопасности и финансовом достатке. Однако, данная ситуация касается не всех. Поэтому Министерство по делам детей и равноправия ежегодно выбирает лучшую Коммуну детей и молодежи.  А через год правительство проводит оценку мер, принятых коммуной для улучшения условий жизни детей и молодежи. Пожилые люди, если живут в домах престарелых, то это не наказание, а благо. Норвегия на весь мир славится своими высокими пенсиями. И это все лишь малая часть того, что делается в государстве по вопросам условий жизни детей, молодежи страны, а также благосостояния семьи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.