На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ 

Кафедра социально-культурной деятельности 
 
 
 
 
 

АГОШКОВА  ОЛЬГА ЮРЬЕВНА 
 
 
 

ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ  КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО  ПОКОЛЕНИЯ 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 5 курса (53/1) очного отделения
                  Научный руководитель:
                  Корабельщикова  И.А, к.п.н. 
                   
                   
                   
                   
                   

Тамбов  – 2008 

Содержание  

Введение……………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ………………………………………...…………....5
 1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»……………   5
    1.2 Особенности  формирования толерантных установок  у подростков….15
    1.3 Функции  толерантности у подростков………………………………….21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ……….....27
     2.1 Программа социологического исследования ………………………...27
     2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы ……………………..30
Заключение  ………………………………………………………………...…34
Список  использованных источников…………………………...…36
ПРИЛОЖЕНИя  ….. ……………………………………………………………....39 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ
    Толерантность является составной частью демократического развития общества. С момента объявления ООН 1995г. годом толерантности, проблема преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по различным мотивам (социальным, национальным, религиозным или иным) находится в центре внимания деятельности различных государственных структур, общественных организаций, научных и педагогических работников.
    Актуальность  исследования проблемы формирования толерантной  культуры подрастающего поколения обусловлена рядом факторов:
 Во-первых, воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В  связи с этим каждая  структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.
    Во-вторых, приходится признать, что проблемам  воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях.
    В-третьих, анализ современной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков. Отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в работах М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Г.В. Безюлевой, В.В. Глебина, В.М. Золотухина, Ю.А. Красина, И.М. и Б.С.Моделей, Г.Ф. Семигина и др.
    В ряде работ, в частности В.М. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова толерантность и нетерпимость сопоставляются в ходе психосемантического анализа этнических стереотипов. Р.Р. Валитова рассматривает толерантность как этическую проблему, задаваясь вопросом о том, является ли толерантность пороком или добродетелью. Вопросы становления толерантного мышления и развития личностных и технологических факторов в процессе формирования толерантной культуры подростков нашли отражение в исследованиях М.С. Кагана, Д.Н. Кавтарадзе, З.А. Мальковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Н. Мясищева, Л.А. Петровской, Л.Л. Супруновой.
     Объект  исследования - культура подростков.
     Предмет исследования - процесс формирования толерантной культуры подростков.
     Цель  исследования - теоретическое обоснование особенностей формирования толерантной культуры подрастающего поколения.
     Задачи  исследования:
    раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
    рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
    определить функции толерантности в структуре личности подростка;
    изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.
     Практическая  значимость заключается в том, что её материалы можно использовать студентам, преподавателям и учителям в учебно-педагогической деятельности для формирования толерантной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ 

1.1 Сущность и специфика  понятия «толерантная культура»
    Ценности  играют важную роль в жизни общества и человека. Они выступают в качестве особой общественно значимой формой существования явлений и определяют отношение к ним человека с точки зрения удовлетворения его потребностей и интересов или достижения поставленных им целей. Именно ценности мотивируют в большей мере человеческую деятельность, представляют собой особый мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.
    Современная система ценностей российского  общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, коллективизм, равенство и социальная справедливость. Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и развиваются такие ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, как свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами, которое не может не коснуться школы, как одного из общественных институтов. Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уроне элитного и массового сознания. Это породило раскол российского общества, включая подростковую и молодежную среду, по базовым ценностям, который уже длительное время дестабилизирует общество.
    Утверждение массового толерантного сознания могло  бы способствовать преодолению конфронтации разных социальных групп противостояния идеологий и ликвидации существующего раскола российского общества по базовым ценностям, а, следовательно, достижения согласия и взаимопонимания хотя бы по ключевым вопросам настоящего и будущего страны.
    К сожалению, именно эта ценность труднее  всего усваивается как массовым, так и элитарным сознанием. В связи с этим, в обществе, переживающем кризис нравственности и морали, потребность в толерантности исключительно велика.
    Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. (В том же году перевод Декларации с английского на русский язык был зарегистрирован как "Декларация принципов терпимости".) В ст. 1 говорится, что "толерантность" это:
     • уважение, принятие и понимание  богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
    добродетель, которая делает возможным достижение мира и 
    способствует замене культуры войны культурой мира;

    не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, 
    формируемое на основе признания универсальных прав и основных 
    свобод человека;

    отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, 
    установленных в международных правовых актах в области прав 
    человека.

    В определении понятия «толерантность»  в зависимости от контекста и  понимания изучаемых проблем можно выделить ряд подходов: историко-философский, социально-психологический, индивидуально-психологический, биологический и др.
    Историко-философское  осмысление данного явления показывает его универсальность и противоречивость (Р.Р. Вавилова, В.М. Золотухин, И. В. Круглова, В. А. Лекторский, Е. В. Магомедова, Л. В. Скворцов и др.)
    Следует подчеркнуть, что понятие «толерантность», несмотря на длительный срок его существования, не получило однозначной трактовки и является предметом бурного обсуждения многих исследований. Можно также отметить многозначность данного феномена и необходимость его рассмотрения в зависимости от контекста изучаемой проблемы. Анализируя толерантность как этическую проблему, Р.Р. Вавилова, обращаясь к вопросу происхождения термина «толерантность», отмечает, что латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошли tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античного времени, но долго имел смысл «страдания». Р.Р. Вавилова описывает толерантность через сдерживание агрессивных и враждебных проявлений.
    В.А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:
   – как безразличие к существованию различных взглядов и практик;
   – как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого, вместе с тем, невозможно понять, с которым невозможно взаимодействовать);
   – как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;
   – как расширение собственного опыта и критический диалог [23, с.92].
    Такое понимание толерантности и плюрализма В.А. Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась  современная цивилизация в целом.
    В.М. Золотухин, исследуя генезис и актуализацию понятия «терпимость» в европейской  философской традиции, пишет, что существует потребность изучения понятия «толерантность», получившего в философской терминологии значение «проблемы терпимости». В результате проведённого В.М. Золотухиным исследования выявлены две тенденции рассмотрения онтологических и гносеологических оснований «терпимости»:
   1)  христианская, связанная с наличием безусловной веры, которая воспитывает в человеке смирение и покорность;
   2)  гражданская, базирующаяся на познающем разуме, посредством которого достигается оптимальная уравновешенность мировоззренческих притязаний в активной жизненной позиции [19, с.151].
    В философии понятие «терпимость» рассматривается как одна из нравственных добродетелей, способствующих самоопределению человека, выявлению и проявлению его сущностных сил для реализации собственного внутреннего потенциала. Вместе с этим, оно характеризует достоинство человека как меру самоуважения и уважения других в социальных взаимосвязях, которые позволяют достичь взаимоприемлемых мировоззренческих решений во всех областях человеческой жизнедеятельности.
    Толерантность, по определению академика В.А. Тишкова, – личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание  того, что мир и социальная среда  являются многомерными, а значит, и  взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантность, главным образом, – рациональная реакция человека; её уровень зависит от знаний и личного опыта. Однако, как отмечает академик, «это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность. Нетерпимость чаще всего является результатом усилий интеллектов. Они же обеспечивают эмоциональную мобилизацию, производя риторику ненависти, включая насилие» [33, с. 52].
    Словарь социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина раскрывает толерантность как свойство личности непредвзято оценивать людей, в том числе с противоречивыми чертами. Толерантность – признак культуры ума, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям.
    По  мнению А.Г. Асмолова термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение» [2, с.90].
    Рассмотрение  феномена толерантности в ряде словарей как терпение и терпимость позволяет нам обратиться к их анализу. Терпение – социально-психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности, неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия. Терпимость – социально психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
    В различных культурах понимание  толерантности и интолерантности неоднозначно из-за различий в культурно-историческом развитии наций.
    Во  французском словаре Le Robert quotidien толерантность обозначает уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов. Интолерантность - это отсутствие толерантности (религиозной, политической и др.), неприятие свободы мнения других (синоним фанатизма).
    В русском языке толерантность - это  умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. Интолерантность - недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.
    Таким образом, в понятиях "толерантность" и "интолерантность" отражены социальные ценности различных культурных образований.
    Проблема  толерантности и интолерантности  получила импульс в работах отечественных  исследователей, однако четкого и общепринятого определения толерантности и интолерантности пока не существует. Толерантность понимается как принцип терпимости к другим, как уважение к чужой позиции, как универсальный этический принцип, как возможность выбора любого духовного ориентира и т.д. Понимание интолерантности российскими авторами также различное. Это негативный атрибут, обладающий национальной спецификой, предрассудки, порождаемы невежеством, убеждение, что твоя группа, система взглядов, образ жизни стоят выше остальных и т.д.
    ВСЕ ЧТО ЖИРНЫМ ВЗЯЛА В КОНФЕРЕНЦИЮ  ЕРОХИНОЙ В МАЕ-2009Г.
    Основные  черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство  юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию. 
    Толерантная личность отличается от интолерантной  в следующем:
    1. Знание самого себя:
    Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинить окружающих.
    Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
    2. Защищенность.
    Интолерантному  человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя; боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.
    Толерантный человек обычно чувствует себя в  безопасности, поэтому не стремится  защититься от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что  с ней можно справиться, - важное условие формирование толерантной  личности.
    3. Ответственность.
    Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – "не я ненавижу и причиняю вред людям, это они  ненавидят и причиняют вред мне".
    Толерантные люди не перекладывают ответственность  на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. 
    4. Потребность в определении.
    Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на "своих" и "чужих". Таким людям трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их либо нет.
    Толерантный человек напротив, видит мир во всем его многообразии. 
    5. Ориентация на себя – ориентация на других.
    Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических  размышлениях. В проблемных ситуациях  они склонны винить себя, а не окружающих. Такие личности стремятся  к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам,  так как им не нужно за кого-то прятаться. 
    6. Способность к эмпатии.
    Интолерантные люди оценивают своих партнеров  по своему образу и подобию, т. е. те выглядят в их глазах интолерантными личностями.
    Толерантные – адекватно оценивают как толерантных, так и интолерантных людей. 
    7. Чувство юмора.
    Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. 
    8. Авторитаризм.
    Для интолерантных личностей чрезвычайно  важна общественная иерархия. Интолерантного человека устраивает жить в авторитарном обществе с сильной властью. Такая  личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна.
    Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. 
    Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
      Приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все ещё уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных (хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных) образовательных концепций (типа концепции "школы диалога культур"), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий.
    Но  образование существует и функционирует  не в вакууме. Своими собственно педагогическими методами столь глобальную проблему, как воспитание толерантности в человеческих отношениях, сфера образования решить не может. И, тем не менее, будучи ориентированной, на практическое решение этой задачи, именно сфера образования может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде - в собственном обществе и в международном сообществе в целом. Невнимание к решению проблем толерантности чревато самыми пагубными последствиями для будущей человеческой цивилизации. Сложность и проблемы воспитания толерантности требует четко скоординированных конструктивных действий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве своеобразного алгоритма конкретных шагов по реализации принимаемых решений.
    Система образования оказалась сегодня  перед дилеммой: либо отказаться от самой идеи толерантности и духовной интеграции социумов вообще, оставляя без внимания конструктивные возможности, заложенные в изучении ментальных параметров такого взаимодействия, либо - преодолеть инерцию мышления. И исправить сложившееся положение вещей, утвердившееся в обществе насилие и произвол можно лишь менталитетом добра, вобравшим в себя все подлинные ценности толерантного единения, дающим ключ к решению наиболее общих социальных проблем, связанных с разработкой теоретических и практико-ориентированных проблем воспитания толерантности, философии, политики, стратегии в сфере образования.
    Толерантной личности присущи многие качества, такие как: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие качества.  Естественно, эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются – как любое социальное качество – врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция, и установки толерантного поведения формируются, стимулируются и корректируются, сначала окружающими нас взрослыми, а потом самим человеком. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
    Эти личностные особенности начинает развиваться  с  того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей и так далее. Моральное развитие ребенка, неразрывно связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом, как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, по мнению Л.И. Божович,  когда у ребенка в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека – его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.
    Нравственный  релятивизм, проявляющийся у детей  приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет  право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть  нравственно оправданное и осуждаемое. Именно в этот период формируется поведение, основанное на толерантных установках. И если у младших школьников пример для подражания берется из сказок, то нравственно-психологический идеал у подростка это не только знаемая и объективная этическая категория, - это эмоционально окрашенный внутренний принятый образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки других людей. В этом возрасте у детей установки толерантности (интолерантности) являются уже достаточно сформированными. Но, такие качества как высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность – можно сформировать и развить, по мнению Л.В.Байбородова, при помощи диалога. Л.В. Байбородов считает, что толерантные качества можно воспитать посредством сотрудничества (подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и опеки  (подразумевает заботу, не унижающую достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта).  
    Таким образом, толерантная культура это часть культуры человека, обладающей толерантной установкой, при которой человек может сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах и отношениях, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций, а также помогать окружающим людям, создавая комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности.  
 
 
 

 

     1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков  

    В своей статье «Формирование толерантности  в школе», В.В. Уланов писал: "Рассматривая проблемы формирования толерантности, я исхожу из известной мысли о том, что есть законы объективные, в соответствии с которыми функционирует и развивается мир, и есть те, что формулируем мы – люди.  Первые действуют независимо от того, знаем ли мы о них, и нравятся ли они нам, вторые – реализуются лишь в той мере, в которой соответствуют первым. Отсюда и идея – решение  проблем терпимого отношения к другим культурам в условиях быстро возрастающей интенсивности их соприкосновения возможно лишь на основе учета естественных потребностей и свойств людей,  на основе психолого-педагогических конфессиональных и политических манипуляций, какими бы гуманными и "общечеловеческими" они не представлялись"[36, с.10].
    Сложные процессы, происходящие в современном  мире, приводят,  и будут приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантных установок не только у подростков, но и людей всех возрастов, трудно переоценить.
    Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [20, с.25].
    Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
    В этом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы [11, с. 52]. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
    Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это  более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
    Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми,  потребность в самооценке.
    В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, но установки толерантного поведения являются  уже более или менее сформированными.
    Сущность  такого поведения состоит в  требовании уважать права других быть такими, каковы они есть, не допускать причинения ми вреда. В более широком значении толерантность трактуется как "норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности",  как "уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития". Сама терпимость в данном случае представляет не только в системе взаимоотношений человека с другими людьми, но и  в более сложных системах его взаимоотношений с властью, с обществом, с природой и др. Здесь установка толерантного поведения выступает как условие нормального функционирования гражданского общества и даже как условие выживания человечества. Именно в этой связи выступает необходимость формирования у современного подростка способности быть толерантным, в становлении у него универсальных методов ориентации в сложном, разнообразном, противоречивом мире.
    Толерантность есть не только внешний признак уверенности в себе, но, прежде всего, следствие этой внутренней уверенности человека, сознания им надежности своих собственных позиций
    Толерантность приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.
    В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы сегодня не так уж и много путей. Один из них – возрождение традиций, так как культурная и духовная ценность народа играет важную роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование сознания подростков, способствует пониманию процесса становления личности в обществе.
    Новые образовательные подходы (личносно-ориентированное,  смысло-ориентированное образование), изначально они предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность "Я", принятие себя и других, ответственность, альтруизм.
    Воспитание  толерантного сознания на линостно-смысловой  основе может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства. Одно из таких пространств, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Такой вариант поликультурного образовательного пространства технологически реализуется через диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и, несомненно, задачи развития толерантных установок у подростков.
    Смыслоориентированная и смыслообразующая образовательная  модель, преломляясь через призму проблем толерантности и ее формирования, предполагает рассмотрение следующих уровней учебного процесса: 
    Уровень проектирования толерантно-ориентированного образовательного процесса на смысловой  основе. На этом уровне педагог закладывает  формирование толерантности посредством обращения к смысловым установкам подростков.
    Смысловые установки – это неосознаваемая готовность личности действовать определенным образом, которая возникает в  связи с представлением предстоящей  ситуации или прошлым опытом и ведет к повторению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения человека. Как позиция личности установки складываются в  ходе ее развития и в процессе деятельности они постоянно перестраиваются.  Они играют существенную роль во всей деятельности человека и влияют на возникновение возможного субъективизма оценок.
    Так, целевой параметр обучения включает множество перспектив, среди них  развитие смысловых структур сознания подростков, становления у них  индивидуальной картины мира, подготовка их к  участию в решении жизненных проблем. Содержательный параметр обучения предполагает наполнение содержания учебного процесса идеями толерантности. Технологический параметр обучения должен быть представлен механизмами, включающими, запускающими и поддерживающими процесс смыслообразования подростков, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками. Организационный параметр учебного процесса оценивается нами с позиции вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам подростков.
    На  уровне реализации учебной деятельности задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности учащихся путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, уступчивости, терпимости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых учащимися событий и фактов, а также толерантного поведения учащихся. Объективированные смыслы толерантной культуры преобразуются в собственно личностные смыслы учащихся. Процессы смысловой рефлексии подростков, как правило, сопровождаются активизацией их эмоциональной сферы. Если в традиционной "знаниевой" модели осуществляется главным образом деятельность воспроизводящая, в деятельностной модели – предметная деятельность,  в проблемной модели – мыследеятельность,  то в смыслообразующей модели основная деятельность – это деятельность переживания, и именно благодаря ей происходит формирование толерантности.
    На  уровне личностных качеств учащихся педагогическое управление решает задачу "освещения" эмоций, чувств, переживаний, мыслей личности. В результате педагогических усилий формируемое у подростка качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым – позиция, норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом – все это черты, признаки толерантного человека. 
    Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, культурные, религиозные. Также существуют определенные особенности, влияющие на формирование толерантных установок в обществе:
    Экономические и социально-политические реалии,  влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определенные институты, которые через производство и распределение ценностей, как правило, упорядочивают структурированное поведение индивидов и поддерживают  общепринятые образцы поведения, создавая тем самым определенный потенциал толерантности в обществе. Человек, зависящий от других, в принципе не может быть толерантным к этим другим.
    Человек же, уверенно стоящий на своих ногах, будет куда более основательным, спокойным, устойчивым, в чем-то более лояльным, а в чем-то более требовательным, сможет действительно выбирать, что ему подходит, а что не  подходит в соответствии с его мировоззрением и ценностями.
      Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.
      
 
 
 
 
 
 

    1.3  Функции толерантности у подростков
    Для понимания феномена толерантности  как целостности и цели воспитания подростков подрастающего поколения необходимо не только выявить его специфические типические черты, но и выделить связи данного феномена с окружающей средой, более широкой системой, которые и являются его функциями.
    Функция выражает действие, которое способствует объединению компонентов структуры в систему и сохранению её целостности. Именно функции выступают в качестве свойств, влияющих на формирование целого, как отношение части и целого, при этом часть обусловливает само существование или определенную форму проявления целого. Функции рассматриваемого нами феномена толерантности могут быть раскрыты через её характеристику как отношения в структуре позиции личности.
    Анализ  теоретических исследований (Н.М. Борытко, П.И. Дзыгинский, Л.А. Григорьева, О.С. Газман, В.А. Стрельцова и др.) позволяет выделить следующие основные функции толерантности в структуре личности: гуманитарную, идентификации, социальной адаптации.
    Суть  и назначение гуманитарной функции  состоят в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Осуществлению данной функции способствует процесс «сопричастности познающего этому знанию». Гуманитарная функция толерантности в процессе воспитания реализуется посредством самопонимания, взаимопонимания, способности к диалогу, общению, сотрудничеству, так как отношение закономерно может быть определено "как взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательства между кем-чем-нибудь, связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах". Именно данная функция толерантности позволяет говорить о появлении в обществе компетентной личности, особенностями которой являются способность понимать и принимать, признавать естественность и многообразие видов и форм хозяйственных моделей и отношений, умение воспринимать многомерность и многополюсность экономического развития цивилизации, взвешенно относиться к альтернативности выбора, его многовариантность в процессе развития локальных и глобальных экономических ситуаций. Реализация гуманитарной функции детерминируется сущностью отношений как момента взаимосвязи всех явлений.
    Неразвитость  гуманитарной функции создает предпосылки  для заведомо ложного, искаженного представления о роли и месте подростков, межличностных отношений в классе и в школе.
    Вторая  функция толерантности в структуре  личности - функция идентификации субъекта. Функция идентификации проявляется в процессе воспитания толерантности, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе, живя в напряжении противоречивых мотивов и ожиданий. Л.М.Путилова отмечает, что "феномен толерантности позволяет значительно расширить представление об этом механизме. В основе таких эмоциональных состояний, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других... Способ, каким мы воспринимаем себя в каждом конкретном случае, определяется ситуацией, в которой субъект находится в данный момент, присутствием значимых других для него или иных индивидов, позитивным или негативным отношение к идентичности в одном контексте. Толерантность призвана мобилизовать потенциальные возможности разума в самореализации "Я", не эксплуатируя "другого", а снимая дух соперничества и зависти.
      Развитость функции идентификации порождает такие качества личности, как способность к рефлексии, волевую целеустремленность в поведенческой деятельности, осознанную преданность групповым ценностям и, одновременно, критическое отношение к ним, если они не соотносятся с моральными принципами самой личности, способностью отстаивать собственные мировоззренческие принципы, признавая право определения таковых для себя каждым человеком.
    Однако  следует иметь в виду и адекватно  оценивать последствия чрезмерного проявления функций идентификации. Так, среди старших подростков, средний возраст которых составляет 15-18 лет, наблюдается гипертрофированная идентификация с собирательным образом "крутого парня", сформированным во многом кино и СМИ. При этом проявляется готовность и к снисходительному отношению к криминальной или полукриминальной деятельности, употреблению наркотиков и алкоголя. Таким образом, налицо феномен "диффузии идеалов", описанный в своё время Э.Эриксоном. Источником саморазвития, самореализации индивида и стимулом личного роста, прежде всего в "своей", подростковой, среде является умение взаимодействовать с окружающей средой.
    Такое продуктивное, конструктивной взаимодействие обеспечивает социально-адаптивная функция толерантности. Под социальной адаптацией понимается:
    приспособление человека к изменившейся среде на основе осознанного 
    формирования новых способов своего поведения, гармонизирующих 
    взаимоотношения с окружающими;

    оптимизация взаимоотношений индивида с группой, сближение их 
    целей,  ценностных ориентации,  вхождение  индивида в  ролевую 
    структуру группы;

    3) процесс и результат освоения  человеком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него самого и социума в целом.
    Социально-адаптивная функция толерантности реализуется в процессе поиска причин и смысла происходящего вокруг, определения отношения к нему, личной значимости или нейтральности проявлений действительности, то есть в процессе рефлексии. Она реализуется и в умении адекватно выстраивать стратегию поведения с учетом возможных последствий развития ситуации или процесса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.