Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Материальные пожертвования в церкви

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ:

 
 
Введение  ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5
 
Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом  Завете
    Материальные сборы на Древнем Востоке
      Виды материальных ценностей на Древнем
       Востоке и  их значение для народов   ……………………………………………………………6
      Материальные сборы и подати, распространенные
      на Древнем  Востоке…………………………………………………………………………………........7
      Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9
 
 
      2.  Десятина в Ветхом Завете
              2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
              2.2.  Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
               2.3. Авраам и Мелхиседек, обет  Иакова о десятине……………………………………………..15
              2.4.   Закон о десятине для  Израиля………………………………………………………………………….18
              2.5.   Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
          2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
                       2.5.2. Десятина –  как пожертвование  Богу.
                       2.5.3. Десятина –  как приношения  первых плодов
                       2.5.4.  Десятина  от  приплода скота.
                       2.5.5. Десятина – для левитов.
                      2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
             2.6.   Другие материальные пожертвования  в Израиле……………………………………………25 

      Адресат десятин
      и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28
   
Часть II.   Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
    Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета  в  
       вопросах  десятины и материальных пожертвований…………………………………….31  
    Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
    к  материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
    Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44
 
ЧАСТЬ III.   Материальные пожертвования и десятина  в различные
        исторические периоды   церкви
                         1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
         2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
         3. Никейское  и Посленикейское  христианство………………………………………….....54
                         4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
                         5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
                         6. Исторически сложившаяся практика 
                             пожертвований в Православной  и Католической  Церквах……………………….68 

ЧАСТЬ IV.   ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
                      В СОВРЕМЕННОЙ  ЦЕРКВИ
                         1. Священство и священники  в  периоды  Ветхого и Нового      
                             Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
                 2.Служители для совершения  святых и
                   их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
                3. Божий источник материального обеспечения для           
                                 служителей наших дней …………………………………………………………………………84      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
          На протяжении всей истории  Церкви, в ее служении Господу  и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях  всегда был актуален.  В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах.  В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
          Исторически сложилось, что в  жизни человека финансы занимают  одно из важных мест не зависимо  от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности.  Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств.  Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.
          В связи с тем, что люди, которые имеют общие взгляды на одни и те же вещи, формируют сообщества, различные организации, религии, объединяются в различные группы, возникает необходимость финансовой поддержки тех или иных целей этих формирований.  Наряду с этим, человечество обладает различного рода методами и операциями, которые помогают регулировать финансовые вопросы.
          Церковь, в свою очередь, так  же, как и другие сообщества  людей, не может обойтись без  материальной базы.  О том, что  верующим лучше жертвовать, чем этого не делать говорит Библия и проповедники в церквах. В различных церквах это делается в контексте учения деноминации, сложившихся  внутри церковных традиций, а где-то  этому учат на специально отведенных семинарах, школах, тренингах.
         Но, не смотря на то, что говорит Библия и проповедники о материальных пожертвованиях, в этом вопросе есть много моментов, которые вызывают споры, нарекания, а где-то и осуждения в адрес служителей церкви. Христиане задаются вопросами:
    Сколько отделять от имущества для пожертвований?
    Десятина: после прихода Христа - возвращать или удерживать?
    Должны ли христиане оставить свое имение, то есть отказаться от материальных благ и следовать за Христом?
    Что для христианина значит даяние?
    Всегда ли богатство – признак Божьего благоволения?
    Должна ли поместная церковь обеспечивать материально пастора и его семью?
           И это далеко не весь перечень острых вопросов, которые возникают периодически во многих церквах.  Так же существуют и крайности в призывах о пожертвованиях. Например, во многих собраниях люди постоянно слышат проповеди о том, что нехватка финансов является проклятием или наказанием Божьим, что к людям, чьи финансовые возможности ограничены Бог не благоволит как к тем, у кого финансовых возможностей больше. Или же другая крайность, когда в церкви совершенно не учат о том, чтобы люди жертвовали денежные средства на служение  Господу, когда люди не имеют представления о том, как отделять материальные средства для того, что бы  церковь могла совершать какие- то служения и осуществлять евангелизационные проекты.
          Так же, в последнее время появились служители, которые только и делают, что проповедуют о процветании, успехе, возвышении и т.п., мотивируя людей отдавать все материальные средства, даже не оставляя ничего для собственных расходов.
       В данной работе будет рассмотрен  библейский взгляд на вышеуказанные  вопросы. А так же исследованы  библейские тексты, где сказано  о том, на какие средства  должны существовать служители  полного времени.

ВСТУПЛЕНИЕ

 
 
          Исходя из актуальности  вопроса  о материальных пожертвованиях  в церкви, существуют все основания  еще раз тщательно и ответственно  изучить этот вопрос. Целесообразно  начать исследование данной темы  с рассмотрения возникновения  практики  материальных пожертвований в историческом контексте Ветхого Завета,  откуда пришла такая идея, как это совершалось в древности, какое значение имело для Израиля и библейская концепция.
       Необходимо рассмотреть, изменилось ли значение  пожертвований в Новозаветное время, как совершались денежные сборы в Апостольские времена, что писали авторы Нового Завета  по данному поводу, как на материальные ценности смотрел Иисус.
Картина будет не полной, если оставить без внимания учение Павла в вопросах о материальных пожертвованиях в церквах.   С большим интересом автор намерен исследовать различные периоды истории Церкви и попытаться взглянуть как в прошлом Церковь обеспечивала своих служителей и покрывала все свои материальные расходы.
       Автор данной работы, в течение нескольких лет, имеет личный опыт исследования библейских текстов в отношении материальных пожертвований, которые практиковались в библейские времена. Имея также практический опыт в отчислении материальных пожертвований в церковь, автор имеет основательные перемены в финансовом благополучии, для того, чтобы доверить Богу личные денежные ресурсы, тем самым исполнив напрямую обязанность и ответственность в материальной поддержке Богом поставленных служителей.
       Одним из важных вопросов, который будет рассмотрен в данной работе является вопрос: актуальна или нет десятина с приходом Христа. Попытки умалить значение десятины в новозаветном учении, автор рассматривает   в лучшем случае как заблуждение или невежество, а в худшем – намеренное желание  пустить на самотек обеспечение служителей в церкви Христа.

Часть I. Материальные пожертвования

и десятины в Ветхом  Завете

 
    Материальные  сборы на Древнем  Востоке
 
1.1.Виды  материальных ценностей  на Древнем Востоке  и их значение  для народов 

         Человек, как творение Божие, которое создано как социальная  личность, в течении своего развития и взаимодействия с себе подобными, а также,  в результате формирования общественной и личной жизни,   развил определенное отношение к материальным ценностям. 
Что включает в себя такое понятие как «материальные ценности»?
    «Материал» - предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь.
    «Материальный» -  вещественный, реальный, в противоположность духовному.
    «Материальный мир» - относящийся к уровню жизни, к доходу, к заработку.1
    «Ценность» - важность, значение
    «Материальные ценности» - все, что имеет денежную ценность.
       То есть, материальными ценностями можно назвать те предметы, которые можно употребить в операции путем обмена. Таким образом, мы можем сделать вывод, что материальная часть - это то, что можно увидеть и осязать. Это то, что можно перевести в денежный эквивалент, действующий на территории государства.  Мы находим в Библии, что еще в древние времена люди уже имели материальные ценности, которые можно было выразить в ценовом эквиваленте.
        
 
 

      Материальные  сборы и подати, распространенные на Древнем Востоке
 
       Подать, налог, дань – (TAX; TAXATION) 2 – обязательные материальные отчисления в виде определенного размера, вмененные  влиятельной структурой, властью, органом.
       При изучении текстов Ветхого Завета, читатель приходит к выводу, что   в ветхозаветный период были широко распространены материальные пожертвования, различного вида сборы, налоги   как в Израиле, так и почти во всех народах, окружающих Израиль.    
          Исторически сложилось, что избранный Богом народ всегда был в соседстве  с народами и племенами, у которых также происходили различного рода денежные операции, сборы, налогообложения, как и у Израиля. В этом разделе можно рассмотреть, какие виды материальных приношений практиковались в древние времена, когда денежные операции были простыми, а общие племенные или общинные сборы совершались как само собою разумеющееся действие.
          Система налогообложения восходит к древности,  так как люди, сплоченные в племена и более организованные,  научились подчинять себе менее сплоченных и организованных. И в качестве подчинения и власти налагали определенные виды  материальных  сборов, податей, оброков. Побежденный народ был вынужден выплатить народу  завоевателю материальную дань.  Обычно это было золото, серебро, животные, продукты или принудительные работы.3
       Вот примерный перечень материальных ценностей, которые должен был собрать некий князь Лубарна   для царя Ашшур-нацир-апала (669 — около 633 до н. э) в качестве дани:  20 талантов серебра, 1 талант золота, 100 талантов свинца, 100 талантов железа, 1000 голов крупного скота,  10 000 голов овец,  1000 единиц одежд и другие ценности.4
        Налогами и податями облагались не только соседние народы, а также граждане, живущие внутри страны или племени. Идея денежных сборов исходила от правителей и священников .5  
       Впервые термин «дань» мы находим в Библии в книге Бытие: « и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани».
Кроме языческих  правителей и царей, Израильские  священники также получали определенную часть добычи взятую во время военных действий, об этом мы находим подтверждение в книге Чисел.7 Еще в 2500 г. До Рождества Христова в городе Лагаш различные сферы жизни общества облагались разными податями и налогами. Например, за брак и развод необходимо было вносить определенную сумму в казну, и погребение мертвого тоже влекло за собою денежные оброки. 8
        В библейском повествовании об Иосифе и его времени служения Египетскому фараону, мы находим подтверждение тому, что налоги взимались не только в Израиле. Иосиф обложил египтян тяжелым 20%  налогом, который взимался с каждого жителя  в казну фараона. Впоследствии, во времена голода, скопившиеся продукты помогли Египту выстоять кризисные годы засухи.9
        Далее, в ветхозаветных текстах  можно найти множество различных примеров о том, как разные цари и правители языческих государств и Израиля налагали на соседние племена и внутри своих общин всевозможные подати. Сама система налогообложения должна была покрыть материальные расходы прежде всего правительства, которое в древние времена изобиловало роскошью. Также с податей и налогов шли средства на содержание армии и на вооружение. Какая-то часть сберегалась на различные нужды, а часть шла на поддержку религиозных обрядов, содержание священников как у язычников, так и у Израильтян.
        Посмотрим, какого размера  царь Иосафат собирал с иноземцев дань: золото и серебро от филистимлян и 7 700 овнов и 7 700 козлов от арабов (2 Пар. 17:11-12). А Сеннахирим, царь Ассирии, потребовал 300 талантов серебра и 30 талантов золота (4 Цар. 18:14-16).       
        Навуходоносор вынес из Израиля  храмовое сокровище и богатство  царского двора, как военную  добычу, а также 10 000 пленных, всех ремесленников и 1000 кузнецов, оставив в Иерусалиме только нищих 10
          Таким образом, мы можем сделать вывод, что  дань, подать, налоги, как исторически сложившиеся формы материального обеспечения правительства и поддержки экономики внутри страны,  за счет притока средств со стороны соседних народов или своих граждан, были неотъемлемой частью жизненного уклада с древних времен  в человеческом обществе.
          Далее можно рассмотреть уже  конкретные виды податей, которые  были распространены в Израильском  обществе. Их в Библии мы находим  несколько видов, которые предназначались  для определенных целей. Такие  подати можно назвать «целевыми», так как они  использовались именно для тех нужд, для которых собирались. 

      Материальные  сборы и подати, практиковавшиеся в  Израиле
 
Подати, предназначенные  для строительства  святилища. 

       Одними из самых древних податей   у израильтян были материальные сборы на святилище, так как сначала не было государственности и царя до Саула.  Это были добровольные приношения, которые принимались «от всякого человека» на изготовление скинии.11  А в книге Паралипоменона мы находим повествование, как царь Давид и его помощники, начальники семейств и  колен принесли добровольные пожертвования на строительство  Первого Храма.12   После разрушения Храма, его восстановление и расширение также было совершено на добровольные материальные пожертвования. Как мы читаем,  израильтяне «доброхотно жертвовали на дом Божий». 13
     На основании библейских текстов можно предположить, что  для израильтян было очень важно поклонение Господу, а Храм являлся центром религиозной, политической, общественной жизни. И важной частью поклонения являлось отчисление  материальных ценностей из личного фонда на строительство святилища или Храма, на необходимые расходы, связанные с обслуживанием религиозных ритуалов. 
 
 

Подати  от мужчин старше 20 лет, способных к войне 

       Следующий вид подати был обязательный  при исчислении народа, от каждого мужчины, достигшего двадцатилетнего возраста. Мужчина, способный воевать обязан был отдавать подать размером в « половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу». Причем было небольшое уточнение, чтобы богатый не давал больше, а бедный не давал меньше. 14
       Таким образом,  данный вид подати был назначен как одинаковым и обязательным для каждого мужчины, не зависимо от его социального статуса и экономического уровня.  Если израильтяне принимали для себя решение быть постоянными в том, чтобы вносить данную подать в общество, то тем самым они обеспечивали себе некую безопасность, так как  « это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ».15
Мы читаем, что  Господь обещал предотвратить поражение израильтян губительной язвой во время исчисления народа, если мужское население было верным в вопросе установленной подати. 16
        На что же шли эти материальные сборы? Мы находим в книге Исход, что собранное серебро было использовано при сооружении скинии, из серебряных слитков выливали подножия святилища и подножия у завесы.17
           Итак,  можно придти к выводу, что система податей при исчислении народа, введенная в Израиле, в виде серебра, обеспечивала некий общественный запас или материальный фонд, из которого правительство Израиля могла направить собранные и сбереженные средства в необходимые национальные  религиозные предприятия и проекты. 

Ежегодные подати на потребности Храма 

         В более поздний период, повторно в Израиле была объявлена подать на потребности храма. Она была введена при Неемии, когда израильтяне, оторванные от богослужения и храма, вернувшись из плена обновили отношения с Господом и восстановили богослужения. В обществе было постановлено о сборе  ежегодных податей на потребности храма в размере трети сикля, а ранее его размер составлял пол сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неемия 10: 35-39)).
       Обоснование более низкого размера подати на храм не приводится. Можно лишь предположить, что экономически население Израиля после пленения было в упадке и не имело возможности отчислять подати в том размере, которые были установлены в прежние времена при Моисее.
 
          В Неемии 12:44 подати на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины.
 
Подати  государству
 
       До тех пор, пока Израиль  существовал в виде племенной  организации, подати 
собирались в основном для отправления  богослужебных ритуалов и поддержки святилища.  Но с завершением Периода Судей в Израиле появляется новый вид материальных сборов  – государственные подати. Данный вид податей был введен только с установлением  царской власти.  Самуил предупреждал народ о том, за счет кого властитель будет содержать своих чиновников, какой вид собственности будет отчужден царю.18
До тех пор, пока Израиль существовал в виде племенной  организации, подати
 
приплода скота. Царь Соломон даже назначил двенадцать чиновников, которые будут наблюдать за сбором таких податей. Торговцы и купцы наряду со всеми платили подати, которые, скорее всего, были пошлинами за товар и за пользование дорогами.19
        Ко всему этому можно прибавить дань, которую израильские цари получали с покоренных народов. Завоеванные государства через подати признавали свое подчинение и покорность Израилю. Пополнение государственной казны за счет завоеванных народов практиковалось во времена израильских царей повсеместно.
       Но кроме податей и налогов, в древности практиковались и другие материальные взносы и приношения в различных государствах и племенах, в том числе и в Израиле. Ниже мы рассмотрим такой вид материальных приношений как десятина
 
2.   Десятина в Ветхом Завете
 
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ  «ДЕСЯТИНА»
 
          Чтобы исследовать такое понятие как «десятина», следует рассмотреть этимологию этого слова. Необходимо задать вопросы о том, когда в Библии появляется практика десятины? Являлась ли десятина деянием только Израиля или же данный вид материальных пожертвований существовал в народах, окружающих Израиль?
Буквально, слово  «десятина» в переводе с еврейского языка означает «десять» или десятая часть. Однако при тщательном анализе этого термина обнаружили, что его корень переводится, как «накапливать, увеличивать и обогащать».
Слово десятина – еврейское слово ma’aser. 20
Рассмотрим следующий  стих Библии:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матфея 23:23).
Слово десятина в  этом стихе употребляется как  греческое слово apodekatoo. В греческом словаре Стронга это слово числится под № 586. 21Корень слова, dekatoo, означает «давать или брать десятую часть». Опираясь на оба словаря, еврейский и греческий, слово десятина означает «десятая часть» или десять процентов.
         «Десятина» - как понятие,  было  широко известно на Древнем  Востоке, в Израиле, а также  и  за пределами Израиля,  напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян.22   Десятиной называли передачу части доходов или военной добычи в древнем мире от Греции до Китая. Отделение десятой части (10%)  собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства – является десятиной.
         Данный вид приношений являлся одним из самых важных,  как одна из форм выражения поклонения в различных религиозных традициях языческого мира.  Материальные подати или дани, в размере десятой части от общего количества имущества, совершались добровольно или по принуждению многими народами, как политически  установленные требования доминирующих Государств.
 
2.2.  ДЕСЯТИНА НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
 
       Известно, что к специфике развития древневосточных культур относится такая черта, как глубокий традиционализм. Он, многие столетия и даже тысячелетия,  проявляется во всех сферах. При этом развитие тех или иных сложившихся в прежние времена идей и представлений затрагивает лишь их отдельные незначительные стороны, а основа
остаётся неизменной, что может дать возможность исторически  реконструировать их. Древний человек  жил в мире абсолютных истин. В  общественном сознании, как правило, царило единомыслие.
         Не будет преувеличением сказать, что не маловажную роль в жизни общин и племен  на Древнем Востоке занимало религиозное поклонение богам.  Люди уже в те времена возводили для своих богов храмы, где поклонялись им, слушали своих жрецов и приносили различные дары, дабы умилостивить богов.
       Храм превратился в центр всей экономической и культовой жизни. При храмах концентрировались запасы всего коллектива. Это был страховой фонд на случай голода или стихийного бедствия; это был и обменный фонд, так как земледельцы речных долин изначально испытывали жизненную потребность в различных видах сырья и материалов.
       Для содержания культа и персонала храмов община выделяла часть земли, а также обязывала своих членов обрабатывать «поле бога» и выполнять определенные повинности в пользу храма, прежде всего, строительные. На первых порах храмовое
хозяйство было частью общинного хозяйства и не имело  самостоятельности и обособленности.23
       Во время ритуальных обрядов в языческих храмах жгли ладан, возливали благовонное кипарисовое масло. Сливки, молоко, мясо, фрукты, вино и другая снедь подавались на жертвенный стол. Божество “насыщалось” ароматами и видом жертв. Освященная прикосновениями к статуе пища подавалась на стол царю, жрецам и служителям храма. Кроме пищи, в храм жертвовали одежду, ткани, кожу, утварь, украшения.
       Жрецы побуждали народ к практике отчисления весьма значительных налогов
(главным образом  в натуральной форме – зерно,  пиво, оружие, рабочая сила), идущих  на содержание царского двора,  армии и храмов богов. Но воспринимались эти налоги как жертва, как способ, совершенно необходимый, чтобы поддержать мир и порядок, чтобы боги выполняли свое назначение, без которого нет ни мира, ни порядка, ни самой жизни людей. Если же по какой-либо причине миропорядок нарушался, то это воспринималось
как гнев богов и  грозило гибелью всего. Поэтому  нарушенный порядок стремились восстановить любой ценой, чего бы это не стоило.
 
2.3. АВРААМ И МЕЛХИСЕДЕК,  ОБЕТ ИАКОВА О ДЕСЯТИНЕ
 
        Авраам – первый человек, упомянутый  в Библии, который принес десятину.
       «Отец верующих» Авраам, родоначальник народа Божьего и патриарх, появился в истории, когда окружавшие цивилизации насчитывали уже двухтысячелетнее прошлое. Все библейские события происходили в тесном контакте с соседями Израиля. В самих языческих верованиях наряду с языческим политеизмом заключались семена истины.
   Примечательно, что религию Завета исповедовал  народ, который не создал могущественной цивилизации, не выделялся в политическом отношении и лишь на короткое время достиг национальной независимости. Однако верность Богу он сумел пронести через долгие столетия своей мучительно трудной истории.
   Прадеды народа, которому Провидение пророчило отличную от других племен судьбу, с незапамятных времен кочевали между Сирией и Египтом. Предание сохранило память о племенном вожде евреев Аврааме (ок. 1900 г. до н.э.), с именем которого связано начало ветхозаветной религии.24   Первая ее заповедь, данная евреям, указывала на важность человеческих поступков перед лицом Неба. “Я - Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен”. Аврааму было обещано, что через его потомков “благословятся все племена и народы земли”, хотя оставалось тайной, что будет означать это благословение.
        Преподобный  Серафим Саровский  говорил: «Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие».25
     Александр Мень, исследуя цивилизации, окружающие Древний Израиль, приходит к выводу, что «в древней Месопотамии последовательно и бок о бок жили многие племена и народы. Но настоящими основателями цивилизации Двуречья были шумеры – народ, пришедший в долину Тигра и Евфрата ок. 3000г.д.Р.Х. Они осушили болота, создали сложную систему ирригации, обработали землю, построили города, стали вести торговлю. Шумеры изобрели письменность и организовали первые школы. Государство  включало несколько союзных городов, которыми управляли энси – правители-жрецы. Главными городами были Ур, Ниппур, Урук и Лагаш…  Около 2000г.д.Р.Х., незадолго до Авраама …высокого уровня достигают техника, медицина, астрономия и математика».26
          Мы находим в Библии таинственную  историю, как Авраам принес Мелхиседеку десятину от своих военных трофеев.27 Данное повествование обретает аспект таинственности, благодаря  фигуре Мелхиседека, священника Бога Всевышнего,  неожиданно появившегося в сцене, где Авраам возвращается после вызволения из плена племянника Лота.
       Царь Салима и священник, Мелхиседек, вынес хлеб и вино, встречая Авраама, а тот, в свою очередь, посчитал необходимым почтить власть и священство Мелхиседека тем, что отделил от своей добычи десятую часть.
           Возникает вопрос: каким образом Авраам получил представление о десятине? Было это откровением Божьим в его сердце или же для Авраама десятина была обычной традицией, посредством которой он выразил признание священнику и царю Мелхиседеку
        Учитывая тот факт, что в древние  времена передача любой духовной  традиции осуществлялась от родителей к детям, в лоне определенной культуры и национального предания, а обряды и традиции закреплялись в устной форме, мы  можем предположить,
что Авраам  вырос  в среде, где приношение десятины царям и священникам
практиковалась широко и повсеместно.
 
            Поэтому, когда Мелхиседек встретил с дарами Авраама, патриарх счел необходимым отелить десятую часть всего, что взял в военном походе.  Авраам считается родоначальником еврейского народа, хотя при жизни его семейство не рассматривалось как отдельный народ или племя. Скорее всего, что практику десятины он наблюдал  повсюду, в каждом народе, который имел какую-либо организованную структуру.
       Если учитывать, что постановление о десятине было  дано Моисею намного позже, то можно сделать вывод, что практика десятины была распространена на Древнем Востоке как языческая традиция, посредством которой дающий десятину,  признавал власть и авторитет того, кому десятина предназначалась.28
        Итак, на примере Авраама и  Мелхиседека мы видим один  из Божьих принципов для нашего  благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека и  умении Авраама ценить благословение от вышестоящего человека.
        Тому подтверждение и обет Иакова пред Господом: « и из всего, что Ты Боже,  даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».29Иаков хотел получить благословения от Бога в сферах, где мог уповать только на Божье расположение и милость: «…если Бог будет со мною, сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть,  и одежду одеться,  и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом.»30  
        Во времена Иакова  еще не было храма, куда он мог принести десятую часть, обещанную Господу, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Бог не требовал десятину как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

       Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих
Поколений, и, конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины.
 
2.4. ЗАКОН О ДЕСЯТИНЕ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
 
        В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине.  Мы находим, что в Израиле закон о десятине сформировался и стал общенациональным только при Моисее, хотя, еще до   времен Патриархов, такой вид приношений уже практиковался в языческой традиции. Десятина очень важна. Ее цель состоит в следующем: - "…дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни".31 
        Закон предписывал: Израиль  должен давать Господу десятину «из семени земли и плодов дерева»32 , а также от крупного скота и овец, и эти десятины должны быть посвящены Господу.    Религиозные и политические аспекты смешивались, поскольку распространено было отождествление земной власти с  Божественной. Отделение десятой части, десятины, было типичным, по-видимому,  из-за того, что большинство народов вело счет десятками, основываясь на количестве пальцев.

        Из В.З. можно увидеть, что   подчеркивается величина (десятая часть ) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, которые являлись одними из основными продуктами. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине.  До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище – напр.,  Амос  упоминает о десятине, принесенной в Вефиль .
        Согласно  Второзакония, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имение Его там», - 14:23), - семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать  Иерусалим для
участия в праздничной  трапезе. Если путешествие затягивалось,  и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое в Иерусалиме.
        Но все же данная система  не обеспечивала в надлежащей  степени потребности нуждающихся,  поэтому каждый третий год  предписывалось оставлять десятину в родном городе. Её распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, которые сами не могли добыть себе пропитание. Когда исполняли эту заповедь о заботе малоимущих, каждый глава семейства должен был свидетельствовать «пред Господом», то есть, вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле. Эти два года десятина приходилась не период между двумя субботними годами, когда урожай не собирали и, следовательно, десятины не отчисляли. 33
         Доставка десятины в Иерусалим  изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части  урожая в нечто похожее на культовый налог. Кроме того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. К сожалению, в истории народа Израиля предписания о десятине часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление десятин продолжалось в Северном царстве и после отделения от Иудеи и Иерусалимского Храма. В более поздний период, Реформа Езекии восстановила отчисление десятины от скота и плодов земли.34
       Ветхозаветная десятина являлась  способом выражения благодарности  Богу за всё, что человек  имел, а также признанием того, что Господь является владельцем  всего.  
      Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом.35

        В период плена десятина стала  одним из налогов, уплачиваемых  духовенству.  После 
вавилонского пленения пророк Малахия укорял израильтян за то, что десятины собираются лишь частично , а в обязательстве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и десятины. В послепленных  текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады. Ее уже не доставляли  в Иерусалим, а отдавали местным левитам .36 Т.о., десятина фактически превратилась в налог.
  
2.5.   ДЕСЯТИНЫ, УПОМЯНУТЫЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
 
  2.5.1. Десятина – как  часть военной  добычи.
Самое первое упоминание о десятине в Библии мы находим в истории, когда Авраам отдал десятую часть из своей военной добычи  Мелхиседеку,  Салимскому  царю-священнику (Бытие 14:18-20).   Добыча скота у врагов считалась одним из естественных результатов победоносной войны.
 
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
Десятина, как пожертвование  Богу, упоминается в книге Бытия  позже, когда Иаков обещал отдать десятую часть Богу, если в мире вернется в дом своего отца.37
2.5.3. Десятина – как  приношения первых  плодов
       В книге Исход требуется делать приношения только первых плодов, неясно, представляет ли собой оговоренная далее десятина часть общего приношения первых плодов или же отдельный дар.38 Иногда приношение первых плодов и   десятина описываются как одно и то же, а иногда – как разные вещи .
       Приношение первых плодов совершалось ежегодно от урожая виноградника, а также пшеницы, вина, оливкового масла и остриженной шерсти. Первое от всего съестного, меда и от всего выращенного на земле принадлежало Господу.39
          Никто - ни отдельные люди, ни какая-либо семья - не имел права удерживать первые плоды от Бога. Большая часть первых плодов предназначалась религиозным начальникам для их служения . Установление принципа первых плодов и его практика было важным свидетельством Божьего народа. Этим они говорили: "Все самое лучшее и первое, что у нас есть, мы отдаем Тебе, наш Господь, так как мы признаем, что все хорошее приходит от Тебя".
           По всей вероятности, первые плоды и десятина соответствовали друг другу, часто это было одно и то же. Термин "десятина" указывает на точное количество, а термин "первые плоды" говорит о сущности и качестве приношения.
        В экономической жизни Израиля  материальные вещи и товары  были естественным выражением  десятины. Этот же принцип относится и к деньгам. Первые 10% всего дохода (в любом виде) отдавались Господу. Израильтяне знали, что Бог дает им урожай. Так как  Израиль был аграрной страной, для людей было естественным  заниматься сельским хозяйством.40  Приношение первых плодов было постоянным напоминанием детям Божиим о Его владычестве. Подобным образом, обряд искупления первого плода человека или животного был образом грядущего искупления во Христе. Образ первых плодов описывал Бога как источник жизни и всех благословений. 
       Родители надеялись, что их дети, наблюдая регулярное и систематическое приношение Господу, вырастут с осознанием своего долга перед Богом.
Приношение первых плодов было также способом сказать: "Мы доверяемся Тебе, Боже. Ты поможешь нам собрать, сохранить и использовать оставшуюся часть".
Все знали, что удержание  или приношение меньше положенного, вызовет гнев Господа.
       Сущность первых плодов заключена  в требовании приносить все  самое первое и самое лучшее, т.е. "сливки". Это означает, что  как только собран урожай или получена плата, первые плоды должны быть отданы Господу. Их нельзя хранить, прятать, копить или распределять каким-либо другим образом. Они должны идти на дело Божье.
       Подобное отношение - оставлять  себе самое лучшее, а Богу отдавать, в лучшем случае, остатки - навело на Израиль суд Божий.
Приношения духовной общиной Господу того, что по праву  принадлежит Ему, - это термометр  веры народа и его доверия Богу. Когда народ духовно охладевал, то переставал приносить Богу требуемое, и когда люди прекращали приносить Богу требуемое, то начинали духовно охладевать.
 
  2.5.4.  Десятина от  приплода скота.
 
        Скот занимал центральное место в экономической жизни народов в библейские времена. Он использовался для разных целей, в том числе для молотьбы, пахоты, как тягловая сила, как источник молока  и мяса, а также для жертвоприношений. Скот символизировал благосостояние, а забота о нем предписывалась законом Моисея.41
        Обладание большими стадами было  признаком богатства, ценность представляла каждая голова скота.42 Таким образом, постановление об отделении десятины от скота, имело важное значение для израильтян, как знак признания власти и повиновения Божьему Закону.
        Десятину от скота отчисляли так: животных от стада пропускали по одному под посохом пастуха, а каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным)  было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет . Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных – предназначенных для отделения и отделения вместо него – считалось святыней Господу.
       Как и все виды десятин, десятину  от приплода скота необходимо было приносить в
центральное святилище. Если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать десятину, а на выручку приобретать продукты питания и нести в святилище.43
 
2.5.5. Десятина – для  левитов.
 
       Левиты делились на две группы, со строго определенными обязанностями  и функции для каждой из  них.  Священники, потомки Аарона несли основную долю ответственности в богослужебной практике. Все остальные левиты «были в распоряжении Аарона и сынов его» (Числа 3:9). Священники и левиты были слугами завета и играли роль посредников между Богом и Израилем. Посредничество осуществлялось по двум направлениям – они были представителями Бога для своего народа и представляли свой народ перед Богом.44
       Левиты получили города для  проживания с пригородными участками  для выпасов скота , но не получили земельных наделов.  В качестве возмещения за это они получали десятину от прочих израильтян , от которых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание.45
       Десятина передавалась  левитам  за их культовое служение, так  как они не имели в Ханаане  земельного удела . Они и сами отдавали десятую часть от всего, что получали.  Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – нужды Храма. 
 
2.5.6. Десятина – для  праздничной трапезы  после жертвоприношения.
 
       В Израиле Праздники занимали  особенно место в жизни народа. В книгах Исход и Левит мы находим подробные описания о праздновании народом установленных Богом праздников. Праздники имели серьезное значение и считались важным событием для израильтян.  Израильтяне стали уникальной нацией, имеющей особенные отношения с
Всемогущим Богом. 46  Именно праздники предназначались для того, чтобы напоминать им о таких взаимоотношениях. Во время празднества, Израиль осознавал свою нужду в Божьих благословениях.
          Языческие народы приносили на своих праздниках человеческие жертвы и совершали ритуальные оргии. А израильтяне были научены во время праздников совершать определенные приношения от урожая. Именно на трапезах иудеи «проводили черту» между своими и чужими в семьях, общинах и этнических группах. 47Язычники и чужестранцы либо не допускались, либо должны были пройти обряд очищения, чтобы участвовать даже в обычной трапезе. Были строгие указания о приготовлении пищи и ее разделении на чистую и нечистую.
          Именно для такого рода трапезы было установлено есть приносимую десятину « пред Господом», весь народ призывался веселиться.48
       Эту десятину приносили в святилище и ели пред Господом, после того, как приносили праздничные жертвоприношения. Священник, который служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам и их помощникам, а также нуждающимся.
    
 
 
 
2.6.   Другие материальные приношения в Израиле
 
       Еврейское выражение, означающее  «предложить приношение», является сочетанием глагола «приносить, предлагать, представлять» и родственного ему существительного «приношение».49
 
   Начатки
 
   Начатки плодов земли твоей, говорится в  законе Моисеевом, приноси в дом Господа Бога твоего, и вот в силу этого предписания первые плоды жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, шерсть с овец и т.п. приносились в храм для
содержания  служителей его, священников, левитов.
       Количество первых плодов не указано в законе Моисеевом, но думают, что это была по крайней мере шестнадцатая часть всех произведений.50Как должны быть приносимы первые плоды в храм, на это содержатся указания в Левитах. Первый сноп созревшего ячменя обыкновенно приносили на второй день Пасхи, и священник возносил этот сноп пред Господом; после молотьбы оного во дворе храма, горсть ячменя очищали, жарили, толкли в ступе и смешивали его с елеем, и затем приносили Господу от лица всего народа в знак признательности и благодарности.
       До сего возношения жатва оставалась нетронутою. Спустя семь недель после того, т.е. в конце жатвы, из свежей пшеницы приготовлялись два хлеба возношения, как первый плод Господу и до сего возношения никому не дозволялось есть нового хлеба.51 Хлебы приготовлялись из кислого теста, так как они составляли приношение обыкновенной пищи. Сноп и хлебы были возносимы пред Господом от лица всего народа, но после сего народ должен был приносить частные жертвы. Зрелые плоды, свежеприготовленные напитки, все лучшее из винограда, елея, хлеба, равно как и мед, должно было приносить Господу точно также, как и первые плоды. Начатки пшеницы, вина, елея, а также от шерсти овец отдавались на пользу священников.
 
Начатки плодов
 
     Первые плоды с плодовых деревьев три года почитались за необрезанные, а в четвертый год посвящались для празднеств Господних 52 . Иудеи, жившие в отдаленных странах, Риме, Малой Азии, Египте, отсылали в Иерусалим деньги, вместо первых плодов, которые могли испортиться в дороге. В заключение заметим, что обыкновение приносить в жертву своим божествам первые полевые произведения и первородных из стад существовало уже в первые библейские времена, как то видно из истории Каина и Авеля53.
     Начатки приносятся из выращенных плодов и из скота. Размер начатков строго не определен, но из Писания видно, что имеется в виду самое наилучшее, выращенное на поле, и самое тучное и непорочное, родившееся из домашнего скота.
   Начатки не являются десятиной или её частью, но это есть отдельное даяние Следовательно, начатки приносятся в обязательном порядке помимо десятин.
В том случае, если начатки от урожая или скота невозможно принести в Святилище по дальности пути, то на это Закон имеет следующее особое предписание: "Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести этого, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Яхве, Бог твой, чтобы положить там имя Своё, и Яхве, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Яхве, Бог твой".
 
 
 
 
 
Милостыня, подаяние
 
        Милостыня – это практика подачи  милости нищим.54 Еврейский термин имеет более общее значение и не связан с милостыней; следовательно, буквальных указаний на
обычай подавать нищим в ВЗ нет. Однако израильтяне  должны были заботиться о неимущих соплеменниках. Закон Моисея велит  обращаться с бедняками справедливо  и 
гуманно.  Во Второзаконии  сказано, что нищие неизбежно будут существовать, и именно поэтому Богом были установлены основные принципы благотворительности.55 Господь призывает Израиль облегчить участь нуждающихся людей. Например, каждые семь лет не следует собирать урожай в поле или саду, дабы им могли воспользоваться нищие и убогие. Каждый третий год одну десятую часть следовало отдавать левитам, странникам, сиротам и вдовам.  А паломники приходящие на праздники в Иерусалим были обязаны делиться с пищею с нуждающимися.
         Ветхозаветные пророки много  говорили о милосердном отношении  к бедным. Исайя и Амос, весьма категорично выражали мнение о социальной справедливости.  В библейских «книгах премудрости» много говорится о тяжкой судьбе бедняков, о необходимости дарить им надежду и напоминать другим о том, что нужно стараться поддерживать их и улучшить положение их существования.
       Эти призывы основаны на представлении,  что все люди сотворены Богом, заповедавшим израильтянам относиться к несчастным в своей среде с состраданием, которое является признаком не просто милосердия, но справедливости.
       В период между заветами милостыня  приобрела большее значение. Общая  заповедь  любить ближнего стала восприниматься как конкретные индивидуальные действия, считающиеся заслугой верующего и дающие ему уверенность.  Наряду с молитвой и
постом, милостыня стала одним из наиболее важных требований, предъявлявшихся к благочестивому иудею.56
         Божий народ должен не зажимать деньги в кулаке, а оказывать   помощь тем, кто стоит с протянутой рукой. Человек должен давать нуждающемуся брату в долг под залог и не отказывать в займе просто потому, что близок юбилейный год, срок списания всех долгов. Пример такой благотворительности мы находим в Есф. 9:22, где она связана с праздником Пурим.
 
3.Адресат  десятин и пожертвований
 
          Бог учредил институт священников, как Свое представительство в языческом окружении Израиля. Все левиты и священники рассматривались как собственность Господа.57 Их служение было посредническим между Богом и народом, оно представляло отношения Вечного Бога и человека.
        Левитам Господь дал повеление заниматься только лишь храмовыми службами, левиты были лишены земельных наделов, у них не было никакой работы, кроме как отправлять службы в Храме.
       Вся их жизнь должна была  быть связана с богослужением  в Храме. И чтобы никто из них не заботился о пропитании, Господь повелел всему народу позаботиться о левитах и священниках принося в Храм десятины и пожертвования.
         Исследуя книгу  Чисел,  Бог говорит Аарону, не через Моисея, что ты не будешь иметь удела в земле их, подчеркивая разделение между народом и левитами. Бог говорит: «Я твой удел среди сынов Израилевых, и десятину, которая принадлежит Мне, Я
отдаю тебе за твое служение им при скинии собрания»58.   Десятина – это плата за работу левитов при скинии собрания из всего самого лучшего в Израиле.
        Десять колен Израиля и два полуколена, Ефрем и Манассия, должны давать свои десятины левитам по счету, и в обязанности левитам было вменено, кроме служения при скинии, принимать, сортировать и выдавать необходимое для левитов и членам их семей. Также и семьи левитов не имели земли в Израиле и были полностью на обеспечении от скинии.
 Из выше  изложенных мест мы видим, что  зарплата левитов была, кроме  того, что «из самого лучшего», они имели на 10 процентов больше среднестатистической зарплаты израильтянина, так как было 11 колен, 11х10%=110%.59
       Изучая тему материальных пожертвований  и десятин в Ветхом Завете, автор отчетливо увидел, что частое  отступничество Израиля и следующие  за этим бедствия,
всегда являлись результатом пренебрежения Богом. И, как следствие, это выражалось в их нежелании или небрежении в поддержке левитов своими десятинами и пожертвованиями.
             Поскольку священники и левиты являлись представителями Бога, то пренебрежение священниками и левитами было пренебрежением и Самим Богом. Своим отказом платить десятины и давать пожертвования, люди их унижали и позорили. Своими действиями люди говорили священникам и левитам: «Ваше служение не представляет для нас никакой ценности, и мы не собираемся вам ничего платить». Если израильтяне думали, что они могли обращаться с поставленными Богом служителями таким образом и не страдать при этом от всевозможных губительных последствий, то они глубоко заблуждались!!!
           И наоборот, всякий раз, когда в Израиле происходило духовное пробуждение, то уровень приношения десятины и пожертвований резко возрастал.60 Хочется обратить на несколько моментов по поводу установления Богом повелений о десятине и пожертвованиях:
 
    Народу было приказано поддерживать священников и левитов.
    Цель этой поддержки заключалась в том, чтобы дать священникам и левитам возможность со всей верностью и посвящением служить Господу.
    Народ приносил пожертвования из своего имущества
    Народ приносил десятину от всего
    Приношений было столько много, что иногда их складывали в груды
    Результатом уплаты десятины и пожертвований было воздаяние благодарения Богу.
       Мы можем сделать окончательное  заключение по поводу того, что  левиты и священники имели  обеспечение, которое они придумали  утвердили не сами, а источник их материального обеспечения был утвержден Богом Израиля. Левиты всецело зависели от того, какие буду пожертвования и десятины от народа.
 
 
 
 
 
 

Часть II.   Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета

 
    Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в вопросах десятины и материальных приношений
 
     Попытки умалить Ветхий Завет были всегда, это есть и в наше время.
     Так, например, Л. С. Шафер в  своей книге "Благодать"  говорит: «Поскольку закон и благодать не имеют между собой ничего общего, они не могут сосуществовать ни в качестве основания для сближения с Богом, ни в качестве жизненного правила. Новозаветные Писания прямо учат, что время закона прошло. Следовательно, в настоящем веке он не имеет никакой силы. Такая отмена закона касается не только юридического кодекса Моисея и законов царства, но также и самого принципа закона».
       Особенно в этом преуспели православные теологи и «православные» философы61 отвергая Ветхий Завет и Законы Моисея как изжившие и неприемлемые для Церкви (профессор Осипов).
              Каждый, кто знаком с учением Ветхого Завета, должен иметь понимание, что содержание Нового Завета является новым по отношению к Ветхому Завету, но оно демонстрирует целостность и согласованность с Ветхим Заветом. Поэтому оно было и продолжает приниматься настолько же ценным и авторитетным, как и Ветхий Завет.          
                 Однако есть такие люди, которые  умаляют значение и учение  Ветхого Завета, думая, что Новый  Завет совершенно упраздняет Ветхий Завет. Они также утверждают, что Ветхий Завет не применим и больше не обязателен для новозаветного верующего.
        Подобную позицию ряд христиан  занимают по некоторым постановлениям  Ветхого Завета, которые в Новом  Завете были отменены. Например, о жертвоприношениях, пище, питие – Христос упразднил эти постановления, Он стал концом всего этого, об этом явно сказано в Новом Завете. Но вопросы, которые остаются открытыми, то есть не
обозначенными прямо, и по поводу их нет прямых указаний могут истолковываться с разной степенью отношения человека к Ветхому Завету и его влияния на Новый Завет.
          Одним из самых спорных тем в христианской церкви является вопрос о десятине, который является причиной многих споров и мнений в христианской церкви.  Заявления о том, что от верующим наших дней больше не требуется давать десятину, так как это правило специально не изложено в Новом Завете, на наш взгляд, совершенно не основательны. Однако, не смотря на подобные утверждения, мы считаем, что учение Нового Завета подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в этом вопросе, то есть, что уплата десятины и пожертвования принадлежат служителям и должны использоваться ими для обеспечения как своих личных нужд, так и дальнейшего строительства Церкви Господа Иисуса.
        Начиная речь о десятинах и пожертвованиях как о важнейшей форме благотворительности в христианской общине в различные исторические периоды церкви, прежде всего, напрашивается вопрос: возможно ли вообще оперировать ветхозаветными нормами в области служения и нравственных обязанностей для новозаветных христиан? Где та грань, отделяющая "ветхое" от "нового", "тень" от "грядущих благ" ? Возможно ли говорить о каких-то строго установленных законах относительно, например, десятин и начатков теперь, когда верующие призываются жить не по букве, а по духу, когда евангельская весть освобождает нас от рабства закону "в свободу славы детей Божьих" , не принуждает, а призывает христиан к добровольным пожертвованиям и добровольному62, а не принудительному служению?         
       Еще со времен Ветхого Завета служение десятины стало неотъемлемой частью жизни Божьего народа. Десятина в Ветхом Завете приносилась в скинию, а позже - в храм, но не в синагоги. Пророк Малахия называет место, куда приносилась десятина "домом хранилища". Десятина должна была использоваться для поддержки служителей Божьих.
       Левиты и священники не имели  права трудиться на полях или  в мастерских для
пропитания, потому они получали десятины. В ветхозаветное  время десятину распределяли среди  священников и левитов из Храма.
       В последнее время бытует мнение, как уже было замечено выше, что повеление о десятине было упразднено с наступлением Нового Завета - времени благодати Божьей.
Однако это не соответствует мнению самого Иисуса Христа. В известном обличении Христом фарисеев Он сказал: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять" .
       Иными словами Иисус сказал: Этому  вам следовало  уделять внимание, не забывая остального! Иисус  ясно поощряет даже исполнение  мельчайших деталей закона. Тот,  кто учит мессианских евреев  перестать исполнять Тору, игнорирует  Его совет. Тем не менее, главной темой этого и последующих стихов является необходимость правильной расстановки приоритетов.63 
       С наступлением времени Нового Завета изменилось качество служения десятины. Иисус сказал: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Этот новозаветный принцип добавил новое качество в служение десятины, известной еще с ветхозаветных времен. Это качество "доброхотности даяния" необходимо для понимания цели и смысла десятины. Бог больше не обязывает нас соблюдать закон, чтобы получить спасение. Поэтому десятина и все наши пожертвования должны совершаться добровольно, "доброхотно".  
       Слово "доброхотный" - перевод древнегреческого слова, говорящего о "радости", о "веселии". Богу угодно лишь то даяние, которое идет от всего сердца, дающего без принуждения, без давления! Только такое даяние "не подзаконно", т.е. не совершается под давлением закона. Ветхозаветные израильтяне были "подзаконны", они обязаны

были приносить  в храм (в скинию) десятую часть  из всего, что приобретали. Давать меньше "десятины" было нельзя. А по Новому Завету истинные верующие "не под Законом", но "под благодатью", почему и дают они свободно и охотно, "по силе каждого".
       Новый Завет говорит нам, что  пожертвования собираются, прежде  всего, для поддержки святых, церкви. Первая финансовая обязанность церкви - поддерживать
собственное существование  и жизнь своих людей. Для Апостола Павла участие в финансовых нуждах друг друга и личное участие, проявляемое  по отношению друг к другу, были настолько  тесно взаимосвязаны, что он трижды, говоря о пожертвованиях, употребил слово, обычно переводимое с греческого как "дружба". То есть десятина также является проявлением любви к Богу и друг к другу.  
       Блаженный Августин признавал десятину за официальный стандарт жертвенности. Он утверждал, что десятина - это уплата задолженности и кто не хочет отдавать десятину, тот виновен в воровстве у Бога. Кто же хочет получить награду, пусть уплачивает десятину и из девяноста оставшихся процентов отдает милостыню. Иероним также говорил, что не отдающий десятину обкрадывает Бога. На протяжении всей истории Церкви десятина существовала как минимальный стандарт пожертвования.

       Процитируем Иоанна Златоуста, он представляет отцов Восточной Церкви. Златоуст жил в четвертом веке. В одной из своих проповедей он провозглашает: «Если для иудеев пренебрежение десятиной было великим грехом, то большим грехом это является для нас».
       В Евангелии от Марка есть  замечательный пример пожертвования.  В 12 главе рассказано о бедной вдове, которая положила в сокровищницу две лепты. Она отдала все, что имела. Христос использовал ее великодушие, как пример духовного подаяния. 
         Да, действительно, мы можем говорить, что Иисус Христос освободил  нас от рабства Закона, но это не значит, что Он сделал нас беззаконниками и анархистами. Бог дал нам не другой, а новый Завет, который называется "законом веры"64. Хотя Господь говорил, что дает "новую" заповедь любви к Богу и ближнему, в то же время свидетельствует, что
"на этих двух  заповедях утверждается весь закон и пророки"65 Ветхого Завета.
        Таким образом, Иисус дает нам новые заповеди не в смысле других, качественно отличных от тех, которые получены Моисеем на горе Синайской. Иисус лишь обновляет один и тот же Завет Бога и людей, открывает нам изначально вложенный в него высший, духовный смысл. Это всё равно, как если бы кто захотел отремонтировать обветшавший дом, для чего совсем необязательно сносить его полностью. Закон — фундамент Завета, и без определенного Закона нет и Завета (Союза).
       Ибо, на каком основании говорить о Завете, если нет Закона, т. е. предварительно согласованных правил, на почве которых заключается сделка-договор?
Никакой военный  или коммерческий договор не заключается  без специально оговоренных условий, которые стороны обязуются неукоснительно выполнять.
       Тем самым мы уверенно можем утверждать, что от Иисуса Христа мы получили новый Закон, который можно называть как угодно – Законом веры или Законом благодати. Ясно одно: в Новом Завете символика Закона остается, но в качественно обновленной ипостаси.
       Итак, что же из Закона Моисеева перестало иметь значение для новозаветного христианства? — Только то, что служило прообразом и заменено теперь "самим образом вещей" 66. Упраздняется не сам Закон, а лишь некоторые его установления, потерявшие смысл после искупительных Голгофских страданий Спасителя, а именно: кровавые жертвоприношения, законы об очищениях, омовениях, обрезании, о нечистой пище и т. п. Заповеди же декалога остаются незыблемыми и подтверждены Иисусом67 , не смотря на то, что это главный фундамент ветхого Закона. Подтвердил Спаситель и заповедь о десятине, обличив лицемерных фарисеев в том, что они дают десятину даже "с мяты, аниса и тмина", но оставляют "важнейшее в законе". Иисус не отменил саму десятину, но сказал: "это надлежало делать и того не оставлять" 68.
             Фарисеи видели праведность в точнейшем соблюдении предписаний закона и тщательно и скрупулезно отделяли  и отдавали десятую часть со всех своих доходов. При этом они нарушали гораздо более важные заповеди, первая из которых – заповедь о любви.  По словам Христа, отдавать десятину нужно, но этого явно не достаточно для праведности: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять.»  
"Пришедший Христос, Сын Божий, — говорится в "Апостольских Постановлениях", древнейшей компиляции христианских наставлений II-III вв., — подтвердил и исполнил Закон, а введенное отменил, хотя и не всё, но только тягчайшее, иное утвердив, а иное упразднив».

      "Закон  против благодати" - это на сегодняшний  день самый большой аргумент  против десятины. Нередко этот  контраст неудачно подобран. Многие  объединяют повеление соблюдать  субботу с повелением о десятине. Конечно же, христиане Нового Завета не обязаны соблюдать субботу со всеми ее правилами, узаконенными заветом Моисея 69. Однако еженедельный день отдыха - на основании сотворения мира Богом - был установлен до закона  и не был отвергнут Новым Заветом. Этот специально отведенный день был изменен на воскресенье, "день Господний", но принцип особого дня, отделенного для поклонения Богу, остается неизменным. 
       Христос исполнил весь Ветхий Завет и признал его существенность. Законы Ветхого Завета учили нас любить ближнего, и хотя не все конкретные правила относятся к нам, основные положения и определения остаются для нас полезными. Когда дело касается Ветхого Завета, мы должны быть осторожны и "не выплеснуть ребенка" (принцип действия) вместе с водой (предписание мелочей). 
Мы больше не приносим жертв, почему же мы должны приносить десятину? В этом есть очень большая разница. 
       Новый Завет особенно ясно говорит об отмене жертвоприношения. В Послании к Евреям говорится, что Христос обезоружил всю систему жертвоприношений.

       Но где в Новом Завете говорится  об отмене десятины ? 
Ведь Новый Завет говорит о добровольных пожертвованиях. Ветхий Завет также говорит об этом. Установленный минимальный стандарт подаяния не запрещает пожертвований свыше и более этого стандарта. 
       В Новом Завете указана причина, по которой ученики отдали все, что у них было. Деян.4:33 - "Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их". 
      С самого начала было понятно, что Новозаветные христиане, пребывающие под благодатью, не будут давать меньше их Ветхозаветных братьев. 

 
    Иисус и Его отношение  к Закону Моисея и
    к  материальным пожертвованиям
 
 
     Рассматривать данный раздел, необходимо с позиции, что автором Закона является Господь Иисус Христос. Бог Израилев ….открыл Себя и Свою волю через Тору …, послал Свою Премудрость направлять людей. Образ Логоса стал (например, для Филона) способом сказать о Промысле Божьем во вселенной; Логос почти отождествляется с Премудростью, 70
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.