На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономика Японии и ее значение в мировом хозяйстве. Анализ социально-экономического и политического развития страны.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа
  по Мировой экономике
на  тему:
  «Экономика Японии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

ВВЕДЕНИЕ

       В течение последних ста лет  Япония неизменно приковывает к  себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить загадки весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники?
       Цель  работы: исследовать экономику Японии и ее значение в мировом хозяйстве.
       Актуальность  темы: Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек к ней внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах. Невиданные темпы промышленного развития, которые ежегодно достигались японской экономикой на протяжении трёх десятилетий до сих пор изучаются экономистами всего мира, приводятся в качестве примера и указывают путь для развивающихся стран. Промышленное развитие и экономический рост Японии интересны как уникальное явление современности, но особенно впечатляют достигнутые Японией результаты, если принимать во внимание очевидную непригодность географических и климатических условий, в которых приходилось развиваться этой стране.  
 
 

    Анализ  социально-экономического и политического развития страны.

       1.1 Краткая характеристика

    1.2 Географическое положение Японии

       Япония – государство в Восточной Азии, которое расположено на 4 крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Косю, а также на многочисленных прилегающих к нему мелких островах. Территория - 372,2 тыс.км2.
       Самая северная точка — мыс Соя —  находится на 45°33 северной широты (остров Хоккайдо), самая южная точка — острова Минамино (группа Волкано) — на 24°14?северной широты. Самая западная точка страны — остров Ёнакуни — располагается на 122°56 восточной долготы, самая восточная точка — остров Маркус — на 154°01? восточной долготы.
       С севера Япония омывается Охотским морем (площадь — 1590 тыс. км2), её восточное и юго-восточное побережья — водами Тихого океана, а западное побережье — Японским (площадь 1008 тыс. км2, максимальная глубина 3712 м, средняя — 1350 м) и Восточно-Китайским (площадь 1240 тыс. км2, максимальная глубина 2719 м) морями. В окружении островов Хонсю, Сикоку и Кюсю находится Внутреннее Японское море, включающее малые моря Харима, Бинго, Хиути, Иё и Суо и усеянное более чем 1000 островков (средняя глубина 44 м.).

       1.3 Социальное развитие

       Национальность, численность и демография населения Японии

       99,4% - японцы, остальное население - это  корейцы, китайцы, американцы, айны (потомки древнего населения страны) и т.д.
       Крупные города с населением свыше 1 млн. человек - Иокогама, Осака, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуока, Китакюсю. Следует отметить, что Япония - одно из самых густонаселенных государств в мире. В среднем на каждый квадратный километр приходится 337 человек.
       За последние 10—20 лет численность населения Японии изменяется крайне незначительно: в 1980 - 117,1 млн чел., в 1990 - 123,6 (прирост на 5,6%), в 2007 - 127,0 млн чел. (прирост на 1,0%). Главная причина такой вялой динамики — падение рождаемости (1980 - 17,1%, 1990 - 11,9% и 2007 - 9,4%). При этом детская смертность с 10,0 чел. на 1000 новорождённых в 1980 снизилась до 5,5 в 1990 и 3,4 в 2007. Средняя продолжительность жизни населения наивысшая в мире: 77,1 года у мужчин и 83,99 года у женщин (2007).

       Половозрастной  состав населения  Японии

       Соотношение мужчин и женщин близко к единице: в 2007 число мужчин равнялось 61,9 млн чел., а женщин — 64,9 млн чел. Доля городского населения приближается к 80%. Возраст выхода на пенсию — 65 лет.

       Грамотность населения Японии

       По  состоянию на 2007, среди лиц старше 15 лет 91,7% окончили различные учебные заведения, при этом 24,3% общего числа окончили начальные и средние школы первой ступени, 45,7% имели за плечами средние школы второй ступени, 11,9% — профессиональные школы и колледжи, 14,6% — университеты и аспирантуры.

       Система образования Японии

       Японская  система образования была решительно перестроена в 1947 под руководством американских оккупационных властей и внесла неоценимый вклад в экономические успехи страны, поставляя на рынок труда высокопроизводительную рабочую силу. Реформа значительно ослабила государственный контроль над образовательным процессом, санкционировала создание автономных частных школ, перевела составление учебников в компетенцию издательств (хотя разрешение Министерства просвещения на допуск учебников к использованию по-прежнему требуется), стимулировала развитие так называемого общинного образования (по Закону 1949, оно определяется как «организованные просвещенские мероприятия, включая спортивные и рекреационные, которые не предусмотрены школьными_программами»). 
        Нынешняя система образования включает начальные школы (6-летний курс), средние школы первой ступени (3-летний курс), средние школы второй ступени (3-летний курс), университеты (4-летний курс). Кроме того, имеются детские сады, технические колледжи (5-летний курс) для выпускников средних школ и школы для инвалидов. В дополнение к перечисленным учебным заведениям существуют вне формальной системы образования различные профессиональные училища. Образование до уровня средней школы первой ступени — обязательное. 95% начальных и средних школ первой ступени — государственные. На частные учебные заведения приходится 24% средних школ второй ступени и 73% университетов. В 2007 в Японии было 14,4 тыс. детских садов (106,1 тыс. воспитателей, 1,8 млн. воспитанников), 23,6 тыс. начальных школ (407,6 тыс. учителей, 7,4 млн. учеников), 11,1 тыс. средних школ первой ступени (257,6 тыс. учителей, 4,1 млн. учеников), 5,3 тыс. средних школ второй ступени (289,0 тыс. учителей, 4,-2 млн. учеников), 649 университетов (150,6 тыс. преподавателей, 2,7 млн. студентов). 97,8% выпускников начальных школ продолжают учиться в средних школах обеих ступеней и 40% выпускников последних идут в колледжи и университеты. Крупнейшие государственные университеты: Токийский, Киотоский, Осакский, Хоккайдский, Тохоку. Среди частных наиболее известны Нихон, Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи, Токай, Кансайский.

       Уровни  безработицы и  инфляции

       В марте 2008 года уровень безработицы в Японии вырос впервые за пять месяцев, а уровень инфляции имел самый быстрый темп.
       Предприятия нанимают меньше работников, поскольку они пытаются справиться с ростом издержек и падением объёмов экспорта в гибнущую экономику США, - показывает множество данных. Уровень безработицы в феврале вырос до 3,9% по сравнению с 3,8% месяцем ранее. Хотя Япония должна избежать резкого увеличения уровня безработицы в связи с выходом на пенсию родившихся во время послевоенного бэби-бума, аналитики сообщают, что рынок труда может ухудшиться из-за жёсткого делового климата.
       «Мы не наблюдаем резкого ухудшения, но есть некоторые признаки, свидетельствующие об уменьшении роста занятости, особенно это касается небольших фирм, которые пострадали из-за роста издержек», - говорит экономист из «Lehman Brothers» Хироси Сираиси (Hiroshi Shiraishi).
       Ядро  потребительских цен, которое исключает  переменные свежие продукты, выросло на 1% в феврале этого года по сравнению с годом ранее, что является самым быстрым темпом роста с марта 1998 г. Рынки ожидали 0,9% роста после того, как в январе рост составил 0,8%.
       В течение многих лет самой большой  головной болью для Центробанка Японии была дефляция, которая подрывала прибыль компаний и давала потребителям стимул подождать прежде, чем потратить их деньги. Теперь же он ещё беспокоится о резком росте цен на нефть, сырьё и продовольствие, которые делают жизнь компаний и потребителей ещё более жёсткой.
       Рынки видят небольшой шанс в повышении  процентных ставок Центробанком Японии для сдерживания ценового давления с учётом заботы о здоровье глобальной экономики и финансовых рынков. Хотя цены на потребительские товары растут, заработная плата растёт весьма слабо, поскольку прежних работников, родившихся во время послевоенного бэби-бума, сменяет молодёжь (Прим.: которой в Японии традиционно платят куда меньше.).
       Расходы домашних хозяйств в феврале этого  года были довольно небольшими, поскольку уровень средних доходов опустился на 0,1%. Низкие темпы бросили вызов прогнозам аналитиков, предвещавших рост расходов домашних хозяйств в феврале на 2,5% после повышения аналогичного показателя в январе этого года на 3,6%. Несмотря на то, что данные цифры не очень надёжны, аналитики согласились с тем, что розничный сектор по-прежнему остаётся тусклым и серым.
       «Потребление  на данный момент вялое из-за ощущения бедности и постепенного снижения в  сфере занятости», - отметил экономист  «Goldman Sachs» Наоки Мураками (Naoki Murakami).
       «Растущая инфляция в сочетании с ухудшением ситуации на рынке труда будут  продолжать оказывать негативное влияние  на настроения потребителей», - предупредил  он. Объёмы розничных продаж увеличились  на 3,1% по сравнению с февралём прошлого года, однако, это произошло частично за счёт повышения цен на бензин и текущего високосного года, который дал покупателям ещё один дополнительный день в феврале.
       Экономика Японии находится на реконструкции  после длительного спада в  течение десяти лет, но вялые потребительские расходы вызывают беспокойство, что погрязшая под лавиной экспорта страна окажется уязвима для глобального экономического спада. Хотя последние данные, показывающие растущий спрос на японские товары в Европе и других частях Азии, ослабили эти проблемы, аналитики по-прежнему волнуются, что если США войдут в штопор, то они утащат и Японию за собой.

    Уровень безработицы  в Японии, %

       1.4 Политическое развитие

       Япония - конституционная монархия. По конституции  император является "символом государства и единства народа". Законодательную власть осуществляет парламент (состоит из палаты представителей - 512 депутатов и палаты советников - 252 депутата, имеющих срок полномочий 4 и 6 лет соответственно). Исполнительная власть принадлежит кабинету министров, который формируется премьер-министром. Официальный язык - японский. Столица – Токио. Основные религии - синтоизм и буддизм. Денежная единица – иена.
       Принципы  государственного управления определяются действующей Конституцией (верховным законом страны), которая предоставила суверенную власть народу, гарантировала соблюдение основных прав человека (уважение всех людей как личностей, равенство всех людей перед законом, право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, право обращаться с мирными петициями о возмещении ущерба, о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов и предписаний, свободу мысли и совести, собраний и объединений, слова, печати и всех иных форм выражения мнений, выбора и перемены местожительства, профессии, выезда за границу и отказа от гражданства, научной деятельности, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, на образование, на труд, на коллективные переговоры и прочие коллективные действия).

    1.5 Полезные ископаемые Японии

       Запасы  полезных ископаемых в стране крайне ограничены, имеют низкое качество и труднодоступны. Разведанные запасы (млн. т): нефть — 7,6, природный газ (включая попутный, млрд. т) — 20, каменный уголь — 8479, бурый уголь — 175, железная руда — 200, уран (в пересчёте на металл) — 0,008, хромовая руда — 200, марганцевая руда — 5, вольфрам — 0,01, барит — 3.
       Япония  импортирует 99,7% нефти, 91,4% угля, 100% бокситов, 99,8% железной руды, 98,4% меди, 90,0% свинца, 100% хлопка-сырца, шерсти и каучука.

       1.6 Валовой продукт

       Отраслевая  структура ВВП: сельское, лесное и  рыбное хозяйство 1,9%, добывающая промышленность 0,2; обрабатывающая промышленность 25,8; строительство 9,3; транспорт и связь 6,4; энергетика, газовое хозяйство, водоснабжение 3,1; оптовая и розничная торговля 12,5; финансы, страхование, операции с недвижимостью 16,1;частные услуги 20,9; государственные_услуги_3,8%_(2007). 
        Распределение занятого населения по отраслям народного хозяйства: сельское, лесное и рыбное хозяйство 5,3%;добывающая промышленность 0,1;обрабатывающая промышленность 21,8; строительство 10,5; транспорт, связь, энергетика, газовое хозяйство, водоснабжение 6,8; оптовая и розничная торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью 25,1; частные услуги 27,1; государственные услуги 3,3%.

       ВВП Японии в III квартале 2007 года увеличился на 2,6% в годовом выражении после  того, как в предыдущем квартале он сократился, согласно скорректированным данным, на 1,6%. По сравнению со II кварталом, рост ВВП Японии в период с июля по сентябрь составил 0,6%.
       Этот  результат превзошел ожидания экономистов, которые участвовали в опросе, проведенном Bloomberg News. Согласно их срединному прогнозу, японская экономика в отчетном периоде должна была вырасти лишь на 1,8% в годовом, и на 0,5% - в квартальном выражении.
       При этом чистый экспорт, или разница  между экспортом и импортом, составил 0,4 процентного пункта в показателе роста японской экономики в III квартале. Экономисты ожидали вклада в 0,5 процентного пункта. Внутренний спрос добавил 0,2 процентных пункта к росту ВВП. Дефлятор ВВП сократился на 0,3%, что совпало с прогнозами экономистов.
       Для сравнения: предварительное значение ВВП в Еврозоне за III квартал составило 0,7%. Об этом сообщил Eurostat, статистическое ведомство Евросоюза. Данные вышли на уровне ожиданий экономистов и превысили значение ВВП во втором квартале (0,3%). В годовом исчислении ВВП Еврозоны вырос на 2,6% в третьем квартале, по сравнению с 2,5% во втором квартале.
       Чуть  ранее, Министерство экономики, торговли и промышленности Японии сообщило, что в III квартале объемы промышленного  производства страны выросли на 2,2%. Производство транспортного оборудования прибавило 4,2%, а производство радиодеталей и аппаратуры увеличилось на 2,2%.
       Однако  показатель промышленного производства за сентябрь снизился на 1,4% по сравнению  с августом. Причиной послужило снижение объемов продаж автомобилей, сократившееся в сентябре на 7,7%.
       Министерство  прокомментировало полученные результаты положительно, так как они указывают на устойчивое развитие экономики страны. Это позволяет прогнозировать общий рост объемов промышленного производства в Японии и в IV квартале 2007 года.
       Банк  Японии понизил прогнозы роста экономики  и цен потребителей на 2007/2008 финансовый год, свидетельствует выходящий  два раза в год доклад японского  Центробанка о перспективах экономической и ценовой ситуации. Доклад был опубликован в конце октября. Согласно среднему прогнозу членов правления Центробанка, отвечающих за его политику, темпы роста реального ВВП Японии в 2007/2008 финансовом году могут составить 1,8%. В предыдущем докладе, вышедшем в апреле, этот показатель ожидался на уровне 2,1%.
       Прогноз роста базового индекса потребительских  цен (core CPI) был понижен до нуля процентов  с 0,1% в апреле. В то же время, прогноз  роста индекса цен на корпоративные  товары (CGPI) был повышен до 2,0% с 0,7%, ожидавшихся в апреле. Финансовый год в Японии начинается 1 апреля.
       Банк  Японии считает зарплаты в стране до некоторой степени слабыми, однако ожидает, что они будут постепенно расти. Согласно опубликованным ранее  сегодня данным, уровень зарплат  в Японии снизился на 0,5 процента в  годовом исчислении в сентябре 2007 года.
       ВВП Японии в 2007-2008 финансовом году, который  закончится 1 апреля, вырастет на 1,3% вместо планировавшихся 2,0%, говорится в  опубликованном правительственном  отчете.
 


       1.7 Промышленность Японии

       Промышленность, явившаяся «локомотивом» развития японской экономики, сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося  расширением нематериального сектора. В 2006 г. в материальном производстве было занято 31% рабочей силы и произведено 33,3% ВВП. По стоимости промышленной продукции Япония уступает только США.
       В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные  производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.
Промышленность  Японии

Металлургия.

         В 2006 фин.г. в Японии было произведено 98 млн. тонн стали. Экспорт стали составил в 2005 г. 27,6 млн. тонн (в стоимостном выражении — 15,8 млрд. долларов). Лидер отрасли — корпорация «Nippon steel» (26,1% рынка стали в 2006 фин. г.).
       Сталелитейная промышленность Японии обладает самой передовой технологией в мире. Тем не менее она сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Бразилии, Корейской Республики других новых индустриальных государств. Поэтому в Японии прилагаются большие усилия к тому, чтобы сократить производственные расходы и выпускать продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Кроме того, сталелитейные компании значительно расширили сферу своих интересов вплоть до электроники и информатики.
       Что касается производства алюминия, то оно за последние годы получило сильный удар, который нанес затяжной спад в экономике и резко выросший импорт дешевого алюминия. Пик производства алюминия в 710 тыс. тонн был достигнут в стране в 1984 г., но затем все алюминиевые заводы, кроме одного, были закрыты или временно законсервированы. Однако потребность Японии в алюминии для производства автомобилей, банок для напитков и оконных переплетов остается значительной. Импорт алюминия производится в основном из Бразилии и Австралии.
       Машиностроение.
       Станки и промышленные роботы являются сегодня основной продукцией машиностроительной промышленности Японии. В 2005 г. их было произведено соответственно на 1,01 трлн. и на 282 млрд. иен. Их значение и впредь будет возрастать по мере развития процессов автоматизации производства во всех отраслях промышленности. Переход в машиностроении от производства оборудования для выплавки стали или переработки нефти к производству оборудования для производства автомобилей и электроники повлек за собой и изменения в традиционной номенклатуре изделий машиностроения.
       Сегодня на долю Японии приходится основная часть  мирового производства различного вида часов и фотоаппаратов. В 2005 г. в стране было произведено часов на 218,4 млрд. иен, а фотоаппаратов — на 200,8 млрд. иен. Однако японские производители часов сталкиваются с конкуренцией, исходящей от развивающихся стран, а производители съемочной аппаратуры ощущают быстрое насыщение мирового рынка этой продукцией. В конце 1980-х гг. быстрое развитие получило производство одноразовых фотоаппаратов.

Электроника и электротехника.

       Эта отрасль на сегодня является наиболее важной в структуре японской экономики. Ежегодно в стране выпускается электронной  продукции на 30 трлн. иен, причем половина ее уходит на экспорт. Отрасль подразделяется на четыре сектора:
      Первый — бытовая электроника и электротехника: видеокассетные магнитофоны, магнитолы, телевизоры, персональные компьютеры, кондиционеры и холодильники.
      Второй — промышленная электроника: компьютеры, радиовещательная и телевизионная аппаратура.
      Третий — промышленное электротехническое оборудование: электромоторы и электрогенераторы.
      Четвертый — электронные детали, полупроводники.
       В секторе бытовой электроники  на смену обычным видеомагнитофонам  и телевизорам начинает приходить  цифровая техника — цифровые видеокамеры и видеомагнитофоны с цифровыми дисками. Предполагается, что цифровые технологии заменят обычные и их рынок достигнет 70 трлн. иен в течение десятилетия после 2008 г.
       В 2005 г. по сравнению с 2004 г. производство видеомагнитофонов в связи с насыщенностью рынка сократилось на 11,4%, а цветных телевизоров — на 17,9%. В то же время видеокамер было произведено больше на 6%, а проигрывателей для компакт-дисков и мини-дисков — на 9,1%.
       Что касается бытовой электротехники, прежде всего холодильников и стиральных машин, то они все еще пользуются большим спросом на внутреннем японском рынке, что объясняется необходимостью замены техники, выработавшей свой ресурс. Производственные возможности предприятий, расположенных в Японии, позволяют удовлетворить эти запросы. Расширение производства планируется только на предприятиях, вынесенных за рубеж и ориентированных на внешний рынок.
       Производство  промышленного электротехнического  оборудования сократилось в 2005 г. на 10,6% по сравнению с 2004 г., составив в стоимостном выражении 3,87 трлн. иен. Причины кроются в экономическом спаде в Азии и в сокращении капиталовложений в частный сектор в Японии. Застой в экспорте промышленного электротехнического оборудования в ЮВА, а также возможный пересмотр программы развития атомной энергетики в Японии из-за серии неполадок на японских АЭС затрудняют быстрое улучшение конъюнктуры в этом секторе промышленности.
       Противоположная ситуация складывается с производством  персональных компьютеров. Быстрое  распространение сети Интернет привело к тому, что их производство в 2005 г. выросло на 10% и достигло рекордного уровня в 7,53 млн. штук. Вполне возможно дальнейшее расширение спроса на персональные компьютеры различных модификаций.
       Значительное  увеличение продукции отмечено и в производстве мобильных телефонов. В 2005 г. их произвели на 13,4% больше, чем за предшествующий год. Дальнейшее развитие Интернета и спутниковой связи создает большое будущее для мобильных систем связи, в частности в форме мобильных информационных устройств, которые смогут соединить функции телефона, телевизора и персонального компьютера.
       Предполагается  и значительное расширение рынка  полупроводников, примерно на 12% в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом (в денежном исчислении — на сумму 922,5 млрд. иен). Однако в 2005 г. по ряду объективных причин, в частности из-за жесткой конкуренции американских производителей, было отмечено сокращение их производства в Японии на 7,5% по сравнению с 2004 г. В настоящее время японские компании концентрируют свои усилия на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего — на производстве интегрированных компьютерных чипов для цифрового оборудования.
       Основным  полем битвы в электронной  промышленности становится участие  компаний в создании цифровой сети связи для электронной торговли, а также разработка домашних цифровых устройств, которые можно было бы подключать к электронным сетям связи. Можно сказать, что от успеха в этой битве зависит выживание электронных компаний в Японии.

Судостроение.

       Это — одна из ведущих отраслей японской промышленности. Она оказалась в  тяжелом кризисе после первого  нефтяного шока в 1973 г. и была вынуждена  с 1978-го по 1980 г. сократить на 35% свои производственные мощности. Однако ситуация изменилась после 1988 г., когда в мире возникла необходимость замены устаревшего флота танкеров и судостроение вновь стало приносить прибыль. За исключением 1993 г. Япония обладала мировым первенством в судостроении. В 2005 г. ее доля составляла 41,1% мировой судостроительной продукции. В 2007 судоверфи страны построили новых судов водоизмещением в 11,07 млн. гросс-тонн. Лидер отрасли — корпорация «Mitsubishi Heavy Industries» (12,6% внутреннего рынка).

Автомобилестроение.

       Производство  автомобилей в Японии переживает не лучшие времена. Крупнейшие автомобилестроительные компании Японии Toyota, Honda и Mitsubishi продолжают снижать объемы производства и увольняют сотрудников, чтобы сократить расходы в условиях глобального ослабления спроса на фоне рецессии.
       Honda урезала план выпуска на 2008 финансовый год, заканчивающийся в марте, на 56 тыс. автомобилей - до 1,17 млн.
       Компания  не продлит трудовые договоры 3100 своих  временных сотрудников и приостановит производство на заводе в Суиндоне (Великобритания) на 35 дней. В заявлении Honda говорится о том, что сокращение производства не отразится на заработной плате работников.
       Toyota приостанавливает поточное производство  на заводах в США на разные  сроки: от 2 недель до 29 рабочих  дней в текущем квартале.
       Mitsubishi уменьшит количество персонала на 1800 рабочих мест до конца февраля.
       "Этот  год будет хуже, чем предыдущий. Необходимо скорректировать объемы  производства после длительного  периода агрессивного роста", - заявил директор Fitch Ratings в Токио  Тацуя Мидзуно.
       Продажи автомобилей в США упадут в этом году до минимума за 27 лет, прогнозируют аналитики. Соединенные Штаты являются одним из основных рынков для всех японских автопроизводителей.

Авиастроение.

       После второй мировой войны авиационную  промышленность Японии поставили на ноги оборонные заказы. Первоначально производство осуществлялось на основе иностранных лицензий. В 1964 г. был построен первый японский пассажирский самолет «YS — 11». Его производство продолжалось до 1972 г. Кроме того, в Японии изготовлялись отдельные узлы для американских пассажирских лайнеров «Боинг». Сегодня объем заказов на японские гражданские самолеты невелик. На 63% авиационная промышленность загружена японскими оборонными заказами. Экспорт японской военной авиационной техники запрещен внутренним законодательством. Поэтому объем производства авиационной промышленности Японии составлял в 2004 г. лишь 940,6 млрд. иен, что является примерно одной семнадцатой объема авиационного производства США.

Химическая  промышленность.

       Эта отрасль также переживает в Японии трудные времена спада и структурной перестройки, начавшиеся с первого нефтяного кризиса в 1973 г.
       Предприятия химической и нефтеперерабатывающей  промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного  пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Иокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных промышленных центров в составе промышленных комплексов вместе с металлургическими заводами и электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами химической промышленности являются другие города Южной и Центральной Японии — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю. Современное химическое производство в Японии специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.
       Ориентированные на переработку сырой нефти, химические предприятия Японии оказались неконкурентоспособными по сравнению с химическими заводами США, ближневосточных и других стран, работавшими с более дешевым природным газом. В период с 1983-го по 1988 г. старое оборудование на заводах по нефтепереработке и производству искусственных удобрений было демонтировано в рамках принятого правительством закона о реорганизации химической промышленности.
       В 2005 г. Япония произвела 13,9 млн. тонн пластиков, основной продукции химической промышленности. Это — второй результат в мире после США. В том же году было произведено 7,08 млн. тонн этилена, исходного продукта для многих химических заводов.
       Япония  обладает вторым (после США) в мире рынком потребления химических удобрений. На него приходится 10% мирового химического  производства для сельского хозяйства. Сегодня основные усилия химических компаний Японии концентрируются на производстве особо чистых химических продуктов, в первую очередь с помощью биотехнологий и новых материалов. В последнее время наблюдается активное развитие японских биотехнологий и фармацевтического производства.

Текстильная промышленность.

       Текстильное производство принадлежит к традиционным отраслям промышленности в Японии. Но в настоящее время производство текстиля и синтетических тканей переживает серьезный спад. Как и в химической промышленности, излишние производственные мощности в синтетике были демонтированы в 1983-1988 гг. в соответствии с пятилетним правительственным планом структурной перестройки этого производства. А текстильное производство, требующее больших трудовых затрат, постепенно переносится с Японских островов в другие азиатские страны. Производство синтетического волокна в Японии составило в 2005 г. 1,7 млн. тонн, что ниже уровня предыдущего года на 5,4%. До 2003 г. постоянно рос импорт текстиля из Китая и других азиатских стран, но затем объем текстильного импорта стал сокращаться. В 2005 г. он уменьшился на 8,5% по сравнению с 2004 г. Велик объем импорта модной готовой одежды из Италии и других европейских стран. Большие надежды в Японии связываются с ускоренным развитием местной швейной промышленности, поскольку она производит продукцию с высокой добавленной стоимостью. Вынашиваются планы превращения Токио в такого же мирового законодателя моды, как Милан, Нью-Йорк или Париж, хотя с крушением экономики «мыльного пузыря» эти проекты были отнесены на более отдаленное будущее.

       Энергетическая  промышленность Японии.

       К концу 80-х годов удельная энергоемкость  промышленного производства была снижена  в Японии почти на одну треть, что  вывело страну по этому показателю на передовые позиции в мире. Изменилась и структура энергетического баланса: доля нефти сократилась с 70 до 52% в 2006 г., а доля атомной энергии увеличилась с 0,3 до 13% и природного газа с 2,2 до 13%. Выработка электроэнергии в 2007 г. составила 1076 млрд. кВт ч. Хотя доля ТЭС постепенно сокращается. И по числу реакторов, и по объему мощностей атомных электростанций Япония занимает третье место в мире после США и Франции: 53 атомных энергоблока (еще 9 — в стадии проектирования или строительства) мощностью 45,2 тыс. МВт. АЭС дают около 30% вырабатываемой электроэнергии, в основном расположены в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов. Построенные на бурных горных реках японские ГЭС имеют небольшую единичную мощность и располагаются каскадами, главным образом в горных районах Центрального Хонсю; в целом их доля в выработке электроэнергии составляет около 10%.
       В Японии действует 16 геотермальных электростанций (включая находящиеся в частной  собственности), общая производительная мощность которых достигает 530 тыс. кВт. Широкое строительство новых экологически чистых геотермальных станций сдерживается их высокой стоимостью, а также тем, что почти половина районов, обладающих высоким геотермальным потенциалом, расположена в местах, охраняемых в соответствии с законом о природных парках.

Строительная  индустрия.

       Капиталовложения  в строительство составили в  2005 г. 70,4 трлн. иен, т.е. 14,3% от японского ВВП, 52,6% их объема приходится на государственные ассигнования. Правда, по сравнению с 2004 г. они сократились на 5,5%. Значительный объем капиталовложений в строительство за последние годы объяснялся тем, что правительство финансировало такие крупномасштабные стройки, как международный аэропорт Кансай и скоростная автомагистраль через Токийский залив. Кроме того, с помощью крупных капиталовложений в строительство правительство стремится ускорить преодоление затяжного экономического кризиса в стране.
       Что касается частных капиталовложений в строительство, то в 2005 г. они сократились на 10,6% по сравнению с предыдущим годом в гражданском строительстве и выросли на 12,1% в жилом секторе.

Торговля.

       Объем розничной торговли в Японии достигает  гигантских размеров. В 2004 г. ее сумма составила 148 трлн. иен. В розничной торговле занято 10,8% всего трудоспособного населения страны. Структурно розничная торговля выглядит следующим образом: из 1,4 млн. магазинов крупные (с числом работников свыше 50 человек) составляют 0,8% и мельчайшие (с числом работников четыре и менее человек) — 74,2%. На крупные универмаги приходится 7,2% общего объема розничной торговли и на сети крупных супермаркетов — 6,7%. За последние два-три десятка лет именно супермаркеты добились наиболее динамичного роста своего товарооборота. В 1999-2006 гг. их месячные объемы товарооборота неизменно возрастали, а у крупных универмагов снижались.
       Отмечается  также рост товарооборота в специализированных магазинах, торгующих бытовыми электроприборами, наборами типа «сделай сам», спортивными  товарами и автоаксессуарами. В спальных микрорайонах вырос товарооборот магазинов, круглосуточно торгующих товарами повседневного спроса.
       Среди компаний оптовой торговли также  преобладают мелкие подразделения. Разница между оптовой и розничной  ценами в Японии — одна из самых  высоких в мире, что обусловлено  спецификой японской системы распространения товаров.
       Япония  подвергается резкой критике со стороны  иностранных фирм, прежде всего американских, которые хотели бы продавать свои товары на японском рынке. Они требуют  смягчить законодательные ограничения, препятствующие их доступу на японский рынок. Идут длительные японо-американские переговоры по этому вопросу.
       У покупателей тенденция к приобретению более качественных товаров по более  низким ценам, проявившаяся за последние  годы, привела к оживлению сотрудничества японских торговых компаний с иностранными партнерами.

Рыболовство.

       Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову  рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная  фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Другие  отрасли.

       Из  традиционных отраслей производства в  Японии, уходящих корнями в довоенный период, следует отметить керамику, изготовление музыкальных инструментов и игрушек. Сегодня две последние отрасли переживают второе рождение на основе внедрения электроники. Успешно развивается пищевая промышленность, в особенности изготовление лапши быстрого приготовления, молочных продуктов длительного хранения, соевых соусов, бобового творога (тофу) и некоторых других продуктов.
    Место страны в мировой  экономике

       2.1 Феномен японской  экономики.

       Азия - это не только седая история, но и современность. На сегодняшний день можно выделить в странах региона специфические модели социально-экономического развития.
       Каждая  социально экономическая модель Азии сочетает в себе традиционные и современные элементы.
       Наибольшую  известность приобрела японская модель экономики. Экономическая основа развития Японии и новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии на начальных этапах практически одинакова. Частично трансформированная японская модель принята в других странах, идущих по пути Японии. Но эти пути нельзя считать абсолютно идентичными, так как отдельные страны обладают различным экономическим потенциалом и уровнем развития.
       Хотя  разговоры о "японском чуде" в  общем почти прекратились, феномен  японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?
       Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх  принципах:
       1. Жестокое государственное регулирование,  т.е. мобилизация всех ресурсов  для решения приоритетных задач;
       2. Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства);
       3. Широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для развития научно-технического прогресса);
       4. Создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.
       Перечисленные принципы не являются "изобретением" восточно-азиатских стран, они апробированы во многих странах с рыночной экономикой. "Чисто" восточно-азиатский инструмент в данной модели - широкое использование психологических (в т.ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:
       1. жесткая дисциплина;
       2. исключительное трудолюбие;
       3. удивительная аккуратность;
       4. настойчивость, терпение;
       5. минимальные потребности;
       6. ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму);
       7. преданность работодателю;
       8. подчинение и уважение старших;
       9. понимание своего места;
       10. желание учиться.
       Для Японии характерен длительный рабочий  день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев  и западноевропейцев на 10 часов.
       В компаниях не отмечаются резкие разрывы  в оплате. После вычета налогов  средний оклад директора-распорядителя  примерно в 10 раз превышает заработок  самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем  в 100 раз.
       Своеобразное  положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо "расходный материал". В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин. Однако японские женщины сумели совместить семью и карьеру, вследствие чего разводы в Японии очень редки.
       На  социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и  переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.
       Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей  в начале 50-х годов, в разрушенной  и ослабленной Японии начался  быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические  страны. Ускорению роста способствовало:
       Во-первых, широкое обновление изношенного  и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования - новейшее из достижений НТП. Страна расширяет  собственные научно-технические  исследования.
       Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.
       В-третьих, государственно-монополистический  капитализм всемерно способствовал  перестройке японской промышленности: государство приняло на себя значительную часть расходов по реконструкции  и новому строительству предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.
       В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность  вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных  сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.
       Сейчас  промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

       2.2 Внутренняя торговля Японии

Внутренняя  торговля — одна из крупнейших отраслей экономики Японии. В 2007 в её оптовом секторе было 425,9 тыс. предприятий с 4,5 млн. чел. занятых при годовом объёме продаж, равном 495,5 трлн. иен. Соответствующие показатели для розничной торговли — 1,4 млн. предприятий, 8,0 млн. занятых и 143,8 млрд. иен. И в оптовой, и в розничной торговле преобладающее большинство предприятий относится к категории мельчайших, мелких и средних, но «погоду» в обеих суботраслях делают крупные. В сфере оптовой торговли это — универсальные торговые дома, в розничной торговле — крупные универмаги, супермаркеты и общенациональные цепные системы. Их позиции будут укрепляться как в связи с широкомасштабной диверсификацией обслуживания на базе последних достижений технического прогресса (информационные сети, системы электронных карточек, компьютеризация, международная сеть безмагазинной торговли), так и благодаря пересмотру закона о крупных магазинах, что позволило им вторгаться в зоны мелких оптовиков и розничных торговцев и конкурировать с ними без каких бы то ни было ограничений.

       2.3 Внешняя торговля Японии

       За  последние 50 лет объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.
       В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность  продукции, которая формируется  за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано прежде всего с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефектности.
       Один  из методов конкурентной борьбы японских фирм - быстрая смена моделей.
       Япония  — одна из крупнейших торговых держав мира. По объему внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 5,4% мирового импорта и 7% мирового экспорта. Внешняя торговля играет очень большую роль в экономическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные показатели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее экспортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении — около 8%.
       Отдельные отрасли промышленности имеют отчетливую экспортную ориентацию. В 2007 г. экспортировалось более 70% производимых в стране интегральных схем, более 60% фотоаппаратов, почти 50% синтетических волокон, электронных калькуляторов, телевизоров, факсимильных аппаратов, более 40% автомобилей и инструментальных средств, около 30% автомобильных шин, примерно 25% чугуна и стали. При этом в структуре японского экспорта постоянно растет доля высокотехнологичных дорогих товаров. В настоящее время он на 75% состоит из продукции машиностроения, в том числе около 25% приходится на радиоэлектронные и электротехнические товары, 16% — на автомобили, 15% — на современное металлообрабатывающее оборудование.
       Если  раньше в структуре японского  импорта главную роль играли сырье и топливо (на них приходилось порядка 60—70%), то теперь, в результате структурных сдвигов в экономике и переориентации промышленности на развитие наукоемких производств, их доля снизилась до 30% (20% приходится на топливо и менее 10% на руды черных и цветных металлов, древесину и т. д.). Хотя страна ввозит почти 100% железной руды, никелевой, медной руды и нефти, алюминиевых сплавов, 93% свинцовой руды, 85% цинковой руды, их доля в общем объеме импортируемой продукции постепенно снижается. Ведущее место в импорте теперь принадлежит готовым товарам и продукции машиностроения. Заметно вырос импорт машин и оборудования из европейских стран и США, а бытовых электроприборов и текстильных товаров — из стран Азии, где они производятся главным образом на предприятиях, принадлежащих японским компаниям (при относительно низкой цене, обусловленной дешевой рабочей силой, эти товары отличаются хорошим качеством). Еще 11% японского импорта составляет продовольствие; основные ввозимые продукты питания — мясо, рыба, пшеница, овощи и фрукты.
       Характерной чертой внешней торговли Японии является то, что на протяжении многих лет  торговый баланс сводится со значительным положительным сальдо, которое в 2007 г. составило 88 млрд. долл. (экспорт— 471, импорт — 383 млрд. долл.).
       Почти 50% внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые страны. Кроме  Австралии и Канады, практически  все они имеют отрицательный  баланс в торговле с Японией. Это  серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией, проводящей протекционистскую политику в отношении собственного рынка, и в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны.
       Основным  торговым партнером Японии являются США. На их долю приходится около 25% всего  японского экспорта и почти 15% японского импорта. Из США поступает свыше 1/4 ввозимых в Японию готовых изделий (почти 40% машин и оборудования, в том числе более половины интегральных схем и почти столько же полупроводников и аппаратуры средств связи), свыше 30% продовольствия (в том числе 40% мяса и фруктов, около 25% овощей). В США направляется 30% японского экспорта машин и оборудования (в том числе почти 40% видео- и 35% аудиоаппаратуры, более 30% аппаратов средств связи).
       В двусторонних отношениях Японии и США  постоянные трения вызывает проблема огромного положительного сальдо Японии. Характерно, что предметом разногласий двух стран в разные периоды времени становятся разные товары. В 70-е годы это были текстильные товары, цветные телевизоры и промышленное оборудование, в 80-е — автомобили, полупроводники, видеомагнитофоны. В 90-е годы критике уже подверглась сама экономическая структура Японии, которая была признана виновницей проблемы столь существенного перевеса Японии в торговле с США.
       Неуклонно растет и торговля с азиатскими странами. В числе ведущих внешнеторговых партнеров Японии, правда, с большим отрывом от США, можно назвать Китай, Тайвань и Южную Корею. По разным торговым позициям в географии японского импорта выделяются, кроме того, такие страны, как Индонезия, Австралия, Германия, Малайзия, а в географии экспорта — Сингапур, Германия, Таиланд, Малайзия, Великобритания. Важнейшим поставщиком нефти в Японию остается Ближневосточный регион, и прежде всего Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.
       После максимума, достигнутого в 1987 г., сократились масштабы японо-российской торговли. Доля России во внешнеторговом обороте Японии, составлявшая в середине 80-х годов около 1,5%, снизилась в 2003 г. до 0,3%, причем только в 2002—2003 гг. объем торговли между двумя странами снизился на 30%. В 2008 году японско-российский внешнеторговый оборот достиг 6,9 млрд. долл., причем исключительно за счет роста импорта из России.
       Основными экспортными товарами из Японии в  Россию являются машины и оборудование, в том числе транспортные средства, а также различная радиоэлектронная аппаратура. Япония закупает в России цветные металлы (в основном алюминий), рыбу и морепродукты, лес, нефть и каменный уголь.
       В 2007 г. общие размеры зарубежных финансовых активов Японии составили 2,7 трлн. долл., а накопленные прямые капиталовложения — 350 млрд. долл., что соответствует третьему месту в мире после США и Великобритании. Почти половина ежегодных прямых зарубежных инвестиций Японии теперь приходится на капиталовложения в торговлю (10%), финансово-кредитную и страховую (16%), услуги (10%), а также прочие нематериальные сферы, более 40% — на обрабатывающую промышленность и лишь порядка 3,3% — на добывающую. Возросшие финансовые возможности Японии подтверждаются тем, что более трети международных финансовых операций осуществляются в настоящее время японскими частными банками, а в десятку крупнейших частных банков мира входят семь японских. Резкое повышение курса иены в 1990 г. заметно снизило прибыльность экспорта, поэтому японские компании пошли по пути частичной замены экспорта организацией зарубежного производства, а в стране заговорили об «опустошении национальной промышленности».
       Ежегодно  репатриируемые доходы Японии от зарубежных инвестиций в начале 90-х годов  примерно равнялись 90% государственных доходов от налогов на корпорации. Главными стимулами прямого зарубежного инвестирования для японских компаний являются курс на защиту и закрепление рынков сырья и сбыта готовой продукции, а также снижение издержек производства при организации предприятий за рубежом, в первую очередь благодаря более дешевой рабочей силе.
       В результате резкого увеличения масштабов  зарубежных инвестиций доля зарубежного  производства в общем выпуске  продукции японских компаний заметно  выросла и составляет примерно 25%. Важная особенность экспорта капитала из Японии состоит в том, что в развитых странах она строит в основном предприятия, производящие сложную, высокотехнологическую продукцию, а в азиатские страны переводит «нижние этажи» своей промышленной структуры.
       Освоив  во второй половине 80-х годов производство сверхбольших интегральных схем, Япония начала переводить в «новые индустриальные страны» Азии — Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур — производство их более ранних поколений. Японские компании бытового электромашиностроения переводят туда производство магнитофонов, радиоприемников, цветных телевизоров, а внутри Японии переключаются на производство более сложной техники — телевизоров высокой четкости изображения, многофункциональных телефонных аппаратов, оборудования для автоматизации домашнего хозяйства. Продукция бытовой электротехники южнокорейского производства в среднем на 30—40% дешевле японских товаров. В результате импорт этих товаров в Японию уже превышает экспорт.
       Преобладающей формой, в которой осуществляются частные японские инвестиции, является приобретение акций (почти 60%) и облигаций (около 40%) зарубежных фирм, в то время как на организацию и расширение филиалов и отделений японских компаний выделяется только около 3% сумм. Таким образом, в отличие от американских транснациональных корпораций, которые стремятся к стопроцентному контролю над зарубежными предприятиями и созданию своих отделений за рубежом, японские компании чаще используют формы совместных предприятий, стремясь расширять контроль за предпринимательством за рубежом и увеличивать возможности по распоряжению зарубежными активами. Вместе с тем в ряде отраслей, особенно современных, растет доля зарубежных предприятий, где весь капитал принадлежит японским компаниям (например, на предприятиях точного электромашиностроения и по выпуску электронной техники — до 40%).
       Длительное  время главными действующими лицами японского международного бизнеса  выступали «универсальные торговые компании», представляющие интересы крупнейших японских многоотраслевых концернов и более мелких компаний, объединенных, как правило, в составе какой-либо из японских финансово-промышленных групп. «Универсальные торговые компании» опираются в своей деятельности прежде всего на подконтрольную им глобальную сбытовую сеть, рассчитанную на продажи массовой стандартизированной продукции широкого спроса, изготовленной в Японии. О масштабах их деятельности говорит тот факт, что по результатам международных рейтингов крупнейшие компании такого рода («Мицуи буссан», «Итотю», «Марубэни» и др.) стабильно попадают в число мировых лидеров по объемам продаж. Однако сейчас на внешний рынок уже уверенно вышли японские промышленные компании, перейдя от преимущественно сбытовой сети к новым формам зарубежной экспансии прежде всего путем организации высокоэффективного производства в других странах.
       Взгляды японского руководства на место страны в мировом хозяйстве выражаются в стремлении отойти от функций «перерабатывающего центра» и «гармонично вписаться в мирохозяйственные связи на основе всемерного развития горизонтального разделения труда». В практическом плане это означает активное воздействие на состояние экономики зарубежных стран, а также на состояние международных экономических связей с целью обеспечения стабильных условий функционирования японской экономики.
       Характерно, что этот курс распространяется как  на развивающиеся страны, являющиеся традиционными объектами японских государственных и частнопредпринимательских  программ экономической поддержки (таких, как «Официальная помощь развитию» или программы научно-технического сотрудничества с развивающимися странами), так и на развитые государства, ставшие крупнейшими рынками сбыта японской продукции (в форме, например, санкционированной правительством Японии скупки японскими банками государственных обязательств США, смягчающей проблемы дефицита американского бюджета).
       Важным  направлением формирования благоприятной  экономической среды в мировом  хозяйстве является и расширение участия Японии в различных межгосударственных экономических организациях, таких, как ВТО, МВФ, ОЭСР, а также более активные меры, направленные на повышение международного престижа Японии, включая влияние в ООН.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.