На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Платежный баланс и его роль в экономике страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Традиционно важное значение имеет информация о  состоянии внешнеэкономической  деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом  экономической ситуации в стране, а также исследованием места  страны в системе мировых хозяйственных  связей.
     Основные  потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных  расчетов, а чаще основная их часть  — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и  всем остальным миром.
     Актуальность  темы исследования состоит в том, что состояние платежного баланса страны, прежде всего в части его текущих операций, в значительной степени определяет возможности государства в проведении эффективной внутренней макроэкономической и структурной политики. Платежный баланс является фактически единственным комплексным документом, охватывающим весь спектр операций страны во внешнеэкономической сфере. При этом, отражая результаты экономической деятельности государства в области внешней торговли, международного инвестиционного и валютно-кредитного сотрудничества, данный документ дает наиболее полное представление о масштабах и характере проблем, стоящих перед страной на пути ее интеграции в систему мирового хозяйства.
     Именно  поэтому в условиях переходной экономики, характеризующейся высокими темпами либерализации внешнеэкономической деятельности и растущей открытостью национального хозяйства, чрезвычайно важно налаживание постоянного аналитического мониторинга состояния платежного баланса и его основных компонентов. Ключевой среди них - текущий платежный баланс, вобравший в себя внешнюю торговлю товарами и услугами, а также доходы от инвестиций и оплату труда.
     Актуальность  изучения текущего платежного баланса  заметно повысилась после августовского  валютно-финансового кризиса 1998 г., резко изменившего динамику и  объемы операций по текущему счету. Требуют  осмысления новые тенденции в  формировании торгового баланса  и сальдо доходов от инвестиций.
     Целью работы является анализ внешнеэкономических  операций России, отражаемых платежным  балансом, выявление особенностей их динамики и структуры и разработка на этой основе предложений по оптимизации  результатов ВЭД в разрезе  итоговых сальдовых значений платежного баланса.
     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:
        определить роль платежного баланса в формировании макроэкономической политики страны;
        рассмотреть структуру платежного баланса и принципы  его составления;
        определить основные методы регулирования платежного баланса страны;
        определить влияние отдельных статей платежного баланса на итоговое сальдо;
        определить пути оптимизации текущего платежного баланса РФ с учетом особенностей развития отечественной экономики, современного состояния и перспектив мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
     Данная  работа состоит из трех глав. В первой главе дана общая характеристика  балансов международных расчетов, платежного баланса как экономической категории  и его сущности, основных принципов  составления и регулирования , а  также  факторов, оказывающих влияние  на изменения показателей платежного баланса . Затем, основываясь на этой теоретической базе, во второй главе  будет сделана попытка анализа  динамики сальдо по основным счетам платежного баланса Российской Федерации за период  2007-2009 гг. Третья глава содержит выявленные на основе анализа проблемы, пути их решения и перспективы развития платежного баланса РФ.
     Теоретической и методологической основой курсовой работы являются публикации российских и зарубежных ученых-экономистов  по внешнеэкономической проблематике, а также разработки Международного Валютного Фонда в отношении  принципов и подходов к составлению  платежного баланса.
     Информационную  базу исследования составили статистические публикации Банка России, Госкомстата  и ФТС РФ, материалы Минэкономразвития  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и характеристика балансов международных  расчетов
      Понятие, сущность и виды балансов международных расчетов
 
     Органы  государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную  политику испытывают постоянную необходимость  в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных  экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим  агентам для принятия решений  относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области  инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет  информация о состоянии внешнеэкономической  деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом  экономической ситуации в стране, а также исследованием места  страны в системе мировых хозяйственных  связей.
     Международные экономические, политические и культурные отношения страны находят обменное выражение в балансах международных  расчетов. Они занимают в системе  агрегатных экономических показателей  важное место, поскольку отражают перераспределение  национального дохода между странами. Поэтому при определении ВНП  и национального дохода учитывается  чистое сальдо международных требований и обязательств.1
     Балансы международных расчетов — это  соотношение денежных требований и  обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами таких  балансов являются: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный баланс.
     Расчетный баланс — это соотношение требований и обязательств данной страны на какую-либо дату по отношению к другим странам  независимо от сроков наступления платежей. Такие требования и обязательства  возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов. Различают  расчетные балансы на определенный период и на определенную дату. Расчетный  баланс – это позиция страны по международным инвестициям. Международная  инвестиционная позиция показывает объем и структуру иностранных  активов резидентов, то есть требований резидентов к нерезидентам, а также  объем и структуру иностранных  обязательств резидентов. Иногда, путем  сопоставления активов и обязательств, возможно получить чистую международную  инвестиционную позицию страны, которая  эквивалентна доле национального богатства, предоставленного или взятого взаймы у внешнего мира (нерезидентов). Изменения  в инвестиционной позиции по сравнению  с предыдущим периодом могут быть вызваны экономическими операциями с активами и обязательствами, переоценкой  активов и обязательств в результате изменения обменных курсов, цен и  т.д., а также в результате иных действий (например, безвозмездных  передач финансовых ресурсов).
     Баланс  международной задолженности широко используется в статистике развитых и развивающихся стран. Он близок к расчетному балансу, но отличается от него набором статей и имеет  свои особенности в отдельных  странах. Например, в США применяется  так называемый баланс международных  инвестиций.
     Платежный баланс — это стоимостное выражение  всего комплекса мирохозяйственных  связей страны в форме соотношения  показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Он представляет собой  количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. В отличие от инвестиционной позиции, платежный баланс отражает изменения, произошедшие только в результате экономических операций.2
     Публикуемые платежные балансы охватывают не только платежи и поступления, которые  фактически произведены или подлежат немедленному исполнению на определенную дату, но и показатели по международным  требованиям и обязательствам. Такая  практика объясняется тем, что преобладающая  часть сделок, включая торговые операции, совершается в наше время на кредитной  основе. Современные таблицы платежных  балансов содержат достаточно сведений о движении всех видов ценностей  между странами. При этом та часть  обязательств, которая не выплачивается  в текущем периоде, а переносится  на будущее, заносится в статьи платежного баланса, отражающие движение капиталов  и кредитов.3
       По экономическому содержанию  различаются платежный баланс  на определенную дату и за  определенный период. Платежный  баланс на определенную дату  существует в виде меняющегося  изо дня в день соотношения  платежей и поступлений; его  состояние определяет спрос и  предложение национальной и иностранной  валюты в данный момент, оно  является одним из факторов  формирования валютного курса.  Платежный баланс за определенный  период (месяц, квартал, год) составляется  на основе статистических показателей  о совершенных за этот период  внешнеэкономических сделках и  позволяет анализировать изменения  в международных экономических  отношениях страны, масштабах и  характере ее участия в мировом  хозяйстве. 
     Платежный баланс имеет прямую и обратную связь  с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой — воздействует на него, так как влияет на курс валют, золото-валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной и внешней кредитной политики, состояние мировой валютной системы. На состояние платежного баланса влияет ряд факторов: Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция, циклические колебания экономики, рост заграничных государственных расходов, милитаризация экономики и военные расходы, усиление международной финансовой взаимозависимости, изменения в международной торговле, влияние валютно-финансовых факторов, инфляция, чрезвычайные обстоятельства.  На платежный баланс отрицательно влияет «бегство» капитала. В узком смысле — ускоренное и внезапное перемещение краткосрочных капиталов из страны за рубеж ; в широком смысле — массовый отток капитала из одной страны в другие в разных формах и на разные сроки в поисках более прибыльных и надежных сфер его приложения.
     Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры  и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений.4
    1.2 Структура платежного  баланса
     Платежный баланс страны представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все  экономические операции между резидентами  данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели  место в течение определенного  периода времени. В настоящее  время платежные балансы в  большинстве стран мира составляются в соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами Международного валютного фонда, которые выпускаются  в виде издания "Balance of Payments Manual" или "Рекомендации по составлению платежного баланса". Всего за время существования МВФ было выпущено пять редакций "Рекомендаций...", последняя из которых датирована 1993 годом.5
     Разделение  платежного баланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на ряде принципов, среди которых  следует особо выделить следующие:
    каждая статья платежного баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или их совокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться от факторов, воздействующих на иные статьи;
    наличие той или иной статьи в платежном балансе должно иметь значение для группы стран, выраженное как в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другими словами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подвержен сильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либо он занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран, то он должен быть выделен в виде отдельной статьи;
    сбор информации для учета по статьям не должен представлять особых сложностей для составителей платежного баланса (тем не менее, этот принцип второстепенен по отношению к первым двум);
    структура платежного баланса должна быть такой, чтобы показатели платежного баланса сочетались с другими статистическими системами.
МВФ в  пятом издании "Руководства..." приводит детальный перечень стандартных  компонентов платежного баланса, особо  оговаривая то, что у большинства  стран нет необходимости придерживаться этого перечня до мельчайших подробностей прежде всего в силу отсутствия информации по отдельным статьям. 
     По  характеру операций публикуемые  платежные балансы включают два  основных раздела:
    «Платежный баланс по текущим операциям»: платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);
    «Баланс движения капиталов и кредитов»; операции с официальными валютными резервами, продажа/приобретение непроизведенных нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и обязательствами.6
     Приведенная структура в части счета текущих  операций отражает исторически сложившиеся  критерии отнесения экономических  сделок к текущим операциям. Платежный  баланс по текущим операциям включает торговый баланс и «невидимые» операции.
     Соотношение стоимости экспорта и импорта  товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней  торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий  период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса  применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом  хозяйстве, характера ее связей с  партнерами и общей экономической  политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим  как источник валютных средств для  оплаты импорта лицензий, доходов  от иностранных инвестиций и других международных обязательств, для  ряда промышленно развитых стран - для  экспорта капитала, создания второй экономики  за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости мирохозяйственных позиций страны. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленно развитых стран это может иметь иное значение.
     Баланс  услуг включает платежи и поступления  по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам  связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным  комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д. 7
     В платежном балансе выделяются также  статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные  расходы за рубежом. По методике МВФ  принято также показывать особой позицией в платежном балансе  односторонние переводы: 1) государственные  операции — субсидии другим странам  по линии экономической помощи, государственные  пенсии, взносы в международные организации; 2) частные операции — переводы иностранных  рабочих, специалистов, родственников  на родину. Этот вид операций имеет  большое экономическое значение.
     Перечисленные операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера  и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых  ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние  переводы.
     Баланс  движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных  и частных капиталов, предоставленных  и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности: долгосрочные и среднесрочные (займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года); 2) краткосрочные (международные кредиты сроком до года).
     Несмотря  на совершенствование методики сбора  и обработки статистических показателей  платежного баланса, погрешности остаются значительными. Поэтому выделена статья «Ошибки и пропуски», в которую включаются данные статистической погрешности и неучтенных операций. Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото-валютных резервов.
     Основной  принцип, лежащий в основе построения платежного баланса — принцип  двойной записи, т.е. любая экономическая  сделка находит двойное отражение  в балансе путем записи по кредиту  одной статьи и по дебету другой. В систематизированном виде правила  отражения операций в платежном  балансе по дебету и по кредиту  приведены в таблице 1. 
 

Таблица 1.
Правила отражения операций в платежном балансе  по дебету и по кредиту  8 

Операция Кредит, плюс (+) Дебет, минус (-)
А. Товары и нефакторные  услуги Экспорт товаров  и экспорт услуг (оказание услуг  нерезидентам) Импорт товаров  и импорт услуг (оказание услуг нерезидентами)
Б. Услуги труда и  капитала (оплата труда  и доходы от инвестиций) оказанные нерезидентам резидентами оказанные резидентам нерезидентами
В. Трансферты (текущие  и капитальные) получение средств передача средств
Г. Операции с финансовыми  активами или обязательствами увеличение  обязательств по отношению к нерезидентам (например, приобретение нерезидентами  наличной национальной валюты) или  уменьшение требований к нерезидентам (например, снижение остатков по счетам резидентов в банках-нерезидентах) увеличение  требований к нерезидентам (например, предоставление кредитов нерезидентам) или уменьшение обязательств по отношению  к нерезидентам (например, погашение  резидентами ценных бумаг, приобретенных  нерезидентами)
 
     Согласно  принципам составления платежного баланса, записи по кредиту производятся в случаях:
    Движения реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.
    Движения финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.
     С другой стороны, запись, произведенная  по дебету, отражает:
    Движение реальных потоков, сопровождающих импорт.
    Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и уменьшение обязательств.
     Другими словами, для активов (реальных либо финансовых) положительная запись (кредит) означает отток стоимостей, за которым  должен последовать компенсирующий приток стоимостей (платежи) в данную страну,  а отрицательная запись (по дебету) — приток стоимостей, за который резиденты должны платить.
     Одна  из главных задач составления  платежного баланса — измерение  его сальдо. Общепризнанный метод  определения дефицита или активного  сальдо платежного баланса — деление  его на основные и балансирующие  статьи. Сальдо основных статей называют «сальдо платежного баланса», а в зависимости от того, положительная эта величина или отрицательная, — активом или дефицитом платежного баланса. Оно покрывается при помощи балансирующих статей. Сальдо платежного баланса является важным показателем. Его величина входит в исчисление валового внутреннего продукта и национального дохода, влияет на положение валюты, на выбор средств внешней и внутренней экономической политики.9 
 
 
 

     1.3 Методы регулирования  платежного баланса 

     Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами: платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других; выравнивание платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо, поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий; в условиях глобализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит.
     Существует  разнообразный арсенал методов  регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны. Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов:
     1. Дефляционная политика - направлена  на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных  расходов преимущественно на  гражданские цели, замораживание  цен и заработной платы. Одним  из важнейших ее инструментов  служат финансовые и денежно-кредитные  меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального  банка (дисконтная политика), кредитные  ограничения, установление пределов  роста денежной массы. 
     2. Девальвация - понижение курса  национальной валюты направлено  на стимулирование экспорта и  сдерживание импорта товаров. 
     3. Валютные ограничения - блокирование  инвалютной выручки экспортеров,  лицензирование продажи иностранной  валюты импортерам, сосредоточение  валютных операций в уполномоченных  банках направлены на устранение  дефицита платежного баланса  путем ограничения экспорта капитала  и стимулирования его притока,  сдерживания импорта товаров. 
     4. Финансовая и денежно-кредитная  политика - для уменьшения дефицита  платежного баланса используются  бюджетные субсидии экспортерам,  повышение импортных пошлин, отмена  налога с процентов, выплачиваемых  иностранным держателям ценных  бумаг в целях притока капитала  в страну.
     5. Специальные меры государственного  воздействия на платежный баланс  в ходе формирования его основных  статей — торгового баланса,  «невидимых» операций, движения  капитала.
     Важным  объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
     В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного  производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной  специализации государство стимулирует  экспортную деятельность мелких и средних  фирм. Принимаются меры по повышению  роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как  «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство  усиленно ориентирует предприятия  на внешние рынки, создавая 1 для  них преимущества и переводя ресурсы  в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование  экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.
     В целях регулирования платежей и  поступлений по «невидимым» операциям  платежного баланса принимаются  следующие меры:
      ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
      прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
      содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
      расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
      регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
     Государство принимает также меры по сдерживанию  «бегства» капитала. В их числе: экономическая  и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству  и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важным методом  пресечения «бегства» капитала является эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера  вывоза его и требование своевременной  репатриации дивидендов и процентов
     Методы  балансирования платежных  балансов. Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в прелелах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.
     В поисках источников погашения дефицита платежного баланса развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке  капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют  коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных  валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая  доступность и необусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю  задолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторые  страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается  тенденция к координации деятельности частных банков и международных  валютно-кредитных и финансовых организаций.
     Для покрытия пассивного сальдо баланса  используются краткосрочные кредиты  по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые  центральными банками в национальной валюте.
     Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса  с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности  национального регулирования. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий экспортных кредитов; двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальной валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Окончательным методом балансирования  «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
     Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический  характер в сочетании с другими  формами экономической политики.10
     Основной  целью теории платежного баланса  является разработка методов регулирования  внешних расчетов.
     Теория  автоматического  саморегулирования  платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.
     Кейнсианские  теории регулирования  платежного баланса. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.
     Теория  внутреннего и  внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием - устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели:
     1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования.
     Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами.
     2. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
     Монетаристские  теории регулирования  платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением.
     Теории  межгосударственного  регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.
     В рамках Бреттонвудской системы был  предусмотрен принцип симметричного  регулирования платежного баланса  странами как с активным, так и  с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия  на внутренний спрос, движение капиталов  и кредитов, а также курс национальной валюты.
     Ямайская  валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования  платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса  и методы его выравнивания, регулирование  платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.11 

     Глава 2. Анализ платежного баланса РФ за 2007-2009 гг. 

      Анализ  платежного баланса  за 2007-2009 гг.
 
     После рассмотрения платежного баланса как  основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических  связей страны и основных принципов  его составления следует рассмотреть  динамику основных показателей платежного баланса РФ .
     Платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся  и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических  операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом (МВФ). По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных займов, а записи с отрицательным знаком — в противоположных случаях.
     Анализ  платежного баланса производится прежде всего с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса  или их группировкам. В настоящее  время общепринято анализировать  три основных показателя сальдо платежного баланса — торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий  платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям  платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической  категории, необходимым для понимания  экономических процессов в современных  условиях открытой экономики.
     В таблице 2.1 представлены данные по имеющимся  показателям российского платежного баланса за 2007-2009 гг.
     Таблица 2.1.
     Платежный баланс РФ за 2007-2009 гг.12
     млрд.долларов США
  2007 г. 2008 г.  Изм-е,% 2009 г. Изм-е,%
Счет  текущих операций 77, 8 103 ,6 33,3 49 ,4 -52,3
Торговый  баланс 130, 9 155 ,4 18,7 111 ,6 -28,2
Экспорт 354, 4 522 ,7 47,5 303 ,4 -42
Импорт -223 ,5 -367 ,3 -64,4 -191 ,8 47,8
Баланс  услуг -18 ,9 -24 ,3 -28,8 -19 ,8 18,8
Экспорт 39 ,3 51 ,1 30,3 41 ,5 -18,8
Импорт -58 ,1 -75 ,5 -29,8 -61 ,3 18,8
Баланс  оплаты труда -7 ,3 -14 ,2 -93,8 -8 ,7 38,6
Баланс  инвестиционных доходов  -23 ,4 -34 ,8 48,5 -30 ,8 11,4
Федеральные органы управления -1 ,0 -0,7 30,8 -0,5 35,1
Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -0,1 -0,1 4,8 -0,09 9
Органы  денежно-кредитного регулирования  17 ,2 18 ,2 5,6 6 ,9 -62,1
Банки -5 ,1 -6 ,9 -35,7 -5 ,7 18,6 
Прочие  секторы -34 ,4 -45 ,2 -31,5 -31 ,5 30,3
Баланс  текущих трансфертов -3 ,5 -2 ,8 21,1 -2 ,9 3
Счет  операций с капиталом  ифинансовыми инструментами 84 ,5 -131 ,3 -55,4 -43 ,5 66,9
Счет  операций с капиталом  -10 ,2 0,5 95,1 -11 ,9  
Финансовый  счет (кроме резервных активов) 207 ,9 -131, 8 -36,6 -31 ,6  
Обязательства ( '+' - рост, '-' - снижение) -7, 5 100 ,2   6 ,6 83,4%
Активы, кроме резервных  ('+' - снижение, '-' - рост) -113 ,2 -231,9 -104,9 -38 ,3 -83,5
Органы  государственного управления 7 ,2 -2 ,5 -65,2 10 ,2 304,9
Органы  ден.-кредитного регулирования -0,5 -0,06 87 0,06 6,5
Банки -25,1 -65 ,1 -159,2 11 ,8 82
Прочие  секторы -94 ,8 -164,3 -73,2 -60 ,3 63,3
Прочие  активы -23 ,8 -35 ,6 -49,8 4 ,0 88,5%
Чистые  ошибки и пропуски -13 ,4 -11 ,3 15,5 -2 ,6 77,2
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -148 ,9 38 ,9 73,9 -3 ,4 -91,3
Всего 106 ,4 -720 ,9 -677 182 ,9 74,6
 
     Как видно из таблицы, общее сальдо платежного баланса РФ за период 2007-2009 гг. изменялось: в 2007 г. оно было положительным и  составляло 106,4 млрд.долларов США , в 2008 г. оно имеет отрицательный знак и по сравнению с прошлым годом  снизилось в 6,7 раз, и в 2009 г. наблюдается  максимальное сальдо платежного баланса  за весь рассматриваемый период-182,9 млрд.долларов США. На протяжении  всего  анализируемого периода по текущим  операциям сложилось положительное  сальдо. В 2007 г. Оно составило 77,8 млрд.долларов США, в 2008 г. увеличилось на 33,3% и составило 103,7 млрд.долларов США, а в 2009 г. вновь  снизилось, причем значительно- на 52,3% и составило 49,4 млрд.долларов США.
     Торговый  баланс имеет положительное сальдо, причем заметно превышение экспорта над импортом, при заметном сокращении последнего : импорт имеет отрицательное сальдо т.е. можно сделать вывод о заметном сокращении зависимости экономики от импорта.
     Баланс  услуг в течение всего периода  имеет отрицательное сальдо, причем в 2008 г. заметно его снижении на 28,8% по сравнению с показателем предыдущего  года, а в 2009 г.  возвращение данного  показателя на уровень 2007 г. Баланс услуг  также характеризуется превышением  экспорта над импортом.
     Падению российского импорта способствуют снижение реальных располагаемых доходов  населения, кредитное сжатие и отсутствие инвестиций. Сложности с получением кредитов повлияли также на торговые организации, обеспечивающие импортными товарами потребительский спрос.
     Рост  российского фондового рынка  до середины 2007 года происходил в благоприятных  условиях избыточной ликвидности российской финансовой системы благодаря положительному сальдо платежного баланса. Приток нефтедолларов  и иностранного капитала в российскую экономику перекрывали рост импорта  и обеспечивали устойчивый спрос  на финансовые активы .
     Третий  квартал 2007 года дал первый тревожный  сигнал – рекордный приток капитала, зафиксированный во втором квартале, сменился оттоком из-за ухудшения  конъюнктуры мировых финансовых рынков, а тренд сокращения положительного сальдо торгового баланса, впервые  наметившийся полтора года назад, между  тем принял устойчивый характер –  рост цен на нефть не компенсирует рост импорта.13
     В 2008 году платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической  конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движения внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2006-2007 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов Российской Федерации.14
     Платежный баланс 2009 г. формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения условий внешней торговли, что явилось причиной заметного  изменения пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в 2009 г. сложился отрицательным. (таблица 2.2) 

 Таблица 2.2
 Чистый  ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2007-2009 годах 
 (по  данным платежного  баланса Российской  Федерации) 
 млрд. долларов США

и т.д.................


  Чистый  ввоз/вывоз капитала частным сектором (2+5) Чистый  ввоз/вывоз капитала банками (3+4) в том  числе: Чистый  ввоз/вывоз капитала прочими секторами 
иностранные активы иностранные пассивы

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.