На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

 

      
Введение 

      В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы  важная роль принадлежит государству, вопрос лишь в степени вмешательства. По мнению М.Портера, ведущая к успеху политика правительства – это политика, создающая среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Роль правительства скорее косвенная, чем прямая. 
      Прежде  всего, рассмотрим, что собой представляет рыночная  экономика.
      Рыночная  экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе  выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Потребитель сам решает, за что он готов заплатить деньги, а производитель будет стремиться удовлетворять это желание. То есть, в идеале – это рынок покупателя: спрос должен «командовать предложение», тем самым, достигая равновесия.
      Как говорят великие философы и мудрецы, что нет ничего на свете идеального. Очевидно, рыночный механизм тоже несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. А рассмотрим мы недостатки, которые должны регулироваться государством. Необходимость общественного сектора в экономике диктуется тем, что существует определенная часть экономического пространства, где рынок срабатывает лишь частично или не срабатывает вовсе. Таким образом, можно считать, что «провалы рынка» состоят главным образом в том, что он не может создавать общественные блага, т. е учитывать коллективные потребности, бороться с внешними эффектами, обеспечивать людей надлежащей информацией, решать социальные проблемы.
      Если  еще добавить  негативные качества, то можно заметить еще больше, ну, например, такие явления, как монополизация; безработица; фиаско рынка и мн. др. Поэтому современная рыночная система не работает без вмешательства государства.  Какие существуют функции и методы регулирования рыночной экономикой у государства?
      Целью данной работы является рассмотрение методов, путей  и форм государственного регулирования экономики, а так  же роль государства в современной экономике России. 

      Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
    Выявить какие задачи, функции государства в рыночной экономике существуют?
    Рассмотреть методы государственного регулирования экономики существуют.
    Показать российскую модель регулирования современной экономики.
 
     В курсовой работе подробно освещаются функции и методы регулирования экономикой. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования, а также государственное регулирование экономикой в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Теории государственного регулирования экономики 

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
    С развитием рыночных отношений, набравший силу класс предпринимателей, начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
    Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
    При этом последователи А. Смита, которых относят к, так называемой, классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой  для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.
    Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
    Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской  революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. 
 
 

1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 

     В хозяйственной практике большинства  государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя, порой, лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:
    Создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм;
    правильная организация денежного обращения;
    удовлетворение части коллективных потребностей;
    компенсация или недопущение таких негативных последствий рынка, как инфляция, безработица, монополизация и т.д.;
    финансирование и поддержка фундаментальной науки;
    поддержка отраслей, связанных с повышенным риском и неопределенностью, например, обеспечивающих прорывы в НТП, крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости и т.д.;
    регулирование рынка труда для воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы;
    проведение внешнеэкономической политики, регулирование платежного баланса и валютных курсов.
    Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.  

     Суммируя  вышеназванные задачи, можно выделить следующие экономические функции  государства: 

      а) создание правовой основы  для  принятия  экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,  определяет  права  и обязанности граждан;
      б) стабилизация экономики.  Правительство  использует бюджетно-налоговую  и  кредитно-денежную политику для преодоления спада производства,  для сглаживания инфляции, снижения безработицы,  поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
      в) социально-ориентированное    распределение   ресурсов.   Государство организует производство товаров и  услуг,  которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на науку,  формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
      г) обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии.     Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. 
 
 
 
 
 
 

1.2 Объекты государственного регулирования 

      Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют.
      На  большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение. Также нельзя забывать и административный характер ряда мер (запрет, ограничение и т.п.), без которых в переходный период невозможно обойтись.
      Первый  блок – макроэкономические объекты  ГРЭ:
    экономический рост национального хозяйства;
    структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
    региональная политика;
    инвестиционный климат;
    цены и ценообразование;
    антиинфляционная политика;
    научно-техническая и инновационная политика;
    государственный сектор;
    предпринимательство;
    антимонопольная политика;
    теневая экономика.
      Второй  блок включает денежно-финансовые объекты:
    денежно-финансовое обращение;
    условия сохранения и накопления капитала;
    налоги и налогообложение;
    государственный внешний и внутренний долг;
    платежно-торговый баланс страны;
    экспортно-импортные операции.
      Третий  блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
    занятость, безработица, миграционные процессы;
    социальная защита и социальное обеспечение;
    образование, в том числе для государственной службы;
    здравоохранение;
    охрана окружающей среды.
      Остановимся на особенностях некоторых объектов ГРЭ.
      Региональная  политика – часть политики государства, направленная на организацию и упорядочение национальной территории в соответствии с целями и задачами развития страны. 

      Глава 2. Методы государственного регулирования 

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования,  едва ли, встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том, что правильно для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
      Можно сказать, что государство решает проблемы рыночной экономики по четырем  направлениям своей деятельности, и  в некоторых приведем, в качестве примера, беря наиболее актуальную, конкретную государственную задачу и посмотрим, как регулирует государство с точки зрения теории; 

      2.1 Государственное предпринимательство
      государство выступает как предприниматель в рыночной экономике на основе государственной собственности и проведения определенной политики в этой области.
      Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных  фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель   государственного   предпринимательства состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика,  транспорт,  связь).
      Здесь же можно отметить, что государство  вне того, что сам участвует  как предприниматель, создает оптимальные  условия для конкуренции частных  лиц, защищая их от монопольных организаций. 

      Монопольное регулирование
      Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.
      Защита  конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
      Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
      Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. 
 
 
 

      2.2 Социальное регулирование
      государство проводит социальную политику для решения основных социально-экономических проблем общества.
      Социальная  политика государства в рыночной экономике призвана гарантировать  населению минимальный доход, защищать от болезней, инвалидности, безработицы, обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг (прежде всего для тех, кто не может сделать это самостоятельно).
      Социальная  политика включает в себя:
    систему социального страхования, которая распространяется на тех, кто имел работу и потерял доход из-за болезни, безработицы или старости. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства;
    общественные вспомоществование, направленное на поддержание доходов беднейших слоев населения независимо от их вклада в экономику;
    систему социальных услуг – в сфере здравоохранения, образования, переподготовки и занятости.
 
      Регулирование безработицы
      В силу важности этой проблемы государство  принимает особые меры для регулирования  рынка труда.
      Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее наема, в том числе величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
    Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.
      Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму),являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.
      Главная проблема социальной политики – создание равных условий и возможностей использования достижений этой политики для всех слоев населения.
      Но  необходимо понимать, что экономическую  базу социальной политики государства  составляет перераспределение доходов  населения через государственный бюджет, которое государство осуществляет через проведение бюджетно-налоговой политики; 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Бюджетно-налоговое регулирование
      государство несет расходы на осуществление своей деятельности и проводит для этого бюджетно-налоговую политику.
      Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
      Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
      Фискальная  политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов. 

      В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
      В целях снижения темпов инфляции реализуют  сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4 Денежно-кредитное регулирование
      государство воздействует на состояние денежного рынка и инвестиционной активности в стране путем проведения денежно-кредитной политики;  
      Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере, с целью регулирования экономики. Центральный банк играет здесь ключевую роль, занимая монопольное положение не только в сфере банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
      Другими словами, используя основные общие  инструменты денежно-кредитной политики, такие как: операции на открытом рынке; изменение учетной ставки; изменение нормы обязательных резервов, суть которых сводится к увеличению банковских резервов, что в свою очередь приводит к расширению возможности создания банками кредитных денег, государство контролирует банковский сектор, оставляя за собой главенствующую роль. Это позволяет выполнять государству такие задачи, как антиинфляционное регулирование и стимулирование предпринимательской деятельности. 

      Инфляционное  регулирование 

                "Это  было во время  инфляции. В месяц  я получал 200 биллионов  марок.
                Деньги  выдавали по два раза в день и тут  же устраивали на пол  часа перерыв – чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину".
                  Эрих  М. Ремарк "Три  товарища" 
             
             

      Управление  инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
      Управление  инфляцией предполагает использование  комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен  со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
      Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:
      1) Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствие  с монетаристскими рецептами  применяется таргетирование - регулирование  темпа прироста денежной массы  в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта
      2) Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем  прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
 

      
      2.5 Государственное регулирование экономики в России 

      Министерство  торговли США приняло решение  о предоставлении России статуса  страны с рыночной экономикой.
      РИА «Новости».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.