Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовой статус политических партий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Содержание……………………………………………………………………стр.2
Введение…………………………………………………………………..стр.3 – 4
Глава 1. Основы правового статуса политической партии.
      Понятие и признаки политической партии………………………стр.5 – 7
      Внутреннее устройство политической партии…………………..стр.7 – 9
      Правовой статус и принципы деятельности  политической партии………………………………………………………….…стр. 9 – 10
Глава 2. Основы деятельности политической партии.
2.1.    Функции  и цели политической партии……………………...…стр.10 – 13
2.2.    Права и обязанности политических партий……………...……стр.13 – 16
Глава 3. Порядок  создания, государственной регистрации  и ликвидации политической партии.
3.1.    Создание политических партий……………………………......стр..16 – 20
3.2.    Регистрация политической партии…………………..…………стр.20 – 24
3.3.    Основания и порядок приостановления и прекращения деятельности политических партий…………………………………………………..стр.24 – 26
Заключение……………………………………………………….…….стр.27 – 28
Список использованной литературы………………………..………..стр. 29 – 30 
 
 
 
 

Введение.
     В соответствии с частью 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что граждане имеют право участвовать в политической жизни страны. Деятельность политических партий и представляет собой один из наиболее действенных способов такого участия.
     В настоящее время политические партии являются одним из основных институтов политической системы общества. Существование  и функционирование политических партий является важнейшим условием демократического характера политической системы государства, гарантией обеспечения и реализации политических прав его граждан. Политические партии выделяются среди остальных общественных организаций глобальностью поставленных целей и мерой влияния на жизнь граждан. Поэтому таким важным становится изучение вопроса конституционно-правового статуса политической партии и его регулирование действующим законодательством.
     Выбранная тема является уже достаточно научно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий, посвященных вопросам конституционно-правового статуса политической партии в Российской Федерации. Авторами этих работ являются такие известные деятели в правовой сфере, как Юдин Ю.А., Авакьян С.А., Лапаева В.В., Заславский  С.Е. и другие. Но в качестве основного источника информации служит, конечно же, Федеральный Закон «О политических партиях» », принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., который служит нормативной основой данной работы.
     Данная  курсовая работа ставит перед собой  цель – разработать современное правовое положение политической партии в Российской Федерации. И для ее достижения в работе будут раскрываться следующие важные вопросы:
      Понятие и признаки;
      Принципы деятельности и внутреннее устройство;
      Функции и цели;
      Права и обязанности;
      Порядок создания и ликвидации политической партии;
которые более подробно раскроют заявленную тему. 

Глава 1. Основы правового статуса политической партии.
1.1.Понятие  и признаки политической партии.
     Политические  партии - своеобразный феномен политической жизни. Партия связана с интересами той или иной социально-классовой  общности, этнических или религиозных  образований и по существу является отражением политической жизни общества.
     Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии.
       В учебной, монографической, справочной  литературе встречается множество определений  политической партии. Это обусловлено сложностью выделения наиболее сущностных характеристик партии.
     Среди множества определений партии в  мировой политической науке наибольшее распространение получили электоральное (Дж. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, Р.Г. Матвеев, М. Я. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (С. Нойман). К примеру, Дж. Сартори (электоральный подход)  определяет политическую партию как «политическую группу, активно участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в органы публичной власти».
     Сторонник функционального подхода К. Лоусон исходит из того, что «политическая партия – это организация индивидов, которая стремится путем выборов или помимо выборов продлить полномочия народа или его части, чтобы осуществить политическое господство над данным учреждением».
     Оригинальное  структурное определение политической партии предлагает  Р.Ф. Матвеев, считающий, что партия есть организация, соединяющая общественное движение и течение общественно-политической мысли.
      Отдельными западными исследователями (С. Нойман и др.) предпринимались довольно удачные попытки формулирования комплексного структурно-функционального определения партии как «уставной организации политических агентов общества, которые связаны с контролем правительственной власти и которые соревнуются за народную поддержку с другой группой или группами»1.
     С принятием Государственной Думой 21 июня 2001 года Федерального закона «О политических партиях», в системе российского законодательства появилось и юридическое определение партии. В соответствии со статьей 3 Закона: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»2.
     Для выделения юридически значимых критериев  политической партии необходимо обозначить ее основные признаки:
     1.Партия  является разновидностью общественного объединения. Это означает, что партии являются добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.
     2. Партия по  своей  организационно-правовой  форме    представляет
1Заславский С. Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы. Дисс. … канд. полит. наук. М.: МГУ, 1995. Стр.83-84.
2. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.
собой общественную организацию, основанную на институте членства, которая предусматривает наличие определенных иерархических отношений между различными звеньями организации,  добровольно соблюдаемых ее членами.
     3. Партия является субъектом публичной  политики, поэтому ей свойственен идеологический образ действий. Партийные цели и задачи формулируются в программных документах и реализуются в ее политической деятельности.
     4. Партия нацелена на обретение  своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей.
    1.2. Внутреннее устройство политической партии.
    Внутреннее  устройство политической партии является аспектом при рассмотрении ее конституционно-правового статуса.
    Членство  в политической партии носит добровольный и индивидуальный характер. Стать членами политической партии могут граждане РФ, достигшие 18-тилетнего возраста, на основе личного письменного заявления. Иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными не вправе быть членами политической партии.
    Члены партии имеют права и несут  обязанности в соответствии с  ее уставом и могут состоять только в одной политической партии. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.
    Высшим  руководящим органом политической партии является съезд политической партии, а регионального - конференция или общее собрание регионального отделения политической партии. Избрание руководящих органов (органов региональных отделений) политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.
    Одним из условий, необходимых для создания политической партии считается принятие ее устава и программы.
      В программе политической партии  определяются принципы ее деятельности, цели, задачи и методы их реализации.
    Что касается устава, то согласно ч.2 ст.21 ФЗ «О политических партиях» он содержит положения, определяющие:
    а) цели и задачи политической партии;
    б) наименование политической партии, в  том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
    в) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
    г) порядок учета членов политической партии;
    д) порядок создания, реорганизации  и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
    е) порядок избрания руководящих и  контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
    ж) порядок внесения изменений и  дополнений в устав политической партии и ее программу;
    з) права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
    и) порядок выдвижения политической партией  кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах;
    к) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов;
 
    л) порядок выдвижения политической партией  и (или) ее региональным отделением кандидатуры  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации).
    Данные  вопросы принимаются не менее, чем  большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или  конференции ее регионального отделения  делегатов, участников общего собрания регионального отделения  политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
    1.3.Правовой статус и принципы деятельности  политической партии.
    Говоря  о роли политической партии в государстве и обществе, важно отметить такое понятие как ее правовой статус, под которым подразумевается положение этой организации в системе властных отношений.
     Правовой  статус партии является комплексной  собирательной категорией, отражающей ее правовую природу, место в системе государственных и общественных институтов, права и обязанности, возможность действовать в качестве субъекта права, социальные связи. Более подробно статус политической партии раскрывается в принципах деятельности политических партий, представляющих собой основные правовые ориентиры, которыми партии должны руководствоваться в своей деятельности, которые закреплены в ч.1 ст.8 ФЗ «О политических партиях»:
     1.Принцип  добровольности. Данный принцип  основан на положении ч.2 ст.30 Конституции РФ. Он означает, что создание партии, ее деятельность и членство в ней осуществляется на основе свободного волеизъявления.
     2.Принцип  равноправия (ч.4 ст.13 и ч.1 ст.19 Конституции  РФ) означает как равенство прав граждан, объединившихся в политическую партию, так и равенство партий перед законом.
     3.Принцип самоуправления (ч.1 ст.30 Конституции РФ) означает, что партии самостоятельно и под свою ответственность осуществляют свою деятельность. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела партии (ч.1 ст.10 ФЗ «О политических партиях»)
     Принцип законности (ч.2 ст.15 Конституции РФ) подразумевает, что политические партии в своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные действующим законодательством, обеспечить соответствие этим требованиям своих программных и организационно-уставных документов.
     Принцип гласности партийной деятельности подразумевает ее открытость для общественности, доступность информации о ее деятельности, публичный характер партийных мероприятий и необходимость обнародования важнейших учредительных и программных документов3.
     Глава 2. Основы деятельности политической партии.
     2.1.  Функции и цели политических партий.
     Важным  аспектом в  изучении политических партий является их функциональное назначение. Под функцией партии обычно понимается одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внут-
    3. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.
ренней  сущностью и целями деятельности. В современной науке сложилось  несколько подходов к функциональному  назначению партии в политической системе. На основе анализа различных точек  зрения  можно выделить следующие функции:
    Электоральная функция (деятельность, направленная на продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах).
    Функция политического рекрутирования и социализации, посредством которых в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичный отбор и последующая циркуляция политически активной части граждан.
    Инновационная функция (выработка политическими партиями альтернативных предложений о  возможном решении   проблем, а также методов реализации предлагаемых решений).
    Аккумулятивная функция (усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах).
    Конституирующая функция – обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти.4
   Ю.А. Юдин выделяет три вида функций и  задач политических партий: политические, идеологические и воспитательные. 5
   Политические  включают в себя участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; подготовка граждан к принятию ими политической ответственности в государственных
4. Заславский С. Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы. Дисс. … канд. полит. наук. М.: МГУ, 1995. Стр. 96-97.
5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. – М.:Форум – инфра – М, 1998. – С.52
органах; содействие осуществлению политических прав граждан; осуществление связи между обществом и государством (посредническая функция). Важное значение придается идеологической функции – агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на формирование обществен-ного мнения и политического сознания граждан, а также предвыборной агитации. К воспитательной функции относится деятельность, направленная на содействие патриотическому гражданскому воспитанию, на усиление чувства патриотизма и укреплению морали и нации, на информирование и просвещение народа.
     И.Б. Гоптарева выделяет еще ряд функций, такие как: активизация и ин-
теграция  больших социальных групп; участие  в формировании политических систем – их общих принципов, элементов и структур; создание политических идеологий и доктрин; участие в реализации государственной власти.6
   Что касается законодательства, то Федеральный  закон «О политических партиях» четко  определил в статье  3 пункте 4 основные функции политической партии. Это:
    формирование общественного мнения;
    политическое образование и воспитание граждан;
    выражение  мнений  граждан  по  любым  вопросам  общественной   жизни,
    доведение  этих  мнений  до  сведения  широкой  общественности   и   органов государственной власти;
    выдвижение кандидатов на выборы в  законодательные  (представительные) органы   государственной   власти   и   представительные   органы   местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе7.
 
6. Гоптарева И.Б. Конституционно – правовые основы деятельности политических партий и общественных объединений. – Оренбург: ОГУ, 1998. – С.21.
7.Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.
Таким образом, цели и задачи политических партий носят публичный характер. Частные интересы присутствуют в деятельности политической партии, но
при этом они не являются ведущими, эти интересы носят прикладной характер.
   2.2. Права и обязанности политических партий.
   Реализация  статусных характеристик и функционала  партий выражается также в комплексе  закрепленных за ними прав и обязанностей. В научной литературе права общественного объединения оцениваются как его возможности по организации своей внутренней деятельности, по влиянию на дела общества, государства, а также по информированию о своих целях и делах8..
   Политическая  партия, будучи общественным объединением, обладает рядом субъективных  прав,  закрепленных  в  статье 27 Федерального закона «Об общественных объединениях». Кроме того, политическая партия имеет ряд дополнительных  прав, которые наряду  с основными правами, присущими всем общественным объединениям, закреплены в статье 26 Федерального закона «О политических партиях»:
    Партия вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи. (Это право основано на положениях части 1 статьи 34 Конституции, гарантирующей свободу мысли и слова).
    Партии вправе участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Данное право раскрывается в законодательстве о референдуме и в избирательном законодательстве и реализуется через ряд предоставленных поставленных политическим партиям прав, в том числе:
– на выдвижение кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти,  представительных органов местного само-
8. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. С. 158.
управления  и выборных должностных лиц;
– на выдвижение инициативы о проведении общероссийского референдума, референдума субъекта Федерации и местного референдума;
– на выдвижение кандидатур в состав избирательных  комиссий различного уровня, а также наблюдателей на выборах;
    Партии вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации, в том числе самостоятельно решать вопрос о создании местных либо первичных отделений, определении критериев их численности  и территориального  масштаба  деятельности, о целесообразности наделения их статусом юридического лица, определять порядок реорганизации и ликвидации региональных местных и первичных отделений.
    Политическая партия вправе организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия. (Это право основывается на положениях статьи 31 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан Российской Федерации собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование).
    Политическая партия имеет право учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых. (Данное право реализуется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
    Партии вправе пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации.
    Партия вправе создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.
    Партия имеет право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов.
    Партии вправе устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.
    Партии вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
    Партия также вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления9.
     Помимо  вышеперечисленных прав, политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, вправе заниматься благотворительностью, вправе заключать трудовые договоры и т.д.
Совокупность субъективных прав политической партии немыслима без установления  обязанностей, которые определяют ее должное поведение.
     Юридические обязанности предстают как продолжение  прав партии, закрепляющих возможность их действий на законодательном уровне. Перечень основных обязанностей политической партии представлен в статье 27 Федерального закона «О политических партиях»:
    соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
    ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не
9. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.
наделенных  правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;
    допускать представителей органов юстиции на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
    заблаговременно информировать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия10.
Права и обязанности политических партий тесно переплетаются между собой в процессе их реализации. Все они являются коллективными, хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права и обязанности принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.
     Глава 3. Порядок создания, государственной  регистрации и ликвидации политической партии.
     3.1. Создание политических партий.
При создании политической партии необходимо выделить совокупность материальных и процедурных норм, включающих в себя:
    основания, достаточные для признания государством партию созданной;
    требования, предъявляемые к партии, при наличии которых она может
10. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.
претендовать  на правовой статус;
    последовательность действий по созданию партии;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.