На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешняя среда предприятия, ее роль в развитии предприятия и анализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

По дисциплине  Старегический менеджмент  

Тема: Внешняя среда предприятия, ее роль в развитии предприятия и анализ. 
 
 
 

  Работу выполнил студентка   Гр             Скворцова Екатерина
                  Владимировна          
                                          ФИО
Учебной группы  
05 ДЗИМ шифр 080507.65                   

Руководитель  работы
Ходжаев Р.Ш.
              

                   Срок сдачи     16.01.07 

                   Работа защищена с оценкой
                                                       
                 «    »                      2007г.
 
 
 
 
КАЛИНИНГРАД
2007 

    Содержание
    Введение                                                                           3стр.
    1. Понятие внешней  среды предприятия                   4стр.
    2. Факторы внешней  среды                                    5стр.
    3. Анализ состояния  внешней среды                            7стр.
    4. Цель и классификация  прогнозов состояния внешней среды.                                                                                10стр.
    5. Функциональные стратегии:  типы и общая  характеристика.                                            12стр.
    6. Реализация стратегии  предприятия и  организационная культура.                          15стр.
    7. Объекты и методы  качественного прогнозирования  состояния внешней  среды.                                            20стр.
    Заключение.                                                  23стр.
    Список  использованной литературы.                         24стр. 
     
     
     
     
     
     

    Введение.
    Определение факторов внешней среды очень  актуально, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало  образовываться большое количество предприятий. И основной задачей  этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться с всеми факторами внешФормирование стратегии - это одна из  функций  управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
    Слово “стратегия”  произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
    Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
    Основная общая  цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
    Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
    После установления своей миссии и целей руководство  должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
    1. Оценить  изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии
    2. Определить, какие факторы представляют угрозу  для текущей стратегии фирмы.
    3. Определить, какие факторы представляют больше  возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
    ней среды. 

    1. Понятие внешней  среды предприятия
          Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
    Внешнюю среду  подразделяют на:
    - микросреду - среду прямого влияния на  предприятие, которую создают  поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
    - макросреду, влияющую на предприятие и  его микросреду. Она включает  природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
          Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при  организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.
    Внешняя среда  организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.
    2. Факторы внешней  среды  

    Факторы внешней  среды чаще всего классифицируют по следующим группам:
    1.Экономические  факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
    2. Политические  факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
    3. Рыночные  факторы. Рыночная среда представляет  собой постоянную опасность   для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
    4. Технологические  факторы.  Анализ технологической  среды может, по  меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.
    5. Факторы  конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
    6. Факторы  социального поведения. Эти факторы  включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).
    7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
    Таким образом, анализ  внешней  среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах. 

    3. Анализ состояния  внешней среды
    Сущность анализа  состояния внешней среды и  деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
    При анализе  состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов  строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.
    В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно  на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.
    На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут  быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:
    - функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.
    - бенчмаркинг.  Данный метод представляет собой  процесс точного измерения и  сравнения всех операций по  разработке и внедрению продуктов  мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучших из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа.                               Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку.
    - анализ полей  бизнеса. Анализ воздействия рыночных  стратегий на прибыль, который  проводится как для предприятия  в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.
    - классический  сравнительный анализ. При данном  анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.
    - сравнительный  отраслевой анализ. Анализ показателей  предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.
    Количественный  анализ состояния внешней среды  базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и  индексах и представляется виде аналитических  таблиц и графиков.
    Как правило, фирмы предпочитают использовать несколько видов анализа одновременно. Так, например, компания "Даймлер-бенц", в своем анализе внешней среды успешно использует анализ полей бизнеса, классический сравнительный анализ и сравнительный отраслевой анализ, что позволяет фирме контролировать изменения на рынке, чувствовать тактику конкурентов, влиять на ценообразование на своем сегменте рынка. Альтернативы, появляющиеся в ходе анализа, позволяют спрогнозировать сценарии возможного развития будущего и создать выгодные для компании условия.
    4. Цель и классификация  прогнозов состояния  внешней среды.
    Общая цель прогноза состояния внешней среды - создать  надежные основы для планирования собственного будущего развития бизнеса, поскольку  развивающиеся системы, коим и является любой бизнес, должны всегда учитывать состояние внешней среды.
    Специальная цель - выявить шансы и риски  предприятия и его развития во внешней среде.
    Возможности классификации прогнозов состояния  внешней среды связаны с видом  и величиной исследуемой области, видом исследуемых продуктов (переменных), с процессами сбора и обработки информации.
    Например, объектами  прогнозов могут быть следующие  сферы внешней среды или их сегменты:
    - экономическая
    - социально-культурная
    - демографическая
    - технологическая
    - политико-правовая
    - экологическая
    - международная
    Для каждого  региона есть общие и отличительные  черты прогноза состояния внешней  среды. Прогнозы состояния внешней  среды подразделяются на качественные и количественные, прочем, подобное разделение на качественные и количественные, есть и в методах сбора информации о состоянии внешней среды. Самое простое, что можно посоветовать начинающему предпринимателю в анализе внешней среды - обратиться к историческим показателям. Данные по всем регионам России хранятся в институте статистики. Анализ рождаемости и смертности, дохода на душу населения, темпы развития той или иной отрасти региона и коэффициенты их соотношений по сравнению с другими отраслями, внутриотраслевая статистика - все это может составить основу анализа внешней среды и исходя из этого предприниматель будет сам решать какие данные для анализа ситуации на рынке ему нужны динамично, т.е. с одинаковой периодичностью, а какие можно получать раз-два в год и тем самым контролировать собственное производство и собственное влияние на рынок, конкурентов и потребителей. Если предприниматель установит закономерность возникновения тех или иных показателей, уловит периодичность с которой они появляются, тол общий прогноз в целом будет зависеть от правильности этого предположения.  

    5. Функциональные стратегии:  типы и общая  характеристика.
    Функциональная  стратегия – тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирмы.
    В зависимости  от особенностей функционирования предприятия в большей или меньшей мере на предприятии могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: маркетинговая, НИОКР, производственная, финансирования и др. 

    Маркетинговая стратегия. Для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.
    Маркетинговая стратегия – это стратегия  промышленных предприятий, ориентированных на рыночные ценности.
    В общем виде стратегия маркетинга состоит из четырех этапов:
    анализ соотношения «потребитель – товар»;
    определение общей маркетинговой стратегии в отдельных сегментах рынка;
    создание стратегий «marketing – mix» (своеобразного маркетингового «стратегического набора);
    совершенствование и контроль.
    Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира – рынок и продукт. 

    Стратегия НИОКР – это стратегия создания и использования нововведений различного типа, что, в конечном итоге, и обеспечивает предприятию стратегическое развитие.
    Стратегия НИОКР  базируется на научно-технических прогнозах  и формируется с учетом возможных  технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия. 

    Производственная  стратегия – существует в виде разработки и управления процессом создания необходимых для потребителей продуктов и услуг на предприятии.
    Определение производственных стратегий связано  со скоростью и масштабами изменений, которые необходимо произвести на предприятии.
    Параметры, которые необходимо учитывать при определении производственной стратегии:
    объёмы продукции, которые необходимо обеспечить;
    масштабы производственного потенциала, уровень его гибкости;
    расхождения между существующими и необходимыми характеристиками производственных процессов для обеспечения выпуска продукции в соответствии со сформированным «портфелем»; и т.д.
    Производственная  стратегия формируется с учетом следующих показателей:
    объёмы капитальных вложений, необходимые для совершения преобразований в производственном процессе;
    время, необходимое для своевременного перехода к выпуску новой продукции;
    оценка относительной потребительной стоимости существующей и новой продукции; и т.д.
    Кроме указанных  выше существуют следующие функциональные стратегии:
    стратегия управления персоналом;
    стратегия материально-технического обеспечения;
    стратегия развития общего управления. 

    6. Реализация стратегии  предприятия и  организационная  культура. 

    Как известно, реализация стратегии проявляется  через оперативные действия и стратегическое поведение предприятия. Предприятие двояким образом связано с внешней средой.
    Во-первых, через  оперативные действия, когда предприятие  старается извлечь выгоду из обмена товарами \ деньгами со средой. Для этого оно старается добиться максимальной эффективности производства, установления максимально возможных цен и увеличения своей доли рынка.
    Во-вторых, через  стратегическое поведение, заключающееся  в замене устаревших товаров \ услуг  на новые, имеющие более высокий  потенциал прибыли в будущем. Для этого компания определяет области нового спроса, разрабатывает соответствующие продукты, развивает необходимые производственные и сбытовые способности исследует рынок и представляет на нем новые товары.
    Известно два  вида стратегического поведения.
    Конкурентное (постепенное), при котором товары и рынки развиваются по мере поэтапного внесения в них улучшений, следуя исторической логике развития самой фирмы.
    Предпринимательское (прерывистое) – изменяющее логику эволюционного процесса посредством замены технологий, коррекции внутренней структуры компании, диверсификации и интернационализации.
    Например, когда  компания, традиционно ориентирующая  на конкурентное поведение, решает перейти к предпринимательскому, она должна разработать вектор способностей состоящий из новых навыков менеджмента, новых систем и структур.
    В дополнение к изменению способностей по разрешению проблем, предприятие должно создать новую предпринимательскую культуру, поощряющую перемены, нововведения и принятие риска.
    Таким образом, мы подошли к тому, что для успешной реализации стратегии, предприятие (в зависимости от намеченной стратегии) должно иметь или создать новую организационную культуру (культуру предприятия).
    Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производить материальные блага и услуги. Это производство связано в определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность предприятий не может осуществляться только на  основе  технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях действуют люди. А это значит, что в своей деятельности они  руководствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определенные обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или организация представляет собой культурное пространство. С позиции реализации предприятием или предпринимателем конкретной цели культуру предприятия можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной  предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. В русле такого подхода находится определение организационной культуры или культуры предприятия, данное  американским  социологом Е.Н. Шейном: "Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней  интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений.  Члены  организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как "изначально верные".
    Содержание  организационной культуры не является чем-то  надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической  предпринимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией  внешняя и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена организации они существуют как нечто данное. Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской  деятельности  предприятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами.
    Каково же содержание организационной культуры? Ведущую роль в культуре предприятий  играют организационные ценности. Организационные ценности - это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Главные из них: производство продукции, оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная экономическая эффективность, получение прибыли является важной организационной ценностью в условиях товарного производства; проведение определенной социальной политики, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей работников предприятий.
    Организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она, как говорилось выше, опирается на систему ценностей организации.
    Поведенческие нормы - отношения - ценности.
    То, с чем  мы сталкиваемся в повседневной жизни - таблички с именами на груди  персонала Макдональдса, фирменная  одежда персонала на многих предприятиях, в Японии - исполнение гимна в начале рабочего дня, - это верхний слой организационной культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации.
    Некоторые компании излагают свои базисные ценности в  виде кредо. Для большинства организаций  ценности - это что-то нематериальное, воспринимаемое сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией - работа, - общение с руководителями, коллегами и подчиненными, - чтение внутренних изданий и др.
    Влияние организационной  культуры на результаты очень велико - в случае несоответствия организационных  целей или ее структуры ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис.
    Организационная культура претерпевает изменения:
    организационная культура эволюционирует естественным путем под воздействием изменений во внешней среде;
    организационная культура может быть сознательно изменена руководством или другой влиятельной группой сотрудников.
    Этот процесс  требует незаурядных лидерских  качеств, настойчивости, терпения, стратегического мышления.
    Существуют  культуры, способствующие достижению целей организации в определенных условиях и, наоборот, препятствуют этому. Изменения организационной культуры занимает порой многие годы. 

    7. Объекты и методы  качественного прогнозирования  состояния внешней  среды.
    Общими объектами качественного прогнозирования состояния внешней среды в первую очередь для предприятия являются тенденции общественного и политико-экономического развития, отражаемые в основном в законодательстве. Например, закон о налогах, закон об акционерных обществах, закон об участии в управлении коммерческими и некоммерческими предприятиям, закон о местном самоуправлении, тенденции государственной политики в области транспорта, энергообеспечения, защиты окружающей среды, труда и занятости и т.п.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.