Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ШАХТИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НОВОЧЕРКАССКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» 
 

Факультет: ОЗДО (ЗО)
Кафедра: Гуманитарные и социальные науки
Специальность: 040201 Социология 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
на  тему: Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации 

Выполнила студентка: группы 9 Соловей Е. В.
Работу принял: Губанова Е. В.  
 
 
 

Шахты 2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3
1 РЕФОРМАЦИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ                                                                     
2 РЕФОРМАЦИЯ  И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ                     6
3 РЕФОРМАЦИЯ  В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ                                                                         
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     14
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             16  

 


     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  моей работы заключается в исследовании социально – экономических предпосылок  и идеологических истоков Реформации. Не случайно будет рассмотрена сначала Реформация в Германии, т.к. именно с неё и началось движение против произвола официальной римской католической церкви и в других странах. Реформация во многом определила историческое развитие Европы. Идеи протестантизма способствовали формированию более активной жизненной позиции, нежели догматические установки католицизма, а потому быстрее шёл общественный прогресс в государствах, где новые взгляды утвердились наиболее прочно. Процесс Реформации сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловлено обилием источников и сведений, рассказывающих о том периоде. К ним относятся множество документов того времени, такие как Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г., «Индекс запрещённых книг», изданный папой римским Павлом III. Многочисленные труды лидеров Реформации (Ж.Кальвин - «Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод Библии на немецкий язык и литургические тексты) и католических теологов. Кроме того, до нас дошли литературные произведения: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте. Также в число письменных памятников Реформации входят исторические хроники, в том числе католической церкви.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы – вероучения церкви, которая не отвечала больше предприимчивому духу Нового времени. В отличие от гуманистического движения, ориентировавшего на наиболее образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения, в водоворот реформационного движения были вовлечены горожане, крестьяне, ученые – богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Среди других факторов были, прежде всего, социальные и экономические противоречия сословной организации средневекового общества.
     Целью работы является рассмотрение того, как  именно проходила Реформация в Германии и Швейцарии, а также её влияние  на становление мировой цивилизации  и культуры.
       Данная  цель будет достигнута путём рассмотрения таких задач как:
    Рассмотрение культурно – исторического значения Реформации.
    Общая характеристика Реформации и Крестьянской войны в Германии.
    Общая характеристика Реформации в Швейцарии.
      При написании реферата были использованы учебная литература и пособия  по культурологии и всеобщей истории.   Базовым источником стал учебник по всеобщей истории / под ред. С.В. Новикова, А. С. Маныкина, О. В. Дмитриева. А также учебник по культурологии / под ред. Радугина А. А. 
1 РЕФОРМАЦИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
 

     Реформация  – важнейший переломный этап в  истории западноевропейской христианской церкви в XVI веке, духовный переворот, в результате которого был, подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Основателями и вождями широкого антикатолического движения были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации.
     Реформация  изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновлённой культуре христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, прошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации.
     Католическая  культура западноевропейского Средневековья  была своеобразным компромиссом между  греховными условиями «мира» и надмирным  максимализмом Духа. Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения к спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным или денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные.
     Пока  в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался  в определенных рамках и не нарушал  стабильность общества, но ситуация резко  изменилась с расширением сферы  товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви вовсю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это, безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы).
     Продажа индульгенций была одним из самых  доходных промыслов, но она подрывала  авторитет церкви. Более того, она  фактически лишала смысловой перспективы  тех, кто честно трудился в новых  областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок  греховности, но честное предпринимательство  не оставляло возможности для  «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник  или феодал, пользующийся имеющейся  у него властью, имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. «Нравственное значение труда не ценилось уже совершенно, и оставалась лишь точка зрения возможно более  легкой и значительной наживы».
     Дело, таким образом, было вовсе не в  продаже индульгенций — эта продажа  лишь обнажила духовный кризис. Этот кризис особенно затронул Германию, которая  в силу своей раздробленности  подвергалась особенно сильным поборам  со стороны единой и могущественной католической церкви. «Немецкая бюргерская культура начала XVI века проникнута ощущением  «конца времен», хрупкости жизни, бренности  и даже ничтожества человеческого  существования».
     Политические  претензии к римско – католической церкви высказывали светские правители и европейское дворянство, требовавшие секуляризации её имущества и земель. Бюргерство выступало за «удешевление» церкви, а также за отказ от некоторых положений её этнического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.
     К началу XVI в. эти требования слились в единый поток и привели к осознанию необходимости глубокой реформы церковной доктрины и организации. Важнейшими предпосылками Реформации стали общий подъём образования, успехи книгопечатания, распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека – хозяина своей судьбы. Назревшие в обществе интеллектуальные потребности привели к переосмыслению теории о «единоспасающей роли» католической церкви, а также о значении церковных таинств (крещения, причащения, миропомазания, покаяния, священства, брака и елеосвящения) в индивидуальном спасении. 
 

 


2 РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 

     В XVI веке Германия, простиравшаяся от Балтийского моря до Альп, представляла собой причудливое сочетание богатства и бедности, быстрого прогресса в промышленности, банковском деле и отсталости в сельском хозяйстве.
     Горнодобывающая промышленность играла главную роль в немецкой экономике. Германия стояла на первом месте по добыче серебра, из которого чеканили монету, обслуживавшую  торговые операции по всей Европе.
     Германия  также славилась обилием городов, торговых и ремесленных центров, крупнейшими из которых были Аугсбург, Кельн, Нюрнберг, Страсбург и др. Однако, в отличие от других европейских стран, они не сыграли объединяющей роли в складывании национального государства. Богатые независимые города Северной Германии, объединённые в Ганзу, вели торговлю в Балтийском регионе, а южнонемецкие города ориентировались на Италию и Средиземноморье. Единый внутренний рынок складывался очень медленно.
     Императорской власти также оказалось не под силу сплотить разобщённые территории, и Германия в XV – XVI вв. оставалась конгломератом отдельных земель: курфюршеств, герцогств, маркграфств, и т.д., которыми управляли независимые правители – князья, постоянно соперничавшие между собой. Власть императора над ними была весьма условной. Многие германские земли принадлежали церкви и управлялись независимыми духовными князьями.
     В то время как в крупных централизованных монархиях – Франции, Англии –  короли по мере укрепления их власти противостояли  стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями и  их землями, Германия всё продолжала отправлять в Рим большую часть  своего дохода. Она была наводнена  папскими сборщиками и монахами, просившими милостыню и торговавшими священными реликвиями.
     Деятельность  церкви вызывала в Германии XVI века всеобщее негодование: крестьяне были недовольны тяжестью десятины, мелкие правители и рыцарство претендовали на церковные земли, немецкие гуманисты осуждали продажность римской курии и лицемерие монахов.
     Поэтому, именно в Германии началась Реформация – движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реформирование церковной организации, теоретиком которой стал немецкий богослов Мартин Лютер (1483 – 1546). Он был выходцем из семьи  горного мастера, получил образование  в Эрфуртском университете, где на него оказали сильное влияние  учёные – гуманисты. Лютер был  горячо верующим человеком и на время  уходил в монастырь, но, разочаровавшись  в монашестве, вернулся в мир. Он стал преподавателем теологии в Виттенбергском университете.
     Именно  Мартин Лютер сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации. Новые идеи созревали у него долго и трудно, ибо разрыв с традицией для него, человека глубоко верующего, был горек и мучителен. И даже когда Лютер начал открыто высказывать свои идеи, он вовсе не ожидал, что они сразу же станут центром мощного духовного и общественного движения, захватившего большую часть Германии и далее распространившегося по всей Европе.
     Один  из исходных пунктов учения Лютера - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Всё началось с тезисов, которые он 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. Тезисы доказывали, что сама по себе покупка индульгенции не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы ещё не были разрывом с властью папы, они ещё вписывались в традицию, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоёв. Поэтому, священники не представляют собой особую группу людей, отличную от мирян. Каждый верующий христианин – образован он или нет, мужчина он или женщина – сам себе священник. Таким образом, клир нужно было упразднить, распустить монашеские ордена, а имущество и земли церкви секуляризовать – передать государству.
     Лютер требовал следовать духу Евангелия, утверждая это тем, что человек  оправдывается только верой, а не соблюдением внешних обрядов. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Из семи католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как их описание содержалось в Библии, все же остальные объявил позднейшими изобретениями церкви.
     Именно  Библию Мартин Лютер считал единственным источником христианской веры. Он даже провозгласил перевод Библии с латинского языка, на немецкий, первоочередной задачей  и сам занялся этим. Почитание  икон, изображение святых, мощей  и т.д., Лютер объявил «идолопоклонством», отвлекающим людей от размышлений  о существе веры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.